Научная статья на тему 'Основные функции словопорядка в простом предложении'

Основные функции словопорядка в простом предложении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1182
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / СЛОВОПОРЯДОК / АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СЛОВОПОРЯДКА / ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / СТРУКТУРНОЕ ЯДРО ПРЕДЛОЖЕНИЯ / SIMPLE SENTENCE / WORD ORDER / THE RELVANT DIVISION OF THE SENTENCE / GRAMMATICAL FUNCTION OF WORD ORDER / INTERNAL ORGANIZATION OF THE SENTENCE / THE STRUCTURAL CORE OF THE SENTENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кахужева Зарема Кимовна

Рассматриваются закономерности русского словорасположения, выявляются функции словопорядка, рассматривается вопрос о взаимодействии уровней структуры простого предложения, сложная природа самого понятия. Словопорядок рассматривается с точки зрения логического членения, с точки зрения синтаксического членения и с точки зрения актуального членения. Установлено, что выделение при анализе одного конкретного предложения трех уровней структуры и в соответствии с этим вычленение компонентов каждого из уровней требует выявления соотношения единиц различных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main functions of word order in a simple sentence

The paper explores the main laws and functions of Russian word order, the interaction of structure levels in a simple sentence and the complex nature of the concept itself. Word order is considered from the point of view of logical, syntactic and relevant division. It is established that in order to distinguish three levels of structure during the analysis of a particular sentence and in accordance with this to isolate the components of each of these levels, we need to find out correlation of units of different levels.

Текст научной работы на тему «Основные функции словопорядка в простом предложении»

УДК 811.161.1'36

ББК 81.411.2-22

К 30

Кахужева З.К.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской филологии Адыгейского государственного университета, e-mail: zkaxuzheva@mail.ru

Основные функции словопорядка в простом предложении

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматриваются закономерности русского словорасположения, выявляются функции словопорядка, рассматривается вопрос о взаимодействии уровней структуры простого предложения, сложная природа самого понятия. Словопорядок рассматривается с точки зрения логического членения, с точки зрения синтаксического членения и с точки зрения актуального членения. Установлено, что выделение при анализе одного конкретного предложения трех уровней структуры и в соответствии с этим вычленение компонентов каждого из уровней требует выявления соотношения единиц различных уровней.

Ключевые слова:

Простое предложение, словопорядок, актуальное членение предложения, грамматическая функция словопорядка, внутренняя организация предложения, структурное ядро предложения.

Kakhuzheva Z.K.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Russian Philology Department, Adyghe State University, e-mail: zkaxuzheva@mail.ru

The main functions of word order in a simple sentence

Abstract:

The paper explores the main laws and functions of Russian word order, the interaction of structure levels in a simple sentence and the complex nature of the concept itself. Word order is considered from the point of view of logical, syntactic and relevant division. It is established that in order to distinguish three levels of structure during the analysis of a particular sentence and in accordance with this to isolate the components of each of these levels, we need to find out correlation of units of different levels.

Keywords:

Simple sentence, word order, the relvant division of the sentence, grammatical function of word order, internal organization of the sentence, the structural core of the sentence.

Проблема изучения закономерностей русского словорасположения издавна привлекала внимание учёных, так как известно, что вопрос о том, как строится предложение, относится к числу наи-

более трудных в лингвистической науке. Необходимость изучения порядка слов в русском языке в теоретическом плане определяется тем, что «ядро синтаксиса составляют правила употребления слов в

функции предложений и правила соединения слов и словосочетаний в предложения» и «языковая форма предложения не определяется всецело его грамматическим составом - отношением подлежащего и сказуемого. Фактически предложение существует как определённое единство всего состава, интонации и порядка слов» [1: 276].

Закономерности порядка слов изучаются в современной лингвистике в трех направлениях: во-первых, в описательном синтаксисе в связи с учением об актуальном членении предложения, исследующем функциональный аспект языковой системы: во-вторых, в плане теории трансформации; в-третьих, в плане типологического описания языков, когда в зависимости от преобладания в языке препозиции или постпозиции подчинённого слова язык включается в тот или иной тип.

Порядок слов - один из наиболее сложных разделов синтаксиса славянских языков. На этом уровне переплетаются вопросы грамматической организации предложения и актуального членения, значения морфологической принадлежности слов, кроме того, в описательной грамматике порядок слов признается одним из средств выражения актуального членения.

Исходя из основополагающего утверждения о том, что русский язык принадлежит к числу флективных языков, в которых синтаксические отношения между словами в предложении выражаются не строго закрепленной последовательностью в расположении слов, а окончаниями, можно утверждать, что в таких языках синтаксическая роль каждого из членов предложения может быть определена вне зависимости от его расположения в предложении. Следовательно, в русском повествовательном предложении возможно варьирование местоположения членов предложения в зависимости от целей коммуникации. Так, например, предложение Азамат молча взял книгу и вышел может иметь 34 различных варианта словорасположения,

а - Тимур выполняет домашнее задание -24 варианта. Возможность или невозможность варьирования месторасположения какого-нибудь слова в предложении определяет одну из основных особенностей русского словорасположения - нефиксиро-ванность порядка слов.

Функция порядка слов, сформулированная Пражской лингвистической школой, предполагает, что порядок слов выступает в качестве средства оформления высказывания. В этом смысле функция одного варианта словорасположения оказывается величиной переменной, т.к. в разных условиях контекста при одном словорасположении и даже одинаковой локализации фразового ударения высказывания могут обладать разными значениями. Поэтому важно не только описание различных типов высказываний, но и выявление условий, в которых они функционируют, т.е. определение влияния контекста на формирование значения высказывания и его формы.

Порядок слов на уровне синтаксической структуры различает компоненты словосочетаний, а на уровне актуального членения предложения в стилистически нейтральных и синтагматически независимых высказываниях он различает тему и рему высказывания [2:320].

Принято считать, что порядок слов в русском повествовательном предложении свободный. Действительно, за каждым членом предложения в основном не закреплено определенного места. Сказуемое может стоять перед подлежащим и после него, различные дополнения и обстоятельства могут быть препозитивны и постпозитивны по отношению к тем словам, с которыми они связаны грамматически или по смыслу, даже определение может отрываться от определяемого слова.

Материалы исследования дают основание утверждать, что речь может идти только об относительной свободе, так как свобода порядка слов не может означать произвольности и существу-

ют некоторые закономерности, так называемые характерные или привычные позиции отдельных членов предложения. Порядок слов не является раз и навсегда определённым, он подчиняется закономерностям, нарушение которых расценивается как ошибка.

В предложении типичные для разных видов и типов словосочетаний соединения слов осложняются такими законами и правилами, которые действуют в строе предложения. Словопорядок в предложении зависит от его коммуникативной направленности. Словосочетание же лишено значения коммуникативности, поэтому в нем закрепленный порядок слов. В составе предложения словосочетания могут сохранить исходную форму (читать книгу - Ученик читает книгу; смотреть фильм - Вся семья смотрела фильм по. телевизору) или могут функционировать с измененным порядком слов (Ученик книгу читает - если надо подчеркнуть, что именно читает ученик; Вся семья фильм смотрела по телевизору - фильм, а не другую передачу).

Золотова Г.А., например, анализируя предложения Отец читает газету и Отца_ отличает строгость, отмечает их существенное структурное различие: в первом из них главные члены предложения образуют структурный и смысловой минимум (отец читает), во втором же этот смысловой минимум ими не образуется (строгость отличает). Исследователь, на наш взгляд, совершенно справедливо делает вывод: «Разница между рассмотренными предложениями в порядке слов также обусловлена в разнице значений: для формы винительного падежа объекта характерна постпозиция, для формы винительного падежа субъекта препозиция» [3:15].

Словопорядок является одним из важных характеристик предложения, так как нормы расположения слов или групп слов в предложении обусловлены и его актуальным членением. В современном языкознании принято выделять три основные

функции словопорядка: грамматическую, коммуникативную и стилистическую.

Грамматическая функция словопорядка связана с внутренней организацией предложения. Выделяют структурное ядро предложения - его грамматическую основу и распространяющие его члены. Здесь идёт речь о правилах расположения синтаксических компонентов предложения, его членов. В русском повествовательном предложении за каждым членом закреплено наиболее характерное для него место, связанное с расположением компонентов словосочетаний определённых структур, участвующих во внутренней организации предложения. В данном случае при характеристике грамматической функции порядка слов следует иметь в виду нейтральное расположение членов предложения относительно друг друга, лишённое какой-либо экспрессии.

Словопорядок служит грамматическим целям в большей или меньшей степени в зависимости от коммуникативной задачи. Так, грамматическая функция в утвердительных предложениях менее значима, так как развитая система глагольных и предложно-падежных окончаний позволяет отразить, как правило, любые синтаксические отношения. Однако когда в роли подлежащего и прямого дополнения выступают два одушевлённых существительных женского рода, оканчивающихся на мягкий знак (традиционно приводят пример Мать любит дочь и Дочь любит мать), только словопорядок способен дифференцировать различные члены предложения.

В отрицательных предложениях грамматическая функция более выражена, и словопорядок служит грамматическим целям. В общеотрицательных предложениях частица не стоит перед глаголом или, при отсутствии связки, перед именной частью составного сказуемого: Он читает не книгу. Он не читает книгу. Первое предложение утвердительное, второе отрицательное. В утвердительных

предложениях с частичным отрицанием не стоит перед отрицаемым словом или словосочетанием.

Грамматическая функция проявляется в том, что взаимное расположение слов выступает как средство синтаксических отношений. Человеку трудно жить и работать (как?) без знаний. Выделенная предложно-падежная форма существительного относится к сказуемому и является обстоятельством образа действия. Перемещение этой словоформы в предложении к дополнению приводит к тому, что она выступает в роли несогласованного определения: человеку (какому?) без знаний трудно жить и работать. Меняется соотношение синтаксической функции и в предложениях: Первый долг человека в жизни - нести добро людям. Нести добро людям - первый долг человека в жизни.

Грамматическая функция словопо-рядка также связана с внутренней структурной организацией разных функциональных типов предложений.

Порядок слов в предложении непосредственно связан и с конкретной целью сообщения. Часто между грамматической и коммуникативной функцией сло-вопорядка может возникать взаимозависимость в предложениях типа: Дети - это будущее общества. Изменение порядка слов приводит к изменению не только синтаксического членения, но и актуального. Содержание предложения становится иным: Будущее человечества - это дети. Поэтому, «говоря о месте отдельных членов предложения, не следует иметь в виду место изолированного члена предложения. Важно воспринимать порядок слов во всем предложении, потому что не место отдельного члена предложения, а взаимное расположение всех членов создает структуру предложения в целом» [3: 36].

Когда говорят о грамматической функции словопорядка в предложении, имеют в виду предложение, взятое вне речи и контекста. Но предложение, вернее

его составление, не самоцель. Оно служит для оформления сообщения, а, следовательно, существует в контексте, значит на него оказывают влияние внешние факторы. В зависимости от цели высказывания может меняться словорасположение. Одно и то же сообщение может быть оформлено по-разному, и, наоборот, внешне одинаковые предложения в зависимости от интонации и вопроса, на который они отвечают, могут нести различную информацию. В этом случае речь идет о другой функции словопорядка - коммуникативной.

Коммуникативная функция словопорядка состоит в том, что он служит для точной передачи смысла высказывания. Смыслоразличительные и экспрессивно-выразительные функции определяются с помощью актуального членения предложения.

Предложение обычно содержит две части: то, о чем сообщается, из чего исходит говорящий, и то, что об этом сообщается. Первая часть называется логическим субъектом или темой, а вторая часть - логическим предикатом или ремой. Наиболее важной по смыслу является вторая часть - то, что сообщается о теме. Вторая часть - рема - чаще всего содержит новые для слушателя или читателя сведения. Рема осуществляет коммуникативную задачу предложения, т. е. она содержит то главное, что говорящий стремится сообщить в данном предложении. Например, в предложении Студенты читают сообщается о студентах (тема), и о том, что они читают (рема). Членение предложения на тему и рему называется актуальным членением.

Основной принцип теории актуального членения заключается в том, что высказывание развертывается от какого-либо отправного момента, известного говорящему, или как известное, данное к какому-либо конечному пункту, содержащему известное, новое. Порядок слов, обладая свойством мобильности, способствует выражению этого движения. В зависимости

от различных задач высказывания, от того, что в конкретном высказывании становится исходным и что несет новую информацию, происходит перегруппировка членов предложения: самый важный в семантическом отношении член предложения ставится в конце высказывания.

Место члена предложения непосредственно связано с коммуникативным заданием высказывания, его актуальным членением. Внутри предложения слова распределяются таким образом, что одни представляют собой предмет сообщения, а другие - цель сообщения; т.е. то, что говорится о предмете сообщения - формально-грамматическое, структурное членение предложения, а актуальное членение зависит от внешних причин - речевой ситуации или контекста. Таким образом, актуальное членение предложения - это приспособление внутренней грамматической структуры предложения к задачам коммуникации в связи с конкретной речевой ситуацией или контекстом. А «отношение порядка слов к актуальному членению - это отношение формы и функции. Поэтому изучать эти два круга явлений необходимо в тесной связи друг с другом» [4: 9].

В изолированном, не связанном с контекстом предложении чаще прямой, устойчивый порядок слов, а в контекстных условиях наблюдается отклонение от обычного порядка слов. Однако, если это отклонение от обычного порядка слов оправдано контекстом, связано с другими предложениями, коммуникативным заданием предложения, его не следует считать нарушением норм словопорядка. Это явление связано с другой функцией порядка слов - стилистической.

Нефиксированность порядка слов требует четко определить прямой (нормальный, исходный) порядок слов в предложении и инверсированный (измененный, субъективный, окказиональный и т.д.) словопорядок. Прямой порядок слов - это форма, свойственная синтаксической единице «в состоянии синтаксиче-

ского покоя, т. е. в максимальном удалении от влияния контекста и ситуации. Инверсия - это та форма, которая складывается у синтаксических единиц под воздействием каких-либо факторов, как модификация исходной формы» [5: 292].

Порядок слов в предложении является объектом внимания описательной лингвистики, а также структурной прикладной лингвистики. Простейшим распространенным предложением в русском языке является предложение трех-компонентной структуры с субьектно-обьектными отношениями. Синтаксическое оформление этих отношений таково: подлежащее-сказуемое-прямое дополнение. Ученица выполняет уроки. Методом трансформационного анализа доказано, что такое линейное расположение является инвариантным. Но так как порядок слов обладает свойством нефиксированное™, то в тексте могут встретиться трех-компонентные предложения по любой из 6 схем словорасположения. Предложение Ученик пишет сочинение представляет собой линейную структуру, исходный СП и имеет 5 способов варьирования слово-порядка (инверсированного).

Прямой порядок слов - от темы к реме - считается стилистически нейтральным. С нарушением этого прямого порядка слов возникает инверсированный, стилистически значимый словопорядок. Для одних стилей речи характерно предпочтение прямому порядку слов (научный, официально-деловой), для других - инверсивному словопорядку (разговорный, художественный стили). При этом различаются две группы стилистически окрашенных вариантов словорасположения: варианты с фольклорно-повествовательной и эпической окраской словорасположения и варианты с поэтической окраской.

Итак, рассмотрение соотношения актуального членения и порядка слов позволяет согласиться с тем, что порядок слов, несомненно, способен выражать основную идею актуального членения

(развертывание высказывания от известного к неизвестному).

Рассматривая вопрос о взаимодействии уровней структуры простого предложения, на наш взгляд, можно утверждать, что единицы всех уровней находятся в отношениях сложного взаимодействия, и выявление или уточнение функций членов предложения, а также определение зависимости этих функций от лока-

лизации членов предложения возможно на уровне актуального предложения.

Выделение при анализе одного конкретного предложения трех уровней структуры и в соответствии с этим вычленение компонентов каждого из уровней требует выявления соотношения единиц различных уровней, т. е. взаимоотношения в предложении семантической, актуальной и формальной сторон.

Примечания:

1. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения (На материале русского языка) // Исследования по русской грамматике: избр. тр. М., 1975. 376 с.

2. Уракова Ф. К. Сопоставительно-типологическое описание словосочетаний в русском и адыгейском языках // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2012. Вып. 2. С. 320-323.

3. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. 2-е изд. М., 2001. 268 с.

4. Шхапацева М.Х. Обучение синтаксическому строю русского языка. Майкоп, 1993. 336 с.

5. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.

6. Адмони В.Г. Синтаксис современного немецкого языка. Система отношений и система построений. Л., 1973. 154 с.

References:

1. Vinogradov V. V. The main problems of a sentence syntax (based on the Russian language) // Researches on the Russian grammar: Selected works. M., 1975. 376 pp.

2. Urakova F.K. The comparative and typological description of word combinations in the Russian and Adyghe languages // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2012. Iss. 2. P. 320-323.

3. Zolotova G.A. Communicative aspects of the Russian syntax. 2nd ed. M., 2001. 268 pp.

4. Shkhapatseva M.Kh. Learning the syntactic system of the Russian language. Maikop, 1993. 336 pp.

5. Kovtunova I.I. The modern Russian language. Word order and the actual division of a sentence. M., 1976.

6. Admoni V.G. Syntax of the modern German language. System of the relations and system of constructions. L., 1973. 154 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.