Научная статья на тему 'Основные направления инновационного развития производственной деятельности потребительской кооперации республики Саха (Якутия)'

Основные направления инновационного развития производственной деятельности потребительской кооперации республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цынзак М.П.

Не вдаваясь в дискуссию по поводу терминологии, отметим, что под инновациями мы понимаем нововведения в любой области деятельности предприятия, отрасли, которые основаны на достижениях науки и передовой практики и приносят реальную выгоду данному предприятию. Отличительной чертой инноваций является то, что они, как правило, являются результатом научной деятельности в области новых технологий, материалов, организации производства и т.д. Существует и более широкое понятие инноваций, под которыми подразумевают всё, что впервые применяется на данном предприятии. В этом случае инновациями можно считать использование устаревших средств и предметов труда, которые уже неэффективны в других отраслях и предприятиях, но по каким-то соображениям решено использовать данным коллективом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления инновационного развития производственной деятельности потребительской кооперации республики Саха (Якутия)»

равнение на... завтра

основные направления инновационного развития производственной деятельности потребительской кооперации Республики Саха (Якутия)

Не вдаваясь в дискуссию по поводу терминологии, отметим, что под инновациями мы понимаем нововведения в любой области деятельности предприятия, отрасли, которые основаны на достижениях науки и передовой практики и приносят реальную выгоду данному предприятию. Отличительной чертой инноваций является то, что они, как правило, являются результатом научной деятельности в области новых технологий, материалов, организации производства и т.д. Существует и более широкое понятие инноваций, под которыми подразумевают всё, что впервые применяется на данном предприятии. В этом случае инновациями можно считать использование устаревших средств ипредметов труда, которые уже неэффективны в других отраслях ипредприятиях, но по каким-то соображениям решено использовать данным

коллективом.

Инновации в производственную деятельность сферы услуг могут охватывать совершенствование технологий, организации управления, стимулирования и т.д. Очевидно, что затраты на освоение инноваций по различным направлениям будут не одинаковыми. Многие из них не требуют крупных инвестиций и могут принести ощутимый эффект. Другие инновации - более капиталоёмкие. Рассмотрим основные направления инноваций в производственную деятельность потребительской кооперации, ранжированные по степени затрат на их освоение.

Цынзак М.П.

ст. преподаватель Якутского филиала Сибирского университета потребительской кооперации (СибУПК) аспирантка СибУПК

йское предпринимательство

Организационно-эко- переход к инновационному типу

номические инновации, направленные на развития производственных

совершенствование

организации и управ- предприятий потребительской

ления, больших затрат _

не требуют. кооперации должен начинаться

Переход к инновацион- _

ному типу развития с формирования более

производственных

предприятий потреби- эффективного кадрового

тельской кооперации _

должен начинаться, в потенциала _

первую очередь с фор- _

мирования нового, более эффективного кадрового потенциала. _

В качестве нововведений в социально-трудо- _

вой сфере можно рассматривать и такие инновации, как применение новых форм найма _

и контрактов. В современных условиях наз- _

рела необходимость не только прогнозировать потребность в специалистах, но и на научной основе формировать кадровый резерв, _

прием на работу осуществлять на конкурсной _

и контрактной основе с обязательной аттес- _

тацией.

В условиях глобализации рынки захватываются крупными интегрированными структурами, в том числе холдингами, транснациональными компаниями, а потребительская кооперация, являясь единой организационной системой, не

выступает на рынке как интегрированная хо- _

зяйствующая организация. Это снижает конку- _

рентные возможности потребительской ко- _

операции, в том числе и в сфере производственной деятельности.

В связи с этим, целесообразно на базе существующих производственных предприятий создать в системе потребительской кооперации

Республики Саха (Якутия) объединение в виде _

акционерного общества или в иной форме. Это _

объединение должно осуществлять единую политику по развитию производства и, главное, по продвижению продукции потребительской кооперации Якутии на рынки других регионов. Объединение сможет создать более эффектив- _

политика повысит

эффективность деятельности

аавн

правильно построенная ценовая ную коммерческо-мар-

кетинговую службу, действенную рекламу. К организационно-экономическим можно отнести и инновации, организаций потребительской направленные на расширение рынков ис-_кооперации республики пользуемых и поиск новых рынков сбыта, совершенствование маркетинга. Это касается и организации рекламной кампании по продвижению производимых товаров, в том числе с использованием Интернет-технологий.

Современный рынок повышает требования к рекламной деятельности. Для успешного продвижения продукции на рынок потребительской кооперации республики необходимо ыпускать продукцию со своей торговой мар-которая будет символизировать деятель-ть потребительской кооперации республи-кки и в будущем.

Правильно построенная ценовая политика повысит эффективность деятельности организаций потребительской кооперации республики. Она должна быть гибкой и маневренной, учитывать факторы рыночного характера (цены конкурентов, спрос, качество товара и его потребительские свойства), обеспечивать рентабельную деятельность производственных организаций.

Для расширения каналов сбыта потребительским обществам необходимо, в частности, принимать активное участие в тендерах на поставку товаров в школьные и лечебно-оздоровительные учреждения районов зоны обслуживания.

Эффективными при сопоставлении затрат и выпуска продукции являются инновации в ассортиментную политику, под которыми мы понимаем освоение новых видов и сортов продовольственных товаров.

С инновациями в ассортиментную политику связаны инновации в сырьевую базу, которые выражаются в освоении новых видов сырья,

в том числе дикоросов, а также в замене существующего сырья на более качественное или дешевое сырье.

Более затратными являются инновации втех-нологию. Однако эти инновации являются необходимыми, учитывая, что конкурентные преимущества имеет тот, кто использует современные технологии. После вступления России в ВТО конкуренция усилится, что может привести к ликвидации производственной деятельности потребительской кооперации Якутии. В условиях ускоряющегося научно - технического прогресса становится необходимым своевременное обновление производственной технологии и ассортимента выпускаемой продукции. Это связано с быстро меняющимся спросом на товары и услуги, появлением новых требований к их качеству.

Наиболее затратными являются инновации в технику и оборудование. Однако без обновления материально-технических средств невозможно осуществить модернизацию производства и стать конкурентоспособными. По нашему мнению, инновации в технику и оборудование станут возможными по мере развития производства и накопления финансовых ресурсов. Стоимость оборудования для производственных целей высока. Например, колбасный цех, оборудованный по минимуму, обойдется, по мнению экспертов примерно в миллион рублей.

Наиболее эффективными являются комплексные инновации в реализацию проектов по производству товаров и услуг, под которыми подразумевается строительство новых участков, цехов, предприятий, оснащенных современным оборудованием, технологиями, квалифицированными кадрами, использующими качественное сырье. В этом случае все элементы инноваций - от ор-ганизационно-техноло-

после вступления России в ВТО

конкуренция усилится, что может привести к ликвидации производственной деятельности потребительской кооперации Якутии

_Литература

1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. - М.: Центросоюз Российской Федерации, 2001. -116 с.

2. Роздольская ИВ. Инновационное развитие организаций потребительской кооперации: теория и практика управления. -Белгород: Кооперативное образование, 2005. - 459 с.

3. Новоселов ЮА, Михайлов Г. Е. Научные основы реструктуризации потребительской кооперации. -Новосибирск: ГУ «Томский ЦНТИ», 2005. - 74 с.

гических до кадровых - реализуются в единой системе, что позволит (при правильном выборе проекта) на десятилетия обеспечить конкурентоспособность производства. Основная проблема инновационного развития кооперативного производства Якутии заключается в недостатке финансовых ресурсов. Потребительской кооперации в ближайшей перспективе необходима разработка финансовой стратегии, позволяющей определить основные источники финансирования. Требуется возобновить практику заключения соглашений между Правительством Республики Саха (Якутия) и СПО «Холбос», а также лоббировать интересы потребительской кооперации при формировании республиканского и районных бюджетов республики. Целесообразно проработать с Министерством сельского хозяйства РС (Я) вопрос вхождения кооперативных организаций в сельскохозяйственные потребительские кооперативы в качестве ассоциированных членов в рамках реализации государственного национального приоритетного проекта «Развитие агропромышленного комплекса».

Эффективными могут быть соглашения о взаимном сотрудничестве потребительской кооперации с главами муниципальных образований с целью стабильного развития производственной деятельности в сельских, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах. Таким образом, потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) рекомендуется развивать переработку сельскохозяйственной продукции и производство потребительских товаров на основе системного использования инноваций различных направлений. В этом случае конкурентоспособность производственной деятельности и хозяйствования потребительской кооперации в целом существенно возрастут.

российское предпринимательство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.