Научная статья на тему 'Основные элементы структуры формы современной одежды'

Основные элементы структуры формы современной одежды Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
1490
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ КОСТЮМА / ФОРМА ОДЕЖДЫ / СТРУКТУРА ФОРМЫ / ЛИНИИ И ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ / КОНСТРУКТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Киселева Татьяна Владимировна

В статье рассматривается характеристика некоторых основных элементов формообразования современной одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные элементы структуры формы современной одежды»

Рис. 2. Набор правил для БНВ1

Построенная нечёткая экспертная система явилась тем инструментом, который позволил оптимизировать работу станции технического обслуживания, приводя, тем самым, к повышению экономической эффективности организации. Разработанная нечёткая экспертная система может быть использована для оптимизации работы станции технического обслуживания и других организаций, при условии её адаптации к конкретным условия.

Литература

1. Андрейчиков А. В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2012.

2. Штовба С. Д.Введение в теорию нечетких множеств и нечеткую логику. [Электронный ресурс]: URL: http://matlab.exponenta.ru/fuzzylogic/book1/index.php.

3. Потёмкин В. Г. Справочник по MatLAB. URL [Электронный ресурс] :Режим доступа: http://matlab.exponenta.ru/ml/book2/index.php.

Основные элементы структуры формы современной одежды

Киселева Т. В.

Киселева Татьяна Владимировна /Кгзе1еуа ТаНапа УЫттупа - доцент, кафедра экономики, управления и технологии, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

Аннотация: в статье рассматривается характеристика некоторых основных элементов формообразования современной одежды.

Ключевые слова: формообразование костюма, форма одежды, структура формы, линии и элементы конструкции, конструктивное моделирование.

Основной целью проектирования одежды является создание ее формы, под которой понимают ту трехмерную конфигурацию, которую костюм приобретает на теле человека. Составляя сущность конструктивного моделирования и композиционного поиска, формообразование выступает в качестве главного двигателя моды. Однако для того, чтобы наиболее полно выявить принцип организации современной одежды, понять, как образуется и развивается форма костюма, необходимо четко определить ее структуру и смысловое содержание [4].

Потребность в исследовании формы одежды вытекает не только из чисто научных интересов, но и из технологических и экономических условий современного проектирования и производства, являясь частью вопроса оптимизации создания перспективных моделей [3]. Как категория художественной и технической деятельности, обозначающая процесс создания формы в соответствии с определенными ценностными установками, формообразование костюма предполагает разработку функциональных, пространственно-пластических, конструктивных, технологических элементов его структуры [2].

Параметры основных свойств формы одежды не постоянны. Ее геометрический вид, конструкция, величина, массивность, силуэт, фактура, цвет зависят от моды, сезона, вида изделия, размеров потребителя, его возраста, материала, эстетических требований [8]. Поэтому характеризующее одежду определенное конструктивное построение и декоративное оформление со временем меняется. Однако положение основных линий членения формы на части остается более или менее стабильным, так как оно обусловлено строением тела человека и изменениями его размеров в процессе движения.

Внутреннее устройство формы одежды, взаимное расположение и сопряжение ее частей, состав элементов структуры определяет конструкция, которая представляет собой развертку на плоскости сложной пространственной поверхности изделия. Современная одежда является в подавляющем большинстве случаев кроеной, и для ее конструктивной разработки приходится исследовать сложный комплекс вопросов, предполагающий владение знаниями всех этапов процесса проектирования. При этом основная задача конструирования состоит в создании из плоских материалов пространственной формы изделия, а неотделимая от нее обратная задача заключается в построении разверток деталей моделей, заданных эскизом или образцом.

Являясь стилизованной проекцией объемной поверхности одежды, акцентирующей на плоскости основные особенности формы, силуэт костюма играет значимую роль в восприятии внешнего вида изделия и определяется размерами, расположением и конфигурацией силуэтных линий. Группы прямого, трапециевидного, полуприлегающего и приталенного силуэтов, выделенные в большом разнообразии одежды по виду геометрической основы и степени прилегания, на протяжении десятков лет являются классическими для костюма при любых изменениях моды [10].

Кроме того, важно понимать, что одежда, будучи оболочкой тела человека, по-разному может располагаться относительно поверхности становой части фигуры. Для характеристики этого рассматривают условное сечение плечевого изделия на уровне груди. Если оно имеет контур овала, близкого к кругу, то одежда на этом участке плавно описывает периметр фигуры потребителя, выявляя и даже подчеркивая все естественные особенности рельефа ее поверхности спереди, сзади и сбоку. В этом случае говорят, что изделие имеет округлую форму становой части. Сечение одежды на уровне груди может быть овалом, в большей степени приближенным к прямоугольнику. При этом в изделии четко выделяются передняя, задняя и две боковые грани, которые скрывают, несколько выравнивают естественные выпуклости фигуры спереди, сзади и сбоку, делая уплощенной становую часть одежды.

Информацию об особенностях формы, ее характере, пластичности, силуэте, специфике конструктивного решения внутренней структуры, обеспечивающей определенный внешний вид изделия, обеспечивает совокупность линий поверхности одежды, составляющих ее как целостность. Силуэтные, конструктивные, конструктивно-декоративные и декоративные линии формы бывают различной конфигурации и могут иметь разное направление своего расположения, что сообщает композиции костюма определенное образное и эмоциональное содержание [9]. Самыми важными следует считать силуэтные линии, так как именно они определяют пропорции и общий характер костюмной формы, ее пластическую организацию. Вторыми по степени значимости являются конструктивные линии соединения отдельных частей формы в единое целое, которые нередко малозаметны в модельном оформлении изделия. В функциональном отношении декоративные линии не несут нагрузки при создании формы, однако придают одежде нарядность и выразительное звучание. По аналогии с конструктивными линиями определяется значение конструктивно-декоративных линий, но с обязательным учетом того, что они всегда должны хорошо просматриваться на поверхности формы костюма.

Геометрическая конфигурация линий поверхности одежды в немалой степени определяется пластическими свойствами используемых материалов [7]. Если костюм изготавливают из плотных и жестких тканей, то форма изделия описывается прямыми или ломаными линиями. Материалы, обладающие мягкой пластикой, создают неустойчивые формы, поверхность которых характеризуется плавными кривыми линиями различного характера. Это позволяет в пределах одной силуэтной группы создавать большое количество вариантов моделей изделий, обеспечивая основной принцип конструктивного моделирования одежды. Следует также иметь в виду, что периодически модными становятся как отдельные силуэтные линии, так и линии для внутренней композиционной разработки изделия - конструктивные, декоративные или конструктивно-декоративные.

Внутреннюю структуру формы костюма составляет совокупность элементов конструкции, среди которых, в зависимости от их содержания и приемов выполнения, выделяют конструктивные элементы формообразования, задающие конфигурацию и направление расположения различных линий на поверхности изделия, и технологические элементы формообразования [10].

Разрабатывая структуру формы, необходимо помнить, что местоположение конструктивных линий на поверхности одежды определяет конфигурацию основных деталей изделия и его покрой, который рассматривают как характер членения формы на основные части, определяющий ее общую конструктивную построенность, как внешний вид одежды, придаваемый ей ведущими формообразующими линиями. В качестве основных признаков покроя могут быть названы предусмотренные в швейном изделии продольные и поперечные соединительные швы, а также покрой рукава.

Продольное и поперечное членение формы одежды соответствующими вертикальными и горизонтальными конструктивными элементами позволяет получать в каждом конкретном случае проектного решения необходимую комбинацию покроя, в пределах которой могут складываться различные сочетания конфигурации и расположения формообразующих линий. Их использование обычно является основой конструктивного моделирования при проектировании и производстве швейных изделий.

Покрой рукава, являясь одним из важнейших факторов формообразования, существенно влияет на форму одежды. Среди большого разнообразия конструктивного решения плечевых изделий, проектируемых с рукавами, выделяют ряд основных видов покроя, отличающихся друг от друга характером взаимодействия рукава с передней и задней основными деталями [5]. При этом базовым для процесса конструктивного моделирования одежды считают втачной покрой, на основе

которого можно разработать любые другие рукава, имеющие определенное количество швов и особенности модельного решения формы.

Различия в одноименной группе швейных изделий определенного покроя и силуэта по отделке, наличию и оформлению застежек, воротников, карманов, поясов, других деталей и элементов характеризуют модель одежды, которую следует рассматривать как установленную совокупность ряда специфических признаков внешнего вида и структуры формы [1]. В процессе создания конструкции проектируемого изделия обязательным является исследование его объема, силуэта, покроя, конфигурации и размеров составных частей формы в целом и ее отдельных деталей, свойств используемых материалов и некоторой другой информации, обеспечивающей возможность успешной разработки модели одежды [6].

Литература

1. Киселева Т. В. Модельные элементы как средство формообразования современной одежды // Наука, техника и образование [Электронный ресурс]: Электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25511885 (дата обращения: 20.03.2016).

2. Киселева Т. В. Некоторые аспекты разработки моделей женской одежды для свадебной церемонии // Новая наука: теоретический и практический взгляд [Электронный ресурс]: Электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25321123 (дата обращения: 20.03.2016).

3. Киселева Т. В. О некоторых принципах создания коллекции женской одежды в стиле «Шанель» // Новая наука: теоретический и практический взгляд [Электронный ресурс]: Электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25430269 (Дата обращения: 20.03.2016).

4. Киселева Т. В. Особенности формообразования и конструктивного моделирования современной одежды. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2008. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека Руконт. Режим доступа: http://www.rucont.ru/efd/145738 (дата обращения: 20.03.2016).

5. Киселева Т. В. Покрой рукава как фактор формообразования современной одежды // Вопросы образования и науки: теоретический и практический аспекты [Электронный ресурс]: Электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25312014 (дата обращения: 20.03.2016).

6. Киселева Т. В. Проблемы теоретического обеспечения процесса проектирования современной одежды // Наука, техника и образование [Электронный ресурс]: Электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25125981 (дата обращения: 20.03.2016).

7. Киселева Т. В. Разнообразие ассортимента актуальных материалов для модной одежды // Материалы 65-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2015. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23722909 (дата обращения: 20.03.2016).

8. Киселева Т. В. Специфика проектирования моделей одежды для женщин невысокого роста // Наука, техника и образование [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25388422 (дата обращения: 20.03.2016).

9. Киселева Т. В. Характеристика особенностей стилевых признаков современной одежды // Материалы 65-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2015. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23722912 (дата обращения: 20.03.2016).

10. Основные тенденции обеспечения качества с использованием конструкторско-технологических процессов / А. М. Медведев [и др.]. - Благовещенск: АмГУ, 2008. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=19130914 (дата обращения: 20.03.2016).

Техническое диагностирование в условиях проведения экспертизы промышленной безопасности

12 3

Калинин П. В. , Дорофеев А. Е. , Горностаев С. И.

1Калинин Павел Владимирович /Kalinin Pavel Vladimirovich - руководитель экспертного

центра, начальник отдела, отдел технической экспертизы и неразрушающего контроля; 2Дорофеев Алексей Евгеньевич /Dorofeev Aleksej Evgen'evich - инженер-эксперт; 3Горностаев Сергей Иванович / Gornostaev Sergej Ivanovich - инженер-эксперт, ЗАО «Промсервис», г. Димитровград

Аннотация: рассмотрены возможные виды работ, связанные с проведением технического диагностирования в условиях проведения экспертизы промышленной безопасности.

Ключевые слова: техническое диагностирование, экспертиза промышленной безопасности.

Техническое диагностирование - это процесс определения реального технического состояния оборудования, с возможным обнаружением на нем повреждения, а также с последующим выявлением причин и механизмов их возникновения и развития. Этот процесс, как правило, включает следующие виды работ [1]:

- изучение эксплуатационно-технической документации;

- наружный и внутренний осмотры;

- оценка геометрической формы основных несущих элементов оборудования;

- толщинометрия;

- измерение твердости металла основных несущих элементов оборудования;

- неразрушающий контроль сварных соединений и основного металла;

- определение химического состава металла основных несущих элементов;

- оценка металлографических структур;

- вырезка пробы металла с целью его детального исследования;

- специальные виды контроля;

- поверочный прочностной расчет основных несущих элементов оборудования;

- испытание на прочность и плотность.

Анализ эксплуатационно-технической документации проводится для детального ознакомления с конструктивными и эксплуатационными особенностями оборудования, характером его износа, объемом и причинами выполненных ремонтов оборудования. На основании проведенного анализа появляется возможность сделать предварительную оценку состояния технологического оборудования. Эксплуатационно-техническая документация содержит:

- паспорт;

- чертежи;

- схему включения оборудования в работу с указанием рабочих параметров;

- технологический регламент или инструкцию;

- инструкцию по эксплуатации;

- карту технического обслуживания (КТО);

- журнал (раппорт) приема-сдачи смен с отметками о состоянии оборудования;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.