Научная статья на тему 'Основные направления административной и аграрной политики в казачьих областях Северного Кавказа в начале ХХ в'

Основные направления административной и аграрной политики в казачьих областях Северного Кавказа в начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / КАЗАЧЬИ ОБЛАСТИ / КУБАНЬ / ТЕРЕК / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМЫ / ЦАРИЗМ / NORTHERN CAUCASUS / COSSACK REGIONS / KUBAN / TEREK / ADMINISTRATIVE POLICY / AGRARIAN POLICY / REFORMS / TSARISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матющенко Павел Петрович

В статье рассматриваются основные направления административной и аграрной политики российского царизма в казачьих областях (Кубанской и Терской) в 1905-1914 гг. Анализируется характер мероприятий в области организации власти и управления, рассматриваются аграрные реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF ADMINISTRATIVE AND AGRICULTURAL POLICY IN COSSACK REGIONS OF THE NORTHERN CAUCASUS AT THE BEGINNING OF XX CENTURY

The article considers the main directions of administrative and agrarian policy of tsarism in Cossack areas (Kuban and Terek) in 1905-1914. The nature of the activities in the field of power and control are Examined, the agrarian reforms are considered.

Текст научной работы на тему «Основные направления административной и аграрной политики в казачьих областях Северного Кавказа в начале ХХ в»

УДК 94(470.6) "19/...

Матющенко Павел Петрович

Matyuschenko Pavel Petrovich

кандидат исторических наук, доцент кафедры дореволюционной отечественной истории Кубанского государственного университета тел.: (918) 415-49-14

Candidate of history, associate professor of the chair of pre-revolutionary native history, Kuban State University tel.: (918) 415-49-14

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В КАЗАЧЬИХ ОБЛАСТЯХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В НАЧАЛЕ ХХ В.

MAIN DIRECTIONS OF ADMINISTRATIVE AND AGRICULTURAL POLICY IN COSSACK REGIONS OF THE NORTHERN CAUCASUS AT THE BEGINNING OF XX CENTURY

Аннотация:

The summary:

В статье рассматриваются основные направления административной и аграрной политики российского царизма в казачьих областях (Кубанской и Терской) в 1905-1914 гг. Анализируется характер мероприятий в области организации власти и управления, рассматриваются аграрные реформы.

The article considers the main directions of administrative and agrarian policy of tsarism in Cossack areas (Kuban and Terek) in 1905-1914. The nature of the activities in the field of power and control are Examined, the agrarian reforms are considered.

Ключевые слова:

Северный Кавказ, казачьи области, Кубань, Терек, административная политика, аграрная политика, реформы, царизм.

Keywords:

Northern Caucasus, Cossack regions, Kuban, Terek, administrative policy, agrarian policy, reforms, tsarism.

Существенное влияние на политику царизма оказала революция 1905-1907 гг., которая заставила власть обратить внимание на необходимость административных и аграрных преобразования.

В начале ХХ в. центральная и местные администрации Кубанской и Терской областей оставались военно-казачьими. Уже в ходе революции связи с обострением классовой борьбы на Кавказе царь укрепил кавказскую администрацию. Для этого в начале 1905 г. было принято решение о значительном усилении высшей местной власти - о восстановлении «Наместничества его императорского величества на Кавказе». Царизм возвращался к испытанной в 1840-1870-х гг. в. централизации всей власти на Кавказе с целью более полного «единства и быстроты всем мерам, предпринимаемым по управлению этим краем» [1, л. 41, 50]. Деятельность министерств в отношении Кавказа была ограничена, все местные учреждения были подчинены Наместнику, который прямо подчинялся царю, являясь одновременно Главнокомандующим войсками Кавказского военного округа и Войсковым Наказным атаманом Кавказских казачьих войск, ему принадлежало единоличное право как войсковому наказному атаману, делать распоряжения о принятии к исполнению по Кубанской и Терской областям циркуляров не только министерств военного и внутренних дел, но и всех других министров и главноуправляющих. Такое усиление кавказской администрации вызывало возражения ряда министерств и даже графа С.Ю. Витте. Назначенный на должность Наместника видный царский сановник, бывший министр двора и уделов граф И.И. Воронцов-Дашков проводил «лицемерную и провокационную политику» [2, т. 3 (34), с. 184], которую приближенные к наместнику круги изображали как либеральную. Почти все пункты своей программы, провозглашенной наместником при вступлении в должность, за десятилетний период так и остались в области пожеланий. Им, как и его предшественниками, не были решены пункты выдвинутой им программы об уменьшении «тяготы казачества», устройстве малоземельных крестьян и «приселившихся иногородних» [3, л. 6, 8об]. Административный и законодательный аппарат «оставался слишком медлителен и консервативен» [4, с. 25], централизованным управлением через Тифлис создавалась «самая страшная канцелярская волокита, невероятно сложная путаница во всех сношениях и делопроизводствах, всегдашняя безответственность петербургского и Тифлисского центров» [5, с. 408]. Кавказское наместничество оставалось «вне сферы влияния» Совета министров, который не мог вмешиваться в дела наместника.

Фактически никакого участия в формировании политики самодержавия не принимало созданное манифестом 17 октября 1905 г. законосовещательное учреждение - Государственная дума. Через нее прошли и были утверждены в отношении Кубанской и Терской областей лишь те законопроекты, которые были одобрены военным министерством. Подавляющее же большинство законодательных предложений, внесенных членами Государственных дум и выражавших мнения противоположные позиции военноказачьих властей, были отклонены на стадии обсуждения.

Участие части депутатов Государственных дум 1-го и 2-го созывов от Кубанской и Терской областей в оппозиции правительственным кругам привели к тому, что новым избирательным законом 3 июня 1907 г. было сокращено представительство от казачьего населения Кубанской области с 3-х мест до одного и от неказачьего населения Кубанской, Терской областей и Черноморской губернии с 5 мест также до одного. Казачьи депутаты III и IV Государственных дум от областей Северного Кавказа К.Л. Бардиж, Н.В. Лисичкин и М.А. Караулов стояли на охранительных позициях. Их выступления на заседаниях Государственных дум были пронизаны заботой об укреплении казачьего сословия и казачьего сословного землепользования. При обсуждении в думе 3-го созыва в 1908-1909 гг. так называемого «кавказского запроса» о деятельности кавказской администрации затрагивался вопрос об прогрессирующем уменьшении казачьих наделов и

необеспеченности землей пришлого населения, но каких-либо конкретных мер предложено не было [6, с. 40]. С анализом правительственной политики в связи с деятельностью Крестьянского поземельного банка на Северном Кавказе выступал лишь депутат 3-й думы от неказачьего населения Кубани и Терека член думской социал-демократической фракции И.П. Покровский.

Все управление Кубанской и Тверской областями было сосредоточено в военном ведомстве. После упразднения Главного управления казачьих войск в 1910 г. дела по казачьим войскам были переданы в образованный казачий отдел Главного штаба. Там же были сосредоточены и дела в отношении иногороднего населения. С передачей дел по горскому населению в Азиатскую часть Главного штаба казачество в административном управлении было окончательно отделено от горского населения. Уже в конце первого десятилетия ХХ в. перед казачьей администрацией встал вопрос о необходимости изъятия из военного ведомств всего гражданского населения, но военные власти относились к этому отрицательно. Как был вынужден признать в 1916 г. Наместник Кавказа великий князь Николай Николаевич, сменивший на этом посту И.И. Воронцова-Дашкова, в управлении «свил гнездо особый казачий дух, пропитанный взглядом на остальное население, и в особенности на горцев, как на париев, призванный служить расцвету казачества, но являющихся тому лишь помехой» [7, л. 2]. Выход из этого ненормального положения он предполагал в распространении на Кубанскую и Терскую области общегубернского управления с выделением казачества в особое управление.

В казачьих областях Северного Кавказа отсутствовали земские органы. Вопрос о создании на Кубани и Тереке земств был поднят в конце XIX в. в периодической печати Северного Кавказа. Этот вопрос даже обсуждался в 1907 г. на областных совещаниях при Кубанском и Терском областных правлениях [8, с. 243-244]. Но военное министерство выступало против введения земских учреждений в казачьих областях и каких-либо «гражданских» начал в жизнь казачьих станиц. Лишь однажды было созвано представительное учреждение кубанского казачества в 1906 г. для распределения 32 тыс. дес. земли беднейшим предгорным станицам - Войсковая Рада [9, с. 18-19]. Другие вопросы хозяйственной жизни северокавказского казачества решались единолично наказными атаманами, либо на съездах сельских хозяев и землевладельцев заканчивались принятием резолюций с «пожеланиями» к казачьему управлению по аграрным вопросам. Уже в 1906 г. на них выявились существенные разногласия между сторонниками «укрепления казачьего общинного землепользования» и «подворного и хуторского хозяйства» с целью создания более свободных условий для предпринимательского ведения хозяйства [10, с. 132].

Военное ведомство уже не могло справляться со многими вопросами «гражданского устройства». Широкими кругами передовой общественности в прессе, в Государственных думах ставились перед правительством вопросы об изъятии из ведения Военного министерства гражданского управления казаков, распространении на Кубанскую и Терскую области земских учреждений, изъятие областей из Кавказского наместничества, расширения местного самоуправления, передачи неказачьего населения в гражданское ведомство МВД. Но правительственная бюрократическая машина, следуя мнению Военного министерства, оставляла эти разумные предложения без особого внимания, а думские законопроекты отклонялись. Весь Кавказский край оставался изъятым из действия многих законоположений, распространявшихся на губернии Европейской России, оставались здесь «в силе устаревшие нормы, явно не отвечающие... требованиям и запросам этой окраинной империи» [11, л. 2об]. Поэтому оставались неразрешенными многие назревшие потребности экономической жизни.

По мнению царской администрации, землепользование иногородних не требовало «особых мер и улучшений» [12, с. 85]. Незначительная часть этого крестьянства была устроена на казенных землях Северного Кавказа. Несколько сот тысяч «иногородних» власти предполагали переселить на казенные земли Закавказья и Черноморской губернии. Продолжалась разработка закона об ограничении прав оседлопроживавших в казачьих станицах крестьян. Расширение возможности арендования казачьих земель и дальнейшее развитие деятельности крестьянского поземельного банка отражали интересы «нетрудовых» крестьянских хозяйств. В Кубанской и Терской областях общинное землепользование сохранилось и у горцев вплоть до Октябрьской революции и вопрос о его изменении находился в стадии рассмотрения законопроекта.

Главная цель аграрной политики царизма на Кубани и Тереке состояла в том, чтобы притупить аграрные противоречия, сохранить частное и казачье землевладение и землепользование. Даже ревностный защитник царской администрации В.П. Погожев отмечал: «Кавказская власть изощрялась в разных административных тонкостях и оставляла без должного попечения главное условие и мира и благополучия на Кавказе - земельное благоустройство [13, с. 35].

Административная и аграрная политика царизма (в начале ХХ в.) в казачьих областях Северного Кавказа характеризовалась противоречивой и незавершенной деятельностью царского правительства, неспособностью правительства провести радикальные реформы, затяжным характером аграрного реформаторства. Эти черты аграрной политики проявились в отношении к казачеству и пришлому русско-украинскому крестьянству казачьих отделов Кубанской и Терской областей.

Деятельность царского правительства и местных казачьих администраций Кубанской и Терской областей отражала в начале ХХ в. политику маневрирования, колебаний правящего самодержавного режима. Продолжался поиск мер для выхода из усиливающегося аграрного кризиса. Но царское окружение (особенно в лице чинов военного министерства) лишало возможности реализации разумных предложений, высказывавшихся в Государственных думах и на страницах печати.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Государственный Архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. 543. Оп. 1. Д. 450.

2. Борьба с революционным движением на Кавказе в эпоху столыпинщины (из переписки П.А. Столыпина с И.И. Воронцовым-Дашковым) // Красный архив. 1929.

3. Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 58. Оп. 1. П. 57. Д. 2.

4. Туманов Г.М. Кавказ в 1909 г. // Жизнь Кавказа. 1910. № 1.

5. Нужно ли на Кавказе Наместничество или другая форма централизации // Окраины России. 1908. № 27-28.

6. Кавказский запрос в Государственной думе. Тифлис, 1909.

7. Архив Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Ф. 18. Оп. 1. Д. 8.

8. О земстве у терцев и кубанцев // Северо-Кавказский альманах на 1908-1909 гг. Екатеринодар, 1909.

9. Войсковая Рада. Екатеринодар, 1907.

10. Невская В.П. Аграрный вопрос в Карачаево-Черкесии в период империализма. Черкесск, 1972.

11. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1276. Оп. 19. Д. 1124.

12. Гриценко И.П. Классовая и антиколониальная борьба крестьян Чечено-Ингушетии на рубеже XIX-ХХ веков. Грозный, 1971.

13. Погожев В.П. Кавказские очерки. СПб., 1910.

1. Gosudarstvenniy Arkhiv Rossiyskoy Federatsii (further GARF). F. 543. Op. 1. D. 450.

2. Bor'ba s revolyutsionnym dvizheniem na Kavkaze v epokhu stolypinshchiny (iz perepiski P.A. Stolypina s I.I. Vorontso-vym-Dashkovym) // Krasniy arkhiv. 1929.

3. Otdel rukopisey Rossiyskoy Gosudarstvennoy biblioteki (OR RGB). F. 58. Op. 1. P. 57. D. 2.

4. Tumanov G.M. Kavkaz v 1909 g. // Zhizn' Kavkaza. 1910. No. 1.

5. Nuzhno li na Kavkaze Namestnichestvo ili drugaya forma tsentralizatsii // Okrainy Rossii. 1908. No. 27-28.

6. Kavkazskiy zapros v Gosudarstvennoy dume. Tiflis, 1909.

7. Arkhiv Severo-Osetinskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta. F. 18. Op. 1. D. 8.

8. O zemstve u tertsev i kubantsev // Severo-Kavkazskiy al'manakh na 1908-1909 gg. Ekaterinodar, 1909.

9. Voyskovaya Rada. Ekaterinodar, 1907.

10. Nevskaya V.P. Agrarniy vopros v Karachaevo-Cherkesii v period imperializma. Cherkessk, 1972.

11. Rossiyskiy gosudarstvenniy istoricheskiy arkhiv (RGIA). F. 1276. Op. 19. D. 1124.

12. Gritsenko I.P. Klassovaya i antikolonial'naya bor'ba krest'yan Checheno-Ingushetii na rubezhe XIX-XX vekov. Grozniy, 1971.

13. Pogozhev V.P. Kavkazskie ocherki. SPb., 1910.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.