Научная статья на тему 'Основные этапы развития средней и высшей школы в США в XVII-XIX вв'

Основные этапы развития средней и высшей школы в США в XVII-XIX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1504
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATION IN THE U.S / ОБРАЗОВАНИЕ В США / XVII-XIX ВВ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / XVII XIX CENTURIES / THE NATIONAL SYSTEM OF EDUCATION / THE MAIN STAGES OF SECONDARY AND HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокова Т. Н.

В статье рассматриваются и анализируются основные этапы развития образования в США в XVII-XIX вв., такие как: 1) возникновение первых бесплатных школ и высших учебных заведений (XVII в.); 2) процесс математизации науки и его влияние на учебные планы школ и вузов (XVII начало XVIII в.); 3) становление национальной системы образования (XVIII в.); 4) учреждение школы на политико-экономической основе и утверждение принципа свободы в вузах США (XIX в.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN STAGES OF THE DEVELOPMENT OF SECONDARY AND HIGHER EDUCATION IN THE USA IN XVII-XIX CENTURIES

The main stages of the development of education in the United States in XVII XIX centuries, such as: 1) the occurrence of the first free schools and higher educational institutions (XVII), 2) the process of mathematization of science and its influence on the curricula of schools and universities (XVII-XVIII), 3) the establishment of national system of education (XVIII century, 4) the establishment of schools on the political and economic basis and of the principle of freedom in the universities of the USA (XIX) are considered and analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Основные этапы развития средней и высшей школы в США в XVII-XIX вв»

УДК 37.015(73)

Bokova T.N. THE MAIN STAGES OF THE DEVELOPMENT OF SECONDARY AND HIGHER EDUCATION IN THE USA IN XVII-XIX CENTURIES. The main stages of the development of education in the United States in XVII - XIX centuries, such as: 1) the occurrence of the first free schools and higher educational institutions (XVII), 2) the process of mathematization of science and its influence on the curricula of schools and universities (XVII-XVIII), 3) the establishment of national system of education (XVIII century, 4) the establishment of schools on the political and economic basis and of the principle of freedom in the universities of the USA (XIX) are considered and analyzed in the article.

Key words: education in the U.S., XVII - XIX centuries, the national system of education, the main stages of secondary and higher education.

Т.Н. Бокова, канд. пед. наук, доц. каф. английского языка, докторант каф. педагогики Волгоградского

гос. социально-педагогического университета, г. Волгоград, E-mail: tnbokova@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В США В XVII-XIX ВВ.

В статье рассматриваются и анализируются основные этапы развития образования в США в XVII-XIX вв., такие как: 1) возникновение первых бесплатных школ и высших учебных заведений(XVII в.); 2) процесс математизации науки и его влияние на учебные планы школ и вузов (XVII - начало XVIII в.); 3) становление национальной системы образования (XVIII в.); 4) учреждение школы на политико-экономической основе и утверждение принципа свободы в вузах США (XIX в.).

Ключевые слова: образование в США, XVII-XIX вв., пы развития средней и высшей школы.

Педагогическая мысль России традиционно отличалась высоким уровнем восприимчивости к плодотворным зарубежным идеям и исканиям. Изучение процесса становления и развития образовательной системы США на протяжении веков позволяет лучше понять сущность современных идей, теорий, подходов и в определенной мере прогнозировать будущее состояние образования в мире и в России.

В отечественной педагогической науке накоплен значительный фонд знаний о развитии образования в США (Ю.С. Алферова, А.Э. Бабашев, В.П. Беспалько, Б.М. Бим-Бад, И.С. Бессарабова, Н.Е. Воробьев, Н.В. Воскресенская, Б.А. Вульфсон, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, З.К. Малькова, Т.Г. Шершнева и др.). В целом, анализ исследований показал, что работы отечественных ученых дают общую характеристику состояния педагогической мысли США и основных направлений начавшейся в конце 50-ых годов XX века школьной реформы. Изучение и обобщение педагогического опыта в США на протяжении веков имеет большое научное и практическое значение, поскольку открывает важные возможности для определения эффективных путей развития школы и педагогики в целом, использования ценного зарубежного опыта для обновления отечественного образования.

Нами были выделены 4 этапа становления и развития средней и высшей школы с XVII до XIX вв.: 1) возникновение первых бесплатных школ и высших учебных заведений(XVII в.); 2) процесс математизации науки и его влияние на учебные планы школ и вузов (XVII - начало XVIII в.); 3)становление национальной системы образования (XVIII в.); 4) учреждение школы на политико-экономической основе и утверждение принципа свободы в вузах США (XIX в.). При анализе данных этапов мы опирались как на переводные источники (Монро П. История педагогики. Ч. 2: Новое время. Издание т-ва «М!РЪ», М., 1911.), так и оригинальные источники по истории образования в США (Mondale S. School: The story of American Public Education (2006); Pulliam J., Van Patten J. History of Education in America (2009), Church R. Education in the United States: An Interpretive History. (1977), Cremin L. American Education, The Colonial Experience. (1970), Spring J. The American School: 1642-(1990), которые ранее не изучались российскими учеными.

Необходимо заметить, что в Америке первые школы появились в пуританских колониях Новой Англии и существовали на средства и под контролем колоний и местных городских управлений, иногда получая капитал по завещанию или на средства религиозных и частных ассоциаций. Такие школы можно было встретить во всех колониях, за исключением Джорджии и Северной Каролины; наиболее многочисленны они были в Массачусетсе, Коннектикуте и Мэриленде. Первой в Америке была бостонская латинская школа, основанная в 1635 году. Первый общий закон о школах прошел в 1647 году в колонии Массачусетс. С этого периода некоторые из городских школ Массачусетса стали бесплатными, так как они поддерживались государ-

национальная система образования, основные эта-

ственными налогами. Правительство городов Новой Англии было демократическим, и надзор за школами оставался долгое время в руках городского собрания, затем постепенно стали избирать уполномоченных, сначала выборных людей, а затем в XVIII веке полномочия перешли к школьному комитету, что повлекло отмену взимания платы за учеников. Таким образом, в Массачусетсе в середине XVIII века и в других общинах Новой Англии школы стали бесплатными. Эти ранние системы государственных или даровых школ обязаны своим существованием религиозному благочестию жителей Новой Англии и тождественности, на практике церкви и государства. Как отмечает Монро П., первые высшие учебные заведения возникли в колониальный период, так Гарвард (Массачусетс) был основан в 1636 г., а Уильям и Мэри (Виржиния) в 1693 г. В те времена школа не только сохраняла элементы классического образования, но и обучала ремеслам, необходимым для становления новой североамериканской нации. Этот этап характеризуется тем, что школы и вузы не только сохраняла элементы классического образования, но и обучала ремеслам, необходимым для становления новой североамериканской нации [1, с. 76].

Следующий этап (XVII- начало XVIII в) показал процесс математизации науки и его влияние на учебные планы школ и вузов. Механика Ньютона, детерминизм Лапласа и материалистический формализм Гольбаха были основными опорными элементами в целой серии великих математических и естественнонаучных открытий. Процесс математизации науки имел свои достоинства и недостатки. С одной стороны, возможности математического моделирования и математической обработки самых разных процессов позволили обходиться без большого количества дорогостоящих экспериментов, проводимых, как правило, методом «проб и ошибок». С другой стороны, из научной картины мира стал исчезать сам человек с его духовностью, интересами и стремлениями. Естественные науки появились в программе американских колледжей в XVII веке. Астрономия числится в Гарвардской программе занятий ректора Дэнстера в 1642 году; а в других колледжах она включалась в программу по мере их возникновения. В той же программе устанавливалось, что молодые люди должны изучать «природу растений» в продолжение одного послеобеденного часа по субботам, в летние месяцы. Но относительно ботаники не встречается никаких дальнейших упоминаний до середины восемнадцатого века. Физика или натурфилософия - вторая наука в порядке проникновения в образовательную программу. В Гарварде она получила свое место в программе в 1690 году

В начале XVIII века, с ростом небольших диссидентских групп в американских колониях выросло учебное заведение сходного, хотя - до середины восемнадцатого века - и более элементарного типа. Группы эти были особенно сильны в средних колониях, и там новые заведения нашли для себя родную благоприятную почву. В большинстве приморских портовых горо-

дов, во всех колониях были введены в школы отрасли прикладной математики, особенно землемерное искусство и мореплавание в конце XVII века - в середине XVIII столетия. До этого последнего периода не вводились типичные «реальные школы» и не входил в употребление термин «академия». В 1751 году Вениамин Франклин открыл «Пенсильванскую академию и благотворительную школу», позже преобразованную в Пенсильванский университет. В эту академию вошли три школы: латинская, английская и математическая. После революционных войн академии стали типичными образовательными заведениями в американских штатах. К этому времени действовали и многие другие значительные силы, кроме педагогической философии реализма, которые и произвели революционные перемены в образовании и воспитании. В середине XVIII века география и употребление глобусов, значившиеся в прежних колледжах под астрономией, появились в Принстоне, основанном в 1746 году, вместе с астрономией и физикой. «Географическая грамматика», вместе с натурфилософией и астрономией, представляли отдел наук в Гарвардской программе 1742-1743 годов. В 1784 году Морсом был написан и опубликован первый учебник по географии и преподавание этого предмета ещё больше утвердилось а академиях [2].

Не менее важное значение для образовательной системы Америки имело новое направление, которое возникло с основанием двух новых институтов, колледжа Кинга (Колумбии) в 1754 году и Пенсильванского университета в 1755 году (в 1751 году он был основан, как академия). Ни один из колледжей не подчинялся официальному контролю, хотя классические языки, как предметы преподавания, все еще занимали центральное место, богословие, как важный предмет, исчезло из программы. В программе 1756 года в Пенсильванском университете появились натурфилософия, прикладная математика, астрономия, естественная история, химия и агрикультура. В Гарварде химия также утвердилась в 1760 году. В 1779 году, с вступлением Джемса Мэдисона в ректоры, а главным образом под влиянием Томаса Джефферсона, общий план из заведений Кинга и Пенсильвании был перенесен в колледж Уильяма и Мэри, были введены химия и медицина, уничтожили кафедру богословия, и место узкой Оксфордской программы, до сих пор пользовавшейся популярностью, заняла программа, заполненная в широких размерах естественными, политическими и социальными науками. В Йеле при ректоре Стайльсе, после революции были введены химия, ботаника и зоология, факультативно - еврейский язык, и как замена, французский язык. В 1787 году предложили проходить курс по естественной истории, тем, кто получил разрешение родителей или опекунов.

Наиболее значимым для американского образования являлся этап становления национальной системы образования (конец XVIII в., после войны за независимость (1775 - 1783 гг.). Бурный рост промышленного производства, меньшие, чем в странах Европы, путы сословности и феодализма, наступательная борьба молодого рабочего класса за улучшение условий жизни стимулировали процесс развития образования в США. По справедливому замечанию П. Монро, открытие курсов по медицине в колледже Кинга в 1782 и в Пенсильванском в 1791 году было важным шагом в развитии изучения естественных наук.

В 1792 в Колумбии был учрежден физический факультет в дополнение к филологическому факультету, он состоял из декана и семи профессоров.

В конце XVIII века начал также падать интерес к образованию: исчезли латинские грамматические школы; их место заняли частные школы-академии; начальные школы подразделялись более точно и поддерживались менее щедро, благодаря упадку религиозного рвения и ослаблению единодушия в отношении религиозных верований. За исключением церковных школ и школы для негров, основанной в 1787 году, которую поддерживало Африканское Общество Даровых Школ, до 1805 года в Нью-Йорке не существовало бесплатных школ. В течение этого года под председательством Де Витт Клинтона, лорд-мэра города, организовалось общество бесплатных школ, названное позже Обществом Народных Школ. Целью этого учреждения было предоставить бесплатное обучение бедным детям, которые не попали в церковные школы. Был принят ланкастеровский метод обучения. В 1827 году было основано общество школ для маленьких детей с целью поддерживать школы для детей от трёхлетнего до шестилетнего возраста. За образец приняли организацию Вильдерспина и стремились к применению метода Песталоцци. В следующие пять лет эти школы были причислены к Обществу Народных Школ в качестве начальных отделов. К суммам, пожертвованными частными лицами, и к выручкам от лотерей государство присоединило с 1816 года некоторые суммы из обще-

го школьного фонда, и передало всё это в общество; также город назначил ежегодную субсидию. В 1842 году возник городской школьный совет, и были учреждены народные школы под его контролем. Школы общества были переданы в ведение и под контроль школьного совета не раньше 1853 года; тогда действительно укрепилась система бесплатных народных школ. В Нью-Йоркской общине переход совершался несколько медленнее, чем в других общинах, но каждый американский город, за исключением немногих городов Новой Англии, прошёл через те же стадии развития. Общества народных школ существовали в Филадельфии, Буффало, Албании и в Цинциннати.

Главенствующим в XIX века было учреждение школы на политико-экономической основе и утверждение принципа свободы в вузах США. В 1817 году 2365 детей посещали публичные грамматические школы, 3767 детей - частные школы, 365 - благотворительные школы и 526 в возрасте, соответствующем ступени начальной школы, вовсе не посещали учебного заведения. В следующем году сформировалось общество начальных школ. Против этого движения восстали городские выборные и члены школьных комитетов, но город одобрял его и поддерживал, большей частью, из городских сумм. В 1855 году эти школы соединились с другими городскими школами. Так, различными путями частная филантропия приходила на помощь государственным мероприятиям в деле народного образования. По крайней мере, по отношению к народным школам филантропическо-религиоз-ный период закончился к середине девятнадцатого века; что касается детских садов и школ ручного труда, то они вошли в систему публичных школ около одного поколения тому назад, чем много обязаны поддержке частных организаций [3].

К положительным моментам XIX века исследователи (С. Мондейл [4], Дж. Спринг [5]) относят учреждение школы на политико-экономической основе. Учреждение школы на политикоэкономической основе было делом XIX века. Переход совершался в течение полувека, но он сконцентрировался в период с 1835 по 1850 год, который стали называть именем его руководящего деятеля Горация Манна (1996-1859). Школы поддерживались на средства местного обложения в Массачусетсе и Манн, как председатель Массачусетского Школьного комитета (1837-1849), стремился к уничтожению маленьких уездных школ и выступал за лучше субсидируемые, оборудованные и обеспеченные лучшими педагогическими силами, более централизованные городские школы, за лучшую подготовку учителей, за введение более длительных сроков обучения, школьных библиотек, расширенной программы, усовершенствование методов преподавания.

Первый закон об обязательном обучении всех детей в начальной школе до 14-15 лет был принят в Массачусетсе в 1852 г. За ним последовали другие штаты, и уже в середине XIX века около 60 процентов детей этого возраста учились. Программа начальной школы основывалась на «Трех R» - «reading, writing and arithmetic» (чтение, письмо и арифметика), а также правописание и грамматика. Обыкновенная школа включала в свою программу лишь чтение и английскую грамматику, а школы более высокого разряда прибавляли письмо, арифметику, географию и историю. В 1823 году для начальной школы были напечатаны 39 учебников географии и атласов. После географии была введена физиология, как второй предмет естественнонаучного характера. В 1837 году Гораций Манн стал пропагандировать новый предмет в Новой Англии и первый элементарный учебник по физиологии появился в 1837 году; введение его в начальные школы продвигалось медленно, 1850 году законодательная власть штата Массачусетс объявила обязательным обучение этому предмету в начальных школах. Во время секретарства Манна было удвоено ассигнование на народные школы, жалованья учителям увеличено на 62%, учительницам на 51 %; относительное число учительниц увеличилось на 54%; годичный школьный курс увеличился на один месяц; отношение издержек частных школ к публичным упало с 76 на 36; вознаграждение за школьный надзор стало обязательным, и потому увеличились и улучшились как вознаграждение, так и контроль; увеличилась посещаемость школ; методы и дисциплина улучшились [6].

Оживление педагогической деятельности не ограничилось только Массачусетсом; появилось много передовых педагогов, таких как Генри Бернард. Во многих колледжах учредили кафедры по педагогике. В 1813 году в Нью-Йорке был один государственный суперинтендент по образованию, затем многие штаты ввели такой институт. Началось движение к концентрированию школьного управления. Основывались педагогические журналы и появилась обширная литература. Многих посылали за границу для ознакомления с педагогической теорией и практикой других стран; были учреждены фонды для народных школ; прогрессировали вожди движения в их оценке новейших методов обу-

чения и воспитания благодаря знакомству с методом Песталоц-ци и германских школ.

Список учебников, опубликованных в Соединенных Штатах в 1804 году, включает шесть учебников географии, прикладной математики, землемерному искусству и навигации. В 1832 появилось 39 географий, 11 учебников по астрономии, 6 по ботанике 5 по химии, 6 по натурфилософии. Большинство из них изучались в академиях и по книгам, хотя часто обращались за иллюстрациями для производства опытов с помощью аппаратов. В 1807 году география была включена в предметы, необходимые для поступления в Гарвардскую среднюю школу, в 1870 году прибавили физическую географию, а два года спустя - физику. В 1825 году в Гарварде открылись отдельные курсы по механике и оптике, к астрономии, химии и естественной истории прибавили минералогию и геологию; электричество и магнетизм впервые появились, как отдельные предметы; была объявлена натурфилософия, как самостоятельный курс и велись специальные лекции по физиологии. Минералогия, геология и ботаника утвердились в Принстоне в1830 году, химия в 1803. В Йелье в 1824 году к натурфилософии, химии, астрономии и географии присоединили минералогию и геологию. В Пенсильванском университете в 1811 году объявлен был отдельный курс по электричеству. Дисциплинарное понимание образования преобладало и провозглашалось различными факультетами.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на интересы и желания индивидуума начали обращать внимание только к середине XIX века. Университет в Виржинии был учрежден в 1825 году на основе принципа полной свободы выбора предметов студентами. В Гарварде тот же принцип нашел сторонников с 1825 года, а приблизительно с 1845 года студенты начали пользоваться значительной свободой, в 1869, при ректоре Элиоте, бала введена полная свобода при выборе предметов. С выборной системой начался общий подъем научных предметов. Учреждение Корнельского университета в 1867 году на основе полной свободы, с сильным перевесом в сторону естественно-научных и технических предметов, завершило эту фазу движения в всеобщему введению естественных наук в высшее образование. В Гарварде и Йэлье (в 1847 и 1860 годах) возникли специальные естественнонаучные школы. Самой первой естественно-научной школой высшего разряда был Политехнический Институт Ренселера, основанный в 1824 году в Нью-Йорке. Обучение не ограничивалось прослушиванием лекций и просмотром экспериментов, а основывалось на апробации практических навыков. В 1862 году Морил пожертвовал землю и Конгресс получил в собственность тринадцать миллионов акров земли для поддержания в каждом штате колледжа, посвященного агрокультуре и механическим предметам. Такой тип научной школы, основанный как самостоятельное заведение или в связи с государственными университетами, был основан почти в каждом штате [7].

Гражданская война (1861-1875 гг.), положившая конец рабовладельческой системе хозяйства на Юге, расширила возможности для капиталистической индустриализации. К концу XIX века США, бывшая полуколония Европы, превратилась в высокоразвитую индустриально-аграрную страну, которая заняла первое место в мире по объему промышленной продукции. Крупной про-

Библиографический список

мышленности, основанной на новой технике, требовались рабочие с более высокой общеобразовательной и специальной подготовкой. Эта потребность, а также ряд социальных факторов вызвали необходимость усиленного развития среднего образования и введения ремесленного обучения в школьную программу. Особенно в больших американских городских общинах с большим количеством чужеземных эмигрантов признано, что знание ремесла существенно необходимо для хорошего гражданина, и соответствующее обучение входит в задачи школы.

Прогресс - характерная черта XIX века; развитие способности быстро и надлежащим способом приспособляться к новым социальным условиям - главное требование, предъявляемое к воспитанию. А это предполагает знание изменяющихся условий и способность и готовность работать над новым приспособлением - качества, обыкновенно подразумеваемая под словом «хороший гражданин». Популярная литература излагала это общее социологическое понимание воспитания; в большинстве случаев она рассматривала воспитание с точки зрения общей подготовки к гражданским обязанностям или к жизни в рамках социальных институтов. Популярная концепция выражала в конкретной форме то, что в научной литературе излагалось в технических терминах. Так воспитание становится самой важной социальной функцией. Оно должно находиться под надзором государства, а не частных людей или групп. Оно должно заниматься, главным образом, распространением знания, ибо от этого зависит общая интеллигентность, а от последней - социальный прогресс и счастье. Но конечное отношение воспитания к обществу еще не ясно выражено. Высший социальный прогресс - это процесс «социократии», разумный контроль общества над самим собой, саморуководительство ради достижения известных, определенных и ценных целей. Другими словами, высшая форма социального контроля и руководительства -«политика», но в смысле, теперь едва ли осуществленном. Образование, как распространение знания, которое должно служить основой для этого высоко осмысленного социального процесса - того, который ведет ко всем другим - становится, таким образом, самым непосредственным средством для данной цели. Эта научная и отвлеченная мысль приходит в выражениях простого языка, как «подготовка к гражданской ответственности». В точных терминах воспитание определяется, «как система для распространения на всех членов общества.

Таким образом, к концу XIX века произошли глобальные изменения в образовательной программе, в попытках сделать её выражением текущего состояния общества и его стремлений. Изменения эти явились, главным образом, в результате социологического течения: делалось усилие сделать воспитательный метод и практику обучения более определенными, более научными и добиться их всеобщего применения. Для этого была необходима дальнейшая предварительная подготовка учителей, неустанное профессиональное усовершенствование педагогического персонала в практической работе преподавания и надзор инспектора в течение всей преподавательской деятельности, что является результатом психологического течения. То есть, к началу XX века в США была сформирована комбинация психологических, естественнонаучных и социологических влияний и течений.

1. Монро, П. История педагогики. - М., 1911. - Ч. 2.

2. Cremin, L. American Education, The Colonial Experience. - NY, 1970.

3. Church, R. Education in the United States: An Interpretive History. - NY, 1977.

4. Mondale, S. School: The story of American Public Education, 2006.

5. Spring, J. The American School:1642-1990. - NY, 1990.

6. Monroe, P. A text-book in the history of education. - NY, 1905.

7. Pulliam J., Van Patten J. History of Education in America (9th Edition), 2009.

Bibliography

1. Monro, P. Istoriya pedagogiki. - M., 1911. - Ch. 2.

2. Cremin, L. American Education, The Colonial Experience. - NY, 1970.

3. Church, R. Education in the United States: An Interpretive History. - NY, 1977.

4. Mondale, S. School: The story of American Public Education, 2006.

5. Spring, J. The American School:1642-1990. - NY, 1990.

6. Monroe, P. A text-book in the history of education. - NY, 1905.

7. Pulliam J., Van Patten J. History of Education in America (9th Edition), 2009.

Статья поступила в редакцию 16.12.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.