равнение на... завтра
основные направления инновационного развития производственной деятельности потребительской кооперации Республики Саха (Якутия)
Не вдаваясь в дискуссию по поводу терминологии, отметим, что под инновациями мы понимаем нововведения в любой области деятельности предприятия, отрасли, которые основаны на достижениях науки и передовой практики и приносят реальную выгоду данному предприятию. Отличительной чертой инноваций является то, что они, как правило, являются результатом научной деятельности в области новых технологий, материалов, организации производства и т.д. Существует и более широкое понятие инноваций, под которыми подразумевают всё, что впервые применяется на данном предприятии. В этом случае инновациями можно считать использование устаревших средств ипредметов труда, которые уже неэффективны в других отраслях ипредприятиях, но по каким-то соображениям решено использовать данным
коллективом.
Инновации в производственную деятельность сферы услуг могут охватывать совершенствование технологий, организации управления, стимулирования и т.д. Очевидно, что затраты на освоение инноваций по различным направлениям будут не одинаковыми. Многие из них не требуют крупных инвестиций и могут принести ощутимый эффект. Другие инновации - более капиталоёмкие. Рассмотрим основные направления инноваций в производственную деятельность потребительской кооперации, ранжированные по степени затрат на их освоение.
Цынзак М.П.
ст. преподаватель Якутского филиала Сибирского университета потребительской кооперации (СибУПК) аспирантка СибУПК
йское предпринимательство
Организационно-эко- переход к инновационному типу
номические инновации, направленные на развития производственных
совершенствование
организации и управ- предприятий потребительской
ления, больших затрат _
не требуют. кооперации должен начинаться
Переход к инновацион- _
ному типу развития с формирования более
производственных
предприятий потреби- эффективного кадрового
тельской кооперации _
должен начинаться, в потенциала _
первую очередь с фор- _
мирования нового, более эффективного кадрового потенциала. _
В качестве нововведений в социально-трудо- _
вой сфере можно рассматривать и такие инновации, как применение новых форм найма _
и контрактов. В современных условиях наз- _
рела необходимость не только прогнозировать потребность в специалистах, но и на научной основе формировать кадровый резерв, _
прием на работу осуществлять на конкурсной _
и контрактной основе с обязательной аттес- _
тацией.
В условиях глобализации рынки захватываются крупными интегрированными структурами, в том числе холдингами, транснациональными компаниями, а потребительская кооперация, являясь единой организационной системой, не
выступает на рынке как интегрированная хо- _
зяйствующая организация. Это снижает конку- _
рентные возможности потребительской ко- _
операции, в том числе и в сфере производственной деятельности.
В связи с этим, целесообразно на базе существующих производственных предприятий создать в системе потребительской кооперации
Республики Саха (Якутия) объединение в виде _
акционерного общества или в иной форме. Это _
объединение должно осуществлять единую политику по развитию производства и, главное, по продвижению продукции потребительской кооперации Якутии на рынки других регионов. Объединение сможет создать более эффектив- _
политика повысит
эффективность деятельности
аавн
правильно построенная ценовая ную коммерческо-мар-
кетинговую службу, действенную рекламу. К организационно-экономическим можно отнести и инновации, организаций потребительской направленные на расширение рынков ис-_кооперации республики пользуемых и поиск новых рынков сбыта, совершенствование маркетинга. Это касается и организации рекламной кампании по продвижению производимых товаров, в том числе с использованием Интернет-технологий.
Современный рынок повышает требования к рекламной деятельности. Для успешного продвижения продукции на рынок потребительской кооперации республики необходимо ыпускать продукцию со своей торговой мар-которая будет символизировать деятель-ть потребительской кооперации республи-кки и в будущем.
Правильно построенная ценовая политика повысит эффективность деятельности организаций потребительской кооперации республики. Она должна быть гибкой и маневренной, учитывать факторы рыночного характера (цены конкурентов, спрос, качество товара и его потребительские свойства), обеспечивать рентабельную деятельность производственных организаций.
Для расширения каналов сбыта потребительским обществам необходимо, в частности, принимать активное участие в тендерах на поставку товаров в школьные и лечебно-оздоровительные учреждения районов зоны обслуживания.
Эффективными при сопоставлении затрат и выпуска продукции являются инновации в ассортиментную политику, под которыми мы понимаем освоение новых видов и сортов продовольственных товаров.
С инновациями в ассортиментную политику связаны инновации в сырьевую базу, которые выражаются в освоении новых видов сырья,
в том числе дикоросов, а также в замене существующего сырья на более качественное или дешевое сырье.
Более затратными являются инновации втех-нологию. Однако эти инновации являются необходимыми, учитывая, что конкурентные преимущества имеет тот, кто использует современные технологии. После вступления России в ВТО конкуренция усилится, что может привести к ликвидации производственной деятельности потребительской кооперации Якутии. В условиях ускоряющегося научно - технического прогресса становится необходимым своевременное обновление производственной технологии и ассортимента выпускаемой продукции. Это связано с быстро меняющимся спросом на товары и услуги, появлением новых требований к их качеству.
Наиболее затратными являются инновации в технику и оборудование. Однако без обновления материально-технических средств невозможно осуществить модернизацию производства и стать конкурентоспособными. По нашему мнению, инновации в технику и оборудование станут возможными по мере развития производства и накопления финансовых ресурсов. Стоимость оборудования для производственных целей высока. Например, колбасный цех, оборудованный по минимуму, обойдется, по мнению экспертов примерно в миллион рублей.
Наиболее эффективными являются комплексные инновации в реализацию проектов по производству товаров и услуг, под которыми подразумевается строительство новых участков, цехов, предприятий, оснащенных современным оборудованием, технологиями, квалифицированными кадрами, использующими качественное сырье. В этом случае все элементы инноваций - от ор-ганизационно-техноло-
после вступления России в ВТО
конкуренция усилится, что может привести к ликвидации производственной деятельности потребительской кооперации Якутии
_Литература
1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. - М.: Центросоюз Российской Федерации, 2001. -116 с.
2. Роздольская ИВ. Инновационное развитие организаций потребительской кооперации: теория и практика управления. -Белгород: Кооперативное образование, 2005. - 459 с.
3. Новоселов ЮА, Михайлов Г. Е. Научные основы реструктуризации потребительской кооперации. -Новосибирск: ГУ «Томский ЦНТИ», 2005. - 74 с.
гических до кадровых - реализуются в единой системе, что позволит (при правильном выборе проекта) на десятилетия обеспечить конкурентоспособность производства. Основная проблема инновационного развития кооперативного производства Якутии заключается в недостатке финансовых ресурсов. Потребительской кооперации в ближайшей перспективе необходима разработка финансовой стратегии, позволяющей определить основные источники финансирования. Требуется возобновить практику заключения соглашений между Правительством Республики Саха (Якутия) и СПО «Холбос», а также лоббировать интересы потребительской кооперации при формировании республиканского и районных бюджетов республики. Целесообразно проработать с Министерством сельского хозяйства РС (Я) вопрос вхождения кооперативных организаций в сельскохозяйственные потребительские кооперативы в качестве ассоциированных членов в рамках реализации государственного национального приоритетного проекта «Развитие агропромышленного комплекса».
Эффективными могут быть соглашения о взаимном сотрудничестве потребительской кооперации с главами муниципальных образований с целью стабильного развития производственной деятельности в сельских, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах. Таким образом, потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) рекомендуется развивать переработку сельскохозяйственной продукции и производство потребительских товаров на основе системного использования инноваций различных направлений. В этом случае конкурентоспособность производственной деятельности и хозяйствования потребительской кооперации в целом существенно возрастут.
российское предпринимательство