Научная статья на тему 'Основные дидактические принципы построения дисциплины «Элементы вычислительной геометрии» в условиях педагогического ВУЗа'

Основные дидактические принципы построения дисциплины «Элементы вычислительной геометрии» в условиях педагогического ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / COMPUTER SCIENCE / METHODS OF TEACHING / DIDACTIC PRINCIPLES / COMPUTATIONAL GEOMETRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долганова Надежда Филипповна, Стась Андрей Николаевич

В статье рассматриваются особенности процесса подготовки будущих учителей информатики в педагогическом университете в области вычислительной геометрии. Речь идет о необходимости выстраивания методики преподавания данной дисциплины с учетом основных принципов и положений методики геометрии и информатики. Сформулированы общие принципы построения дисциплины в условиях педагогического ВУЗа и представлены методические составляющие, в частности: геометрия, программирование, теоретическая информатика, психология и педагогика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долганова Надежда Филипповна, Стась Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of training would-be teachers of computer science in a teacher training university and those related to training them in computational geometry are examined. The matter concerns the necessity of designing the Computational Geometry course with the basic principles of teaching geometry and computer science taken into consideration. General principles of designing the course to be lectured in a pedagogical institute of higher education are formulated and the course components in particular, geometry, programming, computer science, psychology and pedagogics are presented.

Текст научной работы на тему «Основные дидактические принципы построения дисциплины «Элементы вычислительной геометрии» в условиях педагогического ВУЗа»

УДК 378. 02: 372.8

Н. Ф. Долганова, А.Н. Стась

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕМЕНТЫ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ» В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Томский государственный педагогический университет

Одной из особенностей подготовки студентов педагогических вузов в современных условиях является стремление специалистов как можно шире раскрыть потенциал использования компьютерных технологий в образовании. Поэтому возникает необходимость не только знакомить студентов педагогических вузов с возможностями применения ЭВМ в образовании, но и формировать мотивацию для повышения уровня работы с компьютером. Необходимо создавать условия не только для совершенствования пользовательских навыков, но и для формирования умений разрабатывать собственные программные средства.

На наш взгляд, для этого следует в первую очередь усиливать фундаментальную математическую подготовку студентов, обучающихся по специальности «Информатика», а в области информационных технологий - студентов, обучающихся математике. В данной ситуации уместно предложить ввести новую учебную дисциплину «Вычислительная геометрия».

Однако стандартами педагогического образования не заложено изучение спецкурса «Вычислительная геометрия» [1, 2]. В то же время вуз может организовать изучение данной дисциплины за счет национально-регионального компонента, устанавливаемого вузом. Именно такой возможностью воспользовалась кафедра информатики ФМФ ТГПУ, введя в учебный план специальности 030100 дисциплину «Элементы вычислительной геометрии» [3]. Что касается открывающейся на ФМФ ТГПУ с 2008 г. специальности 230200 «Информационные

системы», ориентированной на подготовку разработчиков педагогических программных средств, то для нее государственным стандартом предусмотрена дисциплина «Компьютерная геометрия и графика» [4]. В рамках этой дисциплины предусмотрено изучение основ вычислительной геометрии.

Целью дисциплины «Вычислительная геометрия» является изучение и освоение базовых понятий, моделей, методов, структур данных и алгоритмов, применяемых при решении задач вычислительной геометрии, с упором на задачи, возникающие в процессе разработки педагогических программных средств (ППС). Данный курс направлен на помощь в формировании межпредметных связей между математикой и информатикой, приобщение студентов к исследовательской деятельности, формирование их творческой активности, он является элементом информационной подготовки [5, с. 40-45].

С особенностями преподавания данной дисциплины в педагогическом университете и с подробным содержанием разделов дисциплины можно ознакомиться в предыдущих работах авторов и в примерной рабочей программе по дисциплине «Вычислительная геометрия» [6; 7; 8, с. 117-120;

9, с. 466-467], в данной же работе мы обратим внимание на общие методические принципы построения дисциплины «Вычислительная геометрия».

Как уже отмечалось раннее, курс вычислительной геометрии в основном включен в учебный план технических вузов и классических университетов и его преподавание ведется на протяжении

Н. Ф. Долганова, А.Н. Стась. Основные дидактические принципы построения дисциплины.

нескольких лет. Поэтому уже существует некоторый накопленный опыт преподавания данной дисциплины в технических и классических университетах. Использовать этот опыт в педагогических вузах путем простого переноса методических подходов, используемых при изучении основ вычислительной геометрии в технических вузах и классических университетах, невозможно в силу специфики педагогического образования [там же].

Поэтому возникает вопрос: каким образом необходимо выстраивать структуру преподавания вычислительной геометрии в педагогическом образовании. Если исходить из того, что вычислительная геометрия находится на стыке двух наук: геометрии и информатики, то уместно выстраивать методику преподавания этой науки для педагогического образования на основе разработок методик геометрии и информатики, опираясь на основные принципы и положения каждой из этих методик в отдельности.

Также необходимо ответить на вопрос: как можно использовать методику преподавания геометрии и программирования при построении методики преподавания вычислительной геометрии в педагогическом университете. Для начала предполагается рассмотреть взаимосвязь геометрии и вычислительной геометрии и постараться при построении методики преподавания вычислительной геометрии опираться на накопленный опыт преподавания методики преподавания геометрии в педагогическом образовании.

Большая часть работ в области методики преподавания геометрии посвящена изучению геометрии в школе. Долгие годы геометрия как учебный предмет в школе строилась на дедуктивной (аксио-магической) основе и требовала для своего усвоения хорошо развитого теоретического (понятийного) мышления [10]. Также большое значение для успешного овладения геометрией имеет развитие пространственного мышления, которое включает сложные и разноплановые психические процессы: восприятие, память, узнавание, представление, воображение [10]. Именно пространственное мышление необходимо при решении геометрических задач, требующих ориентации в пространстве. Важно отметить, что вычислительная геометрия рассматривает решение алгоритмических задач, связанных с построением различных геометрических объектов. Поэтому уместно будет при построении методики опираться на пространственное мышление учащихся. Более того, в курсе «Вычислительная геометрия» пространственное мышление должно выполнять не вспомогательную (иллюстративную), а основополагающую функцию, реализующую возможность человека ориентироваться в окружающем его реальном пространстве.

При рассмотрении вопроса о связи методики преподавания вычислительной геометрии с методикой преподавания информатики можно сказать следующее. В методике преподавания информатики (в частности программирования) считается целесообразным начинать изложение материала с тем, использующихся для реализации легких алгоритмов, которые включаются в тело более сложных программ [11]. Поэтому при построении методики преподавания вычислительной геометрии необходимо учитывать индуктивный подход при изложении учебного материала. Для решения большинства задач вычислительной геометрии необходимо владение навыками программирования на языках высокого уровня. В основе программирования для ЭВМ лежит понятие алгоритмизации, рассматриваемой в широком смысле слова как процесс разработки и описания алгоритма средствами заданного языка. С распространением программирования математическая культура стала приобретать самостоятельное значение, требовалось только дополнить ее за счет наиболее общезначимых компонентов алгоритмизации. Образованная таким образом совокупность специфических понятий, умений и навыков, определяющая новый элемент общей культуры, получила название алгоритмической культуры учащихся [11]. Важным является и тот факт, что многие результаты вычислительной геометрии могут находить свое применение во многих областях информатики, которые не связаны напрямую или связаны опосредованно с геометрией. Например, триангуляция Делоне используется в ряде методов приближенного решения задачи коммивояжера.

Таким образом, при изложении вычислительной геометрии необходимо:

1. Излагать материал на дедуктивной (аксиоматической) основе и требовать для своего усвоения хорошо развитого теоретического (понятийного) мышления (учитывая методику преподавания геометрии).

2. Опираться на развитие пространственных представлений учащихся.

3. В процессе изучения конкретных алгоритмов применять и индуктивный способ изложения материала.

4. Способствовать развитию алгоритмической культуры и алгоритмического мышления учащихся в процессе обучения.

5. Учитывать интегративный характер вычислительной геометрии и компьютерной графики, синтезирующих в себе положения из фундаментальных основ информатики, математики и программирования.

6. Использовать «задачный» подход к изучению всех разделов курса, т.е. рассмотрение каждого

Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 1 (79)

раздела курса должно происходить на примере конкретных практических задач [12].

При этом в рамках дисциплины «Вычислительная геометрия» рекомендуется рассмотреть следующие задачи:

- Представление и моделирование геометрических объектов. Эти навыки крайне необходимы при визуализации данных в обучающих системах - визуальной демонстрации различных процессов, построения графиков и диаграмм зависимостей и т.д.

- Алгоритмы триангуляции. Данные методы являются основой, без которой изучение вычислительной геометрии просто невозможно, так как многие задачи решаются именно на основе треугольной сетки (проверка попадания внутрь выпуклой и невыпуклой фигуры, построение сечений и т.д.), построение которой и называется триангуляцией.

- Решение задач в области вычислительной геометрии: сглаживание кривых и поверхностей. Построение графиков. Например, задача сглаживания кривых и поверхностей часто возникает в процес-

се разработки программных продуктов с точки зрения дизайн-эргономических требований: экран не должен быть агрессивным (много прямоугольников, квадраты, мелкие клеточки).

- Построение линий уровня. Используется как пример задачи, на основе которой можно продемонстрировать ряд важных алгоритмов и понятий (триангуляция Делоне, понятие коридора, сглаживание в коридоре с помощью кривых Безье).

- Алгоритмы компьютерной графики: отрисов-ка примитивов, заливка, отсечение невидимых контуров и т.д., так как сложные объекты, как правило, моделируют как совокупность простых.

На наш взгляд, такой перечень задач данной дисциплины позволит обеспечить минимальные знания для проектирования программных систем, использующих решение геометрических задач, а также методы оценки вычислительной сложности геометрического алгоритма.

В целом методику обучения вычислительной геометрии возможно представить в виде следующей схемы «Методика обучения вычислительной геометрии».

Поступила в редакцию 11.08.2008

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030100 - Информатика. Квалификация «учитель информатики». М., 2005.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 032100 - Математика. Квалификация «учитель математики». М., 2005.

3. План учебного процесса ТГПУ специальности 030100.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 230200 - Информационные системы. Степень (квалификация) - Бакалавр информационных систем М., 2005.

5. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Технология и инструментальные средства проектирования компьютерных тренажерно-обучающих комплексов для профессиональной подготовки и повышения квалификации. Ч. 1 // Информационные технологии. 1999. № 6.

6. Примерная программа дисциплины «Вычислительная геометрия» для направления подготовки бакалавров 230200 - информационные системы. Томск, 2006.

7. Стась А.Н., Долганова Н.Ф. О проблемах преподавания вычислительной геометрии в условиях педагогического вуза / Вестн. Томского гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогика. 2006. № 4.

8. Стась А.Н., Долганова Н.Ф. О проблемах преподавания вычислительной геометрии в условиях педагогического вуза. Инновационные недра Кузбасса. 1Т-технологии: сборник научных трудов. Кемерово, 2007.

9. Стась А.Н., Долганова Н.Ф. О проблемах преподавания вычислительной геометрии в педагогическом вузе / Мат-лы XV Междунар. конф. по механике и современным прикладным программным системам (ВМСППС'2007), 25-31 мая 2007 г., Алушта. М., 2007.

10. Гусев В.А. и др. Методика обучения геометрии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Гусева. М., 2004.

11. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под общ. ред. М.П. Лапчика. М., 2003.

12. Бушмелева Н.А. Методика обучения элементам вычислительной геометрии и компьютерной графики будущих учителей информатики:

Автореф.....М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.