Научная статья на тему 'Основные направления государственной политики Канады по освоению северных территорий на рубеже XX и XXI веков'

Основные направления государственной политики Канады по освоению северных территорий на рубеже XX и XXI веков Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
822
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ КАНАДЫ / ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАРТЫ СЕВЕРА КАНАДЫ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ / РАЗВИТИЕ АБОРИГЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Виталий Владиславович

Автором систематизированы политические аспекты важнейших событий на Севере Канады, выявлены основные направления государственной политики на Севере страны, представлены таблицы, помогающие понять тенденции в общественно-политической жизни Севера Канады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article resumes Bone’s main trends and events which have caused the drastic political and economic changes on the map of the Canadian North. One of them is formation of the new territory, Nunavut, with the aboriginal governing. Comprehensive land claim agreements, impact and benefit agreements, aboriginal corporations which may participate in megaprojects realization have made the federal government and aborigines as the mutual equal partners. Though, this partnership has not solved yet all social problems of indigenous people and the North.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственной политики Канады по освоению северных территорий на рубеже XX и XXI веков»

УДК 321.01 (71)

Виталий АЛЕКСЕЕВ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ КАНАДЫ ПО ОСВОЕНИЮ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ

THE MAIN TRENDS OF FEDERAL POLICY ON THE CANADIAN NORTH DEVELOPING IN THE END OF 20TH CENTURY-BEGINNING OF 21ST CENTURY

Автором систематизированы политические аспекты важнейших событий на Севере Канады, выявлены основные направления государственной политики на Севере страны, представлены таблицы, помогающие понять тенденции в общественно-политической жизни Севера Канады.

Ключевые слова: основные направления государственной политики на Севере Канады, изменение политической и экономической карты Севера Канады, систематизация политических аспектов основных событий при освоении северных территорий, развитие аборигенного управления и правительства.

The article resumes Bone's main trends and events which have caused the drastic political and economic changes on the map of the Canadian North. One of them is formation of the new territory, Nunavut, with the aboriginal governing. Comprehensive land claim agreements, impact and benefit agreements, aboriginal corporations which may participate in mega-projects realization have made the federal government and aborigines as the mutual equal partners. Though, this partnership has not solved yet all social problems of indigenous people and the North.

Keywords: main trends of federal policy in territorial North of Canada, political and economic changes on the map of the North, political issues of North developing, developing northern aboriginal governing, northern challenges and problems.

В статье поставлена задача анализа основных направлений государственной политики Канады по развитию северных территорий, которые приводятся в трудах известного ученого-географа, профессора Университета Саскачеван Роберта Боуна.

На основе анализа трудов Роберта Боуна можно выделить следующие основные направления реализации федеральным правительством государственной политики на канадском Севере:

1. Достижение поддержки населением территорий Канады политики федерального правительства по промышленному освоению северных территорий путем реализации комплексных договоров по земельным требованиям, а также договоров по

охране окружающей среды и мест традиционных видов хозяйствования коренных народов.

2. Поддержка политического движения коренных малочисленных народов Севера путем образования новых этнических административно-территориальных единиц с аборигенным правительством под общим контролем федерального центра в Оттаве.

3. Стимулирование коренных малочисленных народов к участию в реализации мегапроектов, мероприятиях по обеспечению суверенитета Канады в Арктике.

Каждое направление реализуется федеральным центром в неразрывной связи, логически дополняя друг друга.

Итак, остановимся подробнее на каждом из вышеприведенных направлений государственной политики Канады.

После полного игнорирования Оттавой интересов населения Севера, особенно коренных малочисленных народов в течение многих десятилетий, вплоть до 70-х гг. прошлого столетия, федерального правительство решило прибегнуть к другой стратегии. От стратегии конфронтации и пренебрежения интересов аборигенов под давлением общественности, в том числе международных экологов, руководители Канады в конце XX века перешли к стратегии социально-экономического развития коренных народов, поддержки культуры и традиционных видов хозяйствования, но с условием исключения требований о политической независимости от Оттавы [1]. При этом федеральное правительство Канады при реализации мегапроектов стремилось получить полную лояльность коренных народов, осознавая, что программы по разработке месторождений природных ресурсов неизбежно наносили ущерб природе и традиционным территориям природопользования аборигенов, заставляя их менять районы своего проживания и хозяйствования.

Поэтому лидеры коренных народов в течение многих лет безуспешно пытались получить в собственность земли, которые как они считали, были их исконными. Первоначально лидеры коренных народов стремились сохранить за собой традиционные районы проживания, обеспечить защиту окружающей среды. Договоры содержали такие положения, как передача в собственность аборигенов земельных участков, обязательное согласование корпорациями условий по защите природы. Другие положения, такие как компенсационные выплаты от федерального правительства организациям коренных народов, создание корпораций аборигенов, которые должны были принимать активное участие в реализации мегапроектов обусловили комплексность договоров по земельным требованиям.

Первые такие договора в 1970-х гг. были подписаны в северном Квебеке при реализации гидроэнергетического проекта в Джеймс Бей, а также строительстве газопровода в долине Маккензи на северо-западе страны. В таблице 1 приведены основные экономические показатели договоров по земельным требованиям.

Таблица 1

Показатели комплексных земельных договоров на Севере Канады

Коренные народы Даты заключения договоров Стоимость договоров ($) Земли для передачи коренным народам (кв. км)

Инувиалуиты 1984 45 млн (1977) 90 650

Гвичин 1992 75 млн (1990) 22 378

Сахту / Метисы 1993 75 млн (1990) 41 000

Инуиты (Нунавут) 1993 580 млн (1989) 350 000

Первые нации Юкона 1993 243 млн (1989) 41 440

Примечание: стоимость договора по инуитам (при создании территории Нунавут) впоследствии выросла почти вдвое.

Общий объем финансовых средств, полученных общинами через комплексные договора по земельным требованиям на территории Севера, превышает 5 млрд долларов. Только в северном Онтарио сумма договоров, подписанных в 1970-х гг. с коренными народами кри, инуитами и наскапи, составила 234 млн долларов. В 2002 г. общины кри и инуитов подписали новые земельные соглашения с правительством Квебека. Согласно данным договорам, инуиты приобрели право на получение 1,25% от реализации ежегодных объемов электроэнергии, производимых в рамках гидроэнергетических проектов в Нунавике - северном районе провинции Квебек. В то же время, общая стоимость договоров между народом кри и правительством Квебека на период в 50 лет составила 3,6 млрд долларов в течение следующих 50 лет.

В свою очередь, в апреле 2002 г. инуиты Квебека достигли другого долгосрочного договора с правительством Квебека, по результатам которого власти провинции получили разрешение на строительство гидроэлектростанций в бассейне залива Гудзона. Согласно договору, в течение 25 лет корпорация инуитов Квебека - «Маки-вик» - получит средства в размере 90 млн долларов, и уже в июне 2002 г. корпорация получила первый транш на сумму 7 млн долларов.

В июле 2007 г. народы кри, которые в течение долгого периода времени жаловались, что Оттава не выполняет свои обязательства по договору Джеймс Бей - северный Квебек, подписали новое соглашение с федеральным правительством. Результат этого договора - финансовые средства в размере 1,4 млрд долларов, которые должны выплачиваться общинам народа кри в течение 20 лет.

На первый взгляд, федеральное правительство идет на явные уступки требованиям общин коренных народов. Вместе с тем Оттава преследует стратегическую цель, а именно - достижение полной лояльности и поддержки населением Севера федеральной политики по промышленному освоению путем реализации мегапроектов. Таким образом, федеральный центр и транснациональные корпорации могут разрабатывать богатейшие месторождения природных ресурсов, в большинстве своем невозобновляемых, для извлечения огромных доходов.

К явному неудовольствию канадского правительства комплексные земельные договора обусловили и дальнейшие, уже политические требования коренных народов. Так, в 1970-80-е гг. народы дене/метисы стремились получить широкую автономию - территорию под названием Дененде с созданием собственного правительства. Путем различных манипуляций и переговоров федеральному правительству удалось разбить единое политическое стремление народов дене/метисы на несколько небольших, ссуженных требований. В результате появились пять отдельных, чисто экономических требований, за каждым из которых стояла отдельная община. Так федеральному центру удалось переиграть лидеров народов дене/метисы по отдельности.

Однако в случаях, когда политическая воля была достаточно сильной, и, что немаловажно, выражалась единой позицией лидеров коренных народов, Оттава вынуждена была опять-таки идти на уступки. Это достаточно четко проявилось в процессе создания новой этнической административно-территориальной единицы коренных народов - территории Нунавут, что в переводе с инуктитута, языка эскимосов-инуи-тов, обозначает «наша земля». Нунавут приобрел практически такие же органы власти, как и другие территории Канады - Юкон и Северо-Западные территории: правительство, законодательную ассамблею.

Помимо достижения политической цели, инуиты также получили и следующие выгоды, в основном, экономического характера: правособственность на территорию общей площадью 335 842 кв. км, из которых 35 257 кв. км земли содержат минеральные ресурсы, компенсации в виде финансовых средств в размере 1,1 млрд долларов, которые должны были выплачиваться в течение 14 лет, начиная с 1993 г., долю в доходах федерального правительства от освоения нефтяных, газовых и минеральных месторождений, располагающихся на землях территории, право пользоваться благами животного и растительного мира и водными ресурсами по всей территории Нунавут. Кроме того, согласно соглашению, федеральная сторона обязывалась предварительно согласовывать вопрос по реализации любых мегапроектов, которые могут принести не только выгоду коренному населению, но и иметь негативный эффект на инуи-тов, в частности на окружающую среду, традиционные места природопользования [2].

Такие впечатляющие результаты были достигнуты благодаря более чем 20-летней борьбе лидеров инуитов, всего народа за право распоряжаться своей землей, и в конечном итоге, и своей судьбой. Первая общественная организация инуитов Нунанвута - Тапирисат инуитов Канады - начала движение по земельным вопросам коренных народов. Несмотря на то, что согласно ст. 35 Конституции Канады от 1982 г., закреплялись права коренных народов страны, не было четких нормативных актов, по которому права аборигенов на земли бы реализовывались. Эта правовая необеспеченность по земельному вопросу являлась ключевым фактором во взаимоотношениях между инуитами и некоренным населением в 1980-х и 1990-х гг. прошлого столетия [3].

В 1993 г. парламент Канады принял Акт о Нунавуте и, наконец, 1 апреля 1999 г. была официально образована территория Нунавут. Многие эксперты считают создание новой территории Канады как специальную программу «Нунавут». В основе этой

программы - создание и развитие собственного так называемого аборигенного правительства, которое наделяется полномочиями, не отличающимися от полномочий других территорий, как то: разработка и реализация бюджета, реализация социальных программ, решение задач культурного развития населения.

Таким образом, создание Нунавута предполагает национальное самоопределение коренного населения северной территории Канады. Если в первой книге Роберта Боуна планы по созданию новой территории Нунавут рассматриваются в качестве единичной уступки федерального правительства, то в книге с аналогичным названием, вышедшем в 2009 г., - как политический проект, который приобрел системность и большое будущее. В таблице 2 приведены основные события, которые привели в итоге к созданию новой северной территории [4].

Таблица 2

Создание территории Нунавут

Год Событие

1973 Тапирисат инуитов Канады проводит исследование об использовании земель инуитов и их занятию под руководством профессора Мильтона Фримена

1976 Тапирисат предлагает создать отдельную арктическую территорию для инуитов Северо-Западных территорий

1976 Инуиты западной Арктики заявляют о своих собственных земельных претензиях, разделяя таким образом требования инуитов на две части

1990 Как результат многолетних переговоров, Федерация Тунгавик Нунавута, Северо-Западные территории, федеральное правительство подписывают принципиальное соглашение, которое содержит в себе создание отдельной территории инуитов в центральной и восточной Арктике через разделение Северо-Западных территорий путем референдума

1992 Жители Северо-Западных территорий соглашаются на разделение территории на две части

1992 Федерация Тунгавик Нунавута и федеральное правительство подписывают политическое соглашение по Нунавуту

1992 Инуиты Нунавута ратифицируют договор по земельным требованиям

1993 Федеральный парламент утверждает договор по земельным требованиям Нунавута и Акт о Нунавуте

1993 На смену Федерации Тунгавик Нунавута приходит Нунавут Тунгавик Инк

1997 Создан специальный офис комиссара для помощи по созданию Нунавута

1999 Жители Нунавута избирают членов Законодательной Ассамблеи и премьер-министра Пола Окалика

1999 Сформировано правительство, которое начинает свою деятельность

Вместе с тем политическое движение коренных народов Севера Канады остается под контролем и регулированием федерального правительства.

Нунавут, несмотря на получение статуса территории, является наиболее отсталой среди всех территорий по уровню социально-экономического развития. Отсутствие собственного производства, за исключением некоторых традиционных видов хозяй-

ствования, неразвитость северного туризма, невысокий уровень профессиональной подготовки аборигенов, который не позволяет им участвовать в реализации проектов в горнодобывающей отрасли, обусловливают зависимость Нунавута от Оттавы. Если территория Юкон в 2003 г. получила право на распоряжение собственными природными ресурсами, то в Нунавуте об этом приходится только мечтать. В течение так называемого переходного периода, когда шел процесс формирования территориальной системы управления, в Нунавуте фактически распоряжалась федеральная власть. Несмотря на этнический, аборигенный состав правительства, собственно инуиты занимают в основном позиции среднего и низшего звена менеджмента. Такая ситуация приводится в таблице 3.

Таблица 3

Инуиты в системе правительства Нунавут, 1999-2005 гг.

Позиции Июнь 1999 Июнь 2001 Июнь 2003 Июнь 2005

■D ■D ■D ■D

■D Н Н ■D Н Н ■D Н Н ■D Н Н

I I I I

s ф s ф S ф S ф

X X X X

Исполнители-служащие 61 39 48 52 50 50 47 53

Старшие менеджеры 22 78 20 80 18 82 25 75

Менеджеры среднего звена 24 76 19 81 19 81 23 77

Технические работники, 64 36 78 22 81 19 86 24

администраторы

Желание лидеров инуитов сделать инуктитут доминирующим государственным языком, наряду с английским и французским, в свое время наталкивалось на жесткое противодействие федерального центра. Даже демократическая пресса Канады, в частности газета National Post, выпустила ряд материалов, изобличающих «сепаратизм» инуитов, как, например, статья «Они (инуиты) хотят сделать инуктитут доминирующим языком, как французский в Квебеке» [5].

Действительно, до 90 % доходов Нунавута формируются за счет межбюджетных трансфертов из Оттавы. В Нунавуте нет ни диверсифицированной экономики, ни развитого собственного производства. Такая финансовая и экономическая зависимость не позволяет инуитам делать шаги в сторону большего суверенитета или более широкой автономии. Для сравнения: Северо-Западные территории, развивая собственные производства, значительно продвинулись в сторону расширения своей налогооблагаемой базы, резко снизив зависимость от «финансовой иглы» Оттавы. Однако и Юкон, и Северо-Западные территории пока не сумели обрести широкие полномочия канадских провинций.

Также следует отметить, что Оттава в ходе переговоров по земельным вопросам достаточно успешно отстаивает свои интересы. Например, в 80-х гг. прошлого сто-

летия первые нации (зарегистрированные индейцы) в Юконе предъявляли права на все земли этой территории, но в итоге получили в собственность только 41440 кв. км - 8,6 всей земли Юкона.

Как продолжение политической борьбы коренных народов, в ближайшем будущем между правительством Квебека и общинами инуитов в Нунавике будет подписано соглашение о создании этнической административно-территориальной единицы в составе провинции Квебек с общественным правительством. Принципиальная договоренность об этом была достигнута сторонами 31 августа 2006 г. Перекладывая ответственность на провинцию за социально-экономическое развитие инуитов, основываясь на реализации комплексного земельного договора Джеймс Бей - Северный Квебек, федеральное правительство оставляет за собой право на дальнейшую реализацию мегапроекта на севере Квебека.

Большая роль в создании собственных видов производства отводится корпорациям аборигенов, которые действуют по принципу «дуализма», обеспечивая сохранение традиционных видов хозяйствования и вместе с тем активно участвуя в разработке месторождений природных ресурсов на севере Канады.

С одной стороны, корпорации коренных народов преследуют благую цель, создавая рабочие места для аборигенов, с другой стороны, действуют в рамках реализации государственной политики на Севере, привлекая представителей коренных малочисленных народов к проектам глобальной экономики, когда для нужд мировых рынков добываются ресурсы в уникальной экосистеме - Арктике и северных территориях Канады.

Есть примеры успешной деятельности этнических корпораций. Как, например, Региональная Корпорация инувиалуитов, известная как успешная инвестиционная компания по поддержке различных видов бизнес-деятельности. Эта корпорация является держателем пакетов акций в таких сферах как транспорт, нефтяная промышленность, строительство, северные услуги, природоохранная деятельность, недвижимость, туризм. Если в 1977 г. первоначальные инвестиции составили 10 млн долларов, то уже через 10 лет инвестиции выросли до 135 млн долларов. В 2005 г. корпорация задекларировала свои доходы в размере свыше 187 млн долларов.

Другая корпорация аборигенов - Китсаки менеджмент партнершип - начинала свою деятельность пассивно, но к 31 марта 2006 г. общие доходы компании превысили 70 млн долларов.

Очевидно, что изменение политической и экономической карты Севера обусловлено действием собственных правительств коренных народов и созданием региональных бизнес-предприятий, а также с появлением нового поколения успешных менеджеров из числа аборигенов.

С помощью комплексных договоров по земельным требованиям, договоров по защите окружающей среды и традиционных видов хозяйствования и культуры аборигенов, действия этнических корпораций коренные народы находят свое место в северной экономике. Такие корпорации, как Макивик Корпорейшн и Региональная корпорация инувиалуитов превратились во влиятельные экономические силы. Так,

строительное подразделение Макивика успешно осуществляет жилищное строительство в общинах Нунавика.

Таким образом, привлечение коренных народов к реализации мегапроектов через участие в корпорациях аборигенов стало не только позитивным фактором для социально-экономического развития аборигенов, но и способом плавного «вхождения» аборигенов в канадское западное сообщество, одним из средств для динамичного освоения Севера и, что особенно важно, Арктики.

Освоение Севера, защита суверенитета Канады в Арктике стало одним из главных направлений «Северной стратегии: наш Север, наше наследие, наше будущее», которая была обнародована в 2009 г. Профессор Роберт Боун упоминает о новой стратегии Канады в своей последней книге - «География канадского Севера: вопросы и вызовы» от 2009 г. Данный труд вообще содержит контуры будущей политики Оттавы в отношении Севера, которые не были отмечены в предыдущих книгах Роберта Боуна. Профессор отмечает, что на будущее северной политики окажут решающее значение два новых фактора, или вызова: продвижение глобального потепления и истощение невозобновляемых ресурсов в субарктической зоне, усиленное высокими ценами на газ и нефть [5].

Глобальное потепление, уменьшая толщину вечной мерзлоты, не только сильно влияет на мировой энергетический баланс и запасы невозобновляемых ресурсов, но и сокращает прибрежную зону арктического региона Канады, как это произошло, например, в сентябре 2007 г. Тем самым усиливается проблема Северо-Западного пролива, который, как считает Оттава, является исконно канадским. Ряд других стран, включая США, настаивают на придании международного статуса проливу, который имеет стратегическое значение. При глобальном потеплении пролив расширяется, значительно увеличивая свою пропускную способность. Все это, безусловно, не может не вызвать беспокойство руководства Канады. Также таяние льдов и уменьшение прибрежной зоны наносят угрозу запасам природных ресурсов Канады, расположенных по шельфу.

Сокращение материковой части также наносит ущерб и традиционным местам охоты инуитов, негативно влияя, соответственно, на культуру эскимосов. В этой связи федеральное правительство предпринимает шаги для того, чтобы привлечь инуитов для защиты суверенитета Канады в Арктике. Согласно Северной стратегии, Оттава будет усиливать вооруженное присутствие в арктической зоне. Так, объявлено о строительстве на берегу Северо-Западного прохода в местечке Ресолют-Бэй (595 км от Северного полюса) военного тренировочного центра. Для усиления возможностей службы береговой охраны запланировано строительство глубоководного причала (населенный пункт Нанисивик), нового ледокола «Дифенбейкер» и трех патрульных кораблей, способных действовать в ледовой обстановке. Для мониторинга арктических пространств будет использоваться новейший канадский космический спутник типа РАДАРСАТ-11, а также возможности совместной канадско-американской системы НОРАД и разведывательной станции перехвата сигналов в местечке Элерт (о. Элсмир, Канадский арктический архипелаг). Намечены программы по модернизации и увеличению подразделений канадских рейнджеров к 2012 г.

до 5 тыс. чел. Они набираются в основном из инуитов и должны вести наблюдение и проводить поисково-спасательные операции в арктических условиях. Предполагаемое строительство глубоководного причала в Икалуите будет не только преследовать военные цели, он также должен сыграть и значительную роль в развитии рыболовства - традиционного вида занятия эскимосов [6].

Таким образом, можно отметить то, что интересы коренного населения в Арктике, в основном, инуитов, и стратегические цели федерального правительства по защите суверенитета Канады в арктической зоне во многом совпадают. Не случайно в Стратегии федеральное правительство выражает признание народам Крайнего Севера (инуитам) за то, что они, проживая в экстремальных условиях, обеспечивают суверенитет Канады в Арктике [7].

Профессор Роберт Боун в трех трудах, указанных в начале данной статьи, подчеркивает одну ключевую мысль - роль коренных малочисленных народов в социально-экономическом развитии всей страны кардинально возросла, и федеральное правительство не только начинает взаимодействовать с ними как равноценными партнерами, но и признает их стратегическую роль в обеспечении суверенитета Канады в Арктике. При этом федеральный центр во взаимодействии с аборигенами последовательно отстаивает свои позиции, а также интересы транснациональных корпораций, действующих в добывающей отрасли.

При этом социальные проблемы коренных народов решаются медленно. Это и незанятость местного населения, их сложная адаптация к работе в корпорациях, новым местностям, вдали от районов традиционного проживания. Также обнажаются и другие проблемы: невысокий уровень подготовленности и образованности аборигенов, не позволяющий развить собственные производства и перерабатывающую промышленность, управлять социально-экономическими процессами, даже несмотря на наличие аборигенных правительств.

С развитием ресурсной промышленности на Севере количество постоянных рабочих мест остается ограниченным. Одна из главных причин такой ситуации - экспорт минералов и энергетических продуктов в другие, южные районы страны для последующей переработки, что не приносит должного социального эффекта от реализации мега-проектов на севере страны.

Другим важным выводом в трудах Роберта Боуна является то, что борьба коренных народов за свои права вышла за рамки только экономических, земельных и природоохранных требований. Сегодня общественные организации аборигенов все чаще не только предъявляют политические требования федеральному центру, но и начинают реализовывать их. Примерами этому являются образование новой территории Нунавут, достижение принципиальной договоренности о создании Нунавика.

Итак, рассмотрение основных стратегических направлений политики Канады по развитию северных территорий, приведенных в трудах профессора Роберта Боуна, дает возможность анализа государственной политики, проводимой в Российской Федерации по отношению к северным районам страны. Следует отметить, что оба государства имеют стратегические подходы, которые с различной степенью успешности реализуются в странах. И в Российской Федерации, и в Канаде стратегические

видения схожи - достижение устойчивого роста экономики, повышение уровня жизни на северных территориях, решение социальных проблем населения районов Севера, особенно коренных малочисленных народов. Обе страны реализуют официальные стратегические документы. В Российской Федерации это, в первую очередь, Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера от 7 марта 2000 г., Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от 4 февраля 2009 г., Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федераци и 18 сентября 2008 г. № Пр-1969.

В Канаде основные направления государственной политики содержатся, прежде всего, в уже упоминавшейся «Северной стратегии: наш Север, наше наследие, наше будущее», которая была обнародована в 2009 г.

Вместе с тем, на наш взгляд, в стратегиях стран существуют и очевидные различия. Во-первых, если в Канаде население Севера, и особенно коренные малочисленные народы, считается гарантом суверенитета этой страны на Севере и в арктическом регионе, и на этом строится государственная политика, то в Российской Федерации стратегические подходы основаны по патерналистскому принципу, то есть на односторонней поддержке регионов Севера, в которых должны быть обеспечены условия для достойного проживания северных народов. Так, целью Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера является формирование внутренних факторов экономического развития северных территорий, обладающих необходимым природно-ресурсным потенциалом, и активное поощрение поиска новых возможностей экономического развития дотационными субъектами Российской Федерации [8]. А целью Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока является создание в Российской Федерации условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов [9]. В Канаде же цель Северной Стратегии - добиться того, чтобы северяне стали хозяевами своих судеб, жили в безопасности, комфортных условиях, самостоятельно решали социальные проблемы на основе помощи, оказываемой федеральным правительством.

Во-вторых, если Россия в стратегических документах подчеркивает свою роль в качестве государства, односторонние усилия которого направлены на решение проблем коренных народов Севера через реализацию социальных программ, то в Канаде федеральный центр рассматривает коренные народы как равноправного партнера и привлекает их к совместному решению социальных проблем.

Стоит отметить, что коренные народы добивались равноправия в течение длительного периода, и оно соблюдается далеко не всегда. И все же очевидным фактом является то, что коренные народы активно участвуют в реализации мегапроектов в добывающей отрасли. При этом обращают внимание условия, по которым идет реализация проектов в добывающей отрасли. Так, корпорации не могут начать освоение

месторождений без согласования с аборигенами, а также без непосредственного участия представителей коренных народов и в распределении доходов, и в планировании и разработки промышленных проектов не реализуется ни один мегапроект.

В-третьих, если федеральное правительство Канады поддерживает создание корпораций, которые, находясь под контролем организаций коренных народов, активно участвуют в реализации проектов в добывающей отрасли, то в России создают условия для того, чтобы коренные народы Севера продолжали заниматься традиционными видами хозяйства и природопользования с учетом рыночных условий. Согласно Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, необходимо создать условия для формирования развития коренных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.

Отдельно стоит отметить о договорах по земельным отношениям между общинами коренных народов и федеральным правительством и правительствами регионов в Канаде. Договора, помимо удовлетворения чисто экономических требований аборигенов, являются выразителем политических стремлений коренных народов в борьбе за свое самоопределение. В результате внедрения договоров аборигены получали не только земли в собственность и многие другие блага, но и создавали новые территориально-административные единицы с аборигенными правительствами. В этом состоит ключевое различие от политики по развитию коренных малочисленных народов Севера в Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, согласно Земельному кодексу РФ, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера не закрепляются им в постоянное безвозмездное пользование, а выставляются для продажи на аукционы [10]. Естественно, у общин отсутствуют средства для выкупа земельных участков, и территории традиционного природопользования, как правило, переходят в собственность сторонним организациям, в том числе и транснациональным корпорациям.

Север, в основном, по-прежнему мыслится как сырьевая база и финансовый источник развития РФ вне стратегии обживания и развития самого Севера как уникальной территории России. Даже Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, утвержденные президентом Российской Федерации еще 18 сентября 2008 г., имеющие такие главные цели, как расширение ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья; а также защиту и охрану государственной границы Российской Федерации, пролегающей в Арктической зоне Российской Федерации, не реализуется правительством России. На сайте федерального министерства регионального развития в течение долгого периода времени был размещен приказ о создании рабочей группы по разработке проекта государственной программы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011-2020 гг.», который вышел еще 5 августа 2010 г. Но результатов этой работы не видно и поныне [11].

Если в Канаде уже третий год идет реализация мер по реализации Северной Стратегии, основная цель которого - комплексное развитие канадских территорий и народов Севера, то в России решение проблемы Севера находится на начальном этапе, а именно на стадии концептуального осознания того, что северные районы необходимо развивать для устойчивого роста всей страны.

И все же можно отметить, что последние инициативы организаций коренных малочисленных народов в Хабаровском крае и на Сахалине, поддержанные региональными правительствами, а именно в части закрепления за коренными народами территорий традиционного природопользования и хозяйствования, обеспечения участия аборигенов в деятельности крупнейших корпораций, осваивающих нефтяные и газовые месторождения, можно отметить, что и в Российской Федерации постепенно приступают к реализации концептуального понимания того, что северные районы необходимо развивать не в качестве сырьевой базы страны, а как уникального региона, от которого зависит благополучие страны и который обеспечивает суверенитет государства на Севере, Арктике и Дальнем Востоке.

Литература

1. Боун, Р.М. География Канадского Севера / Р.М. Боун. - Oxford University Press, 1992. - 218 с.

2. Правительство территории Нунавут [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. -URL: http: // www.gov.nu.ca (дата обращения: 28.08.2013).

3. Руководство по Нунавуту. - Икалуит : Nortext Multimedia Inc., 1998. - 102 с.

4. Боун, Р.М. Региональная география Канады / Р.М. Боун. - Oxford University Press, 2000. - 507 с.

5. Боун, Р.М. География канадского Севера: вопросы и вызовы / Р.М. Боун. -Oxford University Press, 2009. - 352 с.

6. Проблема канадоведения в российских и зарубежных исследованиях : сборник статей. - Вып. 4. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 216 с.

7. Правительство Канады [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. - URL: http: // www.canada.gc.ca (дата обращения: 01.09.2013).

8. Гарант [Электронный ресурс] : [Информационно-правовой портал]. -URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 27.08.2013).

9. Подкомитет по делам Севера и малочисленных народов Комитета Совета Федерации Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. - URL: http://www.severcom.ru/law/item28-1.html (дата обращения: 02.09.2013).

10. Портал правовой информации [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. - URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.09.2013).

11. Министерство регионального развития Российской Федерации [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. - URL: http: //www.minregion.ru (дата обращения: 09.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.