Научная статья на тему 'Основные направления развития страховых взносов во внебюджетные фонды России'

Основные направления развития страховых взносов во внебюджетные фонды России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2373
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / СТАВКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ / КРИТЕРИАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Марина Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению основных направлений преобразований в отношении страховых взносов во внебюджетные фонды. Автором предлагается новая концепция формирования страховых взносов, которая базируется на необходимости перераспределения обязательств по уплате взносов между хозяйствующими субъектами и физическими лицами. Модель страховых взносов предполагает предоставление налогового вычета для физических лиц по налогу на доходы физических лиц на сумму уплаченных взносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic trends of social contributions development in Russia

The article is devoted to the basic trends of social contributions development. The author offers a new social contributions idea based on necessary redistribution of liabilities on social contributions between employers and employees. The model determines an income-tax deduction on social contributions for employees.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития страховых взносов во внебюджетные фонды России»

15.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РОССИИ

Абрамова Марина Сергеевна, соискатель кафедры «Общественные финансы, бухгалтерский учет и аудит» Московского городского университета управления Правительства Москвы. Должность: консультант

Место работы: ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты»

abramovams@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных направлений преобразований в отношении страховых взносов во внебюджетные фонды. Автором предлагается новая концепция формирования страховых взносов, которая базируется на необходимости перераспределения обязательств по уплате взносов между хозяйствующими субъектами и физическими лицами. Модель страховых взносов предполагает предоставление налогового вычета для физических лиц по налогу на доходы физических лиц на сумму уплаченных взносов.

Ключевые слова: страховые взносы, ставки

страховых взносов, факторы, влияющие на страховые взносы, модель формирования страховых взносов, критериальный коэффициент уплаты страховых взносов.

BASIC TRENDS OF SOCIAL CONTRIBUTIONS DEVELOPMENT IN RUSSIA

Abramova Marina Sergeevna, Moscow City Government University of Management. Consultant.

Place of employment: Financial and Accounting Consultants, Ltd

abramovams@gmail.com

Annotation: The article is devoted to the basic trends of social contributions development. The author offers a new social contributions idea based on necessary redistribution of liabilities on social contributions between employers and employees. The model determines an income-tax deduction on social contributions for employees.

Keywords: social contributions, social contributions rates, social contribution factors, social contributions model, guideline factor of social contributions payment.

Экономические преобразования, имеющие место в России, определяют объективную необходимость пересмотра укоренившихся представлений о порядке финансирования и обеспечения необходимыми ресурсами современных социальных институтов, а также их рационального использования.

Основными финансовыми институтами по

обеспечению социальными выплатами на

сегодняшний день стали внебюджетные фонды, одним из базовых источников доходов которых являются страховые взносы. Современная модель формирования страховых взносов помимо прочего характеризуется увеличивающейся долей

межбюджетных трансфертов из федерального

бюджета в ряде фондов, прежде всего в Пенсионном фонде. Поэтому назрела объективная необходимость совершенствования модели взимания страховых взносов.

Изучение действующей практики исчисления

страховых взносов свидетельствует о том, что на формирование доходов внебюджетных фондов оказывает влияние ряд факторов. На основе

систематизации и группировки оснований, влияющих на структурный состав страховых взносов, были определены воздействующие на них факторы. Первая группа включает в себя демографические факторы. Вторая направлена на выявление социальных

факторов, а именно социальной ответственности организаций. В рамках экономической составляющей были выявлены такие факторы, как размер заработной платы работников и налоговой нагрузки организаций.

Анализируя механизм формирования отчислений на социальные нужды посредством страховых взносов и принимая во внимание мировой опыт организации обложения взносами на социальное обеспечение

стоит отметить принципиально иной подход к формированию внебюджетных фондов. Основным отличительным признаком существующей практики взимания страховых взносов можно считать исключение из участия в формировании доходов внебюджетных фондов самих получателей социальных пособий, т.е. физических лиц, осуществляющих трудовую деятельность.

Плательщиками страховых взносов необходимо закрепить физических лиц, осуществляющих трудовую деятельность, не являясь при этом индивидуальными предпринимателями. Таким образом, предлагается модель формирования страховых взносов, основанная на перераспределении налоговых обязательств между хозяйствующими субъектами и физическими лицами.

Рассмотрим подробнее влияние экономического фактора, а именно размера заработной платы, на составляющие части предложенной модели совершенствования системы взимания страховых взносов, учитывая вышеизложенное.

Уровень заработной платы можно регулировать с помощью минимального размера оплаты труда (МРОТ) на соответствующую дату, а также средней заработной платы по всем отраслям экономики. Последнее возможно благодаря тому, что при проверке начисленных и перечисленных налогов налоговые органы используют указанный показатель в работе. Отметим, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения [1; ст.133]. Тем не менее, это требование законодательно не соблюдается, поскольку оно вводится в действие специальным федеральным законом, которого пока не существует (табл.1).

Определенной зависимости МРОТ от величины прожиточного минимума на основании анализа выявить не представляется возможным. В среднем с 2009 года она составляет 73 %1. Принимая во внимание этот факт, а также отсутствие нормативного регулирования в части приравнивания МРОТ к прожиточному минимуму, за фактор, влияющий на заработную плату, будем принимать МРОТ. Отметим, что МРОТ используется для целей обязательного социального страхования [2; ст.3], а, следовательно, может быть использовано и для страховых взносов.

Величина заработной платы и соответственно фонда оплаты труда организации напрямую связана с нагрузкой отчислений взносов во внебюджетные

1 Оценка произведена автором на основании средней взвешенной величины за 2009,2011 и 2013 гг.

фонды. Именно здесь и возникает конфликт интересов работодателя в отношении обязательных платежей на цели социального страхования, а также работника в отношении его будущих пенсионных начислений.

Таблица 1

Соотношение МРОТ и прожиточного минимума

во временном интервале

Дата Величина МРОТ, руб. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, руб. Соотношение МРОТ и прожиточного минимума

01.01.2013 5205 7263 0,72

01.06.2011 4611 6986 0,66

01.01.2009 4330 5497 0,79

Средняя заработная плата по стране также тесно связана с МРОТ (табл. 2). При вычислении коэффициента корреляции между величинами МРОТ и средней заработной платой в период с 1998 по январь 2013 гг. выявлена весьма тесная связь, поскольку коэффициент равен 0,97. При прогнозировании данного соотношения на 3 года по уравнению тренда указанное соотношение стремиться к росту (рис.2). Следовательно, при росте отношения и неизбежном росте средней заработной платы согласно Прогнозу социально-экономического развития РФ на 2010-2030 гг. (на 3,8% в год при консервативном прогнозе [3]) МРОТ должен автоматически расти для сохранения отношения. Среднее значение индикатора отношения, рассчитанного на 3 года (среднесрочное планирование), может служить критерием для оценки. Выбор трехлетнего периода для расчета обусловлен тем, что с 2008 г. в России предусмотрено среднесрочное планирование федерального бюджета на 3 года, которое подвергается ежегодным изменениям.

Таблица 2

Соотношение средней заработной платы и МРОТ

во временном интервале

Год МРОТ, руб. Средняя заработная плата, руб. Соотношение МРОТ и СРЗП

2008 2300 17 290,10 0,13

2009 4330 18 637,50 0,23

2010 4330 20 952,20 0,21

2011 4 494 22 871,83 0,20

2012 4611 26 628,90 0,20

2013 (июль) 5202 30 366,0 0,17

Ввиду выявленной тесной взаимосвязи между уровнем МРОТ и средней заработной платой целесообразно ввести критерий обязанности платить страховые взносы в Пенсионный фонд для работающих граждан. В качестве критерия

предлагается использовать средний коэффициент соотношения минимального размера оплаты труда по

России и величины средней номинальной

начисленной заработной платы (ксв). Указанный

коэффициент может быть рассчитан следующим образом:

2 Расчет по данным Федеральной службы государственной

статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.08.2013)

(1)

где - коэффициент соотношения минимального

размера оплаты труда по России и величины средней номинальной начисленной заработной платы за отчетный (предыдущий) год;

- коэффициент соотношения минимального размера оплаты труда по России и величины средней номинальной начисленной заработной платы за год, предшествующий отчетному году;

- коэффициент соотношения минимального размера оплаты труда по России и величины средней номинальной начисленной заработной платы 3 года назад.

Коэффициенты соотношения по трем годам определяются следующим образом:

МРОТ

где (К^з) - коэффициент соотношения минимального размера оплаты труда по России и величины средней номинальной начисленной заработной платы за i год;

МРОТ - минимальный размер оплаты труда за i год;

СрЗп - средняя номинальная начисленная заработная плата за i год.

Сравнение данного коэффициента с коэффициентом К выражающем соотношение МРОТ и средней заработной платы работника нарастающим итогом с начала года. При выполнении соотношения К < К происходит уплата страхового взноса работающим гражданином. При нарушении соотношения физическое лицо освобождается от уплаты страхового взноса.

Рис.2 Соотношение МРОТ и средней заработной платы в 1998-2013 гг., прогноз В отношении самой ставки страховых взносов для работающего населения выявлено следующее.

Для физического лица устанавливается величина, которая характеризует стоимостную оценку обязательных платежей и сборов, а также потребительской корзины, прожиточного минимума. Теоретически при равенстве МРОТ и прожиточного минимума физическое лицо не уплачивает подоходный налог, следовательно, не может платить и страховые взносы. Поскольку в настоящее время указанные показатели не равны, разница между установленной величиной прожиточного минимума и МРОТ может служить отправной точной для расчета доли, которая приходится на обязательные платежи работающих граждан.

Опыт промышленно-развитых стран показывает, что в среднем доля отчислений в изученных странах колеблется в пределах 14%3 В современных реалиях российской экономики это достаточно высокий порог отчислений, учитывая размер указанной выше средней заработной платы.

При ведении обязательной ставки страховых взносов для работников возможны несколько вариантов развития сценария их уплаты. Ввиду того, что доля скрытой заработной платы увеличивается,

представляется целесообразным уменьшить ставку работодателя за счет переложения образовавшихся налоговых обязательств на работника. Однако

поскольку анализ доходов внебюджетных фондов, прежде всего Пенсионного фонда, выявляет значительную долю межбюджетных трансфертов в доходах, такой шаг принципиально не изменит ситуацию, но создаст социальную напряженность в обществе. Тем не менее, это мобилизует граждан и повысит их ответственность за свой вклад в будущую старость. Важный принцип обязательного пенсионного страхования заключается именно в личной ответственности каждого работника.

Поэтому предлагается при сохранении ставки

работодателей неизменной ввести дополнительную ставку для физических лиц, уплачивающих взносы на накопительную часть пенсии в размере 7 %. Действующая программа софинансирования пенсии предполагает соотнесение уплаченных страховых взносов по отношению к средней заработной плате как 3,75 %, что было принято за минимальную ставку страховых взносов. Максимальная ставка была рассчитана, исходя из суммы потенциально возможного дохода в будущем. Путем перебора ставок от 3,75 до 7 были получены результаты, представленные в таблице 3. Кроме того, согласно МОТ, общая сумма страховых взносов на выплату всех видов пенсии и пособий, которую вносит работник, не должна превышать 50% общей суммы финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения работающего населения [5;С.79]. Без учета доли межбюджетных трансфертов соотношение ставки взносов составляет 0,23, что соответствует международному стандарту.

Таблица 3

Оценка потенциальной суммы страховых взносов и ожидаемых выплат

3 Расчет произведен автором на основе анализа доклада ОЭСР «National Accounts at a Glance 2013»

Ставка страховых взносов,% Численность занятых в экономике в 1 половине 2013 г., млн.чел. Средняя заработная плата в 1 половине 2013 г., руб- Сумма страховых взносов в месяц, млн.руб. Ожидаемые выплаты в месяц при стаже в 30 лет, руб.

3,75 29,29 30 366,0 33 353,26 1 797,99

4 35 576,81 1 917,85

5 44 471,01 2 397,32

6 53 365,21 2 876,78

7 62 259,41 3 356,24

Ставка 7% позволит мобилизовать 29,29 млн.чел., занятого в экономике и получить в среднем 62 259,41 млн. руб. в месяц при средней заработной плате 30 366 руб. При этом ожидаемая выплата при условии уплаты взносов в течение 30 лет составляется в среднем 3 356,24 руб. Расчет произведен в действующих ценах, аналогично использованию пенсионного калькулятора Пенсионного фонда.

При уплате страховых взносов на накопительную часть пенсии работник имеет право получить налоговый вычет в полном размере перечисленных страховых взносов, что будет служить экономией в размере ставки подоходного налога от суммы уплаченных взносов. С учетом налогового вычета реальная ставка подоходного налога для физических лиц составляет около 12%. Совокупный потери бюджета при введении налогового вычета могут составить 173 450,44 млн.руб. (табл.4).

Таблица 4

Оценка возможных потерь доходной части бюд жета

Группы заработной платы 20200,1- 25000 25000,1- 35000 35000,1- 50000 50000,1- 75000 >75000

Удельный вес руппы 11,7 16,4 12,7 7,4 4,7

Заработная плата, руб. 25 000 35 000 50 000 75 000 100 000

Заработная плата в год, руб. 300 000 420 000 600 000 900 000 1200000

Занятые, млн. чел. 8,32 11,66 9,03 5,26 3,34

КСВ ;К2013=0,19) 0,21 0,15 0,10 0,07 0,05

Страховые взносы, руб. - 29 400 42 000 63 000 84 000

НДФЛ, руб. - 54 600 78 000 117 000 156 000

НДФЛ с учетом вычета, руб. - 50 778,00 72 540,00 108 810,00 145080,00

Потери бюджета в год, млн.руб. - 44 566,05 49 302,16 43 090,87 36491,36

Таким образом, предложенный подход позволит работающим гражданам обеспечить дополнительный источник дохода после выхода на пенсию. При этом выпадающие доходы консолидированного бюджета в связи с предоставлением налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в размере уплаченных страховых взносов составляют 7,7 % поступлений5.

4 Расчет произведен на основе данных Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.08.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Расчет произведен на основе суммы поступлений налога на

доходы физических лиц в 2012 году, 2261,5 млрд.руб. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.09.2013).

2Э6

Данная сумма могут быть компенсированы при введении прогрессивного налогообложения, которое является одним из широко обсуждаемых направлений совершенствования налоговой политики.

Список литературы:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Компьютерная справочная правовая система КонсультантПлюс.

2. Федеральный закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» [Электронный ресурс] // Компьютерная справочная правовая система КонсультантПлюс.

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70209010 (дата обращения: 25.12.2012).

4. Данные Федеральной службы государственной

статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата

обращения: 10.08.2013).

5. Доклад МОТ «Социальное обеспечение в мире в 2010-

2011 гг.» (World Social Security Report 2010/11) [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/---dcomm/—publ/documents/publication/wcms_146566.pdf (дата обращения: 23.10.2012).

6. Исследование Всемирного банка, компании PWC и МФК

«Уплата налогов в 2013 году» (Paying taxes 2013) [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: www.pwc.com/payingtaxes (дата обращения: 12.07.2013).

Reference list:

1. Labor Code of the Russian Federation [E-resource] // Computer law system ConsultantPlus.

2. Federal Law “On minimal wage" №82-FZ of June,19 2000.

3. Forecast of a long-term socio-economic development of the Russian Federation till 2030 [E-resource]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70209010 (reference date June,12 2013).

4. Data of the Federal State Statistics Service [E-resource]. URL: http://www.gks.ru (reference date August,10 2013).

5. World Social Security Report 2010/11 [E-resource]. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/— dcomm/—publ/documents/publication/wcms_146566.pdf (reference date October, 23 2012).

6. Paying taxes 2013 [E-resource].

URL: www.pwc.com/payingtaxes (reference date July, 12 2013).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Абрамовой М.С. «Основные направления развития страховых взносов во внебюджетные фонды России»

Актуальность темы исследования вызвана необходимостью модернизации существующего механизма взимания страховых взносов во внебюджетные фонды в России, а также поиском модели обеспечения благосостояния граждан на более высоком уровне.

Статья посвящена проблеме совершенствования страховых взносов во внебюджетные фонды в Российской Федерации. Автор на основании выявленных факторов, влияющих на размер поступления средств страховых взносов, приводит новую модель страховых взносов, которая основана на обязательном обложении страховыми взносами физических лиц (работающих граждан).

Автор достаточно подробно отражает влияние экономических факторов на предлагаемую модель страховых взносов, включая анализ динамики минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, установленного в России в период с 2009 по 2011 гг., а также выявление тесной взаимосвязи между показателями минимального размера оплаты труда и средней заработной платой.

В статье предлагается ввести коэффициент для обязательной уплаты страховых взносов, рассчитанный на основе соотношения минимального размера оплаты труда и величины средней номинальной начисленной заработной платы за трехлетний период. Кроме того, рассчитана ставка (тариф), по которой работающим гражданам необходимо уплачивать страховые взносы. На основе расчетов автор представляет ожидаемую сумму получаемого в будущем пособия. На сумму уплаченных взносов предлагается ввести налоговый вычет по уплате налога на доходы физических лиц. При применении указанного вычета автор указывает, что выпадающие доходы консолидированного бюджета будут составлять около 8%, однако могут быть компенсированы за счет стол обсуждаемого введения прогрессивного налогообложения доходов физических лиц.

На наш взгляд, статья может быть опубликована в изданиях, включенных в утвержденный ВАКом перечень.

Профессор кафедры Общественные финансы,

бухгалтерский учет и аудит, к.э.н., доцент

Мигашкина Е.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.