Научная статья на тему 'Основные изменения в системе платежей за пользование природными ресурсами'

Основные изменения в системе платежей за пользование природными ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные изменения в системе платежей за пользование природными ресурсами»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ*

Е.А. ФЕДОРОВА,

доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и

права

Тульского государственного университета

А.Ю. ВАЛОВА Аудиторская фирма ООО «ФЕДБЕЛ»

В 2004 г. вступили в силу несколько нормативно-правовых актов, которые в той или иной мере изменяют порядок исчисления и взимания налогов, сборов и других обязательных платежей, уплачиваемых за пользование природными ресурсами. Кроме того, с 2005 г. вводится в действие гл. 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 28.07.2004 № 83-Ф3).

Приведенные далее комментарии к вышеупомянутым изменениям в законодательстве и пояснения к расчету налоговой базы по природоохранным налогам, по мнению авторов, будут полезными как бухгалтерам, так и экологическим службам промышленных предприятий.

Водный налог. Федеральный закон от 28.07.2004 N9 83-Ф3, которым вводится в действие гл. 25.2

«Водный налог» НК РФ, признает утратившими силу с 01.01.2005:

• Федеральный закон от 06.05.1998 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами»; Федеральный закон от 30.03.1999 № 54-ФЗ «О внесении дополнения в статью 4 Федерального закона «О плате за пользование водными объектами»;

• Федеральный закон от 07.08.2001 № 111-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами».

Основные изменения в порядке исчисления, уплаты и представления отчетности для водопользователя, произошедшие в связи со сменой законодательства, приведены в таблице.

Основные изменения в порядке исчисления, уплаты н представления отчетности для водопользователя, произошедшие в связи со сменой

законодательства

Статья Закон № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» Глава 25.2 «Водный налог» НКРФ

Плательщики (налогоплательщики) Организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащих лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации

' Статья впервые опубликована в журнале - Все для бухгалтера». - 2004. - № 24 (144).

Продолжение таблицы

Статья Закон № 71 -ФЗ «О плате за пользование водными объектами» Глава 25.2 «Водный налог» НКРФ

Объект платы (налогообложения) Пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях: осушествления забора воды из водных объектов; удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде; использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ; осуществления сброса сточных вод в водные объекты Виды пользования водными объектам и : забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

Не являются объектами налогообложения • Забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования. • Использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства

Платежная (налоговая) база • Объем воды, забранной из водного объекта. • Объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды. Плошадь акватории используемых водных объектов. Объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты • Объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. • Площадь предоставленного водного пространства. • Количество произведенной за налоговый период электроэнергии. • При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100

Ставки платы Установлены законодательными органами субъектов Российской Федерации (для примера - по Тульской области плата за пользование водными объектами по бассейну реки Волга — 183 руб. за 1 тыс. мЗ). Ставки платы за пользование водными объектами, связанные с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам. Размеры ставки платы за такое пользование водными объектами не должны превышать 60 руб. за 1 тыс. мЗ воды, забранной из водного объекта Установлены Налоговым кодексом (по Центральному экономическому району по бассейну реки Волга - 360 руб. за 1 тыс. мЗ). Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. мЗ воды, забранной из водного объекта

Льготы Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации Не предусмотрены

Окончание таблицы

Статья Закон № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» Глава 25.2 «Водный налог» ПК РФ

Отчетный (налоговый) период Для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта. - каждый календарный квартал; для остальных плательщиков - каждый календарный месяи Налоговым периодом признается квартал

Поридок зачисления суммы платы (налога) 40 % - в федеральный бюджет, 60 % - в бюджеты субъектов Российской Федерации Полностью в федеральный бюджет

Необходимо отметить, что, исключив из объектов налогообложения такой вид водопользования, как сброс сточных вод, ставки платы за забор воды из водного объекта увеличились практически в 2 раза.

С точки зрения бухгалтера, объем работ по исчислению налога уменьшится: отпадет необходимость в учете и декларировании объемов сточных вод, однако учет их качества необходимо будет отслеживать, как и прежде.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. В 2004 г. платежи за негативное воздействие на окружающую среду исчисляются по ставкам, утвержденным постановлением Правительства РФ ог 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Кроме того, при исчислении сумм этой платы к ставкам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 (далее - постановление № 344), следует применять повышающий коэффициент 1,1, что предусмотрено ст.15 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год». В соответствии с этой же статьей вышеуказанного Федерального закона зачисление платы за негативное воздействие на окружающую среду распределяется последующим нормативам:

- в доходы федерального бюджета - 20 % поступлений;

- в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации - 80 % поступлений.

Следует также отметить, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» суммы, полученные по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании), перечисляются в местные бюджеты.

Так как сумма платы зависит от разных факторов (видов вредного воздействия, источников, количества и места выбросов), целесообразно рас-

смотреть порядок расчета платы на конкретных примерах.

Размер экологических платежей определяется как сумма платы за загрязнение: в пределах установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. При этом к базовым нормативам платы (Приложение № 2 к Постановлению № 344) для отдельных экономических районов и бассейнов рек установлены коэффициенты. Они учитывают различные экологические факторы и важность территорий.

Платежи за выбросы в атмосферу. Постановлением № 344 установлены базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками. Плата зависит от количества выбрасываемых вредных веществ. В связи с этим введены ставки платы по выбросам, превышающим предельно допустимый норматив (БНн) и не превышающим временно согласованные выбросы, т. е. находящимся в пределах установленных лимитов (БНл).

Базовые ставки платы за загрязнение в пределах установленных лимитов в 5 раз выше, чем ставки за загрязнение в пределах установленных нормативов. Сумма платежа за сверхлимитные выбросы (СЛВ) в 5 раз превышает ставку платы за загрязнение в пределах установленных лимитов (БНл). Об этом говорится в п. 5 Порядка определения платы, утвержденного постановлением № 632.

Расчет производится в такой последовательности:

1) определение дифференцированной ставки платы по каждому виду загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу в пределах допустимых нормативов (ДСн), а также в рамках установленных лимитов (ДСл). Она рассчитывается исходя из базовых нормативов по загрязняющим веществам (приложение 1 к постановлению № 344) и коэффициента, учитывающего состояние атмосферы (КоэфАВ) (приложение 2 к постановлению № 344), по следующей формуле:

ДСн = БНн ■ КоэфАВ; ДСл = БНл • КоэфАВ.

Значение коэффициентов умножаются на 1,2

при выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов соответствующих экономических районов;

2) определение количества каждого вида загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу.

3) рассчет суммы платежа: количество каждого вида загрязняющих веществ, попавших в атмосферу, надо умножить на соответствующую дифференцированную ставку платы, а при выбросе нескольких видов следует рассчитать плату по каждому из них в отдельности, а затем сложить полученные показатели.

Пример 1. Завод по производству стройматериалов находится в Туле (Центральный экономический район). Коэффициент, учитывающий экологический фактор в этой местности, равен 1,9. При выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов применяется дополнительный коэффициент 1,2.

Фактические выбросы в атмосферу вредных веществ составили: хлора - 2,5 т; мышьяка - 0,7 т. допустимый норматив установлен в следующих пределах: хлор — 2 т; мышьяк — 0,2 т. Ставка платы в пределах норматива равна: хлор - 41 руб./т; мышьяк - 683 руб./т.

Установленный лимит выбросов: хлора - 3,5 т; мышьяка - 0,3 т. А ставка платы в пределах установленного лимита: хлор - 340 руб./т; мышьяк -3 415 руб./т.

Дифференцированную ставку платы в пределах нормативов (ДСн) с учетом коэффициента рассчитывают так:

хлор - 41 руб./т х 1,9 х 1,2 = 93,48 руб./т;

• мышьяк - 683 руб./т х 1,9 х 1,2 = 1 557,24 руб./т.

Сумма платы за загрязнение в пределах допустимых нормативов составит:

93,48 руб./т х 2 т + 1 557,24 руб. х 0,2 т = = 498,41 руб.

Дифференцированная ставка платы в пределах лимита (ДСл) с учетом коэффициента равна:

• хлор - 340 руб./т х 1,9 х 1,2 = 775,2 руб./т;

мышьяк - 3 415 руб./т х 1,9 х 1,2 = 7 786,2 руб./т.

Количество вредных веществ в пределах установленных лимитов, но превышающее установленные нормативы, равно: хлор - 1,5 т (3,5 - 2); мышьяк - 0,1 т (0,3 - 0,2).

Сумма платы в пределах установленных лимитов:

775,2 руб./т х 1,5 т + 7 786,2 руб. х 0,1 т = = 1 941,42 руб.

Количество вредных веществ, превышающее установленные лимиты, составит: хлор - превышение отсутствует; мышьяк - 0,4 т (0,7 - 0,3).

Сумма платы за сверхлимитные выбросы составит:

7 786,2 руб. х 0,4 т х 5 = 15 572,4 руб.

Наконец, получим общую сумму платежа:

(498,41 + 1 941,42 + 15 572,4) х 1,1 = 19813,45 руб

Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты аналогичен. При расчете используют коэффициент, учитывающий их состояние (приложение 2 к постановлению № 344).

Плата за размещение отходов производства и потребления. В соответствии со ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. от 23.12.2003) деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на размещение отходов вся их масса учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей среды будет рассчитана с применением пятикратного повышающего коэффициента.

Необходимо обратить внимание на то, что в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами лимиты на размещение отходов утверждены не будут (подп."б" п. 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 N9 461). В этом случае организация должна исчислить плату за сверхлимитное загрязнение окружающей среды, исходя из всей массы размещаемых отходов.

Постановлением № 344 введены нормативы платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов. Величина этих выплат зависит от степени опасности отходов. Установленный норматив применяется с использованием понижающих коэффициентов: 0 и 0,3.

Чтобы рассчитать, сколько надо заплатить за размещение отходов, необходимо определить дифференцированную ставку по каждому их виду в пределах установленных лимитов. Она рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за размещение отходов с учетом понижающих коэффициентов (приложение 1 к постановлению N0 344) и коэффициента, установленного для почвы того или иного экономического района Российской Федерации (приложение 2 к постановлению № 344).

Затем дифференцированная ставка платы по каждому виду отходов умножается на объем фактически размещенных отходов.

Пример 2. Завод стройматериалов размещает отходы 4-го класса (малоопасные) на территории своего производственного объединения. Поэтому при расчете платы за размещение отходов производства и потребления предприятие использует

понижающий коэффициентов. Для Центрального района, где расположен завод, коэффициент равен 1,9. Норматив платы за размещение 1 т отходов в пределах установленных лимитов составляет 248,4 руб./т.

Лимит размещения отходов установлен предприятию в размере 4 т. Фактически предприятие разместило 8 т.

Дифференцированная ставка платы по малоопасным отходам в пределах установленных лимитов их размещения равна:

248,4 руб./т х 0,3 х 1,9= 141,59 руб./т. Сумму платы в пределах установленных лимитов получают таким образом:

141,59 руб./т х 4 т = 566,36 руб. Количество размещенных отходов, превышающее установленные лимиты, составляет 4 т (8 - 4). Таким образом, плата за сверхлимитное размещение отходов равна:

141,59 руб./тх4тх5 = 2 831,8 руб. Общая сумма платежа составит: (566,36 + 2 831,8) х 1,1 = 3 737,98 руб. Плата за выбросы передвижными источниками. Постановлением № 344 введены нормативы платы за допустимые выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками и выбросы, превышающие допустимые.

Если данные о количестве израсходованного топлива отсутствуют, плату определяют по ставкам, установленным в расчете на 1 т сжигаемого топлива.

Если таких данных нет, но есть достоверные сведения о выбросах загрязняющих веществ, то расчеты делают исходя из ставок для стационарных источников.

При отсутствии данных и о количестве израсходованного топлива, и о массе выбросов размер платы определяется по ставкам годовой платы за выбросы одним транспортным средством.

Налог на добычу полезных ископаемых. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) исчисляется в 2004 г. в порядке, установленном гл. 26 НК РФ.

Однако с 2004 г. вступили в действие некоторые изменения, введенные Федеральным законом от 07.07.2003 N9 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Основные изменения состоят в следующем: уточнено понятие добытого полезного ископаемого в части углеводородного сырья, касающегося газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья,

за исключением попутного газа. Ранее он назывался газ горючий природный из газовых и газоконденсатных месторождений; предусмотрено, что налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении, а сумма налога по этим полезным ископаемым исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы;

Законом № 117-ФЗ введены следующие налоговые ставки:

- 16,5% - при добыче углеводородного сырья, если иное не установлено НК РФ;

- 17,5% — при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья;

- 135 руб. за 1 000 мЗ газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья (в ред. Федерального закона от 18.08.2004 № 102-ФЗ).

В прежней редакции гл. 26 НК РФ (действовавшей до 01.01. 2004) ко всем вышеуказанным полезным ископаемым применялась одна ставка - 16,5 % при добыче углеводородного сырья.

В период до 31.12.2006 налоговая ставка при добыче нефти определяется в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №126-ФЗ. При этом налоговая база при добыче нефти определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии сост. 339 гл. 26 НК РФ.

Налоговая ставка при добыче нефти составит 347 руб. за 1 т. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть (Кц).

Данный коэффициент ежеквартально определяется налогоплательщиком самостоятельно по формуле:

Кц-(Ц — 8) • Р/252, где Ц - средний за налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" в дол. США за баррель;

Р - среднее значение за налоговый период курса дол. США к руб. Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ).

Среднее значение за налоговый период курса дол. США к руб. Российской Федерации, устанавливаемого ЦБ РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса дол. США к руб. Российской Федерации, устанавливаемого ЦБ РФ за все дни в соответствующем налоговом периоде.

Среди ий за налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" определяется как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средние за истекший месяц уровни цен сорта нефти "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца доводятся через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством РФ.

При отсутствии указанной информации в официальных источниках средний за истекший налоговый период уровень цен сорта нефти wЮралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Рассчитанный коэффициент (Кц) округляется до 4-го знака в соответствии с действующим порядком округления.

Сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом коэффициента, и величины налоговой базы, определяемой в соответствии с требованиями НК РФ.

Порядок исчисления налога на добычу твердых полезных ископаемых остался прежним.

В настоящей статье мы рассмотрели только некоторые виды ресурсных платежей и налогов. В дальнейшем целесообразно было бы рассмотреть платежи за пользование лесным фондом, регулирующиеся Лесным кодексом РФ, и сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов и объектами животного мира, исчисляемые в соответствии с гл. 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 11.11.2003 № 148-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.