Основные направления реализации принципов устойчивого развития в туризме Текст научной статьи по специальности «Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание»

Научная статья на тему 'Основные направления реализации принципов устойчивого развития в туризме' по специальности 'Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАКRSCI
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 71 — Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание
  • ВАК РФ: 08.00.05
  • УДK: 658.6;658.8;339
  • Указанные автором: ББК: Ч30я54

Статистика по статье
  • 1698
    читатели
  • 386
    скачивания
  • 1
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
  • УСТОЙЧИВЫЙ ТУРИЗМ
  • ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
  • ИНСТРУМЕНТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
  • ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Аннотация
научной статьи
по внутренней торговле и туристско-экскурсионному обслуживанию, автор научной работы — Максарова Екатерина Мункоевна

В статье автором исследуются вопросы реализации принципов устойчивого развития в сфере туризма, предлагается уточнение определения понятий «устойчивое развитие туризма» и «устойчивый туризм», а также рассматриваются проблемы организационно-экономического обеспечения концепции устойчивого развития туризма. The author of the article investigates the questions of practical realisation of sustainable development principles in tourism. The definitions of the concepts "sustainable development of tourism" and "sustainable tourism" are improved. The organisational and economic maintenance of the concept of sustainable tourism is considered.

Научная статья по специальности "Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание" из научного журнала "Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена", Максарова Екатерина Мункоевна

 
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по внутренней торговле и туристско-экскурсионному обслуживанию , автор научной работы — Максарова Екатерина Мункоевна

Текст
научной работы
на тему "Основные направления реализации принципов устойчивого развития в туризме". Научная статья по специальности "Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание"

Е. М. Максарова
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ТУРИЗМЕ
Работа представлена кафедрой экономики и управления социальной сферой
Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
Научный руководитель — доктор экономических наук, профессор Г. А. Карпова
В статье автором исследуются вопросы реализации принципов устойчивого развития в сфере туризма, предлагается уточнение определения понятий «устойчивое развитие туризма» и «устойчивый туризм», а также рассматриваются проблемы организационно-экономического обеспечения концепции устойчивого развития туризма.
Ключевые слова: устойчивое развитие туризма, устойчивый туризм, принципы устойчивого развития туризма, инструменты устойчивого развития туризма, особая экономическая зона.
E. Maksarova
GENERAL TRENDS OF REALISATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT PRINCIPLES IN TOURISM
The author of the article investigates the questions ofpractical realisation of sustainable development principles in tourism. The definitions of the concepts “sustainable development of tourism” and “sustainable tourism” are improved. The organisational and economic maintenance of the concept ofsustainable tourism is considered.
Key words: sustainable development of tourism, sustainable tourism, principles of sustainable tourism development, tools of sustainable tourism development, special economic zone.
К концу ХХ в. туризм занял лидирующее место в международных внешнеэкономических связях, стал оказывать серьезное воздействие на развитие экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом. Туризм сегодня не только крупнейшая, но и наиболее быстро развивающаяся отрасль мирового хозяйства.
Необходимость развития туризма в высшей степени очевидна: те блага, которые он дает как отдельным людям, так и экономике некоторых стран и целых регионов, не вызывают никакого сомнения. Однако туризм существенно отличается от других отраслей экономики: это очень сложный сектор. Туризм способен оказывать влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы. Как и другие экономические сектора, туризм потребляет ресурсы, создает отходы, порождая экологические, культурные и социальные издержки и выгоды. Имеется целый ряд негативных последствий развития туризма.
Можно выделить следующие основные негативные воздействия экологического, экономического и социокультурного характера: загрязнение окружающей среды; ухудшение эстетики ландшафтов; проблемы утилизации отходов и бытового мусора; ущерб историческим и природным памятникам; большая антропогенная нагрузка на территории; культурная деградация территории; чрезмерная коммерциализация; усугубление сложных социально-экономических проблем, связанных с наркоманией, алкоголизмом, проституцией, утечкой валюты из страны; необходимость усиления мер безопасности.
Учитывая все проблемы, возникающие вследствие бурного развития туристской индустрии, с которыми приходится сталкиваться туристам, местным жителям, управляющим структурам различного уровня, очевидно, что возникла необходимость комплексного решения сложившейся ситуации на основе концепции устойчивого развития. Для того чтобы ту-
ризм смог стать фактором социально-экономического развития региона, необходимо развивать туризм в соответствии с принципами устойчивого развития. Используя принципы концепции устойчивого развития, туризм может не только преодолеть сложности, но и вывести другие отрасли, функционирующие в данном регионе, на путь устойчивого развития.
На сегодняшний день нет широко принятого единого определения устойчивого туризма, и это закономерно, так как само понятие «устойчивое развитие» также еще не конкретизировано. Существующие определения носят весьма разрозненный характер.
Анализируя существующие определения, мы пришли к выводу, что необходимо разделять понятия «устойчивое развитие туризма», «устойчивый туризм» и «устойчивость в туризме», в то время как зачастую в литературе эти понятия используются как синонимичные. Эти определения могут иметь следующий вид:
Устойчивое развитие туризма — это такое развитие туризма, ориентированное на долгосрочный период, при котором достигается баланс в реализации экономических, экологических, социальных и культурных целей развития, учитываются интересы всех заинтересованных сторон (туристов, принимающих и направляющих дестинаций, местного населения), на основе рационального использования туристских ресурсов и всестороннего партнерства.
Устойчивый туризм — это такой вид туризма, при котором обеспечивается оптимальное использование ресурсов окружающей среды, поддерживаются социально-культурные особенности принимающих сообществ, обеспечивается жизнеспособность долгосрочных экономических процессов, учитывая их выгоду для всех заинтересованных кругов.
Устойчивость в туризме — подразумевает положительный общий баланс экологических, социально-культурных, и экономических воздействий туризма, а также положительное воздействие посетителей друг на друга.
Следуя пути устойчивого развития туризма, становится возможным уменьшение негативных последствий от развития туризма и максимально эффективное использование поло-
жительных эффектов от туристской деятельности. В соответствии с предлагаемой концепцией устойчивого развития туризма, необходимо не просто создать условия для развития туризма, но и подумать о последствиях этого процесса. В первую очередь позаботиться о местных жителях, условиях их труда и среде обитания, т. е. важно учитывать социальные и экологические последствия развития туризма.
В лице заинтересованных сторон нужного направления развития туризма должно выступать правительство как на локальном, так и на национальном и международном уровнях. Именно государство способно выступить в качестве регулирующей силы, способной, используя законы и налоги, экономические и правовые рычаги, определять условия развития. Триединство экономических, экологических и социальных целей в политике, проводимой государством, будет залогом успеха туристской деятельности.
Однако существует мнение, что не всякий вид туризма можно сделать устойчивым, следовательно, возникает вопрос: стоит ли этим заниматься вообще? Исследуя данный вопрос, можно встретить следующее предположение, что в отличие от пляжного туризма, который изначально не совместим с концепцией устойчивого туризма, некоторые виды туризма, такие как экотуризм, культурный туризм, сельский туризм, уже в своей основе являются более устойчивыми видами туризма. То же самое можно сказать и про массовый и индивидуальный туризм. В зарубежной литературе сама идея о том, что некоторые виды туризма не совместимы с концепцией устойчивого развития, является ключевым вопросом в дебатах по поводу устойчивого развития туризма. Она поощряет в дальнейшем развитии устойчивого туризма тех, кто занимается изначально «устойчивыми» видами туризма, и одновременно ставит в тупик тех, кто развивает изначально «неустойчивые» виды туризма, так как они, возможно, не смогут добиться успеха в этом вопросе.
В этой связи мы говорим о том, что необходимо стремиться сделать любой вид туризма более устойчивым. Нормы и практику управ-
ления устойчивым развитием туризма можно применять ко всем видам туризма. Сейчас, по своей сути, большинство видов туризма не соответствует критериям устойчивого развития, и необходимо стараться сделать их таковыми, переходить на новые принципы развития.
Исходя из этого, можно определить, что экономические цели развития туризма являются составляющей частью политики устойчивого развития туризма. На сегодняшний день нужно переосмыслить экономические цели развития как неотъемлемую часть устойчивого развития государства в целом.
Развитие устойчивого туризма прочно связано с качеством туристских услуг [1, с. 59]. Во многих отношениях качество услуг важнее, чем их количество, так как слишком большие объемы туризма могут легко превзойти пределы нагрузки, который может нести соответствующий регион, тем самым ставя под угрозу туризм в целом. Задачи, связанные с устойчивостью, можно решать благодаря качеству, которое может предложить туристам и местным жителям соответствующий район (дестина-ция): тишина и спокойствие, отсутствие пробок на дорогах, чистые вода и воздух, нетронутая природа — все это «ярлыки качества» для туристских центров и зон, которые при этом являются показателями устойчивого развития. Высокое качество туризма обеспечивается следующими условиями: наличием минимальных стандартов, максимально полным удовлетворением интересов и ожиданий туристов, оптимальным сочетанием качества и цены услуг.
Поскольку сама концепция устойчивого развития пока находится в стадии развития, а в экономике туризма еще масса неразрешенных проблем, механизмы устойчивого развития сферы туризма также не изучены до конца. Устойчивое развитие туризма — это очень обширный, сложный и трудноразрешимый вопрос. Тем не менее в последние годы были предложены некоторые идеи, которые в основном можно рассматривать как предпосылки для устойчивого туризма или как инструменты, помогающие достичь устойчивости в туризме, например, такие, как пропускная способность.
В настоящее время главной проблемой в концепции устойчивого развития туризма является недостаток инструментов реализации принципов устойчивого развития на практике. Существующие инструменты еще не позволяют развивать устойчивый туризм повсеместно и требуют дальнейших исследований и разработок.
В современной теории выделяют следующие инструменты устойчивого развития туризма: пропускной потенциал, индикаторы и мониторинг устойчивого развития туризма, демаркетинг, туристские сборы, управление посетителями, обучение и подготовка туристов и местных жителей, государственно-частное партнерство, обмен информацией и опытом, экосертификация, кодексы поведения и др.
Оценка практических результатов в сфере устойчивого развития туризма также затрудняется для нас сложностью процесса оценки масштаба некоторых проблем. Трудно оценить масштаб проблем, являющихся последствием развития туризма, например негативное влияние туризма на окружающую среду или социальную сферу. То есть субъективная оценка играет основную роль в процессе определения основных проблем, их масштабов и результатов проводимой деятельности. Например, понятие социального пропускного потенциала является, по сути, очень субъективным, и не будет единого мнения у двух экспертов по этому вопросу. Несмотря на то что понятие пропускного потенциала, несомненно, является очень полезным в рамках концепции устойчивого развития туризма, остается проблематичным вопрос использования этого понятия для помощи реализации принципов устойчивого развития в туризме. Дальнейшие исследования в данной области должны включать решение вопроса касательно использования пропускной способности как показателя в целях устойчивого развития туризма и контроль за его выполнением.
Также немаловажным является сложность определения фактических результатов, проводимых мероприятий в сфере устойчивого развития туризма. Отсутствуют эффективные,
общепринятые показатели устойчивого развития туризма, нет четкой системы индикаторов устойчивости развития туризма.
Один из принципов устойчивого туризма гласит, что туризм может быть устойчивым, только если местное сообщество будет вовлекаться в планирование и управление туризмом [3, р. 40]. Однако вряд ли можно себе представить, что сообщество сможет говорить «в один голос», всегда существует множество различных групп с различными интересами и точками зрения, которые не всегда могут достичь консенсуса между собой. Кроме того, возможность контролировать развитие местного туризма всегда будет ограничена властью самой индустрии (влиянием туроператоров, гостиничных цепей и пр.), главенствующим положением центральных органов власти и проводимой ими политики, в том числе финансовой.
Что касается местных сообществ, также необходимо помнить о том, что сообщества получают не только права, но у них появляются еще и обязанности. Они должны помнить о потребностях туристов и воспринимать их не как нежелательных гостей, присутствие которых нужно перетерпеть, а как желанных гостей, которые, кроме всего прочего, приносят немало экономических выгод местному населению.
Совершенно ясно, что устойчивый туризм не может быть развит усилиями только государственных органов и принцип партнерства играет первостепенную роль. Однако на таком конкурентном рынке, как туризм, частным предприятиям проблематично следовать принципам устойчивого развития, которые в краткосрочном периоде означают только увеличение стоимости услуг, а следовательно, потерю конкурентоспособности. Для мелких и средних предприятий индустрии туризма столь долгосрочные перспективы развития, которые рассматриваются в концепции устойчивого развития, не станут приоритетными [4, р. 35]. С другой стороны, при должном уровне управления устойчивое развитие туризма может выступать как фактор повышения конкурентоспособности на мировом уровне за счет повы-
шения качества услуг и снижения затрат (сокращение энерго- и водопотребления, уменьшение количества отходов).
Кроме того, до сих пор большинством авторов чаще всего акцент делается на состояние физической среды (окружающей среды), забывая при этом об экономической, психологической, социальной, культурной средах. Зачастую устойчивость сводится только к экологической составляющей, из чего следует неполноценное представление об устойчивом развитии туризма в целом. Немаловажную роль в переходе на принципы устойчивого развития должны играть экономические и социально-культурные преимущества и выгоды данного пути развития сферы туризма.
Еще одной проблемой является то, что чаще всего туризм в рамках устойчивого развития рассматривается одиночно. Необходимо помнить о том, что устойчивый туризм связан с устойчивым развитием в целом, в том числе с устойчивым развитием таких отраслей, как сельское хозяйство, транспорт и др. Устойчивый туризм — это вопрос устойчивого развития государства в целом.
Управление развитием туризма на основе государственно-частного партнерства все больше признается наиболее эффективным вариантом развития. Для этого важно, чтобы все субъекты туристского рынка были открыты для сотрудничества и активных совместных действий.
На сегодняшний день в России государственно-частное партнерство реализуется через создание особых экономических зон. Так, в 2007 г. было принято решение о создании семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ТР ОЭЗ) в различных регионах России. Одной из таких зон является ТР ОЭЗ «Байкальская гавань» в Республике Бурятия. На наш взгляд, развитие туризма на территориях особых экономических зон необходимо осуществлять, применяя концептуально новый подход к организации деятельности ОЭЗ, характеризующийся наличием комплекса современных экономических, организационно-управленческих и экологических механизмов, способствующих их
эффективному функционированию, — это устойчивое развитие туристско-рекреационных ОЭЗ.
Особое значение устойчивое развитие туризма приобретает для таких дестинаций, как Республика Бурятия, где основными объектами, привлекающими туристов в дестинации, являются уникальные участки всемирного наследия ЮНЕСКО. Мировая значимость озера Байкал обуславливает необходимость развития туризма и республики в целом на основе концепции устойчивого развития. Особая экономическая зона на Байкале — это прежде всего возможность изменить в лучшую сторону существующую ситуацию с экологией, являющуюся последствием бурного развития «дикого» неорганизованного туризма.
В этой связи целями региональной туристской политики в долгосрочной перспективе должны стать:
1. Экономическое благополучие и процветание. Обеспечить долгосрочную конкурентоспособность и жизнеспособность туристских предприятий, а также возможности для качественной занятости, предлагая достойную оплату и условия труда
2. Охрана окружающей среды и культуры. Минимизация загрязнения, деградации окружающей среды и использования ограниченных ресурсов для организации туристских видов деятельности, поддержка и расширение культурного богатства путем осуществления вклада в их познание и сохранение.
3. Отсутствие давления на социальную структуру общества. Повышение качества жизни местных сообществ с помощью туризма и вовлечение их в процессы планирования и управления туризмом.
Краткосрочными задачами для дестинаций является создание благоприятных условий для успешного развития устойчивого туризма, разработка концепции устойчивого развития туризма и конкретных механизмов по ее реализации.
Исходя из международного опыта развития устойчивого туризма можно выделить две важные предпосылки для устойчивости туризма:
1. Наличие надлежащих условий для успешной туристской деятельности, которым должны соответствовать предприятия туризма и дестинации: надежность и безопасность; качество средств обслуживания и оказываемых услуг; надежность информации для туристов и заинтересованных сторон, занятых в туризме; контакт с потребителем; благоприятная деловая среда.
2. Способность предвидеть перемены и не отставать от них. Стратегии и действия нужно осуществлять и корректировать в соответствии со свежей, актуальной информацией и прогнозами [2, р. 7—8].
Таким образом, турбизнес должен обеспечить безопасность и качественные услуги, а государство — предоставлять актуальную надежную информацию и создать благоприятные условия для бизнеса и туриста.
Меры, необходимые для устойчивого развития туризма на уровне региона:
• Четкая координация и объединение усилий всех заинтересованных сторон — государственных органов, бизнес-структур, общественных ассоциаций и объединений, научноисследовательских и образовательных учреждений и самих туристов.
• Признание и реализация на практике принципов устойчивого развития туризма, разработка стратегий устойчивого развития туризма в дестинациях.
• Совершенствование существующей законодательной базы развития туризма, определение предельно допустимых норм нагрузки на окружающую среду, пропускной способности природных территорий и правил поведения туристов.
• Следует наиболее эффективно использовать такие инструменты, как оценка воздействия туризма на окружающую среду, определение набора индикаторов устойчивого развития туризма для дестинаций, экологический менеджмент и экологический аудит, разработка системы сертификации для предприятий, применяющих подходы устойчивого развития.
В заключение отметим, что развитие туризма — это своеобразное искусство, нужно найти четкую, продуманную концепцию того, как
грамотно вписаться в уникальный природный ландшафт, при этом учитывать интересы местных жителей и туристов, государства и бизнеса. Ключевым моментом является изменение подходов к ценообразованию, налогообложению, темпам развития туризма и объемам туристских потоков, которые в сочетании с целостным подходом и долгосрочным плани-
рованием могут стать действенными механизмами реализации стратегии устойчивого развития туризма. Разумные ограничения, ориентация на потребности дестинации, обмен опытом, доступность информации и предупредительные действия в управлении могут служить основой для устойчивого развития туризма в нашей стране.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Широков Г. И., Калихман А. Д., Комиссарова Н. В., Савенкова Т. П. Экологический туризм: Байкал. Байкальский регион. Иркутск: Оттиск, 2002. 192 с.
2. Action for more sustainable European tourism. Final Report of the Tourism Sustainability Group, 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu
3. Sustainable tourism development: guide for local planners. WTO. Madrid, 1993.
4. Swarbrooke J. Sustainable tourism management. CABI Publishing. London, 1999.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх