Научная статья на тему 'Основные философские подходы к исследованию гендерных образов в этнической культуре'

Основные философские подходы к исследованию гендерных образов в этнической культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
543
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ОБРАЗЫ / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Орлянская Елена Николаевна

Рассмотрены основные подходы к исследованию проблемы гендерных образов в истории философской мысли. Определяются основные факторы, способствующие формированию гендерных образов в этнической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные философские подходы к исследованию гендерных образов в этнической культуре»

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЕНДЕРНЫХ ОБРАЗОВ В ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Е. Н. Орлянская

BASIC PHILOSOPHICAL APPROACHES TO INVESTIGATION OF GENDER IMAGES IN ETHNIC CULTURE

Orlyanskaya E. N.

The basic approaches to the investigation of gender images in the history of the philosophical thought have been considered. The main factors making for the development of gender images in ethnic culture have been determined.

Рассмотрены основные подходы к исследованию проблемы гендерных образов в истории философской мысли. Определяются основные факторы, способствующие формированию гендерных образов в этнической культуре.

Ключевые слова: гендерные образы, ген-дерные роли, гендерные стереотипы поведения, этническая система, этническая культура, гендерная дифференциация в этнической культуре.

УДК 130.2:316.346.2/.722

В начале XXI века человек оказался на пересечении множества социальных и культурных миров, границы которых все больше «стираются». Это связано с глобализацией культурного пространства, высокой коммуникативностью, плюрализацией культурных языков, развитием Интернет-технологий. Трансформационные процессы, происходящие в современном социуме, затрагивают все сферы его жизнедеятельности, в том числе и сферу взаимоотношений между мужчинами и женщинами, выражаясь в изменении гендерных характеристик.

В последнее время в социально-гуманитарном знании гендерной проблематике уделяется все больше внимания. Исследователи обращаются к рассмотрению различных аспектов гендерной проблемы, среди которых - психологический, политический, социологический и др. Вместе с тем специфика формирования гендерных образов в этнической культуре рассмотрена недостаточно. Все это актуализирует рассмотрение особенностей формирования гендер-ных образов в истории философии вообще и в этнической культуре в частности.

Проблема взаимоотношений между мужским и женским полами имеет глубокие философские традиции. Первые представления о роли мужчины и женщины в системе общественных отношений нашли отражение в религиозных источниках. Так, в Библии и Коране впервые говорится о различиях между мужчиной и женщиной. Представители христианства акцентировали внимание на роли мужчины и его власти перед женщиной

и обществом в целом. Особое внимание они уделяли семье и браку. В свою очередь, в Коране предлагались схемы человеческих взаимоотношений, которые логичны и обращены к человеку. По законам ислама перед браком жених обязан сделать невесте подарок, который должен быть таким, что в случае каких-либо жизненных ситуаций жена и дети будут обеспечены до конца жизни. Так, религиозные и канонические тексты прямо и косвенно закрепляли преимущество мужчин перед женщинами.

В основе религиозных и философских направлений Древнего Востока, в частности Древнего Китая, лежит утверждение о том, что все в мире создано гармонией Инь и Ян, темного и светлого. Инь ассоциируется с инертностью, спокойствием, мягкостью, гибкостью, женственностью и восприимчивостью, а Ян - с движением, активностью, твёрдостью, силой, мужественностью, инициативой. В восточной философии говорится об идеале андрогинного существования мужчины и женщины, об их взаимодополняемости, взаимопроникаемости и взаимодействии. И хотя Инь и Ян (женское и мужское начала) составляют две важные стороны единого целого, равнозначные во всех сферах действительности, всё же можно наблюдать превосходство мужчины над женщиной в семейной жизни. Мужчина на иерархической лестнице стоит выше женщины, которая подчиняется ему как своему хозяину. Мыслители Востока считали, что основой взаимоотношения полов является равенство мужчины и женщины во всех сферах социальной жизни, с одной стороны, и превосходством мужчины над женщиной в семейной сфере жизни - с другой. Восточная философия основана на взаимоотрицании Инь и Ян (женского и мужского начал), которое происходит через их взаимодополнение, они составляют две части единого целого.

В работах античных философов -Аристотеля, Платона, Сократа отчетливо прослеживается оппозиция разума и тела, где разум соотносится с мужским началом, а тело - с женским. Разум аналогичен рациональности, активности, справедливости, а

тело - нерациональности, пассивности, чувственности. Женские тела рассматривались как неспособные к мужским достижениям в силу своей физической слабости. Впервые уравнять права мужчин и женщин предложил Платон, который стремился гармонизировать межполовые отношения.

В эпоху Средневековья распространение христианства способствовало усилению противопоставления разума и тела. В образе женщины, представленном мыслителями Средневековья, укреплялись идеи о ее неполноценности, подчёркивались негативные качества, низменность, коварство (в Европе - охота на ведьм). Вместе с тем, заметно выделяется идея о превосходстве мужчины, хозяина жизни, как в семейной сфере, так и в общественной жизни. Женское начало отождествляется с греховной чувственностью, разрушающей внутреннее единство человеческого и божественного начала (Августин Блаженный). К эпохе Возрождения относят первые попытки уравнять и сблизить мужчину и женщину. Однако сохраняется доминирующее положение мужчины в общественной и семейной сферах жизни. Английский философ Т. Мор впервые выступил в качестве приверженца полного уравнения прав мужчин и женщин.

В Новое время мужчины и женщины начинают выполнять равные функции во многих видах деятельности, например, образовательной. Хотя, например, Ф. Бэкон считал, что женщинам не место в образовании: «...познающий субъект - мужчина - имеет доминирующее положение в обществе, ибо знание - сила. Женщины знанием не обладают и потому слабы». Философ утверждал, что женщины и дети являются помехой мужчинам на пути их великих свершений и открытий: « Тот, у кого есть жена и дети, отдал заложников судьбе, ибо семья является помехой на пути свершения великих предприятий как добродетельных, так и злонамеренных» (1).

Особый вклад в разработку гендерной проблемы внесли немецкие философы Г. Гегель и И. Кант. По мнению И. Канта, различия между мужским и женским началами зависят от интеллектуальных способ-

ностей. В свою очередь, Г. Гегель затрагивал вопрос о противоположности мужского и женского начал, при этом особую роль возлагал на мужчину, который «как гражданин обладает сознающей себя силой всеобщности, он этим приобретает себе право вожделения ив то же время сохраняет за собой свободу от него» (2).

В середине XIX века проблеме взаимоотношения полов уделяли внимание К. Маркс и Ф. Энгельс. Они выдвинули идею о том, что женщины стали угнетаться мужчинами при капитализме в связи с возникновением частной собственности в обществе, что никак не было связано с биологическими различиями. По словам К. Маркса и Ф. Энгельса, женщины как угнетённый класс «должны бороться за свои права и перевернуть положение в обществе» (3).

Православие, составившее основу русской философской мысли, способствовало формированию иных взглядов на взаимоотношение полов. Представители русской религиозной философии середины XIX века Н. Бердяев, Д. Мережковский, В. Розанов, В. Соловьёв считали, что «два пола мужской и женский - это два полюса бытия, причём не только человеческого, но и вселенского. В мире действуют два противоположных начала, и половая полярность не просто отражает всеобщую противоречивость бытия, но и порождает её. Половое деление - метафизический принцип сверхличного порядка, благодаря которому каждый мужчина есть именно мужчина, а каждая женщина -именно женщина» (4). Следует заметить, что русские философы, с одной стороны, были приверженцами идеала андрогинной личности, неразделимой гармонии мужского и женского начала в одном человеке, которое достигается только через любовь и взаимопонимание. Но с другой стороны, мужское и женское начала они определяли как два полюса бытия, два противоположных начала.

В ХХ веке разработка гендерной проблематики связана с именем О. Вейнингера. В работе «Пол и характер» философ писал о постоянно действующей в каждом человеке бисексуальности, двуполости мужчины и женщины, и считал, что, «несмотря на все

половые промежуточные формы, человек, в конце концов, всё-таки - одно из двух: или мужчина или женщина». Вместе с тем «... в мире опыта нет ни мужчины, ни женщины, а есть только мужественное и женственное» (5).

З. Фрейд также обращался к проблеме взаимоотношения полов. Он объяснял психические различия между полами с точки зрения инстинктов, либидо (сексуальное влечение). Большое внимание З. Фрейд уделял Эдипову комплексу у мужчины, и комплексу Электры у девочек (6). Один из последователей и одновременно критиков З. Фрейда Э. Фромм в работе «Мужчина и женщина» обращал внимание на трансформацию социальных ролей мужчины и женщины и считал, что «ложное представление о том, что равенство тождественно идентичности, является одной из причин специфического явления в нашей культуре - уменьшения, стирания различий между полами. Женщины пытаются вести себя как мужчины, а мужчины соответственно - как женщины, и различие между мужским и женским, между мужчиной и женщиной постепенно исчезает» (7). Э. Фромм обращал внимание на то, что мужские и женские различия должны сохраняться, потому что каждое человеческое существо есть самоцель, оно должно иметь свободу для развития своей индивидуальности.

На основе вышеизложенного можно предположить, что до середины XX века история человечества фактически была «мужской историей», т. е. ориентированной на мужские персонажи и виды деятельности. Проблематика и методология женских исследований сформировалась на Западе в конце 1960-х - начале 1970-х гг., когда женщины начали выступать в феминистском освободительном движении за гражданские и экономические права (8). Одной из известных представительниц французской философии пола середины XX века была С. де Бовуар. В работе «Второй пол» она пыталась объяснить, почему женщине навязываются обществом социальные и полоролевые стереотипы. Так, развитие феминистского

движения способствовало активной разработке женских исследований.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков в исследованиях по гендерной проблематике стала развиваться отраслевая специализация. Так, отдельным аспектам гендерной проблемы посвящены работы Т. Гурко (социология семьи), И. Кона (мужские исследования), Л. Ожиговой (гендерная идентичность личности), Е. Трофимовой (теоретический аппарат гендерной терминологии), Е. Ярской-Смирновой (гендерная социология) (9) и др.

Ретроспективный взгляд в историю философской мысли позволяет сделать ряд обобщений: во-первых, каждой исторической эпохе соответствует характерный только ей философский подход к проблеме тендерных отношений, который во многом зависел от господствующего в данный период типа мировоззрения. Во-вторых, по мнению большинства мыслителей, главенствующее положение в обществе занимает мужчина, женщине же отведено подчиненное положение. Мужчина занимался «внешней» деятельностью, т. е. он являлся кормильцем, добытчиком и защитником семьи, а деятельность женщины ограничивалась лишь ведением домашнего хозяйства, приготовлением пищи и воспитанием детей. Женщины рассматривались как низшее существо, мужчины же - как высшая ступень живых организмов на земле - Человек. Так, в работах мыслителей Востока, античных философов (Платон), представителей русской религиозной философии (В. Соловьёв, Н. Бердяев) идеалом бытия мужчин и женщин являлась андрогинная личность. Вместе с тем в работах ряда исследователей (Ф. Энгельс, С. де Бовуар) отразилось стремление к равноправию полов, полному уравнению их социальных, культурных и экономических функций.

Таким образом, работы отечественных и зарубежных ученых по гендерной проблеме дают достаточно обширный материал для ее теоретического осмысления и выработки современных подходов. Например, модерни-зационные процессы в современном российском обществе и их вовлеченность в этническую сферу актуализируют рассмотрение

гендерной проблематики в контексте этнической культуры.

Прежде всего необходимо определить, что понимается под этнической культурой. К этнической культуре относятся самобытные традиционные формы материальной и духовной культуры: особенности быта, архитектура жилища, убранство интерьера, костюм, национальная кухня, обычаи, народное искусство и национально-специфические формы профессиональной художественной культуры. Каждый народ обладает присущими только ему ритуалами, обрядами, отличающими его от представителей иноэтничных общностей. Длительное проживание на одной территории накладывает неизгладимый отпечаток на миросозерцание, образ жизни, хозяйственный уклад, манеру общения как внутри самого этноса, так и за его пределами (10).

По мнению И. Малыгиной, чаще всего этнокультурная принадлежность осознается и переживается индивидом на ментальном уровне как данность и проявляется посредством общности языка и культуры, отличия от языка и культуры представителей иноэт-ничных общностей. Антитеза «мы» - «они», свойственная феномену идентичности в целом, в случае с этнокультурной идентичностью манифестируется через набор внешних маркирующих черт и характеристик, наглядно атрибутирующих данную культуру и уровень ее самобытности (11). Как считает А. Здравомыслов, этнические культуры -как минимум в своем культурном разнообразии - существуют в качестве социальной реальности. Они существуют как на макро-, так и на микроуровнях. Существование этнических культур воспроизводится как в идеологических формулах относительно национальных интересов, так и в ритуалах интеракции, вплетающихся в повседневную жизнь каждого индивида (примером могут служить брачные предпочтения) (12). По мнению Е. Лебедевой, ведущая роль этно-культуры состоит в достижении гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека (13).

Этническая культура является важным элементом в этнической системе и включает

в себя этническую идентичность, традиции, обычаи, нравы, присущие определенному этносу. В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения роли и места этнокультурных процессов в системе межэтнических отношений, в том числе и того, какое влияние эти процессы оказывают на повседневную жизнь народа, на формирование представлений о гендерных образах и гендерных стереотипов поведения.

В рассмотрении взаимосвязи гендера и этнической культуры правомерно исходить из различий социальных ролей мужчины и женщины в современном обществе. Дифференциация половых ролей и стереотипов маскулинности и феминности не только отражает и освещает связанные с половым диморфизмом и предположительно обусловленные им индивидуальные различия в поведении и психике мужчин и женщин, но и порождает такие различия. В научной среде принято говорить о целой совокупности объективных экономических, культурных и религиозных факторов, детерминировавших эти исторически сложившиеся социальные роли. Гендерные ролевые различия на сегодняшний день воспринимаются и транслируются не просто на уровне стереотипа, но, более того, на уровне норматива, требующего жесткого соответствия и подчинения ему.

Различия в гендерных образах варьируют вместе с особенностями этнической культуры. В культуре одного этноса может преобладать тенденция к равноправию мужчин и женщин и стиранию различий между ними, касающихся стиля жизни и психологических характеристик. В то же время в культуре другого этноса могут поддерживаться значительные различия между полами и формами их поведения, а также психологическими особенностями, связанными с их ролью в продолжении рода и заботе о подрастающем поколении. Тенденции, связанные с гендерными различиями, господствующие в тех или иных этнических культурах, могут также иметь различную направленность: например, в одной культуре типичной может быть ситуация, когда все важнейшие решения принимают мужчины, а женщины должны подчиняться этим реше-

ниям, а в другой культуре основная тенденция может носить противоположный характер. Мужчинам и женщинам всегда будут свойственны специфические гендерные роли в любом обществе и в любой этнической системе. Этническая культура способствует проявлению тех или иных различий в поведении между мужчинами и женщинами, а также различий, связанных с их ролью, обязанностями и ответственностью в обществе.

В представлениях о гендерных образах важную роль играют гендерные стереотипы, которые представляют собой сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины (14). Усвоение гендерных стереотипов происходит в процессе социализации и включает в себя усвоение устойчивых представлений об образах мужчины и женщины, их поведении в той или иной ситуации, усвоение моральных стереотипизированных норм, характерных для представителей своей этнической культуры. В результате этого человек начинает ориентироваться в сфере отношений между полами, у него формируются устойчивые представления не только об образах мужчины и женщины, но и о тех ролях, которые мужчина и женщина должны играть в этнической системе. Стереотипы поведения женщин и мужчин различны. Например, согласно представлениям мужчин, женщины должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им роль «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, политикой, что гарантирует им высокий социальный статус и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей (15).

Вопрос о факторах, влияющих на формирование гендерных образов в этнической культуре - это прежде всего вопрос об основаниях появления и существования ген-дерных стереотипов поведения. Гендерные стереотипы представляют собой эталоны поведения мужчин и женщин, которым, как ожидается, необходимо следовать, и благодаря которым моделируется тип нравственных взаимоотношений между мужчинами и

женщинами, характерный для данной этнической системы. Этническая культура принимается человеком не как нечто внешнее, извне навязанное, а как модель соответствующего поведения, передающая из поколения в поколение, возникающая в процессе коммуникации и постоянно укрепляющая постольку, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.

Существуют различные виды стереотипов, которые фиксируются в общественном сознании и закрепляются в индивидуальном подсознании. Они выражаются в нравах и традициях данного общества, которые отличаются от нравов и традиций другого общества (эстетическая культура, уклад семьи, взаимоотношения поколений и т. д.). Человек как представитель современного общества усваивает их, не осознавая, и использует на практике, принимая как данность. Благодаря этим процессам, человек оказывается «захваченным» определенными данностями, в том числе и стереотипизиро-ванными представлениями, являющимися характерными для данной этнической культуры. Структура и содержание стереотипных представлений зависит не только от этнокультурного своеобразия, в котором бытуют подобные представления, но и от стадии исторического развития соответствующего общества, уровня его урбанизованно-сти, религии и т. д.

Гендерная дифференциация поведенческих норм значительно варьируется в разных социальных и этнокультурных средах. Существующие поведенческие различия задаются нормативными представлениями и ролевыми ожиданиями того или иного общества, и именно они определяют дифференциацию этнического самосознания мужчины и женщины. Социальная детерминированность мужского и женского поведения, распространенные модели брачного поведения существенно влияют на процесс идентификации личности, в том числе этнической.

В настоящее время этническими и гендерными исследованиями занимаются представители ряда гуманитарных наук, таких как философия, история, литература, психология, социология. Изучение образов и

ролей мужчины и женщины, специфики их этнокультурного взаимодействия, их символического и семиотического выражения позволяет выявить новые аспекты развития социума, глубже проникнуть в суть происходящих в мире процессов и явлений. Следует отметить, что гендерное «измерение» дает зачастую возможность по-иному взглянуть на хорошо известные факты, интерпретировать их с учетом гендерной дифференциации, а также пересмотреть казалось бы незыблемые понятия (16).

В заключение следует отметить, что гендерная проблематика имеет глубокие исторические корни. Мыслители прошлого, обращаясь к проблеме взаимоотношений между мужчиной и женщиной, исходили из определенных позиций, соответствующих мировоззренческой установке конкретной исторической эпохи. В настоящее время гендерная проблематика представляет собой достаточно перспективное направление в социально-гуманитарном знании. Особую значимость приобретает исследование роли этнической культуры в формировании ген-дерных образов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т.2. - М., 1978. - С. 366.

2. Философия любви. Ч.1. - М., 1990. - С. 126127.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т.3. - М., 1986. - С. 498.

4. Рябов О. В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. - Иваново, 2007. - С. 64.

5. Вейнингер О. Пол и характер. - М., 1992. -С. 82.

6. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. - Минск, 2001. - С. 455.

7. Фромм Э. Мужчина и женщина. - М., 1998. - С. 118.

8. Словарь гендерных терминов // Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». - М, 2002. - С. 100-101.

9. Гурко Т. А. Понятие «гендер» в российской социологии // Материалы 52 ежегодной научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону»: Актуальные проблемы со-

временной гендерологии. Выпуск 2. - Москва - Ставрополь, 2007. - С. 5-8; Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. - М., 2009; Ожигова Л. Н. Психология гендерной идентичности личности. - Краснодар, 2006; Трофимова Е. И. Гендерное просвещение: шаг вперед, два шага назад // Материалы 53 ежегодной научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону»: Актуальные проблемы современной гендерологии. Выпуск 3. - Москва - Ставрополь, 2008. - С. 4; Яр-ская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований // РАН. ИНИОН, Саратов: Гос. техн. унт. Центр соц. политики и гендерных исследований. -М, 2001.

10. Эфендиев Ф. С. Этнокультура и национальное самосознание. - Нальчик: Эль—Фа, 1999. - С. 54.

11. Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность: статика и динамика ИПр://умщ>. hischool. ru/modules.php?name =Еп еуе1ореЖа&ор =content&tid= 18.

12. Здравомыслов А. Г. Тройственная интерпретация культуры и границы социологического знания // Социологические исследования, - 2008. - №8(292). - С. 3-18.

13. Лебедева Е. П. Этнокультурные традиции народов Северного Кавказа и российское образование // Актуальные проблемы управления, политики и права. - 2006. - С. 311-315.

14. Словарь гендерных терминов // Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». - М.: Информация XXI век, 2002. - С. 62.

15. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. -С. 88-94.

16. Трофимова Е. И. О терминологических понятиях в гендерных исследованиях // Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия: материалы Международного семинара. - Саратов, 2001. - С. 246-255.

Об авторе

Орлянская Елена Николаевна, Ставропольский государственный университет, инженер-лаборант кафедры ИТОиУ, аспирант 3-го года очной формы обучения кафедры социальной философии и этнологии по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры. Сфера научных интересов - философская антропология, философия культуры. genderstav@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.