Научная статья на тему 'Основные направления научных исследований физической рекреации'

Основные направления научных исследований физической рекреации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
790
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / A PHYSICAL RECREATION / PHYSICAL AND SOCIAL-PSYCHOLOGICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рыжкин Юрий Ермакович

В статье рассматриваются основные современные научные направления исследований физической рекреации. Установлено, что в отечественной науке наиболее широко представленным является направление, связанное с изучением её влияния на физическое здоровье человека. Психологические и социально-психологические исследования физической рекреации носят фрагментарный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN LINES OF RESEARCH OF PHYSICAL RECREATION

This article examines the main areas of modern scientific research of physical recreation. Established that the Russian science is the most widely represented the direction associated with the study of its on human physical health. Psychological and social-psychological studies are fragmented.

Текст научной работы на тему «Основные направления научных исследований физической рекреации»

Аналогичные показатели функции в контрольной группе, которая занималась по общепринятой методике, существенно не изменились.

ВЫВОДЫ

Главным итогом проведенного педагогического эксперимента явилась научная новизна, заключающаяся в следующем: 1. Разработана система средств хореографии классического танца и обеспечивающая методика занятий по развитию координационных способностей и двигательных качеств в процессе физического воспитания студентов. 2. Включение в физическое воспитание студентов специальных физкультурнохореографических упражнений и других средств обеспечивает достоверно большой прирост в показателях движений и двигательных качеств. 3. Определена структура модели повышения уровня многогранных координационных способностей и управления движениями, позволяющая осуществлять педагогический процесс наиболее эффективно и планомерно в личностно-ориентированном содержании и самообразовании. Все выше перечисленное является инновационным фундаментом современной методики развития координационных способностей студентов на основе классического танца. Результаты основного эксперимента подтвердили эффективность хореографических и специальных средств в развитии многогранных координационных способностей (МКС) и двигательных качеств в процессе физического воспитания студентов вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Туревский, И.М. Зигзаги ловкости / И.М. Туревский, В.П. Филин, Л.Б. Кофман. - Тула : Приокское Кн. изд.-во. 1993. - 208 с.

2. Берншейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физической активности / Н.А. Бернштейн. - М. : Медицина. 1966. - 166 с.

3. Берншейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн ; под ред. И.М. Фейгенберга. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 287 с.

4. Никитин, С.Н. Ловкость - история, проблемы, перспективы : монография / С.Н. Никитин ; С.-Петерб. Гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2005. - 160 с.

5. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.

6. Годик, М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.

7. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. - 7-е изд., стереотипное. - СПб. : Изд-во «Лань», 2002. - 192 с.

8. Тарасов, Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Н.И. Тарасов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Искусство, 1981. - 479 с.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

РЕКРЕАЦИИ

Юрий Ермакович Рыжкин, кандидат психологических наук, доцент,

Военный институт физической культуры (ВИФК),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются основные современные научные направления исследований физической рекреации. Установлено, что в отечественной науке наиболее широко представленным является направление, связанное с изучением её влияния на физическое здоровье человека. Психологические и социально-психологические исследования физической рекреации носят фрагментарный характер.

Ключевые слова: физическая рекреация, физическое и социально-психологическое здоровье.

THE MAIN LINES OF RESEARCH OF PHYSICAL RECREATION

Jury Ermakovich Ryzhkin, the candidate psychological sciences, the senior lecturer, Military institute of physical training St-Petersburg

Abstract

This article examines the main areas of modem scientific research of physical recreation. Established that the Russian science is the most widely represented the direction associated with the study of its on human physical health. Psychological and social-psychological studies are fragmented.

Keywords: a physical recreation, physical and social-psychological health.

Современные концептуальные модели физической рекреации опираются на теоретические сведения из разных научных дисциплин, ее изучающих, носят преимущественно описательный и в меньшей степени - объяснительный характер. Каждая научная дисциплина имеет свой предмет исследования в познаваемом феномене, использует свой понятийно-категориальный аппарат, имеет собственные критерии истины и стандарты исследований, и внутренние различия между ними весьма велики. Тенденция к дифференциации знаний о физической рекреации явно преобладает над тенденцией к их интеграции. В этом случае создать какую-либо целостную концепцию физической рекреации, опираясь лишь на разные ее теоретические модели, подчас не соотнесенные друг с другом, не представляется возможным.

Поскольку до сих пор не создана целостная концепция физической рекреации, то появилась необходимость провести анализ отдельных теоретических и эмпирических исследований, что позволит создать более адекватное представление о познаваемом феномене и тесно связать теоретические исследования с запросами практики.

Ретроспективный анализ теоретических и эмпирических исследований физической рекреации в отечественной и зарубежной науке показал, что основные исследовательские парадигмы концентрируются по трем направлениям: натуралистическое (биологическое), психологическое (субъективистское) и социальное. В рамках первого направления объектом физической рекреации выступает природная основа человека, его тело, физическое здоровье. В рамках второго направления человек предстает как субъект физкультурно-рекреационной деятельности, эффективность которой определяется его индивидуально-психологическими особенностями. Третье направление -социальное, объектом исследования становятся формальные характеристики индивидов (социально-демографические и др.). В каждом исследовательском направлении используются методы, адекватные наукам, её изучающим. В первом случае используются методы естественных наук, во втором - психологических наук (общей и дифференциальной психологии, психофизиологии), третьем - методы социальных наук. Но мера разработанности каждого из выделенных направлений далеко неравнозначна.

До недавнего времени в отечественной науке наблюдался явный приоритет натуралистического направления, наиболее широко представленного в работах В.М. Вы-дрина и его учеников. В этом направлении особое внимание уделяется достигаемому рекреационному результату, который рассматривается в связи с оптимизацией состояния организма человека, его физического здоровья. Но само понятие «физическое здоровье» у разных авторов рассматривается неоднозначно. В одних случаях рекреационный результат физической рекреации сводится к оптимизации функциональных систем организма человека (ЧСС, дыхательной системы и др.), в других - уровню развития физический качеств, в-третьих - воздействию на тело человека в целом, в-четвертых - достижению физического развития и совершенства и т. д.

В некоторых работах область исследований физической рекреации по этому направлению неоправданно расширяется, рассматриваются её возможности в восстановлении «оперативно хронически или патологически сниженной работоспособности, патологических состояний организма» [1]. С этим утверждением нельзя согласиться,

так как оно противоречит самой сущности физической рекреации. Медицинские аспекты здоровья не являются предметом физической рекреации.

Предпринимаемые попытки достижения результатов воздействия физической рекреации на отдельные стороны человеческого тела - это лишь научные абстракции. Тело - материальная природная основа человека, а организм (морфофункциональные и физические характеристики тела) - инструментальный механизм тела, посредством которого оно объективируется во внешнем мире [7]. Тело и организм - неразрывно взаимосвязанные стороны телесной организации человека, и невозможно изучать результат воздействие физической рекреации на отдельные стороны тела, не учитывая её воздействие на другие стороны.

Широкое распространение натуралистического направления в отечественных эмпирических исследованиях физической рекреации вполне объяснимо. Получить рекреационные результаты воздействия физкультурно-рекреационной деятельности человека на его организм относительно несложно, доступно, достигаемые результаты объективны, их с достаточной мерой достоверности можно количественно выразить и верифицировать с привлечением строгих математических методов. Получаемые результаты легко подаются сравнительному анализу, их можно описать и теоретически обосновать.

Заслуживает внимания мнение американских ученых Дж. Киршенбаума и Р. Салливана о том, что физкультурно-рекреационная деятельность не обязательно приводит к оптимизации физического здоровья человека, физически здоровыми становятся лишь отдельные граждане, а не общество в целом [Цит.: 2]. На уровне психофизиологии подтверждение данного мнения мы находим в исследованиях отечественного ученого Ю.П. Галкина. В этих исследованиях установлено, что в показателях состояния сенсорно-перцептивных функциональных систем и психомоторики у занимающихся и не занимающихся физической рекреации во внерабочее время отсутствуют существенные различия [3]. Однако эти факты требуют глубокого экспериментального подтверждения.

Главным критерием результативности физкультурно-рекреационной деятельности выступает достижение оптимального самочувствия - субъективного отражения в сознании индивида удовлетворенности и благополучия различными аспектами его жизнедеятельности, одним из которых является состояние физического здоровья.

Попытки создания теории физической рекреации, жестко построенные на натуралистическом основании, в настоящее время подвергаются справедливой критике за односторонность, ограниченность [5, 6]. Данный подход представляет собой, скорее всего, лишь отдельную область исследований физической рекреации, и прочного фундамента для создания её целостной теории не имеет.

Человек выступает не только как объект физической рекреации, имеющий биологическую природу, но и как субъект, наделенный индивидуальными психологическими особенностями. Эти особенности вносят в проявление данного феномена элемент субъективизма, а проблема субъекта - это проблема психологической науки. Построение современной теории физической рекреации без привлечения знаний психологической науки просто невозможно.

В отечественной науке субъективистскому (психологическому) направлению исследования физической рекреации до недавнего времени не уделялось должного внимания. Лишь в начале ХХ1 века, особенно в трудах зарубежных ученых, начинает проявляться новая тенденция исследования физической рекреации, а именно - психологическая. Суть её сводится к следующему.

В природе человека заложены не только биологические, но и разнообразные психологические особенности, которые качественно детерминируют его развитие (в том числе и биологическое) в процессе жизнедеятельности и позволяют отличать одного индивида от другого. Но психические особенности индивида качественно детерминируют не только его развитие, но и взаимодействие с внешним миром, внося в не-

го индивидуальное своеобразие, т. е. он выступает субъектом детерминации своей жизнедеятельности. Эти два аспекта физической рекреации человека неразрывно взаимосвязаны между собой, образуя объектно-субъектные отношения.

Наметившийся отход от натурализма к субъективизму в исследованиях физической рекреации означает падение престижа концепций структурного фундаментализма и рост влияний субъективистских теорий. В рамках психологического направления в качестве изучаемых психологических признаков субъекта физкультурнорекреационной деятельности для исследования выбираются разные психологические реалии: психологические свойства темперамента, признаки психических состояний, мотивация и т. д. Эти признаки подчас выбираются произвольно, представляют собой количественный набор не систематизированных и весьма разнообразных исследуемых показателей, не всегда адекватны поставленной цели исследования. Используется разный инструментарий их диагностики, разные единицы измерения и оценки результатов, что не позволяет получить нормальное распределение по изучаемым признакам и приводит к чрезвычайно разнообразным результатам, подчас не соотносимым друг с другом. Такой широкий спектр выбора для исследования психологических признаков во многом объясняется степенью реальной их доступности для исследования, наличием соответствующего исследовательского инструментария, квалификацией автора исследования и не всегда подвержены логике конкретного исследования.

Использование педагогического эксперимента как наиболее доказательного метода, подтверждение получаемых результатов установлением корреляционных взаимосвязей между признаками субъекта физкультурно-рекреационной деятельности не всегда оправдано. Как справедливо отмечает М.Г. Гусельцева, в культурнопсихологических исследованиях возможности использования педагогического эксперимента существенно ограничены, и рекомендуется широкого использовать метод идеального моделирования вместо эксперимента [4].

Натуралистическое и психологическое (субъективистское) направления в исследованиях физической рекреации в настоящее время являются наиболее распространенными, но они не могут считаться достаточными. Проявление биологических и психологических особенностей человека социально детерминировано, эти особенности взаимодействуют с социальной средой, в результате такого взаимодействия все человеческие феномены приобретают социально-психологический смысл.

Логично вытекает задача не простого изучения отдельных каких-либо психологических свойств субъекта физкультурно-рекреационной деятельности, а соотнесение изучаемых признаков с той конкретной социокультурной ситуацией, в которую включен субъект и которая выступает важнейшим детерминантом его рекреационной деятельности. Обращение к социальной ситуации и к элементам культуры означает переход на новый более высокий и более качественный уровень исследований физической рекреации.

Основополагающей ориентацией социально-психологического направления в исследовании физической рекреации становится ориентация не на индивидные и не на индивидуально-психологические свойства человека, а на психологию личности, поскольку, очевидно, что кроме биологических и психологических свойств, регулирующих физкультурно-рекреационную деятельность человека, существуют и возникают психологические процессы, которые обусловлены его взаимодействием с социальной средой, другими людьми. От биологических и психических свойств индивида к психологии личности - такова логика современных теоретических и эмпирических исследований физической рекреации.

Центральное место в проведении экспериментальных исследований физической рекреации занимает проблема социально-психологического развития личности, завершенностью которого, его результатом служит формирование рекреационной физической культуры личности.

В теории физической рекреации социально-психологические её основы являют-

ся узловыми. Они не только создают реальные предпосылки для осмысления самой сущности физической рекреации, но и значительно расширяют границы познания своих родовых понятий - физической культуры и общей рекреации, предопределяют формирование нового перспективного научного направления, связанного с изучением физической рекреации как социально-психологического явления.

Исследование социально-психологических основ физической рекреации закладывает прочный фундамент для проведения эмпирических исследований многочисленных проблем, решение которых чрезвычайно актуально для дальнейшего развития физкультурного движения в российском обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Физическая рекреация и метатеоретические аспекты её теории I М. Бердус, М. Боген, Г. Бердус, В. Чувилин II Человек в мире спорта : новые идеи, технологии, перспективы : тез. докл. Междунар. конгресса. - М., 1998. - Т. 2. - С. 521-522.

2. Виноградов, П.А. Рекреация по-американски I П.А. Виноградов, С.И. Гуськов II Физкультура и спорт. - 1990. - № 2. - С. 81-164.

3. Галкин, Ю.П. Проблемы физической рекреации и неспецифического физкультурного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук I Галкин Ю.П. ; С.-Петерб. Гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1997. - 32 с.

4. Гусельцева, М.Г. Культура как психологическая реальность : опыт идеального моделирования I М.Г. Гусельцева II Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 1325.

5. Николаев, А.Н. Социальная и спортивная психология I А.Н. Николаев ; С.-Петерб. Гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2001. - 74 с.

6. Рыжкин, Ю.Е. Социально-психологические проблемы физической рекреации I Ю.Е. Рыжкин. - СПб. : Нестор, 2005. - 165 с.

7. Шустерман, Р. Мыслить через тело : гуманитарное образование I Ричард Шустерман II Вопросы философии. - 2006. - № 6. - С. 52-67.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО КОМАНДНО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВЫХ ЗАДАЧ

Сергей Васильевич Севодин, соискатель Казанское высшее командно-инженерное артиллерийское училище,

г. Казань

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по использованию методики развития специальных физических качеств у курсантов артиллерийского командноинженерного вуза для выполнения боевых задач. Автором выявлены факторы, определяющие эффективность развития специальных качеств, и определены педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса специальной физической подготовки в артиллерийских командно-инженерных вузах. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной методики.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка; профессиональная подготовка; курсанты артиллерийских командно-инженерных вузов.

THE METHODS OF DEVELOPMENT OF SPECIAL PHYSICAL QUALITIES AT CADETS OF ARTILLERY COMMAND-ENGINEERING HIGH SCHOOL TO EFFECTIVE PERFORMANCE OF FIGHTING PROBLEMS

Sergey Vasilevich Sevodin, the competitor The Kazan command-engineering artillery high school,

Kazan

Abstract

In work results of carried out research on using the technique of development of special physi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.