Территория науки, 2013.№4
Список литературы
1. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: учебное пособие / Под ред. В. М. Соколинского. — М.: КНОРУС, 2010. — 248 с.
2. Инновационная экономика : лекция / сост. А.И. Попов. -Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 24 с.
3. Инновационная экономика молодежной среды: Учебное пособие / В.О. Евсеев. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. -342 с
4. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2009.
Лысенко Е. В.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: таможенная служба, внешнеэкономическая
политика, таможенное регулирование.
Аннотация: в статье обосновываются перспективные направления совершенствования таможенного регулирования и развития таможенной службы.
Keywords: customs, foreign policy, customs regulation.
Abstract: In this article the promising directions for improving customs regulation and development of the customs service.
В связи с постоянно возрастающей ролью России на мировом рынке и, соответственно, огромной ролью Федеральной таможенной службы в реализации внешнеэкономической политики РФ, актуальным является рассмотрение основных направлений организации и развития таможенной службы России в целом.
Федеральная таможенная служба России совместно с федеральными органами исполнительной власти предоставили план по реализации основных направлений организации и развития таможенной службы [1].
Реализация плана развития таможенных органов Российской Федерации сформировала основу для обеспечения интересов государства в таможенной сфере, противодействия угрозам экономической безопасности и создания благоприятных условий для
68
Территория науки, 2013.№4
внешней торговли. Дальнейшее совершенствование обеспечивается через формирование универсальных инструментов и установление показателей эффективности деятельности в зависимости от динамично изменяющейся внешней среды и внутренней политики государства.
Основные направления организации и развития таможенной службы определяют ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами. [2]Развитие таможенной службы Российской Федерации необходимо осуществлять по следующим взаимосвязанным направлениям:
1. Совершенствование таможенного регулирования - предполагает повышение эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций и развитие таможенных технологий, тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом активного обеспечения продвижения национальных интересов Российской Федерации во внешнеэкономической сфере, содействия развитию добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов путем формирования более благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности для ее законопослушных участников, а также упреждающего реагирования на угрозы экономической безопасности Российской Федерации.
2. Совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров - Таможенный контроль после выпуска товаров является органичным и неотъемлемым элементом единой системы таможенного контроля. Развитие системы таможенного контроля после выпуска товаров предусматривает создание необходимых правовых основ и методологического обеспечения.
3. Совершенствование реализации фискальной функции -основывается на эффективном осуществлении контроля и надзора за соблюдением таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления и своевременностью уплаты пошлин, налогов и сборов с применением современных информационных технологий, а также за безусловным исполнением закона о федеральном бюджете в части доходов, администрируемых таможенными органами.
4. Совершенствование правоохранительной деятельности -усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела направлены на повышение уровня экономической безопасности государства.
69
Территория науки, 2013.№4
5. Содействие развитию интеграционных процессов и развитие международного сотрудничества и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела и борьбой с международной преступностью, осуществляется в соответствии с международными стандартами в интересах создания благоприятных условий для внешней торговли и обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
6. Совершенствование системы государственных услуг -предоставляемых участникам внешнеэкономической деятельности, нацелено на расширение их спектра, повышение качества и доступности при внешней их простоте, оперативности и надежности.
7. Совершенствование таможенной инфраструктуры - размещение таможенных органов преимущественно в помещениях, являющихся федеральной собственностью.
8. Совершенствование информационно-технического обеспечения -развитие информационно-технического обеспечения таможенных органов осуществляется с учетом мировых стандартов и тенденций развития таможенного дела.
9. Укрепление кадрового потенциала - является основой обеспечения предоставления качественных государственных услуг.
10. Развитие социальной сферы - является обеспечение социальной защищенности должностных лиц таможенных органов и членов их семей, предоставление им социальных гарантий, а также улучшение их жилищных условий и материального обеспечения.
11. Совершенствование организационно-управленческой
деятельности - оптимизация численности аппарата управления, его функций и организационной структуры, внедрение автоматизированных систем управления, разработка систем принятия решения.
Я считаю, что наиболее важным направлением является проведение мероприятий, которые позволят включить данные таможенной статистики в единый государственный информационностатистический ресурс Российской Федерации [3]. Создание в структуре таможенных органов Российской Федерации операционного центра для обработки информации и принятия решений, главной задачей которого будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с применением системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам Российской Федерации для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование
70
Территория науки, 2013.№4
на угрозы связанные с нарушением таможенного законодательства Российской Федерации.
В рамках указанных направлений развития таможенных органов Российской Федерации предполагается осуществить разделение работы с документооборотом и с товаропотоком исходя из международной практики в сочетании с предварительным информированием и электронным декларированием, которые должны обеспечить ускорение таможенных процедур, а также обеспечить контроль за информацией о товарах в необходимом и достаточном объеме. Данное направление предполагает применение электронного (безбумажного) документооборота, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеторговой деятельности.
Также возможно использование применяемых в ряде развитых стран мира технологий по типу интегрированного управления и контроля на границе (две службы на границе), основанного на единой информационной системе правоохранительных и контролирующих органов, что позволит совмещать в пунктах пропуска документальный контроль за товарами, перемещающимися через государственную границу Российской Федерации, а также улучшить качество производимого досмотра таких товаров. В результате это позволит создать благоприятные условия пересечения пассажирами границы и перемещения через нее товаров, сократить время ее прохождения, снизить издержки, увеличить объем товаропотока, содействовать реализации торгово-логистических технологий «от двери к двери», «точно в срок» и «под ключ». Высокий уровень качества указанных таможенных процедур будет обеспечен благодаря применению системы управления качеством каждой отдельной таможенной операции.
Список литературы
1. Андриашин Х.А., Свинухов В.Г._ Балакин В.В. М.: Магистр, 2010г. - 367с.
2. О.С. Виханский. Стратегическое управление. издание второе, переработанное и дополненное., М.: МГУ, 2011г. - 252c.
3. Коллектив авторов, Таможенный кодекс таможенного союза, издательство Эксмо, Москва 2010г. - 46с.
4. Коник Н.В. Таможенное дело. - М.: Издательство: Омега-Л, 2009. - 192 с.
71