Научная статья на тему 'Основные этапы реализации проекта «Экономический пояс Шёлкового пути»'

Основные этапы реализации проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1999
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ ПЛАТФОРМА / КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ / ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / NEW SILK ROAD ECONOMIC PROJECT / ECONOMIC INTEGRATION / FINANCIAL PLATFORM / COORDINATION OF ACTIVITIES / FREE-TRADE ZONES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чернова Анна Федоровна

В статье рассматривается проблема создания проекта Шёлковый путь и особенности каждого из этапов выполнения проекта. В настоящее время ЭПШП важнейший экономический интегратор, который в перспективе будет выходить за рамки Евразийского континента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key milestones of the “Economic belt of the Silk Road” project implementation

The paper examines the problem of establishing the New Silk Road project, especially the features of its implementation stages. Nowadays the project of New Silk Road plays a vitally important role of economic integration tool intended to cross the borders of Eurasian continent.

Текст научной работы на тему «Основные этапы реализации проекта «Экономический пояс Шёлкового пути»»

А.Ф. Чернова*

Основные этапы реализации проекта «Экономический пояс Шёлкового пути»

АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается проблема создания проекта Шёлковый путь и особенности каждого из этапов выполнения проекта. В настоящее время ЭПШП — важнейший экономический интегратор, который в перспективе будет выходить за рамки Евразийского континента.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Шёлковый путь, экономическая интеграция, финансовая платформа, координация действий, зоны свободной торговли.

Несмотря на сравнительную новизну проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» (ЭПШП), уже можно выделить несколько этапов его реализации.

Первый — выдвижение проекта. Концепция ЭПШП была представлена Председателем КПК Си Цзиньпином в сентябре 2013 г. на публичном выступлении в Назарбаев Университете (г. Астана) во время 10-дневного визита в страны Центральной Азии: Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и Киргизстан. Выбор государства, где была обнародована инициатива, был не случайным: ведь именно Казахстан лидирует по количеству проектов с китайскими инвестициями в рамках ЭПТТТП1.

* Чернова Анна Федоровна, аспирант, преподаватель кафедры восточных языков и лингвокультурологии ИМОМИ ННГУ им. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия; E-mail: chrvann@mail.ru

© Чернова А.Ф., 2017

1 Спивак В.Ю. Экономический пояс Шёлкового пути и энергетическая безопасность Китая. Выгоды для России // Трансформация мировой энергетики: рыночные механизмы и государственная политика / Отв. ред. С.В. Жуков. М.: ИМЭМО РАН, 2016. С. 6.

450

Как отметил китайский лидер, у КНР и стран Центрально-азиатского региона есть общая стратегическая цель — стабильное развитие экономики. Он также подчеркнул необходимость всесторонне «укреплять практическое взаимодействие» и «конвертировать преимущества политического диалога, географической близости и экономической взаимодополняемости в преимущества сотрудничества, устойчивого роста, создания общности интересов на основе взаимной выгоды и общего выигрыша»2. Целью экономического пояса Шёлкового пути, по словам Си Цзиньпина, является укрепление экономических связей, углубление сотрудничества и расширение пространства развития стран Евразии. Председатель КНР предложил пять необходимых для этого мер — пять «усилений».

1) Усиление политического сотрудничества. Путём консультаций вырабатывать программы и меры по развитию регионального сотрудничества.

2) Усиление строительства единой дорожной сети. Модернизировать дороги, которые смогут стать транспортным коридором от Тихого океана до Балтийского моря, из Центральной Азии до Индийского океана, а затем создать транспортные коридоры по всей Азии.

3) Усиление торговых связей. Упрощать коммерческие процедуры с акцентом на устранение торговых барьеров и принимать меры по сокращению торговых и инвестиционных расходов.

4) Усиление валютных потоков. Укреплять денежное сотрудничество, уделять особое внимание валютным расчётам, которые могли бы снизить операционные издержки и уменьшить финансовые риски при одновременном повышении экономической конкурентоспособности.

5) Усиление связей между народами. Активизировать дружественные контакты народов, укреплять их взаимопонимание и традиционную дружбу.

Второй этап — создание финансовой платформы. Учреждается Фонд Шёлкового пути (ФШП) — китайский инвестиционный фонд, занимающийся в первую очередь крупными вложениями в инфраструктурные проекты в странах вдоль экономического пояса Шёлкового пути и морского Шёлкового пути. Компания была зарегистрирована в Пекине 29 декабря 2014 г. Общий капитал ФШП, как предполагается, составит 40 млрд долл., однако его формирование будет происходить в несколько этапов. На начало 2016 г. ФШП привлёк 10 млрд долл., выделенных из золотовалютных резервов

2 Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев Университете (полный текст) / Посольство Китайской Народной Республике в Республике Казахстан // URL: kz.chineseembassv.org/rus/zhgx/t1077192.htm

451

КНР (65%), активов Китайской инвестиционной корпорации (15%), Экспортно-импортного банка Китая (15%) и Банка развития Китая (5%). Сроки проведения следующих этапов формирования фонда не разглашаются3.

Фонд действует в соответствии с китайским законодательством, в его проектах могут принимать участие иностранные инвесторы. К финансированию проектов также могут привлекаться Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (100 млрд долл.) и Банк БРИКС (100 млрд долл.). Формально их деятельность не сосредоточена на финансировании проектов сухопутного Шёлкового пути, но их капитал может направляться в инфраструктуру стран ЦА.

Идея создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в октябре 2013 г. в целях стимулирования финансового взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, реализации инфраструктурных проектов, а также расширения интеграционных процессов4. Меморандум о взаимопонимании был подписан 22 странами-учредителями в октябре 2014 г. в Пекине, а в июне 2015 г. — соглашение о создании АБИИ. Пятёрку крупнейших соучредителей по объёму вложений составили Китай, Индия, Россия, Германия и Республика Корея. Официально свою работу АБИИ начал 16 января 2016 г. Число стран-учредителей к концу 2016 г. достигло 57, штаб-квартира банка находится в Пекине.

Третий этап — разработка концепции. За короткий период, начиная с 2013 г. было проведено много международных конференций на достаточно высоком уровне (организаторы: пресс-канцелярия, региональные власти) с приглашением экспертов из США, ЕС, России, Казахстана, Белоруссии, Монголии и других стран, на которых обсуждались принципы выдвинутых проектов: в 2014 г. — в Сиани, Урумчи и Астане, в 2015 г. — в Даляне, Урумчи и Пекине. В марте 2015 г. китайское правительство публикует документ «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шёлкового пути и морского Шёлкового пути XXI века»5. По сути, это официальная концепция, подготовленная такими

3 Мордвинова А.Э. Фонд Шёлкового пути: результаты первого года работы // РИСИ (02.02.2016) / URL: riss.ru/analitvcs/26095/

4 Фролова И.Ю. Китайский проект «Экономический пояс Шёлкового пути»: развитие, проблемы, перспективы // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 5 (38). С. 54.

5 Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шёлкового пути и морского Шёлкового пути XXI века // Россия и АТР. 2015. № 3. С. 255-270.

452

ведущими структурами Госсовета КНР, как Госкомитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции. В документе отражена теоретическая база, на основе которой будет осуществляться претворение в жизнь этих масштабных проектов, которые получили короткое название «Один пояс и один путь».

Анализируя опубликованную концепцию, можно отметить, что предложения по реализации инициатив носят общий характер. В качестве основного содержания сотрудничества стран выдвинуты ранее озвученные Си Цзиньпином пять пунктов: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, либерализация торговли, свободное передвижение капитала и укрепление взаимопонимания между народами.

В документе определены и основные принципы совместного создания «Одного пояса — одного пути»:

- строго соблюдать принципы и цели Устава ООН;

- соблюдать пять принципов мирного сосуществования, а именно взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, взаимное невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимные выгоды, мирное сосуществование;

- поддерживать открытый характер сотрудничества: любое государство, а также любая международная или региональная организация без исключения могут к нему присоединиться;

- следовать принципам согласия и толерантности;

- соблюдать рыночные законы и общепринятые международные правила;

- придерживаться принципа взаимной выгоды и общего выигрыша, учитывать интересы каждой из сторон, искать точки соприкосновения интересов для сотрудничества.

Концепция экономического пояса Шёлкового пути заключается в создании нового континентального моста между Европой и Азией, международных коридоров экономического сотрудничества «Китай -Монголия - Россия», «Китай - Центральная Азия - Западная Азия» и «Китай - Индокитай». При этом будет совершенствоваться инфраструктура стран-участниц, сформируется базовая сеть безопасных и высокоэффективных транспортных коридоров, упростятся инвестиционные и торговые процедуры, образуется базовая сеть высококлассных зон свободной торговли. Следовательно, ЭПШП представляет собой программу активизации внешнеэкономической деятельности КНР на пространстве Евразии.

Потенциал сотрудничества в рамках проекта считается большим по нескольким причинам, в том числе:

453

1. Существенная разница между странами вдоль «Шёлкового пути» в уровне обеспеченности природными ресурсами.

2. Экономическая взаимодополняемость стран-участниц проекта.

В документе обозначены задачи в сфере инфраструктурного

строительства, инвестиций в промышленные мощности, освоения природных ресурсов, торгово-экономического и финансового сотрудничества, гуманитарных обменов, защиты окружающей среды.

В качестве важнейшего фактора расширения сотрудничества в регионе названо взаимодействие таких многосторонних механизмов, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Китай-АСЕАН (формат «10+1»), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Форум «Азия-Европа» (АСЕМ), диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Форум китайско-арабского сотрудничества, Диалог Китай - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Китай-ССАГПЗ), Экономическое сотрудничество Субрегиона Большого Меконга (СБМ), Центрально-азиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС).

Четвёртый этап реализации проекта «Один пояс и один путь» предполагает заключение международных договоров и создание сети партнёрских отношений со странами вдоль Шёлкового пути. Начиная с 2014 г. была проведена огромная подготовительная работа и наблюдалась беспрецедентная внешнеполитическая активность китайского руководства, совершившего целенаправленные поездки в страны ЕС, Россию, среднеазиатские страны и Монголию. Освещая в прессе визиты лидеров КНР (прежде всего Си Цзиньпина), китайские комментаторы подчёркивают, что все они готовятся индивидуально и очень тщательно и заканчиваются «в высшей степени успешно»6. Со странами, с которыми ранее были установлены отношения стратегического партнёрства (Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), были подписаны декларации об углублении двусторонних отношений. С Ираном, Пакистаном отношения стратегического партнёрства были установлены. После визита Председателя КНР в Индию в 2014 г. были подписаны три меморандума о взаимопонимании, что свидетельствует о новом этапе отношений между двумя странами. И т.д.

6 Виноградов А.О. Новый тип отношений и Новый шёлковый путь: К вопросу о внешнеполитических инновациях Китая // Китай в мировой и региональной политике. История и современность / Отв. ред. Е.И. Софро-нова. М.: ИДВ РАН, 2015. Вып. ХХ. С. 81.

454

Быстрые темпы продвижения экономического пояса Шёлкового пути можно объяснить заинтересованностью в нём многих акторов современной китайской внешней политики. Стоит отметить, во-первых, окрепшие за годы реформ крупные компании, которые стали всё больше влиять на процесс принятия решений (например, Китайская национальная нефтегазовая корпорация).

Вторым важным лоббистом ЭПШП выступают партийные руководители западных провинций и автономных районов КНР. Далёкие от побережья внутренние территории меньше всего преуспели за годы реформ. Для выравнивания региональных диспропорций в начале 2000-х гг. в Китае начала реализовываться специальная программа развития западных районов, которая в том числе предусматривает строительство объектов транспортной инфраструктуры. Запуск проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» значительно повысил потребность в логистических центрах, автодорогах, высокоскоростных железнодорожных магистралях и т.д. Множатся заявки на создание зон свободной торговли. Синьцзян-Уйгурский автономный район предложил построить на своей территории зону свободной торговли, ориентированную на государства Центральной Азии. В Нинся-Хуэйском автономном районе подготовлен проект строительства передовой китайско-арабской зоны свободной торговли совместно с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива7. Подобные проекты не только способствуют общему социально-экономическому подъёму регионов, но и повышают политический вес их руководителей в китайской номенклатуре.

Наконец, третьим, самым важным «локомотивом» проекта выступает сам Си Цзиньпин. Инициативу «Один пояс — один путь» можно считать в полном смысле его визитной карточкой. Китайские политологи8 отмечают, что эта идея не является новой для КНР — на протяжении последних десятилетий многие руководители страны призывали к восстановлению древнего «Шёлкового пути», однако Си Цзиньпин впервые выдвинул эту инициативу на официальный уровень, лично её продвигает и лоббирует. Не исключено, что именно она после его ухода со сцены в 2022 г. будет, как велит современная политическая традиция Китая, включена в Устав КПК как его основной вклад в развитие китайской политической мысли9.

7 Денисов И.Е. Путешествие на Запад // Россия в глобальной политике. 2015. Т. 13. № 1. С. 139.

8 Ван Шуцунь. Проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и ЕАЭС: конкуренты или партнёры? // Обозреватель. 2014. № 10 (297). С. 58-59.

9 Виноградов А. О. Указ. соч. С. 74.

455

A.F. Chernova*

Key milestones of the "Economic belt of the Silk Road" project implementation

ABSTRACT: The paper examines the problem of establishing the New Silk Road project, especially the features of its implementation stages. Nowadays the project of New Silk Road plays a vitally important role of economic integration tool intended to cross the borders of Eurasian continent.

KEYWORDS: New Silk Road economic project, economic integration, financial platform, the coordination of activities, free-trade zones.

* Chernova Anna Fedorovna, PG student, teacher of East Languages and Linguistic Cultural Anthropology of IMOMI, Lobachevsky NNGU, Nizhny Novgorod, Russia; E-mail: chrvann@mail.ru

456

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.