Научная статья на тему 'Основные направления деятельности органов внутренних дел Кыргызской республики на современном этапе'

Основные направления деятельности органов внутренних дел Кыргызской республики на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Конгантиев М. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности органов внутренних дел Кыргызской республики на современном этапе»

^ >

V

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

М.Т. КОНГАНТИЕВ,

министр внутренних дел Кыргызской Республики

Узловым звеном в работе органов внутренних дел Кыргызской Республики по-преж-нему остается раскрытие и расследование преступлений. От того, как будет на местах реализована эта задача, зависит успех дальнейшей борьбы с преступностью, в том числе с организованными ее проявлениями, а значит, и подлинный авторитет милиции у населения.

Вместе с тем, несмотря на то что в 2007 г. раскрываемость преступлений по линии уголовного розыска повысилась на 4%, реального увеличения абсолютного количества раскрытых преступлений и уголовных дел, оконченных производством и направленных в суды, во всех регионах, за исключением города Бишкека, добиться не удалось.

По итогам года остались нераскрытыми более 7 тыс. преступлений, в том числе свыше 4700 тяжких и 220 особо тяжких.

В 2007 г. зарегистрировано 3 убийства с признаками «заказного» характера и 7 — с признаками криминальных разборок. Более половины из них приходится на органы внутренних дел города Бишкек и Чуйской области.

Остались нераскрытыми 41 убийство и 14 фактов причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, 16 разбоев, 12 изнасилований, практически каждый второй грабеж, в том числе 16 убийств в Чуйской области, 5 — в городе Бишкеке, 4 — в Иссык-Кульской

области, по 3 — в городе Ош и Джалал-Абадской области и 2 убийства в Таласской области.

Из 7173 нераскрытых преступлений 3396, или 47%, составляют кражи. Низкая эффективность принимаемых мер по раскрытию краж отмечается в городах Бишкек и Ош.

Несмотря на снижение количества преступлений, связанных с кражами скота, ущерб, причиненный владельцам скота, остается значительным и составил более 22 млн сомов, из которых возмещено только 37%. Остались нераскрытыми четверть краж скота, причем большинство их приходится на Чуй-скую, Иссык-Кульскую и Джа-лал-Абадскую области. Необходимо принять все меры для завершения следствия и возмещения ущерба по факту разбойного нападения в Таласской области, где было похищено 158 голов скота.

Продолжает иметь место практика отказа в возбуждении уголовных дел по заявлениям о пропаже скота, даже в случаях их необнаружения. Из 1478 заявлений и сообщений о краже и пропаже скота по 669, или 45 %, принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, из них 41 отменено прокурорами.

Так, в Нарынской области из 440 таких заявлений по 354 отказано в возбуждении уголовного дела, 17 из которых отменены прокурором. Аналогичное положение дел и в Иссык-Куль-ской области.

На протяжении 2007 г. всего разыскивалось 7610 преступников. Ростуголовныхдел, приостанавливаемых за розыском преступника, произошел по УВД Нарынской и Баткенской областей, ГУВД Бишкека и МВД. Разыскано более 5 тыс. лиц. В органах внутренних дел города Ош, Ошской, Таласской и Баткенской областях отмечаются наиболее низкие результаты розыска преступников. В то же время 55 разыскиваемых лиц, находясь в розыске, совершили новые преступления.

Во всех регионах республики требует активизации работа по розыску без вести пропавших и идентификации неопознанных трупов, так как на начало этого года количество граждан, судьба которых не установлена, составило 276 человек, не идентифицировано более 400 трупов.

Основными недостатками розыскной работы по-прежне-му остается недостаточное ресурсное обеспечение розыскной работы и слабое участие служб и подразделений ОВД в розыскных мероприятиях. Необходимо также совершенствовать правовую базу организации розыскной работы.

В частности, одной из приоритетных задач, которые ОВД не удается решить длительное время, остается повышение уровня агентурно-оперативной работы. Вследствие процессуальных новаций практически парализована деятельность

агентуры в ИБС, которая выступает стержнем в структуре источников оперативной информации. Необходимо активнее включать «компенсаторные» механизмы, активизировать процессы агентурного прикрытия по ключевым направлениям оперативно-служебной деятельности. Поиск доказательств вслепую, без опоры на достоверную оперативную информацию приводит к тому, что предъявленные обвинения снимаются еще до суда.

Указанное направление работы необходимо скорректировать, отказавшись от обезличенных валовых показателей, и учитывать только конкретные показатели пресечения деятельности наиболее крупных и устойчивых преступных формирований, привлекая их лидеров и участников к уголовной ответственности. В первую очередь это относится к тем преступным сообществам, которые длительное время практически безнаказанно совершают тяжкие преступления, легально вторгаясь в экономическую сферу, отмывая криминальные доходы, навязывая свои правила бизнесу и обществу, оказывая реальное влияние на отдельные сферы социально-экономической жизни регионов.

Разработка именно таких преступных формирований, проводимая в течение длительного времени, позволяющая раскрывать тяжкие преступления прошлых лет и очищающая регионы от криминального влияния, — основная задача подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Хочется подчеркнуть, что выявление и раскрытие преступлений, совершенных в составе групп, должны быть приоритетной задачей для всех без исключения подразделений МВД.

Использование в этой работе возможностей оперативно-тех-нических и поисковых подразделений показывает, что осуще-

-_ -

V

ствляемые ими мероприятия наряду с агентурным методом оказываются наиболее действенными инструментами получения упреждающей информации.

По данным ГСУ МВД, по-прежнему остается неудовлетворительной деятельность следственно-оперативных групп по осмотру мест происшествий, которые проводятся не более чем по 70% уголовных дел. Более чем в половине случаев на месте происшествия при осмотре не обнаруживаются и не изымаются какие-либо следы преступлений и улики, и только по половине изъятых вещественных доказательств назначены экспертизы. Неудовлетворительный сбор и закрепление необходимых доказательств на первоначальном этапе делает раскрытие преступлений бесперспективным уже на стадии возбуждения.

Несмотря на значительное снижение нагрузки по числу уголовных дел, направленных в судебные инстанции, существенного улучшения качества следствия не произошло. Для восполнения пробелов следствия органами прокуратуры и судами возвращено 451 уголовное дело, 74 обвиняемых оправданы.

Эффективность расследования уголовных дел остается низкой и в связи с отсутствием оперативно-розыскного сопровождения расследования уголовных дел. Все это приводит к утрате доказательной базы, добытой оперативным путем. Здесь следственным подразделениям, по нашему мнению, необходимо обеспечить контроль за участием следователей в работе на первоначальном этапе документирования преступной деятельности разрабатываемых лиц, а также принять меры по усилению взаимодействия с оперативными подразделениями по вопросам, связанным с подготовкой

оперативных материалов к реализации, возбуждением уголовных дел, оперативным сопровождением их расследования и качественной подготовке итоговых документов; по каждому факту прекращения уголовных дел проводить служебные проверки на предмет подтверждения законности и обоснованности принятых решений.

Неудовлетворительным остается состояние учетно-регис-трационной дисциплины. За год выявлено более 280 фактов нарушений учетно-регистрацион-ной дисциплины, в том числе 43 прямых укрытия преступлений от учета, 97 фактов — путем списания в дело, 75 — необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела. Такие факты выявлены во всех регионах республики, и они, прежде всего, связаны со слабым контролем со стороны руководителей УВД и внутриведомственных комиссий за этим участком служебной деятельности.

Более половины выявленных наркопреступлений составляют факты, по которым изъято наркотиков весом менее десяти граммов. Борьба с наркопреступностью не принесет ожидаемого эффекта без решения задачи по подрыву ее экономической базы. На этом направлении надлежит сосредоточить объединенные усилия подразделений по борьбе с наркобизнесом, должностными преступлениями, организованной преступностью, органов следствия совместно с финансовой полицией, таможенными органами, другими заинтересованными структурами.

Одновременно подразделениям милиции по обеспечению общественной безопасности следует активизировать деятельность по выявлению превентивных составов наркопреступлений, прежде всего фактов склонения к потреблению наркотиков, особенно несовершеннолетних,

незаконного культивирования наркотикосодержащих растений, содержания притонов для потребления наркотических средств, не оставляя без должного внимания и уличных распространителей наркотиков.

Несмотря на то что религиозный экстремизм финансируется и за счет незаконного оборота наркотиков, во всех случаях изъятия наркотиков в крупных размерах не отслежена их возможная связь. Недостаточная целенаправленная работа по пресечению каналов финансирования деятельности религиозных экстремистов и отсутствие борьбы с легализацией их преступных доходов способствуют росту фактов религиозно-экст-ремистской пропаганды.

Констатируется активизация религиозных эмиссаров в столице республики и в северных ее областях. Так, из 169 таких фактов 100 приходится на северный регион. При этом у приверженцев религиозно-экстремистских партий изымается не только пропагандистская литература, но и огнестрельное оружие, боеприпасы, наркотические средства.

Ежегодно увеличиваются миграционные потоки, в том числе и нелегальные. В 2007 г. выявлено 69 фактов незаконной миграции, 575 иностранных граждан выдворены за пределы республики за нарушения миграционного законодательства и правил пребывания. В отношении около 4 тыс. граждан других государств наложен денежный штраф за нарушение порядка пребывания в стране.

Наличие большого количества незаконных мигрантов и лиц с неопределенным правовым статусом негативно влияет на криминогенную обстановку.

За 2007 г. 157 иностранцев, в том числе 21 из дальнего зарубежья, совершили преступления. Зарегистрировано 60 преступле-

™ 1

V

ний, совершенных в отношении иностранцев, а также 34 факта торговли людьми.

Все перечисленное свидетельствует как о повышении эффективности по выявлению такого рода преступлений, так и о недостаточности принимаемых мер по обеспечению безопасности иностранных граждан.

Следует отметить, что во всех регионах республики данные по религиозному экстремизму, незаконной миграции и торговле людьми весьма приблизительны.

В обращении Президента Кыргызской Республики КС. Ба-киева к парламенту и правительству от 10 января 2008 г. была выдвинута задача по экономическому прорыву и улучшению инвестиционного климата, созданию необходимых условий для работы бизнес-структур и финансового оздоровления страны. В этом плане органами внутренних дел в истекшем году выявлено 1757должностных и экономических преступлений, в том числе свыше 300 фактов злоупотребления должностным положением и 190 фактов взяточничества.

В структуре экономических и должностных преступлений, выявленных подразделениями по борьбе с должностными преступлениями, удельный вес должностных преступлений составил чуть более 40%.

Задача освободить органы государственной власти и управления различного уровня от коррупционеров ставится перед ОВД не первый год. Недопустимо сводить работу по ее выполнению лишь к дальнейшему наращиванию «вала» изобличенных мелких мздоимцев. Основной путь решения данной проблемы видится в надежном агентурном прикрытии управленческих структур. В то же время Президент страны отмечает,

что государственное управление не избавилось от коррупционного давления, в то время как снижение коррупции во всех ветвях власти — важнейший фактор укрепления доверия к ней, повышения ее авторитета.

Таким образом, приоритетными в деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики сегодня можно назвать следующие направления.

Первое — совершенствование управления системой органов внутренних дел и внутренних войск.

Это относится прежде всего к центральному аппарату министерства. Необходимо в кратчайшие сроки отладить механизмы управления в новых условиях, начиная с переработки ведомственной нормативной правовой базы и заканчивая коренным улучшением информационно-аналитической деятельности на всех уровнях. Самое пристальное внимание следует уделить разработке и осуществлению мер по повышению степени влияния на территориальные органы, и в первую очередь за счет повышения качества проведения инспекторских и контрольных проверок — целевых выездов.

В условиях известного дефицита кадровых и материальных ресурсов совершенствование управления силами и средствами на всех уровнях системы МВД было и остается основным резервом улучшения конечных результатов оперативно-слу-жебной деятельности. Этому будет способствовать принятие нового закона об органах внутренних дел Кыргызской Республики, проект которого вносится на рассмотрение в Жогорку Кенеш. Качественные изменения должны произойти и в оптимизации механизма управленческой структуры МВД с приня-

тием нового положения о министерстве и положения о прохождении службы в органах внутренних дел. Эти документы уже внесены на рассмотрение правительства.

Второе — воссоздание системы общей и индивидуальной профилактики правонарушений. Профилактика преступности — комплексная задача как правоохранительных органов, так и общества в целом. Первые шаги уже делаются. Особое внимание уделяется развитию службы участковых инспекторов милиции — ключевой фигуре на данном направлении работы. В текущем году необходимо продолжать наращивать наши усилия, особенно в работе с несовершеннолетними.

Принимая системные меры по борьбе с преступностью, необходимо исходить из того, что генеральной линией на ближайшие годы будет создание и обеспечение функционирования общегосударственной системы профилактики правонарушений.

Необходимо повсеместно внедрять комплексную многоуровневую модель профилактики, подразумевающую использование возможностей государственных институтов, образовательных, социальных и медицинских учреждений, бизнес-сооб-щества и общественных организаций для предупреждения преступлений. Однако это лишь начало. Необходимо самым тщательным образом изучить возможности региона в создании надежной государственной системы профилактики преступности и встать во главе этого важного для кыргызстанского общества начинания. Министерством утверждена Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, в соответствии с которой все без исключения

-_ -

V

службы обязаны заниматься предупреждением преступности.

Следует целенаправленно вести работу с общественностью, средствами массовой информации, создавая не просто атмосферу неприятия противоправного поведения, но и формируя актив общественности, способный реально оказывать содействие в поддержании правопорядка. Необходимо также активизировать работу по восстановлению института внештатных сотрудников милиции и народных дружин. В ряде регионов эта работа уже ведется. Необходимо, чтобы она велась повсеместно.

Третье — перекрытие каналов финансирования организованной преступности, коррупции и экстремистских организаций. Подрыв их экономической основы и базы — это прежде всего выведение объектов экономики из-под влияния организованного криминалитета, пресечение каналов легализации преступных доходов, изъятие активов организованных групп и обращение этих активов в доход законных собственников.

Четвертое — совершенствование миграционного контроля и пресечение незаконной миграции. Поток иностранных граждан, в том числе и мигрантов, постоянно увеличивается. Большинство из нихявляются законопослушными людьми, но определенная часть, к сожалению не малая, оказывается не в ладах с законом, усугубляя и без того сложную криминальную ситуацию.

С учетом этого наведению порядка в этой сфере оказывается постоянное внимание на самом высоком уровне.

Пятое — совершенствование системы реагирования на обращения граждан и усиление обратной связи с населением. Главное сегодня — работать так, чтобы вернуть во многом утраченное доверие населения к орга-

нам внутренних дел, каждым своим действием восстанавливать справедливость и нарушенные права граждан, обеспечить подлинную общественную и личную безопасность соотечественников. Для этого необходимо сосредоточить внимание на полном и качественном выполнении требований, заложенных в Стратегии развития страны на период 2007—2010 гг. и Концепции реформирования органов внутренних дел до 2010 г. Прежде всего, надо серьезно поработать над главной целью Концепции — обеспечением надежной защиты граждан, их прав, собственности, интересов общества и государства от преступных посягательств, формированием в общественном сознании нового облика и имиджа сотрудника милиции. Особую роль здесь играет наращивание усилий по программе «Реформы в умах» самих сотрудников внутренних дел, предусматривающей отказ от форм силового воздействия в пользу профессионализма, уважения прав и свобод, партнерства с гражданским обществом.

Обеспечение законных прав граждан должно быть в числе главных приоритетов ОВД, что невозможно без должного внимания к вопросам законности и служебной дисциплины.

В этом направлении необходимо осуществить меры по улучшению воспитательной работы, повышению персональной ответственности руководителей всех уровней за состояние законности и дисциплины, организации индивидуальной воспитательной и профилактической работы с личным составом, направленной на понимание правоохранительной деятельности как функции социального обслуживания населения по защите прав и свобод граждан и укрепления доверия населения к органам внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.