Научная статья на тему 'Основные факторы устойчивого функционирования российских компаний на товарных рынках в условиях глобального экономического кризиса'

Основные факторы устойчивого функционирования российских компаний на товарных рынках в условиях глобального экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таратута М. А.

Изложены методы оценки конкурентоспособности российских промышленных компаний в условиях глобального финансового кризиса. Значительную роль при повышении конкурентоспособности в статье отводится повышению качества продукции инвестиционной деятельности, а так же диверсификации производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные факторы устойчивого функционирования российских компаний на товарных рынках в условиях глобального экономического кризиса»

УДК 65.011.12 М.А. Таратута

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Изложены методы оценки конкурентоспособности российских промышленных компаний в условиях глобального финансового кризиса. Значительную роль при повышении конкурентоспособности в статье отводится повышению качества продукции инвестиционной деятельности, а так же диверсификации производства. Ключевые слова: конкурентоспособность в условиях кризиса, интегральный показатель.

Taratuta M.A.

THE MAIN FACTORS OF THE STABLE FUNCTIONING OF RUSSIAN COMPANIES AT THE TRADE MARKETS IN THE CONDITIONS OF GLOBAL ECONOMICAL CRISIS

In the article methods of valuation of competitiveness of the Russian industrial companies in the conditions of a global financial crisis are stated. A significant role at competitiveness increase in the article it is taken away to improvement of quality of production of investment activity, and as production diversifications.

Key words: competition capacity in the conditions of the crisis, the integral index.

~П современных экономических ус-

.^Зловиях исходя из понятия фактора, как движущей силы, обеспечивающей эффективность деятельности предприятия в условиях рынка (то есть конкурентоспособности), и используя труды отечественных и зарубежных экономистов по степени назначения можно выделить две группы факторов успеха промышленной компании.

I группа - факторы, определяющие возможное наличие конкурентных преимуществ или факторы достижения конкурентоспособности,

II группа - факторы, способ-ствующие удержанию организацией конкурентных преимуществ или факторы удержания конкурентоспособности.

Факторы первой группы в зависимости от места возникновения можно подразделить на внутренние и внешние. Среди основных внутренних факторов, зависящих от деятельности самой организации, в порядке важности можно указать следующие:

Автор статьи считает, что конкурентоспособность товара следует оценивать по четырем главным статичным факторам (первый уровень дерева целей): качество товара, цена товара, качество сервиса потребителей товара на конкретном рынке, эксплуатационные затраты на использование товара. Результативность статичных факторов определяют динамичные факторы — качество управления процессами (пятый фактор).

Кроме того, проведенными автором исследованиями доказано, что в условиях глобального кризиса целесообразно исследовать конкурентоспособность и устойчивость на рынке интегральным показателем. Интегральный показатель конкурентоспособности

внутренний фактор конкурентного преимущества организации что необходимо сделать для достижения и использования конкурентного преимущества

специализация и концентра-ция производства осуществить проектирование организации на основе анализа принципов рационализации структур и процессов, применяя методы моделирования

уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции и составных частей производства выполнять весь комплекс работ по унификации и стандартизации различных объектов с целью их упорядочения по типоразмерам, вида, методам и т. Д.

учет и регулирование производственных процессов то же

персонал постоянно осуществлять отбор персонала, повышать его квалификацию и создавать условия для продвижения мотивировать качественный и эффективный труд с целью обеспечения конкурентоспособности персонала

информационная и нормативнометодическая база управления при проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать качественную информацию и нормативно-методические документы

сила конкуренции на выходе и входе системы при выборе сферы деятельности и поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, кадров, и т. П. анализировать силу конкуренции и выбирать конкурентоспособных поставщиков

ресурсные: -

поставщики постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, и их конкурентоспособность для выбора наилучших

доступ к качественному дешевому сырью и другим ресурсам следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможного доступа к качественному и дешевому сырью

учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов организа-ции стимулировать проведение подобного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей своих товаров будет приоритетным направлением деятельности предприятия, фактором конкурентного преимущества

функционально-стоимостной анализ выпускаемой продукции и элементов производства стимулировать проведение подобного сложного, но эффективного анализа

оптимизация эффективности использования ресурсов поддерживать работу по оптимизации ресурсов, так как глобальная цель конкуренции - экономия ресурсов и повышение качества

технические -

патентованный товар продолжать работу по увеличению количества изобретений и патентов, обеспечить их диффузию

патентованная технология то же

оборудование увеличивать удельный вес прогрессивного техноло-гического оборудования, снижать его средний возраст

товара можно оценивать экспертным 2) с учетом весомости факторов. путем по двум методам: При экспертной оценке конкуренто-

1) без учета весомости факторов; способности российских товаров на

внутреннем рынке в среднем можно оценить в 15 баллов (33 333), т. е. они по всем показателям средние.

Для повышения точности оценки предлагается взвешивать важность, или весомость, каждого фактора конкурентоспособности. Ранее нами были присвоены следующие весомости факторам: качеству товара — 4 балла, его цене — 3, качеству сервиса товара на конкретном рынке — 2 и эксплуатационным затратам по использованию товара — 1 балл. Последний фактор оценен в 1 балл, так как эксплуатационные затраты во многом определяются качеством товара и его сервиса. Чем выше качество, тем ниже эксплуатационные затраты (по конкурентоспособной японской и американской технике эксплуатационные затраты в 3—5 раз меньше, чем по аналогичной российской технике).

Наиболее простым и достаточным является метод расчета комплексных показателей конкурентоспособности. Экспертная оценка конкурентоспособности продукции. Для оценки конкурентоспособности с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов численностью не менее 5 человек (один из руководителей или главный менеджер, конструктор, маркетолог, технолог, экономист). При аттестации, сертификации, аудите оценка может быть как внутренней, так и внешней, проводимой независимой аккредитованной организацией.

Автор считает, что важным фактором сохранения конкурентоспособности ЛПК в условиях кризиса - коли-чество имеющихся у предприятия явных источников конкурентных преимуществ и возможностей формирования конкурентного потенциала. Если организация опирается только на какое-то одно преимущество, то конкуренты постараются использовать несколько других конкурентных преиму-

ществ и выиграть в чем-нибудь другом. По мнению Р.А. Фатхутдинова, "Фирмы долгие годы удерживающие лидерство...", должны стремиться "...обеспечить себе как можно больше преимуществ во всех звеньях цепочки ценностей".

Автор считает, что самый важный фактор удерживаемости конкурентных преимуществ - постоянное совершенствование производства и других видов деятельности, выработка новых правил и моделей экономического поведения, с целью удержания конкурентоспособности.

В современных условиях конкурентные преимущества зависят в основном от уровня организации производства, объема производства продукции на один рубль затрат, уровня рентабельности производства, уровня финансовой устойчивости, уровня платежеспособного спроса на продукцию, уровня диверсификации, уровня реструктуризации, уровня издержек на единицу производимой продукции.

Так, например уровень организации производства Уоп определяется отношением длительности производственного цикла Тпр к длительности одного оборота оборотных средств Тос:

Уоп =Тпц/Тос (1)

Аналогично определяются и другие расчетные показатели конкурентного потенциала.

Обобщающие показатели характеризуют результат хозяйственной деятельности и управления производством в целом, но не в полной мере отражают эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными средствами и материальными ресурсами.

Ключевыми факторами, определяющими конкурентный потенциал в условиях финансового кризиса является финансовое положение российских компаний.

Финансовое положение предприятия характеризуется основными и дополнительными показателями ликвидности (способность оплачивать задолженность), платежеспособности (степень покрытия заимствованных средств), деловой активности, финансовой устойчивости, доходности и надежности произ-водственно-коммер-ческой деятельности.

К таким основным показателям, отражающим, в данном случае, уровень конкурентоспособности организации производства и реализации продукции в условиях экономического кризиса необходимо отнести: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент платежеспособности, оборачиваемость оборотных средств, экономическую результативность управленческой деятельности, рентабельность всех операций, рентабельность прочих операций, уровень рентабельности (доходности) собственного капитала, коэффициент автономии.

В условиях экономического кризиса особенно важное значение имеет коэффициент автономии (собственного капитала) Ка, который оценивает степень независимости предприятия от внешних (заемных) источников, определяется отношением собственных средств предприятия к общей сумме источников финансирования (сумме итогового баланса) Сб:

Ка = Кс/Сб (2)

Перечисленные основные показатели, характеризуя финансовое состояние предприятия в результате его производственно-коммерческой деятельности, позволяют объективно оценить степень конкурен-

тоспособности системы организации управления.

Дополнительные показатели позволяют наиболее полно охарактеризовать степень конкурентоспособности системы организации управления с позиций использования финансовых ресурсов. К ним можно отнести: коэффициент маневренности капитала, оборачиваемость всех активов, уровень рентабельности общих активов.

Автором разработана оригинальная методика расчета, определяющая величину конкурентного потенциала в условиях экономического кризиса. Расчет перечисленных основных и дополнительных показателей, сопоставление их с показателями прошлых периодов, с нормативами и данными аналогичных объектов управления позволят управляющей системе наметить и осуществить мероприятия по совершенствованию системы управления финансовыми ресурсами и повышению ее конкурентоспособности.

Предложенные показатели позволяют системно и комплексно анализировать результаты производственной, коммерческой, финансовой, бухгалтерской, маркетинговой и управленческой деятельности компании; выявлять проблемы эффективного использования возможностей компании, а также оценивать способность системы организации удовлетворять конкретные потребности внутренней и внешней ее среды, устанавливая влияние наиболее важных характеристик работы на конечные результаты.

---------------------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фахутдинов Р.А. Конкурентоспособ- 2. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и

ность: Россия и мировая экономика. М.: 2005 г. практика. М.: Алмо-пресс 2006. ЕДЗ

— Коротко об авторе ----------------------------------------------------------------

Таратута М.А. - аспирант МГУП, info@mgup.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.