Научная статья на тему 'Основные направления формирования единого образовательного пространства в рамках Евразийского экономического союза'

Основные направления формирования единого образовательного пространства в рамках Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1380
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EUROASIAN ECONOMIC UNION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ECONOMIC INTEGRATION / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMON EDUCATION SPACE / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / LEGISLATIVE BASE / СБЛИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / CONVERGENCE OF EDUCATIONAL PROGRAMS / МЕЖВУЗОВСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERUNIVERSITY COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манахов Сергей Владимирович, Зуев Валерий Михайлович

В статье, подготовленной в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 2014/162, рассмотрены проблемы и определены перспективы создания и развития единого образовательного пространства на территории государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), рассматриваемого авторами в качестве важной обеспечивающей составляющей экономической интеграции на постсоветском пространстве. С позиции учета зарубежного опыта, а также имеющихся элементов образовательной интеграции в рамках таких объединений, как ЕврАзЭс, ШОС, СНГ, выделены основные направления интеграционного взаимодействия в сфере образования стран ЕАЭС, сделан вывод, что их реализация требует принятия единой программы действий, одобренной национальными правительствами, создания специально наднационального органа, осуществляющего координацию действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF FORMATION OF COMMON EDUCATION SPACE WITHIN THE EUROASIAN ECONOMIC UNION

The article, prepared within performance of the state task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 2014/162, considers the issues and defines the prospects of creation and development of the common education space in the territory of the member states of the Euroasian economic union (EEU), considered by the authors as the important component of economic integration in the former Soviet Union. From the perspective of foreign accounting, as well as the available elements of educational integration within such associations as the EurAsEC, SCO, CIS, the main directions of integration interaction in education of the countries of EEU are marked out, the conclusion is drawn that their realization requires adoption of the uniform action program, approved by the national governments, as well as creation of the specific supranational body, effecting coordination of actions.

Текст научной работы на тему «Основные направления формирования единого образовательного пространства в рамках Евразийского экономического союза»

УДК 339.9

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА1

С.В. Манахов, В.М. Зуев

Российский экономический университет имени ГВ. Плеханова E-mail: Manakhov.SV@rea.ru, Zuev.VM@rea.ru

В статье, подготовленной в рамках выполнения государственного задания Ми-нобрнауки России № 2014/162, рассмотрены проблемы и определены перспективы создания и развития единого образовательного пространства на территории государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), рассматриваемого авторами в качестве важной обеспечивающей составляющей экономической интеграции на постсоветском пространстве. С позиции учета зарубежного опыта, а также имеющихся элементов образовательной интеграции в рамках таких объединений, как ЕврАзЭс, ШОС, СНГ, выделены основные направления интеграционного взаимодействия в сфере образования стран ЕАЭС, сделан вывод, что их реализация требует принятия единой программы действий, одобренной национальными правительствами, создания специально наднационального органа, осуществляющего координацию действий.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, экономическая интеграция, единое образовательное пространство, законодательная база, сближение образовательных программ, межвузовское сотрудничество.

MAIN DIRECTIONS OF FORMATION OF COMMON EDUCATION SPACE WITHIN THE EUROASIAN ECONOMIC UNION

S.V. Manahov, V.M. Zuev

Plekhanov Russian University of Economics E-mail: Manakhov.SV@rea.ru, Zuev.VM@rea.ru

The article, prepared within performance of the state task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 2014/162, considers the issues and defines the prospects of creation and development of the common education space in the territory of the member states of the Euroasian economic union (EEU), considered by the authors as the important component of economic integration in the former Soviet Union. From the perspective of foreign accounting, as well as the available elements of educational integration within such associations as the EurAsEC, SCO, CIS, the main directions of integration interaction in education of the countries of EEU are marked out, the conclusion is drawn that their realization requires adoption of the uniform action program, approved by the national governments, as well as creation of the specific supranational body, effecting coordination of actions.

Keywords: Euroasian Economic Union, economic integration, common education space, legislative base, convergence of educational programs, interuniversity cooperation.

1 Статья, подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 2014/162.

© Манахов С.В., Зуев В.М., 2016

Развитие процессов разностороннего взаимодействия государств, углубления межгосударственного сотрудничества является характерным признаком международных отношений на современном этапе. Основа этих процессов, прежде всего, - реализация экономических интересов государств. Как показал опыт Европейского союза, экономическая интеграция последовательно приводит к необходимости определенной унификации кадрового обеспечения данного процесса и соответственно сближения национальных систем профессионального образования. Так, в рамках Евро-интеграции решать данные задачи был призван интеграционный проект, получивший известность под названием Болонский процесс.

Процессы межгосударственной образовательной интеграции имеют место и в других регионах мира. К примеру, в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) реализованы следующие интеграционные инициативы в сфере высшего образования: 1) предложена и разработана широкая сеть программ в сфере продвижения идеи гармонизации национальных систем образования, и как следствие, формирования общего образовательного пространства; 2) подписан ряд официальных деклараций государствами-участницами АСЕАН; 3) учрежден Совет министров образования государств Юго-Восточной Азии [10].

Таким образом, образовательный аспект сотрудничества является важной, обеспечивающей составляющей межгосударственной интеграционной политики вне зависимости от региона ее осуществления.

В полной мере это относится и к задаче формирования единого образовательного пространства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) -международной организации региональной экономической интеграции государствами-членами которого являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Как следует из официальных документов2 ЕАЭС данная международная организация создана в целях обеспечения «условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов; всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики» (ст. 4 Договора).

Очевидно, что содержательное решение кадровых проблем в рамках Евразийского экономического союза можно получить путем создания на его территории единого образовательного пространства. Необходимо сразу уточнить, что в Договоре о ЕАЭС нет конкретных положений в части такой наднациональной системы. В данном основообразующем документе образовательная проблематика затрагивается только в одной статье, регламентирующей взаимное признание документов об образовании и то за исключением некоторых специальностей (медики, фармацевты, педагоги и юристы) (ст. 9773). Необходимое правовое обеспечение процессов создания и функционирования единого образовательного пространства ЕАЭС пока еще не сформировано.

2 Договор о Евразийском экономическом союзе подписан в г. Астане 29.05.2014 г., вступил в силу с 01.01.2015 г.

Для того чтобы определить перспективы формирования единого образовательного пространства ЕАЭС, установить направления его создания и развития, прежде всего необходимо определиться, что представляет собой данное социумное образование, какие составляющие включает.

Обращаясь к опыту Европейского союза, отметим, что при создании в рамках Болонского процесса единого Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) участники этой системы исходили из его понимания как принципа «государственной и международной политики в сфере образования и его организации в исторически, экономически, религиозно, национально и политически разнородных территориях (или государствах), предполагающего следующие направления действий:

- выработку единой стратегии развития,

- создание единой информационной системы,

- координацию финансов, прав, нормативных и содержательных основ,

- создание общего рынка для перемещения рабочей силы,

- выработку единых правил приема в учебные заведения,

- межгосударственную конвертируемость дипломов и аттестатов,

- единообразие содержания образования, условий продолжения или получения образования или работы при переезде из одной страны в другую» [1, с. 127].

Задача формирования единого (общего) образовательного пространства ставилась и в процессе интеграционных процессов на постсоветском пространстве под эгидой Содружества Независимых Государств (СНГ). В частности, принятый в конце 2006 г. Модельный образовательный кодекс для государств-участников Содружества Независимых Государств (общая часть)3 содержит развернутую трактовку рассматриваемого феномена. В соответствии с Кодексом, «Единое (общее) образовательное пространство Содружества Независимых Государств - это пространство, характеризуемое: 1) общностью принципов государственной политики в сфере образования, 2) согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, уровней образования, нормативных сроков обучения на каждом уровне, положений и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, 3) равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в государственном и муниципальном образовательном учреждении на территории государств-участников СНГ» (ст. 1).

Таким образом, формирование общего образовательного пространства ЕАЭС необходимо рассматривать не только в разрезе развития отношений, составленного в рамках этого объединения, но и с позиции учета имеющихся элементов образовательной интеграции в рамках таких объединений, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), Содружество Независимых Государств (СНГ).

С учетом сказанного, одним из ключевых направлений формирования единого образовательного пространства ЕАЭС является создание и разви-

3 Принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 г. Постановлением 27-12 на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

тие необходимой нормативной правовой базы, регламентирующей процессы интеграционного взаимодействия в сфере образования именно в рамках ЕАЭС.

Как уже упоминалось, системообразующие положения в данной области были определены в рамках СНГ, ЕврАзЭс, Таможенного союза. Еще в 2000-х гг. в рамках СНГ был подписан целый ряд упомянутых рамочных соглашений, направленных на создание единой образовательной системы, среди них: соглашение о сотрудничестве в области образования в целях реализации согласованной политики в образовательной сфере, подписаны Концепция и Соглашение о сотрудничестве по формированию единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств, модельный закон «Об образовании» и некоторые другие законодательные акты. Кроме того, 31 мая 2001 г на заседании Совета министров иностранных дел СНГ были утверждены типовые проекты соглашений: о координации усилий в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации учебных заведений и о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений на территории государств-участников СНГ [3]. Тогда же в странах-участниках были приняты первые рамочные законы, регламентирующие образовательное сотрудничество на национальном уровне. Таким образом, нормативная правовая основа для создания подобного пространства уже во многом существует.

Дальнейшие процессы интеграции в рамках ЕврАзЭс, Таможенного союза в свою очередь стали основой для заключения ряда межправительственных соглашений в области образования в рамках этих организаций. Важным этапом в процессе формирования общего образовательного пространства в рамках ЕврАзЭс стал «Договор между Республиками Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях», ратифицированный Федеральным законом РФ от 21.05.1996 г № 44-ФЗ.

Существенной вехой стало подписание 24 ноября 1998 г. правительствами России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии «Соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях». В 2002 г. на основе протокола о внесении изменений и дополнений к данному Соглашению присоединился Таджикистан.

Однако следует иметь в виду, что перечисленные выше нормативные акты и межправительственные соглашения в рамках ЕАЭС могут быть применены лишь по определенному кругу вопросов, так как создавались в рамках других интеграционных объединений, в других геополитических реалиях. Кроме того, четыре из пяти стран ЕАЭС (Россия, Казахстан, Армения и Беларусь) являются участницами Болонского процесса. На данный момент в Болонский процесс из стран ЕАЭС не входит только Кыргыстан. Россия вошла в него в 2003 г., Армения - в 2005, Казахстан подключился в 2010, Беларусь - в 2015 г. (на особых условиях) и в большинстве своем осуществили или начали осуществлять соответствующие реформы в сфере образования, корректировали законодательные основы в целях интеграции с европейским образовательным пространством. Все это диктует необходимость корректировки некоторых ранее заключенных договоренностей (СНГ, ЕврАзЭс ШОС), создания и дальнейшего развития нормативной пра-

вовой базы, обеспечивающей формирование единого образовательного пространства именно в рамках нового Союза - ЕАЭС.

Другим важным направлением в рамках процесса создания единого образовательного пространства ЕАЭС является движение в сторону сближения образовательных программ вузов стран-участников.

Необходимо отметить, что в течение последних 20-25 лет все бывшие советские республики, имевшие ранее общую систему образования, осуществили значительные трансформации советской образовательной модели по большинству ее элементов. Произведенные изменения в области образования стали естественным продолжением общей совокупности социально-экономических преобразований в этих странах, ответом на меняющиеся реалии общественной жизни, политических установок, запросов со стороны всех секторов национальной экономики.

При возвращении к тренду интеграции в рамках ЕАЭС вновь стала востребована идея выработки единых подходов к формированию и реализации образовательных программ и стандартов, решения актуальных проблем с одновременным учетом национальных особенностей и стратегий развития, вошедших в Союз стран [3].

При имеющихся различиях в странах ЕАЭС в содержании и сроках обучения на различных уровнях образования данному процессу способствуют следующие общие характеристики стран ЕАЭС:

- единое построение системы образования в советский период,

- сохранившееся, хоть и в меньших масштабах, использование русского языка, в том числе и при обучении;

- схожие проблемы, связанные с переходом к уровневой системе;

- общие проблемы увязки старой системы подготовки научно-педагогических кадров (предполагающей наличие кандидатов и докторов наук) с новой системой (включающей подготовку магистров и докторов - PhD);

- развитие негосударственного сектора образования;

- потребность в развитии и совершенствовании форм международного и межвузовского сотрудничества в сфере образования и т.д.

Одной из общих целей единого образовательного пространства должна стать ориентированность на достижение схожего по качественным характеристикам конечного продукта, т.е. качественного уровня подготовки выпускников вузов.

Согласование образовательных программ в ЕАЭС необходимо не только в целях общего повышения качества. Нужно это и в целях расширения доступа к образованию: усиливается академическая мобильность абитуриентов, которые смогут обучаться в избираемых ими вузах других стран. При этом получение образования на пространстве ЕАЭС обойдется гораздо дешевле, чем в дальнем зарубежье. Не меньший импульс получает и трудовая мобильность: в любой стране ЕАЭС становятся едиными квалификационные документы.

Еще одним конкретным направлением формирования единого образовательного пространства должно быть развитие межвузовского сотрудничества.

При становлении общего образовательного пространства неизменно приобретает актуальность проблема, определенная как интеграция дея-

тельности отдельных субъектов образовательных систем: школ, колледжей, вузов, центров повышения квалификаций и др. Высокая роль вузов, особенно университетов, в развитии современного общества определяет межвузовское сотрудничество как одно из ключевых направлений (факторов) развития общего образовательного пространства ЕАЭС.

Для взаимодействия вузов в рамках ЕАЭС имеются значительные базовые условия. На территории Союза по состоянию на 2014/15 учебный год (по Армении учтены данные за учебный 2011/12 год) действовало 1251 высшее учебное заведение с контингентом обучающихся 6358 тыс. чел. и численностью преподавателей 398,9 тыс. чел. (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Число учреждений высшего образования в странах, вошедших в ЕАЭС, и численность студентов в них (на начало учебного года)4

Страна 2005/06 уч. год 2011/12 уч. год 2012/13 уч. год 2013/14 уч. год 2014/15 уч. год

Число учреждений, ед. Численность студентов, тыс. Число учреждений, ед. Численность студентов, тыс. Число учреждений, ед. Численность студентов, тыс. Число учреждений, ед. Численность студентов, тыс. Число учреждений, ед. Численность студентов, тыс.

Беларусь 55 383 55/54 446 54 429 54 395 54 363

Армения 89 98 68 95

Казахстан 181 776 146 629 139 572 128 527 126 477

Кыргызстан 51 231 53 239 54 232 55 223 53 214

Россия 1068 7065 1080 6490 1046 6074 969 5646 950 5209

Таблица 2

Численность ППС (штатный персонал) учреждений высшего образования в странах,

вошедших в ЕАЭС (тыс. чел.)

Страна 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Армения 8,6 8,3 8,4 8,8 9,1

Беларусь 22,9 23,6 24,1 24,5 24,7 24,6 23,9 23,3

Казахстан 43,4 37,8 39,2 39,6 40,5 41,2 41,6 40,3

Кыргызстан 13,5 13,0 12,7 12,1 12,8 12,6 14,1 13,1

Россия 358,9 378,7 377,8 356,8 348,2 341,6 319,3 313,1

Общее количество выпускников вузов всех стран ЕАЭС в последние годы колебалось в пределах 1,6-1,5 млн человек в год (табл. 3).

В учебном 2013/14 г. показатель количества обучающихся (студентов, курсантов, слушателей) в учреждениях высшего образования среди стран ЕАЭС в расчете на 10 тыс. человек населения имел наибольшее значение в Республике Беларусь - 417 чел., далее следовали Российская Федерация -393 чел. и Кыргызстан - 363 чел.

4 Табл. 1-3 составлены на основе данных [2, 5-9].

Таблица 3

Количество выпускников вузов по странам ЕАЭС (тыс. чел.)

Страна 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Армения 9,8 13,3 26,1 23,4 23,9 24,9

Беларусь 38,7 53,6 68,8 74,0 73,3 75,8 84,6 82,7 81,1

Казахстан 64,6 154,2 196,7 176,0 162,0 160,9 171,6 172,7 177,7

Кыргызстан 17,9 32,9 33,5 38,1 38,0 41,8 41,7 41,3 40,8

Россия 635,1 1151,6 1358,5 1442,3 1467,9 1442,9 1399 1291 1226,1

Уже в настоящее время больших масштабов достиг взаимный обмен студентами между странами ЕАЭС. Так, в 2012/13 учебном году в вузах Беларуси, Казахстана и России обучалось 60,5 тыс. студентов, прибывших из других государств-членов ЕАЭС, что на 42 % выше, чем за четыре года до этого [4, с. 193].

При том в вузах России в 2014/15 учебном году обучалось 78 587 студентов - граждан других стран ЕАЭС, что почти на 5 % больше, чем в 2013/14 г. (табл. 4).

Таблица 4

Численность студентов вузов - граждан стран ЕАЭС, обучающихся в России (чел.)5

Страна 2013/14 уч. год 2014/15 уч. год

По всем видам обучения В том числе очное Кроме того, численность студентов, обучающихся по международным соглашениям По всем видам обучения В том числе очное Кроме того, численность студентов, обучающихся по международным соглашениям

Армения 3264 1356 576 3372 1485 530

Беларусь 23849 3416 1206 17726 4007 701

Казахстан 44896 21894 1966 53824 26697 2145

Киргизия 3101 1937 1039 3665 2527 998

Важным направлением межвузовского сотрудничества является участие вузов в различных объединениях и ассоциациях, что значительно расширяет их возможности в решении многих вопросов в области реагирования на запросы экономик стран ЕАЭС. Одним из лучших примеров подобных объединений может служить Евразийская ассоциация университетов6, ко-

5 Составлено на основе данных [6].

6 Евразийская ассоциация университетов была создана на Учредительном съезде в 1989 г. как Ассоциация университетов СССР по инициативе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, поддержанной 20 крупнейшими университетами Советского Союза. В 1992 г. Ассоциация была преобразована в Евразийскую ассоциацию университетов. Евразийская ассоциация университетов - уникальная общественная организация на евразийском пространстве. Все 20 лет своей деятельности она осуществляет мероприятия, направленные на практическую реализацию идей евразийства в сфере образования и науки, сохранения и развития единого образовательного пространства и гуманитарного сотрудничества, на освоение мирового опыта реформирования высшего образования в конкретных условиях формирования новых государств на постсоветском пространстве. Обмен опытом, творческие дискуссии университетов на принципах уважения к опыту друг друга стали важным фактором прогресса образования и науки на евразийском пространстве и в мире.

торая в течение уже более чем 20 лет действует «с целью координации и организации совместной работы университетов в области совершенствования учебно-методической, научно-исследовательской и культурно-просветительской и общественной деятельности университетов Евроазиатского региона» [4].

Войдя в качестве составной части в определенное образовательное пространство, вуз получает целый ряд дополнительных преимуществ: возможность дополнительного расширения контингента обучающихся и соответственно объемов финансовых поступлений, обмен опытом и использование передовых зарубежных наработок и практик как в образовательной деятельности, так и при организации учебного процесса, дополнительное продвижение бренда вуза, повышение его узнаваемости. Наиболее эффективной формой межвузовского сотрудничества являются программы академических и научных обменов, стажировок, повышения квалификации сотрудников. Кроме того, межвузовское сотрудничество может развиваться и по пути совместного использования материальных активов, в виде центров коллективного пользования, лабораторий, технополисов, технопарков в целях осуществления совместных научных проектов, внедрения передовых разработок в производство.

Другим важным направлением укрепления межвузовского взаимодействия в частности и развития единого образовательного пространства в целом является информационное сотрудничество - создание единой, обновляемой базы данных, аккумулирующей приоритетные направления исследований, совокупность патентов, лицензий, других результатов интеллектуальной деятельности. Сотрудничество в данной сфере также возможно по пути создания и развития совместных электронных библиотек, прочих баз данных (например, экспертов с указанием их научных интересов и специализации).

Создание единого образовательного пространства ЕАЭС требует совместных скоординированных усилий всех стран-участников в первую очередь в рамках представленных направлений, единой программы действий, одобренной национальными правительствами, создания специально наднационального органа, осуществляющего координацию действий. Реализация всех перечисленных мероприятий на практике дело не простое, но крайне важное для всех стран ЕАЭС и поэтому вполне осуществимое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотренные материалы еще раз показывают не только высокую роль образования, наличия его единого пространства, в реализации интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, но и разносторонние позитивные моменты для развития образовательных систем каждой из стран-участников этого союза.

Литература

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000. 937 с.

2. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. М., 2014. 216 с.

3. Абдраимов Б.Ж. Межвузовское сотрудничество как ключевой фактор развития общего образовательного пространства: евразийское измерение // Информа-

ционно-аналитический центр: Лаборатория общественно-политического развития стран ближнего зарубежья. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ia-centr. ru/expert/4223/ (дата обращения: 28.12.20l5).

4. Устав Евразийской ассоциации университетов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eau-msu.ru/about (дата обращения: 28.12.2015).

5. Белорусское образование в контексте международных показателей: Аналитическое издание. Минск, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://old.edu.bsu.by/ sm.aspx?guid=1311473 (дата обращения: 28.12.2015).

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru (дата обращения: 28.12.2015).

7 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь (Белстат). [Электронный ресурс]. URL: http://belstat.gov.by/ (дата обращения: 28.12.2015).

8. Официальный сайт комитета по статистике Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: http://stat.gov.kz/ (дата обращения: 28.12.2015).

9. Официальный сайт Национального статистического комитета Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.kg/ (дата обращения: 28.12.2015).

10. Supachai Yavaprabhas, «ASEAN Higher Education Area», presentation at the World Conference on Higher Education: Facing Global and Local Challenges: the New Dynamics for Higher Education, 24-26 September 2008, Macao SAR, PR China. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unescobkk.org/fileadmin/user upload/ apeid/workshops/macao08/papers/l-p-1-3.pdf (дата обращения: 28.12.2015).

Bibliography

1. Bezrukova VS. Osnovy duhovnoj kul'tury. Jenciklopedicheskij slovar' pedagoga. Ekaterinburg: GOU VPO UGTU-UPI, 2000. 937 p.

2. Evrazijskij jekonomicheskij sojuz. Voprosy i otvety. Cifry i fakty. M., 2014. 216 p.

3. Abdraimov B.Zh. Mezhvuzovskoe sotrudnichestvo kak kljuchevoj faktor razvitija obshhego obrazovatel'nogo prostranstva: evrazijskoe izmerenie // Informacionno-analiticheskij centr: Laboratorija obshhestvenno-politicheskogo razvitija stran blizhnego zarubezh'ja. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.ia-centr.ru/expert/4223/ (data obrashhenija: 28.12.2015).

4. Ustav Evrazijskoj associacii universitetov. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.eau-msu.ru/about (data obrashhenija: 28.12.2015).

5. Belorusskoe obrazovanie v kontekste mezhdunarodnyh pokazatelej: Analiticheskoe izdanie. Minsk, 2013. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://old.edu.bsu.by/sm.aspx?guid= 1311473 (data obrashhenija: 28.12.2015).

6. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki (Rosstat). [Jelektronnyj resurs]. URL: www.gks.ru (data obrashhenija: 28.12.2015).

7. Oficial'nyj sajt Nacional'nogo statisticheskogo komiteta Respubliki Belarus' (Belstat). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://belstat.gov.by/ (data obrashhenija: 28.12.2015).

8. Oficial'nyj sajt komiteta po statistike Respubliki Kazahstan. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://stat.gov.kz/ (data obrashhenija: 28.12.2015).

9. Oficial'nyj sajt Nacional'nogo statisticheskogo komiteta Kyrgyzskoj Respubliki. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.stat.kg/ (data obrashhenija: 28.12.2015).

10. Supachai Yavaprabhas, «ASEAN Higher Education Area», presentation at the World Conference on Higher Education: Facing Global and Local Challenges: the New Dynamics for Higher Education, 24-26 September 2008, Macao SAR, PR China. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.unescobkk.org/fileadmin/user upload/apeid/ workshops/macao08/papers/l-p-1-3.pdf (data obrashhenija: 28.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.