Научная статья на тему 'Основные характеристики образовательных стратегий саратовцев'

Основные характеристики образовательных стратегий саратовцев Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
234
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные ориентации / образование / об- разовательные стратегии. / value system / education / educational strategies.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ситникова С. В.

В статье дается описание и анализ основных тенденций транс-формации образовательных стратегий жителей г. Саратова. До-казан рост значимости образования как инструмента достиженияжелаемого социального и профессионального статуса. В резуль-тате обозначены направления возможных изменений в средне-срочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Characteristics of Educational Stratiegies of Saratovites

The article describes and analizes the main transformational tendencies of educational strategies of Saratov citizens. It is proved that there is the increase of education importance as the way to reach the desired social and professional status. As a result, the directions of possible mid-term changes are defined.

Текст научной работы на тему «Основные характеристики образовательных стратегий саратовцев»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 3

правила. Можно идеально вести себя в семье, заботиться о супруге и детях, а он (или она) все равно уйдет, потому что «чувства иссякли» либо обратились на кого-то другого.

Если общество считает нормальным явлением разводы, вызванные угасанием чувств или новой любовью, то ужесточение законов может привести к увеличению числа случаев распада семей de facto без развода de jure и отказов от регистрации брака, а также к повышению частоты сожительств и рождений вне брака. Прежде чем вводить в Семейный кодекс перечень оснований для развода (пусть и намного более широкий, чем до революции), надо воздействовать на неформальные нормы, т. е. на общественное мнение. Эта задача может быть решена с помощью духовенства (как православного, так и других традиционных религий), учебных заведений и средств массовой информации15.

Примечания

1 Розанов В. В. Собр. соч. : в 30 т. Т. 18. Семейный вопрос в России. М. : Республика, 2004. С. 98. (Впервые опубликовано: Розанов В. В. Семейный вопрос в России : в 2 т. СПб., 1903).

2 См.: Шевченко И. О. Отчим в структуре современной российской семьи // Социология. 2011. № 2. С. 186-192.

3 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. С. 36.

4 Сорокин П. А. Кризис современной семьи // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 3. С. 78. (Впервые опубликовано: Ежемесячный журнал для всех. 1916. № 2, 3.)

5 Кодекс законов об актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства за 1917-1918 гг. № 76-77 от 22 окт. 1918 г. Отд. первый. Ст. 818.

6 Маяковский В. В. Любовь // Маяковский В. В. Полн. собр. соч. : в 13 т.. Т. 7. М., 1955. С. 147.

7 Иодковский А., Роднянский А. Кодекс законов о браке, семье и опеке. М., 1931. С. 29.

8 Цит. по: Бененсон C. Д. Права матери и ребенка (установление отцовства и получение алиментов). М., 1938. С. 17.

9 Розанов В. В. Указ соч. С. 106.

10 См.: Стельмахович А. Дела об алиментах. М., 1926. С. 7 ; Безрукова О. Н. Отцовство в трансформирующемся обществе: ожидания матерей и практики отцов // Социс. 2013. № 11. С. 118-130.

11 Рассчитано по: Население СССР (Численность, состав и движение населения). 1973 : стат. сб. М., 1975. С. 150 ; Урланис Б. Ц. История одного поколения. М., 1968. С. 75-77 ; Естественное движение населения Союза ССР в 1926 г. М., 1929. С. 38 ; Естественное движение населения Российской Федерации за 2013 год : стат. бюлл. М. , 2014. Табл. 4 и 19.

12 См.: О разводах // Фонд «Общественное мнение» (ФОМ). Опрос «ФОМнибус» 8-9 сентября 2012 г. URL: http://fom.ru/rabota-i-dom/10769 (дата обращения: 11.01.2015).

13 См.: Дети, чувства или квартира : ради чего стоит сохранить неудачный брак? // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 1362 от 13.11.2009.

14 Опрос проведен в сентябре-октябре 2012 г. в 30 субъектах РФ. Число респондентов - 10054 (4910 мужчин и 5144 женщины). Показатели рассчитаны А. Б. Синельниковым по: Аналитический отчет по итогам выборочного наблюдения репродуктивных планов населения за 2012 год. С. 4. (Опубликовано 24.01.2013) // Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. 2013. URL: http://www.gks.ru/free_doc/2012/demo/orp.doc (дата обращения: 17.01.2015). (В число лиц, состоящих или состоявших ранее в браке, включены и те, у кого он не был зарегистрирован. Статистическая погрешность при доверительном уровне 0,99 по этому показателю для мужчин 3,9%, для женщин - 3,3%.)

15 См.: Карцева Л. В. Представления студентов и школьников о браке // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2013. № 3 (31). С. 26-30 ; Лебедь О. Л., Синельников А. Б. Образ семьи в российских художественных фильмах // Социология. 2013. № 1. С. 18-36.

УДК 316.4

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ САРАТОВЦЕВ

С. В. Ситникова

Саратовский государственный университет E-mail: skareva@yandex.ru

В статье дается описание и анализ основных тенденций трансформации образовательных стратегий жителей г. Саратова. Доказан рост значимости образования как инструмента достижения желаемого социального и профессионального статуса. В резуль-

тате обозначены направления возможных изменений в среднесрочной перспективе.

Ключевые слова: ценностные ориентации, образование, образовательные стратегии.

© Ситникова С. В., 2015

С. В. Ситникова. Основные характеристики образовательных стратегий саратовцев

The Main Characteristics of Educational Stratiegies of Saratovites

S. V. Sitnikova

The article describes and analizes the main transformational tendencies of educational strategies of Saratov citizens. It is proved that there is the increase of education importance as the way to reach the desired social and professional status. As a result, the directions of possible mid-term changes are defined.

Key words: value system, education, educational strategies.

DOI: 10.18500/1818-9601-2015-15-3-28-32

Многочисленные исследования1 подтверждают стабильность приоритетов универсальных ценностей, таких как, например, семья, работа, здоровье. Образование в их числе имеет достаточно высокую рейтинговую позицию. Кроме того, анализ результатов как авторских исследований, так и вторичных данных свидетельствует о тенденции роста значимости образования в системе ценностных установок россиян. Уровень общего и профессионального образования является одной из важных характеристик трудового потенциала личности. В то же время образование обеспечивает общий прогресс общества, служит основой развития личности работника и роста его квалификации. Социологические исследования показывают существенные творческие возможности рабочих с высоким профессиональным образованием2. Более того, анализ данных статистики свидетельствует, что риск потери работы для более образованных людей ниже, чем для неквалифицированных работников3. Образование, как следует из исследований специалистов, является не только социокультурной, но и социально-экономической категорией. Ю. Ю. Серван-Шрайбер доказал, что успешное проникновение американцев на европейский рынок, в том числе в сферу организации новых предприятий, было обусловлено тем, что США, в отличие от стран Европы, более широко осуществляли инвестиции в человеческий капитал, т. е. в образование и науку4.

Экономическая эффективность образования обосновывалась и многими российскими учеными, в частности С. Г. Струмилиным5. Им была предложена методика такого расчета степени важности среди всех источников повышения производительности труда, в котором образование делит второе-третье места с экономией средств и техническим преобразованием производства. Л. Кристенсен, Д. Каммлинг и Д. Иоргенсон определяют до 35% прироста среднегодового национального дохода на основе повышения уровня образования персонала6.

В условиях резкой ломки социально-экономических структур и отношений от современного человека требуются быстрая ориентация в происходящих изменениях, адаптация к ним, активность в поиске оптимальных решений. Таким

образом, образовательный уровень служит основой квалификации человека и является необходимой предпосылкой его социально-профессиональной мобильности.

Динамику роста ценности образования в российском обществе показывают результаты авторских исследований, проводимых с 2005 г.

Еще в 2006 г. в ходе изучения особенностей дифференциации социального пространства Саратовского региона была выявлена важная ценностная установка родителей на образование ребенка. Необходимость образования в профессиональной реализации осознается и представителями молодежной когорты. Так, к примеру, на вопрос о значимости профессионального образования 65% опрошенных абитуриентов ответили, что образование является неотъемлемой частью дальнейшей профессиональной деятельности, 30% определяют его как возможность повысить уровень знаний, 3% считают, что это одно из условий подтверждения статуса родителей, и только 2% определили образование как желаемый, но не самый важный компонент устройства трудовой деятельности7. Тенденция роста значимости образования была выявлена еще в 2000-е гг. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного на базе СПбГУ под руководством Н. А. Голо -вина и В. А. Сибирева8. В ряду высказываний, характеризующих различные оценки студентов некоторых аспектов образовательного процесса, в том числе и его потенциал, наименьший показатель дисперсии, что, в свою очередь, свидетельствует о высокой степени интеграции по мнению, оказалось высказывание: «Высшее образование открывает широкие перспективы и дает возможности развития личности». С этим высказыванием согласилось подавляющее большинство опрошенных студентов (81%). Широкие возможности социально-профессиональной мобильности как фактор усиливает рост значимости образования как ценности и формирует соответствующие модели-ориентации9. Нельзя не согласиться с тем, что профессиональные планы каждого человека зависят, прежде всего, от его оценки собственного уровня знаний, а также возможности и условий реализации трудового потенциала.

Анализ ответов опрошенных нами студентов относительно будущих планов10 показал, что большинство из них (43,2%) после окончания вуза планируют устраиваться на работу, 16% - планируют поступить в аспирантуру, 11,2% - займутся устройством личной жизни, достаточно значимым является процент (8%) желающих уехать за границу, одинаковое количество опрошенных (по 5,6%) планируют продолжить образование и открыть собственное дело и 10,4% - пока не определились с дальнейшими жизненными планами. На наш взгляд, данное распределение мнений свидетельствует о том, что университет

Социология

29

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 3

на сегодняшний день достаточно хорошо выполняет функцию ориентации современной молодежи на реализацию профессионально-трудового потенциала. Анализ данных упомянутого исследования11, а также ряда мониторингов 2008, 2010, 2012 и 2013 гг.12 позволяет говорить о том, что высшая школа на сегодняшний день вполне успешно и качественно выполняет основную функцию - профессиональную подготовку специалистов. Наметились тенденции общей удовлетворенности студентов учебным процессом, высокой оценки большинством своего учебного заведения, а также качества работы преподавателей. Однако обнаруженная в 2005 г. тенденция высокой профессиональной ориентированности именно в области получаемого образования претерпевает некоторые изменения. Доля выпускников, желающих работать по специальности, в целом по саратовским вузам снижается. Связано это, прежде всего, с изменением социального престижа ряда профессий, а также уровня оплаты труда. При этом профессиональная реализация предполагается чаще в смежных сферах с получаемым образованием. Неизменной тенденция остается лишь для узкопрофильных вузов, например медицинских, педагогических. Более 95% выпускников-медиков и 77% выпуск-ников-педагогов, к примеру, планируют работать по специальности.

В ходе исследований подтвердилось положение о заданности образовательных ориентаций особенностями социального базиса: большинство студентов высших учебных заведений представлены молодым поколением, вышедшим из семей специалистов.

В рамках нашей модели анализа достаточно интересными и показательными оказались результаты массового опроса населения 2006 г. в

рамках проекта «Дифференциация социального пространства региона»13: 80% опрошенных имеют профессиональное образование, у половины из них образование высшее; 34% респондентов получали дополнительную профессиональную подготовку. О динамике роста доли специалистов с высшим образованием свидетельствует статистика 2012 г.14 Около 53% опрошенных саратовцев имеют высшее образование. Анализ потребностей населения Саратовского региона в получении дополнительного образования выявил достаточно высокий уровень образовательных намерений: так, около 50% респондентов либо уже учатся, либо планируют. Вполне логично и то, что желающих продолжить образование больше среди тех, у кого среднее и основное общее образование. Однако выявлены группы, ориентированные на продолжение обучения и среди тех, кто уже имеет профессиональное образование. Так, из числа опрошенных со средним профессиональным образованием 20% либо уже обучаются, либо собираются в ближайшее время, из числа специалистов с высшим или неоконченным высшим образованием подобные образовательные стратегии разделяют около 27%. Нельзя не обратить внимания на то, что ориентация на повышение образовательного уровня проявлена в большей степени у специалистов с высшим образованием, нежели средним профессиональным. Кроме того, образовательные стратегии как работающих, так и неработающих саратовцев различны лишь в незначительной степени. Из числа неработающих учатся или планируют обучение 28%, из группы работающих таких оказалось 24% (табл. 1). Разница невелика. Все это свидетельствует о высокой значимости образования для различных по роду деятельности групп населения г. Саратова.

Образовательные стратегии саратовцев, % по статусу занятости

Таблица 1

Работаете ли Вы? Хотели бы Вы продолжить обучение?

Уже обучаюсь Да, собираюсь в ближайшее время Да, но только думаю об этом Нет, не задумывался Итого

Да 7,8 16,4 20,1 55,8 100,0

Нет 10,9 27,3 19,5 42,2 100,0

Данные того же исследования позволили конкретизировать содержание образовательных стратегий опрошенных. Так, для большинства получающих или желающих получать профессиональное образование оно является высшим или вторым высшим, для трети опрошенных - это дополнительные образовательные курсы (табл. 2).

В ходе анализа данных выявлены области знания, наиболее востребованные в качестве дополнительного образования. В их числе юриспруденция, психология, иностранный язык, менеджмент и управление, экономика, бухгалтерия.

Таблица 2

Получаемое или планируемое образование

Уровень образования % от числа ответов

Среднее профессиональное образование 1,0

Высшее образование 35,8

Второе высшее 30,6

Курсы повышения квалификации 14,5

Курсы переквалификации 3,1

Дополнительные образовательные курсы 15,0

Итого 100,0

30

Научный отдел

С. В. Ситникова. Основные характеристики образовательных стратегий саратовцев

Чем же аргументированы столь высокие образовательные потребности? Рейтинг по частоте упоминаний возглавил вариант «чтобы найти престижную и высокооплачиваемую работу» (более 2/3 опрошенных). Для трети опрошенных существует необходимость получения новых знаний, не менее значимым оказался аргумент «для общего развития» (табл. 3). Таким образом, для большинства опрошенных саратовцев образовательные стратегии имеют инструментальный характер. Учитывая этот факт, можно говорить о высокой практической значимости и востребованности профессионального образования в жизни россиян.

Таблица 3

Аргументация необходимости получать образование

Упоминаемые аргументы % от числа ответов

Найти престижную и высокооплачиваемую работу 68,8

Получить знания 37,5

Для общего развития 33,3

Получить уважение окружающих 7,3

Избежать армии 2,1

Открыть свое дело 0,5

Итого 149,5

Примечание. Итоговый процент больше 100, поскольку каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.

Свидетельствуют об этом и данные о реальном и желаемом финансовом вложении саратовцев в образование. Высока рейтинговая позиция статьи вложения сбережений на образование свое и детей. Причем вариант «уже вложил за прошедший год» в обучение своих детей находится на 2-м месте по упоминанию, уступая лишь на 1% варианту «откладываю, коплю».

Достаточно высокие проценты по указанным показателям, безусловно, свидетельствуют о ценности «образование» не только как о декларируемой ценности общественного сознания, но и как о реально осознанной, имеющей четкие и обоснованные ориентации, более того, выраженной в реальных действиях. Следует констатировать тот факт, что ценность наличия профессионального образования осознана не только населением, представляющим среднее и старшее поколение, но и молодежью.

С позиций дифференциации - интеграции образование как критерий, определяющий деление людей на различные социальные группы, попало в список значимых. Так, в числе критериев стратификации населения (респонденты оценивали по пятибалльной шкале значимости в 5 баллов), образование оказалось на 5-м месте после более высоких рейтинговых - власть, деньги, частная собственность и незаконные действия. В оценке влияния критерия на уровне

трех баллов (имеющее достаточную значимость) критерий «образование» оказался на 2-м месте после критерия «талант, способности». Образование как фактор социальной дифференциации составил среднюю значимость (3 балла), на что указала треть всех опрошенных. Кроме того, в ходе корреляционного анализа выявлена, на наш взгляд, существенная зависимость: на высокую значимость (5 баллов) критерия «образование» как разделяющего население на различные слои чаще всего указывали респонденты, идентифицирующие себя с полярными слоями - высшим и низшим. Опрошенные, относившие себя к слоям «между высшим и средним» и «среднему», чаще всего относили этот критерий по силе влияния к оценочным 3 баллам.

Таким образом, образование как неотъемлемая часть ценностных ориентаций российского населения остается важной составляющей социальной и профессиональной адаптации. Растет нацеленность на качество образования как одного из базовых условий «выхода на рынок». При сохранении основных направлений в экономической, политической, социальной сферах государственной политики образование как инструментальная ценность будет неуклонно расти.

Примечания

1 Исследования, проведенные на базе ЦРСИ СГУ при участии автора: 2000, 2004 гг. - проект «Планирование семьи»; 2003 г. - «Репродуктивные установки семейных пар г. Саратова», «Репродуктивные ориентации молодежи г. Саратова», «Семья как социокультурная ценность глазами студентов», «Ребенок как ценность в жизни современной женщины»; 2006 г. - «Дифференциация социального пространства региона», «Возрастные цензы успешности»; 2007 г. - «Молодежь в политических процессах современной России»; 2008, 2009 гг. - «Образовательные стратегии учащейся молодежи»; 2010, 2011 гг. - «Основные типы ценностных ориентаций молодежи»; 2012 г. - «Социальные страхи студентов» и др.

2 См.: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.

3 См.: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. М., 1996.

4 См.: Образование в современном мире : Состояние и потенциал развития / под ред. М. И. Кондакова. М., 1986.

5 См.: Струмилин С. Г Проблемы экономики труда. 3-е изд. М., 1982.

6 См.: Соколов А. И. Япония : Экономика и образование. М., 1982.

7 Опрос абитуриентов СГУ проводился в 2005, 2008 гг. Центром региональных социологических исследований СГУ при участии автора.

8 Исследования на тему «Реклама, потребление и образ жизни петербургских студентов», которое представляет собой двухсеместровое учебное исследование, выпол-

Социология

31

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 3

ненное студентами факультета социологии СПбГУ под руководством доц. Н. А. Головина и доц. В. А. Сиби-рева в 1998-1999 учебном году. Анкетирование было выполнено по представительной выборке, в которую вошел 471 студент гуманитарных, естественнонаучных и инженерно-технических специальностей СПбГУ и СПбГТУ.

9 См.: Учебное исследование 1998-1999 «Реклама, потребление и образ жизни петербургских студентов». СПб., 1999. С. 89.

10 Данное социологическое исследование, целью которого был социально-педагогический анализ образовательного процесса в вузах, проводилось по совместному проекту с Оренбургским государственным университетом. Вузы-участники: Саратовский госуниверситет, Оренбургский госуниверситет, Орский гуманитарно-технологический институт, Оренбургский государственный аграрный университет и Актюбинский госуниверситет. Выборочная совокупность составила 1200 студентов 12 специальностей технического и гуманитарного направлений подготовки с первого по четвертый курсы обучения.

11 См.: Рязанова Н. В., Земцова В. И., Шахматова Н. В., Карева С. В., Трусова А. В., Ювица Н. В. Студенческая параллель. Оренбург, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 См.: Бегтина И. А., Кашина Н., Ситникова С. В., ФилимоноваМ. А. Основные детерминанты и императивы профессионального самоопределения учащихся в современной России (региональный аспект) // Региональные трансформации : социологический

мониторинг / под ред. Н. В. Шахматовой : информ. бюл. Вып. 1-2 (7-8). Саратов, 2008 ; Бегинина И. А., Ситникова С.В., ФилимоноваМ. А. Аксиологические аспекты формирования профессионально-трудовых стратегий молодежи // Региональные трансформации : социологический мониторинг / под ред. Н. В. Шахматовой : информ. бюл. Вып. 1-2 (11-12). Саратов, 2010 ; Ситникова С. В. Особенности профессиональной адаптации студентов выпускников саратовских вузов // Современное российское общество : традиции и инновации : сб. науч. тр. Вып. 4 / под ред. Г. В. Дыльнова. Саратов, 2012. С. 265-268 ; Она же. Компетентностный подход новых образовательных стандартов как основа профессионально-ценностных ориентаций студентов вузов г. Саратова // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13, вып. 3. С. 15-19.

13 Исследование проведено на базе Центра региональных социологических исследований СГУ. Выборочная совокупность исследования составила 1478 человек как городского, так и сельского населения.

14 Исследование потребностей жителей Саратовского региона в дистанционном образовании проведено в мае 2012 г. Центром региональных социологических исследований СГУ при участии автора по заказу Института электронного и дистанционного обучения. Использовался метод формализованного интервью. Объем выборочной совокупности составил 400 человек. Доверительный интервал 95% при ошибке p = 0,05.

УДК 316.342.5

СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ПОЗИЦИОННОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

Д. В. Покатов

Саратовский государственный университет E-mail: dvpokatov@gmail.com

В статье рассматриваются особенности формирования позиционного подхода в отечественной социологии к изучению политической элиты. Выявляются факторы становления и дается характеристика основных тенденций развития позиционного подхода в анализе политической элиты в отечественной социологии.

Ключевые слова: элита, политическая элита, отечественная социология, позиционный подход.

D. V. Pokatov

The Formation and Evolution of the Positional Approach in the Political Elite Study in Home Sociology

The article deals with the peculiarities of the positional approach formation in home sociology of the political elite. The formation factors are being revealed and a characteristic of the main tendencies of the

positional approach development in the analysis of the political elite in home sociology.

Key words: elite, political elite, home sociology, positional approach. DOI: 10.18500/1818-9601 -2015-15-3-32-37

В последние годы не ослабевает интерес к проблеме политической элиты со стороны представителей различных школ и направлений как западной, так и отечественной социологии. Это вполне объяснимо, если учитывать, что политическая элита все более закрепляет свое положение как одна из ведущих общественных страт и, монополизируя важнейшие ресурсы, активно участвует в управлении общественными процессами.

Несмотря на появление многочисленных исследований по элитной проблематике, следует

© Покатов Д. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.