Научная статья на тему 'Основные изменения в новой версии ISO 9001:2015'

Основные изменения в новой версии ISO 9001:2015 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1259
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ / ISO 9001:2015 / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силаева Л.Ю.

Стандарты серии ISO являются одними из наиболее распространенных международных стандартов и вносят большой вклад в популяризацию менеджмента качества во всем мире. Эти стандарты сегодня применяют более миллиона предприятий. Они создали базу для разработки других стандартов на системы менеджмента: в сфере экологии, охраны здоровья и безопасности, информационной безопасности. Но прогресс не стоит на месте, меняется окружающая среда, методология работы организаций. Поэтому и стандарты на системы менеджмента необходимо поддерживать в актуальном состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Силаева Л.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные изменения в новой версии ISO 9001:2015»

п Ч нн

МЕТОДОЛОГИЯ ЩЕ МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

пп

Основные изменения

в новой версии ISO 9001:2015

Стандарты серии ISO являются одними из наиболее распространенных международных стандартов и вносят большой вклад в популяризацию менеджмента качества во всем мире. Эти стандарты сегодня применяют более миллиона предприятий. Они создали базу для разработки других стандартов на системы менеджмента: в сфере экологии, охраны здоровья и безопасности, информационной безопасности. Но прогресс не стоит на месте, меняется окружающая среда, методология работы организаций. Поэтому и стандарты на системы менеджмента необходимо поддерживать в актуальном состоянии.

Л.Ю. СИЛАЕВА,

эксперт ЦССК «Интерэкомс»

Вопросы о тенденциях развития стандартов на системы менеджмента затрагивались на семинаре «Современные тенденции развития международной стандартизации в области менеджмента качества» (Санкт-Петербург, 9 ноября 2012 г.), проведенном в рамках заседания Технического комитета 176 Международной организации по стандартизации (ИСО/ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества»). Выступивший на нем председатель подкомитета ТК 176/ПК 2 Найджел Крофт рассказал о начавшейся в июне 2012 г. работе комитета ТК-176 по пересмотру стандарта ISO 9001. Особое внимание Н. Крофт уделил подходам к интеграции ISO 9001 и отраслевых стандартов на системы менеджмента по медицинской технике, в пищевой отрасли и т.д.

В ноябре 2014 г. в Санкт-Петербурге прошла III Международная конференция «Современные тенденции развития международной стандартизации в области менеджмента качества», на которой был рассмотрен проект новой версии стандарта ISO 9001:2015 и предстоящие изменения. В работе конференции приняли участие первые лица в области европейского качества, руководители основных организаций по качеству: Ге-

ВеКкАЧЕСТВА № 1 • 2015

неральный директор Европейской организации по качеству (EOQ) Эрик Янссенс; Управляющий директор Европейского фонда управления качеством (EFQM) Марк Амблард; представитель России в ИСО/ТК 176 «Менеджмент и контроль качества» Евгений Аванесов. Последний выступил с докладом, посвященным предстоящим изменениям в новой версии международного стандарта ISO 9001:2015.

История развития стандарта ISO 9001 представлена на рис. 1. В отличие от действующего стандарта ISO 9001:2008, претерпевшего незначительные изменения по сравнению с версией 2000 года, новая версия ISO 9001:2015 претерпит существенные изменения.

1994

Незначительный пересмотр ISO 9001

2000

Значительный пересмотр ISO 9001

2008

Незначительный пересмотр ISO 9001

2015

Значительный пересмотр ISO 9001

1987 Издание ISO 9001, 9002, 9003

Рис. 1. История развития стандарта ISO 9001

GH

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА МЕТОДОЛОГИЯ

\СВ

1 Ориентация на потребителя 2. Лидерство 3 Вовлеченность

4. Процессный подход

5. Системный подход к менеджменту

6 Постоянное улучшение

7 Принятие решение,

основанное на фактах 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

1, Ориентация на потребителя

2. Лидерство

3.Задействование

4. Процессный подход

5. Улучшение

6. Принятие решение, основанное на свидетельствах

7. Управление взаимоотношениями

Рис. 2. Изменение принципов менеджмента качества

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Термины и определения

4. Контекст деятельности организации

5. Лидерство

Б. Планирование

7. Обеспечение

8. Функционирование

9. Оценка результатов деятельности

10. Улучшение

Рис. 3. Общая структура стандарта ISO

В связи с предстоящими изменениями встал вопрос о целях новой версии стандарта ISO 9001:2015, которые были сформулированы следующим образом: ^ создать стабильную систему требований на следующие 10 лет;

^ несмотря на достаточно общий характер, оставаться актуальным для всех типов и размеров организаций, независимо от сектора экономики; сохранять нынешний акцент на результативность управления процессами для достижения желаемых результатов;

принять во внимание изменения в практике менеджмента качества и отразить изменения во все более сложной и динамичной среде, в которой действуют организации;

применить общую структуру, текст и определения, изложенные в Приложении SL к Директиве ISO для обеспечения совместимости с другими системами менеджмента (например, ISO 14001). В процессе работы ТК-176 над изменениями стандарта рассматривался вопрос и об актуальности 8 прин-

ципов менеджмента качества. Специалисты констатировали, что принципы выдержали испытание временем. Было внесено лишь несколько незначительных изменений с целью их актуализации для стандартов менеджмента следующего поколения. Эти изменения представлены на рисунке 3, из которого видно, что стало 7 принципов вместо 8 (системный подход и процессный слились в один).

Новая версия стандарта ISO 9001:2015 разработана, прежде всего, в соответствии с Приложением SL к Директиве ISO, которая была принята в 2012 г. с целью повышения совместимости стандартов на систе-

4.1 Понимание организации и ее контекста

• Организация должна установить внешние и внутренние факторы, которые имеют отношение к ее целям и стратегическим направлениям ее развития и которые влияют на способность ее системы менеджмента качества достигать намеченного(ых) результатами}.

'Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации, относящейся к этим внешним и внутренним факторам.

Рис. 6. Контекст деятельности организации

№ 1 • 2015 ВеККАЧЕСТВА

21

МЕТОДОЛОГИЯ

п ч нн ппя □ □2 ПП

н

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

• Ввиду влияний или возможного влияния на способность организации постоянно поставлять продукты и услуги, которые отвечают требованиям потребителей и соответствующим законодательным и нормативным требованиям, организация должна определить:

а} заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе менеджмента качества;

б) требования этих заинтересованных сторон, имеющих отношение к системе менеджмента качества.

• Организация должна осуществлять мониторинг и анализировать информацию об этих заинтересованных сторонах и их соответствующих требованиях.

Рис. 7. Потребности и ожидания заинтересованных сторон

5.1.1 Лидерство и обязательства в отношении СМК

> Высшее руководство должно демонстрировать лидерство в отношении СМК путем:

a) принятия ответственности за результативность смк;

b), с)...;

ф обеспечения интеграции требований СМК в бизнес-процессы организации;

е) продвижения понимания процессного подхода;

П, е)1

И) обеспечения того, чтобы система менеджмента качества достигала ожидаемых результатов;

¡) вовлечения, направления и поддержки персонала, который вносит свой вклад в результативность СМК;

])..-;

к} поощрения демонстрации лидерства на различных уровнях управления в границах установленной ответственности

Рис. 8. Лидерство

6. Планирование системы менеджмента качества

• 6.1 Действия в отношении рисков и потенциальных возможностей

6.1.1 Планируя систему менеджмента качества, организации должна принять во внимание контекст организации и требования заинтересованных сторон, и определить риски и возможности, по которым должны быть предприняты действия, чтобы:

• а) гарантировать, что СМК может обеспечивать ожидаемые результаты;

• Ь) предотвратить или уменьшить нежелательные эффекты;

• с1) обеспечить постоянное улучшение.

Рис. 9. Риск-ориентированное мышление

мы менеджмента. Приложение SL закрепляет структуру любого стандарта для любых областей экономики. В соответствии с этой Директивой все стандарты на системы менеджмента (не только ISO 9001, но и других систем менеджмента) должны быть приведены к единой структуре, будут содержать единые термины, определения и общие фрагменты текста. Таким образом, появится единый шаблон, по которому должны строиться все стандарты ISO. И новая версия ISO 9001 выстроена в соответствии с этими требованиями.

Согласно Приложению SL, стандарты на системы менеджмента будут содержать 10 глав (рис. 3).

В Приложении SL описаны 22 термина и 22 определения, устанавливающие язык всех стандартов. К этим терминам можно добавлять свои определения внутри СМК. Для удобства все эти термины содержатся в ISO 9001:2015, а потом перейдут в ISO 9000. Кроме общей терминологии в Приложении SL зафиксирован «Общий текст», пример которого представлен на рис. 4.

На рис. 5 представлены восемь основных изменений стандарта ISO 9001.

В проект нового стандарта введен раздел 4 «Контекст деятельности организации» (рис. 6). В этом разделе изложены требования к организации по установлению внешних и внутренних факторов, где внешние факторы - это политические, экономические, социальные аспекты среды, а внутренние факторы - это технология, персонал, оборудование.

В новой версии ISO 9001 более выпуклыми становятся другие «заинтересованные стороны», потребности и ожидания которых надо определить (рис. 7).

Следующее изменение представлено на рис. 8. В новой версии установлены более жесткие требования к руководству. Разработчики новой версии стандарта не раз подчеркивали, что СМК и бизнес не могут быть отдельно друг от друга, а должны быть интегрированы, что видно из подпункта «d».

Очередное изменение стандарта касается предупреждающих действий, которые трансформируются в риск-ориентированное мышление. При планировании деятельности

ВеККАЧЕСТВА № 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015

22

GH

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА МЕТОДОЛОГИЯ

\СВ

7.5 Документированная информация

7.1.6 Организационные знания

• Организация должна определить знания, необходимые для функционирования ее процессов и для достижения соответствия продукции и услуг.

• Эти знания должны поддерживаться в актуальном состоянии и в необходимой степени быть доступны для распространения.

• В случае меняющихся потребностей и тенденций, организация должна рассмотреть свои имеющиеся знания и определить, каким образом приобрести необходимые дополнительные знания или получить к ним доступ.

Рис. 10. Организационные знания

• Документированная информация = Документы + Записи

7.5.1 Система менеджмента качества организации должна включать в себя:

• а) документированную информацию, требуемую настоящим стандартом, и

• Ь) документированную информацию, признанную организацией необходимой для обеспечения результативности системы менеджмента качества.

Рис. 11. Документированная информация

теперь необходимо определять действия в отношении рисков и потенциальных возможностей для достижения целей и улучшений (рис. 9).

В соответствии с изменением, касающимся организационных знаний, необходимо определить и собрать все знания, которые есть в организации (рис. 10).

И последнее изменение стандарта касается документированной информации (рис. 11).

В марте 2015 г. ожидается выход окончательной версии проекта стандарта ISO 9001, а в сентябре 2015 г. - ее публикация, результатом чего по обычной процедуре станет отмена предыдущей редакции стандарта ISO 9001:2008 и назначение переходного периода продолжительностью три года.

Литература

1. Аванесов Е. Изменения международного стандарта ИСО 9001:2005 // III Международная конференция «Современные тенденции развития международной стандартизации в области менеджмента качества», 6-7 ноября 2014 г., Санкт-Петербург.

2. Янссенс Э. Будущее качества и развитие менеджмента качества // III Международная конференция «Современные тенденции развития международной стандартизации в области менеджмента качества», 6-7 ноября 2014 г., Санкт-Петербург.

3. Гусаков Ю. Новые разработки и приоритетные проекты Всероссийской организации по качеству // III Международная конференция «Современные тенденции развития международной стандартизации в области менеджмента качества», 6-7 ноября 2014 г., Санкт-Петербург.

НОВОСТИ NEWS НОВОСТИ NEWS НОВОСТИ NEWS

Новое качество радиовещания в столице Казахстана

27 февраля 2015 г. национальный оператор Республики Казахстан в области эфирного и спутникового телерадиовещания АО «Казтелерадио» подвел итоги проекта «Модернизация сети радиовещания в городе Астана» с участием представителей СМИ и телерадиокомпаний, трансляция которых ведется с радиотелевизионной станций «Астана». Данный проект осуществлен в рамках стратегической программы «Информационный Казахстан-2020».

В рамках развития цифрового эфирного вещания в 2014 г. АО «Казтелерадио» ввело в эксплуатацию 297 радиотелевизионных станций, в результате чего обеспечено 72% охвата населения цифровым эфирным вещанием или 11,5 млн человек. Согласно утвержденному стратегическому плану Министерства инвестиций и развития РК, в 2017 г. будет обеспечена работа 827 цифровых радиотелевизионных станций, которая охватит 95% населения республики цифровым эфирным сигналом.

По словам главного технического директора АО «Казтелерадио» Базарбека Картжанова, реализация данного проекта обеспечила не только качественную трансляцию существующих радиоканалов для жителей столицы и прилегающих к ней населенных пунктов, но и предоставила возможность организации трансляции новых радиопрограмм. Применение новейшего оборудования в области

распространения телерадиосигнала позволило устранить так называемые «теневые зоны» неуверенного покрытия радиосигналом. Если до модернизации в зоне уверенного приема государственных каналов - «Казахское Радио» и «Шалкар» - было 33 пригородных к г. Астана населенных пунктов, то теперь это 54 населенных пункта. Для достижения качества распространения телерадиосигнала с радиотелевизионной станций «Астана» была осуществлена оптимизация приемопередающего оборудования, а также его интеграция в систему контроля и мониторинга цифрового телерадиовещания, что позволяет облегчить проведение ремонтно-профилактических работ и повысить контроль качества работы эксплуатируемого оборудования. В настоящее время с РТС «Астана» осуществляется трансляция 12 казахстанских радиоканалов с использованием нового комплекса оборудования.

В декабре 2014 г. «Казтелерадио» выдан сертификат системы добровольной сертификации Международной организации АМККТ, подтверждающий соответствие заявленным требованиям услуги «Услуга по первичному распределению каналов телерадиовещания по спутниковой сети». Работы по сертификации проведены Центром сертификации услуг связи - Органом по сертификации услуг Системы добровольной сертификации Международной организации АМККТ. ■ http://kazteleradio.kz

2015

teic КАЧЕСТВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.