Научная статья на тему 'Основные направления и формы маркетинговой деятельности на электронном рынке'

Основные направления и формы маркетинговой деятельности на электронном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
923
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ КАНАЛ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY / INTERNET MARKETING / COMMUNICATION / COMMUNICATION CHANNEL / MARKETING COMMUNICATIONS / NETWORK COMMUNICATIONS / TARGET AUDIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Ирина Владимировна, Старкова Надежда Олеговна

Представлен обзор основных форм и тенденций развития маркетинговых коммуникаций в интернет-среде. Исследованы и охарактеризованы наиболее актуальные коммуникационные каналы и инструменты интернет-маркетинга в глобальной информационной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main trends and forms of marketing activity on electronic market

The basic patterns and trends in the development of marketing communications in the Internet environment have been reviewed. The most relevant communication channels and tools of internet marketing in the global information network have been researched and characterized.

Текст научной работы на тему «Основные направления и формы маркетинговой деятельности на электронном рынке»

Секция 13. Экономика и управление

capacity so it can make a greater impact on securing Europe’s gas supply needs. LNG from a variety of sources will depend on global demand and price. It is likely to gain a larger role in the long-term perspective. However competition for LNG with Asian markets would affect supplies to Europe.

Russia’s competition with other suppliers in the European market would affect the existing pricing model. However Russian volumes in Europe look secure for at least 10 years as for significant reduction of the reliance significant alternative sources of supply are needed, otherwise overall gas demand reduction is

required. The first option requires longer time, but the second is impracticable in respect to Europe.

Over the last years the European energy market’s development showed a trend towards the growing power of energy companies. In fact gas infrastructure companies are expanding internationally, competing with each other for ‘market share’, innovating and diversifying. Independent operators would be a crucial factor in diversification of the European energy market. In all cases gas in its role as a transitional fuel will continue to be important for the foreseeable future of Europe.

References:

1. ‘Market observatory for energy. Key figures’. European Commission. - 2011.

2. ‘EU Energy Policy Data’. European Commission. - 2007.

3. ‘Simulating security of supply effects of the Nabucco and South Stream Projects for the European natural gas market’. Caroline Dieckhöner, Institute of Energy Economics, University of Cologne. The Energy Journal, -Vol. 33, - No. 3., - 2012.

4. Industry briefing: ‘The great game for gas in the Caspian. Europe opens the Southern Corridor’. A report from the Economist Intelligence Unit. - 2013.

5. ‘Germany gives E.ON credit guarantees to strike LNG deals - source’. Reuters. August 21, - 2014. - http://www. reuters.com/article/2014/08/21/e-on-lng-idUSL5N0QP3FS20140821

6. E-source: http://caspianbarrel.org/?p=17688

7. E-source: Gazprom official web-site www.gazprom.ru

8. E-source: SOCAR official web-site www.socar.az

9. ‘A step ahead towards the stage of maturation in Azerbaijani-Turkish relations: The Trans Anatolian Pipeline’. Dr. Burcu Gültekin Punsmann, Senior Foreign Policy Analyst, Economic Policy Research Foundation of Turkey.

10. E-source: TAP official web-site www.tap-ag.com

11. IEA Medium Term Gas Market Report 2013.

Sokolova Irina Vladimirovna, Kuban State University, undergraduate of International economics and management department E-mail: bagira-08@bk.ru

Starkova Nadezhda Olegovna, Kuban State University, candidate of science in Economics, associate professor, International economics and management department E-mail: n.starkova@mail.ru

Main trends and forms of marketing activity on electronic market

Abstract: The basic patterns and trends in the development of marketing communications in the Internet environment have been reviewed. The most relevant communication channels and tools of internet marketing in the global information network have been researched and characterized.

Keywords: information technology, internet marketing, communication, communication channel, marketing communications, network communications, target audience.

295

Section 13. Economics and management

Соколова Ирина Владимировна, Кубанский государственный университет, магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента

E-mail: bagira-08@bk.ru Старкова Надежда Олеговна, Кубанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента

E-mail: n.starkova@mail.ru

Основные направления и формы маркетинговой деятельности на электронном рынке

Аннотация: Представлен обзор основных форм и тенденций развития маркетинговых коммуникаций в интернет-среде. Исследованы и охарактеризованы наиболее актуальные коммуникационные каналы и инструменты интернет-маркетинга в глобальной информационной сети.

Ключевые слова: информационные технологии, интернет-маркетинг, коммуникация, коммуникационный канал, маркетинговые коммуникации, сетевые коммуникации, целевая аудитория.

В эпоху активного развития электронных и цифровых технологий трансформируются все сферы общества. Заметные изменения претерпевает и маркетинговая деятельность: меняются подходы и инструменты, трансформируется традиционная модель коммуникации. Взаимодействие компании с ее целевыми группами и контактными аудиториями становится интерактивным, более оперативным и многосторонним.

Активное проникновение глобальной сети во все сферы общества обусловливает ее значительную роль и актуальность для современного бизнеса. Глобальное информационное пространство открывает для бизнес-среды новые перспективные возможности: сбор информации о рынке, исследование потребительских предпочтений и моделей поведения, мониторинг конкурентов и т. д. [5]. На сегодняшний день всё больше специалистов в области маркетинга осознают необходимость присутствия компании в глобальной информационной среде [4, 7]. А тот факт, что в современных условиях роль и место интернет-среды в маркетинге становятся всё более значимыми, повышает интерес к исследованию этой взаимосвязи как теоретиками, так практикующими предпринимателями, экономистами, маркетологами и менеджерами.

Активно используемый в последнее время все большим числом компаний нтернет-маркетинг представляет собой совокупность теоретического и прикладного инструментария интернета, применяемого фирмой для достижения маркетинговых целей. Специфические характеристики интернет-маркетинга состоят в появление нового инструментария

проведения коммуникационных кампаний — в глобальной информационной сети традиционные инструменты маркетинга интегрируются с новейшими информационными технологиями.

Проведенные ранее исследования деятельности предприятий по формированию интеллектуальных активов с целью повышения их эффективности и перспектив долгосрочного пребывания на современном высоко динамичном рынке, выявили необходимость организации эффективного информационного обмена, осуществляемого посредством создания и развития и системы коммуникационных каналов, в том числе создаваемых в глобальной информационной сети [8]. Для того чтобы демонстрировать высокую эффективность маркетинг в сети интернет должен соответствовать общей стратегии предприятия и быть ее логичным продолжением в глобальном информационном пространстве. В настоящее время оказывается недостаточно правильно построенного, хорошо работающего и имеющего качественное актуальное наполнение сайта, чтобы выгодно отличаться от конкурентов, необходим охват максимального числа потенциальных клиентов и партнеров [12]. Электронный маркетинг должен включать в себя все составляющие маркетинговой деятельности офлайн, а именно: исследование рынка, целевых сегментов, продвижение продукции, брендинг, взаимодействие с деловыми партнерами и поставщиками, организацию торговой деятельности [6].

В настоящее время можно выделить три основных направления маркетинга в интернет: маркетинговые исследования, коммуникационные кампании

296

Секция 13. Экономика и управление

по продвижению, интернет-торговля. С позиции этих трех направлений целесообразно рассматривать особенности и основные инструменты маркетинга в интернете.

Глобальное информационное пространство является наиболее благоприятной средой для исследования рынка, поиска новых возможностей для развития фирмы, проведения анализа конкурентной среды. Ключевым преимуществом проведения маркетинговых исследований в сети интернет является их доступность для любой организации, поскольку такие исследования не требуют значительных ресурсов [9]. Низкая эффективность бизнеса зачастую связана именно с недостатком информации о рынке, а ограниченность финансовых ресурсов не позволяют предприятиям мелкого бизнеса проводить маркетинговые исследования с привлечением специализированных консалтинговых агентств [3]. Интернет же открывает возможности для мониторинга рынка и сбора качественной информации с минимальными затратами, как первичной, так и вторичной.

В теории классического маркетинга существует два вида маркетинговых исследований: кабинетные (вторичные) и полевые (первичные). Та же классификация применима и для маркетинговых исследований в сети. В традиционной практике маркетинга при проведении кабинетного исследования основными источниками информации выступают разнообразные периодические, статистические и деловые издания, данные официальной статистики, материалы отраслевых деловых мероприятий (выставки, конференции, форумы), а также различные публикации в открытой печати. Аналогичную информацию, но в более полном объеме, можно получить в интернете, поскольку практически все печатные издания, государственные органы и органы статистики на сегодняшний день имеют собственные веб-сайты. Более того, данные из интернета можно получить гораздо оперативнее и с минимальными затратами, а по дате публикации и последнего обновления можно судить о новизне и актуальности полученных данных.

Следующим важным направлением электронного маркетинга является проведение коммуникационных кампаний по продвижению товара, услуги, или компании в целом. Опыт западных стран, в которых электронный бизнес более развит и маркетинг в сети уже давно является инструментом продвижения, коммуникационные кампании в интернете приносят ощутимый эффект [1]. Интернет дает возможность путем грамотной организации системы продвижения при-

влечь покупателей в онлайновые и обычные магазины, и, тем самым, увеличить объем продаж, повысить осведомленность и узнаваемость бренда [2]. Продвижение в глобальной информационной среде является сложным комплексным процессом, который включает в себя разработку и продвижение веб-ресурса организации, рекламу продукции/услуг, брендинг, взаимодействие с целевыми потребителями и контактными аудиториями, привлечение и работу с деловыми партнерами. Исходя из этого в глобальной информационной сети наряду с традиционными элементами маркетинга и рекламы необходима разработка корпоративного интернет-ресурса фирмы как площадки для позиционирования и продвижения в интернет-среде. Для продвижения корпоративного веб-сайта традиционно используют такие инструменты, как поисковое продвижение и контекстная реклама.

Достаточно быстро приобрела популярность, как за рубежом так и в нашей стране, нтернет-реклама, которая наряду с традиционными медиа, стала считаться полноправным каналом для проведения информационных кампаний [10]. При этом, несмотря на то, что методика рекламной деятельности в интернете российскими компаниями еще сформирована не достаточно четко, в нашей стране именно она получила наибольшее распространение [11].

Сегодня многие специалисты сходятся во мнении, что интернет является более традиционным каналом, нежели традиционные медиа (радио, телевидение, печатные издания) [1, 4, 5]. Говоря об эффективности, имеется в виду соотношение результатов и затрат. При традиционном подходе применяются разные виды рекламных каналов и носителей, причем стоимость и результаты находятся в прямой зависимости. Так, например, реклама на телевидении является одной из наиболее эффективной с точки зрения качества, но и самой дорогостоящей, которую могут позволить себе лишь ограниченное число крупных компаний. Интернет же позволяет значительно снизить затраты на рекламу и в то же время повысить ее качество.

В результате исследования опыта проведения рекламных кампаний в сети, а также изучения специализированной литературы по данной проблеме, были выявлены следующие факторы, определяющие высокую эффективность интернет-рекламы.

1. Высокая степень таргетированности. Рекламные сообщения четко сфокусированы на целевой аудитории, вплоть до отдельно взятого пользователя, заинтересованного в товарах или же услугах компании.

297

Section 13. Economics and management

2. Широкие возможности презентации продукта. Глобальная сеть является средой для максимально эффективного представления рекламируемой продукции. Это связано как с возможностью трансляции наиболее полной информации о товарах, так и с мультимедийной природой интернета, позволяющей использовать текст, графику, звук и видео.

3. Интерактивность. Всемирная информационная сеть дает организации возможность интерактивной коммуникации с потребителями в противовес односторонней передаче информации.

4. Прозрачность. Благодаря современным информационным технологиям, Интернет открывает небывалые возможности для оперативного анализа и всесторонней оценки коммуникационных кампаний за счет обратной связи с пользователями.

5. Глобальность. Интернет позволяет работать вне привязки к конкретной территории или локальному рынку, вне пространственных ограничений.

Разработка и реализация коммуникационной кампании в интернете должны базироваться на четком понимании используемых целевой аудиторией источников информации. Чем больше конкретный вид бизнеса зависит от общественного мнения, тем больше внимания организация должна уделять формированию своей репутации (паблисити) в сети. Для этого традиционно используется еще один важный инструмент интегрированных маркетинговых коммуникаций — связи с общественностью, применение которого позволяет существенно снизить затраты за счет перенесения акцента с традиционных средств, например, печатных изданий, на информационную форму представления в Интернет. Помимо этого бесспорным преимуществом глобального информационного пространства перед другими средствами связей с общественностью

является возможность оперативного обновления информации в режиме реального времени, не требующего дополнительных затрат. В Интернет могут быть представлены пресс-релизы или выложена актуальная информация для инвесторов, деловых партнеров, потребителей и т. д. Также инструменты интернет-маркетинга и связей с общественностью оправданы при реализации антикризисных информационных кампаний (антикризисный PR), когда традиционные медиа не могут быть использованы в силу своей предвзятости и низкой оперативности в данном случае.

В результате проведенного исследования и характеристики коммуникационных каналов и реализации инструментов маркетинговых коммуникаций в глобальной информационной сети можно сделать следующие выводы. Интернет-маркетинг, являясь новым видом маркетинговой деятельности, постепенно приобретает все большую популярность, значительно расширяя свои границы, а также возможности реализуемых в его пространстве маркетинговых коммуникаций. Применение инструментария глобальной информационной сети к реализации традиционных маркетинговых коммуникаций в интерактивном режиме позволяет добиться их максимального распространения и эффективности. При этом заданная высокая скорость информационного обмена в коммуникационных каналах глобальной сети создает и ряд сложностей, требующих постоянного контроля и корректировки. Это должны четко осознавать предприниматели и менеджеры компаний, практикующих интернет-маркетинг, в связи с чем они должны быть ориентированы на развитие новаторских направлений совершенствования бизнеса с учетом ускорения информационных процессов не только на рынке, но и в глобальной сети.

Список литературы:

1. Алексунин. В. А. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете: уч. пос. - М.: Дашков и К, - 2010. - 380 с.

2. Кизим А. А., Старкова Н. О., Дырий А. П. Брендинг как приоритетное направление развития маркетинговой деятельности российских предприятий пищевой промышленности. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2014. - № 6 (49). - с. 50-55.

3. Кизим А. А., Старкова Н. О., Михайлюк О. В. Аутсорсинг информационно-интеллектуальных процессов современного предприятия. Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2011. - № 35. - с. 147-154.

4. Костарева А. М., Старкова Н. О. Особенности применения вирусного маркетинга в развитии рыночной деятельности современных предприятий. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - № 88. - с. 642-652.

5. Никулина О. В., Шаламова Т. А. Применение маркетинговых инноваций в качестве повышения конкурентоспособности международной холдинговой структуры в условиях развития инновационной экономики. Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 1-2. - с. 419-424.

298

Секция 13. Экономика и управление

6. Никулина О. В., Хакуз Л. С. Инновационные технологии по созданию и продвижению бренда международной компании на основе исследования запросов потребителей/Экономика и предпринимательство, -2013, - № 9 (38). - с. 699-704.

7. Никулина О. В., Ларченко Е. С. Разработка инновационных маркетинговых технологий международных сбытовых компаний в вопросах увеличения доли рынка. Экономика и предпринимательство. - 2013. -№ 2 (31). - с. 278-283.

8. Старкова Н. О. Формирование внутрифирменной системы управления интеллектуальными активами: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 - Краснодар, - 2001. - 202 с.

9. Старкова Н. О., Старков И. С. Применение современных подходов к управлению изменениями в информационной системе предприятия: Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - № 66. - с. 194-205.

10. Старкова Н. О., Кизим А. А. Управление маркетингом промышленных предприятий: Экономика устойчивого развития. - 2012. - № 9. - с. 183-189.

11. Черчиль Г. А. Маркетинговые исследования в Интернете. - СПб.: Питер, - 2008. - 418 с.

12. Юрасов А. В. Основы электронной коммерции. - М.: Горячая линия-Телеком, - 2007. - 480 с.

Tatuev Arsen Azidovih, Doctor of Economics, professor, professor of Moscow State University of Food Productions, Moscow

E-mail: arsen.tatuev@mail.ru

Structural priorities of monetary accumulation of the population

Abstract: In article the main negative tendencies in dynamics of savings of the population are allocated. Delay of process of formation of funds of accumulation and decrease in norm gross savings is shown. It is opened that the savings of the population making considerable part of all savings in economy, are mainly presented in the unorganized form which isn’t used in reproduction processes.

Keywords: population savings, financial institutions, bank deposits, investments into fixed capital.

Татуев Арсен Азидович,

Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Профессор кафедры экономической теории, анализа и отраслевой экономики

доктор экономических наук, профессор E-mail: arsen.tatuev@mail.ru

Структурные приоритеты денежных накоплений населения

Аннотация: В статье выделены основные отрицательные тенденции в динамике сбережений населения. Показано замедление процесса формирования фондов накопления и снижение нормы валового сбережений. Раскрыто, что сбережения населения, составляющие значительную часть всех сбережений в экономике, преимущественно представлены в неорганизованной форме, не используемой в воспроизводственных процессах.

Ключевые слова: сбережения населения, финансовые институты, банковские вклады, инвестиции в основной капитал.

Общественное развитие в сторону экономики знаний предопределяет ведущую роль человеческого капитала и, соответственно, растущую роль сбережений населения, от потребительского поведения которого зависят базовые воспроизводственные структуры [4]. Однако в российской экономике роль сбережений населения отстает от

функциональных требований постиндустриально -го общества.

На рисунке 1 представлены графики и диаграмма, иллюстрирующие изменение объема и динамики валового сбережения в период с 2000 по 2011 годы, в сопоставимых ценах. Из графиков видно, что за рассматриваемый период времени объем валового

299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.