Научная статья на тему 'Основные этапы становления правового института строительного подряда для государственных нужд'

Основные этапы становления правового института строительного подряда для государственных нужд Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
423
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы становления правового института строительного подряда для государственных нужд»

Ткаченко Ю.В.,

аспирантка Российского Нового университета, г. Москва

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Формирование договора строительного подряда как самостоятельного вида договорных отношений имеет длительный и сложный путь исторического и юридического развития. Договор строительного подряда не сразу нашел свое место в системе гражданского права. Потребовалась не одна сотня лет, чтобы юристы, ученые, специалисты в области гражданского права смогли сформулировать и законодательно закрепить его основные отличительные черты в нынешнем виде.

Частно-правовые основы трудовой деятельности были известны уже во времена Древнего Египта. В возведении грандиозных пирамид принимали участие каменотесы, плотники, дорожные рабочие, художники, золотых дел мастера и другие. Кроме пирамид, до наших дней дошли гигантские ирригационные сооружения. Поражает не только результат их работы, но и факт, что эти работы были тщательно разработаны, спланированы, подготовлены, организованы и проведены — налицо все основные стадии, присущие и современному строительному процессу. Кроме того, все эти работы производились за счет государства. Интересен и тот факт, что согласно судебника Хаммурапи уровень заработной платы строителей на объектах для государственных нужд был установлен на 30—40% выше, чем оплата по частным заказам. Таким образом, уже в то время законодательно признавалась приоритетность работ на государственных строительных объектах. Удивительно и то, что уникальные сооружения, дошедшие до наших дней, возводились при почти полном отсутствии формальных обязательств. При решении возникающих строительных задач постепенно зародились такие понятия, как смета, расход, цена, срок строительства, гарантии качества, которые стали находить свое место в договоре строительного подряда.

1 Мозолин В.П. Развитие гражданского законодательства на современном этапе // Сборник материалов конференции, посвященный 80-летнему юбилею В.П. Мозолина. М., 2005. С. 18.

Менялись эпохи, стили, направления. Но только в XIX веке в строительную отрасль пришли справочники, альбомы, руководства, рекомендации и прочая литература нормативного плана, имеющая прямое отношение и к процессу строительства, и к подготовке договора строительного подряда.

Несмотря на фактическое наличие общественных отношений в области строительного подряда, в то время законодательно не были определены такие понятия, как «договор» и «договор строительного подряда». Первые предложения в этой части в дореволюционной России были сделаны выдающимся юристом Г.Ф. Шершеневичем, предложившим ввести определение понятия «договор», которое сто лет спустя почти слово в слово воспроизведет современный законодатель в п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса РФ. Г.Ф. Шершеневич предложил «договором называть соглашение двух или более лиц, направленное к установлению, изменению или прекращению правоотношений».

Как отмечал П. Редкий, первые письменные свидетельства о подрядных строительных сделках в России относятся к 1547 году и касаются частных подрядов. Отношения оформлялись в виде подрядных грамот или записей. Первое свидетельство об участии государства как стороны договора подряда в России относится к периоду правления царя Федора Иоаннови-ча. В 1595 году царь подписал наказ «О заготовлении материалов для строения Смоленской крепости». Это первый известный письменный юридический памятник в России, содержащий упоминание о подрядных работах, имеющих непосредственное отношение к строительству. С точки зрения настоящего исследования, важно, что впервые в царском наказе (имеющем статус нормативного акта, юридического документа) содержалось упоминание о подряде как о таковом. Более того, упомянут не просто частный подряд для нужд физического лица, а казенный подряд для государственных нужд. Примечательно, что целью строительства являлся объект военного назначения. Вполне очевидно, что государство в лице его единоличного исполнительного органа — царя и до упомянутого именного наказа не только занималось «заготовлением материалов», но и активно вело строительные работы для нужд военных ведомств на протяжении всех известных исторических периодов.

Государство всегда оставалось самым крупным заказчиком по производству строительных работ. Именно по этой причине большинство нормативных актов, наказов, положений и т.п. документов, принимаемых в Российском государстве почти до конца XX века и касающихся подряда (в частности, строительного), имели казенную направленность и предполагали участие государства в качестве одной из сторон этого вида договоров. Данный факт является особенностью формирования нормативной базы по

регулированию положений договора подряда, одним из видов которого является договор строительного подряда.

Постепенно возрастала роль государства в жизни общества. Государство испытывало потребность во все более сложных работах и подрядах. В Соборном Уложении 1649 г. была сделана первая попытка по урегулированию (кодификации) существовавших отношений, в т.ч. отношений найма.

Подрядные отношения упомянуты только косвенно и только по поводу необходимости взыскания государственных пошлин по факту составления грамоты писарем. Однако этот косвенный факт позволяет отметить такую юридическую тонкость, как обязательность письменной формы сделки в подрядных отношениях. Необходимо отметить, что этот несомненно важный юридический памятник про строительный подряд, даже в рамках найма, ничего не упоминает. Строительный подряд продолжал регулироваться юридическими обычаями и законодательно не был определен.

Впервые интерес со стороны государства к законодательному упорядочению отношений именно в строительных делах проявился в эпоху Петра I. В 1719 году Петр I утвердил регламент Камер-коллегии.

Камер-коллегии вменялось в обязанность заключать подряды для государственных нужд. Большинство таких подрядов имели ярко выраженную военную направленность. Заключение договора производилось посредством торгов, в которых мог принять участие любой желающий. Сами торги представляли собой достаточно сложную процедуру, правила которой в последующем неоднократно менялись по инициативе государства. Предписывалось подряды заключать в письменной форме. Поставка на объект строительства строительных материалов обеспечивалась на условиях различных казенных подрядов с частными лицами. В роли заказчика и плательщика по таким договорам выступало государство, статус таких контрактов в то время был очень высок.

На этом этапе можно отметить один важный факт — поставка строительных материалов на объект строительства вышла из рамок договора найма и обычаев делового оборота и поднялась на качественно новый уровень. Этот процесс стал законодательно регулироваться через подрядные отношения, т.е. появился новый, самостоятельный вид договоров. Несомненно, что юридическая мысль сделала важный шаг в регулировании подрядных отношений.

Некоторую связь со строительной деятельностью имели предписания «О контрактах по подряду, поставке и откупу»1, утвержденные Екатериной Великой в 1776 году. Однако и они не внесли кардинальных изменений в формирование положений по ведению договора подряда, отношения по которому продолжали строиться в рамках обычаев делового оборота. Целью

контрактов на подряд являлось удовлетворение нужд государства и его военно-политических запросов. Учитывая сложность процесса строительства, его разностороннюю связь с иными отраслями хозяйственной деятельности общества и другими типами договоров, законодатель долго не мог найти методологического подхода к систематизации и кодификации отношений по договору строительного подряда. По этому поводу Г.Ф. Шершеневич отмечал, что «договор подряда возбуждает большие сомнения при уяснении его природы, потому что в понимании его обнаруживается разногласие как в теории, так и в законодательствах»1.

Первым исторически значимым юридическим документом по законодательному регулированию некоторых положений именно по ведению строительных работ стало издание Свода законов гражданских в 1835 году. Указанный Свод являлся первой частью тома 10 Общего свода законов Российской империи. С введением Общего свода были отменены все прочие законы, которые действовали со времен Соборного уложения 1649 года. Впервые в российском законодательстве в нем было дано определение договора подряда.

В ст. 1737 Свода законов гражданских договором подряда признавался договор, по которому одна из сторон «принимала на себя обязательство исполнить своим иждивением предприятие ... а другая, в пользу коей сие производится, учинить за то денежный платеж». При этом законодатель не решился отделить договор поставки от договора подряда, и юридически они рассматривались как нечто единое целое.

Предложенное определение созвучно с тем определением, которое дало договорам подряда римское право. Уже в то время его отличительным признаком ставилось «достижение экономического результата путем затрат со стороны подрядчика».

Риск производства подрядных работ, как следует из обоих определений, всегда ложился на подрядчика. Свод законов гражданских впервые нормативно определил, что предметом подряда для государственных нужд могут быть именно работы. В качестве предмета договора подряда в ст. 1738 назывались такие работы, как «постройка, починка, переделка и ломка зданий и вообще производство всяких работ». Объектами работ могли быть казенные здания, дороги, мосты и т.п. Впервые касательно подряда были установлены и существенные условия, которые стороны должны были непременно соблюсти. Документ определял, что договор должен содержать: условия по виду работ и предмету подрядного договора; указывалось, что необходимо определить инструмент, перечень строительных материалов, их

1 См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: издание Бр. Башмако-вых, 1911. С. 164.

качество, сторону, которая будет их поставлять (заказчика или подрядчика); срок работ, вид оплаты и порядок расчетов; способ контроля за ходом выполнения работ; порядок проверки выполненных работ и их приемки государственными структурами. Сводом было установлено, что общий срок строительства не должен превышать четырех лет.

Примечателен факт, что состав регулируемых Сводом положений почти полностью идентичен составу положений, регулируемых ныне действующим Гражданским кодексом Российской Федерации. Это свидетельствует, с одной стороны, о законодательной преемственности, а с другой стороны — о высоком юридическом потенциале и о глубокой работе, проведенной отечественной нормотворческой мыслью XIX века.

Характеризуя договор подряда той эпохи, A.B. Красик и Б.И. Элькин справедливо отмечали, что применение и толкование законодательства о договорах подряда невозможно обособить от общей системы гражданского законодательства Наглядным подтверждением этой мысли может служить разбросанность регулирующих его норм и правил по всем томам Общего свода законов Российской империи и его приложений. Однако юридическая наука того времени практически не занималась исследованием подрядных отношений в строительстве. Этот факт являлся отличительной особенностью формирования и использования договора подряда. Такая ситуация затрудняла его применение как лицами, оформляющими договорные отношения, так и лицами, осуществляющими судопроизводство.

Отметим особо, что только военным ведомством предпринимались реальные попытки по инкорпорации и обобщению судебной практики. Однако эти попытки не оказали решающего воздействия на дальнейшее развитие нормотворческого процесса даже по договору подряда в целом. Нормы, регулирующие договор подряда, имели ярко выраженный административный характер. Такой подход был сохранен законодателем и в послеоктябрьский период развития России. Однако при этом изменилась организационно-правовая форма строительных организаций: с акционерной — в дореволюционной России на государственную — в последующий исторический период.

Дальнейшему юридическому совершенствованию строительной отрасли права помешал ход исторического развития государства Российского. Война 1905 года и Первая мировая война, революционные события 1917 года и гражданская война в России полностью остановили процесс нормотворчества по подряду вообще и по строительному подряду в частности.

1 См.: Красик A.B., Элькин Б.И. Положение о казенных подрядах и поставках. Пг., 1915. С. 192—238.

К вопросам подрядных отношений и строительным проблемам законодатель вернулся только по окончании этих событий. У нового российского государства возникла острая необходимость восстановления разрушенных зданий, коммуникаций, воссоздания промышленного потенциала. С этой целью было разработано положение «О государственных подрядах и поставках», которое утвердил в 1921 году Совет народных комиссаров. Положение впервые юридически разграничило договор поставки от договора подряда и выделило их в самостоятельные виды договоров. Конкурсный отбор контрагентов уже не производился.

Чуть позднее, в 1922 году на IV сессии ВЦИК был принят Гражданский кодекс РСФСР 1. Нормы, регулирующие строительную деятельность, также описывались в рамках отношений договора подряда. При этом продолжало параллельно действовать положение «О государственных подрядах и поставках», в которое, учитывая переход России от нэпа к экономике командно-распределительной, вносилось много дополнений и изменений. Постепенно из него были исключены все элементы, связанные с рыночной экономикой. В том числе из субъектного состава сторон по договору подряда были исключены физические лица. Победивший социалистический строй полностью снял необходимость в оформлении и юридическом регулировании договоров между государством и физическими лицами. Такие отношения были прекращены на многие десятилетия, как не имеющие ни юридической, ни экономической основы.

Кроме того, если подряд имел целью производство строительных работ, то из числа субъектов подрядных отношений были выведены общественные организации, а также государственные учреждения и предприятия. В результате государство осталось в одном лице и заказчиком, и подрядчиком работ по строительному подряду. Всем прочим лицам (юридическим и физическим) можно было строить, но только для себя. По этому поводу интересно замечание Л.И. Брауде о том, что подрядный способ ведения строительных работ сменился на хозяйственный, а капитальное строительство ведется для своих нужд, своими средствами (строительными механизмами, инвентарем и рабочей силой). В результате для выполнения масштабных строительных задач государство было вынуждено пойти по пути создания крупных специализированных строительных трестов. Такая структурная перестройка коснулась и военных организаций. На всей территории российского государства начали создаваться специализированные строительные и эксплуатационные управления, отделы капитального строительства и прочие организации, структурно подчиненные Министерству обороны и выполняющие работы по его заказам.

1 Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (Ред. 26 ноября 2001) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. № 24. Ст. 406; РГ, № 233, 2001, 28 ноября.

В Гражданском кодексе РСФСР 1964 года законодатель разделил договор подряда на просто «Подряд» (гл. 30) и «Подряд на капитальное строительство» (гл. 31). Таким образом, строительный подряд был выведен даже из рамок подрядных отношений. Целью подряда ставилось «выполнение определенных работ по заданию заказчика» (ст. 350 ГК РСФСР 1964 г.). Такая постановка вопроса сосредоточивала подрядчика на процессе строительства ради самого процесса и не подвигала на достижение цели работ.

Впервые за всю историю российского государства договор строительного подряда получил обособленное описание и был представлен как отдельный, самостоятельный вид. При этом необходимо отметить, что, учитывая специфику советского периода развития юридической мысли России, законодатель хотя и допускал исполнение подрядных работ частным лицом, но только им лично. Иначе, в случае привлечения наемных работников, возникала ситуация эксплуатации чужого труда, что было чуждо нормам морали и нравственности социалистического общества.

Вслед за крахом идеалов социализма и с переходом России к рыночной экономике с 1991 года изменилось и юридическое толкование договора строительного подряда. Во-первых, он «возвращается» в рамки подрядных отношений. При этом в силу инерции понятийного аппарата сохраняется «старое» название — «Подряд на капитальное строительство». Во-вторых, субъектами договора на равных основаниях теперь могут быть как юридические, так и физические лица. Этим фактом было положено начало новому витку эксплуатации физических лиц, официально допустимому и разрешенному юридически в эпоху зарождавшихся рыночных отношений.

Развитие и углубление рыночных процессов заставило законодателя основательно пересмотреть многие нормы социалистической эпохи. 21 октября 1994 г. Государственной Думой принята первая часть, 26 января 1996 года — вторая часть нового Гражданского кодекса Российской Федерации а 26 ноября 2001 г. — третья часть Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гражданский кодекс РФ, вслед за Основами законодательства СССР и союзных республик 2, вернул строительный подряд в рамки подряда вообще, сохранив при этом его как самостоятельный вид договора. Из ГК РФ исчезает понятие «капитального строительства», что подводит под общую законодательную базу такие виды строительных работ, как монтаж, ремонт и многие другие. ГК РФ достаточно подробно освещает многие вопросы, связанные с договором строительного подряда.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая (ред. 29 ноября 2007) // Российская газета, 1994, 8 декабря; Референт, 2007, 5 декабря.

2 Основы Гражданского законодательство Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. № 2211-1) (ред. 11 ноября 2003) // Ведомости ВС СССР. № 26. Ст. 733. 1991, 26 июня; Собрание законодательства РФ. № 46 (ч. I). Ст. 4441, 2003, 17 ноября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.