Научная статья на тему 'Основные направления инновационного развития регионального здравоохранения'

Основные направления инновационного развития регионального здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
375
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / INNOVATIONS / PUBLIC HEALTH SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кораблев Владимир Николаевич

По мнению автора, в российском здравоохранении отсутствует научно-методическая база инновационного развития здравоохранения на основе интенсивного качественного роста. Для достижения целей развития необходимо решение таких основных задач, как создание концепции и стратегии инновационного развития здравоохранения на всех уровнях управления, а также формирование инновационной организационно-экономической модели отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кораблев Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONAL PUBLIC HEALTH SERVICES

According to the author, in the Russian public health services there is no scientifically grounded, methodical base of innovative development of public health services on the basis of intensive qualitative growth. For achievement of the purposes of development such primary goals, as creation of the concept and strategy of innovative development of public health services at all levels of management, and also formation of innovative organizational-economic model of the branch should be set and accomplished.

Текст научной работы на тему «Основные направления инновационного развития регионального здравоохранения»

УДК 614.2.003 (571.620) В.Н. Кораблев

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел.: 8-(4212)-32-63-93, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru, г. Хабаровск

Инновационный путь развития для России, как и для всего мира, является безальтернативным.

Термин «инновация» (нововведение, или новшество) впервые ввел австрийский ученый Йозеф Шумпетер в работе «Теория экономического развития», опубликованной в 1911 г.

В экономической литературе встречаются разнообразные определения категории «инновация». Ученые трактуют ее в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Наиболее известные определения в инно-ватике1 принадлежат таким авторам, как Й. Шумпетер, И. Перлаки, Б. Твисс, Б. Санто, В. Колосов, С. Ильенкова, В. Бурков, В. Воропаев и др.

В мировой экономической практике понятие «инновация» интерпретируется как процесс превращения потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях [8]. Мы отдаем предпочтение определению понятия «инновация», предложенному Л.Ф. Шайбаковой, согласно которому «инновация — это изменение в продукте, технике, технологии, материализующее новое научное знание, а также формирующее новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей либо создающее новые» [10].

Переход на инновационное развитие не может быть осуществлен без участия государства [11]. Своевременные государственные инвестиции в инновации обеспечивают возможность быстрого реагирования на изменения внешней среды и даже способны опережать изменения.

Для инновации необходимо использовать людей с особым типом мышления — инноваторов. По мнению Ю.Д. Красовского, «инноваторы — это инициаторы, которые предлагают и отстаивают свои собственные идеи, причем часто могут идти на конфликт, чтобы протолкнуть их» [7].

В здравоохранении, по нашему мнению, под инновациями следует понимать целенаправленные преобразования в отрасли, в том числе в ее организационно-экономическом механизме, направленные на наибольшее удовлетворение потребности населения в услугах здравоохранения, а также повышение эффективности использования ресурсов.

К сожалению, в российском здравоохранении отсутствует научно-методическая база инновационного развития здравоохранения на основе интенсивного2 качественного роста как необходимое условие модернизации отрасли. В здравоохранении по-прежнему сохра-

1 Инноватика — наука, изучающая различные теории нововведений — формирование новшеств, их распространение, сопротивление нововведениям, приспособление к ним инновационных организаций, выработка инновационных решений [1].

Резюме

По мнению автора, в российском здравоохранении отсутствует научно-методическая база инновационного развития здравоохранения на основе интенсивного качественного роста. Для достижения целей развития необходимо решение таких основных задач, как создание концепции и стратегии инновационного развития здравоохранения на всех уровнях управления, а также формирование инновационной организационно-экономической модели отрасли.

Ключевые слова: инновации, здравоохранение.

V.N. Korablev

THE BASIC DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONAL PUBLIC HEALTH SERVICES

Far east state medical university, Khabarovsk Summary

According to the author, in the Russian public health services there is no scientifically grounded, methodical base of innovative development of public health services on the basis of intensive qualitative growth. For achievement of the purposes of development such primary goals, as creation of the concept and strategy of innovative development of public health services at all levels of management, and also formation of innovative organizational-economic model of the branch should be set and accomplished.

Key words: innovations, public health services.

няются риски развития, характерные для периода конца прошлого столетия [5].

Вложение инвестиций в действующую организационно-экономическую модель здравоохранения обречено на неудачу. Существующая система здравоохранения, «поглотив» ресурсы, не ответит повышением качества медицинской помощи, потребитель медицинских услуг (пациент) не станет главным действующим лицом, а по-прежнему останется просителем медицинской помощи.

« Наша система здравоохранения вобрала многие худшие черты советской и самые проблемные элементы рыночной медицины, не оставив при этом человеку никакого выбора. И это не вина врачей, это система, ко-

2 Интенсивный — повышение качества используемых ресурсов, улучшение качества рабочей силы, улучшение качества вещественного капитала, улучшение способов использования ресурсов, совершенствование технологий, совершенствование организации и управления производством и сбытом [14].

торую сформировало государство» (из выступления Д. А. Медведева на V Красноярском экономическом форуме; http://rosfincom.ru/news/9276.html).

Приоритетные направления инновационного развития российского здравоохранения нашли свое отражение в проекте Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. и проекте Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., представленных к обсуждению.

Для достижения целей модернизации здравоохранения необходимо решение таких основных задач, как [6]:

1. Создание концепции и стратегии инновационного развития здравоохранения на всех уровнях управления (федеральный, региональный, муниципальный).

2. Формирование инновационной инфраструктуры здравоохранения и эффективное управление имущественным комплексом.

3. Формирование инновационного механизма финансово-экономических отношений и экономической политики, направленной на эффективное использование бюджетных (внебюджетных) средств. Переход от финансирования «содержания учреждений» к финансированию деятельности учреждений здравоохранения, нацеленной на достижение результата.

4. Совершенствование механизма взаимодействия между участниками инновационного процесса в здравоохранении (органы управления здравоохранением, учреждения здравоохранения, образовательные и научные учреждения, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, органы исполнительной и законодательной власти).

5. Ориентация деятельности органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения на конечный результат и пр.

В состав инновационного механизма в здравоохранении входят в рамках структурной декомпозиции [6]: миссия, цели и задачи управления инновационной де-ятельностью3 в системе здравоохранения и учреждениях здравоохранения; организационная инфраструктура здравоохранения и учреждений здравоохранения с выделением объектов и субъектов управления; финансово-экономические отношения между субъектами и объектами организационной инфраструктуры здравоохранения; методы и правила финансирования (прямое бюджетное финансирование, одноканальное финансирование на основе финансовых нормативов — тарифы фонда ОМС, соплатежи населения за счет средств добровольного медицинского страхования либо прямой оплаты услуг); налогообложение учреждений здравоохранения, занимающихся предпринимательской деятельностью; методы регулирования деятельности учреждений здравоохранения: бюджетные ограничения (смета доходов и расходов, тарифы на медицинские услуги), нормативы объемов оказания медицинской помощи населению (в расчете на 1 чел.) в рамках территориальной программы госу-

3Под инновационной деятельностью понимается процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической

подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению и распространению на другие сферы (диффузия) [13].

дарственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи; структурно-организационные стандарты (медицинские паспорта районов, паспорта учреждений здравоохранения, положения, регламенты деятельности учреждения, подразделения, специалиста, табели оснащения учреждений здравоохранения, штатное расписание, квалификационные требования к специалистам и пр.); медико-экономические стандарты; целевые показатели оценки эффективности деятельности системы здравоохранения и учреждений здравоохранения; методы экономического анализа, в том числе финансового, управленческого и комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности системы здравоохранения и учреждений здравоохранения; методы финансового контроля и аудита эффективности; нормативное правовое, методическое и информационно-аналитическое обеспечение инновационного механизма в здравоохранении.

Представленные элементы являются основой для формирования инновационного менеджмента в здравоохранении, который обеспечивает целенаправленность, медицинскую результативность и экономическую эф-фективность4 инновационной деятельности в здравоохранении.

Учитывая, что бюджетный сектор здравоохранения Российской Федерации является чрезвычайно ресурсоемким и не ориентирован на достижение результата, значимость формирования инновационного менеджмента в здравоохранении значительно повышается.

Для эффективного управления организацией необходим комплекс характеристик менеджера, в который могут быть включены нижеперечисленные навыки [7]:

1. Стратегическое управление. Менеджеры высшего уровня должны быть стратегами, способными планировать работу организации с учетом ожидаемого развития ситуации на рынке.

2. Адаптируемость, приспособляемость, своевременная реакция на происходящие изменения, новые условия.

3. Использование современных информационных методов и технологий в процессе управления организацией.

4. Способность к решению проблем в критической ситуации.

6. Способность к работе в команде. Менеджер должен привлечь в помощь своим управленческим навыкам опыт коллег, отвечающих за различные направления деятельности.

7. Способность к лидерству как способность активизировать деятельность подчиненных, оказывать влияние на людей для достижения поставленных целей. Осуществив разделение труда и обеспечив сотрудников необходимыми ресурсами, менеджер-лидер предоставляет им самостоятельность в работе, контролируя ее результаты.

8. Способность к самообучению, саморазвитию.

В современных условиях эффективным механизмом инновационного развития является проектный менеджмент (Project Management), представляющий собой упо-

"Эффективность — важнейший оценочный показатель результативности деятельности предприятия, представляющий собой сопоставление результатов этой деятельности. Экономическая эффективность предприятия — это отношение результатов к затратам, а экономический эффект — разница между результатами и затратами [1].

Основные элементы инновационного проекта

рядоченный подход к деятельности в неупорядоченной (неуправляемой) среде [2].

Основные элементы инновационного проекта приведены на рисунке [9].

Из рисунка следует, что проектный менеджмент характеризуется целью, комплексностью, четким определением ресурсных параметров и планируемыми результатами деятельности.

Содержанием проектного менеджмента в здравоохранении являются собственно содержание проекта и содержание результата. В свою очередь содержание проекта включает в себя структурный компонент (ресурсное обеспечение) и процессный компонент (технологическое обеспечение). Содержанием результата проекта являются качество здоровья населения и качество оказываемых медицинских услуг населению, которые оцениваются по таким основным показателям, как доступность, безопасность и эффективность.

Таким образом, для ускорения развития региональной системы здравоохранения и повышения ее конкурентоспособности необходимо использовать инновационное инвестиционное проектирование с учетом региональных интересов, позволяющих повысить эффективность отрасли.

Важнейшим механизмом исполнения и достижения целей проектного менеджмента является бюджетирование [12] как процесс «планирования и подготовки бюджетов, а также контроля за выполнением бюджетов для достижения наилучшего результата» [4].

Применительно к системе здравоохранения, под бюджетированием следует понимать процесс регулярного планирования, учета, контроля и анализа финансово-экономического состояния системы здравоохранения и учреждений здравоохранения, нацеленных на достижение качества здоровья в популяции, а также обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи населению.

В качестве основных целей системы бюджетирования в здравоохранении можно выделить [6]:

1. Прогноз финансово-экономического состояния системы здравоохранения и учреждений здравоохранения с учетом социально-экономического положения в регионе. Содержанием прогноза являются: социально-экономическая ситуация в регионе, тенденции основных финансово-экономических показателей, вероятные сценарии развития здравоохранения (например, оптимисти-

ческий, пессимистический), учет факторов внутренней и внешней среды.

2. Разработка, согласование и утверждение плановых показателей деятельности системы здравоохранения и учреждений здравоохранения: постановка объемных (объемы деятельности) и финансово-экономических целей, разработка проектов операционных и функциональных бюджетов, формирование финансовой модели бюджетирования, согласование и утверждение бюджетов.

3. Закрепление финансовых полномочий и ответственности за участниками процесса бюджетирования системы здравоохранения и учреждений здравоохранения. Данный раздел включает в себя финансово-экономическую структуру, финансово-экономическую модель и финансово-экономические показатели системы здравоохранения и учреждений здравоохранения.

4. Учет, анализ и контроль финансово-экономического состояния системы здравоохранения и учреждений здравоохранения.

Необходимый элемент внедрения новой системы бюджетирования — переход к среднесрочному бюджетному планированию (с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований), которое позволяет своевременно корректировать программу государственных гарантий, а также гибко перераспределять средства с учетом хода реализации программы.

Важным резервом повышения эффективности использования финансовых ресурсов в учреждениях здравоохранения является планирование индикаторов деятельности, которые характеризуют результативность и эффективность использования ресурсов в здравоохранении. К ним можно отнести:

1. Выполнение производственных показателей (объема финансирования), учтенных в расчетах к смете доходов и расходов ЛПУ.

2. Соответствие фонда оплаты труда, согласно тарификационным спискам и штатному расписанию, утвержденной смете расходов.

3. Соблюдение норм потребления и списания продуктов питания, медикаментов, мягкого инвентаря и пр.

4. Доля расходов на закупку товаров, работ и услуг, осуществленных государственными заказчиками.

5. Доля расходов на закупку товаров, работ и услуг, произведенных на основе торгов (конкурсов).

6. Доля дебиторской задолженности от объема выделенных бюджетных ассигнований.

7. Доля кредиторской задолженности от объема выделенных бюджетных ассигнований.

8. Доля средств, использованных по целевому назначению и пр. Важное место в процессе бюджетирования занимает контроль. Различают контроль по плану, контроль по факту и план-фактный контроль [3]. Контроль по плану позволяет предотвращать неэффективные решения при планировании, а также осуществлять контроль выполнения ограничений. Контроль по факту позволяет отслеживать фактические результаты работы учреждений здравоохранения. План-фактный контроль позволяет понять причины неэффективных плановых решений и низких результатов деятельности системы и учреждений здравоохранения.

Таким образом, дальнейшая модернизация российского здравоохранения связана с разработкой концепции

и стратегии инновационного развития здравоохранения, а также формированием новой инновационной организационно-экономической модели отрасли.

Литература

1. Большой экономический словарь [под ред. А.Н. Азри-ляна]. 2-е изд. - М.: Институт новой экономики, 1997. - 864 с.

2. Воропаев В.И. Управление проектами в России. -М.: Аланс, 1995. - 224 с.

3. Кадыров Ф.Н. Экономический анализ и планирование деятельности медицинских учреждений: Трудовые показатели. Производственная деятельность. Финансовое состояние. Составление смет. - М.: Междун. центр фин.-эконом. развития, 1999. - 198 с.

4. Карпов А.Е. Регламент системы бюджетирования. Кн. 2. - М.: Результат и качество, 2005. - 464 с.

5. Кораблев В.Н. Проблемы и перспективы инновационного развития здравоохранения Хабаровского края // Современные факторы формирования здоровья, методы оценки и прогнозирования общественного здоровья на территории Дальневосточного региона: мат-лы науч.-практ. конф. с междун. участием, посвящ. 70-летию Хабаровского края, 10-11 июня 2008 г. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2008. - С. 86-89.

6. Кораблев В. Н. Использование инновационных технологий управления для повышения эффективности здравоохранения региона. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2009. - 199 с.

7. Красовский Ю. Д. Организационное развитие: учеб. пос. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 472 с.

8. Основы инноватики [под ред. Н.З. Султанова]. -Оренбург: ОГУ, 2000. - 172 с.

9. Основы инновационного менеджмента [под ред. П.Н. Завлина]. - М.: Инфра-М., 2002. - 678 с.

10. Шайбакова Л.Ф., Лебедев Ю.А. Инновационный процесс в регионе (организационно-экономический аспект). - Екатеринбург, 1995. - 256 с.

11. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу: утверждены Указом Президента РФ от 30 марта 2002 г. № Пр-576 // http://www.mon.gov.ru.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 г. №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (с изм. от 23.12.2004 г.).

13. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. - М.: Интел-Синтез, 2000. - 615 с.

14. Экономическая теория: учеб. для вузов [под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича]. - СПб.: СПбГУЭФ; Интер Паблишинг, 1997. - 480 с.

Координаты для связи с автором: Кораблев Владимир Николаевич — доктор мед. наук, канд. эконом. наук, профессор, зав. кафедрой организации и управления сестринским делом ДВГМУ, тел.: 8-914-197-20-83.

□□□

УДК 614.29

Н.Н. Щукин1, О.Г. Хмелевская1, Н.А. Капитоненко2

ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю»1, 680000, ул. Фрунзе, 67, тел.: 8-(4212)-32-53-94, e-mail: glavexpert@mse.kht.ru; Дальневосточный государственный медицинский университет2, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел.: 8-(4212)-32-63-93, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru, г. Хабаровск

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации является одним из основных направлений комплекса реабилитационных мероприятий. В настоящее время созданы современные модели технических средств реабилитации (TCP), существенно увеличился их ассортимент (С.Н. Пузин, 2008).

Анализ практики свидетельствует о недостаточной эффективности существующей системы обеспечения инвалидов TCP (С.Н. Пузин, 2008). Федеральным законодательством не определен механизм индивидуального подбора средств реабилитации с учетом потребностей инвалида, что влияет на своевременность и эффективность

реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации.

Нуждаются в совершенствовании механизмы взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы с региональными отделениями Фонда социального страхования по вопросам предоставления инвалидам технических средств реабилитации и реабилитационных услуг (С.Н. Пузин, 2008). Тесное сотрудничество Главного бюро с Фондом социального страхования приводит к сокращению срока от выявления нуждаемости в TCP до обеспечения ими (Ю.И. Захарченко, 2009). Активизация работы бюро медико-социальной экспертизы по составле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.