Научная статья на тему 'Основные направления развития кредитно-инвестиционной сферы в АПк'

Основные направления развития кредитно-инвестиционной сферы в АПк Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова О.С.

Эффективность аграрной реформы в нашей стране в значительной степени связана с инвестиционной проблемой, которая является тормозом устойчивого развития АПК. Преодоление аграрного кризиса в России и решение продовольственной проблемы, прежде всего, должно осуществляться из национальных финансовых источников путем государственной поддержки предприятий АПК в целях гарантированного материально-технического их обеспечения в формах льготного финансирования, кредитования и дотирования. В российских условиях лишь государство может выступать организатором инвестиционного процесса...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития кредитно-инвестиционной сферы в АПк»

Развитие АПК

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ В АПК

о. с. Романова,

кандидат экономических наук, руководитель центра международных отношений института налогового консультирования

Эффективность аграрной реформы в нашей стране в значительной степени связана с инвестиционной проблемой, которая является тормозом устойчивого развития АПк. Преодоление аграрного кризиса в россии и решение продовольственной проблемы, прежде всего, должны осуществляться из национальных финансовых источников путем государственной поддержки предприятий АПк в целях гарантированного материально-технического их обеспечения в формах льготного финансирования, кредитования и дотирования. В российских условиях лишь государство может выступать организатором инвестиционного процесса. Одним из важнейших факторов государственной политики должны быть кредитные гарантии под конкретные объемы товарной продукции. так, особого внимания со стороны государственных структур требует инвестирование в развитие фермерской сети, в патронируемые государством предприятия и поддерживающие их отрасли. Эффективность инвестиций в аграрный сектор тесно увязана как с природными (объективными), так и с субъективными факторами, которые во многом определяют высокую инерционность этой сферы экономики и задержку проявлений возможного эффекта. Особенность инвестиций в АПк состоит в том, что они в большинстве случаев являются невыгодными даже при высоких ценах на аграрный продукт, поскольку денежные вложения требуются в крупных размерах, имеют продолжительную отдачу во времени, во многом зависят от природного фактора и характеризуются повышенными рисками. результаты инвестирования в аграрную реформу показывают множество неэффективных вложений вследствие недостаточной компетентности о функционировании и развитии этой сферы экономики.

инвестиционная, кредитная и налоговая государственная политика в АПк будет эффективна только в том случае, если обеспечивает максимальную сохранность, глубину переработки и высокое качество сельскохозяйственной продукции во всей технологической цепочке — от поля (фермы) до потребителя. для этого государство должно всемерно стимулировать отечественных производителей, защищать внутренний рынок продовольствия от интервенции иностранных компаний, проводить эффективную финансовую политику.

согласно национальному проекту «развитие АПк» одной из приоритетных сфер развития экономики, впервые за последние 15 лет, стало сельское хозяйство. В основу формирования модели проекта «развитие АПк» были положены следующие основные положения:

1. Предложены механизмы экономической политики, которые должны мотивировать приход в сельское хозяйство крупных частных капиталов, способных создать современные конкурентоспособные сельскохозяйственные производства.

2. Выделена необходимость финансовой поддержки процесса формирования и функционирования цивилизованной системы малых форм бизнеса (личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств). речь идет об организации доступного и масштабного микрокредитования; о создании соответствующей банковской инфраструктуры; о формировании кооперативов для совместного решения таких задач, как сбыт и переработка продукции, обработка сельскохозяйственных земель, материально-техническое снабжение, взаимное кредитование и т. д.

3. Определяющая роль отводится администрациям субъектов рФ, их органам управления АПк,

финансы и кредит

59

поскольку практическая реализация проекта будет осуществляться непосредственно в регионах. Предусматривается также совместное финансирование проекта из региональных и местных бюджетов.

4. Принципиальная роль в реализации национального проекта отдается отраслевым ассоциациям и союзам производителей, участие которых предусмотрено как в разработке методологии их реализации, так и в координации по всей вертикали взаимодействия хозяйственных субъектов аграрного бизнеса с органами исполнительной власти.

Для успешной реализации этого проекта на практике обоснован ряд мер финансовой направленности, среди которых:

— таможенно-тарифное регулирование относительно импортной продукции (дифференцированное повышение ввозных таможенных пошлин на некоторые виды продовольствия; принятие мер по ограничению импорта и тд.);

— использование средств инвестиционного фонда для стимулирования привлечения частных инвестиций (через механизм государственно-частного партнерства) на строительство комплексов по переработке мясной и молочной продукции в регионах, имеющих избыток сырья;

— государственная поддержка развития крупных агропромышленных структур холдингового типа (включая совершенствование нормативной базы), занимающихся производством сельскохозяйственного сырья, переработкой и торговлей на основе современных инновационных технологий;

— упрощение процедуры формирования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и снижение платы за проведение землеустроительных работ при постановке на кадастровый учет;

— формирование системы земельно-ипотечного кредитования под залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и т. д.

Претворение проекта на практике позволит к 2008 г.: увеличить производство молока на 4,5 %; мяса — на 7 %; объем реализации продукции — на 5 — 7 %; закупить по лизингу 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота; приобрести высокопроизводительное оборудование для содержания 130 тыс. голов скота; создать 2 550 сельских потребительских кооперативов. В свою очередь, это приведет: к повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности животноводства; увеличению потребления основных продуктов на душу населения; росту вклада АПК в решение задачи по удвоению ВВП.

для успешной реализации проекта ключевая роль отводится поставке оборудования и племенного скота по лизингу. Так, компанией ОАО «Рос-агролизинг» внесены изменения в порядок использования средств уставного капитала, направляемых на обеспечение АПк материально-техническими ресурсами. В перечень субъектов, которым должны поставляться техника и оборудование, включены животноводческие комплексы. При этом срок их лизинга увеличен до 10 лет, что позволит расширить доступность инвестиционных ресурсов ОАО «Рос-агролизинг» для сельскохозяйственных товаропроизводителей и уменьшить расходы по лизинговым платежам в среднем на 5 — 6

для стимулирования малых форм хозяйствования механизм финансовой поддержки государства предусматривает субсидирование процентных ставок по предоставляемым сельхозпроизводителям кредитам, в том числе долгосрочным (до восьми лет). В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из бюджета для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов с правом получения на конкурсной основе государственных гарантий на срок до двух лет.

В настоящее время кредитный кооператив на селе, на наш взгляд, является единственным доступным финансовым институтом, способным предоставить заем на расширение бизнеса, покупку необходимых средств производства, скота, удобрений и техники, а также обеспечения пайщика ресурсами для ремонта, строительства жилья, обучения детей, увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Однако процесс формирования и становления системы сельской кредитной кооперации сдерживается из-за воздействия ряда факторов объективного и субъективного характера. В составе таких факторов можно выделить следующие: несовершенство и неполнота нормативно-правовой базы; противоречивость законодательных актов; острый дефицит финансовых средств для формирования фонда финансовой взаимопомощи; отсутствие квалифицированных кадров в области кредитной кооперации; недостаточная информированность о состоянии и тенденциях изменения рынка кредито-

1 Финансово-аналитический аспект регулирования внутреннего рынка а агропромышленном комплексе / А. А. Голованов // Экономика сельскохозяйственных. и перерабатывающих предприятий. 2000. № 5. С. 10 — 12.

вания и т. д. решение этих проблем возможно лишь на основе осуществления системы мер государственной поддержки и регулирования деятельности кредитных кооперативов. Обеспечение доступными кредитами, ресурсами непосредственных товаропроизводителей, предпринимателей и сельского населения будет способствовать увеличению производства сельскохозяйственной продукции. В свою очередь, это станет источником укрепления доходной части местных бюджетов, развития гражданских институтов в сельской местности, повышения занятости населения, роста доходов и улучшения качества жизни.

Основной целью Программы2 стало создание условий для последовательного повышения уровня и качества жизни населения, развития перспективных экономических направлений и увеличения доходной части бюджета, что реализуется решением следующих задач:

• в экономической сфере — создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата; формирование региональной инфраструктуры АПк; обеспечение условий для развития инновационных технологий, технического перевооружения и модернизации предприятий; внедрение современных технологий, включая глубокую переработку сырья; увеличение доли доходов бюджета от этой сферы экономики; укрепление финансового состояния регионов с постепенным снижением и отказом от трансфертов из федерального бюджета и пр.;

• в социальной сфере — формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения; преобразования в сфере социальных гарантий; проведение мероприятий по охране окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций и т. д3.

созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата должно способствовать создание нормативно-правовой базы, в основу которой положено: создание транспарентных правил осуществления экономической деятельности и стимулирующих развитие предпринимательской инициативы; защиту прав собственности (в том числе интеллектуальной); улучшение корпоративного управления; выравнивание условий конкуренции; создание действенной антимоно-

2 Основные направления агропродовольственной политики Правительства рФ на 2001 — 2010 гг. // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства рФ. 2001. № 1 — 2.

3 Ксенофонтов М. Ю. Возможные сценарии развития АПк россии // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. — № 5.

польной политики; ликвидация бюрократических барьеров и т. д. Это может быть достигнуто путем регулирующих функций государства, сокращения административного вмешательства в предпринимательскую деятельность; повышения эффективности управления государственной собственностью и развития финансовой инфраструктуры.

В соответствии с законодательством для инвесторов должны быть предусмотрены следующие меры государственной (региональной) поддержки: гарантии за счет объектов региональных залоговых фондов для обеспечения обязательств по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов; бюджетные субсидии на оплату части процентов за пользование банковскими кредитами; инвестиционные налоговые кредиты на срок реализации проектов.

Важная роль для привлечения инвестиций и развития предпринимательской деятельности отводится уровню развития региональной инфраструктуры, а также образования, культуры, здравоохранения и других факторов, характеризующих социальную и экономическую бизнес-среду. За счет реализации инвестиционных проектов в АПк планируется увеличить годовое потребление на душу населения: мяса и мясопродуктов — на 7,6 кг; молока и молочных продуктов — на 47,5 кг; яиц — на 10 шт.; растительного масла — на 6,6 кг; хлебных продуктов — на 1,9 кг. реализация Программы на практике позволит сохранить свыше 30 тыс. и создать около 25 тыс. новых рабочих мест на модернизируемых и вновь создаваемых объектах.

Повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства и других связанных отраслей в результате роста производства, снижения потерь товаропроизводителей создаст синергетический эффект. Так, согласно прогнозным расчетам в 2007 г., после завершения Программы годовой фонд оплаты труда превысит 3,1 млрд руб., единый социальный налог — около 800 млн руб., а социальный эффект— более 3,2 млрд руб. Инвестиционная привлекательность будет возрастать по мере увеличения суммы чистой прибыли и амортизации, а также активной части основных средств, которые станут основой (залоговым фондом) хозяйствующих субъектов для привлечения финансовых ресурсов.

Внедрение на практике ряда коммерческих проектов позволит увеличить сбыт товаров за рубежом и в разных регионах страны, а также вытеснить значительное количество ввозимой продукции. Это не только приведет к улучшению баланса финансовых потоков в стране, но и будет способствовать увеличению оборачиваемости денежных средств.

ФИНАНСЫ И кредит

61

Для реализации Программы национального развития АПК необходимо:

— определить наиболее эффективные формы и процедуры организации работ по реализации программы;

— организовать конкурсный отбор исполнителей программных мероприятий, которым будет оказываться государственная поддержка;

— координировать работу исполнителей программных мероприятий и проектов;

— проводить согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы;

— утверждать распределение федеральных средств, выделяемых на безвозвратной основе, по соответствующим программным проектам, мероприятиям и расходным статьям (капитальные вложения, НИОКР, прочие расходы);

— обеспечивать контроль за реализацией Программы, включая аудит использования выделяемых финансовых средств, экспертные оценки эффективности проводимых мероприятий, а также контроль за сроками реализации мероприятий, исполнения договоров и контрактов;

— совместно с контрольно-счетной палатой обеспечивать контроль за целевым использованием выделяемых бюджетных средств;

— осуществлять периодическую отчетность о ходе выполнения программных мероприятий, подготовку и, в установленном порядке, представление в Правительство РФ и Российское статистическое агентство докладов о реализации Программы и информации о конкурсном размещении заказов на выполнение программных мероприятий, а в Министерство финансов РФ — отчета об эффективности использования финансовых средств.

В целях финансового оздоровления, кроме указанных мероприятий, необходимо провести комплексную реструктуризацию кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды, предусмотрев при этом ответственность сельскохозяйственных товаропроизводителей за повышение эффективности производства.

Любое производство сельскохозяйственной продукции связано с риском, во многом зависящим от внешних (неуправляемых) факторов. Поэтому одним из источников обеспечения возможности расчетов за полученные материальные ресурсы для хозяйств может служить страховая защита посевов сельскохозяйственных культур. В этой связи основной задачей

в области государственной поддержки является формирование и развитие эффективной системы страхования в сельском хозяйстве, включая создание страховых резервов, обязательное перестрахование части рисков и введение отдельного учета страховых операций. В случае недобора урожая при 100 %-ной ответственности страховое общество возмещает ущерб в размере разницы между средним (за пять лет) и урожаем текущего года, что позволяет покрыть убытки и обеспечить выплаты по кредитам.

Принципиального пересмотра требует концепция государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей путем льготного кредитования. Субсидирование процентной ставки по сезонным займам товаропроизводителей АПК следует осуществлять в коммерческих банках. За счет средств федерального бюджета должны финансироваться объекты, вошедшие в федеральные целевые программы, а также строительство, реконструкция, техническое перевооружение бюджетных организаций и природоохранных объектов.

Одним из важнейших направлений кредитной политики государства должно стать привлечение частных инвестиций в АПК с учетом специфики крестьянских (фермерских) хозяйств и других форм малого предпринимательства.

Важное место в реализации финансово-кредитной политики отводится лизингу как особой форме финансирования капитальных вложений для приобретения материально-технических средств, постройки зданий и сооружений в виде отсрочки платежа. Это позволит ввести в действие важнейшие производственные мощности для увеличения объемов производства различных видов сельскохозяйственной продукции и компенсировать недостаток средств.

Совокупный спрос на продовольствие может существенно возрасти за счет государственной политики бюджетного субсидирования продовольствия для социально незащищенных слоев населения (включая такие меры, как выдача талонов на продукты питания по пониженным ценам или бесплатно, дотации на питание в школах, больницах, детских садах и т. д.).

Способы государственного регулирования могут меняться в зависимости от ситуации на рынке. При этом совокупность принимаемых мер должна обеспечивать устойчивое развитие агропродовольственной экономики. Оптимизация государственного регулирования позволит, с одной стороны, обеспечить наиболее эффективное действие законов агропромышленного рынка, а с другой — минимизировать влияние негативных факторов на процесс его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.