Научная статья на тему 'Основные этапы модернизации экономики Тайваня: проблемы и достижения'

Основные этапы модернизации экономики Тайваня: проблемы и достижения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2453
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пулатова Г. Э.

После мирового финансово экономического кризиса 2008 года мир вступил в активную фазу нового этап поиска перспективных путей реформирования и модернизации экономик стран. Модернизация считается условием успешного развития страны, и это подтверждается как историей, так и современной практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы модернизации экономики Тайваня: проблемы и достижения»

Пулатова Г.Э.

стажер-исследователь-соискатель Университета мировой экономики и дипломатии

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ТАЙВАНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

После мирового финансово - экономического кризиса 2008 года мир вступил в активную фазу нового этап поиска перспективных путей реформирования и модернизации экономик стран. Модернизация считается условием успешного развития страны, и это подтверждается как историей, так и современной практикой.

Во многих языках понятия «модерный» и «современный» часто используются как синонимы, хотя между ними есть определенные различия. Так, «Новый толковый словарь русского языка» понятие «современный» объясняет, как относящийся к одной эпохе; происходящий сейчас, сегодняшний, нынешний; отвечающий требованиям своего времени, вызванный его требованиями, понятие «модерный» как новомодный, современный, новейший. В современном понятии «модернизация» употребляется для обозначения комплекса развития общества или отдельной его сферы, преобразования традиционных ценностей, структур и отношений в «модернизированные».

В экономической области модернизация, по мнению специалистов Ш. Айзен-штадта и А.Десаи, сопровождается: 1) заменой силы человека или животного неодушевленными источниками энергии, такими как пар, электричество или атомная энергия, которые используются в производстве, распределении, транспорте и коммуникации; 2) отделение экономической деятельности от традиционалистского окружения; 3) расширяющаяся замена орудий труда машинами и сложными технологиями; 4) рост в количественном и качественном отношении вторичного (промышленность и торговля) и третичного (обслуживание) секторов эконо-

мики при одновременном сокращении первичного (добыча); 5) растущая специализация экономических ролей и кластеров экономической деятельности - производства, потребления и распределения; 6) обеспечение самоподдерживающегося роста в экономике; по меньшей мере, обеспечение роста, достаточного для одновременного регулярного расширения производства и потребления; 7) растущая индустриализация1.

Примечателен опыт Тайваня, успешно осуществившего модернизацию экономики будучи аграрной страной бедной минеральными ресурсами и топливом. Рассмотрение основных направлений создания ею современного производства и трансформации общества от традиционного к современному, должно помочь определению приемлемой для нашей республики стратегии дальнейшего развития.

Тайвань входит в первую волну новых индустриальных стран. Его развитие началось на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов прошлого столетия, а уже к середине 1960-х он лидировал в мире

1 Ермаханова С. А. Теория модернизации:история и современность // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Е. Селиверстова, В.М. Марковой, Е.С. Гвоздевой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. Разд. 2. С. 233-247

по темпам экономического роста. К концу 1980-х Тайвань достигает уровня среднеразвитых стран, благодаря политическим реформам, эта страна превращается в политическую демократию.

Как показывает мировая и Тайванская практика, процесс экономической модернизации страны зависит от нескольких международных и внутренних факторов, который можно условно разделить на 3 периода:

Первый период - 1952-1980гг., когда первоначально государство активно стимулировала сельское хозяйство, наименее пострадавшее во время Второй мировой войны. Были проведены земельные реформы, восстановлена инфраструктура и правительство добилось среднего ежегодного экономического роста 9.21 %, который в те времена был самым высоким в мире. С 1962 г. сельское хозяйство потеряло свою ключевую позицию как движущую силу экономики - начал быстро развиваться промышленный сектор. За исключением двух энергетических кризисов, в 1973-1974гг. и 1979-1980гг., промышленная отрасль Тайваня поддерживала средний ежегодный темп роста приблизительно 14 %.

С 1950 г. правительство приняло ряд планов экономического развития, способствовавшие экономическому росту и индустриализации. Первый четырехлетний план экономического развития (195356гг.) определил реконструкцию, которая позволила увеличить производство риса, удобрений, и гидроэлектроэнергии. Это привело к увеличению ВНП до 37 %. Во втором четырехлетнем плане (1957-60гг.) были поощрены отрасли промышленности импортозамещения, при этом ВНП увеличился на 31 %, а национальный доход на душу населения на 13 %. Третий четырехлетний план (1961-64гг.) стимулировал развитие трудоемких экспортных отраслей промышленности, основные услуги, энергетическое развитие, отрасли промышленности, способствовавшие сельскохозяйственному росту, научным исследованиям и разработке ограниченных природных ресурсов острова. Результатами было 42%-ое увеличе-

ние ВНП и 31%-ое увеличение дохода на душу населения. Эти ранние стадии развития были финансированы иностранными инвестициями всего на 2,2 миллиарда долларов США.

После сокращения иностранной помощи в 1965 г., был принят четвертый четырехлетний план (1965-68гг.) и сопровождался пятым четырехлетним планом (1969-72гг.). Увеличение ВНП в течение этих периодов составили 46% и 55%, соответственно. К 1971 г. экспорт товаров промышленного назначения увеличился, правительство начало переадресовывать свои приоритеты от трудоемких отраслей промышленности на развития таких капиталоемких секторов как кораблестроение, химическую и нефтехимическую промышленность. Шестой четырехлетний план (1973-76гг.), на который оказал негативное влияние международный кризис, был закончен только с 19%ым увеличением ВНП. Он был заменен шестилетним планом (1976-81гг.), который сосредоточился на расширении основных отраслей промышленности и завершении 10 главных инфраструктурных проектов, включая строительство сталелитейного завода в г. Гаосюне и нового порта Т'а^ипд.

Второй период - 1981-1999гг. - экономические условия во всем мире и в пределах самого Тайваня претерпевали большие изменения. Темпы экономического роста упали до уровня 7,15%, акцент экономики страны медленно переносился от промышленного сектора в сектор услуг.

Четырехлетний план (1986-89гг.), позволил добиться среднего ежегодного увеличения ВНП в размере 6,5%. Среди основных приоритетов этого периода его целей была стабильность цен, рост в секторе услуг (7,5%), либерализация торговли, поддержка регионального развития, рост в таких отраслях промышленности высокие технологии, как производство компьютеров, робототехники, и биоинженерии. В ответ на ослабевающий экспортный рост и замедление частных инвестиций на фондовом рынке в 1990г., правительство разработало шестилетний план (1991-97гг.) нацеленный на экономическое оживление. Этот план предназна-

чался для инвестиций, главным образом транспорте, телекоммуникациях, производстве электроэнергии, контроле за загрязнением окружающей среды. Стимулировались частные инвестиции в сектор научных исследований и высокие технологии. В 1990-е годы продолжалась приватизация правительственных предприятий, был открыт Тайваньский рынок для иностранцев по привлечению инвестиций в технологический сектор.

Несмотря на то, что средний уровень экономического роста уменьшился между двумя стадиями экономического развития, средний уровень экономического роста с 1952 до 2001 г. составил 8,13%.

С 1997 года высокие технологии стали обеспечивать почти половину всего объема тайваньского экспорта, по этому показателю остров занял 18 е место в мире. Технологические парки Синьчжу, Тайч-жун и Тайнань - превратились в основные базы деятельности не только для крупных, но и для многочисленных малых и средних предприятий, составляющих основу островной экономики.

Третий период - начиная с 2000 г. - экономика Тайваня возобновила путь устойчивого роста.

Шестилетний национальный план развития Тайваня (2002-08гг.) был назван "Вызовы 2008" который оценивался на $75 миллиардов долларов США, и имел семь целей: 1) расширить количество продуктов и технологий самых высоких мировых стандартов; 2) удвоить количество иностранных туристов; 3) увеличить расходы на научные исследования до 3% ВВП; 4) уменьшить безработицу до 4%; 5) увеличить средний темп роста до более чем 5%; 6) увеличить число широкополосных пользователей Интернет до 6 миллионов; 7) создать приблизительно 700 000 рабочих мест1.

Тогда же была принята программа создания «Зелёного силиконового острова», которая рассматривалась как комплекс правительственных мер, ориентированных на поиск оптимальных методов управления экономики основанной

1 http://www.gio.gov.tw/info/taiwan-story/ economy/edown/3-5.htm

на экономике на знаний - пришедшей на смену информационных технологий.

Программа предусматривала пять приоритетных направлений:

"Зеленый Тайвань" - поддержка всех видов деятельности, направленных на восстановление, сохранение и поддержание экологии;

"Динамичный Тайвань" - формирование базовой и научно-технической инфраструктур, необходимых для ускорения темпов экономического роста;

"Эффективный Тайвань" - реализация программы создания на острове комплексной транспортной сети;

"Качественный Тайвань" - создание условий для развития личностных качеств граждан;

"Привлекательный Тайвань" - превращение острова в место, приятное для проживания.

С 2002 до 2007г., экономический рост Тайваня колебался от 3,5% до 6,2% ежегодно. В 2008г. ВВП вырос на 0,7%, однако, в 2009г. темп роста ВВП уменьшился до -1,91% из-за глобального экономического кризиса. Благодаря осуществлению правительственных мер и увеличения экспорта до уровня предыдущих лет, в 2010г. темп роста ВВП составил 10,5%. В 2010 г. Тайвань оценивался как 20-ая крупнейшая экономика в мире с ВВП 427,0 миллиардов долларов США2

Промышленный сектор является ключевой движущей силой экономического развития Тайваня. За прошлые годы правительство стимулировало частный сектор, который позволил увеличить индустриальную конкурентоспособность и достигнуть устойчивого экономического роста. Вклад промышленного сектора в ВВП достиг пика в 1986 г. на уровне 44.8 % и с тех пор устойчиво уменьшился. В 2010 г. вклад промышленного сектора в ВВП уменьшился до 31.1 %, в то время как сфера услуг увеличилась до 67.5 %. С появлением экономики основанной на знаниях вклад сферы услуг в ВВП, продолжает повышаться; тогда как, вклад аграрного сек-

2 http://www.gio.gov.tw/info/taiwan-story/ economy/edown/3-5.htm

Таблица 1

Макроэкономические показатели Тайваня в 2010

ВВП (миллиардов долларов США) 427,0

ВВП, на душу населения (долларов США) 35,800

Уровень экономического роста (%) 10,5

Уровень безработицы (%) 5,2

Экспорт (млрд. долл. США) 274,6

Импорт (млрд. долл. США) 251,4

Торговый баланс (млрд. долл. США) 23,2

Золотовалютные резервы (млрд. долл. США) 387,2

Обменный курс (TWD:USD) 31,642

Источник: Отдел Статистики, Министерства Экономических Дел Тайваня1

тора в ВВП падал в течение многих десятилетий и упал до 1.4 % в 2010г.2

В 2009 г. продукция обрабатывающей промышленности с общей суммой 320202 миллионов долларов США составляла 91,48% общего объема производства промышленного сектора в Тайване. В пределах обрабатывающей промышленности продукция информационно-коммуникационных технологий составляла 34,2%, химическая промышленность 30,5%, металлообработка и машиностроение 24,2%, отрасли промышленности товаров народного потребления 11,1%3.

Модернизация и экономическое развитие страны было проведено благодаря сочетанию трех сил: мелкого и среднего предпринимательства, крупных корпораций и поддержки государства, которое позволило тому, что:

• около 8 миллионов населения страны трудятся на 70 тысячах мелких и средних предприятиях, которые создали очень гибкую структуру экономики;

• за последние десятилетия в стране сформировалось 100 крупнейших корпораций, активно участвующих в отдельных отраслях промышленности, во внешней торговле и в операциях на фондовом рынке;

• государство регулирует важнейшие процессы в экономике, стимулирует

1 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

2 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

3 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/

index.html

экспорт, создавая специальные экономические зоны и научно-производственные зоны, которых в стране более 100 и их деятельность способствует дальнейшему росту научно-технического прогресса.

Наряду с успехами, Тайвань сталкивается со многими экономическими проблемами, как и другие развитые экономики. Зависимость от экспорта делает экономику страны уязвимой от подъемов и спадов в мировой экономике. Если в 2009г. ВВП Тайваня упал до 1,9% из-за 20 % уменьшения экспорта, то в 2010г. ВВП вырос на 10,5%, поскольку экспорт возвратился на уровень предыдущих лет. Дипломатическая изоляция Тайваня, низкий уровень рождаемости, и быстро стареющее население - главные долгосрочные экономические проблемы Тайваня. Соглашения о свободной торговле распространились в Восточной Азии в течение последних нескольких лет, но до сих пор Тайвань был исключен из большой экономической интеграции в значительной степени из-за его дипломатического статуса. Уровень рождаемости Тайваня (1,0 ребенок на 1 женщину) один из самых низких показателей в мире, поднимает перспективу будущей нехватки трудовых ресурсов, падающего внутреннего спроса, и уменьшения налоговых поступлений. Население страны быстро стареет, количество людей в возрасте старше 65 лет составляет 10,7% общей численности населения острова в 2010г4.

4 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 3, 2012

Диаграмма 1:

Динамика состава ВВП Тайваня по секторам экономики

Динамика структуры ВВП

80 70 60 50 ^ 40 30 20 10 0

42,0л

7,"

50-50,6

57,6

63,9

68,9 71,3 675

43,

38,'

32,

8

29,'

27,"

1,"

31,"

1,4

1980 1985 1990 1995 2000 2005 2010

года

□ сельское хозяйство ■ промышленность □ услуги

Источник: составлено автором.

Кроме того, поскольку трудоемкие отрасли промышленности перемещаются в страны с дешевой рабочей силой, будущее развитие Тайваня зависит от дальнейшего преобразования высоких технологий и модернизации экономики для сохранения ее ниши в глобальной системе поставок.

Правительством острова осуществляются меры для решения данных проблем, так как от их решения зависит дальнейшее развитие страны и ее будущий вклад в мировое хозяйство.

Тайвань имеет крупный активный торговый баланс, а в последние годы его экономические связи значительно увеличиваются. С 2005г. Китай стал вторым по величине экспортером в Тайвань после Японии. Три меморандума, включающие банковское дело, ценные бумаги, и страхование, вступили в силу в середине января 2010г., открывая остров для больших инвестиций от финансовых фирм и инвесторов Китая, и обеспечивая новые возможности для финансовых фирм Тайваня и для работы в Китае. Тайвань и Китай в июне 2010г. подписали рамочное соглашение Экономического сотрудничества (ECFA), которое приведет к договоренности о свободной торговле, и увеличит двусторонние экономические связи, по-

нижая тарифы на ряд товаров и уменьшая барьеры доступа к рынку для сферы услуг. Кроме того, формальные переговоры по соглашению об экономическом сотрудничестве с Сингапуром начались в 2011г.

При этом, следует отметить, что значительно отличаются методы и инструменты модернизации в странах с рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой.

В странах с рыночной экономикой основная задача государства:

• точный выбор приоритетных отраслей и сфер экономики;

• выбор инструментов и механизмов стимулирования в них дополнительных потоков инвестиций.

В бывших социалистических странах основная задача на первом этапе:

• либерализация командной экономики;

• создание самих основ рыночной экономики.

На начальном этапе независимого развития Узбекистана (в период 1991-2000 гг.) основное внимание в осуществлении масштабных преобразований было направлено на слом централизованной административно-командной системы и создание условий для формирования основ и, прежде всего, законодательной

базы рыночной экономики. Страна избрала собственную «узбекскую модель» развития. Её суть, и содержание - кардинальное изменение и обновление государственного и конституционного устройства, реализация политических, экономических и социальных реформ, базирующихся на таких принципах, как:

• деидеологизация экономики и ее приоритет над политикой;

• возложение на государство роли главного реформатора, то есть функции инициатора и координатора реформ;

• обеспечение верховенства закона;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• осуществление сильной социальной политики, и;

• поэтапность и постепенность проводимых реформ.

Устойчиво высокие темпы экономического роста, стабильность и надежность созданной финансово-банковской системы, успешные структурные преобразования в экономике, и в целом развитие Узбекистана по пути модернизации - находят сегодня свое признание мировой общественности, а также таких авторитетных международных финансовых организаций, как Международный валютный

фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития и другие.

Серьезный интерес международных структур, экспертов и специалистов вызывает тот факт, что за 2008-2010 годы, то есть в период, когда практически в большинстве стран мира имело место существенное падение темпов роста экономики и процессы стагнации производства - темпы ВВП в Узбекистане составили в 2008 году 9%, в 2009 году - 8,1%, в 2010 году 8,5%, а в 2011 году - 8,3 %1.

Но достигнутое - это только часть длинного и сложного пути к цели, которую страна поставила перед собой - построить открытое демократическое правовое государство с устойчиво развивающейся экономикой. Для осуществления данной цели была принята «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране», которая стала основой для разработки и реализации долгосрочной программы действий для продолжения начатого около 20 лет назад процесса реформирования и модернизации Узбекистана.

Список литературы:

1. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12.11.2010

2. Ермаханова С. А. Теория модернизации: история и современность // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Е. Селиверстова,

3. В.М. Марковой, Е.С. Гвоздевой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. Разд.

2.

4. Отдел Статистики, Министерства Экономических Дел Тайваня. http:// www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/index.html

5. http://www.gio.gov.tw/info/taiwan-story/economy/edown/3-5.htm

1 Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12.11.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.