Научная статья на тему 'Основные направления инновационного развития предприятий мясной промышленности'

Основные направления инновационного развития предприятий мясной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
668
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАРКИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ЦЕНТРЫ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ / БИЗНЕС ИНКУБАТОРЫ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Небурчилова Н.Ф., Волынская И.П.

Согласно данным исследования General Electric (GE) «Глобальный инновационный барометр 2012» (Global Innovation Barometer 2012), успешному осуществлению инновационной деятельности в России все еще препятствуют барьеры, заключающиеся как в невысоком уровне поддержки инновационных компаний со стороны государства и частных инвесторов, так и в низком качестве регулятивной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления инновационного развития предприятий мясной промышленности»

о

ЭКОНОМИКА/ Экономическая политика

Основные направления инновационного развития

предприятий мясной промышленности

Н.Ф. Небурчилова, канд.экон.наук, И.П. Волынская,

ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии

Согласно данным исследования General Electric (GE) «Глобальный инновационный барометр - 2012» (Global Innovation Barometer - 2012), успешному осуществлению инновационной деятельности в России все еще препятствуют барьеры, заключающиеся как в невысоком уровне поддержки инновационных компаний со стороны государства и частных инвесторов, так и в низком качестве регулятивной среды.

_ Применительно к мясной промышленности инновационная политика требует осуществления мер по широкому внедрению малоотходных и безотходных технологических процессов, техническому перевооружению производства на базе современного высокопроизводительного оборудования, механизации и автоматизации производства. Инновационные технологии призваны обеспечить комплексную переработку сырья и высокое качество выпускаемой продукции, исключить или существенно снизить вредное воздействие на окружающую среду. В связи с этим большое значение приобретают научные исследования, которые могут быть конвертированы в стратегически важные инновации.

26 июля 2011 года вступил в силу федеральный закон от 21 июля 2011 года N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», в котором впервые дано определение понятию «инновации». В соответствии с законом «инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях».

К инновационной деятельности закон относит «деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию иннова-

ционных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности».

Низкий уровень инновационной деятельности в агропромышленном комплексе обусловлен, в первую очередь, дефицитом собственных средств предприятий. Механизмы государственной поддержки в виде создания специальных государственных фондов в мясной промышленности не получили должного развития. Косвенное регулирование для стимулирования инновационной деятельности носит фрагментарный характер.

Государственная инновационная политика формируется на основе определения стратегии развития АПК России и ее отдельных регионов, анализа текущего состояния инновационной деятельности, прогнозов развития научно-производственного потенциала, развития инновационной инфраструктуры, государственной поддержки инновационной деятельности.

Среди факторов, препятствующих инновационной деятельности, можно выделить ведомственную разобщенность, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие организационно-экономического механизма управления инновационными процессами. Научно-технические разработки не всегда находят эффективное применение в агропромышленном производстве. Отсутствуют структуры, занимающиеся изучением спроса на инновации. При отборе инновационных проектов не проводится

Ключевые слова: инновации, источники финансирования, технологические и промышленные парки, технологические центры, центры трансфера технологий, бизнес - инкубаторы, особые экономические зоны, международное исследование в сфере инноваций

их экономическая экспертиза, не рассматриваются показатели эффективности освоения и не отрабатываются схемы продвижения полученных результатов в производство.

Инновационная политика в отрасли - это совокупность осуществляемых государством мер правового, организационно-экономического, социально-экологического характера, направленных на формирование условий для развития производства и повышения его эффективности на базе передовых достижений науки, техники, технологий, организации и управления.

Целью государственной инновационной политики является создание условий для развития науки, устойчивого экономического роста, обеспечения конкурентоспособности сырья и продовольствия, повышения качества жизни.

Для достижения цели государственной инновационной политики необходимо решить следующие основные задачи:

- сформировать приоритеты инновационной деятельности;

- совершенствовать нормативно-правовое регулирование инновационных процессов;

- создать условия для активизации деятельности науки, систему подготовки и переподготовки научных, педагогических кадров и специалистов всех сфер отрасли в области коммерциализации нововведений и управления инновационными проектами;

-обеспечить кооперацию и интеграцию научной, образовательной и производственной деятельности[1];

26

ВСЁ О МЯСЕ № 5 октябрь 2012

Экономическая политика / ЭКОНОМИКА

И

- обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях инновационной деятельности, единство государственной аграрной, научно-технической и инновационной политики с целью повышения спроса агропромышленного производства на научно-технические достижения и привлечение капитала в развитие инновационных технологий;

- усилить государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пищевой и перерабатывающей промышленности с целью восстановления их платежеспособности и стимулирования инновационной деятельности;

- сформировать инновационную инфраструктуру агропромышленного комплекса.

Выбор приоритетов инновационного развития должен осуществляться на основе анализа потребностей производства, существующих и прогнозный ресурсов, достижений в научно-технической сфере и передового опыгга.

В период проведения рышочных реформ произошло сокращение объемов финансирования науки и уровня заработной платы научных работников, что привело к оттоку молодых ученых. В пореформенный период научные организации вынуждены были основные усилия направлять на выживание и сохранение имеющихся научных кадров.

На современном этапе, в силу ограниченности выделяемых государством ресурсов, первоочеред-ныш приоритетом должна стать государственная поддержка фундаментальных исследований и важнейших прикладных разработок, ориентированных на быструю отдачу.

Механизм реализации инновационной деятельности включает:

- стратегическое управление инновациями, направленное на разработку мер, программ, проектов достижения намеченных целей, исходя из потенциала НИОКР, производственного потенциала предприятий, внешних и внутренних факторов, потребностей потребителей в новшествах;

- планирование инноваций, включающее совокупность инструментов, правил, информации и процессов, направленных на достиже-

ние конечных целей;

- поддержку и стимулирование инновационной предпринимательской деятельности;

- систему финансирования инновационных процессов, обеспечивающую многоканальность источников поступления финансовых ресурсов, принципы вложения аккумулируемых средств, механизм контроля за использованием инвестиций, их возвратность и оценку эффективности инновационных проектов;

- налогообложение организаций, создающих и осваивающих новшества, страхование инновационных рисков;

- стратегический и тактический инновационный маркетинг, направленный на поддержание конкурентоспособности предприятия и освоение новых рынков сбыта;

- ценообразование на инновационную продукцию и услуги.

Управление инновационными процессами неразрывно связано с выбором стратегических приоритетов, которые будут направлены на объединение научно-технической и инвестиционной политики с целью разработки новых или совершенствования традиционных видов продукции и технологий. Стратегическое управление инновациями имеет дело с процессами предвидения изменений в экономической ситуации и ориентировано на достижение будущих результатов непосредственно через создание и освоение новшеств.

Ограниченность рыночных механизмов в области создания и освоения научно-технических разработок, высокорисковая и малопривлекательная для инвестиций аграрная деятельность обуславливает необходимость активной поддержки инновационные процессов в АПК со стороны государства. Разумеется, государственное вмешательство не может и не должно быпь всесторонним и замещать рышочные отношения. Государственную поддержку следует сконцентрировать на финансировании целевых иннова-ционныгх программ, опыгтно-про-изводственных хозяйств, где проводится проверка практического применения научно-технических разработок в конкретных условиях. Бюджетные средства целесообразно

предоставлять также тем предприятиям, которые производят конкурентоспособную продукцию, пользующуюся устойчивым спросом.

В связи с этим особое значение для всех отраслей АПК имеет новая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рышков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ №717 от 14.07.2012 года. В ее составе принята Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие». Подпрограмма предусматривает перечень основных мероприятий в области инноваций и конкретные меры государственной поддержки АПК.

Определяющее значение в структуре экономического механизма инновационной деятельности занимают финансовые ресурсы и рациональная система финансирования. Элементами системы финансирования инновационной деятельности являются многокана- льность поступления финансовых ресурсов, целевые инновационные программы и контроль за эффективным использованием финансовых средств.

В качестве основных источников инвестиций инноваций в АПК могут выступать:

- собственные финансовые средства предприятий (инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);

- средства федерального бюджета, бюджетов региона и муниципальных образований;

- средства специальный внебюджетных фондов;

- кредиты (банков, государственные на возвратной основе);

- средства лизинговых фондов;

- денежные средства финансо-выгх структур (инвестиционные и страховыгх компаний и т.п.), свободные денежные средства населения;

- иностранные инвестиции.

В условиях кризиса аграрной сферы собственные средства предприятий и кредитные ресурсы в инновации крайне ограничены. В этот период роль государства в развитии инновационных процессов должна усиливаться. Государству следует поддерживать инновационную ак-

№ 5 октябрь 2012 ВСв О МЯСЕ

27

EP

ЭКОНОМИКА I Экономическая политика

тивность с помощью бюджетных вложений и путем предоставления экономических и налоговых льгот. В период подъема и стабильного функционирования аграрного сектора масштабы государственной поддержки инновационной деятельности сокращаются.

В активизации инновационной деятельности важная роль отводится инновационному маркетингу, связанному с изучением рынка, управлением и регулирование производства и сбыта инновационного продукта (или инновационных технологий). Маркетин- говая стратегия предприятия определяет его ценовую политику в отношении тех или иных инновационных продуктов. На ценообразование оказывают влияние многочисленные факторы: тип рынка, стратегия предприятия, предложение и спрос, уровень доходов покупателя, государственные регуляторы и т.п.

Построение инновационной системы невозможно без развития соответствующей инфраструктуры. Необходимо формировать такие институты развития, как технологические и промышленные парки, технологические центры, центры трансфера технологий, бизнес - инкубаторы, особые экономические зоны.

Современная инновационная экономика должна основываться на принципиально новых механизмах финансирования наукоемких проектов в виде сообщества бизнес-ангелов и венчурных фондов.

Бизнес-ангелы - это физические и юридические лица, инвестирующие часть собственных средств в инновационные компании. Цель вложений - это обеспечение роста стоимости данных компаний за счет разработки и продвижения на рынок высокотехнологичных продуктов [2].

На определенном этапе развития инновационной компании финансовые возможности бизнес-ангела могут быть недостаточны, поэтому на рынок выходит венчурный капитал.

Венчурное инвестирование основано на диверсификации рисков

за счет финансирования из одного источника большого количества наукоемких проектов. Успешное развитие венчурного предпринимательства определяется участием государства и наличием государственных программ поддержки венчурного бизнеса, частно-государственным партнерством и созданием региональных венчурных фондов.[3]

Следует отметить, что продолжительный период экономической нестабильности повлиял на инновационную активность российских компаний, заставляя их испытывать определенные трудности с поиском источников финансирования и снижать риски.

Компания General Electric (GE) представила результаты международного исследования «Глобальный инновационный барометр 2012» (Global Innovation Barometer 2012) [4], которое проводилось среди 2 800 руководителей высшего звена крупнейших компаний мира в октябре-ноябре 2011 года. Основной целью исследования являлось определение факторов, способствующих и мешающих внедрению инноваций, и их восприятие. Все респонденты были непосредственно задействованы в инновационных процессах внутри своих компаний, занимая должности вице-президентов и президентов.

Опросы проводились методом телефонных интервью в 22 странах - в Австралии, Алжире, Бразилии, Великобритании, Германии, Израиле, Индии, Канаде, Китае, Мексике, ОАЭ, Польше, России, Саудовская Аравии, Сингапуре, США, Турции, Франции, Швеции, Южной Африке, Южной Корее и Японии. В 2011 году Россия впервые вошла в список стран-участников опросов[5].

Основные вытоды исследования:

- девять из десяти топ-менеджеров сообщают о негативном влиянии экономического кризиса на возможность внедрения инноваций;

- инновации считаются основным двигателем экономического роста, создания рабочих мест и улучшения качества жизни;

- приверженные инновациям рынки добиваются лучших экономических результатов;

- утверждена новая модель развития инноваций в XXI веке;

- Соединенные Штаты, Япония, Германия и Китай по-прежнему имеют репутацию самых инновационных стран.

Данные опроса свидетельствуют о том, что более успешному осуществлению инновационной деятельности в России все еще препятствуют барьеры, заключающиеся как в невысоком уровне поддержки инновационных компаний со стороны государства и частных инвесторов, так и в низком качестве регулятивной среды.

Лишь 45% опрошенный руководителей компаний в России считают, что частные инвесторы оказывают необходимую поддержку инновационным компаниям (56% в среднем по 22-м странам; 65% в среднем по странам БРИКС*).

Однако всего 43% из них согласны с тем, что государство в равной мере поддерживает инновационные проекты, реализуемые крупныши компаниями и предприятиями малого и среднего бизнеса (57% в среднем по 22-м странам; 56% в среднем по странам БРИКС).

При этом только 28% опрошенных уверены, что система государственной поддержки инноваций организована эффективно (43% в среднем по 22-м странам; 44% в среднем по странам БРИКС).

Только 23% руководителей готовы согласиться с тем, что государство выщеляет достаточно средств на поддержку инноваций (46% в среднем по 22-м странам; 47% в среднем по странам БРИКС).

Качество регулятивной среды и образовательной системы также нуждается в улучшении. С тем, что школы и университеты обеспечивают уровень образования, необходимый для формирования инновационных лидеров будущего, могут согласиться лишь 35% опрошенный (59% в среднем по 22-м странам; 52% в среднем по странам БРИКС).

Скоростью внедрения инновационных продуктов на рынок не

* БРИКС (англ. BRICS) — устоявшаяся аббревиатура от названия пяти быстро развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия Китай, Южно- Африканская Республика (Brazil, Russia, India, China, South Africa), данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счет роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков в частности.

28

ВСЁ О МЯСЕ № 5 октябрь 2012

Экономическая политика / ЭКОНОМИКА

ßP

удовлетворены 72% опрошенный предпринимателей (39% в среднем по 22-м странам; 42% в среднем по странам БРИКС).

Интеграция российской экономики в мировое сообщество возможна лишь при значительном повышении инновационной активности в качестве необходимого слагаемого современного научно-технического прогресса.

Применительно к развитию мясной промышленности инновационная политика требует осуществления мер по широкому внедрению малоотходных и безотходных технологий, техническому перевооружению производства на базе современного оборудования, повышению производительности труда, сокращению энергоемкости и трудоемкости производственных процессов, обеспечению комплексной переработки сырья и высокого качества продукции, исключающих или существенно снижающих вредное воздействие на окружающую среду.[6]

Необходимость применения на предприятиях отрасли безотходных технологий исходит из того, что удельный вес сырья в структуре себестоимости вырабатываемой продукции составляет свыше 70%. В этой связи увеличение степени использования сырья, исключение или минимизация его потерь обеспечивают высокую экономическую эффективность.

Кроме того, основными инновациями в мясной отрасли являются:

- использование новых пород убойного скота;

- комплексная глубокая переработка скота с максимально высоким выходом сырья, предназначенного на пищевые цели;

- автоматизация и роботизация всех технологических процессов;

- создание новых видов мясной продукции с новыми потребительскими свойствами;

- внедрение новых моделей учета и управления технологическими и логистическими процессами[7].

В связи с этим большое значение приобретает необходимость проведения научных исследований, свя-занныгх с этими направлениями инновационной деятельности предприятий мясной отрасли АПК.

В качестве приоритетные на-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правлений развития инновационной и инвестиционной деятельности на предприятиях мясной промышленности специалисты Всероссийского научно-исследовательского института мясной промышленности имени В.М. Горбатова предлагают рассмотреть следующие направления научных исследований:

- внедрение объективного метода оценки качества туш убойныгх животныгх по выгходу мышечной ткани [8];

- создание инновационных технологий производства мясныгх продуктов длительных сроков годности

[9, 10];

- развитие барьерных технологий производства мясных продуктов, не требующих холодильного хранения [11];

- внедрение комплексной системы управления безопасностью и стабилизацией качества готовой мясной продукции [8,12];

- создание прогнозных моделей развития санитарно-показательных и патогенных микроорганизмов для расчета и обоснования сроков годности мяса и мясныгх продуктов.

Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.

Таким образом, инновационный процесс предполагает структурные преобразования в экономике, развитие технологически интенсивных и наукоемких производств. Решение этих задач станет возможным благодаря использованию накопленного научного потенциала, способности предприятий оперативно доводить полученные результаты до этапа внедрения, развитию экспортного потенциала на базе усиления инновационных процессов, которые при-

званы обеспечить значительный рост и конкурентоспособность предприятий. —

Контакты:

Нина Федоровна Небурчилова, +7 (495) 676-67-31 Ирина Петровна Волынская, +7 (495) 676-94-71

Литература

1. Н.А.Горбунова, А.Н.Захаров Инновационный процесс: сотрудничество отраслевой науки и промышленности// Все о мясе, 2009, №3, с5-10

2. Хилл Б., Пауэр Д. Бизнес-ангелы. Как привлечь их деньги и опыт под реализацию своих бизнес-идей//М., Эксмо, 2008.

3. Зверев В. «Венчурный бизнес в России»// «Ценные бумаги», №5, 2007

4. Центр гуманитарных технологий, http://gt-market.ru: «Исследование General Electric: Глобальный инновационный барометр 2012», 19.01.2012

5. Информационный интернет-канал, «Экономический кризис не оказал негативного влияния на развитие инноваций в России - исследование GE «Global innovation barometer-2012», 27.03.2012 www.rsci.ru/innovations/company_news/231832.php

6. Лисицын А.Б., Кузнецова О.А. Развитие мясной отрасли в свете Доктрины продовольственной безопасности // Пищевая промышленность - 2010 - №12 - с.38-39.

7. А.Б. Лисицын, Н.В. Маслова, Т.П. Сурмак. Отраслевая модель учета и управления технологическими и логистическими процессами мясоперерабатывающих предприятий // Все о мясе - 2009 - №3 - с.14-16.

8. Чернуха И.М., Кузнецова Т.Г. Современные подходы к объективной оценке качества мясного сырья и готовой продукции // Все о мясе - 2010 -№2 с.19-23.

9. Семенова А.А., Лебедева Л.И., Насонова В.В., Мотовилина А.А., Веретов Л.А. Новые технологии увеличения сроков годности мясной продукции // Пищевая промышленность - 2011. - №4. - с.24-26.

10. Семенова А.А., Мотовилина А.А., Лебедева Л.И., Веретов Л.А. Технология увеличения сроков годности варено-копченых колбасок при высоких положительных температурах хранения // Все о мясе - 2011. - №3. - с.12-13.

11. Семенова А.А., Насонова В.В., Мотовилина А.А., Лебедева Л.И., Веретов Л.А. «Барьерные» технологии в мясной промышленности // Мясные технологии - 2011. - №. 10. - с.66-70.

12. Семенова А.А., Насонова В.В., Г.П.Горошко Организация входного контроля пищевых добавок и ингредиентов на предприятиях мясной промышленности/Все о мясе-2011. №3-с.42-45

№ 5 октябрь 2012 ВСЁ 0 МЯСЕ

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.