18. Искюль, В. И. Омско-Кокчетавский район Акмолинской области / В. И. Искюль // Предварительный отчет об организации и исполнении работ по исследованию почв Азиатской России в 1913 году. — СПб., 1914. — С. 127 — 140.
19. Почвенно-ботанические экспедиции, организуемые Переселенческим управлением в течение лета 1909 г. // Вопросы колонизации. — 1909. — № 5. — С. 417.
КУЗНЕЦОВ Дмитрий Викторович, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры истории и социально-педагогических дисциплин.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.11.2013 г.
© Д. В. Кузнецов
УДК 930.85:17.023.36 Е. в. МЕЛЬНИКОВА
Омский государственный институт сервиса
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ (РУБЕЖ ХХ—ХХ1 вв.)
Статья посвящена использованию информационных технологий в театральной деятельности. В работе предлагается периодизация процесса проникновения информационных технологий в театральную деятельность, систематизированы направления применения информационных технологий в театральной деятельности.
Ключевые слова: театральная деятельность, информационные технологии в театральной деятельности, этапы проникновения информационных технологий в театральную деятельность, история русского театра, история русской культуры.
Цель данной статьи — выявить основные этапы в использовании информационных технологий в театральной деятельности на территории России.
В настоящее время информационные технологии охватывают различные сферы социальной деятельности, в том числе и традиционно далекие от техники. Данная тенденция находит своё полное отражение и в театральной сфере. В публикациях же исследователей затрагиваются отдельные аспек-ты нашей темы. В частности, речь идёт о работах Т. В. Астафьевой [1] , В. В. Борзенко [2, 3], Е. А. Левшиной [4], И. Овчинникова [5], В. Павлюк [6], И. А. Третьякова [7], Д. Трубочкина [8], В. М. Шеповалова [9], С. Штер-нина [10] и др. В статьях указанных авторов рассматривается, как правило, какое-то одно из направлений применения информационных технологий в театральной деятельности.
Проведённый нами анализ театральной деятельности ведущих российских театров показал, что в применении информационных технологий в театральной сфере можно выделить следующие этапы.
Первый этап, который мы характеризуем как начальный период использования информационных технологий в театральной деятельности, охватывает период времени с начала 1990-х гг. до конца 1990-х гг. В указанный период времени в театральной деятельности начинается использование стандартных программных продуктов (таких как Word, Excel) для автоматизации функций бухгалтерии и управления: планирования деятельности, составления смет, оценки трудозатрат. В это же время, когда стандартные средства не позволяли осуществлять каких-то функций, многие театры собственными средствами создали уникальные программы для планирования гастролей, репертуара театра и т.д. На уровне Министерства культуры Российской Федерации создаётся государственный информационно-вычислительный центр, который начинает собирать и обрабатывать театральную статистику [4].
Кроме того, в обозначенный период времени в театральной деятельности начинается использование электронный адресов. Так, первый театральный электронный адрес появился в 1992 году у театра под руководством О. Табакова. Как отмечают исследователи [5], причиной появления веб-сайта являлась необходимость сокращения расходов на деловое общение с зарубежными коллегами. В 1996 году в России появляется театральный сайт — www.theatre.-га. В начале это был сайт «Мастерской П. Фоменко», приурочен-ный к премьере спектакля «Месяц в деревне». В дальнейшем на этом сайте появляются страницы других театров, например, МХАТ им. А. П. Чехова, Театра на Таганке и др. И сегодня данный интернет-ресурс по-прежнему остается одним из самых уважаемых интернет-проектов, посвященных русскому театру. В 1995 году театр «Сатирикон» создает свою веб-страницу, содержащую краткую информацию о театре, его изображение и контактную информацию.
Вместе с тем следует особо отметить, что первые сайты театров создавались добровольцами из околотеатральной среды. В силу чего данные сайты имели ряд недостатков: сложные адреса, неполный контент, отсутствие оперативного обновления и т.д. Однако и создание сайтов профессионалами — web-дизайнерами, далекими от театральной среды, приводит к тому, что сайты театров вызывают интерес лишь у ограниченной Интернет-аудитории [7].
Некоторые российские театры начинают внедрять локальные билетно-информационные системы, опять-таки созданные собственными силами. Первыми билетными системами были программы, разработанные новосибирским театром «Глобус» (1993 — 1997) и компанией Бинарт (1995—1996) [11].
С середины 1990-х берет начало применение театральными художниками графических редакторов, таких как AutoCat, Photoshop, 3D studio, 3DS MAX. В это же время компьютерные технологии начали
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014
применять для анимирования спектаклей и наложения музыки и света [6].
С 1997 года «Центр информационных технологий для театров» занимается сбором и распространением через интернет профессиональной информации в театральной отрасли [ 10]. На протяжении нескольких лет Центр собирает информацию и разрабатывает единую информационно-поисковую систему (ИПС), охватывающую основные сведения о театральной жизни страны. Данная система [11] позволяет связать воедино информацию о театральных коллективах, площадках, творческом и административно-техническом персонале театров и репертуаре. Сделав запрос, можно достаточно легко узнать биографии более тысячи российских актеров, информацию о площадках, на которых шли представления, репертуары театров, сведения о разнообразных театральных фестивалях. В целом информационно-поисковая система может быть признана достаточно удобной. Однако она не лишена недостатков, среди которых отмечается краткость предоставляемой информации. При этом для детализации той или иной информации можно перейти по ссылке на веб-страницу театра или фестиваля. Определенным недостатком является присутствие в базе данных сведений только о ныне живущих актерах, осуществляющих деятельность на территории России и стран СНГ. При запросе информации о театрах г. Омска можно было получить список только государственных театров. При этом некоторые из представленных сведений об омских театрах устарели. К сожалению, в 2007 году работа Центра приостановилась в связи с уходом из жизни его директора С. Л. Штернина.
К концу 1998 г. в театральной деятельности расширяются варианты использования системы общего пользования (Интернет). Так, в 1998 году осуществлен первый опыт репетиций с помощью Интернет [4].
На втором этапе, который охватывает период примерно с начала 2000-х гг. до начала 10-х гг. XXI в., отмечается быстрое развитие информационных технологий в театральной деятельности. В это время происходит резкий рост количества сайтов, однако, как единодушно отмечают И. Овчинников и И. А. Третьяков, этот факт был продиктован скорее соображениями моды и престижа.
С начала XXI века берет начало распространение билетов через Интернет, хотя некоторые специалисты довольно скептически относились к этой возможности. В этот же период отмечается использование трехмерных моделей и трехмерных фотографий в театральной архитектуре.
В указанные годы информационные технологии меняют процесс бронирования и продажи театральных билетов. Зарубежный рынок программных продуктов для продажи театральных билетов достаточно насыщен. Так, проблемы, связанные с продажей билетов, обсуждаются на ежегодных встречах Europe Talks Tickets Conference and Exhibition (ETT). В рамках этого мероприятия проходит выставка программного и аппаратного обеспечения, а также семинары по актуальным вопросам организации и технологии привлечения зрителей и продажи билетов. Среди отечественных разработок хочется отметить билетные информационные системы «БАЗИС» (разработчик Софт-Механика) и СУПЕРБИЛЕТ-ТЕАТР (разработчик ТОНЛАЙН).
В. Шеповалов указывает, что в начале 2000-х гг. информационные технологии стали применяться для управления механическим оборудованием сцены. Также отмечается и появление в тот же период ком-
паний, специализирующихся на изготовлении (хранении и ремонте) декораций, бутафории, костюмов (например, компания Сценический портал).
Начало 2000-х гг. ознаменовалось появлением виртуальной театральной журналистики. Появляются театральные интернет-издания, электронные версии театральных журналов, официальные страницы крупных театров (и не только столичных), сайты отдельных театральных деятелей, сайты театральных фестивалей и премий.
Стоит упомянуть и об использовании информационных технологий для организации работы театральных музеев и библиотек. Находящаяся в ведении этих подразделений информация является уникальной и служит подспорьем не только для научных работников и заведующих литературной частью, но также и для постановщика, художников, режиссера. В организации работы театральных музеев и библиотек особое значение приобретают специальные компьютерные программы. Так, компьютерная программа КАМИС позволяет театральному музею работать с богатой и разнообразной коллекцией — костюмы, афиши, живопись и графика, мемориальные вещи, большой архив документов и фотографий. В данный момент данной системой оснащены музеи Московского Художественного театра им. А. П. Чехова, Государственного академического Мариинского театра и др.
К началу 2000-х гг. внедрение информационных технологий в театральную деятельность становится одной из научных проблем. В частности, в 2004 году издаётся монография Г. Джанаки «Виртуальные театры», в которой анализируется проблема виртуализации театра как следствие внедрения информационных технологий в театральную сферу [8].
Осознание подступающей Интенет-реальности как средства формирования зрительской аудитории привело в 2004 году к появлению театрального фестиваля «Театральная паутина». Фестиваль позволял организовать долгожданную встречу театров со своими зрителями на необъятных просторах Интернет. В программу Интернет-фестиваля входили спектакли театров Москвы, Ростова-на-Дону, Владивостока, Новосибирска, Омска, Кемерово, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Санкт-Петербурга и других городов.
Спектакли были доступны для просмотра всем желающим и демонстрировались на сайте cultu.ru. Данный проект во многом состоялся благодаря стараниям идейного вдохновителя и организатора Интернет-фестиваля — выдающегося театрального деятеля и ученого Е. А. Левшиной, родившейся в Омске. В задачи фестиваля входила демонстрация возможностей информационных технологий в театральном деле. По задумке организаторов фестиваль постепенно должен был выйти за рамки демонстрации отдельных спектаклей и включить в себя и организацию посредством Интернет мастер-классов и репетиций. В 2007 году в программу IV Интернет-фестиваля вошли спектакли омских театров — «Дачники» (Омский академический театр драмы) и «Dostoevsky.ru» (Пятый театр). К сожалению, состоялось только шесть Интернет-фестивалей с 2004 — 2009 годы, и в настоящее время данный проект не действует.
В 2006 году Д. Трубочкин и И. Овчинников отмечают рост посещаемости театральных сайтов в России. В это же время появляются специализированные программы для управления спектаклями, позволяющими планировать и управлять производством постановок и демонстрацией спектаклей, вести каталог постановок, создавать единую базу данных по поста-
Этапы проникновения информационных технологий в театральную деятельность в России
Этап Период времени Характеристика этапа
I. Начальный этап применения информационных технологий в театральной деятельности Последнее десятилетие ХХ века — применение стандартных программных продуктов для автоматизации функций бухгалтерии и управления театром; — создание первых театральных сайтов; — появление первых билетно-информационных систем; — начало работы «Центра информационных технологий для театров»; — применение театральными художниками графических редакторов
II. Бурное развитие информационных технологий в театральной деятельности Первое десятилетие XXI века — рост количества театральных сайтов; — появление типовых БИС; — управление машинерией сцены с помощью информационных технологий; — развитие виртуальной театральной журналистики; — использование информационных технологий для организации работы театральных музеев и библиотек — появление специализированных программ для управления спектаклями; — развитие интернет-блогов, интернет-дневников театроведов, критиков и театральных деятелей
III. С овре ме нный э тап ра зв ити я информационных технологий в театральной деятельности с 2010 года по настоящее время — развитие виртуальной театральной реальности — трансляция спектаклей в трехмерном изображении; — трансляция спектаклей на YouTube
новкам, управлять расписанием артистов и т.д. Одной из таких систем является АСУС (разработчик Digital Design), внедренная в Мариинском театре.
К 2010 г. в театральной деятельности получают распространение интернет-блоги, интернет-дневники театроведов, критиков и отдельных театральных деятелей.
Третий этап (примерно с 2010 г.) в использовании информационных технологий в театральной деятельности заключается в фактическом создании виртуальной театральной реальности. Сегодня с помощью информационных технологий практически любую постановку можно увидеть в любой точке мира. Так, в 2010 году Мариинский театр провел первую в мире прямую телевизионную трансляцию балета в трехмерном изображении. В 2011 году Михайловский театр представил новый проект — интернет-трансляции лучших спектаклей театра.
В 2012 году на Интернет-ресурсе YouTube был создан канал «Золотая коллекция спектаклей», где можно смотреть записи спектаклей театров Москвы. В проекте приняли участие театр «Современник», Театр имени Маяковского, Театр имени Станиславского, Московский академический Театр сатиры
Как будут развиваться информационные технологии в театральной деятельности, предугадать сложно, но рискнем сделать некоторые прогнозы, ориентируясь на вышеназванные источники и развитие информационных технологий в других сферах социальной деятельности. В ближайшем будущим нас ждет еще большее слияние театра и Интернет, что приведет к созданию единого театрального Интернет-пространства. Можно прогнозировать и создание единой электронной театральной биржи, которую предрекали
С. Штернин и И. Овчинников. Возможно ожидать и появление интегрированных театральных информационных систем, объединяющих различные направления театральной деятельности в единое информационное пространство.
Таким образом, использование информационных технологий в театральной деятельности прошло через несколько этапов, каждый из которых характеризуется дальнейшим расширением и усложнением использования информационных технологий (табл. 1).
Под влиянием развития информационных технологий и социально-экономических процессов в обществе театр на рубеже XX — XXI веков начал фор-
мировать новое коммуникативное пространство в сети Интернет. Информационные технологии позволяют театрам взаимодействовать с различными социальными группами, идеологическими и художественными сообществами, применять новые зрелищные технологии. Все это позволяет сегодня говорить о формировании новой социально-эстетической реальности — Интернет-театре.
Библиографический список
1. Астафьева, Т. В. Новые технологии в современном постановочном процессе (на материале театрального искусства Санкт-Петербурга 1990 — 2010 гг.) : дис. ... канд. искусствоведения/ Т. В. Астафьева. — СПб., 2011. — 187 с.
2. Борзенко, В. В. Театр в Паутине: почему сценическое искусство так медленно осваивает просторы Интернета/ В. В. Борзенко // RELGA. - № 13 [231] (25.07.2011). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/ tgu-www.woa/wa/Main ? textid = 2980&level 1 = main&level2-= articles (дата обращения: 16.08.2013).
3. Борзенко, В. В. Театральная журналистика в Интернете/ В. В. Борзенко // RELGA. — № 15 [178] (05.11.2008). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/ W ebObj ec ts/tgu-www.woa/wa/Main? textid = 226 1&-level1 = main&level2 = articles (дата обращения: 16.08.2013).
4. Левшина, Е. Компьютер в театре — вчера, сегодня, завтра/ Е. Левшина// Сцена. — 2004. — № 4 (30). — С. 4 — 5.
5. Овчинников, И. Театр и цифровая революция / И. Овчинников // Сцена. — 2004. — № 4 (30). — С. 15—17.
6. Павлюк, В. Компьютер для театрального художника — «костыли» или инструмент? / В. Павлюк // Сцена. — 2004. — № 4 (30). — С. 11 — 12.
7. Третьяков, И. А. Презентация театра в Интернете / И. А. Третьяков // Справочник руководителя учреждений культуры. — 2003. — № 4. — С. 79 — 82.
8. Трубочкин, Д. Театр в киберпространстве / Д. Трубо-чкин // Театральная жизнь. — 2006. — № 2. — С. 14—18.
9. Шеповалов, В. Персональный компьютер — заведующему постановочной частью / В. Шеповалов // Сцена. — 2004. — № 4 (30). — С. 14.
10. Штернин, С. Информационное обеспечение театрального процесса / С. Штернин // Сцена. — 2004. — № 4 (30).— С. 6.
11. Сайт Информационные технологии для театров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://theatreinform.ru/ bis/ (дата обращения 16.08.2013).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014
МЕЛЬНИКОВА Елена Викторовна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры туризма. Статья поступила в редакцию 16.09.2013 г.
Адрес для переписки: [email protected] © Е. В. Мельникова
УДК 94(571.1) «1920/30» о. А. ОЗЕРОВА
Омский государственный педагогический университет
КАМПАНИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1928-1936 гг.)_____________________________________________
В статье рассматриваются особенности ликвидации неграмотности среди тюркских народов в Западной Сибири в период 1928-1936 гг. и анализируется политический характер кампании.
Ключевые слова: неграмотность, тюркские народы.
В 1926 г. в Сибирском крае численность тюркского населения составляла 150433 человека, из них 104918 (69%) были совершенно неграмотные и только 45510, умеющих писать на арабском и русском языках. Среди же проживающих на территории РСФСР (без автономных республик) 2587622 грамотных было 862617, из них 800000 владели арабской письменностью (табл. 1) [1].
В 1928 г. в крае насчитывалось около 450 тысяч детей всех национальностей от 11 до 15 лет [2, с. 403]. В большинстве же аулов, деревень и аймаков (районах) западносибирского края школ не было, а там, где они имелись, обучались в основном мальчики, так как считалось, что девочкам образование необязательно. Такое положение было не только в крае, но и по стране в целом (табл. 1).
Началом кампании по ликвидации неграмотности стал XV съезд ВКП(б), состоявшийся в 1927 г. В его резолюции говорилось о том, что необходимо принять меры «по решительному проведению в жизнь всеобщего обязательного первоначального обучения», усилить «школьное строительство в национальных районах, обратив особенное внимание на наиболее отсталые из них» [3, с. 310]. На основании этого
решения ЦК ВКП(б) стал рассматривать ликвидацию неграмотности в районах проживания национальных меньшинств главной задачей своей культурной работы [3, с. 513]. Слова пророка Мухаммеда «идите за знаниями, даже если вам придется идти пешком до самого Китая» идеологические отделы партии подменили ленинским призывом: «Учиться, учиться и учиться». Следуя этому наставлению, в казахских и татарских деревнях и аулах население приступило к изучению грамоты, в результате чего число желающих получить образование превысило норму. Для этого были организованы передвижные школы с выездами в отдаленные места проживания.
В связи с острой нехваткой национальных кадров на начальной этапе кампании райкомы партии привлекали русских учителей. Так, в аулы на протяжении нескольких лет поступала газета «За грамоту», текст которой печатался также на русском языке [2, с. 407]. Для осуществления задуманного необходимо было из пролетарских слоев, по словам И. Сталина, «выковать новые кадры большевиков — специалистов по всем отраслям знаний» [4], при этом обратить особое внимание на их марксистско-ленинскую идеологическую подготовку [5]. Проводниками сталинских идей стали учителя, желающие «работать вместе с партией и властью» [6], поддерживающие их решения. Общественно-политическую работу в ущерб педагогической деятельности они ставили на первый план. Как правило, их образовательный уровень, был ниже политического, что отмечалось в газетах. Например, газета «Рабочий путь» писала, что в Экбешинском сельсовете и Дюйсенском аулсовете учителя были малограмотными [7]. Низкий уровень образования школьного педагогического состава объясняло и то обстоятельство, что учителей «старой школы» повсеместно стали заменять учителями новой формации, способными внушить детям правильность политики ЦК ВКП(б), воспитать у них ненависть к зажиточному крестьянству, к исламской вере и ее служителям, на первое же место ими ставилось политическое воспитание и только на второе — школьное образование.
В период проведения непопулярных в народе чрезвычайных мер (1928 г.), насильственной коллективиза-
Таблица 1
№ Национальность Проживающие на территории РСФСР в 1926 г. Грамотные на территории РСФСР в 1926 г.
1. казахи 182015 9089
2. кирги зы 100000 4600
3. туркмены 5475 126
4. ойроты 50381 6392
5. хакасы 44173 4420
6. татары 2127457 807433
7. шорцы 12350 1419
8. башкиры 76216 18520
9. крящены 16849 7077
10. ногайцы 36256 2571