Научная статья на тему 'Основные направления государственной поддержки развития промышленности в переходной экономике'

Основные направления государственной поддержки развития промышленности в переходной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / INDUSTRY / TRANSITIVE ECONOMY / STATE SUPPORT / REAL SECTOR OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупов Хуршеджон Махмуджонович

В годы реализации рыночных реформ по многим объективным и субъективным причинам промышленный сектор суверенного Таджикистана столкнулся с многими крупными проблемами, барьерами, сдерживающими его развитие. К ним, в частности, относятся: потеря поставщиков сырья и потребителей готовой продукции из-за распада единого союзного государства, непомерно высокие темпы инфляции, продолжительный рост уровня цен на сырье и энергоносители, нехватка электроэнергии, уход высококвалифицированных кадров из промышленности, резкое снижение производительности труда, некорректная реализация рыночных механизмов, в частности механизма приватизации, и многое другое. В таких условиях возрождение и развитие промышленности своими собственными силами крайне трудно, требуется мощная поддержка извне. Такую поддержку может осуществлять только государство с помощью различных рычагов управления. Автор статьи, глубоко анализируя современное состояние промышленности страны, сделал попытку определения основных направлений государственной поддержки промышленности в современных условиях Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Directions of State Support in Regard to Industrial Development in Transitive Economy

In the years of effectuation of market reforms due to many objective and subjective reasons the industrial sector of sovereign Tajikistan confronted with a great deal of big problems, barriers impeding its development. In particular here refer the following ones: loss of raw stuffs suppliers; extremely high tempos of inflation; prolonged rise of prices for raw stuffs and power vehicles; lack of electric energy; loss of consumers because of the USSR collapse; departure of qualified human resources from industries; steep decline of labour productivity; incorrect realization of market mechanisms, those of privatization in particular, and a lot of others. Under such conditions revival and development of industry are impossible as the latter won't work due to a low potential of its own; outward aid being of acute urgency. Support can be carried out by the state only through divers levers of management. Deeply analyzing the today's plight of industry in the country the author of the article made an endeavour of determining principal streamlines in reference to state support in contemporary Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственной поддержки развития промышленности в переходной экономике»

Юсупов Хуршеджон Махмуджонович,

старший преподаватель, заведующий кафедрой технологии защиты информации ХГУ им. акад. Б. Гафурова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В современной рыночной экономике, как показывает мировой опыт, степень индустриализации страны может выступать мощной предпосылкой обеспечения устойчивых темпов экономического роста. В этом аспекте можно с уверенностью говорить, что все механизмы, направленные на регулирование деятельности промышленных предприятий, должны преследовать цель по их поддержке и стимулированию. Это, в первую очередь, касается государства как одного из основных субъектов, регулирующих промышленность наряду с другими секторами народного хозяйства страны. Его деятельность будет реализована на практике в первую очередь посредством успешно разработанной промышленной политики, направленной на создание благоприятного климата для эффективного функционирования предприятий и повышения эффективности производственной деятельности. В современных условиях развития мировой экономики, где процесс глобализации расширяется вглубь и вширь, где функционирование промышленных предприятий существенно либерализировалось, роль государства по созданию экономических условий существования еще больше возросла. Приведем пример, чтобы доказать отмеченное. Недавно разрозившийся в большинстве стран мира, особенно в развитых странах, финансовый кризис может стать наглядным примером. Все экономически развитые страны широко использовали методы государственного регулирования, особенно в период экономического спада и кризисов. Например, для поддержания экономики в США в 2008 - 2009 гг. допустили увеличение государственного долга. Даже в России для сохранения, развития и оказания поддержки отечественной промышленности был выбран селективный метод по оказанию государственной помощи. Говоря иначе, из всех промышленных предприятий страны были выделены базовые, составляющие основу российской индустрии промышленные предприятия, и всеми возможными способами они оказались под государственной опекой, и, тем самым, удалось смягчить последствия мирового финансового кризиса в России.

Необходимость и жизненная важность государственной поддержки особенно актуальна в странах переходного периода, в частности в Таджикистане. Это аргументируется следующими причинами:

- в первое десятилетие суверенитета, по сравнению с другими государствами постсоциалистического пространства, промышленность Таджикистана особенно

сильно пострадала. В большинстве отраслей промышленности спад производства составил 60-70%. Например, в легкой промышленности - 64,8 % (1, 20), обрабатывающей - 63,6% (2), машиностроении - 85,3% (1, 20), добывающей - 20,4 % (2) и т.д. Для того чтобы оправиться от такого удара, требуются долгие годы, ибо, согласно теории, приведенной в экономической литературе, порог спада производства, равный 50%, является абсолютно недопустимым. Говоря иначе, если в любой экономике спад превзойдет данный уровень, то разрушения в реальном секторе экономики приобретают необратимый характер и начинается деиндустриализация в полном смысле слова (3). Наша страна переступила этот порог в 1994 году (тогда спад составлял 55,4%), далее, в 1996 году, спад еще более углубился, что сделало процесс неуправляемым. Вследствие чего процесс оживления, начатый в 1997 и продолженный в последующие годы, не позволил нам преодолеть этот порог до 2002 года включительно. Только в 2003 году производство ВВП составило 52,7 % по сравнению с 1991 годом, что говорит о переходе от порогового значения всего на два пункта (7, 207). Отсюда вытекает, что в национальной экономике наблюдался процесс деиндустриализации экономики, означающий разрушение промышленных основ производства, переход к отсталой технике и технологии вследствие снижения производительности труда в обществе в целом. Это говорит о том, что промышленность Таджикистана, несмотря на позитивные сдвиги, наблюдаемые в последние годы, находится в таком состоянии, что ее самостоятельное оживление невозможно, а нужны внешние сопутствующие меры, в первую очередь стимулирующее воздействие государства, его поддержка и регулирование;

- особенность в проявлении кризиса в реальном секторе экономики страны. Об этом много написано в трудах таджикских ученых. Природа кризиса, охватившего экономику страны, в том числе промышленность как её важнейшую составную часть, резко отличается от обычных циклических кризисов в промышленно развитых странах (8, 38). Действительно, в развитых странах кризис проявлялся в форме перепроизводства, когда работающая на полную мощность промышленность не находила достаточного платежеспособного спроса. В это время природа трансформационного системного кризиса в Таджикистане была совершенно иной, то есть по природе это был кризис недопроизводства. Это проявлялось, в первую очередь, в недогрузке производственных мощностей промышленных предприятий, сокращении числа предприятий реального сектора экономики. Доказательством этому является то, что, по официальным данным, в среднем по стране уровень использования производственных мощностей в 2010 году составил около 28,6%. (2, 441). Это говорит о том, что в промышленном секторе экономики из 6 рабочих мест 3 пустуют. Работники, оставшиеся без работы, пополняют армию безработных, и происходит деградация, дисквалификация трудовых ресурсов. Пороговое значение использования производственных мощностей в экономической литературе не указано, однако, на наш взгляд, оно должно было быть в пределах 70-80%. Это объясняется тем, что при таком раскладе дел на действующих промышленных предприятиях более половины рабочих мест сохраняется, что не обостряет социальную напряженность в обществе;

- по оценкам специалистов, Таджикистан обладает уникальным природным потенциалом для развития энергетической и горнодобывающей промышленности. Это создает благоприятные предпосылки для наращивания масштабов индустриализации экономики страны, но используются они, по расчетам, едва ли не на 10-15 % своих возможностей. Такая тенденция в конечном итоге сдерживает экономическое развитие, что отражается в динамике темпов экономического роста. О природном потенциале ресурсов промышленности в отечественной экономической науке написано достаточно много. Здесь вкратце процитируем одно из них. В статье Ф.Ф. Одинаева и Ф.С. Обидова «Экономический потенциал гидроэнергетики Таджикистана и его состояние в посткризисный период» (6, 37) об этом было написано следующее: «Ресурсы гидроэнергетики Таджикистана уникальны. Таджикистан по их запасам занимает одно из первых мест в мире, но они сегодня используются только на 5%. По гидроэнергопотенциалу на душу населения (87,8 тыс. кВт. ч. в год/чел.) Таджикистан занимает второе место, а по потенциальным запасам гидроэнергии на один квадратный километр территории (3682,7 тыс. кВт.ч. в год/км2), - первое место в мире, намного опережая другие страны. Общие годовые потенциальные ресурсы гидроэнергии в республике составляют 527 млрд. кВт.ч. Энергетика Таджикистана, основу которой на 95 и более процентов составляет гидроэнергетика, отличается очень высокой рентабельностью. Себестоимость электроэнергии в республике, с учетом всего цикла производства, транспортировки и распределения, не превышает 0,8 цента/кВт.ч. Поэтому гидроэлектроэнергия Таджикистана является исключительно конкурентоспособной на общем рынке, и выход на него становится для республики одной из наиболее приоритетных задач». В этом плане в отечественной экономике на текущем этапе развития предпринимаются серьезные шаги. Благодаря усилиям Правительства и лично Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона строятся Рогунская ГЭС и Сангтудинская ГЭС - 2. По оценкам специалистов, с вводом Рогунской ГЭС выработка электроэнергии в Республике Таджикистан достигнет 31-33 млрд.кВт. час. При собственной потребности республики (приблизительно) в 23 - 25 млрд. кВт. час, избыток электроэнергии может составить примерно 8-10 млрд. кВт. час в год. Это позволит нашей стране превратиться в основного экспортера электроэнергии, и, тем самым, укрепить золотовалютный резерв страны, играющий существенную роль в укреплении экономической безопасности республики. Несмотря на это, следует подчеркнуть, что даже с завершением строительства Рогунской ГЭС будет использовано всего 8-10 % гидроэнергетического потенциала республики. На основе вышеотмеченного можно судить, что потенциал республики в плане развития ГЭС еще огромен и позволяет стране получать большие выгоды в плане обеспечения энергетической независимости страны.

Кроме ресурсов гидроэнергетики, в таджикской экономике в недостаточной степени ведутся работы по разведке и добыче таких важных полезных ископаемых, как нефть, газ и другие, и, само собой разумеется, организация таких работ должна осуществляться с непосредственным участием государства, начиная от выдачи разрешений, лицензий, до коммерческой реализации;

- можно утверждать, что объективная реальность современности Таджикистана

- это то, что на настоящем этапе развития происходит значительное сокращение национальной товаропроизводящей базы вследствие роста импортозависимости страны. Мы так привыкли к импортным товарам, что даже отвыкли производить, вследствие чего наша страна становится огромным рынком сбыта для других стран мира, имеющих стратегию захвата других национальных рынков. Таджикистан, как и другие, соседние страны переходного периода, имеет рынок, чрезвычайно удобный для тех, кто хочет просто продавать свою продукцию, поскольку здесь можно продать любую продукцию, не отвечающую мировым стандартам по качеству и даже наносящую вред здоровью человека, но низкую по цене. Это происходит отчасти от того, что адекватная политика по защите прав потребителей также не реализуется на должном уровне. Такая постановка дела в деятельности перспективных отечественных промышленных предприятий обернется появлением еще одной проблемы. Говоря иначе, происходит нарушение процесса продвижения собственной, местной продукции на внутренний рынок. По цепной реакции, если отечественный товаропроизводитель не продает свой товар, он не может заплатить деньги работникам, а те, в свою очередь, не могут покупать товары других отечественных производителей, и т.д. Не платятся налоги государству, растут долги, не пополняются пенсионный и другие социальные фонды, не выплачиваются пенсии, пособия, усиливаются социальная напряженность и экономическая нестабильность;

- другая предпосылка, требующая активной государственной поддержки, заключается в том, что в годы реализации рыночных реформ наметились чрезвычайно неблагоприятные для развития экономики тенденции, усилилась незаинтересованность банковской сферы в кредитовании промышленности. Коммерческие банки предпочитают выдавать в основном, краткосрочные кредиты, а доля долгосрочных составляют крайне низкие величины. Эту точку зрения, на наш взгляд, подтверждают и данные, характеризующие структуру кредитных средств по срокам вложений (таблица 1).

Таблица 1.

Структура кредитных вложений банков в экономику по срокам

Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Всего ссуд 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

В том числе:

-краткосрочные 89,8 94,0 96,3 93,5 76,5 80,6 81,8 83,7 90,4 92,4 68,9

-долгосрочные 10,2 6,0 3,7 6,5 23,5 19,4 18,2 8,6 9,6 7,6 31,1

Из таблицы (5, 245) видно, что структура вложения кредитных средств требует совершенствования. Как видно, на данном этапе развития страны в структуре кредитных вложений наибольший удельный вес занимают краткосрочные кредиты. Например, с 2000 по 2003г их уровень был очень близок к ста (свыше

96%). Тенденция высокого уровня краткосрочных кредитов сохранилась и в последующие годы. Эта величина в 2004 году незначительно уменьшилась (76,5%), но в 2009 году опять выросла до 92,4%. Это свидетельствует о доминирующей позиции краткосрочных кредитов в общей структуре ссуд. Отсюда можно сделать вывод: во-первых, чтобы обеспечить быстрый оборот капиталов, в погоне за прибылью банки предпочитают краткосрочные проекты, во-вторых, они не хотят рисковать потерей денег, поскольку у них нет уверенности в возрождении производственного сектора из-за некредитоспособности клиентов. В то время, когда для возрождения промышленности нужны именно долгосрочные кредиты, для исправления такого положения дел в денежно - кредитную систему может вмешиваться только государство, выступая гарантом или посредством проведения монетарной политики;

- низкая конкурентоспособность отечественных промышленных предприятий. Это объясняется двумя причинами: первая - по сравнению с иностранными производителями отечественные предприятия импортируют сырье и материалы по более высокой цене (ценовая неконкурентоспособность); вторая - отсталость в технике и технологии, отсутствие кадров и соответствующих технологических навыков (неконкурентоспособность по качеству). Вследствие всего этого и без того узкие возможности отечественных предприятий по налаживанию процесса расширенного воспроизводства еще больше сужаются. Ситуация усугубляется еще и тем, что из-за нехватки оборотных средств и низкой эффективности производства отечественной продукции, связанной с ее высокой себестоимостью, предприятия не имеют возможности вкладывать инвестиции в производство новой продукции. В этом аспекте решение этой задачи можно решить только посредством господдержки;

- нехватка профессиональных менеджеров-промышленников, умеющих создавать коллективы, имеющих опыт управления в условиях рыночной экономики. И это самая сложная проблема, которая не решена до сих пор. Принятые в последние годы Правительством и Министерством образования республики радикальные меры по улучшению дел в этом плане (создание технических и технологических вузов, открытие филиалов МГУ им. Ломоносова в г. Душанбе и т.д.), пока ожидаемых эффектов не дали. Это закономерно, поскольку на это уходят десятилетия.

Кроме этого, в аспекте подготовки кадров и их расстановки в реальном секторе экономики определенное отрицательное влияние имеет и низкая оплата труда. По этому поводу таджикский ученый совершенно справедливо написал следующее: «Стратегия развития промышленности в Таджикистане в ближайшей и более отдаленной перспективе должна ориентироваться также на эффективное использование квалифицированной рабочей силы. Для этого нужно не только создать новые рабочие места, но и в корне изменить государственную политику относительно достойной оплаты труда работников, соответствующей условиям рыночной экономики. Оплата труда должна покрывать не только стоимость минимальной потребительской корзины, но и затраты, связанные с обучением, охраной и поддержанием здоровья, жилищно-коммунальными и культурнопросветительными услугами, оплатой налогов и другими затратами, приходящимися на самого работника и членов семьи, находящихся на его иждивении. При рыночной

экономике все товары и услуги население покупает по рыночным ценам, поэтому и оплата труда должна быть соответствующей. Она должна стать важнейшим экономическим стимулом к производительному, эффективному труду и главным условием для возвращения на родину трудовых мигрантов, квалифицированных специалистов и рабочих. Только при повышении заинтересованности к труду можно поднять экономику страны и, в первую очередь промышленность. Других путей нет» (4). Действительно, с данным мнением нельзя не согласиться, так как, не создав нормальной материальной заинтересованности работников, в ближайшем будущем ожидать прогресса весьма трудно. Разумеется, что укрепление экономики, устоев общества во многом зависит от качества трудовых ресурсов, так как в любом обществе двигателем прогресса считается человек, то есть трудовые ресурсы;

- следующая предпосылка, доказывающая необходимость государственной поддержки реального сектора - это то, что в годы реализации рыночных реформ смена собственников промышленных предприятий Таджикистана в краткосрочной перспективе не привела к повышению эффективности их функционирования. В официальных статистических источниках не подтверждается идея о том, что новые собственники, жертвуя своей краткосрочной выгодой, сосредоточили свои усилия на выработке стратегии долгосрочного развития. Одним словом, появившиеся в начале 90-х годов самостоятельные хозяйственные единицы, основанные на негосударственной собственности, вместо того чтобы наращивать объем производства, произвели разбазаривание, хищение и раздачу накопленного десятилетиями производственно-ресурсного потенциала страны почти в массовом масштабе. В итоге весьма успешно функционировавшие ранее промышленные предприятия были охвачены кризисом стагнации.

Таким образом, резюмируя вышеотмеченное, следует подчеркнуть, что в сложившейся обстановке в промышленном секторе экономики страны возникает насущная необходимость государственной поддержки промышленных предприятий для достижения конечного положительного результата, а значит, и создания эффективного общественного производства. Государственная поддержка необходима по многим направлениям, что должно отражаться в разрабатываемой промышленной или других формах экономической политики государства.

При разработке и реализации экономический политики по развитию промышленности страны необходимо учитывать современные тенденции в мировой экономике. На данном этапе развития мировой цивилизации в развитии промышленности особым фактором выступает научно-технический прогресс, иначе говоря, успех любой формы промышленного производства основывается на степени внедрения достижений науки и техники, а также постоянного внедрения инноваций в производственный процесс. Единственно верное и последовательное решение в повышении конкурентоспособности и эффективности отечественного промышленного производства лежит в развитии отраслей промышленности, ориентированных на использование местного сырья и выпускающих готовую продукцию, а также определяющих научно - технический прогресс (наукоемких производств).

Исходя из этого, основные меры государственной поддержки по обеспечению экономического развития промышленности в современных условиях должны охватить следующие направления:

- при разработке, а также реализации промышленной политики должны быть учтены рыночные механизмы «спрос-предложение», а также методы государственного регулирования основных пропорций промышленного производства и развития ее приоритетных направлений (применение метода индикативного планирования) для определения внутренних потребностей и экспорта промышленных товаров;

- содействие государства при формировании и определении перспективы развития промышленного комплекса через прямую поддержку приоритетных отраслей и товаров и созданию экономических механизмов, стимулирующих их производство и реализацию;

- активизацию внешнеэкономических связей государства в контексте обеспечения превышения вывоза (экспорта) над ввозом (импортом) и положительного сальдо внешнеторговой деятельности в сфере обрабатывающей промышленности;

- полное освобождение от налогообложения производственных инвестиций, приростов объемов реализованной товарной продукции в натуральном выражении, полученных в результате оживления промышленности или увеличения экспорта в текущем году;

- обеспечение доступности кредита. Для этого, на наш взгляд, существенное значение имеет снижение банковской процентной ставки на кредиты, направляемые на инвестиционно - производственные цели (до 10-15 % годовых) на период реализации инвестиционной программы. Для доступности кредита достаточно, чтобы условия его погашения соответствовали реальной экономической ситуации, то есть процентные ставки должны быть ниже уровня рентабельности производства. В настоящее время все наоборот: проценты банковского кредита выше, чем рентабельность промышленных предприятий;

- укрепление внутреннего рынка путем развития межрегиональных экономических связей и интеграции с республиками СНГ, для чего дипломатическому корпусу государства в разработке своей стратегии наряду с политическими целями следует учитывать экономическое благополучие субъектов экономики;

- размещение государственного заказа для промышленных фирм и предприятий и осуществление опеки над производственными комплексами, находящимися в состоянии кризиса и выпускающими импортозамещающую или экспортноориентированную продукцию;

- стимулирование предпринимательской и производственной деятельности через использование механизма конкурсного размещения государственного заказа. При выдаче крупных государственных или городских заказов соответствующие органы должны требовать не своего участия в данном проекте, как это часто происходит в настоящее время, а сертификации условий производства и управления;

- государственное финансирование НИОКР, технических проектов и программ. При этом основное внимание следует обратить на обеспечение возвратности средств;

- создание благоприятного инвестиционного климата. Для этого требуется принятие законодательных актов, определяющих государственные гарантии и защиту инвесторов, степень ответственности за реализацию проектов. Государственная инвестиционная политика должна обеспечивать не только привлечение капитала, но и его целевое использование в стратегически важных направлениях развития. Таких направлений на текущем этапе два: структурная перестройка существующих производств в новые; инвестиции в приоритетные научные проекты и создание условий для привлечения в дальнейшем частного капитала;

- изучение передового мирового опыта в оказании содействия интеграционным процессам в промышленности;

- государственная поддержка отечественного товаропроизводителя не только на внутреннем, но и на внешнем рынках;

- совершенствование институциональных преобразований, укрепление прав собственности, направленных на повышение инвестиционной привлекательности промышленности, в том числе для иностранных инвесторов.

Все отмеченное играет особую роль в экономике переходного периода и поэтому должно занять центральное место в деятельности органов власти.

Список использованной литературы:

1. Промышленность Республики Таджикистан. Статистический ежегодник. -Душанбе, 2011.

2. Таджикистан: 20 лет государственной независимости. Статистический

ежегодник. -Душанбе, 2011.

3. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая

безопасность./ В.И. Волков и др; под общ.ред. В. И. Лисова; Федер. служба налоговой полиции РФ; Акад. налог. полиции. -М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. - С.458.

4. Хоналиев Н. Х., Кудусова Х.Х., Халикова М.Р. Промышленность Таджикистана: состояние, проблемы и темпы развития.// Экономика Таджикистана: стратегия развития. -2004.- № 01, -С.62-81.

5. Финансы Таджикистана: 20 лет государственной независимости.

Статистический ежегодник. - Душанбе, 2011.

6. Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе, 2011.

7. Таджикистан - 15-лет государственной независимости. Статистический ежегодник: -Душанбе, 2006, -С.207.

8. Абдугаффаров А., Ризокулов Т.Р. Курси назарияи и^тисодо.-Худжанд: Нури маърифат, С.38.

Х.М. Юсупов

Основные направления государственной поддержки развития промышленности в переходной экономике Ключевые слова: промышленность, переходная экономика, государственная поддержка, реальный сектор экономики.

В годы реализации рыночных реформ по многим объективным и субъективным причинам промышленный сектор суверенного Таджикистана столкнулся с многими крупными проблемами, барьерами, сдерживающими его развитие. К ним, в частности, относятся: потеря поставщиков сырья и потребителей готовой продукции из-за распада единого союзного государства, непомерно высокие темпы инфляции, продолжительный рост уровня цен на сырье и энергоносители, нехватка электроэнергии, уход высококвалифицированных кадров из промышленности, резкое снижение производительности труда, некорректная реализация рыночных механизмов, в частности механизма приватизации, и многое другое. В таких условиях возрождение и развитие промышленности своими собственными силами крайне трудно, требуется мощная поддержка извне. Такую поддержку может осуществлять только государство с помощью различных рычагов управления.

Автор статьи, глубоко анализируя современное состояние промышленности страны, сделал попытку определения основных направлений государственной поддержки промышленности в современных условиях Таджикистана.

Kh.M. Yusupov

Basic Directions of State Support in Regard to Industrial Development in Transitive

Economy

Key words: industry, transitive economy, state support, real sector of economy

In the years of effectuation of market reforms due to many objective and subjective reasons the industrial sector of sovereign Tajikistan confronted with a great deal of big problems, barriers impeding its development. In particular here refer the following ones: loss of raw stuffs suppliers; extremely high tempos of inflation; prolonged rise of prices for raw stuffs and power vehicles; lack of electric energy; loss of consumers because of the USSR collapse; departure of qualified human resources from industries; steep decline of labour productivity; incorrect realization of market mechanisms, those ofprivatization in particular, and a lot of others. Under such conditions revival and development of industry are impossible as the latter won't work due to a low potential of its own; outward aid being of acute urgency. Support can be carried out by the state only through divers levers of management.

Deeply analyzing the today's plight of industry in the country the author of the article made an endeavour of determining principal streamlines in reference to state support in contemporary Tajikistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.