Основные направления и приоритеты деятельности органов власти и управления по снижению рисков чрезвычайных ситуаций (к вопросу государственной стратегии снижения рисков)
к.т.н. Мартынов Б.П.
Снижение рисков чрезвычайных ситуаций путем совместной целенаправленной деятельности соответствующих органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и организаций (предприятий), а также граждан, как элемент человеческого фактора, оказывающего существенное влияние на снижение рисков, является обязательным и непременным условием эффективного решения данной проблемы.
Снижение рисков чрезвычайных ситуаций достигается за счет разработки и реализации целого комплекса мер и механизмов, направленных, во-первых, на предотвращение или снижение возможностей (вероятностей) возникновения их источников и, во-вторых, на смягчение социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций для личности, государства и общества.
К основным направлениям деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по разработке и реализации практических мер и механизмов, направленных на снижение рисков ЧС относятся:
организация и осуществление координации целенаправленной деятельности органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных на решение задач снижения рисков чрезвычайных ситуаций;
осуществление мониторинга за состоянием источников чрезвычайных ситуаций, их возникновением и развитием;
организация сбора и обобщения информации, необходимой для обеспечения деятельности по снижению рисков ЧС;
анализ и прогнозирование рисков чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биолого-социального и террористического характера;
организация разработки и обеспечение реализации комплекса инженернотехнических мероприятий по снижению возможностей (вероятностей) возникновения источников чрезвычайных ситуаций, а также по снижению последствий техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий и актов терроризма;
обеспечение реализации мер, направленных на снижение рисков ЧС в процессе декларирования, лицензирования и экспертизы;
обеспечение выполнения и соблюдения специальных норм, правил и требований, направленных на снижение рисков чрезвычайных ситуаций;
организация и осуществление всеобщей подготовки населения, как человеческого фактора, оказывающего влияние на снижение рисков ЧС;
организация и осуществление подготовки руководящего состава РСЧС, ее органов управления и сил по решению задач снижения рисков ЧС;
организация и осуществление эффективного целенаправленного управления силами и средствами при ликвидации ЧС.
Наиболее приоритетными направлениями деятельности по снижению рисков являются: обеспечение координации целенаправленной деятельности по всему комплексу направлений и задач снижения рисков; осуществление мониторинга; информационное обеспечение деятельности по снижению рисков; анализ и прогнозирование рисков ЧС; разработка и реализация комплекса мер и механизмов по их снижению; подготовка населения, направленная на осознание опасностей ЧС, а также его роли в деятельности по снижению этих опасностей для личности, государства и общества.
Основными приоритетными задачами обеспечения координации деятельности по снижению рисков являются: согласование целей деятельности на всех уровнях на основе главных целей, определяемых на государственном уровне, основных направлений и путей их достижения по месту и времени, подходов по оценке приемлемых (допустимых) значений рисков, а также по оценке значимости прогнозных рисков ЧС для личности, общества и государства, по используемым методам и подходам прогнозирования рисков ЧС и оценке технико-экономической эффективности мероприятий по их снижению.
Результаты мониторинга, информационного обеспечения, анализа и прогнозирования рисков ЧС являются исходной основой для определения приоритетов комплекса мер и механизмов, разработка и реализация которых направлена на достижение поставленных целей по снижению рисков. При этом основной задачей является обеспечение органов государственной власти полной и достоверной информацией, необходимой для разработки соответствующих управленческих решений по снижению рисков.
Приоритетами информационного обеспечения являются данные о состоянии потенциальных источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, процессов возникновения и развития ЧС, о результатах анализа и прогнозирования рисков ЧС, о их ранжировании по значимости для личности, государства и общества, основных причин и факторов, определяющих данные риски, а также предложения по значениям приемлемых (допустимых) рисков ЧС.
Г лавной определяющей основой снижения рисков чрезвычайных ситуаций является разработка и реализация соответствующего комплекса мер и механизмов в форме среднесрочных целевых программ и текущих (годовых) планов, и в первую очередь их целенаправленность, содержание и уровень обоснованности.
На ближайшую перспективу основные направления снижения рисков чрезвычайных ситуаций в настоящее время определены следующими федеральными целевыми программами:
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года»;
«Ядерная и радиационная безопасность России на 2000-2006 годы»; «Преодоление последствий аварий и катастроф на период до 2010 года». Основными задачами соответствующих органов власти и управления по снижению рисков чрезвычайных ситуаций является обеспечение выполнения данных федеральных целевых программ по следующим основным направлениям и мероприятиям:
развитие, совершенствование и внедрение систем мониторинга и прогнозирования возникновения источников чрезвычайных ситуаций, включая системы аварийного контроля, сигнализации, диагностики состояния, особенно аварийно-опасного технологического оборудования, а также методическую базу прогнозирования рисков ЧС;
разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков чрезвычайных ситуаций;
разработка нормативно-правового и методического обеспечения деятельности в области снижения рисков ЧС;
развитие системы информационного обеспечения управления рисками чрезвычайных ситуаций;
разработка и внедрение методов и средств снижения рисков ЧС, направленных на повышение уровня защищенности населения, проживающего вблизи радиационно- и химически опасных объектов, а также физической защиты ядерно-опасных объектов;
разработка и реализация мероприятий по повышению безопасности существующих и вновь вводимых атомных электростанций и других потенциально опасных объектов;
разработка и внедрение новых методов, средств и технологий локализации очагов химических аварий, приводящих к выбросам и выливам аварийно-химически опасных веществ, а также ликвидации их последствий;
совершенствование технологий обращения с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами, их утилизации и захоронения, разработка и внедрение новых более эффективных и безопасных технологий;
разработка и внедрение перспективных ядерно-, радиационно-, взрыво- и пожаробезопасных технологий, а также оборудования повышенной безопасности;
разработка и реализация организационно-технических мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности при временном и длительном (в течении 50 и более лет) хранении оружейных делящихся материалов;
осуществление мероприятий по повышению качества технического обслуживания и ремонта технологического оборудования атомных электростанций;
проведение мероприятий по повышению пожарной безопасности атомных электростанций;
разработка и внедрение технологий по вырезке реакторных отсеков из кораблей с ядерными энергетическими установками, осуществляемой в условиях предприятий;
совершенствование системы и средств индивидуальной защиты персонала ядерно- и радиационно опасных производств;
преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС, производственной деятельности ПО «Маяк» и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, включающее мероприятия: по обеспечению лечения граждан, подвергшихся радиоактивному облучению, по снижению уровней возможного облучения граждан, проживающих и проводящих работы на радиоактивно загрязненных территориях путем проведения реабилитационных и санитарно-профилактических мероприятий, на данных территориях и в соответствующих населенных пунктах, по социально-психологической реабилитации граждан, подвергшихся радиоактивному облучению;
снижение рисков возможностей возникновения на ПО «Маяк» ЧС радиационного характера путем проведения мероприятий по предотвращению выноса радионуклидов за пределы санитарно-защитной зоны и обеспечения безопасного состояния объектов - потенциально опасных источников радиоактивных загрязнений;
обеспечение целенаправленного эффективного управления силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций, особенно в части локализации первичных и вторичных очагов ЧС, поиска и спасения пострадавших и их первоочередного жизнеобеспечения;
организация и осуществление координации деятельности и действенного контроля по разработке и выполнению программных мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами, с учетом приоритетности данных мероприятий.
Наряду с организацией и обеспечением выполнения мероприятий, предусмотренных приведенными выше федеральными целевыми программами, соответствующие государственные органы власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и администрации организаций (предприятий) осуществляют также разработку и реализацию соответствующих целевых программ и годовых планов на основе осуществления мониторинга, анализа прогноза рисков ЧС, реальных причин и факторов, обуславливающих их прогнозные значения.
Основные приоритетные направления программных и плановых мероприятий по снижению рисков ЧС, разрабатываемых и реализуемых на территориальном и объектовом уровнях, следующие:
1. Организация и обеспечение выполнения программных мероприятий, предусмотренных соответствующими федеральными целевыми программами.
2. Обеспечение выполнения действующих норм, правил и требований, направленных на снижение рисков ЧС.
3. Разработка и обеспечение реализации комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на снижение возможностей (вероятностей) возникновения основных источников ЧС техногенного, природного, биологосоциального и террористического характера.
При этом первостепенное значение уделяется осуществлению мониторинга и диагностирования (выявления) предаварийного состояния потенциально опасных объектов техногенной сферы, предвестников и угроз возникновения стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и актов терроризма.
4. Разработка и реализация мероприятий, направленных на снижение социальноэкономических последствий техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий и террористических актов, т.е. снижение масштабов ЧС.
При выполнении указанных работ основное внимание уделяется следующим мерам:
обеспечение своевременного оповещения, необходимого информирования и действий населения при возникновении ЧС;
организация и обеспечение защиты населения от воздействия возможных поражающих факторов, обусловленных ЧС, особенно в части мер по подготовке и проведению эвакуационных мероприятий при крупномасштабных ЧС;
разработка и реализация инженерно-технических решений, направленных на повышение стойкости зданий, сооружений и технологического оборудования к поражающим воздействиям (факторам);
организация и заблаговременное осуществление мероприятий по защите территорий от последствий наводнений, пожаров, селей и других наиболее опасных стихийных бедствий;
разработка мер по организации и осуществлению первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях.
5. Обеспечение требуемой подготовки органов управления, сил и средств и целенаправленного эффективного управления ими по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На последующих этапах, после завершения выполнения приведенных выше федеральных целевых программ основные направления деятельности органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления и организаций (предприятий) по снижению рисков ЧС по своему составу аналогичны с предыдущим этапом, однако принципы и методические подходы существенно изменяются.
Основные особенности и приоритеты практической деятельности органов власти и управления по снижению рисков на данном этапе следующие:
1. Сосредоточение деятельности на обеспечении более глубокого комплексного анализа и достоверности прогноза показателей рисков ЧС, их причин и источников, ранжирования по степени значимости для личности, государства и общества на современной научной основе.
При этом значительное внимание должно быть уделено рискам, связанным с глобальными проблемами, являющимися источниками ЧС (глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, нарушение биологического разнообразия, связанное с исчезновением или крупномасштабным сокращением отдельных видов флоры и фауны).
Основные направления и приоритеты деятельности в области анализа, прогнозирования и снижения рисков данных ЧС определены рядом действующих международных конвенций и соглашений по следующим проблемам: об охране озонового слоя; об изменении климата; о сохранении биологического разнообразия; об охране культурного и природного наследия; о трансграничном загрязнении воздуха; о борьбе с дегра-
дацией почв (уничтожение гумуса, эрозия почв, опустынивание, подтопление почв и др.); о защите водных бассейнов и т.д.
2. Мероприятия организационного и инженерно-технического характера, обеспечивающие снижение возможностей возникновения источников ЧС за счет выполнения и соблюдения специальных норм, правил и требований, обеспечения эффективного контроля и выявления опасных изменений состояния источников ЧС и профилактических предупредительных мер по изменению опасных состояний (замена оборудования, целенаправленное разрушение надвигающихся опасных природных явлений и т.п.).
Сюда следует отнести также организационные и инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие снижение социально-экономических последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций за счет соблюдения специальных норм, правил и требований по рациональному размещению производственных сил на территории страны, повышения стойкости объектов к воздействиям от основных поражающих факторов и защиты от них. Особенно в части факторов, обусловленных взрывами, пожарами, наводнениями, землетрясениями, засухами, селями, оползнями и т.п.
3. Организация и обеспечение разработки на последующий среднесрочный период целевых программ и годовых планов по снижению рисков на основе научнотехнических результатов, полученных на предыдущем этапе реализации государственной стратегии.
На первый план при этом выдвигаются такие задачи, как определение приоритетных направлений и мероприятий по снижению рисков ЧС на основе анализа и прогнозирования комплексных (обобщенных или совокупных) показателей стратегических рисков ЧС, объединяющих основные частные показатели рисков в единые общие показатели определенных типов ЧС как в целом для страны, так и по регионам и объектам, а также на основе системного комплексного анализа, оценки и учета следующих основных факторов, условий и результатов:
ранжирования прогнозируемых комплексных (обобщенных или совокупных) показателей стратегических рисков ЧС по их значимости для личности, государства и общества, а также по причинам и факторам, определяющим их численные значения, таким как источники ЧС, основные причины их возникновения, состояние реально возможных мер по снижению последствий техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий и актов терроризма;
ранжирования технико-экономической эффективности всего комплекса мер и мероприятий инженерно-технического, экономического и научно-технического характера по снижению рисков ЧС;
реальных ресурсных возможностей (затрат) на разработку и реализацию мероприятий, направленных на снижение рисков ЧС.
4. Обеспечение разработки новых и внедрения (реализации) всего существующего комплекса организационных, инженерно-технических мероприятий, специальных норм, правил и требований, направленных на снижение рисков ЧС, в первую очередь -на снижение возможностей (вероятностей) возникновения источников ЧС и масштабов последствий (объемов ущерба), обусловленных результатами и обстоятельствами возникновения, развития и ликвидации ЧС.
При этом осуществить переход на принципы и правила государственного надзора и контроля в части нормативного регулирования и обеспечения выполнения соответствующих норм, правил и требований в области снижения рисков ЧС.
5. Обеспечение завершения создания системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, удовлетворяющих современным требованиям по обеспечению управления рисками ЧС, а также создания автоматизированных систем информационного обеспечения и подготовки управленческих решений по снижению рисков ЧС на основе современных алгоритмических и программно-технических средств.
6. Обеспечение необходимой подготовки всего населения, обеспечивающей осознание опасностей и негативных последствий чрезвычайных ситуаций для личности, государства и общества, роли населения как человеческого фактора в снижении возможностей возникновения ЧС, особенно техногенного характера, позитивного отношения к деятельности по снижению рисков ЧС, а также необходимую подготовку по действиям каждого человека при возникновении ЧС.
7. Обеспечение постановки, проведения и реализации результатов фундаментальных и прикладных исследований и разработок по проблемам, составляющих основу научно-технической деятельности, направленной на снижение рисков ЧС.