Научная статья на тему 'Основные этапы истории музейного дела на Чукотке'

Основные этапы истории музейного дела на Чукотке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
293
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музейное дело на чукотке / музей / музейный центр "наследие чукотки"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романова И. И.

В статье выделяются и характеризуются основные этапы истории развития музейного дела на Чукотке с момента целенаправленного формирования первых музейных материалов в конце XIX и до начала XXI в., когда в регионе стала действовать широкая музейная сеть. Приводятся данные о коллекциях, собранных на территории Чукотки и хранящихся в музеях России и Америки, и анализируется работа окружного Музейного центра «Наследие Чукотки» и муниципальных музеев округа в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals basic stages of the history of museum activity development in Chukotka from the moment of purposeful formation of first museum materials at the end of the 19th century till the beginning of the 21st century, when a broad network began working in the region. The author of the article views collections that were compiled in Chukotka and are kept in museums of Russia and America and analyses the work of the district museum centre «Heritage of Chukotka» and municipal museums at present.

Текст научной работы на тему «Основные этапы истории музейного дела на Чукотке»

И. И. Романова

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА НА ЧУКОТКЕ

Работа представлена кафедрой музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета. Научный руководитель - кандидат исторических наук С. В. Гусев

В статье выделяются и характеризуются основные этапы истории развития музейного дела на Чукотке с момента целенаправленного формирования первых музейных материалов в конце XIX и до начала XXI в., когда в регионе стала действовать широкая музейная сеть. Приводятся данные о коллекциях, собранных на территории Чукотки и хранящихся в музеях России и Америки, и анализируется работа окружного Музейного центра «Наследие Чукотки» и муниципальных музеев округа в настоящее время.

The article reveals basic stages of the history of museum activity development in Chukotka from the moment of purposeful formation of first museum materials at the end of the 19th century till the beginning of the 21st century, when a broad network began working in the region. The author of the article views collections that were compiled in Chukotka and are kept in museums of Russia and America and analyses the work of the district museum centre «Heritage of Chukotka» and municipal museums at present.

История музейного дела на Чукотке является неотъемлемой частью всей сферы культуры самого Северо-Восточного региона России. Краеведческие музеи в Чукотском автономном округе уже несколько десятков лет выступают интеграторами исторического сознания населения. Социальные и экономические изменения в регионе и стране в целом определили необходимость разработки новой концепции музейного дела с учетом российского и зарубежного опыта. Встала задача комплексного анализа деятельности музейных учреждений на Чукотке.

До настоящего времени история развития музейного дела на территории Чукот-ского автономного округа никогда не была предметом специального научного исследования, затрагивались лишь некоторые проблемы, связанные с историей формирования в основном археологических и этнографических коллекций для различных музеев России. Анализ становления музеев в регионе необходим для разработки оптимальных путей совершенствования и координации деятельности сети музеев в округе.

Данная статья преследует цель выделить этапы истории развития музейного дела на Чукотке с момента целенаправленного формирования первых музейных коллекций, т. е. с конца XIX до начала XXI в., когда в регионе стала действовать и развиваться широкая сеть музеев, а также раскрыть основное содержание музейной деятельности на различных этапах.

На наш взгляд, для удобства изучения всю историю музейного дела на Чукотке следует разделить на пять периодов:

1. Вторая четверть XVIII в. - 1889 г.: активное всестороннее научное изучение территории Чукотки, когда собираются на Крайнем Северо-Востоке первые музейные материалы.

2. 1889 г. - начало 1930-х гг.: период целенаправленного формирования коллекций для пополнения фондов центральных

музеев России и зарубежных стран, главным образом этнографических.

3. 1930-е - 1970-е гг.: создание идеятель-ность Чукотского окружного краеведческого музея - первого государственного музея в регионе.

4. Конец 70-х гг. XX в. - 1990-е гг.: последовательное формирование широкой музейной сети непосредственно на территории Чукотки.

5. Конец 1990-х гг. - начало XXI в.: деятельность музеев в новых социально-экономических условиях, изменение форм основных направлений работы.

Музейная деятельность на Северо-Вос-токе России началась значительно позже, чем научное изучение края, но она была непосредственно связана с предшествующими исследованиями. Первые научные сведения о Чукотке появились в связи с работой здесь участников Первой и Второй Камчатских экспедиций. В конце XVIII в. географическими и этнографическими исследованиями на Чукотке занимались И. Биллингс, К. Мерк, ученый-чукча Н. Да-уркин. Г. Сарычевым были проведены первые археологические изыскания на Чукотке и подробно описаны природа и быт населения Северо-Восточной Азии1.

Морские экспедиции первой половины XIX в. Ф. П. Врангеля, Ф. Ф. Матюшкина, Ф. К. Гека и других исследователей внесли большой вклад в географическое описание Чукотки, изучение аборигенных народов. К сожалению, дальнейшую судьбу собранных коллекций проследить трудно. Лишь небольшая часть попала в музеи Санкт-Петербурга , Владивостока и Москвы. Впоследствии на Чукотке эти материалы ни разу не экспонировались, далеко не все введены в научный оборот.

В настоящее время мы располагаем точными сведениями лишь об одной коллекции, собранной в этот период. Так, среди собраний Приморского государственного объединенного музея им. В. К. Арсеньева представлена коллекция, посвященная на-

26 1

родам Крайнего Северо-Востока, сформированная в 1885 г. шкипером шхуны «Сибирь» Ф. К. Геком (54 единицы хранения). «В коллекцию входят материалы, относящиеся как к приморским чукчам, так и к азиатским эскимосам. Уникальными являются предметы одежды и снаряжения воина. Кроме того, особого внимания заслуживают две деревянные эскимосские маски с острова Ратманова. Хорошо представлено в коллекции косторезное искусство»2.

Целенаправленное формирование музейных коллекций на территории Чукотки начинается после образования в 1888 г. в составе Приамурского края новой самостоятельной административной единицы - Анадырской округи. Первый окружной начальник Леонид Францевич Гриневецкий наряду с другими указаниями получает от военного губернатора Приморской области (с 1886 по 1897 г.), впоследствии Приамурского генерал-губернатора П. Ф. Унтербергера, задание собирать материалы о жизни коренных народов, проживающих в округе3.

В коллекцию Л. Ф. Гриневецкого вошли материалы по этнографии ламутов, чу-ванцев, чукчей, образцы декоративно-прикладного искусства. Активную помощь в сборе материалов ему оказал краевед-самоучка, первый учитель Марковской церковно-приходской школы чуванец Афанасий Ермилович Дьячков. Скоропостижная смерть Леонида Францевича в мае 1891 г. прервала формирование коллекции. Материалы, собранные им (74 единицы хранения), поступили в фондовое собрание Приморского музея им. В. К . Арсеньева в 1892 г. «Коллекция разнообразна по составу материалов: основную часть составляют предметы быта и одежда. Особо следует отметить предметы, характеризующие косторезное искусство»4.

Часть коллекции Л. Ф. Гриневецкого была передана из Владивостока в фонды Чукотского окружного краеведческого музея в 1939-1940 гг. и стала первым собра-

нием этнографических предметов конца XIX в. В нем представлены эвенская женская одежда, предметы быта и утварь коренных жителей, проживавших по берегам реки Анадырь. Наиболее ценными признаны два произведения косторезного искусства - скульптурная композиция «Каюр на собачьей упряжке» и гравированное украшение - единственные в коллекции музея образцы зарождающегося в конце XIX в. косторезного промысла прибрежных чукчей и эскимосов.

Работу по сбору этнографических кол -лекций продолжил с 1895 по 1898 г. другой начальник Анадырской округи Николай Львович Гондатти, впоследствии Приамурский губернатор (с 1911 по 1917 г.). Он расширил территорию комплектования материалов, собрав экспонаты не только о жизни эвенов, чуванцев, чукчей, но и эскимосов, коряков в ходе своей длительной поездки из села Марково до села Уэлен. В 1898 г. экспонаты вошли в фондовое собрание Кунсткамеры, их общее число составило 1896 единиц хранения. Подробное описание и научный анализ материалов, собранных Н. Л. Гондатти, сделал В. Г. Богораз. Он каталогизировал и описал коллекцию в работе «Очерк материального быта олен-ных чукчей, составленный на основании коллекций Н. Л. Гондатти, находящихся в этнографическом музее императорской Академии наук». За научную деятельность

Н. Л. Гондатти был награжден золотой медалью памяти Бэра5.

Формирование различных материалов

о Чукотке продолжила Северная Тихоокеанская этнографическая экспедиция Американского музея естественной истории (Нью-Йорк), спонсором которой стал президент музея Морис К. Джезуп (1830-1908). Один из отрядов экспедиции, работавший непосредственно на территории Чукотки в 1900-1901 гг., возглавлял знаменитый впоследствии этнограф Владимир Германович Богораз (1865-1936). Он составил путевые дневники, где дал подробное описание мар-

шрута, задач и условий, в которых проходила экспедиция: «Я провел первые четыре месяца своей полевой работы в устье реки Анадырь, посещая стойбища чукчей-оленеводов. Собирал коллекции, делал фотографии и антропологические измерения. В это же время я изучал язык эвенских родов. В конце октября я покинул Мариинский пост и направился в деревню Мар-ково в среднем течении реки Анадырь, а оттуда в Каменское у Охотского моря... Мадам Богораз осталась на реке Анадырь до следующего лета, путешествуя между Мариинским постом и Марково и собрала значительную часть музейной коллекции, в то время как я потратил свое время в основном на сбор научной информации»6.

Работа, проделанная В. Г. Богоразом в составе экспедиции, послужила основой семи монографий преимущественно по этнографии чукчей. Владимир и Софья Богораз собрали лингвистические материалы (150 текстов), 4500 этнографических артефактов, произведения искусства, скелетный материал, гипсовые слепки лиц, археологические находки, 95 фонограмм, антропологические измерения 860 индивидов. Ни одна современная экспедиция не сформировала такую обширную коллекцию7.

В. Г. Богоразом были сделаны уникальные фотографии, накоплены этнографические материалы о жизни и быте эскимосов, чукчей как оленных, так и береговых. Негативы более чем 100 фотографий и более 4000 вещественных экспонатов, собранных в различных населенных пунктах Чукотки, хранятся в фондах музея естественной истории города Нью-Йорка8. Сотрудники этого музея составили далеко не полный электронный каталог коллекции. В 1998 г. они посетили региональные музеи Дальнего Востока, в том числе и музеи Чукотки, распространяя сведения о данной коллекции. В Музейном центре находится диск с информацией о коллекции по чукчам и эскимосам. Надо отметить, что пол-

ным каталогом коллекций В. Г. Богораза музеи Чукотки не располагают.

Таким образом, с конца XIX в. вплоть до 30-х гг. XX в. территория Чукотки остается только полем для сбора научных сведений и музейных коллекций для центральных музеев России и других государств.

Начало нового этапа в становлении музейной деятельности на Чукотке и созда-ния музеев в регионе связано с административными преобразованиями в государстве. Постановлением ВЦИК РСФСР от

10 декабря 1930 г. были образованы северные национальные округа, в том числе и Чукотский. В округе расширяется сеть школ, больниц, учреждений культуры. В строительство новой социально-культур -ной жизни вовлекались широкие слои коренного населения. Стремление жителей округа сохранить самобытные черты территории способствовало стихийному формированию различных коллекций на базе культбаз, школ, предприятий, учреждений, в виде общественных музеев.

В условиях идеологизации культуры при социализме музеям предназначалась очень важная роль. На Первом Всероссийском музейном съезде было высказано мнение, «что воздействие музеев, с их яркими, доступными каждому экспозициями, на людей (особенно малограмотных или неграмотных, составляющих большинство населения страны) будет более действенным, чем воздействие печати, радио и даже кино»9. В эти годы «неоправданно преувеличивались пропагандистские функции музеев при недооценке специфики музея, роли и направления его научно-исследовательской работы»10. Все эти тенденции в полной мере отразились на деятельности первого государственного музея в Чукотском национальном округе.

14 ноября 1931 г. организационный комитет по созданию округа своим постанов -лением учредил бюро краеведения и предложил организациям поселка Анадырь и округа внести деньги на образование му-

зея11. Так было положено начало созданию народного музея в окружной столице и формированию первых музейных коллекций непосредственно на территории региона. 26 июля 1935 г. был издан приказ заведующего окружным отделом народного образования о назначении «препаратором и собирателем коллекций Анадырского окружного музея» Андрея Корнеевича Седько с возложением на него обязанностей заведующего12. Так музей получил статус государственного учреждения и в дальнейшем стал называться Чукотский окружной краеведческий музей, а с февраля 2002 г. - Музейный центр «Наследие Чукотки». С момента создания в названии музея подчеркивалось, что он относится к категории краеведческих, определенных в современном музееведении как «музеи комплексного профиля, собрания которых документируют историю и природу конкретного административно-территориального региона»13.

На начальном этапе деятельности Чукотского окружного краеведческого музея преобладала документирующая функция и основное внимание уделялось сбору этнографических и научно-естественных коллек-ций. Основу археологической коллекции заложил Н. Н. Диков, бывший директором с 1955 по 1960 г. Музей в этот период становится центром научной жизни Чукотки. Начался выпуск «Записок Чукотского окружного краеведческого музея», единственного в то время научного издания на Чукотке. Первый выпуск вышел в свет в 1958 г., последний -шестой, в 1973 г. Н. Н. Диков привлекает к изданию интересных исследователей и краеведов: С. А. Арутюнова и Д. А. Сергеева, В. В. Леонтьева, И. П. Лаврова, В. С. Тар-хова, В. С. Старикова, Д. И. Райзмана, И. С. Гарусова, Г. А. Меновщикова и многих других.

Коллекционная основа для дальнейшей работы была заложена, а вместе с тем и накоплен значительный опыт в отборе, хранении и научной обработке движимых па-

мятников природы, истории и культуры. Окружной музей своей методической работой с ведомственными, школьными и общественными музеями способствовал формированию условий для создания широкой сети районных музеев, начавшегося в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Именно в этот период особенно актуальным вопросом становится сохранение богатого куль -турного наследия народов Чукотки во всех его проявлениях.

В настоящее время практически во всех районах созданы и активно действуют государственные и муниципальные музеи:

1. Музейный центр «Наследие Чукотки» - государственное учреждение (г. Анадырь, 24 418 единиц хранения основного фонда). Имеет филиалы:

• Музей Берингийского наследия (пос. Провидения, 12 476 единиц хранения).

• в селе Марково в 2003 г. открыт филиал на базе коллекций общественного сельского музея. В 2006 г. его коллекция насчитывала 848 единиц хранения.

2. Эгвекинотский краеведческий музей (пос. Эгвекинот, 9 056 единиц хранения).

3. Музей национальной культуры и быта села Мейныпильгино (Беринговский район, основан в 1999 г., коллекция 99 экспонатов).

4. Билибинский районный краеведческий музей (г. Билибино, 9 357 единиц хранения).

5. Чаунский районный краеведческий музей (г. Певек, 3 987 единиц хранения).

6. Чукотский районный краеведческий музей (с. Лаврентия, 1 138 единиц основного фонда). С 1998 г. имеет филиал - Уэлен-ский сельский художественный музей (ранее - художественный фонд Уэленской косторезной мастерской, 1 112 единиц основного фонда).

Краеведческие музеи региона - это и хранилища памятников прошлого, и выставочное пространство, и исследователь-ские центры, в которых ведется поиск, сбор, научная обработка экспонатов, и место

популяризации знаний о крае для самых разных категорий посетителей. Пополнение фондовых коллекций сегодня уступает первенство поискам представления накопленных материалов. Для привлечения в музейные залы посетителей, уставших от назидательных и пропагандистских экспозиций, музеями пробуются новые принципы формирования выставок на основе подлинного памятника с привлечением местного материала. Примерами такого подхода являются выставочный проект Певек-ского музея «Чаун-Чукотка за колючей проволокой» и постоянная экспозиция Музейного центра «Человек и Чукотка». В экспозициях сделана попытка исследовать особенности специфического культурного типа, характерного для жителей Чукотки. Для увеличения информационной емкости экспозиции и повышения активности музейной коммуникации в Музейном центре «Наследие Чукотки» активно используются компьютерные технологии.

В современных условиях музеи Чукотки ставят перед собой задачу скоординировать и сплотить творческую интеллиген-

цию, ученых различных направлений, педагогов, представителей коренного населения для решения проблем сохранения и пропаганды историко-культурного и при -родного наследия. Стала распространенной практика совместных проектов по всем направлениям музейной деятельности с научными учреждениями и музеями других регионов.

Образовательная деятельность - важная составляющая часть работы музеев региона. Учитывая возродившийся интерес юных посетителей к природе родного края, к культурно-историческому наследию региона, сотрудники музеев пришли к необходимости не просто создавать новые музейные объединения, а сделать самих детей участниками музейного процесса, активно используя интерактивные методы, работая по специальным программам.

Расширение просветительной деятельности позволило музеям Чукотки стать не только центрами сохранения культурного наследия, но и влиять на многие сферы культурной жизни Чукотского автономного округа.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сарычев Г. А. Путешествие флота капитана Сарычева по Северо-Восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану: В 2 т. СПб., 1802.

2 Этнографические коллекции по народам Крайнего Северо-Востока Азии в музее им. В. К. Арсеньева. Владивосток, 1990. С. 6-7.

3 Государственный архив Магаданской области. Ф. 1. Оп 1. Д. 22. Л. 228.

4 Этнографические коллекции по народам Крайнего Северо-Востока Азии в музее им. В. К. Арсеньева. С. 7.

5 Могилянский Н. Предисловие к «Очерку материального быта оленных чукчей». СПб., 1901. С. 1.

6 The Jesup North Pacific Expedition // The American Museum Journal. 1903.Vo1. 111. October. P. 124-125.

7 Fzeed S. A., Fzeed R. S., Williamson L. Capitalist Philanthropy and Russian Revolutionaries: The Jesup Norf Pacific Expedition (1897-1902). Reprinted from American Anthropologist. March, 1988. P. 72.

8 Fzeed S. A., Fzeed R. S., Williamson L. Tough Fieldworkers: History and Personalities of the Jesup Expedition // Catalogue. Drawing shadows to stone. American Museum of Natural History. 1997. P. 26.

9 Труды Первого Всероссийского музейного съезда. М., 1931. С. 22.

10 Кузина Г. А. Государственная политика в области музейного дела в 1917-1941 гг.: Сб. науч. трудов НИИ культуры. Музей и власть. Ч. 1: Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.). М., 1991. С. 164-165.

11 Память поколений // Советская Чукотка. 1986. 13 ноября.

12 Рига И. Г. Чукотский окружной краеведческий музей (страницы истории): Сб. Косторезное искусство и музеи Чукотки (история и перспективы). Анадырь. 2002. С. 47.

13 Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр. ЦМР. М., 1986. С. 70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.