Научная статья на тему 'Основные меры противодействия терроризму в Российской Федерации'

Основные меры противодействия терроризму в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13091
1060
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / КОНТРОЛЬ НАД ТЕРРОРИЗМОМ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩАЯ УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / TERRORISM / CONTROL OVER TERRORISM / ANTITERRORIST POLICY / GENERAL CRIMINAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бреев Алексей Владимирович

В статье рассматриваются меры противодействия, суть борьбы с терроризмом как общегосударственная задача. Описывается политический контроль терроризма: основные элементы антитеррористической политики и общей уголовной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the countermeasures and antiterrorism protection objectives affecting the State as a whole . There was political control of terrorism including features of key elements of antiterrorist line and the State general criminal policy.

Текст научной работы на тему «Основные меры противодействия терроризму в Российской Федерации»

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БРЕЕВ Алексей Владимирович

Аннотация: в статье рассматриваются меры противодействия, суть борьбы с терроризмом как общегосударственная задача. Описывается политический контроль терроризма: основные элементы антитеррористической политики и общей уголовной политики государства.

Annotation: the paper considers the countermeasures and antiterrorism protection objectives affecting the State as a whole. There was political control of terrorism including features of key elements of antiterrorist line and the State general criminal policy.

Ключевые слова: терроризм, контроль над терроризмом, антитеррористическая политика, общая уголовная политика.

Key words: terrorism, control over terrorism, antiterrorist policy, general criminal policy.

Российское общество в XXI веке испытывает постоянное беспокойство от вспышек терроризма.

Не подлежит сомнению тезис о том, что при организации эффективного противодействия терроризму необходимы совместные усилия различных государств, их специальных служб и правоохранительных органов. Однако следует четко осознавать, что подобное взаимодействие может иметь место лишь в ситуации, когда интересы различных государств в сфере борьбы с терроризмом совпадают. Примерами таких ситуаций могут быть1:

1. Посягательство террористов на сложившуюся систему международных отношений и правопорядка.

2. Покушение на объекты совместной защиты (дипломатические представительства, официальные государственные делегации, совместные предприятия, транспортные средства международного сообщения и пр.).

3. Наличие связей между национальными террористическими структурами и проведение ими операций, выходящих за рамки юрисдикции одного государства и т.д.

Существует широкий спектр проявлений террористического плана, которые относятся к внутреннему терроризму (совершение политически мотивированных убийств государственных или общественных деятелей данной страны, посягательства на ее конституционные основы, создание и функционирование незаконных вооруженных формирований, захват

1 Терроризм: борьба и проблемы противодействия : учеб. пособие для студентов юрид. вузов / под ред. В.Я. Кикотя, Н.Д. Эриа-швили. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2004. С. 36.

заложников без перемещения их за границу и др.). Ясно, что если подобного рода криминальным проявлениям не будет оказано адекватного и эффективного противодействия, их масштабы будут возрастать и способны выйти за рамки национальной проблемы. И все же борьба с ними - задача внутренняя, так как и основные детерминанты, порождающие внутренний терроризм, чаще всего носят также внутренний характер.

По нашему мнению, главными субъектами борьбы с терроризмом должны быть само государство, законодательная и исполнительная ветви власти. Спецслужбы же и правоохранительные органы в своей практике противодействия терроризму сталкиваются, по существу, со следствиями запущенности серьезных социальных, национальных, экономических и иных проблем на высшем политическом уровне2.

Подчеркнем, что совершение преступления возможно лишь в случае активного диалектического взаимодействия криминогенных объективных и субъективных факторов. Предупредить противоправное деяние в этом случае можно тремя путями3:

1) устранив негативные объективные факторы действительности;

2) оказав сдерживающее, положительное, корректирующее влияние на субъективный криминогенный фактор;

2 Абдурахманов С.Ш. О сущности терроризма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 4. С. 190.

3 Юшина С.В. Феномен «терроризм» и многообразие его проявлений // Изв. высш. учеб. заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки (Социология и политология). 2008. № 4. С. 48.

3) внеся дисфункцию во взаимодействие объективного и субъективного факторов, имеющее противоправную перспективу.

Компетенция специальных и правоохранительных органов в сфере предупреждения и пресечения терроризма, как было показано выше, весьма ограничена с точки зрения возможного влияния на объективный фактор назревания преступления. А это диктует необходимость формирования комплексного, системного подхода к решению общегосударственной по своей сути задачи, каковой и является борьба с терроризмом в современных российских условиях. Что это означает на практике?

С одной стороны, необходимо создание единой, отсутствующей сегодня в России, целостной, комплексной, стратегически ориентированной государственной концепции борьбы с терроризмом, которая должна стать прочным фундаментом организации контртеррористической деятельности в стране.

Другая сторона системного подхода к разрешению общегосударственной проблемы борьбы с терроризмом заключается в необходимости объединения усилий в противодействии этому социально-политическому явлению всех ответственных за будущее страны сил государства и общества. Здесь должны найти свое место и верхние эшелоны представительной власти России, и законодатель, и спецслужбы, и правоохранительные органы, и учреждения культуры, и средства массовой информации, и партийные, религиозные и иные общественные объединения.

Для успешного предупреждения и контроля над терроризмом необходимы усилия всех основных компонентов общественно-политической жизни, а также нужно иметь государственнополитическую волю, чтобы добиться успехов в борьбе с терроризмом. Все формы контроля и предупреждения должны быть взаимосвязаны и должны дополнять друг друга.

На современном этапе существуют такие формы предупреждения, как внутригосударственный политический, правовой, институционный и международный политический, правовой и институционный контроль. Остановимся подробнее на внутригосударственном контроле.

Внутригосударственный политический контроль над терроризмом и международным терроризмом включает в себя:

а) общеуголовную политику государства;

б) антитеррористическую политику.

Под общеуголовной политикой государства в отношении терроризма следует понимать: самостоятельное направление деятельности государства в сфере законодательства, регулирующей борьбу с преступностью, определения структуры органов уголовной юстиции, порядок и форму их функционирования, степень участия общества в борьбе с преступностью.

Для контроля и предупреждения терроризма в государстве должна существовать программа противодействия террористическому насилию, которая включает в себя4:

1) сотрудничество между правоохранительными, следственными и судебными органами;

2) активизация просвещения и улучшение подготовки сотрудников правоохранительных органов по вопросам предупреждения преступности, включая разработку специальных курсов профессиональной подготовки по борьбе с терроризмом;

3) обеспечение эффективного контроля над оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и другими опасными материалами, которые попадают в руки лиц, могущих использовать их в террористических целях;

4) расширение сотрудничества между различными правоохранительными и судебными органами с уделением должного внимания уважению основных прав человека;

5) разработка программ общего правового просвещения и расширения осведомленности общества путем привлечения средств массовой информации с целью разъяснения населению той опасности, которую представляет собой террористическое насилие;

6) эффективная защита свидетелей террористических актов, судей и работников уголовного правосудия, участвующих в судебных процессах по делам о террористических актах;

7) разработка руководящих принципов для средств массовой информации в целях недопущения создания сенсаций и оправдания террористического насилия;

8) определение направлений сотрудничества между государствами в уголовно-правовых вопросах на всех уровнях системы обеспечения соблюдения законов и уголовного правосудия.

Правовой контроль призван для того, чтобы юридически оформить правовую базу для

4 Тиунов О.И. Правовая матрица противодействия терроризму // Журн. рос. права. 2008. № 8. С. 166.

борьбы и предупреждения терроризма путем принятия специальных нормативных актов. Эти нормативные акты должны включать в себя такие принципы, как5:

1) законность;

2) приоритет мер предупреждения терроризма;

3) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

5) комплексное использование профилактических правовых, политических, социальноэкономических, пропагандистских мер;

6) приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористических акций;

7) минимальные уступки террористу;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.

Институционный контроль подразумевает создание систем, которые нацелены на борьбу и противодействие терроризму. В Российской Федерации эта системы состоят из двух институтов: институт уголовной юстиции и система обеспечения национальной безопасности.

Основу системы обеспечения национальной безопасности России составляют органы, силы и средства , осуществляющие меры политического, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Как видно из сказанного, борьба с терроризмом, прежде всего политическим, требует комплексного подхода, в котором должны присутствовать меры и экономического, и политического, и социального, и, естественно, специального характера.

Представляется, что для решения этой задачи требуется программа, которая должна

5 Алехнович С. Терроризм и антитерроризм: актуальный ракурс // Рос. следователь. 2007. № 3. С. 27.

предусматривать более узкий круг действий и включать в себя:

1. Срочное восстановление основных административно-правовых мер (режимные меры), по крайней мере тех из них, которые позволят поставить под контроль миграционные потоки.

2. Наведение порядка с хранением, владением и распространением оружия.

3. Разработку концепции антитеррори-стической борьбы в современных условиях.

4. Тесную взаимосвязь борьбы с уголовной преступностью, уголовным и политическим терроризмом.

5. Взаимодействие всех сил правопорядка и спецслужб в антитеррористической борьбе с выделением головного органа, обладающего необходимыми полномочиями и правами в организации, координации и осуществлении всей борьбы с терроризмом, и возложением на него ответственности за ее результативность.

6. Создание единой информационной системы как в России, так и в рамках СНГ по вопросам борьбы с терроризмом (распределенные банки данных с центральным информационным звеном на базе головного органа) и осуществление аналитической работы по обеспечению борьбы с терроризмом.

7. Отработку эффективных методов взаимодействия (информационных, совместных операций) с зарубежными органами, осуществляющими борьбу с уголовным и политическим экстремизмом.

8. Ужесточение правовых последствий (наказаний, санкций для лиц, связанных в той или иной форме с террористической деятельностью, а именно: владение оружием и его распространение, передача финансовых, материальных и технических средств, обеспечение связи, недоносительство о фактах подготовки и проведения террористических актов, совершение подобных актов и т.д.).

В заключение нам хотелось бы остановиться на том, что антитеррористическая политика государства должна строиться на следующих основаниях:

1. Совершенствование законодательной и международно-правовой базы по контролю над терроризмом.

2. Сочетание секретности при проведении контртеррористических операций и актов с обеспечением гласности в деятельности правоохранительных органов при профилактике терроризма.

3. Обеспечение полноценных юридических прав всем участникам процессов, связанных с контролем над терроризмом.

4. Осуществление контроля в условиях национальной и международной законности.

5. Взаимодействие правоохранительных органов и специальных подразделений по предупреждению и борьбе с терроризмом.

6. Разработка и использование общих и специальных методов социальной профилактики террористических актов.

7. Использование в предупреждении актов терроризма и международного терроризма достижений правовых, гуманитарных, технических наук.

Таким образом, мы хотим сделать следующие выводы:

1) терроризму как сложному социальнополитическому явлению современности следует противопоставить комплексную систему контртеррористических мер;

2) успех в борьбе с терроризмом возможен лишь в том случае, если в решении этой задачи консолидируют свои усилия мировое сообщество и все здоровые, прогрессивные элементы государства и общества внутри страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.