Основные методические подходы к разработке модели организации практики THE BASIC METHODOLOGICAL APPROACHES TO DEVELOPMENT OF THE MODEL OF PRACTICAL TRAINING ORGANIZATION Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Научная статья на тему 'Основные методические подходы к разработке модели организации практики' по специальности 'Народное образование. Педагогика' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37
  • Указанные автором: УДК:378.147.88

Статистика по статье
  • 153
    читатели
  • 33
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • ФГОС СПО
  • УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
  • ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
  • ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
  • МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
  • THE MODEL OF PRACTICE
  • METHODOLOGICAL APPROACHES
  • FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
  • PRACTICAL TRAINING
  • INDUSTRIAL PRACTICE
  • PRE-GRADUATION PRACTICE

Аннотация
научной статьи
по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Старкова Л. Г., Тимофеев В. В., Шаронин Ю. В., Рябко Т. В.

Современная практика в образовательных организациях среднего профессионального образования может быть реализована на основе модели, отражающей основные методические подходы. Сущность реализации модели организации практики студентов состоит в том, что требуется развитие дидактически обоснованной последовательности формирования производственно-технологических умений и навыков, лежащих в основе профессиональных компетенций, на всех этапах практики с опорой на теоретические знания по соответствующим дисциплинам. При формировании программ практики требуется учет требований профессиональных стандартов, определяющих особенности формируемых компетенций, их практическую направленность.

Abstract 2015 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Starkova L. G., Timofeev V. V., Sharonin YU. V., Ryabko T. V.

Modern practice in educational institutions of secondary vocational education can be implemented based on the model, reflecting the basic methodological approaches. The essence of the implementation of the model organization of students practice is that it requires the development of a didactic-based sequence of formation of industrial and technological skills that underlie the professional competencies at all stages of the practice of relying on theoretical knowledge in the relevant disciplines. When creating programs it is necessary to take into account the requirements of the professional standards defining the particular form of competencies, their practical orientation.

Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика" из научного журнала "Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого", Старкова Л. Г., Тимофеев В. В., Шаронин Ю. В., Рябко Т. В.

 
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Старкова Л. Г., Тимофеев В. В., Шаронин Ю. В., Рябко Т. В.

Текст
научной работы
на тему "Основные методические подходы к разработке модели организации практики". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

УДК 378.147.88
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
Л.Г.Старкова, *В.В. Тимофеев, **Ю.В.Шаронин, ***Т.В.Рябко
THE BASIC METHODOLOGICAL APPROACHES TO DEVELOPMENT OF THE MODEL OF
PRACTICAL TRAINING ORGANIZATION
L.G.Starkova, *V.V.Timofeev, **Yu.V.Sharonin, ***T.V.Ryabko
Новгородский институт развития образования, *Политехнический институт НовГУ, **МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Москва), ***Минобрнауки РФ (Москва), novslg@mail.ru
Современная практика в образовательных организациях среднего профессионального образования может быть реализована на основе модели, отражающей основные методические подходы. Сущность реализации модели организации практики студентов состоит в том, что требуется развитие дидактически обоснованной последовательности формирования производственно-технологических умений и навыков, лежащих в основе профессиональных компетенций, на всех этапах практики с опорой на теоретические знания по соответствующим дисциплинам. При формировании программ практики требуется учет требований профессиональных стандартов, определяющих особенности формируемых компетенций, их практическую направленность.
Ключевые слова: ФГОС СПО, учебная практика, производственная практика, преддипломная практика, модель организации практики, методические подходы
Modern practice in educational institutions of secondary vocational education can be implemented based on the model, reflecting the basic methodological approaches. The essence of the implementation of the model organization of students practice is that it requires the development of a didactic-based sequence of formation of industrial and technological skills that underlie the professional competencies at all stages of the practice of relying on theoretical knowledge in the relevant disciplines. When creating programs it is necessary to take into account the requirements of the professional standards defining the particular form of competencies, their practical orientation.
Keywords: Federal State Educational standard of secondary vocational education, practical training, industrial practice, pre-graduation practice, the model of practice, methodological approaches
Под моделью организации практики понимается совокупность логически взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов процесса организации и достижения требуемых результатов практической подготовки студентов, реализуемых в необходимой последовательности и направленных на формирование компетенций, определенных требованиями ФГОС СПО [1-5].
Для построения модели организации практики необходимо определение ее структурных элементов и содержательных компонентов. Основными структурными элементами модели организации практики являются: требования к этапам и организации практики; цели и задачи этапов практики; способы их достижения; база (место) проведения и формы организации практики; порядок организации; требуемый результат практики.
При моделировании процесса организации практики необходимо учитывать особенности этапов проведения практики с учетом специальности; а также то, что выпускник по специальности должен владеть и рабочей квалификацией (по профилю подготовки). В основе построения содержательной составляющей модели практики лежат требования профессионального стандарта (либо требования работодателей, оформленные в виде трехстороннего договора).
Организация практики на всех этапах должна быть направлена на:
— выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией;
— реализацию в логической последовательности процесса формирования компетенций в ходе практики;
— непрерывное и последовательное овладение студентами профессиональными компетенциями, а также практическим опытом решения профессиональных задач;
— изучение инновационных технологий опыта;
— формирование и развитие у студентов любви к будущей профессиональной деятельности.
К частным требованиям можно отнести: обеспечение инструктивными, дидактическими и методическими материалами, учетно-отчетной документацией; контроль и управление деятельностью студента и помощь ему со стороны руководителя практики:
— четкость структуры (видов) практики и временных соотношений (продолжительность видов практики в пределах установленного ФГОС СПО этапов практики);
— конкретность целей, задач и проектируемых результатов видов практики и способов их достижения;
— обеспеченность практики базой проведения и вариативность форм ее организации.
Практика является составной частью и своеобразной формой организации учебного процесса. Согласно требований ФГОС СПО практика проводится поэтапно и состоит из практики для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебной), практики по профилю специальности (производственной), практики преддипломной (квалификационной или стажировки).
Важной формой практического обучения является учебная практика, которая позволяет последовательно поддерживать определенный режим деятельности студентов, а овладение трудовыми операциями осуществлять в результате дидактически целесообразной системы упражнений под контролем преподавателей или мастеров производственного обучения.
Учебная практика проводится обычно в учебных или учебно-производственных мастерских образовательной организации, производственная и преддипломная — непосредственно на предприятии, в организации, учреждении.
Назначение производственной практики — подготовка студентов к предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности. Практика связывает теоретическое обучение и самостоятельную работу на производстве. На практике студенты приобретают первоначальный опыт профессиональной деятельности по своей специальности.
Дидактические цели производственной практики — формирование профессиональных компетенций; закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в решении профессиональных задач; расширение и углубление знаний благодаря изучению работы конкретных предприятий и учреждений; практическое освоение современного оборудования и технологий, методов управления.
Производственная практика — самая сложная форма учебного процесса и в организационном, и в методическом плане, так как для ее осуществления необходимо соединить интересы производства и учебного заведения, приспособить процесс обучения к практическим задачам конкретного предприятия, учреждения, организации.
Структура производственной практики зависит от содержания практического обучения и, в конечном счете, должна обеспечивать целостную подготовку специалиста к профессиональной деятельности, т.е. к выполнению его обязанностей на тех должностях, которые он будет занимать уже как специалист. Внутри каждого этапа могут быть выделены виды деятельности, обеспечивающие подготовку к разным сторонам профессиональной деятельности (например, слесарно-механическая, геодезическая, электромонтажная и др.).
Производственная практика связана с учебными дисциплинами. Связь эта осуществляется через взаимодействие системы знаний и системы соответствующих компетенций. В процессе теоретического обучения формируется система теоретических знаний и практических умений по специальности, которые позволяют формировать профессиональные компе-
тенции в период производственной практики. Сознательное применение студентами теоретических знаний в производственной деятельности служит основой формирования профессиональных компетенций.
Отсюда следует, что первым условием успешного проведения производственной практики является усвоение студентами достаточного объема знаний, определенных программами учебных дисциплин. Именно это положение помогает правильно определить место практики в графике учебного процесса.
Вторым условием успешного проведения производственной практики является наличие у студентов к моменту их выхода на практику первоначальных умений по специальности. Полученные на лабораторных и практических занятиях и в процессе обучения в учебных мастерских умения помогут практикантам включиться в трудовую деятельность.
Целостное ознакомление с производством в период практики оказывает влияние на более осознанное и углубленное изучение учебных дисциплин после ее окончания.
Каждый этап практики — учебная, производственная и преддипломная — имеет свое целевое назначение, конкретные дидактические цели и в соответствии с этим — определенное содержание.
Содержание каждого этапа практики неотъемлемо от изучения теоретического учебного материала: либо теория помогает практике, находя в ней подтверждение, либо в процессе практической профессиональной деятельности легче постигается изучение теории. Взаимосвязь отдельных этапов практики обеспечивается в их последовательной преемственности и развитии.
Так, если назначение учебной практики заключается в подготовке студентов к ней и более углубленному изучению в ее ходе теоретических дисциплин, а для технических специальностей — в овладении рабочей профессией, то назначение производственной технологической практики — ознакомление студентов с технологией производства и на этой основе формирование компетенций по специальности. И, наконец, назначение преддипломной практики как завершающего этапа производственного обучения состоит в обобщении и совершенствовании знаний и компетенций студентов, в овладении ими способами и методами организации труда, а также в сборе материала для дипломного проекта.
Прослеживается преемственность и развитие дидактических целей всех видов практик. Ведущая дидактическая цель производственной практики — формирование профессиональных компетенций, заложенных в требованиях ФГОС СПО. В период производственной технологической практики студенты осваивают комплекс профессиональных умений, связанных, прежде всего, с обслуживанием техники и соблюдением заданного технологического процесса. На заключительном этапе производственной практики предусматривается формирование управленческих умений, а также обобщение и совершенствование ранее приобретенных профессиональных умений.
Происходит развитие и других дидактических целей. Если на этапе учебной практики предусматри-
вается закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения, то на последующих этапах производственной практики — закрепление, расширение и систематизация знаний на основе изучения работы конкретных предприятий. Если в период учебной практики происходит накопление новых фактов, представлений и понятий о будущей профессиональной деятельности, то в последующие периоды уже накапливается опыт практической производственной деятельности по специальности.
В соответствии с назначением каждого этапа производственной практики и их дидактическими целями формируется содержание практики. Для этого следует четко определить исходный и конечный уровень формируемых профессиональных компетенций. Если учебная практика является первым этапом производственного обучения, ее содержание определяется исходным уровнем формируемых профессиональных компетенций с учетом имеющейся подготовки (первоначальные знания и умения по специальности или умения по рабочей профессии). Производственная преддипломная практика представляет собой заключительный этап, поэтому отбор ее содержания должен предусматривать формирование профессиональных компетенций самого высокого порядка, включающих и организаторские. Особенность производственной технологической практики — ее промежуточное положение среди других этапов производственной практики. Это должно находить отражение в отборе ее содержания. С одной стороны, необходимо использовать умения, сформированные в период учебной практики, а с другой — подготовить студентов к овладению профессиональными компетенциями на ее заключительном этапе. Опыт показывает, что тесная взаимосвязь производственной технологической практики с содержанием дисциплин и ее последовательная преемственность с другими этапами практик являются одними из важнейших путей совершенствования производственной практики. Именно при таком условии можно осуществить разработку сквозной программы практик и реализовать требования ФГОС СПО по формированию профессиональных компетенций в полном объеме.
Каждый этап практики должен быть обеспечен научно обоснованной учебно-программной документацией. Обоснованность содержания практик предполагает, прежде всего, его формирование на основе определенных методических подходов. Теоретический анализ показывает, что в основу формирования содержания практик можно положить следующие методические подходы:
— расширение и усложнение формируемых компетенций по мере перехода от одного этапа практики к другому;
— отбор конкретного содержания и определение заданий практики на основе выявления опорных (базовых) умений и навыков профессиональной деятельности выпускника по профилю подготовки и преемственность содержаний этапов практик;
— дидактически обоснованная последовательность формирования производственно-технологических умений и навыков, лежащих в основе компетенций, на
всех этапах практики с опорой на теоретические знания по соответствующим дисциплинам;
— отражение в содержании практики достижений техники и технологий, инновационных и производственно-технологических методов.
Таким образом, схема разработки программ практики приобретает следующий вид:
1) определение инвариантных и вариантных компонентов содержания на группу специальностей (профессий) по профилям подготовки на основе анализа профессиональных стандартов или на основе изучения профессиональной деятельности специалиста (техника);
2) выявление путей формирования основных компетенций в соответствии с целями и задачами этапов практики;
3) подбор соответствующих видов работ и заданий;
4) определение базовых междисциплинарных знаний для формирования практических умений и навыков, лежащих в основе компетенций.
Разработку программ практики целесообразно осуществлять по следующей схеме:
1) определение перечня формируемых компетенций на каждый вид практики в соответствии с целями и задачами;
2) определение содержания учебной междисциплинарной информации, необходимой для овладения компетенциями;
3) формулировка конкретных заданий для студента.
Такая схема разработки программы позволяет успешному достижению требуемых конечных результатов практики на каждом этапе, т. к. программа, составленная по этой схеме, ориентирует на широкое использование при формировании необходимых компетенций междисциплинарных теоретических знаний, актуализацию на каждом этапе ранее приобретенных элементов профессионального опыта.
Программа производственной (профессиональной) практики предусматривает обеспечение:
— готовности выпускника к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационными требованиями;
— последовательное расширение круга формируемых компетенций и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому;
— неразрывную связь практического обучения с теоретическим.
Таким образом, при разработке программы производственной (профессиональной) практики необходимо реализовать следующие основные требования:
— отбор содержания производственной (профессиональной) практики на основе профессиональных стандартов или анализа профессиональной деятельности будущего специалиста, выявление основных компетенций, необходимых для овладения и подбора соответствующих им видов работ;
— возрастание уровня требований к профессиональной подготовке специалиста по этапам и видам практики;
— учет знаний, полученных студентами в про -цессе теоретического обучения, а также умений и навыков, приобретенных на практических занятиях;
— соответствие содержания производственной (профессиональной) практики состоянию и развитию науки, техники и технологии производства.
Программа производственной (профессиональной) практики раскрывает дидактически обосно-ванное содержание и последовательность процесса овладения студентами всеми видами профессиональ-ных компетенций в соответствии с ФГОС СПО для данной специальности на всех этапах производственной (профессиональной) практики.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образо-вании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 31 декабря. № 5976.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по обра -зовательным программам среднего профессионального образования» // Российская газета. 2013. 07 августа. № 6148.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.04.2013 № 291 «Об утверждении Положения о практике студентов осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» // Российская газета. 2013. 26 ию-ня. № 6112.
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» // Российская газета. 2013. 05 июня. № 6095.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении методических ре -
комендаций по разработке профессионального стандар-та» [Электр. ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/ docs/mintrud/orders/104 (дата обращения 15.01.2015).
References
1. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 no. 273-FZ "Ob obra-zovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ "About Education in the Russian Federation"]. Rossiyskaya gazeta, 31.12.2012, no. 5976.
2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 14.06.2013 no. 464 "Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osu-shchestvleniem obrazovatel'noy deyatel'nosti po obra-zovatel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya" [Order of Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 14.06.2013, no. 464 "On the approval of organization and implementation of educational activities in educational programs of vocational education"]. Rossiy-skaya gazeta, 07.08.2013, no. 6148.
3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 18.04.2013 no. 291 "Ob utverzhdenii Polozheniya o praktike studentov osvaivayushchikh osnovnye professional'nye obrazovatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 18.04.2013, no. 291 "On the approval of practice rules for students mastering the basic professional educational programs in vocational schools"]. Rossiyskaya gazeta, 26.06.2013, no. 6112.
4. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 12.04.2013 no. 147n "Ob utverzhdenii Maketa professional'nogo standarta" [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 12.04.2013, no. 147n "On the approval of the layout of the professional standard"]. Rossiyskaya gazeta, 05.06.2013, no. 6095.
5. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 29.04.2013 no. 170n "Ob utverzhdenii metodicheskikh re-komendatsiy po razrabotke professional'nogo standarta" ["On the approval of guidelines for development of professional standards"]. Available at http://www.rosmintrud.ru/ docs/mintrud/orders/104 (accessed 15.01.2015).

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх