Научная статья на тему 'Основные направления организации и развития таможенной службы'

Основные направления организации и развития таможенной службы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1752
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
таможенная служба / внешнеэкономическая политика / таможенное регулирование. / customs / foreign policy / customs regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенко Е. В.

В статье обосновываются перспективные направлениясовершенствования таможенного регулирования и развитиятаможенной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the promising directions for improving customs regulation and development of the customs service.

Текст научной работы на тему «Основные направления организации и развития таможенной службы»

Территория науки, 2013.№4

Список литературы

1. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: учебное пособие / Под ред. В. М. Соколинского. — М.: КНОРУС, 2010. — 248 с.

2. Инновационная экономика : лекция / сост. А.И. Попов. -Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 24 с.

3. Инновационная экономика молодежной среды: Учебное пособие / В.О. Евсеев. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. -342 с

4. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2009.

Лысенко Е. В.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: таможенная служба, внешнеэкономическая

политика, таможенное регулирование.

Аннотация: в статье обосновываются перспективные направления совершенствования таможенного регулирования и развития таможенной службы.

Keywords: customs, foreign policy, customs regulation.

Abstract: In this article the promising directions for improving customs regulation and development of the customs service.

В связи с постоянно возрастающей ролью России на мировом рынке и, соответственно, огромной ролью Федеральной таможенной службы в реализации внешнеэкономической политики РФ, актуальным является рассмотрение основных направлений организации и развития таможенной службы России в целом.

Федеральная таможенная служба России совместно с федеральными органами исполнительной власти предоставили план по реализации основных направлений организации и развития таможенной службы [1].

Реализация плана развития таможенных органов Российской Федерации сформировала основу для обеспечения интересов государства в таможенной сфере, противодействия угрозам экономической безопасности и создания благоприятных условий для

68

Территория науки, 2013.№4

внешней торговли. Дальнейшее совершенствование обеспечивается через формирование универсальных инструментов и установление показателей эффективности деятельности в зависимости от динамично изменяющейся внешней среды и внутренней политики государства.

Основные направления организации и развития таможенной службы определяют ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами. [2]Развитие таможенной службы Российской Федерации необходимо осуществлять по следующим взаимосвязанным направлениям:

1. Совершенствование таможенного регулирования - предполагает повышение эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций и развитие таможенных технологий, тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом активного обеспечения продвижения национальных интересов Российской Федерации во внешнеэкономической сфере, содействия развитию добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов путем формирования более благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности для ее законопослушных участников, а также упреждающего реагирования на угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

2. Совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров - Таможенный контроль после выпуска товаров является органичным и неотъемлемым элементом единой системы таможенного контроля. Развитие системы таможенного контроля после выпуска товаров предусматривает создание необходимых правовых основ и методологического обеспечения.

3. Совершенствование реализации фискальной функции -основывается на эффективном осуществлении контроля и надзора за соблюдением таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления и своевременностью уплаты пошлин, налогов и сборов с применением современных информационных технологий, а также за безусловным исполнением закона о федеральном бюджете в части доходов, администрируемых таможенными органами.

4. Совершенствование правоохранительной деятельности -усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела направлены на повышение уровня экономической безопасности государства.

69

Территория науки, 2013.№4

5. Содействие развитию интеграционных процессов и развитие международного сотрудничества и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела и борьбой с международной преступностью, осуществляется в соответствии с международными стандартами в интересах создания благоприятных условий для внешней торговли и обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

6. Совершенствование системы государственных услуг -предоставляемых участникам внешнеэкономической деятельности, нацелено на расширение их спектра, повышение качества и доступности при внешней их простоте, оперативности и надежности.

7. Совершенствование таможенной инфраструктуры - размещение таможенных органов преимущественно в помещениях, являющихся федеральной собственностью.

8. Совершенствование информационно-технического обеспечения -развитие информационно-технического обеспечения таможенных органов осуществляется с учетом мировых стандартов и тенденций развития таможенного дела.

9. Укрепление кадрового потенциала - является основой обеспечения предоставления качественных государственных услуг.

10. Развитие социальной сферы - является обеспечение социальной защищенности должностных лиц таможенных органов и членов их семей, предоставление им социальных гарантий, а также улучшение их жилищных условий и материального обеспечения.

11. Совершенствование организационно-управленческой

деятельности - оптимизация численности аппарата управления, его функций и организационной структуры, внедрение автоматизированных систем управления, разработка систем принятия решения.

Я считаю, что наиболее важным направлением является проведение мероприятий, которые позволят включить данные таможенной статистики в единый государственный информационностатистический ресурс Российской Федерации [3]. Создание в структуре таможенных органов Российской Федерации операционного центра для обработки информации и принятия решений, главной задачей которого будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с применением системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам Российской Федерации для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование

70

Территория науки, 2013.№4

на угрозы связанные с нарушением таможенного законодательства Российской Федерации.

В рамках указанных направлений развития таможенных органов Российской Федерации предполагается осуществить разделение работы с документооборотом и с товаропотоком исходя из международной практики в сочетании с предварительным информированием и электронным декларированием, которые должны обеспечить ускорение таможенных процедур, а также обеспечить контроль за информацией о товарах в необходимом и достаточном объеме. Данное направление предполагает применение электронного (безбумажного) документооборота, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеторговой деятельности.

Также возможно использование применяемых в ряде развитых стран мира технологий по типу интегрированного управления и контроля на границе (две службы на границе), основанного на единой информационной системе правоохранительных и контролирующих органов, что позволит совмещать в пунктах пропуска документальный контроль за товарами, перемещающимися через государственную границу Российской Федерации, а также улучшить качество производимого досмотра таких товаров. В результате это позволит создать благоприятные условия пересечения пассажирами границы и перемещения через нее товаров, сократить время ее прохождения, снизить издержки, увеличить объем товаропотока, содействовать реализации торгово-логистических технологий «от двери к двери», «точно в срок» и «под ключ». Высокий уровень качества указанных таможенных процедур будет обеспечен благодаря применению системы управления качеством каждой отдельной таможенной операции.

Список литературы

1. Андриашин Х.А., Свинухов В.Г._ Балакин В.В. М.: Магистр, 2010г. - 367с.

2. О.С. Виханский. Стратегическое управление. издание второе, переработанное и дополненное., М.: МГУ, 2011г. - 252c.

3. Коллектив авторов, Таможенный кодекс таможенного союза, издательство Эксмо, Москва 2010г. - 46с.

4. Коник Н.В. Таможенное дело. - М.: Издательство: Омега-Л, 2009. - 192 с.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.