Научная статья на тему 'Основные направления подготовки будущих учителей к использованию интерактивных средств обучения в условиях реализации ФГОС'

Основные направления подготовки будущих учителей к использованию интерактивных средств обучения в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИ / GEF / INTERACTIVE TECHNOLOGY / FUTURE TEACHERS / TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Е.А.

Сегодня переподготовка учителей требует от них не только хороших знаний в области внедряемого ФГОС, но и умение использовать в своей профессиональной деятельности современных интерактивных технологий. Мы предложили один из вариантов того, как может быть построен курс обучения учителей и какие основные направления подготовки должны браться за основу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS TO THE USE OF INTERACTIVE LEARNING TOOLS IN THE IMPLEMENTATION OF THE GEF

Today, the training of teachers requires not only good knowledge in implementing GEF, but also the ability to use in professional activity of modern interactive technologies. We offered one of variants of how can be built a teachers ´ training course and what are the main areas of training should be taken as the basis.

Текст научной работы на тему «Основные направления подготовки будущих учителей к использованию интерактивных средств обучения в условиях реализации ФГОС»

Волкова Е.А.

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-

педагогический университет» г. Нижний Тагил, Россия

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация

Сегодня переподготовка учителей требует от них не только хороших знаний в области внедряемого ФГОС, но и умение использовать в своей профессиональной деятельности современных интерактивных технологий. Мы предложили один из вариантов того, как может быть построен курс обучения учителей и какие основные направления подготовки должны браться за основу.

Ключевые слова: ФГОС, интерактивные технологии, будущие учителя, педагоги

Volkova E. A.

Nizhny Tagil state social-pedagogical Institute (branch) of Federal state Autonomous educational institution "Russian state vocational pedagogical University "

Nizhny Tagil, Russia

THE MAIN DIRECTIONS OF TRAINING FUTURE TEACHERS TO USE INTERACTIVE LEARNING TOOLS IN THE IMPLEMENTATION OF

THE GEF

Abstract

Today, the training of teachers requires not only good knowledge in implementing GEF, but also the ability to use in professional activity of modern interactive technologies. We offered one of variants of how can be built a teachers ' training course and what are the main areas of training should be taken as the basis.

Keywords: GEF, interactive technology, future teachers, teachers

Определяя сегодня характерные черты новой образовательной модели, следует отметить ее непрерывность, дистанционность, проектность и технологичность, диалогичность (учебный процесс как совместное творчество и диалог учителя и ученика, преподавателя и студента); ориентацию учебного процесса не только на содержание и логику предмета, но и на специфику

восприятия аудиовизуальной информации, а также последующую профессиональную деятельность.

Залогом успеха решения задачи построения новой образовательной модели является радикальное переоснащение всего учебного процесса на базе новейших информационных, коммуникационных, интерактивных и аудиовизуальных технологий [3, с. 4].

Однако существенно меньше обсуждается и практически не исследуется экспериментально более фундаментальная трансформация: «учитель» становится коллективным деятелем. В самом общем виде сегодня учитель должен уметь выполнять функции следующих специалистов:

- специалиста - предметник;

- специалиста по разработке курсов (дизайнер);

- консультанта по методам обучения (фасилитейтор);

- специалиста по интерактивному предоставлению учебных курсов (тьютор);

- специалиста по методам контроля за результатами обучения (инвигилатор);

- программиста-технолога, создателя образовательных мультимедийных продуктов и сред;

- администратора и координатора учебных центров и площадок.

В связи с этим, сегодня подготовка будущего педагога невозможна без формирования профессионального мышления такого типа, который дает возможность самостоятельно обновлять знания, повышать свою квалификацию, хорошо ориентироваться в поступающей новой информации, находить новые нестандартные способы решения профессиональных задач и реализовывать их на практике [2, с. 5].

Имеется достаточное количество работ, в которых исследуется обучение с помощью интерактивных технологий (И.А. Бутенко, Ю.Г. Одегов, А.И. Сидоренко, Ю.П. Сурмин, Г.С. Харханова, В.С. Чувакина и др.). Однако каких-либо конкретных принципов подготовки будущих учителей к их использованию в свое профессиональной деятельности, до сих пор не определено.

На базе НТГСПИ(ф)РГППУ уже который год весьма успешно ведется, в рамках курса по выбору, дисциплина «Мультимедиапроектирование». Он нацелен на профессиональную ориентацию студентов второго курса, для более раннего понимания того, какие проблемы в преподавании конкретного предмета бывают, и какие приемы и педагогические технологии позволяют устранить.

На лекционных занятиях проводится теоретическая подготовка студентов к тому, что такое интерактивность и как она реализуется в образовательном процессе. Лабораторный практикум становится экспериментальной площадкой, чтобы не только изучить новое инструментальное ПО Smart Notebook, но и

опробовать в действии свои методические проекты. Основные тематики занятий следующие:

- Знакомство с инструментальной средой Smart Notebook.

- Работа в режиме таблицы. Создание интерактивного кроссворда.

- Режим анимации и настройка свойств интерактивных элементов.

- Комплект интерактивных инструментов LAT. Коллекция Activities.

- Комплект интерактивных инструментов LAT. Коллекция Graphics.

- Комплект интерактивных инструментов LAT. Коллекция Tools.

- Комплект интерактивных инструментов LAT. Коллекция Examples.

- Гиперссылки: свойства и их настройки.

- Создание видеоролика в программе видеомонтажа.

- Вставка видео и звука, настройка основных свойств.

Программный продукт Smart обладает простым и понятным интерфейсом,

доступен в использовании, как преподавателям имеющим навыки работы с персональным компьютером, так и новичкам, удовлетворяет психолого-педагогическим и эргономическим требованиям, предъявляемым к педагогическим программным средам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме деловой игры с защитой и обсуждением созданных мультимедийных проектов и их оценкой-анализом. Обсуждение выполняется на лабораторном занятии. Такой подход позволяет заранее проиграть возможные проблемы при использовании созданного методического проекта. Очень часто при последующей работе, прошлые ошибки дают действенный результат, и у студентов непроизвольно формируется картинка того, каким должен быть хороший обучающий мультимедиа проект по конкретной теме. Каким критериям он должен отвечать и как добиться того результата, который был изначально заложен разработчиком.

Итоговая аттестация проводится в устной форме по вопросам программы. Вторая форма проведения зачета - подготовка мультимедийных учебных материалов (в программах Power Point, Smart Notebook и Movie Maker) и их презентация в форме деловой игры, показывающей методические умения использования интерактивных средств на различных этапах урока.

В результате изучения данного курса, студенты могут:

- получить представление о состоянии и перспективах применения средств мультимедиа в учебно-воспитательном процессе;

- научиться рационально использовать разные виды средств мультимедиа в учебном и воспитательном процессах на основе общепедагогических и психологических требований, анализировать и обобщать опыт их использования;

- уметь разрабатывать планы учебных и воспитательных занятий с использованием средств мультимедиа и проводить их;

- уметь анализировать учебные и воспитательные занятия с использованием средств мультимедиа;

- использовать интерактивные средства обучения для развития собственных творческих способностей, удовлетворения познавательных и профессиональных потребностей [3, с. 176].

Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий — сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и знакомства на профессиональном уровне со специальным программным обеспечением. А грамотная методическая подготовка к использованию таких пособий в образовательном процессе.

Мы не утверждаем, что программное обеспечение Smart Notebook - это панацея и его изучение подготовит квалифицированные кадры для образования. Однако методические установки и навыки заранее продумывать интерактивные проекты и предугадывать реакцию аудитории на то или иное динамическое взаимодействие с доской, курс «мультимедиапроектирования» достаточно успешно формирует.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Е.А. Научно-методические подходы к использованию интерактивных средств обучения в подготовке будущих учителей // Научные исследования: от теории к практике: материалы III Междунар. науч. - практ. конф. / ред.кол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 174-176.

2. Колесник Н.П. Использование интерактивных форм изучения педагогики в вузе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Колесник Наталья Петровна - СПб., 2007 - 226 с.

3. Умные уроки со Smart: сборник методических рекомендаций по работе со Smart-устройствами и программами. - М.: Polymedia, 2007. - 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.