Научная статья на тему 'Основные формы соединения процессов обучения и воспитания при подготовке государственных служащих: педагогические технологии и новые методики'

Основные формы соединения процессов обучения и воспитания при подготовке государственных служащих: педагогические технологии и новые методики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорина Елена Борисовна

В статье рассматривается актуальная проблематика − поиск новых форм соединения процессов обучения и воспитания при подготовке государственных служащих. Отмечена возрастающая роль инновационного фактора и человеческого потенциала при переходе к информационному обществу на основе всестороннего развития науки и новых управленческих технологий, усложнения коммуникационных взаимосвязей в системе государственного управления. Приведены примеры соединения процессов обучения и организации самостоятельной научно-исследовательской работы студентов специальности «Государственное управление» на базе кафедры национальной экономики и государственного управления УО «Белорусский государственный экономический университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные формы соединения процессов обучения и воспитания при подготовке государственных служащих: педагогические технологии и новые методики»

Дорина Е.Б.

Основные формы соединения процессов обучения и воспитания при подготовке государственных служащих: педагогические технологии и

новые методики

Для реализации главной цели социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу - дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей - предусмотрено опережающее развитие образования

- основы совершенствования человеческого капитала. Отличительной особенностью системы образования является ее социальная значимость и ценность не только для человека, но и общества, и государства в целом. Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличения технического могущества, а также то обстоятельство, что будущее развитие общества зависит от уровня образования, воспитания, общей и мировоззренческой культуры человека.

еалии современного развития экономики и управления обусловили ряд проблем как теоретического, так и методологического характера, решение которых актуализировало процесс модернизации образования в системе высшей школы Беларуси. Поэтапная модернизация образовательной деятельности связана, прежде всего, с адаптацией к рыночным условиях и ориентацией на повышение качества и эффективности образовательных услуг.

Во всем мире реформирование высшего образования осуществляется под эгидой государства в рамках реализации государственной политики. Важнейшие ее направления обусловлены необходимостью решения вопросов повышения качества знаний, наделения образовательных учреждений высшей школы новыми функциями, количественным ростом информации и распространением новых информационных технологий и т. д.

Сегодня происходит поиск новых эффективных методов обучения. Особое значение имеет подготовка высококвалифицированных специалистов в области государственного управления и государственной службы. Система государственного управления выполняет важнейшую роль в достижении целей и решении поставленных задач социально-экономического развития Республики Беларусь на пути постепенного и поэтапного движения к обществу постиндустриального типа, ориентированного на повышение уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания.

При переходе к информационному обществу на основе всестороннего развития науки, инновационного фактора и человеческого потенциала возрастает роль и значение новых управленческих технологий, усложняются коммуникационные взаимосвязи в системе государственного управления. Информация становится важнейшим фактором оптимизации системы управления. Информационные и инновационные технологии в государственном управлении рассматриваются как основа перехода к информационному обществу.

В последние годы во многих странах мира проходят реформы системы государственного управления, различающиеся по масштабам, глубине, характеру и целям, а их результаты во многом зависят от исторических условий, экономических и социальных факторов, стратегии и методов действия правительств. Целью таких реформ является уменьшение степени вмешательства государства в экономические процессы; исключение дублирования функций и полномочий различных органов управления; оптимизация организационной структуры государственного управления; развитие системы саморегулируемых организаций; разделение функций, касающихся

регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления услуг государственными организациями.

В ходе реформ получили динамичное развитие наука и практика управления. Появилось много новых направлений, методов и концепций управления, вызванных к жизни стремительным прогрессом технологий, особенно информационнокоммуникационных (ИКТ), геополитическими изменениями в мире, обострившейся конкуренцией и глобализацией мирохозяйственных связей.

Наиболее отчетливо сформировались три тенденции:

- разработка и реализация концепции «нового государственного менеджмента»;

- осуществление программ «повышения качества государственных услуг»;

- широкое заимствование государственными структурами опыта и методов управления в крупном бизнесе.

Результаты исследования, глобального рынка, проведенного авторитетной группой Economist Intelligence Unit (EIU), показали, что к 2020 году развитие глобализации приведет к формированию совершенно новой экономической ситуации в мире: определяющими условиями успеха станут такие факторы, как повышение роли работников умственного труда и персонализация услуг, предоставляемых заказчикам1.

Проведенные в рамках этих направлений в 1990-х гг. реформы стремились придать системе госуправления более современный, антибюрократический характер с углублением дерегулирования и демократических начал в политико-административных отношениях, и это в большой мере способствовало переходу к программам повышения качества государственных услуг, проведению в жизнь широких инициатив с учетом интересов потребителей (клиентов).

Принципы ориентации на получателей услуг (удобство, эффективность, цена, честность), выработанные частным сектором, повлияли положительно на процессы основных реформ в государственном секторе, придав программам повышения качества государственных услуг ценность организационной эффективности. Последняя реализуется через императивы организационного развития (руководство, ценности, обучение и управление кадрами), системы планирования и подотчетности (приоритеты политики, средства, системы оценки), реструктуризации (выбора эффективных моделей: системы «единого окна», совместных услуг и др.), электронного

правительства (в режимах: правительство-гражданин, правительство-бизнес,

правительство-правительство).

Это, в свою очередь, потребовало переосмысления состояния существующих правительственных структур, программ и видов услуг и перестройки их с позиции интересов получателя услуг.

Важную роль теперь играют выработка и реализация стратегии в сфере обеспечения качества услуг, четко обозначающей связи между управлением качеством и правительственными процессами посредством стратегического планирования, формирования бюджета, разработки политики, реструктуризации, управления эффективностью.

В этом контексте происходит сокращение вертикальных административных структур и их дополнение горизонтальной сетью автономных государственных организаций, выполняющих определенные задачи (Швеция, Великобритания). При этом происходит разделение функций формирования политики, которая концентрируется в руках нескольких ведущих министерств, и функций ее исполнения, которая возлагается на различные автономные государственные агентства, службы. Эти учреждения имеют четко определенные задачи, критерии оценки выполнения работы и

1 Савенкова Т.И. Конкуренция вузов и конкурентоспособность специалистов как вектор движения образования на пути к прогрессу // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 9. С. 115.

необходимые ресурсы, их руководители несут полную ответственность за оперативную деятельность организации, им предоставляются необходимая свобода действий и средства управления. При этом функции по услугам все больше поручаются целевым полномочным структурам, а не центральным и местным правительствам. Важным итогом этих реформ стало сокращение бюджетных средств, численности занятых в сфере государственного управления и излишних звеньев в организационной структуре, повышение объема и качества услуг, предоставляемых государственными организациями.

Следует отметить, что при всех масштабах и интенсивности реформ, широком использовании современных концепций и методов управления и западным странам не удается полностью преодолеть такие негативные явления как бюрократизм, лоббизм, клиентелизм (избирательное обслуживание) и коррупция, низкий уровень корпоративной или персональной ответственности.

Наряду с очевидным отставанием отечественной теории и практики государственного управления от высокоразвитых западных стран в области нового государственного менеджмента и программ повышения качества госуслуг (по причине многолетнего преобладания командно-административных методов и неразвитости частного бизнеса) наиболее трудными барьерами на пути совершенствования системы госуправления являются такие проблемы, как:

- слабое развитие демократических начал в системе госуправления, его взаимодействии с общественными объединениями;

- приверженность руководящих кадров к приказному, прямолинейному стилю управления, что не позволяет максимально раскрыть творческие способности и инициативу подчиненных;

- построение оргструктур по жестким схемам, в ущерб гибким матричным и сетевым методам, позволяющим полностью использовать потенциал органа госуправления;

- ориентация на функцию (должностную инструкцию), а не на целевой проект (процесс) и его конкретный результат;

- отсутствие в органах госуправления инновационных ячеек (своего рода «центров собственного развития») по совершенствованию оргструктур аппарата, внедрению современных методов и технологий управления, информационного и компьютерного обеспечения процессов принятия решений (в рамках, например, «электронного правительства» и др. систем ИКТ).

Для решения обозначенных проблем необходим переход к более высокому качеству управления посредством реализации целого комплекса мер по совершенствованию системы управления.

Исходной концептуальной основой постановки проблем и их решения в сфере управления выступает управленческая парадигма. Для анализа и совершенствования практики управления большое значение имеет насыщенность парадигмы ценностями, значимыми для конкретной социальной системы, на развитие и воспроизводство которых сориентирован процесс управления.

Социальная проблема заключается в том, какой системой ценностей руководствуется управленец при исполнении должностных обязанностей, на какие принципы и законы управления он ориентируется и знает ли их.

Устойчивые тенденции мирового развития оказывают определенное влияние на практику управления, предопределяя необходимость формирования новой управленческой парадигмы. В связи с этим отметим некоторые современные тенденции развития управления. В их числе: усиление внимания к технологии управленческого труда как основе его совершенствования и оптимизации; профессионализация управленческого труда; переход от непосредственного воздействия на человека к

формированию микросреды, в которой люди реализуют себя как личности; умение осознавать социальную значимость и полезность управленческого труда, расширение на практике «сервисного управления» - интеллектуального обслуживания аппаратом управления коллективного труда, жизнедеятельности трудовых организаций; интернационализации теории и передовой практики управления.

Современная управленческая парадигма должна иметь четкие ценностные ориентации, мировоззренческие позиции и установки на цели и содержание процесса управления с учетом состояния соответствующей системы управления.

Как видим, многие страны мира при развитии информационного общества преследуют одни и те же цели - сделать управление государством более прозрачным, эффективно предоставлять населению публичные услуги и необходимую информацию. Именно использование информационных технологий создает предпосылки для реализации целей развития информационного общества. С целью более эффективного предоставления государственных услуг необходимо более широко воспользоваться опытом электронного бизнеса, а также практикой других стран.

Как свидетельствует зарубежный опыт реформирования систем госуправления, каждая страна, применяя универсальные принципы и методы, исходит из национальной модели социально-экономического развития, отражающей историю страны, традиции народа, специфику политической и экономической систем. С учетом особенностей белорусской модели и стратегических направлений социально-экономического развития определяются основные цель, задачи и этапы реформирования системы государственного управления.

Новая реальность государственного управления обнажила старые проблемы и выдвинула новые. Остро ощущается потребность в новых технологиях управления. Использование традиционных способов государственного управления ведет к разрастанию государственного аппарата, снижению эффективности управленческой деятельности2.

В этом отношении представляется важным внедрение прогрессивных форм соединения процессов обучения и воспитания при подготовке государственных служащих на основе внедрения новых методик и педагогических технологий по следующим направлениям:

-формирование и развитие у студентов и слушателей навыков экономической работы на основе моделирования и управления социально-экономическими процессами при принятии решений в деловых ситуациях;

-применение педагогических технологий, носящих производственную (репродуктивную), социальную и гуманитарную (творческую) направленность. Основная их роль заключается в развитии как самого студента, так и преподавателя;

- использование педагогических технологий в сочетании с самостоятельной работой студентов под контролем преподавателя.

Применение педагогических технологий должно быть направлено на выполнение следующих функций:

- организационной (помогает организовывать деятельность преподавателя; организовывать преподавателем деятельность студентов; организовывать студентам свою деятельность);

- проектировочной (дает возможность преподавателю моделировать и прогнозировать свой уровень развития и уровень развития студентов; предвидеть возможные результаты);

2 Сурин А.В. Новые технологии в управлении и вузовские программы подготовки управленцев // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). № 2. 2005. С. 13-26.

- коммуникативной (помогает создавать определенные условия

взаимопонимания преподавателя и студентов, обмен информацией между преподавателем и студентами);

- рефлексивной (дает возможность осознания преподавателем и студентами себя в сложившейся ситуации; оценить объективность полученных результатов; осмыслить и освоить опыт взаимодействия);

- развивающей (заключается в создании условия для развития и саморазвития студентов и преподавателя).

Целью преподавания и изучения управленческих дисциплин является приобретение студентами современных теоретических знаний о системе государственного управления с учетом мирового и белорусского опыта, ее организационных и методологических основ, институциональной структуры государственных органов, практических навыков и умений предвидеть и выявлять негативные тенденции и узкие места в развитии белорусской экономики и принимать адекватные сложившимся условиям управленческие решения.

Это достигается за счет получения теоретических знаний и практических навыков в области государственного воздействия на общественные отношения и взаимодействия хозяйствующих субъектов с государственными структурами.

Очевидно, что проблема долговременного развития высшего образования не может быть решена только за счет реформ организационно-управленческого и содержательного характера. В связи с этим все настойчивее встает вопрос о необходимости смены парадигмы образования.

Согласно исследованиям ЮНЕСКО развитие системы обучения будет одной из основных задач XXI, а главным изменением системы образования станет переход ответственности от преподавателя к обучаемому. Такая парадигма и ролевая технология должны активизировать сотворчество, гуманистические основы образования, сформировать умение анализировать различные научные подходы и аргументировать свои позиции3.

Формирование новой парадигмы управления требует нового подхода к подготовке специалистов в области управления. Основой перехода к новым ролевым технологиям обучения является реализация личностно ориентированного подхода к студентам и слушателям в процессе профессиональной подготовки.

Процесс обучения сугубо индивидуален и предполагает использование разнообразных форм, методов обучения и способов деятельности с учетом личностных особенностей и ценностных ориентиров. Целью реализации названного условия является формирование личности, способной к саморазвитию. Реализация личностно ориентированного подхода заключается в предоставлении возможности проявить избирательность к предметному материалу, организационным формам и методам обучения.

Методически важно в процессе обучения формировать у студентов установку на осознание перспективы будущей профессиональной деятельности. Эффективность подготовки будущего специалиста во многом определяется осознанием социального престижа и личностной значимости выбранной профессии и обращенностью в перспективу своей профессиональной деятельности. Учет и реализация данного условия в учебном процессе означает такую подготовку специалиста, которая предусматривает усвоение достаточного объема теоретических знаний и практических умений, формирование необходимых предпосылок для их успешной профессиональной адаптации в новых или измененных условиях.

3 Савенкова Т.И. Конкуренция вузов и конкурентоспособность специалистов как вектор движения образования на пути к прогрессу // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 9. С. 115.

Необходим иной подход к обучению, разработке и внедрению новых педагогических технологий, в которых одним из самых существенных элементов будет выявление целей и мотивов выбора профессии или ее изменения.

Создание предпосылок для видения перспектив будущей деятельности обусловливает специфические особенности организации и содержания

профессионального обучения, к числу которых относится необходимость активизации познавательной деятельности обучаемых, содействующей развитию познавательных возможностей, стремлению обучающихся непрерывно пополнять и совершенствовать свои профессиональные знания, расширять свой кругозор.

Эффективность педагогического взаимодействия студентов и преподавателей может осуществляться не только посредством отслеживания и оценки достигнутых знаний, умений и навыков, но и определения профессиональной направленности студентов, одним из показателей которой является сформированность интересов к будущей профессиональной деятельности. В организации педагогического взаимодействия существенно изменяется роль преподавателя, благодаря введению иной системы отношений в совместной деятельности.

Современное развитие общества требует новой системы образования -«инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.

Современное образование нуждается в разработке новой методологии, глобальной теории, в которой объектом исследования становятся все звенья образовательной системы в их взаимодействии с обществом и человеком. Мировой социально-исторический опыт позволяет определить главную цель воспитания -формирование гармонично и всесторонне развитой личности, подготовленной к инициативной социальной и профессиональной деятельности в современном обществе, личности, способной разделять и преумножать его ценности.

Воспитание - многофакторный процесс, зависящий от ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам следует отнести неформальные нормы и институты (социально-исторические особенности, культурные традиции страны, принятую в ней систему образования), к субъективным - личностные качества педагогов, уровень их педагогического мастерства, психологические особенности и ценностные ориентации участников воспитательного процесса.

Важнейшая институциональная функция воспитания - передача новому поколению накопленного человечеством опыта - осуществляется через образование и общение. Образование представляет собой ту сторону воспитания, которая заключает в себе систему научных и культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т. п.

От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя со студентами и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач.

Отсюда ключевая роль общения наряду с совместной деятельностью в воспитании студентов. Преподаватели вуза должны теперь стать не столько носителями и передатчиками научной информации, сколько организаторами и руководителями познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества. Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в

учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний4.

В Белорусском государственном экономическом университете на кафедре национальной экономики и государственного управления осуществляется работа по организации и управлению научно-исследовательской работой студентов. Кафедра является выпускающей на факультете менеджмента по специальности 1-26 01 01 «Государственное управление». На базе кафедры сформировалась и успешно развивается научно-педагогическая школа по национальной экономике. Современная научно-педагогическая школа БГЭУ по национальной экономике - это не просто успешная и достигшая предела своего роста профессиональная группа, а интенсивно развивающееся научное и образовательное сообщество. Его представители имеют ясное видение своего места в университете, на национальном и международном рынках образовательных услуг, своих основных конкурентных преимуществ и недостатков, а также уделяют постоянное внимание определению и уточнению стратегических приоритетов, целей и задач дальнейшего развития школы. Традиции данной школы находят отражение и в научно-исследовательской работе студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов.

Уровень профессиональной подготовки экономистов-менеджеров по специальности «Государственное управление» также определяется активным участием студентов в научно-исследовательской работе в рамках научно-исследовательской студенческой лаборатории. Практика свидетельствует, что такая деятельность позволяет не только в полной мере продемонстрировать студентам умения и навыки проведения научных исследований, но и выделить из их числа наиболее талантливых и перспективных.

Среди студентов, подготовивших под руководством преподавателей кафедры наиболее интересные исследования и представивших свои результаты на республиканские и международные конкурсы студенческих научных работ, есть немало лауреатов, дипломантов, а также молодых исследователей, получивших именную стипендию Президента и Правительства Республики Беларусь. В 20042008 гг. 5 студентов, подготовивших под научным руководством преподавателей кафедры научные работы, стали победителями IV и V Международных Олимпиад по экономическим и финансовым дисциплинам и вопросам управления (г.Москва); 5 студентов - победителями 8-й Всероссийской Олимпиады (г.Москва); 3 студента -победителями Всероссийского конкурса инновационных идей и проектов (г. Москва).

В тот же период 3 студента стали Лауреатами Республиканского конкурса студенческих работ, 15 научных студенческих работ было отмечено дипломами I категории, 25 работ - II категории, 1 работа - III категории.

Ряд победителей отмеченных выше конкурсов и олимпиад были поощрены денежной премией из Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

Научно-исследовательская работа является неотъемлемой частью подготовки специалистов в высшей школе и входит в число основных задач вуза, решаемых на базе единства и взаимодействия учебного и научно-исследовательского процесса.

Большое значение для повышения интереса студентов к научноисследовательской деятельности имеет разработка и реализация методики по организации эффективной самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя. Такой формой является участие студентов в научно-практической конференции по актуальным проблемам курса «Организация государственного управления»: студенты готовят выступления по ранее предложенным темам,

4 Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России. 2000. № 1. С. 114-115.

обсуждение происходит в форме дискуссий, вопросов-ответов. По результатам проводится подведение итогов, лучшие выступления рекомендуются на конференции более высокого уровня. Сущность данной педагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей.

Совершенствование организации и управления научно-исследовательской работой студентов можно рассматривать как мощный фактор привлечения молодежи в науку, а также развития их самостоятельности и творческих способностей. «Если ученых станет мало, меньше определенной критической массы, ниже которой невозможно воспроизводство сообщества и генерирование новых идей, ноу-хау, тем более его расширение, то наука деградирует»5.

Таким образом, формирование инновационной экономики обусловливает необходимость применения современных форм организации и управления научноисследовательской работой студентов, а также развертывание системы подготовки хозяйственных кадров и государственных служащих, адаптированных к работе в рыночной среде, способных к стратегическому мышлению и ориентированных на инновационное развитие общества и экономики.

Список литературы:

1. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России. 2000. № 1. С. 114-115.

2. Крюков Л.М. Роль научного сообщества в переходе страны на инновационный путь развития // Белорусский экономический журнал. 2009. № 1. С. 14.

3. Савенкова Т.И. Конкуренция вузов и конкурентоспособность специалистов как вектор движения образования на пути к прогрессу // Проблемы теории и практики управления. № 9. 2006. С. 115.

4. Сурин А.В. Новые технологии в управлении и вузовские программы подготовки управленцев // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2005. № 2. С. 13-26.

5 Крюков Л.М. Роль научного сообщества в переходе страны на инновационный путь развития // Белорусский экономический журнал. 2009. № 1. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.