Научная статья на тему 'Основные направления развития туристского кластера в регионах Северо-Кавказского федерального округа'

Основные направления развития туристского кластера в регионах Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
725
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ГОСТИНИЦА / ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Печерица Е.В.

В статье рассмотрены показатели эффективности функционирования туристских организаций в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). Проанализированы влияние туристских кластеров на региональное развитие, показатели эффективности деятельности туристских предприятий в СКФО. Предложены направления и мероприятия по развитию туристского кластера в регионах Северо-Кавказского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития туристского кластера в регионах Северо-Кавказского федерального округа»

УДК 338.486: 711.2

основные направления развития туристского кластера в регионах северокавказского федерального округа*

е. в. печерица,

кандидат социологических наук, доцент кафедры управления предпринимательской деятельностью

E-mail: helene8@yandex. ш Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

В статье рассмотрены показатели эффективности функционирования туристских организаций в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). Проанализированы влияние туристских кластеров на региональное развитие, показатели эффективности деятельности туристских предприятий в СКФО. Предложены направления и мероприятия по развитию туристского кластера в регионах СевероКавказского федерального округа.

Ключевые слова: кластер, гостиница, туризм, индустрия гостеприимства.

Неустойчивое состояние российской экономики, обусловленное ее низкой конкурентоспособностью, приводит к нарастанию финансово-экономических проблем регионов, углублению и без того высокой межрегиональной дифференциации социально-экономического развития РФ [2].

Одним из важнейших видов экономической деятельности в мировом масштабе является современный туризм. Многие государства рассматривают его как важный инструмент достижения устойчивого развития и диверсификации региональных экономик [3]. Он позволяет решать широкий спектр

* Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития СПб ГУСЭ на 2012—2016 гг. Проект 2.2.3. Научно-образовательный центр социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма.

важнейших социально-экономических задач. Однако Россия, обладающая мощнейшими туристскими ресурсами, существенно отстает в развитии туризма от других стран [1].

Доля туристских услуг в валовом внутреннем продукте России составляет 2,5 %. А в странах с развитым туристическим сектором эта доля достигает 6—8 %. Существует ряд проблем, препятствующих развитию организаций в индустрии туризма Российской Федерации:

— несоответствие качества оказываемых услуг и цен на них;

— нехватка квалифицированных трудовых ресурсов;

— низкая инвестиционная активность.

Неразвитость в России внутреннего туризма ведет к тому, что туристские территории не получают выгод от этого вида деятельности.

Для преодоления сложившейся ситуации необходим современный подход к развитию сферы туризма — кластерный подход. Он базируется на взаимодействии и сотрудничестве организаций, функционирующих в туристско-рекреационной сфере, науки и государственных структур.

В результате обобщения характерных особенностей кластера было сформулировано его определение. Кластер — это открытая система географически близких организаций родственных и поддерживающих отраслей, научно-исследователь-

Таблица 1

Влияние туристских кластеров на региональное развитие [6]

Субъекты Воздействие на главные сферы развития региона

экономическая Социально-культурная эколого-природная

Регион и предприятия Диверсификация деятельности предприятий региона; расширение рынков для местных товаров и услуг Предотвращение миграции, особенно в удаленных горных и сельских районах Создание предпосылок устойчивого развития региона на основе рационального природопользования

Экономическая и социальная инфраструктуры Развитие инфраструктуры региональной экономики: страхование, банковский сектор, транспорт, сервис Развитие культурной (концерт-но-театральной, выставочной, др.) и спортивной сфер региона Развития экологически чистых форм сельского хозяйства и перерабатывающих производств

Наука и культура Повышение инновационной активности предприятий, развитие науки и образования Вклад в развитие национальной культуры, местных традиций и сохранение памятников культуры Сохранение памятников природы и уникальных природных объектов

Специализация, народные промыслы, нетрадиционная медицина Расширение участия в межрегиональном и международном разделении труда Поддержание традиционных форм хозяйствования и народных промыслов Развитие народной медицины, фитотерапии, акватерапии и др.

Бюджет и охрана природы Рост занятости местного населения и доходов в бюджеты всех уровней Средовое развитие региона Поддержание исследований по охране природы

Составлено автором.

ских учреждений и публичного сектора, одновременно взаимодействующих и конкурирующих друг с другом в определенной сфере, что в результате приводит к синергетическому эффекту и усилению инновационной активности.

Главным условием успешного развития кластера является сотрудничество внутри него публичного сектора, бизнеса и науки. Иными словами, кластер должен базироваться на принципе «тройной спирали».

В индустрии туризма находят подтверждение как общие закономерности образования и функционирования кластеров, так и специфика

Экономические условия

Административный блок

Инфраструктура

У

Составлено автором. Рис. 1. Структура кластера

их проявления в этой сфере. Сущность кластера раскрывается через взаимосвязи входящих в него фирм, которые предстают в виде цепочек добавленной стоимости.

Выявлено влияние туристких кластеров на региональное развитие (табл. 1).

Структуру кластера можно представить в следующем виде (рис. 1).

Показатели, характеризующие состояние туризма в регионах СКФО, отражены в табл. 2

Из анализа данных табл. 2 видно, что уровень развития транспортной инфраструктуры в Ставропольском крае существенно выше, чем в других регионах СКФО. Если опираться на данные, характеризующие развитие туристской инфраструктуры, то нетрудно заметить, что количество гостиниц, специализированных средств размещения, стадионов в Ставропольском крае в разы превышает аналогичные показатели в других регионах СКФО.

Таким образом, можно сделать вывод, что все субъекты, входящие в состав СКФО, имеют высокий потенциал развития туризма и туристских кластеров, что обусловлено богатством и многообразием природно-рек-реационных и культурно-историчес-

У

•1ГЭЬ 'ИИНЭ1ГЭЭВН •1гэь ооо х вн яос1хвэх ИЭ1ГЭХИС1Е чхэоннэиэи]^ 2010 о СЛ о 5 6 2 9 т г- 2 9 00 т 00

•Кэ 'ИИНЭ1ГЭЭВН чгэь ООО I вн ЯЭЭЕ^М ИИНЭ1ЛЭЭОИ ОЦ-ЭИ]^ 2010 г- 7 6 9 5 6 о 6 4 ^ т т г^

•Сэ 'ээ1го<) и хээм 005 I вн ||К1:ил°9И(| | э 1чнои1/вхэ 2010 СЛ 00 т т

•Сэ '|Я|||Л)||ЛКЯ!(| яхэСэс1э XIЧHHBЯOdИEИIrBИlIЭПЭ ОТГЭИ]^ 2010 т г^ 00 т 6 3 о г^ 6 О ^

Н£ЭНЭ<1Э Х1ЧННИХ01ГВНВ И (1111111100 1 ОЦ-ЭИ]^ 2010 о г^ 9 6 3 т 9 9 9

шэихгнЬюп тчмшпюнюиоикЬнолл э хинчиидомохяв ЭЭЯ ИГШ«ПГЭ]Е£ 2010 53,7 41,3 34,3 52,4 54,0 47,0 36,0 84,0

JodoIr ихэоннэжкх(^11 мош^о я шэихгнЬюп гачК ^эях э Jodol/ Х1чнч1ги<) -ОМОХЯВ ЭЭЯ И1ЧНЧ1ГЭ1/£ 2010 81,0 94,5 59,2 79,4 89,6 91,8 57,3 95,8

ВРП в текущих ценах, млн руб. 2010 887 605,6 | 285 278,9 | 21 536,7 | 76 056,5 43 324,1 74 844,8 | 69 675,7 | 316 888,9

2009 786 670,9 | 257 832,7 | 18 953,3 | 65 660,1 38 584,1 64 081,4 | 64 308,3 | 277 251,0

2008 728 230,9 | 216 277,2 | 19 172,9 | 58 093,4 35 714,2 57 707,4 | 66 273,8 | 274 992,0

2007 573 220,1 | 156 928,8 | 16 812,4 | 48 908,7 27 469,7 52 804,8 | 48 056,1 | 222 239,6

2006 457 117,5 | 124 153,5 | 9 033,5 | 43 309,7 23 260,1 43 341,2 | 32 344,4 | 18 1675,1

Регион |СКФО | Республика Дагестан | Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черке сская Республика |РСО-Алания | Чеченская Республика Ставропольский Край

ких ресурсов. Однако одной из основных проблем создания кластеров является недостаток финансирования. А неразвитая инфраструктура требует дополнительных инвестиций, что еще больше усугубляет существующую проблему. Особенно остро она наблюдается в республиках. Поэтому на данном этапе развития СКФО наиболее целесообразно и экономически выгодно создание и развитие кластера туристско-рекреационного типа в Ставропольском крае.

При исследовании кластера Ставропольского края использовалась методика, основанная на его идентификации, т. е. определения его границ, географического каркаса, структуры и отличительных характеристик, предложенная Ю. Ю. Морозовой [4]. Кластер идентифицируется по следующим признакам:

— уникальные туристско-рекреаци-онные ресурсы;

— конкурентные преимущества;

— наличие развитой инфраструктуры;

— способность организаций туристского бизнеса привлекать У1Р-персон;

— устойчивые экономические связи и взаимодействия между участниками кластера;

— наличие институтов поддержки организаций туристского бизнеса.

Ставропольский край отличается наличием уникальных туристских ресурсов. Особо выделяется территория Кавказских Минеральных Вод — группа бальнеологических курортов в пределах | Ставропольской возвышенности и север-| ных склонов Кавказа. Курортный район сц уникален за счет обилия и разнообразия 1 минеральных источников, благоприятного § климата. Здесь имеются лечебные грязи о Тамбуканского озера (первый признак). | Подтверждением конкурентоспособ-

^ ности турпродуктов региона (второй при-

§

§ знак наличия туристско-рекреационного

| кластера) является то, что Кавказские

| Минеральные Воды — это крупнейший

£

а и один из старейших курортных регионов

^ Российской Федерации, являющийся ос-

Таблица 3

Динамика роста организаций туристского бизнеса Ставропольского края

в 2006—2010 гг. [7]

Регион 2006 2007 2008 2009 2010

Число гостиниц и аналогичных средств размещения, ед.

СКФО 161 167 173 198 220

Ставропольский край 84 83 83 94 99

Удельный вес гостиниц Ставропольского края, %%

В СКФО 52,2 49,7 48 47,5 45

Число специализированным средств размещения, ед.

СКФО 208 200 188 233 235

Ставропольский край 113 113 112 112 124

Удельный вес специализированным средств размещения Ставропольского края, %%

В СКФО 54,3 56,5 59,6 48,1 52,8

Число коллективным средств размещения, ед.

СКФО 369 367 361 431 455

Ставропольский край 197 196 195 206 223

Удельный вес коллективным средств размещения Ставропольского края, %%

В СКФО 53,4 53,4 54,0 47,8 49,0

Составлено автором по данным Росстата.

новным центром лечебного туризма в России. Он славится своими предприятиями санаторно-курортного типа (табл. 3).

Удельный вес туристских организаций Ставропольского края составляет весьма существенную часть от общего количества данных организаций СКФО. Наблюдается постоянный рост в течение всего исследуемого периода числа гостиниц и аналогичных средств размещения как в Ставропольском крае, так и в целом по СКФО.

На территории Ставропольского края и Кавказских Минеральных вод развита транспортная инфраструктура (третий признак туристско-рек-реационного кластера), включающая крупные международные аэропорты в Ставрополе и Минеральных водах, крупнейшие железнодорожные узлы (Ставрополь, Невинномысск, Минеральные воды), автомобильные узлы (Невинномысск, Пятигорск).

Ставропольский край (в том числе Кавказские Минеральные воды), интересен для У1Р-персон (четвертый признак существования кластера). Регион становится местом проведения международных конференций, встреч российских правительственных делегаций со своими иностранными партнерами.

В туристской и взаимосвязанных с ней сферах сформирована конкурентная среда, которая создает основу для развития кластера (пятый признак наличия кластера).

Важную роль в поддержке организаций бизнеса в сфере туризма, действующих в Ставропольском

крае, играют региональные органы управления (шестой признак туристско-рекреационного кластера). В частности, функционирует министерство курортов и туризма Ставропольского края.

В ходе проведения идентификации выявлено, что Ставропольский край обладает большим турист-ско-рекреационным потенциалом:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— наличие уникальных туристских ресурсов;

— развитая инфраструктура;

— конкурентоспособные турпродукты региона;

— возрастающий интерес ко всему краю со стороны иностранных граждан;

— способность края привлекать У1Р-персон и др.

Таким образом, проведенная идентификация позволяет сделать вывод о существовании признаков наличия туристско-рекреационного кластера Ставропольского края. Несмотря на высокий потенциал развития туристского кластера Ставрополья, на данный момент он находится на этапе возникновения, т. е. представляет собой слаборазвитый кластер. Существует критическая масса предприятий, учебных заведений, но кооперации как таковой нет, отсутствует саморегулирование деятельности участников кластера. Однако подвижки в данном направлении имеются. Создано и функционирует министерство курортов и туризма Ставропольского края, которое разрабатывает и реализует проекты по развитию туристского кластера, постепенно создается основа для дальнейшего развития.

Результаты системного исследования предпосылок и проблем формирования туристско-рекре-ационного кластера Ставропольского края интерпретированы в методике SWOT-анализа.

1. Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):

— прогнозируемый рост мирового рынка туризма и рекреации;

— приоритетное развитие межрегионального туризма, особенно в соседние страны;

— востребованность уникальных национальных и региональных ресурсов туризма и рекреации.

2. Сильные стороны региона

— разнообразие ландшафтно-климатических зон и выразительность природы Ставрополья;

— богатейший историко-культурный потенциал;

— большое количество памятников природы, заказников и заповедников федерального значения;

— обилие типов и крупных по мировым масштабам запасов столовых и минеральных вод;

— наличие лечебной тамбуканской грязи, не имеющей аналогов в мире;

— положительный исторический опыт по формированию и функционированию крупного многопрофильного туристско-рекреационного комплекса;

— уникальность и многообразие действующих и формируемых маршрутов туризма, альпинизма, горнолыжного спорта;

— развитая туристская инфраструктура.

3. Потенциальные внешние угрозы (Т):

— макроэкономические риски;

— финансовые риски;

— техногенные и экологические риски;

— геополитические риски;

— международные риски;

— высокая межстрановая и межрегиональная конкуренция.

4. Слабые стороны региона

— неразвитость общей рыночной инфраструктуры региона;

— отсутствие выразительного брендинга, национального и международного маркетинга ту-ристско-рекреационных услуг региона;

— отсутствие кооперации предприятий для совместной деятельности в рамках кластера;

— отсутствие стратегии по формированию туристско-рекреационного кластера региона;

— недостаточный уровень сервиса и качества рекреационных услуг;

— низкий уровень инвестиций в рекреационный сектор экономики;

— существенное преобладание выездного туризма и рекреации над внутренним;

— отстающие темпы подготовки специалистов для сферы туризма.

Автором была произведена оценка деятельности туристских организаций Северо-Кавказского федерального округа, основываясь на следующем алгоритме, с использованием предложенных критериев и показателей оценки эффективности деятельности:

— сбор и обработка информации, необходимой для проведения аналитических процедур;

— расчет показателей, сгруппированных в соответствии с критериями эффективности организации туристского бизнеса (см. табл. 2).

Приведем показатели эффективности и порядок их расчета.

1. Показатели эффективности использования номерного фонда.

1.1. Коэффициент загрузки коечного фонда:

К = К ф / К ,

з д. ф д. м'

где Кд ф — фактическое число обслуженных койко-дней за период;

К — максимально возможное число обслу-

д. м

живания койко-дней за период при полной загрузке.

1.2. Средняя длительность пребывания на 1 койко-месте, дней:

ДП = К ф / Ч,

^ д. ф р'

где Чр — число обслуженных отдыхающих (за период).

1.3. Количество дней работы койко-места:

Д=к ф / к,

д. ф

где К — среднегодовое число коек в продаже.

1.4. Оборот койко-места (номера): О = Ч / К.

к. м р

2. Показатели экономической эффективности туристского обслуживания.

2.1. Выручка в расчете на 1 койко-день:

ВК = В / К ф,

д д. ф

где В — выручка от реализации туристских услуг.

2.2. Затраты в расчете на 1 койко-день:

ЗК = З / К ф,

с д. ф'

где Зс — суммарные затраты, связанные с оказанием туристско-рекреационных услуг.

2.3. Прибыль в расчете на 1 койко-день: ПРК = П / К ф,

у д. Ф'

^ / / / / # О"

/ / / / / °

* / / / /

Рис. 2. Коэффициент загрузки коечного фонда туристских предприятий СКФО в 2010 г

где Пу — прибыль организации от оказания услуг. ^

2.4. Рентабельность оказания туристских услуг: ^

ry = П / З. v§

У у с J3

2.5. Рентабельность продаж туристских услуг: ^

R = П / В.

у

2.6. Доход гостиниц формируется, с одной стороны, средней ценой продажи, а с другой — загрузкой номерного фонда. Произведение этих составляющих дает доход на номер (Rev PAR — Revenue Per Available Room) — один из базовых элементов экономики гостиничных предприятий. Доход в данном случае представляет собой выручку от про- ® дажи номеров, не включая издержки: м

Rev PAR = вся выручка от сдачи номеров / общее число О номеров в гостинице (рассчитан за год). ¡^

2.7. Средний доход на гостя: W

Rev PAC = вся выручка от сдачи номеров / общее число я

гостей, принятых в гостинице (рассчитан за год). «

Расчет произведен на основе статистических данных §

Росстата (табл. 4). 2

В результате анализа показателей эффективности рабо- о

ты туристских организаций (см. рис. 2, 3, 4, 5) был сделан я

вывод о том, что Ставропольский край является достаточно £

благоприятным регионом для осуществления и развития g

туристско-рекреационной деятельности. К примеру, коэф- Й

фициент загрузки коечного фонда в Ставропольском крае в к

разы превышает аналогичные показатели по всем регионам я

СКФО и равен 0,61.0чень высокая производительность g

а

труда в сфере туризма в крае. Данный показатель также я существенно выше в Ставропольском крае по сравнению с * республиками округа и составляет 462 тыс. руб. А в осталь-

ных регионах производительность труда в туризме не превы- я шает 306 тыс. руб. Выручка номерного фонда на 1 гостя (Rev

РАС) в Ставропольском крае составляет 15,61 тыс. руб., а ® выручка на 1 номер в день равна 1 700 руб. Данные значения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о X

и —

н

<и &

&

т Я

ч

S3 «

а

О

•jj^d чмчх ijyj лэ}[ ,0 2, ,0 3, ,5 9, ,8 4, ,7 8, ,6 5, ,7

•jj^d чмчх i}ff/j лэ}[ чо о" 0, ,4 0, ,5 0, ,4 0, ,6 0, ,7 1,1

eEtfdx чхэон -4if3XHl/oaEHod]j 304,39 | 305,69 | 286,25 | 207,77 | 194,16 | 225,47 | 462,02 | 426,78 |

хЛгаМХх jKBCodn чхэончсэдвхнэд —0,15 | 0,28 0,20 —0,32 | —0,54 | 3 ,0 —1, -0,35 —0,31

j^ifai -dXx ИИНВЕВЯО чхэончсэдвхнэд —0,13 0,39 0,25 —0,24 | —0,35 | —0,51 —0,26 | —0,24 |

•jj^d -Э1чх 'чнэС -ояиоя х вн эхэь -rad я 4iri4<)Hdu —0,10 I 0,08 0,14 3 —1, —0,26 | —7,59 | —0,53 —0,38 |

•jj^d -Э1чх 'чнэС -ояиоя х вн эхэь -rad я nxedxeg 0,73 0,22 0,55 4,69 0,75 14,98 2,03 0 ,6

•jj^d -Э1чх 'чнэС -ояиоя х вн эхэь -rad я гсшиЭДмд 0,63 0,30 0,68 3,57 0,49 7,39 <N <N

вхээм -ояиоя xodojjo 9,99 9,69 17,94 14,89 13,59 17,95 21,51 16,43

ИЛИ) 'эхээм -ОЯИОЯ X вн иин -BHi4<)3dn чхэон -Ч1ГЭХИ1Г1/ иинЕ^э 11,87 6,80 4,33 2,66 9,76 8 10,36 9,54

i;1iio(|) ох -ОНЬЭОМ HME^djBE |||.~>||)|||(|)(|)ГО>] 0,33 0,18 ,21 0, 0, 0,36 0,06 ,61 0, 0,43

Регион ¡Кабардино-Балкарская Республика ¡Карачаево-Черкесская Республика ¡Республика Дагестан ¡Республика Ингушетия ¡Республика Северная Осетия — Алания] ¡Чеченская Республика ¡Ставропольский край ¡Сечеро-Кавказский федеральный округ |

-—

■ Rev PAR

Ш Rev PAC —ttes—

Рис. 3. Показатели Rev PAR и Rev РАС по регионам СКФО в 2010 г.

500,00 450,00 400,00 350,00 300,00 250,00 200,00 150,00 100,00 50,00 0,00

462,02

Рис. 4. Показатели производительности труда туристских предприятий в СКФО в 2010г.

4 о/ ^ #

</ зГ # > °

У </

Рис. 5. Показатели выручки и затрат туристских предприятий СКФО в 2010г.:

1 — выручка в расчете на 1 койко-день, тыс. руб.; 2 — затраты в расчете на 1 койко-день, тыс. руб.

показателей говорят о высокой эффективности гостиничного бизнеса Ставропольского края. Однако стоит обратить внимание на показатели выручки и затрат в расчете на 1 койко-день и показатели рентабельности. Показатели затрат превышают показатели выручки, а значения показателей рентабельности находятся на уровне отрицательных. Изучив и проанализировав все эти показатели в комплексе, можно сделать вывод, что такая ситуация обусловлена не низкой эффективностью работы туристских предприятий и их убыточностью, а высокой долей теневых доходов, которые не отображаются в финансовой отчетности организаций.

Таким образом, проведенный анализ позволяет оценить уровень эффективности организаций туристского кластера Ставропольского края как весьма высокий. На основе анализа, выявленных преимуществ и недостатков туристско-рекреа-ционного кластера Ставрополья можно предложить комплекс мероприятий по развитию кластера (табл. 5).

Таким образом, для повышения конкурентоспособности исследуемого кластера необходимо:

— создание системы образовательного партнерства;

— проведение активного маркетинга территории;

— стимулирование привлечения инвестиций путем налоговых льгот, субсидирования, налоговых кредитов и предоставления туристических площадок на выгодных условиях;

— создание системы государственно-частного партнерства.

Реализация данных способов будет способствовать станов-

Таблица 5

Предлагаемые направления и мероприятия по развитию туристско-рекреационного кластера Ставропольского края

Направление Мероприятия

Формирование и развитие системы рекламно-информационного обеспечения туристского кластера Создание информационного сайта кластера; создание единой туроператорской региональной сети с единым каталогом данных о всех рекреационных учреждениях региона; выпуск справочников кластера; продвижение позитивного бренда туристского региона; установление эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера; формирование коммуникационных площадок для потенциальных участников туристского кластера

Оптимизация процесса сертификации для участников кластера Аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии; реализация программы по субсидированию сертификации для малого бизнеса

Финансовое обеспечение кластера Финансовая поддержка государством инвестиционных проектов путем предоставления грантов на конкурсной основе; льготное налогообложение или снижение налоговых ставок на федеральном уровне; налоговое стимулирование реализации кластерных инициатив по налогам, зачисляемым в бюджет муниципалитета; предоставление налоговых льгот регионального и муниципального уровней в рамках создания особых экономических зон регионального уровня; предоставление субсидий государства на реализацию мероприятий по организационному развитию кластера; финансирование туристской деятельности из средств федерального бюджета в рамках реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Разработка мероприятий по обеспечению безопасности Установка средств видеонаблюдения в местах наибольшего скопления людей и курортных зонах; увеличение количества сотрудников органов правопорядка, патрулирующих в курортных зонах и местах большого скопления людей; разработать и внедрить систему штрафов и санкций за нарушение правил правопорядка, ужесточение существующих правил; пропаганда толерантности посредством телевидения и плакатов

Реализация мер по стимулированию сотрудничества между участниками кластера Формирование управляющей группы из представителей разных заинтересованных организаций или специализированной организации по содействию кластерному развитию, обеспечивающей координацию деятельности его участников; организация конференций, семинаров, рабочих групп, создание специализированных интернет-ресурсов и электронных списков рассылки; совместная разработка планов и стратегий развития кластера

Повышение качества управления на предприятиях Содействие региональных и муниципальных органов власти предоставлению консультационных услуг предприятиям участников кластера в области менеджмента; внедрение и сертификация предприятиями системы управления качеством в соответствии со стандартами ИСО 9000:2000, а также иными стандартами качества и подтверждения соответствия

Повышение эффективности системы профессионального и непрерывного образования Обеспечение сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями; совместная с краевыми вузами разработка учебных планов и образовательных курсов; проведение обучения кадров: кластерным технологиям, маркетингу, ведению переговоров

Разработка на федеральном уровне методологического и методического сопровождения использования кластерного подхода в региональном развитии Привлечение зарубежных специалистов, представителей органов власти, бизнеса, научно-исследовательских и образовательных учреждений, имеющих практический опыт создания кластеров, для разработки программ по развитию кластера

Составлено автором.

лению кластера туризма Ставропольского края как «развитого». В свою очередь это позволит ему полноценно выполнять свою функцию в качестве фактора, обеспечивающего конкурентные преимущества региона на рынке туристических услуг. В результате такой подход приведет не только к совершенствованию сферы туризма, но и к развитию всего региона и повышению уровня благосостояния его жителей.

Список литературы

1. Зубакова Н. Н. Кластерный подход ведения туристского бизнеса как инструмент развития туризма в России // Сервис в России и за рубежом 2010. № 3.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. URL: http:www. economy. gov. ru.

3. Корчагина Н. А. Особенности реализации кластерных инициатив в туризме / Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. «Экономика». 2010. № 1.

4. Морозова Ю. Ю. Кластерный подход к управлению организациями туристского бизнеса. Сочи. 2011.

5. Печерица Е. В. Кластеризация гостиничного бизнеса как инструмент конкуренции для усиления привлекательности региона (на примере СевероКавказского федерального округа) // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 38.

6. Созиева З. И. Формирование стратегии кластерного развития туристско-рекреационного комплекса региона. М. 2009.

7. URL http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.