14. Шумпетер И. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В.С. Автономова. - М.: ЭКСМО, 2007. - 864 с. -(Антология экономической мысли).
15. Энциклопедия начинающего предпринимателя: Практические рекомендации / Под ред. В.М. Емельянова. - М.: Бук-пресс, 2006. - 816 с.
16. Экономическая психология / Под. ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
17. Экономическая психология: учебное пособие / Е.В. Забелина. - Челябинск, 2011. - 116 с.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ ИГРОВОЙ ПОЗИЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ
© Шарапова С.А.*
Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме: влиянию игровой позиции воспитателя на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста и раскрывается содержание понятия «игровая позиция воспитателя». Целью статьи является анализ изучения игровой позиции воспитателя детского сада.
Ключевые слова: игровая позиция, руководство игрой, игровая активность, сюжетно-ролевая игра.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).
Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже
* Магистрант.
владеют ею - «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт - и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.
В настоящее время в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н.Я Михайленко, Н.А. Коротковой), особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении сюжетно-роле-вых игр современных дошкольников.
В связи с этим актуальность данного исследования определяется практическими потребностями воспитателей в овладении игровой позицией в частности для эффективного обогащения и развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка научно-практических возможностей игровой позиции воспитателя дошкольного учреждения в развитии и обогащении сюжетно-ролевых игр старших дошкольников путём повышения педагогического мастерства воспитателей.
Исходя из выше изложенного выдвигается гипотеза исследования: развитие игровой позиции воспитателя будет способствовать обогащению содержания сюжетно-ролевых игр при повышении педагогического мастерства в процессе работы при следующих условиях:
- если сформировано целостно-смысловое отношение воспитателя к игре;
- если педагогическая работа предполагает разные формы консультирования, обеспечивающие углубление теоретической подготовки и овладение практическими приёмами;
- если содержание и формы консультирования ориентированы на личностные и профессиональные особенности каждого педагога.
- если обеспечивается технологическое оснащение деятельности воспитателя приёмами организации детской игры.
Задачи теоретического плана:
1. Определить исходные методологические и теоретические основы исследования.
2. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и её воспитательное значение в развитии дошкольника.
3. На основе теоретического анализа научной литературы раскрыть педагогическую сущность игровой позиции воспитателя дошкольного учреждения.
4. Уточнить понятие игровой позиции воспитателя, изучить её специфические особенности и функции при развитии и обогащении сю-жетно-ролевых игр старших дошкольников.
Задачи эмпирического плана:
1. Проследить динамику развития сюжетно-ролевой игры у детей старших групп.
2. Провести анализ позиции воспитателя дошкольного учреждения в детской игре.
3. Разработать и апробировать примерную модель развития игровой позиции воспитателя дошкольного учреждения с учётом теоретических и научно-практических основ этого процесса.
Обратимся к анализу понятия «игровая позиция воспитателя».
Игровая позиция воспитателя рассматривается как система устойчивых отношений педагога к детям, проявляющихся одновременно в игровой роли, социальной функции и личностной позиции. Игровая позиция представляет собой сложное образование, включающее рефлексию, эмпатию, креативность и собственный игровой опыт воспитателя, под которым понимается совокупность практически освоенных умений по оперированию элементами сюжетной игры. Игровая позиция воспитателя основывается на общих принципах игры (самоценности, добровольности, игровом равенстве и др.) и предлагает овладение внутриигровым языком, выраженным в слове жесте, мимике, пластике. При этом игровая позиция обеспечивает включение воспитателя в совместную с детьми игру и создаёт условия для развития самостоятельной игры дошкольников.
Развитие игровой позиции воспитателя - процесс управляемый, основным условием которого является реализация модели, обеспечивающей формирование ценностно-смыслового отношения воспитателя к игре и осмысление им предмета игры, приобретение аналитических и проектировочных умений, технологическое оснащение деятельности воспитателя приёмами организации детской игры и самостоятельный поиск эффективных приёмов её организации.
Игровая позиция воспитателя это как развивающееся образование и представляет собой поэтапный процесс качественного обогащения комплекс
а её характеристик. На первом этапе для воспитателя характерна позиция наблюдателя-консультанта, выраженная в умении целенаправленно наблюдать за ходом игры и оказать им необходимую помощь; на втором - координатора-режиссёра, проявляющееся в умении устанавливать игровые отношения между участниками игры, при этом объединяя всех в рамках игрового содержания, и наблюдателя-консультанта; на третьем - соигрока, фиксирующаяся в умении обозначить себя в непосредственных игровых действиях в рамках игрового содержания, координатора - режиссёра и наблюдателя-консультанта. Каждый последующий этап развития игровой позиции включает в себя предыдущий.
Таким образом, способность взрослого занять позицию партнёра в ходе игрового взаимодействия дошкольников считается важным условием успешной организации игровой деятельности и обогащением сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.
Ученые-педагоги Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова обращают внимание на то, что целью педагогических воздействий по обогащению сюжетно-ролевой игры должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.
Таким образом, изучив игровые позиции воспитателя, способствующие обогащению сюжетно-ролевой игры педагогом, можно сделать следующие выводы:
- Сюжетно-ролевая игра формируется под воздействием окружающей жизни, влияния взрослых на развитие детских интересов, расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы.
- Современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми рассматривают его как процесс постепенной передачи детям усложняющихся способов построения игры.
- Необходимость оказания педагогам методической помощи по расширению и обогащению теоретических и практических знаний о природе сюжетно-ролевой игры, о механизмах ее развития, о способах формирования у детей игровых действий, ролевого поведения, сюжетосложения.
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.
Одна из причин снижения игровой активности детей связана с распадом естественного пути формирования игры, когда воспитатель придерживается стереотипного представления об игре как регламентированном процессе и не понимает её специфику, не имеет представление о том, какая должна быть игра
на каждом возрастном этапе дошкольного детства, не владеет практическими приёмами организации игры и не умеет играть с детьми разного возраста.
Анализ педагогической деятельности показал, что в практике работы с дошкольниками имеются недостатки в организации детской сюжетно-роле-вой игры. Включение педагога в игру детей должно определяться его игровой позицией, которая признана условием становления детской игры и предполагает участие педагога в ней, организацию игровых ситуаций, решение педагогических задач средствами игры. В научной литературе выделены и изучены различные проявления игровой позиции педагога: играющий партнёр (Н.Я. Михаленко), играющий режиссёр (Т.Л. Чепель), координатор, консультант, со-игрок (О.В. Солнцева).
Констатирующий этап эксперимента показал низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников, тем самым определил одну из основных задач данной темы: разработать и апробировать примерную модель развития игровой позиции воспитателя дошкольного учреждения с учётом теоретических и научно-практических основ этого процесса. В своей работе опираюсь на методы и идеи Е.В. Груздовой.
Организация исследования по данной теме проводится поэтапно:
1 этап - теоретический;
2 этап - реализация педагогического эксперимента, направленного на развитие игровой позиции воспитателя дошкольного учреждения;
3 этап - завершение эксперимента, анализ, обобщение и оформление полученных данных.
Реализация педагогического эксперимента состоит в разработке и апробации приёмов развития игровой позиции воспитателя и организации сю-жетно-ролевой игры детей.
В работе использовались следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент, целенаправленное наблюдение детской игры и деятельности педагога в этом процессе, анкетирование воспитателей, беседы с воспитателями и детьми дошкольного возраста, психодиагностические опросы и тестирование.
На данный момент теоретический этап пройден и идёт работа над вторым этапом, где идёт работа над реализация педагогического эксперимента, направленного на развитие игровой позиции воспитателя дошкольного учреждения.
Список литературы:
1. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка: сборник научных трудов. - М., 1978.
2. Гриценко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учебно-методическое пособие. - М., 2002.
3. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. - М., 1975.
4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 4.
5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. - М., 1997.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М., 1999.