Научная статья на тему 'Основные факторы, влияющие на процессы формирования и реализации национальных интересов Приднестровья'

Основные факторы, влияющие на процессы формирования и реализации национальных интересов Приднестровья Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1411
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / НЕПРИЗНАННОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРИДНЕСТРОВЬЕ / РЕГИОНАЛИЗМ / ГЛОБАЛИЗМ / NATIONAL INTEREST / UNRECOGNIZED STATE / TRANSNISTRIA / REGIONALISM / GLOBALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ватаман Александр Владимирович, Татаров Роман Александрович

Выявление ключевых факторов, оказывающих влияние на процессы формирования и реализации национальных интересов Приднестровской Молдавской Республики, предполагает анализ всего спектра внешнеполитических условий и архитектуры международных и региональных отношений, проводимой внешней и внутренней государственной политики, роли политического лидера и связи политической и экономической элит с обществом. В ходе анализа необходимо дать характеристику внутреннего законодательства и его соотношения с международным правом как важных элементов формирования и реализация национальных интересов. Кроме того, необходимо учитывать, что в условиях де-юре непризнаннности преходящие национальные интересы становятся жизненно необходимыми и первоочередными наравне с постоянными национальными интересами. В статье отмечается, что с учетом всех особенностей существования и развития Приднестровья, факторы, влияющие на формирование и реализацию национальных интересов ПМР, коренятся в геополитической, внешнеполитической и правовой областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAJOR FACTORS INFLUENCING THE PROCESSES OF FORMATION AND REALIZATION OF THE NATIONAL INTERESTS OF TRANSNISTRIA

For the identification of the key factors influencing the processes of forming and implementation of national interests of the Pridnestrovian Moldavian Republic one should assume the analysis of all range of foreign policy conditions and architecture of the international and regional relations, the pursued foreign and domestic state policy, a role of the political leader and communication of political and economic elite with society. During the analysis, it is necessary to give the characteristic to the domestic legislation and its correspondence with international law as to important elements in forming and implementation of national interests. Besides, it is necessary to consider that in the conditions of de jure non-recognition, perishable national interests become vital and first-priority on an equal basis with fixed national interests. Taking into account all features of existence and development of Transnistria, the factors influencing forming and implementation of national interests of PMR root in geopolitical, foreign policy and legal areas.

Текст научной работы на тему «Основные факторы, влияющие на процессы формирования и реализации национальных интересов Приднестровья»

GAKHRAMANOV Suraj Afgan oglu, postgraduate student at the Chair of Philosophy and Political Science, Nizhny Novgorod Institute of Management - the branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (46 Gagarina Ave, Nizhny Novgorod, Russia, 603009; surag7@rambler.ru)

THE TOTALITARIAN MODEL OF THE RELATIONSHIP OF GOVERNMENT AND BUSINESS: COMMON FEATURES AND DIFFERENCES

Abstract. The article is devoted to the issue of relations between business and government in the totalitarian states: Italy, Germany and the Soviet Union. The author identified common features and individual differences in the relationship of government and business there. He pays a special attention to the particular influence of relations between government and business on the development of the shadow economy in the USSR. The author makes conclusions about the particularly difficult situation of entrepreneurship in the USSR in comparison with totalitarian European states because of the «left» origin of Soviet totalitarianism. The article reflects factors of corruption and the scale of the country in the relationship between business and government in the USSR.

Keywords: government, business, totalitarianism, shadow economy, corporatism, anti-Semitism

УДК 327.

ВАТАМАН Александр Владимирович — аспирант Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, Полномочный Представитель Республики Абхазия в Приднестровской Молдавской Республике, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2-го класса (3300, Приднестровье, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 76, abkhazia—pmr@mail.ru) ТАТАРОВ Роман Александрович — аспирант Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (3300, Приднестровье, с. Глиное, ул. Победы, 80; tatarov-roman.93@mail.ru)

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРИДНЕСТРОВЬЯ

Аннотация. Выявление ключевых факторов, оказывающих влияние на процессы формирования и реализации национальных интересов Приднестровской Молдавской Республики, предполагает анализ всего спектра внешнеполитических условий и архитектуры международных и региональных отношений, проводимой внешней и внутренней государственной политики, роли политического лидера и связи политической и экономической элит с обществом. В ходе анализа необходимо дать характеристику внутреннего законодательства и его соотношения с международным правом как важных элементов формирования и реализации национальных интересов. Кроме того, необходимо учитывать, что в условиях де-юре непри-знаннности преходящие национальные интересы становятся жизненно необходимыми и первоочередными наравне с постоянными национальными интересами. В статье отмечается, что с учетом всех особенностей существования и развития Приднестровья, факторы, влияющие на формирование и реализацию национальных интересов ПМР, коренятся в геополитической, внешнеполитической и правовой областях. Ключевые слова: национальный интерес, непризнанное государство, Приднестровье, регионализм, глобализм

Приднестровская Молдавская Республика на протяжении четверти века выступает в качестве актора международных и межрегиональных процессов в условиях неопределенного международно признанного статуса. Отсутствие

международного признания оказывает влияние на специфику приднестровской государственной стратегии, сущность и характер которой во многом определяется основными параметрами национальных интересов республики. При этом преходящие национальные интересы ПМР становятся жизненно необходимыми и первоочередными наравне с постоянными национальными интересами.

Для выявления ключевых факторов, оказывающих влияние на процессы формирования и реализации национальных интересов, необходимо провести соответствующий анализ [Ватаман 2017: 183]. Такой анализ следует начать с оценки геополитического положения Приднестровья и его окружения.

Приднестровская Молдавская Республика, как и любое государство, с чисто географической точки зрения занимает свою ячейку в мировой системе политико-территориального сообщества. В процессе своего развития Приднестровье осуществляет экономическое, социокультурное и политическое сотрудничество с близлежащими странами. Характер этих отношений, а также национальный потенциал Приднестровья формируют геополитическую среду и определяют геополитическое положение республики.

Главной особенностью геополитического положения ПМР на микроуровне является наличие двух государств — соседей первого порядка: Республики Молдова на западе и Украины на востоке, севере и юге. Характерной чертой этого уровня является позиция вышеуказанных государств по отношению к Приднестровью. Определенные ожидания положительного изменения такого отношения со стороны Республики Молдова были связаны с победой на президентских выборах 2016 г. социалиста Игоря Додона. Но т.к. конституционно полномочия президента РМ довольно сильно ограничены, а его оппозиция имеет серьезное представительство в парламенте и правительстве, существенных изменений в политике Молдовы не произошло. Основные приоритеты остались прежними: Приднестровье с особым статусом должно реинтегрироваться в Республику Молдова, в Молдове не должно быть военнослужащих иностранных государств1, в Молдове будет открыто Бюро связи НАТО2, Соглашение об ассоциации с ЕС не будет денонсировано3. Позиция Украины также четко обозначена: при антироссийской направленности и поддержке прозападных сил в Молдове она имеет явную антиприднестровскую направленность.

Многочисленные соседи второго порядка, с которыми ПМР взаимодействует через территорию пограничных государств, представлены странами СНГ (Россия, Белоруссия, страны Закавказья), Южной и Юго-Восточной Европы (Болгария, Румыния, Венгрия, Словакия, Польша и Турция). Специфика этого уровня заключается в том, что Приднестровье расположено на границе двух культурно-политических миров: западноевропейского, представленного государствами дальнего зарубежья, и славянского, представленного прежде всего восточноевропейскими государствами [Сухинин 2002: 96].

Исходя из такой общей модели пространственных уровней, можно определить, что геополитический фактор для Приднестровской Молдавской Республики определяется:

— политикой стран — соседей первого уровня — Молдовы и Украины;

— регионом, в котором расположена республика (геополитически значимый

1 Президент Молдовы предложил Приднестровью особый статус в составе страны. Доступ: http:// newseek.org/articles/1417011 (проверено 10.02.2017).

2 Бюро связи НАТО в Молдове откроется в Кишиневе в апреле 2017 г. Доступ: http://ru.interlic. md/2017-02-08/bjuro-svjazi-nato-v-moldove-otkroetsja-v-kishineve-v-aprele-2017-g-47399.html (проверено 10.02.2017).

3 Додон рассказал послу США, как пришлось соврать Путину. Доступ: http://omg.md/index. php?newsid=13199 (проверено 10.02.2017).

регион Восточной Европы на перекрестке геокультурных, цивилизационных и транспортных потоков с богатой военно-политической историей, который имеет стратегические выходы к важным в геополитическом отношении Балканам и в зону южных морей — Черного, Мраморного, Средиземного);

— наличием важного естественного геополитического рубежа — реки Днестр;

— приоритетной ролью отношений с Российской Федерацией;

— дислокацией военных сил РФ в Приднестровье в составе миротворческих сил и ОГРВ, что для Российской Федерации является формой присутствия в регионе.

Кроме того, условия геополитического характера создают особые возможности для воздействия Приднестровья на региональную архитектуру отношений, что обусловлено присутствием и участием ПМР в региональных процессах, а также в определенной степени возможностью влиять на трансформацию политических позиций соседних с республикой государств.

Определение эффективности использования составляющих геополитического положения, роли и места Приднестровья в системе региональных акторов и международного сообщества возможно через анализ достижения целей внешней политики.

Приоритеты, цели, задачи и формы реализации внешнеполитической линии Приднестровья зафиксированы в Концепции внешней политики ПМР, принятой 20 ноября 2012 г.1 В качестве приоритетов в документе обозначены евразийская интеграция, органичное воплощение итогов референдума 2006 г. о поддержке курса на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации2, а также переговорный процесс с Республикой Молдова.

На текущем этапе переговорного процесса с Республикой Молдова Приднестровье считает недопустимым обсуждение каких бы то ни было политических вопросов, сохраняя при этом готовность к диалогу с молдавской стороной по разрешению конкретных социальных, гуманитарных и экономических проблем, которые должны и положительно отразиться на уровне жизни людей, и создать дополнительные условия для укрепления атмосферы доверия. Понимание необходимости такого диалога высказал в январе 2017 г. президент Молдовы И. Додон на встрече с президентом Приднестровья3.

В этой связи содействие зарубежных партнеров в придании импульса переговорам и создании благоприятной атмосферы для диалога сторон получает особое значение. Поэтому в настоящее время продолжается деятельность по возобновлению полноценной работы Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию в формате «5 + 2». По мнению спецпредставителя действующего председателя ОБСЕ Вольфа Дитриха Хайма, существенные реальные достижения в рамках переговоров будут зависеть от гибкости сторон переговорного процесса по приднестровскому урегулированию4.

Работа переговорного механизма предполагает соответствие приоритетам

1 Указ Президента ПМР от 20.11.2012 № 766 «Об утверждении Концепции внешней политики Приднестровской Молдавской Республики».

2 Постановление Центральной избирательной комиссии ПМР от 26.09.2006 № 100 «Об утверждении итогов голосования на республиканском референдуме по вопросам взаимоотношений с Российской Федерацией и Республикой Молдова».

3 Додон после встречи с главой Приднестровья заявил о готовности сторон к компромиссам. Доступ: http://www.interfax.ru/world/544106 (проверено 10.02.2017).

4 Спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Вольф Дитрих Хайм подвел итоги своего первого визита в Кишинев и Тирасполь. Доступ: https://ru.sputmk.md/politics/20170119/10867641/obse-esli-storony-proyavyat-gibkost-novye-rezultaty.html (проверено 10.02.2017).

каждой из сторон, что является определяющим фактором в достижении баланса интересов и, как следствие, создании дополнительных возможностей для реализации основных направлений внешней политики ПМР.

Приднестровская внешняя политика демонстрирует преемственность и идеологическую приверженность основным составляющим «приднестровской идеи». При этом в зависимости от изменяющихся условий происходит качественное переосмысление методов достижения поставленных целей. В данном контексте Приднестровье является весьма показательным примером эффективного использования де-юре непризнанным государством политико-дипломатического инструментария в условиях недружественного внешнего окружения и отсутствия благоприятных условий для достижения международного признания.

При всей важности внешнеполитического направления особую значимость для Приднестровья в современных условиях приобретает баланс проводимой государством внешней и внутренней политики. Степень взаимозависимости внутри- и внешнеполитических процессов в Приднестровской Молдавской Республике оказывает существенное влияние на обеспечение жизнедеятельности государства, создание условий для благоприятного сосуществования участников внутриполитического процесса и удовлетворение потребностей всех сфер общественной жизни государства.

Сегодня внешняя и внутренняя политика ПМР присутствует в жесткой связке философского, концептуального и оперативного аспектов. Связь между этими направлениями государственной деятельности имеет сложную структуру, которая опирается на устремления гражданского общества. Концентрация ресурсов гражданского общества позволяет охватывать основные направления государственной политики и влиять на них. Это, несомненно, выступает дополнительным положительным фактором в процессах формирования и реализации национальных интересов.

Не менее важным фактором, влияющим на формирование и реализацию национальных интересов ПМР, является роль политического лидера в жизни республики. В Приднестровье 11 декабря 2016 г. состоялись выборы президента. По официальным данным ЦИК ПМР1, явка на выборы составила 60,1%, и 62,3% голосов были отданы за победившего в выборах В.Н. Красносельского, что позволяет говорить о наличии такого политического лидера. В соответствии с заявленной программой президент ПМР в своей деятельности будет опираться на правильно понятый национальный интерес, т.е. такой, который будет отвечать культурным традициям страны, устойчивым представлениям о ее геополитической, конфессиональной идентичности, ее роли в истории. В настоящее время задачи, стоящие перед новым президентом страны, направлены на поиск дополнительных механизмов реализации национальных интересов. Эти механизмы касаются как внутренней, так и внешней политики республики. Среди главных результатов деятельности президента ПМР и его команды за период, прошедший после выборов, — устранение внутриполитических разногласий и консолидация общества.

Логичным продолжением дальнейшего анализа является определение уровня осознания и отражения в деятельности политической и экономической элиты страны потребностей и желаний, воспринимаемых обществом в контексте существующих внешних условий и внутреннего состояния Приднестровья. В настоящее время оторванность элит от населения становится проблемой для многих государств. При этом прошедшие в ноябре 2015 г. выборы депутатов всех уровней и выборы президента ПМР в декабре 2016 г. показали, что в условиях кризиса институтов государственной власти (2013—2016 гг.) отношение к элитам в при-

1 Постановление ЦИК ПМР от 13.12.2016 № 01-09/109 «Об определении результатов выборов Президента Приднестровской Молдавской Республики 11 декабря 2016 года».

днестровском обществе существенно изменилось и характеризуется невысокой степенью оторванности политических и экономических элит от населения. В обществе существует ориентация политической и экономической элит ПМР на развитие гражданского общества, недопущение роста конфликтных отношений в обществе и достижение внутриполитической стабильности в Приднестровье в целом.

Следующий фактор — это современное состояние правового аспекта. Здесь появляется необходимость в ходе анализа дать характеристику внутреннего законодательства и его соотношения с международным правом как важных элементов формирования и реализации национальных интересов ПМР.

Можно отметить, что созданные и функционирующие в Приднестровье правовые механизмы обеспечивают защиту и обеспечение государственных интересов ПМР. Соответствующая современным реалиям законодательная база ПМР является основой наращивания внешнеполитического потенциала и внутриполитической стабильности. При этом возникает необходимость в повышении уровня эффективности выполнения универсальных норм, закрепленных в международных документах.

Соблюдение акторами международных отношений международного права — основа межгосударственных отношений, обеспечивающая поддержание всеобщего мира и безопасности, развитие международного сотрудничества [Лукашук, Лукашук 2002: 17]. В то же время в отношении непризнанных субъектов международных отношений объективность и справедливость очень часто приносятся в жертву политической целесообразности и необходимости достижения международными акторами собственных национальных интересов. Существующие нормы международного права подменяются пристрастными оценками и не лишены двойного толкования, что достаточно часто приводит к нарастанию деструктивных действий международных участников по отношению к Приднестровью, выраженных в различных политических и экономических блокадах. В данном контексте ключевая роль в достижении государственного интереса в ПМР отводится фактору национальной безопасности. На создание соответствующих условий в области безопасности направлена деятельность МИД ПМР, силовых структур ПМР, а также проводимая с 1992 г. миротворческая операция на Днестре, реализуемая при ведущей роли РФ.

Проведенный в статье анализ позволяет выявить ключевые факторы, оказывающие влияние на процессы формирования и реализации национальных интересов Приднестровья. Подводя итог, можно отметить, что достижение Приднестровьем своих приоритетных государственных интересов должно быть поэтапным и определяться активной внешнеполитической линией с учетом геополитического фактора; обеспечивать баланс внешней и внутренней государственной политики в основе которого лежат устремления гражданского общества; поддерживать четко выраженную роль политического лидера и связь политической и экономической элит с обществом; развивать правовые механизмы и обеспечивать национальную безопасность.

Список литературы

Ватаман А.В. 2017. Выбор и обоснование критериев анализа условий формирования и эффективности реализации национальных интересов. — Власть. № 1. С.183-188.

Лукашук И.И., Лукашук О.И. 2002. Толкование норм международного права. М.: Nota Bene. 160 с.

Сухинин С.А. 2002. Пространственные уровни геополитического положения ПМР. Тирасполь: ЦСПИ «Перспектива». 164 с.

VATAMAN Aleksandr Vladimirovich,postgraduate student at Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod, Plenipotentiary Representative of the Republic of Abkhazia in the Pridnestrovian Moldavian Republic, Extraordinary and Plenipotentiary Envoy of the 2nd class (76, October 25th St, Tiraspol, Transnistria, 3300; abkhazia-pmr@mail.ru) TATAROV Roman Aleksandrovich, postgraduate student at Taras Shevchenko Transnistria State University (80 Pobedy St, Glinoe, Transnistria, 3300; tatarov-roman.93@mail.ru)

THE MAJOR FACTORS INFLUENCING

THE PROCESSES OF FORMATION AND REALIZATION

OF THE NATIONAL INTERESTS OF TRANSNISTRIA

Abstract. For the identification of the key factors influencing the processes of forming and implementation of national interests of the Pridnestrovian Moldavian Republic one should assume the analysis of all range of foreign policy conditions and architecture of the international and regional relations, the pursued foreign and domestic state policy, a role of the political leader and communication of political and economic elite with society. During the analysis, it is necessary to give the characteristic to the domestic legislation and its correspondence with international law as to important elements in forming and implementation of national interests. Besides, it is necessary to consider that in the conditions of de jure non-recognition, perishable national interests become vital and first-priority on an equal basis with fixed national interests. Taking into account all features of existence and development of Transnistria, the factors influencing forming and implementation of national interests of PMR root in geopolitical, foreign-policy and legal areas. Keywords: national interest, unrecognized state, Transnistria, regionalism, globalism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.