Научная статья на тему 'Основные направления импортозамещения и модернизации в развитии агропродовольственного регионального рынка'

Основные направления импортозамещения и модернизации в развитии агропродовольственного регионального рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1053
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пермский аграрный вестник
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ САМООБЕСПЕЧЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИМПОРТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / САНКЦИИ / IMPORT PHASE-OUT / SELF-PROVIDING OF PRODUCTS / MODERNIZATION / IMPORT PRODUCTS / RUSSIAN GOODS PRODUCERS / ECONOMIC EFFICIENCY / AGRO-PROVISION MARKET SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светлакова С.А., Светлакова Н.А.

В статье рассматриваются вопросы импортозамещения как нового экономического явления, обеспечивающего замену поставщиков импортной продукции отечественными товаропроизводителями в условиях модернизации производства сельскохозяйственной продукции. Для оценки импортозамещения в условиях санкциональной экономики был проведен социологический опрос. Дано авторское понятие, принципы и система импортозамещения. Выделены факторы, формирующие импортозависимость и импортозамещение. Разработаны и представлены основные направления импортозамещения АПК для Пермского края, где выделены необходимость технической модернизации отрасли, создание инновационного машиностроения, модернизация финансово-кредитной системы и инновационные технологии. Текущая экономическая ситуация диктует необходимость импортозамещения на рынке сельскохозяйственной техники, так как техническая зависимость может перерасти в технологическую. Импортозамещение недостижимо без синхронного или опережающего развития других отраслей экономики, что говорит о необходимости принятия федеральной межотраслевой программы импортозамещения продукции сельского хозяйства и продовольствия, производства ресурсов, обеспечивающих развитие АПК. При этом, полноправной составной частью данной программы должно являться ее научное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR TRENDS OF IMPORT PHASE-OUT AND OF MODERNIZATION IN DEVELOPMENT OF AGRO-PRODUCTS REGIONAL MARKET

The article gives the consideration of the problem of import phase-out as a new economical phenomenon guaranteeing a substitution of providers of import provision by the Russian producers of goods (in conditions of agricultural production modernization). There had been made a sociological inquiry for estimating import phase-out in the conditions of sanctions economy. The author's definition, the principles and the system of import phase-out have been given. The factors forming the dependence on the import and the import phase-out have been distinguished. There have been worked out and presented the principal directions of import phase-out of agroindustrial complex for Permsky Krai, these underlining the necessity for technical modernization of the branch, innovational machine-building creation, modernization the finance-credit system and innovation technologies. The current economic situation dictates the necessity of import phase-out at the market of agricultural technics so that the technical dependence may transform into a technological one. The import phase-out cannot be achieved without a synchronic and carrying out ahead development of the other branches of economy that tells us of a necessity for adopting a federal inter-branch program for import phase-out of agricultural product and provision, of production of resources providing the development of agro-industrial complex. At this the scientific providing must be the full-rights component of this program.

Текст научной работы на тему «Основные направления импортозамещения и модернизации в развитии агропродовольственного регионального рынка»

УДК 331.526

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА

С. А. Светлакова, аспирант;

Н. А. Светлакова, д-р экон. наук, профессор,

ФГБОУ ВО Пермская ГСХА,

ул. Луначарского, 3, г. Пермь, Россия, 614000

E-mail: svetsvet_perm@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы импортозамещения как нового экономического явления, обеспечивающего замену поставщиков импортной продукции отечественными товаропроизводителями в условиях модернизации производства сельскохозяйственной продукции. Для оценки импортозамещения в условиях санкциональной экономики был проведен социологический опрос. Дано авторское понятие, принципы и система импортозамещения. Выделены факторы, формирующие импортозависимость и импортозамещение. Разработаны и представлены основные направления импортозамещения АПК для Пермского края, где выделены необходимость технической модернизации отрасли, создание инновационного машиностроения, модернизация финансово-кредитной системы и инновационные технологии. Текущая экономическая ситуация диктует необходимость импортозамещения на рынке сельскохозяйственной техники, так как техническая зависимость может перерасти в технологическую. Импорто-замещение недостижимо без синхронного или опережающего развития других отраслей экономики, что говорит о необходимости принятия федеральной межотраслевой программы им-портозамещения продукции сельского хозяйства и продовольствия, производства ресурсов, обеспечивающих развитие АПК. При этом, полноправной составной частью данной программы должно являться ее научное обеспечение.

Ключевые слова: импортозамещение, продовольственное самообеспечение, модернизация, импортная продукция, отечественные товаропроизводители, экономическая эффективность, агропродовольственный рынок, санкции.

Введение. Импортозамещение - это новое явление, которое отражает мировую интеграционную динамику, имеющую как положительные, так и отрицательные блоки. В данном случае отрицательные блоки коснулись нашей страны со стороны ЕС в виде экономических санкций. Импортозамещение имеет более глубокую основу, чем простое противостояние санкциям.

Импортозамещение, на наш взгляд, это замена поставщиков импортной продукции отечественными товаропроизводителями той продукции, которая может производиться у нас в стране при существующей технологии. Кроме того, импортозамещение предусматривает модернизацию производства отечественной сельскохозяйственной техники. При этом очевидно, что импортозамещение необходимо, и следует искать способы его достижения.

Методика. По итогам научного исследования проведен социологический опрос экс-

пертов по оценке импортозамещения в условиях санкциональной экономики, 30% из которых являются докторами экономических наук, профессорами и 70% - кандидатами экономических наук, доцентами. По итогам соцопроса, правительственный курс импорто-замещения одобряют 55% и 45% - скорее «да». Кроме того, период санкций, по мнению 75% опрошенных, составит более 5 лет.

Потенциал роста отечественного производства довольно значителен - высоким его считают 35% экспертов и значительным -25%, однако на низкий уровень государственной поддержки указывают 95% опрошенных. Эти мнения основаны на том, что импортоза-мещение и модернизация как единое целое требует значительных капитальных вложений. Кроме модернизации имеются и другие возможности приблизиться к цели обеспечения продовольствием населения страны за счет увеличения его производства отечественными

производителями. Так, 75% опрошенных оправданно считают, что импортозамещение возможно за счет привлечения в оборот неиспользуемых земель, 85% - за счет государственного стимулирования и роста производства в крупном и мелкотоварном производстве. На крупные частные инвестиции надежда лишь у 25% экспертов, все опрошенные указывают на значительный рост цен.

Результаты. В ходе исследования нами выделены принципы импортозамещения. К основным принципам импортозамещения мы относим: ориентир на отечественных товаропроизводителей, увеличение государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий, введение государственных закупок с фиксированными ценами и др. (рис. 1).

Рис. 1. Основные принципы импортозамещения

Система импортозамещения включает в се- модернизацию в сельскохозяйственном маши-бя инновационные технологии и техническую ностроении и агролизинге (рис. 2).

Рис. 2. Система импортозамещения

Экономическая ситуация диктует необходимость импортозамещения на рынке сельскохозяйственной техники, так как зависимость техническая может перерасти в зависимость технологическую.

Основную долю тракторов в российском парке составляют тракторы Минского тракторного завода (Республика Беларусь), в том числе произведенные на территории России [9]. Основные конкурентные преимущества совместной отечественной и белорусской техники - относительно невысокая цена, доступность сервисного обслуживания, возможность самостоятельного ремонта. Протекционистская политика государства также позволяет ориентировать сельское хозяйство на использование этой техники [8, 28-31].

Реализация государственной поддержки, стимулирующей техническое переоснащение сельского хозяйства, позволит повысить конкурентные преимущества российских производителей сельхозтехники.

Необходимо стимулировать использование мощностей российского сельхозмашиностроения в тракторостроении, в производстве зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, почвообрабатывающих машин, посевных комплексов и других видов сельхозтехники и оборудования.

Особое значение в последнее время приобретает лизинг. Меры по усилению государственной поддержки лизинговой деятельности, по нашему мнению, должны носить разносторонний характер. Среди них - создание государственных унитарных предприятий (лизинговых компаний).

Проблемы импортозамещения сегодня -наиболее обсуждаемые как в законодательно-исполнительных органах, так и в общественных организациях страны.

Рассматривая проблемы импортозамеще-ния в Пермском крае, можно отметить, что край обладает огромными природными и человеческими ресурсами. Это, прежде всего, наличие продуктивной пашни, пресной воды, производство необходимого объема удобрений.

Имея такие ресурсы, мы обязаны не только накормить свое население, но и занять существенный сегмент продовольственного рынка в других регионах. Поэтому важно остановиться на следующих наиболее значимых для регионального АПК аспектах изучения:

- оценка тенденций в области импортозамещения;

- перспективы импортозамещения.

Рассматривая проблему импортозамеще-

ния в сфере сельского хозяйства, мы не ведем речь о том, чтобы полностью отказаться от импорта. Это привело бы как к нарушению сложившихся и перспективных торговых отношений с другими регионами, что неприемлемо, так и к существенному снижению ассортимента, а, следовательно, нарушению принципов и практики функционирования мирового и регионального рынка. В то же время перекос на рынке в сторону импорта формирует возможность давления этого фактора на суверенитет, экономику, а, следовательно, и социальное положение населения, что мы и наблюдаем сегодня. Так, 85% опрошенных сегодня чувствуют на себе экономический кризис, все респонденты отмечают значительный рост цен за 3 последних года. При посещении магазина 60% опрошенных тщательно сопоставляют цены и возможности к оплате покупок, 30% целенаправленно покупают самое необходимое и лишь 10% опрошенных набирают продукты, невзирая на цены.

В ходе наших исследований выделены факторы, формирующие импортную зависимость и факторы, формирующие импортоза-мещение (рис. 3).

Россия попала в зависимость от внешних факторов, потому что не принимала мер по сохранению собственного агропромышленного производства. Оказались заброшенными почти 40 млн. га пашни, в т.ч. 900 тыс. га в Пермском крае, на 2/3 сократилось поголовье скота.

Нельзя противопоставлять развитие отечественной экономики и международную интеграцию [5, 32-36]. Здесь нет противоречия -во всем нужен баланс. Вот почему вопросы импортозамещения следует рассматривать в увязке с экспортной политикой государства.

Чтобы говорить об импортозамещении в сельском хозяйстве, сначала нужно ответить на вопрос, каковы тенденции импортозамещения?

Если оценивать результаты работы сельского хозяйства по официальным статистическим данным, можно отметить положительную тенденцию. Так, в 2014 г. производство продукции сельского хозяйства возросло на 3,5%, в том числе растениеводства - на 5%, главным образом за счет увеличения валового сбора зерна; животноводства - на 2,1%, в основном благодаря наращиванию производства свинины - на 4,7% и мяса птицы - на 6,7%.

1 этап Развитие зависимой рыночной экономики Факторы, формирующие импортную зависимость 1990-2010 гг.

- открытость экономики 1990-2010 гг.; - ориентир правительственных кругов на наиболее дешевую импортную сельскохозяйственную продукцию взамен снижения производства продукции отечественных товаропроизводителей, разрушение сельскохозяйственного производства посредством приватизации и реорганизации сельскохозяйственных предприятий; - низкое качество импортной продукции, наличие ГМО; - снижение внимания государства на развитие сельского хозяйства, сокращение государственной поддержки аграрного сектора привели к падению производства в 3-4 раза к уровню 1990 г.; - интерес, лоббирование окологосударственной элиты бизнеса в росте импорта (приобретение более дешевой импортной продукции и реализация ее по более высоким ценам (в 2-3 раза) на российском рынке; - получение максимальной прибыли.

1 ::

2 этап Продовольственное самообеспечение Факторы, формирующие импортозамещение 2014-2020 гг.

- санкции Евросоюза, США и других стран; - девальвация рубля; - ответные экономические меры со стороны России, эмбарго; - стимулирование государством России отечественных товаропроизводителей к производству собственной сельскохозяйственной продукции; - государственные интервенции, закупки сельскохозяйственной продукции по заранее определенным ценам; - изменение экспортно--импортных операций; - стимулирование машиностроения, пищевой и перерабатывающей промышленности к созданию инновационного кластера машин; - макроэкономическое состояние экономики России (экономический кризис)

Рис. 3. Факторы, формирующие импортозависимость и импортозамещение

В 2015 г. рост отрасли продолжился, хотя и замедлился. За 10 месяцев 2016 г. производство продукции сельского хозяйства возросло на 3% против 3,8% в предыдущем году.

К сожалению, макроэкономическое состояние экономики не добавляет устойчивости агропромышленному комплексу, низок уровень государственной поддержки АПК [1]. Это выражается в девальвации рубля, значительном росте цен на сырье, материалы и технику, удорожании кредитных ресурсов, снижении их физической доступности, что привело к спаду сельхозмашиностроения почти на 20%, производства тракторов - на 1/3. Несмотря на то, что индекс цен на продукты питания за 10 месяцев текущего года увеличился на 11,4%, цены реализации продукции сельскохозяйственных производителей возросли только на 4,8%, в то же время сводный индекс цен производителей промышленной продукции возрос на 13,9%. При этом, хотя мировые цены на нефть снизились, цены на бензин в России возросли в текущем году на 34%, а на минеральные удобрения по отдельным видам - от 16 до 49%. Это означает, что при рас-

пределении доходов сельскохозяйственные товаропроизводители оказываются в худшем положении, чем предприятия, перерабатывающие их продукцию и розничная торговля [2-7].

В этой связи неоднократно предлагалось ограничить рост цен на материальные энергоресурсы и тарифы, хотя бы на тех рынках, где доминируют государственные компании, тем более что механизм решения этой проблемы по многим ценам и тарифам находится в руках правительства.

По мнению И. Ушачева [11, 4], в России есть положительный пример по полному им-портозамещению мяса птицы и свиней. Потребовалось на протяжении 10 лет последовательное увеличение инвестиций. Чтобы заместить импорт по мясу КРС, молоку, овощам, фруктам, потребуются значительный объем инвестиций и не один год [7]. Надо признать, что Правительство прилагает усилия к решению этой проблемы: разработана дорожная карта по импортозамещению, скорректирована Госпрограмма, но пока все, чего удалось добиться, - это роста инвестиций в сельское хозяйство в первом полугодии 2015 г. лишь на

0,2%, что не возмещает их падение в преды- литики инновационного типа может быть со-

дущие годы [12]. здана база для обеспечения продовольствен-

Как показывают экспертные оценки и ной независимости и самообеспеченности ре-

расчеты, только при реализации аграрной по- гиона (табл. 1).

Основные направления импортозамещения и модернизации АПК

Таблица

Основные направления импортозамещения

Содержание направления

1. Техническая модернизация отрасли аграрного сектора

- формирование системы машин для крупного и малого бизнеса;

- создание рынка сельскохозяйственной техники;

- формирование кредитных ресурсов;

- совершенствование таможенных пошлин на зарубежную технику;

- государственная поддержка сельскохозяйственного машиностроения;

- импортозамещение на рынке сельскохозяйственной техники;

- производство высокопроизводительной сельскохозяйственной техники в отечественном сельскохозяйственном машиностроении;

- разработка техники нового поколения, способной конкурировать с импортными аналогами;

- технико-технологическая модернизация сельского хозяйства, внедрение инноваций в сельскохозяйственном производстве;

- создание системы космической навигации_

2. Создание

инновационного кластера сельхозмашиностроения

- внедрение технологии органической системы земледелия и точного земледелия;

- техническая модернизация в условиях импортозамещения инновационной техники и технологий;

- объединение в инновационный кластер разнообразных технологических изобретений и инноваций по созданию технологически продуктивного комплекса машин

3. Создание системы агролизинга на новой основе, с новыми функциями

- с приобретением техники продавец-арендодатель обучает пользователя работе на новой технике (обучение входит в стоимость реализации техники);

- стимулирование привлечения неиспользуемых сельскохозяйственных земель в оборот;

- обеспечение технического сервиса в течение гарантийного срока службы по доступной цене;

- предоставление субсидий на лизинг техники;

- платежи по лизингу взимать после освоения технических средств в полном объеме;

- модернизация подготовки менеджеров, переход на управление: проектный менеджмент

4. Модернизация финансово-кредитной системы

- освобождение от налогообложения участников инвестиционных проектов;

- унифицирование правил получения субсидий;

- установление процентной ставки на кредиты под 8-10%;

- снижение диспаритета цен, ограничение роста цены на энергоносители;

- обеспечение управления затратами в системе АПК;

- введение системы страхования недобора урожая;

- снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес;

- совершенствование механизма государственных интервенций, переход к гарантированным ценам по государственным закупкам;

- увеличение земельного налога на земли не используемые для сельскохозяйственного производтсва;

- увеличение налоговой ставки на доход более 500 тыс. руб_

5. Инновационные технологии

- рациональное использование сельскохозяйственных земель;

- внедрение высокопродуктивных сортов;

- обоснованное использование химизации;

- рациональные методы управления плодородием почв;

- использование инновационных технологий промышленного производства;

- развитие племенного дела;

- повышение генетического потенциала животных;

- развитие малой механизации для мелкотоварного производства;

- увеличение глубокой переработки продукции растениеводства и животноводства

Исследования показывают, что первая проблема состоит в модернизации финансово-кредитной системы. Кредиты под предлагаемую процентную ставку предприниматели

брать не могут [4, 3-6]. Ряд успешных предпринимателей, которые серийно производят и продают сельхозмашины, утверждают, что они могли бы эффективно работать при про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

центной ставке до 8,5%. И такая ставка должна быть, иначе никакой модернизации и им-портозамещения не будет.

Вторая проблема состоит в том, что отношения собственности в нашем земледелии носят разорванный характер [2, 4]. Совладельцы-собственники земли малоэффективны, коллективные хозяйства (СПК, КСП) устроены так, что они не очень заинтересованы в увеличении объемов и интенсификации производства. Ориентир на крупные диверсифицированные агропромышленные предприятия и холдинги обеспечивают рациональный эффект, но их мало [10, 9-22]. В последние годы начинают возникать специфические К(Ф)Х с земельными площадями 2500-4000 га, которые имеют наибольшую эффективность в Пермском крае, к ним относятся такие ООО как «Овен» Суксунского района, фермерские хозяйства «Зобачев» Добрянского района, «Тополь» Пермского района и др. Кроме того, интерес представляют народные предприятия, опыт которых следует распространять на Пермской земле за счет реорганизации ООО и коллективных предприятий. Поэтому крупная сельзозтехника (в основном, тракторы и комбайны), которая предназначалась для КСП или СПК, работает здесь даже более эффективно, имея сезонную нагрузку 1000 га (комбайны).

Третья проблема относится к земельному вопросу. Коллективные сельскохозяйственные предприятия с дольщиками-акционерами и избираемым руководителем далеко не всегда эффективны [6, 4-5]. Земля требует от человека, на ней работающего, максимальной отдачи, однако дольщики-пайщики не только не работают на своих наделах, но часто и не знают, где они расположены.

Выводы. 1. Проблема импортозамеще-ния и модернизации отечественного АПК должна решаться системно, по долгосрочной программе.

2. Основу импортозамещения должны составлять инновационные технологии, реализация которых обеспечит значительное повышение производства сельскохозяйственной продукции.

3. Инновационные технологии потребуют серийного производства новой сельскохозяйственной техники, инновационного кластера.

4. Проблема импортозамещения - одна из наиболее важных на современном этапе проблема аграрной политики, требующая комплексных решений. При этом импортозамеще-ние в одних подотраслях сельского хозяйства и пищевой промышленности следует совмещать с развитием экспорта в других, основываясь на принципах полного и эффективного использования всего имеющегося потенциала.

5. Импортозамещение недостижимо без синхронного или опережающего развития других отраслей экономики, в первую очередь машиностроения, химической и других сфер промышленности. Исходя из этого, по нашему убеждению, необходима федеральная межотраслевая программа импортозамещения продукции сельского хозяйства и продовольствия, производства ресурсов, обеспечивающих развитие АПК.

6. Импортозамещение и развитие экспортного потенциала должны происходить на основе конкурентоспособного производства, особую роль следует отводить поисковой и внедренческой сферам аграрной науки. Следовательно, в межотраслевую программу им-портозамещения в качестве полноправной составной части должно быть включено ее научное обеспечение. Только на стыке науки, новых технологий, высокого уровня квалификации кадров, на основе более совершенного экономического механизма, земельных и социальных отношений может быть решена задача продовольственного самообеспечения региона и страны в целом.

Литература

1. Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http: // www.Kremlin.ru/acts/46404 (дата обращения: 01.02.2017).

2. Алтухов А. Возможные риски и угрозы национальной продовольственной безопасности и независимости // АПК: экономика, управление. 2016. № 5. С.4.

3. Аграрный сектор России в условиях международных санкций. Выводы и ответы // АПК: экономика, управление. 2015. № 2. С. 2-7.

4. Буздалов И. Сельское хозяйство России: взгляд сквозь призму концепции устойчивого развития // АПК: экономика, управление. 2015. № 2. С. 3-6.

5. Косолапова М., Сводин В. Определение устойчивости деятельности организации //АПК: экономика, управление. 2015. № 9. С. 32-36.

6. Липкович Э. И. Импортозамещение и модернизация АПК // АПК: экономика, управление. 2016. № 8. С. 4-5.

7. Липкович Э. И. Экономические проблемы технического и технологического перевооружения сельского хозяйства России // АПК: экономика, управление. 2014. №5. С. 12-20.

8. Мазлоев В. З. Адаптация хозяйственного механизма АПК к санкционным мерам // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 2. С. 28-31.

9. Светлаков А. Г. Экономическая безопасность : учебное пособие / под общ. ред. Н.А. Светлаковой. Пермь : ООО «Форвард С», 2010. 327 с.

10. Ушачев И. Аграрный сектор России в условиях международных санкций и эмбарго: вызовы и перспективы // АПК: экономика, управление. 2015. № 5. С.9-22.

11. Ушачев И. Научные проблемы импортозамещения и формирования экспортного потенциала продукции агропромышленного комплекса России // АПК: экономика, управление. 2016. № 1. С. 4.

12. Чернова Г. В., Кудрявцев А. А. Управление рисками : учебное пособие. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект. 2013. 160 с.

MAJOR TRENDS OF IMPORT PHASE-OUT AND OF MODERNIZATION IN DEVELOPMENT OF AGRO-PRODUCTS REGIONAL MARKET

N. A. Svetlakova, Dr. Econ. Sci., Professor S. A. Svetlakova, Post-Graduate Student, Perm State Agricultural Academy, Lunacharskogo st., 3, Perm 614000 Russia E-mail: svetsvet perm@mail.ru

ABSRACT

The article gives the consideration of the problem of import phase-out as a new economical phenomenon guaranteeing a substitution of providers of import provision by the Russian producers of goods (in conditions of agricultural production modernization). There had been made a sociological inquiry for estimating import phase-out in the conditions of sanctions economy. The author's definition, the principles and the system of import phase-out have been given. The factors forming the dependence on the import and the import phase-out have been distinguished. There have been worked out and presented the principal directions of import phase-out of agroindustrial complex for Permsky Krai, these underlining the necessity for technical modernization of the branch, innovational machinebuilding creation, modernization the finance-credit system and innovation technologies. The current economic situation dictates the necessity of import phase-out at the market of agricultural technics so that the technical dependence may transform into a technological one. The import phase-out cannot be achieved without a synchronic and carrying out ahead development of the other branches of economy that tells us of a necessity for adopting a federal inter-branch program for import phase-out of agricultural product and provision, of production of resources providing the development of agro-industrial complex. At this the scientific providing must be the full-rights component of this program. Keywords: import phase-out, self-providing of products, modernization, import products, Russian goods producers, economic efficiency, agro-provision market sanctions.

References

1. Ukaz o primenenii otdel'nykh spetsial'nykh ekonomicheskikh mer v tselyakh obespecheniya bezopasnosti Ros-siiskoi Federatsii (The decree about application of certain special economic measures to ensure security of the Russian Federation) [Elektronnyiresurs], URL: http: // www.Kremlin.ru/acts/46404 (data obrashcheniya: 01.02.2017).

2. Altukhov A. Vozmozhnye riski i ugrozy natsional'noi prodovol'stvennoi bezopasnosti i nezavisimosti (Potential risks and threats to national food security and independence), APK: ekonomika, upravlenie, 2016,No. 5,P.4.

3. Agrarnyi sector Rossii v usloviyakh mezhdunarodnykh sanktsii. Vyvody i otvety (The agricultural sector of Russia in the conditions of international sanctions. Insights and answers), APK: ekonomika, upravlenie, 2015,No. 2,pp. 2-7.

4. Buzdalov I. Sel'skoekhozyaistvo Rossii: vzglyad skvoz' prizmu kontseptsii ustoichivogo razvitiya (Agriculture in Russia: through the prism of the sustainable development concept), APK: ekonomika, upravlenie, 2015,No. 2,pp. 3-6.

5. Kosolapova M., Svodin V. Opredelenie ustoichivosti deyatel'nosti organizatsii (Determination of stability of the organization), APK: ekonomika, upravlenie, 2015,No. 9,pp. 32-36.

6. Lipkovich E. I. Importozameshchenie i modernizatsiya APK (Import Substitution and modernization of agriculture) // APK: ekonomika, upravlenie, 2016,No. 8,pp. 4-5.

7. Lipkovich E. I. Ekonomicheskie problem tekhnicheskogo i tekhnologicheskogo perevooruzheniya sel'skogo khozyaistva Rossii (Economic problems in the technical and technological modernization of agriculture of Russia), APK: ekonomika, upravlenie, 2014,No. 5,pp. 12-20.

8. Mazloev V. Z. Adaptatsiya khozyaistvennogo mekhanizma APK k sanktsionnym meram (Adaptation of the economic mechanism of agriculture to the sanctions measures), Ekonomikasel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayush-chikhpredpriyatii, 2015,No. 2,pp. 28-31.

9. Svetlakov A. G. Ekonomicheskaya bezopasnost' (Economic security), uchebnoeposobie, pod obshch. red. N.A. Svetlakovoi, Perm', OOO «Forvard S», 2010, 327 p.

10. Ushachev I. Agrarnyi sector Rossii v usloviyakh mezhdunarodnykh sanktsii i embargo: vyzovy i perspektivy (Agriculture of Russia in conditions of international sanctions and embargoes: challenges and prospects), APK: ekonomika, upravlenie, 2015,No. 5,pp.9-22.

11. Ushachev I. Nauchnye problem importozameshcheniya i formirovaniya eksportnogo potentsiala produktsii ag-ropromyshlennogo kompleksa Rossii (Scientific problems of import substitution and formation of the export potential of agricultural products in Russia), APK: ekonomika, upravlenie, 2016,No. 1,P. 4.

12. Chernova G. V., Kudryavtsev A. A. Upravlenie riskami (Risk Management), uchebnoeposobie, Moscow, TK Velbi, Izd-voProspekt, 2013, 160 p.

УДК 332; 631

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Л. И. Теньковская, канд. экон. наук;

Ф. З. Мичурина, д-р геогр. наук, профессор,

ФГБОУ ВО Пермская ГСХА,

ул. Петропавловская, 23, г. Пермь, Россия, 614990

E-mail: Tenkovskaya2010@mail.ru

Аннотация. Исследование направлено на поиск оптимальных значений уровня внешней среды сельскохозяйственных производителей трех категорий: сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств населения. Показан теоретико-методологический подход, в рамках которого разработана методика использования интегрального показателя оценки потенциала сельского хозяйства территории развитого в сельскохозяйственном отношении региона. На основе статистического анализа нами доказано, что, находясь в оптимальных внешних условиях, товаропроизводители способны существенно увеличить валовое производство сельскохозяйственной продукции. Однако оптимизация внешней среды сельскохозяйственной отрасли является сложной задачей. Для решения проблем ее изучения, применена система методик: 1. Использование результатов уже выполненных исследований, свидетельствующих о наличии влияния определенных внешних факторов на сельское хозяйство; 2. Авторская систематизация знаний о внешних факторах, заключающаяся в их классификации с дифференциацией на группы экономических, политических, социальных, технологических, информационных, экологических, природных, правовых, военных факторов, представленных в последовательных иерархических уровнях глобальной, национальной, региональной и отраслевой внешней среды; 3. Приведение в сопоставимый вид всех факторных элементов, влияющих на результаты функционирования аграрного сектора, но имеющих различные единицы измерения, и выявление совокупной силы влияния всех уровней внешней среды на производство в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, хозяйствах населения; 4. Определение целевых уровней факторов внешней среды, максимизирующих сельскохозяйственное производство, на основе построенных уравнений множественной регрессии. Приведена расчетная статистика потенциала объема производства сельскохозяйственной продукции по Северо-Кавказскому региону.

Ключевые слова: факторы внешней среды; глобальный, национальный, региональный, отраслевой уровни; сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения; максимизация производства, интегральные показатели.

Введение. Ряд научных исследований, заключающихся в изучении оптимизации внешней среды, проведены с использованием статистических данных о факторах глобальной среды [1-10; 12-13; 21-27 и др.]. Проведено немало исследований о факторах националь-

ной внешней среды [1-3; 5; 6; 16-18; 20], либо с использованием информации о среде регионального [14; 15; 19; 20] и отраслевого уровней с применением оценки показателей об объемах сельскохозяйственного производства [15]. Теоретико-методологические подходы, представ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.