УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Август, № 5 Педагогика 2014
УДК 374.1
СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ОСТРОВСКАЯ
старший преподаватель кафедры технологического образования Института педагогики и психологии, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) ipposv@petrsu.ru
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ
Становление и развитие дополнительного образования детей в России (в частности, на примере Карелии) рассматривается с акцентом на общественной инициативе как основном источнике и движущей силе его возникновения и развития. Проводится анализ соответствия этапов государственно -общественного управления образованием как историко-педагогического и социального феномена и этапов возникновения внешкольного образования в России, который позволил уточнить сущность и временные рамки возникновения изучаемого культурно-образовательного феномена.
Ключевые слова: внешкольное образование, общественно-педагогические дискуссии, общественная инициатива
Изучение вопроса становления и развития системы дополнительного образования детей в Карелии следует рассматривать в рамках ее становления и развития в России. Данное педагогическое явление имеет свою историю. С конца XIX века деятельность по дополнительной внешкольной подготовке детей называлась внешкольным образованием. Суть его заключалась в просветительской деятельности общественных организаций и частных лиц, которая была направлена на удовлетворение образовательных и культурных запросов населения. Этот процесс можно рассматривать как проявление взаимодействия государства и общества в образовании, в рамках становления государственнообщественного управления образованием, пять этапов которого отражены в исследовании Н. М. Федоровой [3]. Рассматривая эти этапы, мы приняли допущение соответствия сущности внешкольного образования современной трактовке понятия дополнительного образования детей.
Термин «дополнительное образование» впервые появился в 1992 году в ФЗ «Об образовании» и означал вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека. Такое же понимание его сущности сохранилось в новом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), где подчеркивается, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни, профессиональную ориентацию и выявляет и поддерживает детей, проявивших выдающиеся способности.
Первым этапом развития дополнительного образования детей в России можно считать начало XIX века - середину 50-х годов XIX века, когда внутренняя политика Александра I стимулировала активность «образованного общества» в отношении обсуждения проектов просвещения народа и создания общедоступной школы [3]. Стали открываться приходские школы, уездные училища, гимназии, библиотеки. В этом отношении Карелия значительно отставала от цен© Островская С. В., 2014
тральных районов России. В начале XIX века в Олонецкой губернии было всего пять училищ, расположенных в городах: Петрозаводске, Олонце, Каргополе и Вытегре. В 1802 году на 1675 человек населения Олонецкой губернии приходился один учащийся [2; 1-16]. Первая публичная библиотека была открыта в Петрозаводске в 1833 году губернатором А. И. Яковлевым по распоряжению Министерства внутренних дел.
Второй этап развития дополнительного образования - середина 50-х - начало 90-х годов XIX века. Начало этого этапа связано с дискуссией в российском обществе по вопросам воспитания и образования [3]. Большое значение сыграла статья Н. И. Пирогова «Вопросы жизни», опубликованная в 1856 году в журнале «Морской сборник». Благодаря Н. И. Пирогову в 1859 году в Киеве при подольском училище была открыта первая в России воскресная школа для взрослых. Было уделено внимание и внешкольному образованию детей. В гимназии он организовывал литературные вечера и беседы для учеников старших классов. Кроме того, во всех элементарных училищах предлагал проводить воскресные и праздничные уроки для желающих.
В середине XIX века в России возникла необходимость охватить как можно больше неграмотного населения различными формами просветительной работы. Это способствовало появлению народных воскресных школ, библиотек, читален, то есть внешкольных учреждений. Большую работу в деле просвещения проводили земства. В Олонецкой губернии земства были введены в 1868 году. Благодаря им были открыты многие школы, активно велась работа по внешкольному образованию. Например, в Олонецкой гимназии в 1886/87 учебном году велись такие необязательные предметы, как: рисование, гимнастика и пение. Занятия, как правило, проводились в послеобеденное время1. Земства уделяли внимание развитию библиотечного дела, народных чтений, учительским курсам, школьным музеям, оздоро-
Основные этапы развития дополнительного образования детей в России
39
вительной работе, а также распространению среди крестьянского населения полезных знаний по сельскому хозяйству, огородничеству, пчеловодству и др. По предложению земства в целях воспитания бережного отношения к природе в школах проводились праздники древонасаждений, которые к тому времени уже стали традицией в США и некоторых странах Европы [1; 243].
Третий этап - начало 90-х годов XIX века -1917 год - характеризуется подъемом социальной и профессионально-педагогической активности, созданием политических партий, педагогических союзов, включением вопросов внешкольного образования в круг обсуждения широких масс [3]. 10 сентября 1909 года начало свою деятельность Петрозаводское общество распространения образования, организованное по инициативе супруги губернатора А. В. Про-тасьевой. Согласно Уставу, деятельность общества выражалась в публичных чтениях, в учреждении библиотек-читален, книжных складов, музеев, школ, в организации просветительных развлечений - концертов, спектаклей и пр. Большое внимание уделялось развитию в крае различных ремесел сообразно с местными условиями и распространению их среди населения. Так, в 1902 году в селе Шуя была организована школа ткачества. В ней обучались 15 девочек 13-14 лет, преимущественно крестьянского происхождения из разных волостей Петрозаводского уезда2. Во второй половине 90-х годов XIX века в России появились новые формы внешкольной просветительной работы: народный театр, народные дома, вечерние курсы для рабочих. Большой популярностью среди народных учителей пользовались работы В. П. Вахтерова. В его книге «Внешкольное образование народа» (1896) был обобщен опыт 1890-х годов. В работе рассматривалось возникновение и развитие внешкольного образования взрослых, приводилась подробная характеристика основных внешкольных образовательных учреждений, которые открывались в основном благодаря частной инициативе [4; 36]. Известным педагогом рассматриваемого периода был С. Т. Шацкий. Благодаря ему появляются первые внешкольные учреждения для детей в России. Вместе с архитектором А. У. Зеленко в 1905 году он открыл в Щелкове под Москвой летнюю трудовую колонию для детей, которая положила начало открытию различных клубов для детей и подростков. Осенью того же года в Москве, в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи, совместно с коллегами С. Т. Шацкий организовал кружки, детские клубы и детский сад, которые носили общее название «Дневной приют для приходящих детей» [5; 10].
Первая мировая война изменила приоритеты и сместила акценты в подходах к вопросам образования [3]. В Карелии организуются добровольные дружины, состоящие из учеников и учителей, для помощи в полевых работах
частновладельческих и крестьянских хозяйств3. Большое значение придается внешкольному образованию населения, чему способствовали библиотеки и народные чтения, во время которых освещались происходящие события. Внешкольное образование в России, получив свое начало в городах, благодаря деятельности земств стало проникать и в сельскую местность. Период с 1911 по 1917 год характеризуется их активной работой по участию в развитии внешкольного образования и признанию его важности. Постепенно внешкольным образованием стали заниматься с детьми: появились некоторые новые формы работы с детьми, больше внимания стало уделяться семейному воспитанию, изучению детей, стали проводиться съезды по вопросам детства. Новые формы работы с детьми появляются прежде всего при школах. Например, в середине первого десятилетия XX века в ряде школ учителя-энтузиасты практиковали занятия с учащимися на пришкольных участках (огородничество, садоводство), ежегодно устраивали экскурсии школьников в близлежайшие города.
Четвертый этап - ноябрь 1917 года - 1931 год. Это период перестройки всей системы народного образования. В ранг государственной политики была возведена забота о жизни, здоровье и воспитании детей [3]. Важное место в решении этой задачи отводилось школе, однако все поставленные задачи одна школа решить не могла. Необходима была активная работа с учащимися во внеурочное время. В Москве 6 мая 1919 года состоялся I Всероссийский съезд по внешкольному образованию, с программной речью на нем выступил А. В. Луначарский. В июне 1918 года в Москве, в Сокольниках, появляется первое в стране государственное внешкольное детское учреждение - Биологическая станция юных любителей природы, преобразованная в 1920 году в Центральную биологическую станцию юных натуралистов (БЮН). В этот период внешкольное образование принимает уклон политического воспитания и используется государством в качестве орудия пропаганды. Это привело к тому, что внешкольный отдел Наркомпроса был преобразован в Главный политико-просветительный комитет - Главполитпросвет (1920). Стали появляться детские организации: «Юные коммунисты», «Юная трудовая армия» и др. В конце 1921 года начинается движение юных пионеров, а в 1922 году на V съезде комсомола было утверждено «Положение о работе пионерорганизации». С этого времени начинается быстрый рост пионерских отрядов, создаваемых при фабриках, заводах, рабочих клубах, избах-читальнях и т. д. К 1924 году пионерская организация стала самой массовой детской организацией. Наиболее активно появляются различные детские внешкольные учреждения, охватывающие основные направления внешкольной работы с детьми и подростками. Постепенно начинает складываться система внешкольного образования детей.
40
С. В. Островская
Пятый этап - 1931-1991 годы [3]. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен термином «внешкольное воспитание» [4; 114], которое на первое место ставило работу по повышению политического и культурного уровня учащихся, развитию интереса к науке, технике и искусству. В 30-40-х годах XX века в стране в основном сложилась государственная и общественная система внешкольной воспитательной работы с детьми, определились типы внешкольных учреждений, основные принципы внешкольной работы, содержание, организационные формы и методы [4; 136]. Годы Великой Отечественной войны ознаменовались перестройкой всей работы на военный лад, что не могло не сказаться на народном образовании и, в частности, на деятельности внешкольных учреждений. Вся воспитательная работа носила патриотический характер. 1946-1958 годы - это период восстановления народного хозяйства страны. Внешкольная работа была направлена на расширение научного и политехнического кругозора учащихся, на связь обучения с жизнью. Широкий размах принимает деятельность внешкольных учреждений в 60-70-х годах XX века. Одна из характерных особенностей данного периода - влияние научно-технической революции
на все стороны жизни общества. Это нашло отражение и в работе внешкольных учреждений. Именно в этот период широко используется методика И. П. Иванова, который опирался на идеи А. С. Макаренко. Большую роль сыграли теоретические труды и практический опыт В. А. Су-хомлинского, особенно его идеи гуманизации образования. В 80-е годы XX века предпринято комплексное реформирование всех звеньев образования (1984-1987) [4; 132], в том числе и внешкольного. В 90-е годы XX века произошли перемены, которые отразились на всей системе образования в целом. Была разрушена советская воспитательная система, объявлен самороспуск пионерской и комсомольской организаций. Встает вопрос о комплексном воспитании, в котором ведущая роль отводится семье и школе. В этот период появляется большое количество работ о воспитательных системах: З. А. Мальковой, Л. И. Новиковой, В. А. Караковского и др.
В становлении и развитии системы дополнительного образования детей в России четко просматриваются этапы, которые характерны и для Карелии. Она в этом смысле остается малоизученным регионом. Возникает необходимость в изучении данного вопроса.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Отчет о состоянии Олонецкой гимназии в г. Петрозаводске за 1886-1887.
2 Олонецкие губернские ведомости. 1902. № 41; 1909. № 92.
3 Вестник Олонецкого губернского земства. 1916. № 10.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Илюха О. П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX - начале XX в. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. 303 с.
2. Кучепатов Н. Г. Школа в дореволюционной Карелии. Петрозаводск, 1956. 107 с.
3. Федорова Н. М. Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России. СПб.: ЛЕМА, 2010. 264 с.
4. Чеков М. О. Теория и практика дополнительного образования детей в России: Дисс. ... д-ра пед. наук. Самара, 2003. 393 с.
5. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: В 4 т. Т. 1. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1962. 502 с.
Ostrovskaya S. V., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation)
MAIN STAGES OF CHILDREN’S SUPPLEMENTARY EDUCATION DEVELOPMENT IN RUSSIA
The article is concerned with the establishment and development of supplementary education for children in Russia on the example of Karelia. While doing the research, we put the main emphasis on public initiative as the main resource and driving motive of the phenomenon’s establishment and development. We analyzed how the stages of governmental and public management of education as a historical, pedagogical, and social phenomenon correspond with the stages of out-of-school education development in Russia. Results of the analysis helped to specify the essence and the time of origin of the studied cultural and educational phenomenon.
Key words: supplementary education, out-of-school education, public discussions on pedagogics, public initiative
REFERENCES
1. Ilyukha O. P. Shkola i detstvo v karel 'skoy derevne v kontse XIX - nachale XX v. [Schooling and childhood in Karelian village in the late XIX - early XX centuries]. St. Petersburg, Dmitriy Bulanin Publ., 2007. 303 p.
2. Kuchepatov N. G. Shkola v dorevolyutsionnoy Karelii [School in pre-revolutionary Karelia]. Petrozavodsk, 1956. 107 p.
3. Fedorova N. M. Stanovlenie gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya shkol'nym obrazovaniem v Rossii [Establishment of governmental and public management of school education in Russia]. St. Petersburg, LEMA Publ., 2010. 264 p.
4. Chekov M. O. Teoriya i praktika dopolnitel'nogo obrazovaniya detey v Rossii: Diss. ... d-ra ped. nauk [The theory and practice of supplementary education for children in Russia. Dr. pedagogical sciences diss.]. Samara, 2003. 393 p.
5. Shatskiy S. T. Pedagogicheskie sochineniya: V 41. T. 1 [Essays on Pedagogics in 4 vol. Vol. 1]. Moscow, Izdatel’stvo Aka-demii pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1962. 502 p.
Поступила в редакцию 25.02.2014