УДК 008.46 ББК Ч11
Л. В. Русских
основные направления политики мультикультурализма в россии
L. v. Russkikh
main policies of multiculturalism in Russia
Статья посвящена анализу политики мультикультурализма в россии. отмечается неоднородность миграционного потока и доказывается необходимость дифференцирования этой политики в зависимости от различных категорий мигрантов. Сравниваются такие понятия, как «ассимиляция», «интеграция» «вовлеченность» и основанные на них различные модели взаимодействия коренного населения с мигрантами. миграция рассматривается как основа возникновения и развития мультикультурализма, анализируются различные трактовки и проблемные моменты последнего. Автор рассматривает российскую модель мультикультурализма и сравнивает ее с моделями других стран, отмечая ее схожесть с австралийской моделью. Доказывается необходимость этнической толерантности не только со стороны коренного населения, но и со стороны приезжих, отмечается, что основным типом является вынужденная толерантность. Автор приходит к выводу о фрагментарности, нескоординированности и низкой эффективности политики мультикультурализма в россии.
ключевые слова: мультикультурализм, интеграция, миграционные процессы, политика мультикультурализма, этническая толерантность, гражданская нация.
This article analyzes the policy of multiculturalism in Russia. Marked heterogeneity of migration flows and proves the necessity of differentiation of the policy according to the different categories of migrants. Compared concepts such as «assimilation», «integration» «engagement» and based on these different models of indigenous migrants. migration is seen as a basis for the emergence and development of multiculturalism, different interpretations and analyzes the problematic aspects of the latter. the author considers the russian model of multiculturalism and compares it with models of other countries, noting its similarity to the Australian model. the necessity of ethnic tolerance, not only by the indigenous population, but also by visitors, noted that the main type is forced tolerance. the author comes to the conclusion that fragmentation, low efficiency and uncoordinated policy of multiculturalism in russia.
Keywords: multiculturalism, integration, migration, the policy of multiculturalism, ethnic tolerance, civic nation.
По данным ООН, на сегодняшний день приблизительно 3% от общей численности населения Земли (без учета нелегальных иммигрантов) являются внешними мигрантами. После распада сссР стихийно возникла евразийская миграционная система, в которой Россия занимает особое место как страна, активно принимающая мигрантов.
Нужно отметить, что поток мигрантов неоднороден: для одних категорий достаточно простейшей первичной адаптации, другие нуждаются в максимальной интеграции, поэтому политика мультикультурализма должна быть дифференцированной по отношению к различным категориям. Она должна основываться на четких формализованных процедурах языковой, культурной, социально-экономической адаптации. Если русскоговорящие репатрианты практически не нуждаются во вторичной социализации, то ориентированные исключительно на
заработок иммигранты, нуждаются хотя бы в элементарном освоении языка, традиций и норм поведения принимающей стороны. Учитывая, что большинство иностранных граждан, приезжающих в Россию, — это временные трудовые мигранты, главный упор интеграционной и мультикультурной политики должен быть сделан именно на этой категории.
А. и. куропятник определяет мультикультурную политику как балансирование между полюсами «исключения» и «включения» иммигрантов в культурный контекст. Это — смягченный вариант адаптации иммигрантов, выражающийся в форме «сдержанной интеграции», которая подразумевает сохранение культуры национального большинства и принятие новых групп меньшинств, выступающих в рамках общей гражданской идентичности, препятствующей ментальному размыванию границ национальной культуры государства [1, а 8].
философия и социология
Кроме того, следует различать такие понятия, как «ассимиляция», «интеграция» и «вовлеченность», так как они отражают различные модели взаимоотношений, складывающихся между меньшинством и социальной системой, которая это меньшинство окружает. Ассимиляция предполагает интеграцию в систему за счет полной потери традиционной этнической идентичности. Между «интеграцией» и «вовлеченностью» существует более тонкое различие. «Интеграция» открывает перспективы для вовлечения меньшинств в структуры большинства, при этом допуская сохранение элементов индивидуальности. В таком случае внешняя система (в которой доминирует большинство) принимает некоторые элементы разнообразия, однако это не подразумевает перемен в самой системе. «Вовлеченность» же, является двухсторонним процессом, предполагающим взаимную адаптацию как большинства, так и меньшинства.
Иммиграция — основной двигатель мультикультурализма. Как утверждает итальянский исследователь кристиано коданьоне «Иммиграция находится на перекрестке двух весьма различных политических семантик: основанной на экономических или функциональных проблемах и основанной на культуре, самобытности и традиции» [2, с. 21].
Мультикультурализм начал развиваться в то время, когда появилось человечество, но само понятие как таковое появилось в Канаде в прошлом веке. В настоящее время трактовка понятия «мультикуль-турализм» рассматривается в трех аспектах. Во-первых, это относится к политическим институтам и политике в целом. Во-вторых, мультикультурализм рассматривается как часть общества, иными словами, в эмпирическом смысле. Третья трактовка описывает данное понятие в рамках философской науки. Понятие «мультикультурализм» достаточно расплывчатое, чтобы дать конкретное определение. Раскрывая его сущность, нужно учитывать огромное количество трудов, где по-разному трактуется это определение. Но, несмотря на это, большая часть ученых раскрывает данную тему как разнообразие культурных традиций в самых разных странах и нациях, предпочтение к которым не дает привилегий ни одной из них. Нужно относиться в равной степени приоритетно ко всем культурам, не ущемляя способность к развитию какой бы то ни было этнокультуры. С годами интерес к изучению мультикультурализма увеличивается в силу культурного плюрализма. Уже более трех десятилетий происходит анализ различных этнических отношений, критики не устают высказывать свои суждения о проблемных моментах мультикультурализма в силу развития миграционной политики в России. Российское национальное государство продолжало формироваться в период XX и XXI веков, хотя на западе становление этого проекта завершилось уже к XIX веку. Распад сссР привел к новым движениям национального проекта. При этом существует ограниченность русского потенциала к развитию государства как нации. современное развитие России диктует более реалистичную модель развития этнической культуры. Экономическая и политическая точки зрения в связи с историческим развитием
говорят о том, что мультикультурализм вполне мог бы стать основополагающей доктриной в изучении национального государства.
В связи с развитием рынка, рамки национального проекта становятся все более размытыми. Начинает утверждаться общий национальный язык. Если говорить о современной России, делается акцент на сохранение русского языка как доминирующего среди остальных. в связи с этим, иные этнические культуры постепенно отодвигаются на задний план, подвергаясь ассимиляции. Помимо отрицательной стороны, в условиях отторжения других наций, существуют и положительные моменты. Представители отторгаемых наций приобретают гражданские права наравне с доминирующей нацией, хотя при этом теряются культурные традиции.
Национализм в данном аспекте можно понимать, как возможность интегрировать все народные массы. Такая тенденция наблюдается со времен распада СССР.Завершение российского национального проекта должно быть завершено к концу XXI столетия. Поскольку в настоящее время происходит легитимация прав и свобод народов национальных меньшинств международного характера, мульти-культурализм становится все более актуальным в российском государстве. Иногда это понятие рассматривается как отрицание западных культур, но чаще всего называется «политкорректность». Помимо всего прочего, мультикультурализм часто сравнивают со страшилками, где национальные меньшинства используют варварские обычаи, противоречащие либеральным обычаям развитых стран.
считается, что мультикультурализм появился в эпоху развития СССР, где большинство народов получили свои автономные права и государственные образования. к примеру, края, округа, республики с автономным режимом правления. Но, несмотря на это, в то время очень большое количество наций не получили должного государственного самоопределения.
Мультикультурализм, несмотря на отрицательные моменты, должен рассматриваться как свобода и равенство всех наций и народов, уважение этнических культур каждого государства, избавление от культурных предрассудков, отказ от шовинизма и ксенофобии. Не стоит отрицать тот факт, что рост эмиграции приводит к многокультурности. выделяют две трактовки данного понятия. С одной стороны, многокультурность присуща, прежде всего, России, где исторически сложилась многонациональность в связи с объединением множества обособленных территорий со своими культурными традициями в одну большую. Следует отметить, что преобразование государств непроисходило на добровольной основе. Это, прежде всего, характеризировалось колонизацией, завоеванием, передачей прав правителей от одного государства другому. Также формирование происходило добровольно. Прежде всего, можно отметить государство как федерацию. Помимо России, к многонациональным государствам можно отнести Канаду, Великобританию и Францию. Рассматривая понятие многокультурность, можно выделить вторую трактовку: в результате иммиграции сформировалась полиэтничность.
Многие отечественные ученые утверждают, что российская модель мультикультурализма очень схожа с австралийской. сходство заключается в том, что разделение и у нас, и в Австралии очень четко разграничено. Большое внимание отводится, прежде всего, этническим культурам в рамках определенного государства. стоит учитывать тот факт, что мультикультурализм в России выявляется посредством практики. В первую очередь, это существование федерации с многонациональным населением, где большинство субъектов выделятся по этническим показателям в силу исторических традиций. В соответствии с Конституцией РФ 1993 года, предусматривается свобода выбора языка. Помимо этого, закон устанавливает запрет на пропаганду национального или иного расового превосходства.Применительно к данному вопросу, следует упомянуть о встречи В. В. Путина с представителями Всемирного конгресса татар в 2002 году. На встрече Президент РФ высказал свое мнение, что наша страна является многонациональной, и поэтому мы должны уважать каждую нацию в равной степени, поскольку существование многонационального государства зависит оттого, насколько уютно будут чувствовать себя в нашей стране различные нации.
Мультикультурализм имеет ряд достоинств. В первую очередь, сохранение плюрализма в сфере культурных образований. Наряду с развитием государства, развиваются и его культуры. Главная задача состоит в том, чтобы поддерживать каждую этническую культуру всяческим образом. следующим положительным моментом является защита национальных меньшинств. Исторически сложилось, что многие нации находились и находятся в подчиненном положении. В настоящее время происходит поддержка таких наций. Далее нужно выделить такой плюс, как отказ от расовых предрассудков, стереотипов, ксенофобии и шовинизма. Общество должно воспитывать в себе уважение к другим группам, поддерживать теплые дружеские отношения и быть терпимым. Открытое обсуждение запрещенных тем является еще одним преимуществом мультикульту-рализма. Если ранее многое воспрещалось, то теперь каждый вправе высказывать свое мнение. Помимо этого, мультикультурализм помогает взглянуть на историю своей страны совершенно новыми глазами, получив при этом более полную и ясную картину и отказаться от веры и превосходства собственной нации. Школьные программы рассчитаны на детей, принадлежащих меньшинству. Данная практика помогает освоиться детям других национальностей в России, в связи с этим школа не кажется чужой, а наоборот, чувствуется равенство среди учеников.
Помимо плюсов, мультикультурализм обладает рядом негативных моментов. самым основным изъяном принято считать межрасовое недоверие, что соответственно угрожает единству нации и усложняет процесс ассимиляции. Также в силу различия наций присутствуют нюансы при поступлении на работу или в вузы. Помимо этого, происходит возвышение одних групп над другими, о которых вообще умалчивается, якобы их не существует. Происходит подавление меньшинств. Политика,
которая старается направить силы на то, чтобы сохранить и поддержать определенные культуры, порождает неравенство между гражданами. Опыт Канады можно рассматривать как шаблонный. В этой стране происходит разделение иммигрантов на группы, среди которых больше привилегий получает меньшинство. В данном случае это выходцы из Пакистана, Индии и Китая. Европейские граждане относятся к «невидимым» меньшинствам, где происходит игнорирование классовых групп, состоящих из лиц, которые имеют сильные различия имущественного и финансового положения. Помимо всего прочего, построение мультикультурализма имеет ряд таких проблем, как недостаточность финансирования определенных социальных программ. Это относится в первую очередь к инвестициям в сферу образования той зоны, где доминирующими являются иммигранты.
Исторические достижения страны могут со временем исказиться, а права отдельных индивидов каких-либо этнических культурных групп находятся под угрозой. Так, в 2008 году, Н. Аширов, выдвинул инициативу по созданию гетто в крупных городах для поддержки этнических меньшинств. Гетто должны иметь свою полноценную инфраструктуру с магазинами, детскими садами, школами с собственной охраной, полицией. Построение гражданского общества в России провоцирует развитие мульти-культурализма. Ответственность за это несет не только само государство, но и многие общественные объединения, которые влияют на все общество в целом. Нужно уметь анализировать, совершенствовать и применять опыт в сфере межнациональных отношений для выявления проблемных моментов между мигрантами и коренным населением. Российское интеллектуальное сообщество постепенно усваивает основные идеи мультикультурализма, поскольку актуальность данной проблемы и ее специфика, как и во многих других странах, связана, прежде всего, с огромным количеством приезжих народов, которые проживают в стане.
Однако не стоит забывать и о негативных последствиях мультикультурализма. Примером могут служить такие страны, как Франция и Германия. В России потенциал мультикультурализма имеет ряд особенностей. В первую очередь, это сохранение всех культурных коренных расслоений и этнических образований в стране. становление основы формирования федерации, которая будет отвечать всем основным требованиям XXI века, где нужно учитывать ограниченный современный проект по строительству отдельных наций-государств. Данную модель модернизации становления нации можно применить к образованию таких отдельных республик в составе России, как Татарстан или Башкирская республика, которая, по сути, есть нация-государство. Также ставится задача решения проблемы многих российских диаспор на территории страны. Иными словами, таких этнических образований, которые не являются главными. Очень часто сохранить свои культурные традиции становится сложно. А это, в свою очередь, приводит к тому, что происходит расслоение культур и возникновение крайней формы национализма. Нужно
философия и социология
также найти самые оптимальные пути развития политики в области миграции, которые обеспечат оптимальные условия становления неконфликтных межнациональных отношений. Большое значение для политики интеграции имеют интеграционный потенциал принимающего общества, адаптивные возможности мигрантов, различные социальныеме-ханизмы взаимодействия принимающего населения с мигрантами.
Мультикультурализм имеет потенциал к развитию, который позволит сделать шаг навстречу к вновь развивающимся этническим культурам, у которых есть свои идентифицирующие признаки, главное — помочь им развиться и стать признанными в обществе. Новые этнокультурные идентичности имеют свое разнообразие. Во-первых, различие происходит по численности. Имеются большие по потенциальной численности и малые. Во-вторых, различие основывается на историческом развитии. У кого-то есть большая база социальной истории, а у кого-то ее просто нет. В-третьих, характеризуется статус, который близок к маргинальному. К примеру, русские африканцы, или носители нескольких культур, которые являются признанными и легитимными. Это, прежде всего выходцы из смешанных наций.В большинстве своем, многие новые этнокультурные идентичности не имеют своего оформления и не классифицируются как отдельные группы. Причем, даже в том случае, когда отдельные индивиды сделать свой выбор просто не могут в силу того, что происходит интернационализация культур, к примеру, таких как татарская и русская.На сегодняшний день многие культурные этносы очень плотно взаимодействуют друг с другом, к тому же, благодаря средствам массовой информации, существует возможность быть в курсе всех событий, которые имеют глобальный характер. Поэтому, можно смело надеяться на то, что дискурс мультикультурализма будет сохранен, но серьезные изменения не обойдут его стороной. шансы для взаимного понимания, уважения, коммуникации и признания растут с каждым днем. Данная тенденция развития мультикультурализма позволяет надеяться на достаточно благоприятный сценарий будущего развития.
Продолжением концепции мультикультурализ-ма является, несомненно, толерантность, которая, согласно Декларации принципов толерантности, принятой в 1995 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО, означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Проще говоря, толерантность предписывает жить в мире и согласии с представителями других народов, уважать их обычаи и законы, смущает только то обстоятельство, что призывы государства к толерантности адресованы, главным образом, к коренному населению, а не к иммигрантам. Главная ответственность за интеграцию, сотрудничество и солидарность всех этносов России возлагается на русских, так как они являются доминирующим этносом, при этом предполагается, что сами иммигранты уж точно готовы уважать обычаи и законы принимающей стороны и
жить с ней в мире и согласии. Всем известно, что очень часто это не соответствует действительности. С. Т. Баранов в работе «Этническая толерантность» выделяет пять видов толерантности:
1) активная толерантность (открытость, готовность к межэтническим контактам);
2) пассивная толерантность (нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтнических групп);
3) толерантность избирательная (межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку — языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям);
4) толерантность вынужденная (межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии);
5) интолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры).
Понятно, что для успешной интеграции этнических меньшинств необходим первый, или, как минимум, второй тип толерантности, причем проявлять эту толерантность должны обе стороны.В реальности же доминирует вынужденная толерантность. Этническая толерантность во многом определяется длительностью совместного существования и развитием межкультурного взаимодействия.
Фрагментарность национальной политики, не-скоординированность ее действий не способствуют изменению ситуации к лучшему, более того, тот факт, что призывы проявлять толерантность адресованы главным образом к принимающей стороне, вызывает у коренного населения стойкое неприятие и отторжение, поскольку зачастую гости не только не демонстрируют уважения к местным обычаям и законам, но и стремятся утвердить свои.Для сглаживания негативных межгрупповых процессов и устраненияп ротивостояния представителей различных этнических групп нужно включать мигрантов всовместную деятельность с местным населением, но при условии, что это включение будет добровольным и взаимовыгодным для всех его участников.
Рассматривая современную политику мульти-культурализма как политику интеграции иммигрантов в национальное государство, нужно сказать, что она должна быть направлена на включение личности в социальную систему независимо от расового и культурного признаков, главное, чтобы индивид обладал правовым статусом, то есть являлся полноправным гражданином государства.В реальной же практике имеет место исключение из общественной жизни,обусловленное социальными, экономическими, национально-правовыми и культурными факторами, которые исторически сформировали специфику развития различных этнических групп.
В основе этих процессов лежат разные модели формирования нации: гражданская и этническая. По мнению Э. Смита гражданская нация объединяет все население государства с помощью общих юридических институтов, прав граждан, общей гражданской культуры и идеологии [3, с. 35]. Этническая же нация основана на общности проис-
хождения, традициях, обычаях и местном языке. Россия, исторически являясь многонациональной державой, должна была бы тяготеть к первому типу, но однозначно назвать ее гражданской нацией было бы, по крайней мере, преждевременно. Не стоит игнорировать и тот факт, что среди обществоведов насчитывается огромное число сторонников мнения о том, что российская нация — это явление именно русской культуры, создающей условия существования и развития различных этнических культур, но сама не нуждающаяся во влиянии на нее последних. Культура рассматривается как система ценностей, укорененных в исторически сложившейся общности, она должна быть доминирующей, а остальные культуры должны либо принимать это главенство, либо подавляться.логическим выводом подобных утверждений является объявление мультикультура-лизма заведомо провальным политическим проектом, примером чего служат известные европейские этнические конфликты последних лет.
Формирование гражданской нации, по-видимому, требует последовательной унификации жизни всех народов России и ответственность за это должно взять на себя государство, первоочередная задача которого — разработать социальные и политические инструменты этой унификации. Современная же политика мультикультурализма не создает условий для
успешного включения в национальное социальное государство всех этнических групп и народностей.
литература
1. Куропятник, А. И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ / А. И. Куропятник. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000.
2. Коданьоне, К. Миграционная политика как планирование наугад. Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России / К. Коданьоне. — М. : Гендальф, 2О02.
3. Борисов, А. А. Американские консерваторы и мультикультурализм : автореф. дис. ... канд. ист. наук / А. А. Борисов. — Пермь, 2000.
References
1. Kuropjatnik A.I. Mul'tikul'turalizm: problemy
social'nojstabil' nostipolijetnicheskihobshhestv [Multiculturalism: the problem of social stability of multi-ethnic societies]. St. Petersburg, 2000.
2. Kodan’one K. Migracionnaja politikaka k planirov-anie naugad. Immigracionnaja politika zapadnyh stran: al’ternativy dlja Rossii [Migration policy planning at random. Immigration policies of Western countries: an alternative to Russia]. Moscow, 2002.
3. Borisov A.A. Amerikanskiekonservatoryimul’tikul’ turalizm [American conservatives and multiculturalism]. Avtoreferatk.i.n [Author’s abstract of Ph. D]. Perm, 2000.
Поступила в редакцию 4 февраля 2014 г.
рУССкиХ людмила Викторовна, доцент кафедры философии и социологии, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), кандидат культурологии, доцент; сфера научных интересов — социология культуры, социология образования. E-mail: [email protected]
RuSSKIKH Liudmila Viktorovna, docent of the Fhilosophy and sociology department, cultural the South-Ural state university (Chelyabinsk), studies PhD, docent; Scientifical interests — sociology of culture, sociology of education E-mail: [email protected]