Научная статья на тему 'Основные черты современного состояния потребительского рынка'

Основные черты современного состояния потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1749
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТОВАРНЫЙ АССОРТИМЕНТ / ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ / CONSUMER MARKET / CONSUMER BEHAVIOR / PRODUCT RANGE / PURCHASING CAPACITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грибова Елена Викторовна

В России формирование потребительского рынка начиналось с двух диаметрально противоположных сегментов, основной общей чертой которых была покупательская неразборчивость. В статье рассмотрены отличия рынка начального периода и сегодняшнего насыщенного, проанализированы основные факторы, которые могут оказывать влияние на потребление в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main characteristics of the modern state of the consumer market

In Russia, the formation of the consumer market began with the two diametrically opposite segments, with the purchasing promiscuity being the main general feature. The author of the article considers the differences between primary market period and today's busy one, analyzes the main factors that can influence the consumer consumption in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Основные черты современного состояния потребительского рынка»

УДК 366.14

Грибова Елена Викторовна

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, г. Москва

elenagribova@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

В России формирование потребительского рынка начиналось с двух диаметрально противоположных сегментов, основной общей чертой которых была покупательская неразборчивость. В статье рассмотрены отличия рынка начального периода и сегодняшнего насыщенного, проанализированы основные факторы, которые могут оказывать влияние на потребление в современных условиях.

Ключевые слова: потребительский рынок, потребительское поведение, товарный ассортимент, покупательская способность.

У истоков формирования российского потребительского рынка стоят два противоположных сегмента, объединенных лишь покупательской неразборчивостью. Как богатые, так и бедные потенциальные покупатели не только предельно мало внимания обращали на качество товаров, но также были абсолютно лишены марочных приверженностей. Ранее люди с достаточно низкими доходами отдавали свое предпочтение самым дешевым товарам, в своих действиях руководствуясь в основном экономическим эффектом замещения. Однако с недавних пор появившиеся так называемые «новые русские» [2, с. 115-116] стали предпочитать исключительно дорогостоящие товары, при этом их высокая цена рассматривалась не как своего рода гарантия качества товара, а выступала как средство самовыражения и подтверждения своего социального статуса.

Развитие потребительского рынка в России не стоит на месте. Наглядным подтверждением в изменении направленности поведения покупателей служит активное развитие и массовость торговых комплексов. Ассортимент таких точек рассчитан на потребителей со средним уровнем доходов. На потребителей, которые готовы немного переплатить за предоставляемую гарантию качества продаваемой в торговых комплексах продукции, за сервис и экономию времени в силу возможности приобретения широкой линейки товаров единовременно. Таким образом, представляется возможным выделить основные отличия потребительского рынка начального периода от насыщенного рынка сегодняшнего дня:

- На смену незначительному, весьма скудному предложению на рынок пришло многообразное и насыщенное предложение.

- На современном рынке существует быстрая смена свойств предлагаемых товаров, в которой еще не возникло потребности у населения.

- Постоянный поиск инноваций в производимых предприятием товарах и услугах. Внушительные средства тратятся на изменения и улучшения свойств товаров.

- Невостребованность некоторых новшеств на рынке, предлагаемых производителями, в силу опережающих потребности людей технологий.

- Многофакторность потребительского поведения. Если раньше протекал процесс формирования немногочисленных мотивов покупки, то сейчас потребительские мотивы весьма разнообразны и постоянно пополняются и видоизменяются.

- Значительное увеличение разнообразия методов влияния производителей на потребителей в силу постоянного совершенствования технологий, что влечет за собой усложнение процесса покупки.

- Тенденция усиления роли импульсивных покупок, а также увеличение влияния и давления производителей на потребителя непосредственно в момент совершения покупки.

- Смещение акцентов с покупки на конечное потребление в предметах интереса маркетинга.

Если на начальном этапе формирования потребительского рынка спрос, прежде всего, отражал стиль совершения покупок среднего класса, основными чертами которого были качество, сервис и невысокая цена, то сейчас идет тенденция возрастания уровня требований со стороны потребителей к продуктам. На фоне чего первостепенно важным становится изучение образа идеально продукта -так называемого брэнда [1, с. 23]. И только после изучения рынка, после выявления характеристик, создаются новые продукты.

На современном этапе развития рынка неуемная жажда потребителей к некоторым психосоматическим возбудителям, обладающим специфическими свойствами, возрастает. Раньше золото, алкоголь, приключения, наркотики и др. относили к такому специализированному типу, как артефактная приверженность. Предельно общий характер носит потребительская ненасытность. Потребности нельзя определить как базовые, потому что нельзя допустить возможность насыщения в чем бы то ни было за счет полного притупления потребительского интереса к другому [3, с. 217]. Если же происходит процесс насыщения общества в чем-то, то ему на смену незамедлительно приходит новое поколение, либо на первый план выходят другие потребности.

В силу постоянной трансформации потребительского поведения задачей первостепенной важности является изучение и анализ факторов, оказывающих влияние на поведение потребителей в современных условиях:

© Грибова Е.В., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013

51

- Традиционное действие потребителя.

- Инструментальное действие потребителя.

- Поведение потребителей при инфляции.

- Иррациональное потребительское поведение.

- Ценностно-ориентированное потребительское поведение.

В первом случае стратегия торговых комплексов направлена на выработку у покупателей привычки традиционного поведения. Одним из основных приемов выступает стимулирование покупок в одном и том же магазине за счет выдачи ваучера, купона на определенную сумму, дисконтной карты, начислении очков или бонусов и пр. Таким образом, покупатели получают возможность покупать товар в этом же месте со скидкой или получать его бесплатно в подарок. Незаметно для самого себя человек становится приверженцем этого магазина -его многократно повторяющиеся действия становятся традиционными, выполняемыми на автомате, без дополнительных размышлений.

Такое традиционное поведение позволяет покупателю экономить силы, нервы, время и не размышлять о месте совершения очередной покупки. Сам товар, как и место его приобретения, просто входят у него в привычку. В рамках данной модели потребительского поведения незначительные колебания цен могут игнорироваться со стороны потребителей, так как сила привычки становится многим сильнее экономического расчета. Традиционное потребительское действие может быть нарушено только значительным повышением уровня цен, когда человеку уже станет не хватать средств для дальнейшего поддержания привычной модели потребления.

Второй случай - инструментальное воздействие, направленное на удовлетворение базовых потребностей. Целый ряд потребностей рассматриваются покупателями как базовые, в связи с чем колебания цен на товары первой необходимости, не превышающие финансовые возможности людей, существенно не оказывают влияния на принятие решений об их покупке. То есть до тех пор, пока человек имеет финансовые возможности приобретать данные товары и услуги, он будет это делать, полностью игнорируя рост цен на них. К данной категории товаров в нашей стране можно отнести хлеб, лекарства.

Характерной чертой экономики всех стран мира, оказывающей мощное влияние на потребительское поведение, является инфляция. Повышение цен на товары и услуги у подавляющего большинства российского населения вызывает сильное беспокойство. Без учета этого фактора во время периода стремительного роста цен потребители не принимают ни одно экономическое решение. Поведение потребителей при инфляции является весьма непредсказуемым - население стремится как можно скорее избавиться от «тающих на глазах» денег.

Люди регулярно оказываются в ситуации острой нехватки наличности для удовлетворения своих насущных потребностей, а товары, до этого момента приобретаемые в результате достаточно длительных сбережений, теперь становятся недоступными вовсе. Все деньги уходят на текущее потребление.

Особый интерес представляет и случай иррационального потребительского поведения [4, с. 128-134]. Механизмы его завязаны на психологических особенностях человека (подражании, внушении, чужом мнении и пр.). Мощным манипулятором массового поведения выступают телевидение и реклама. Все названые факторы имеют только косвенную связь с трезвым расчетом. Человек совершает покупки импульсивно, не принимая во внимание способность к трезвому анализу ситуации. Самыми распространенными и опасными формами иррационального потребительского поведения являются табако- и наркозависимость.

И, наконец, необходимо отметить ценностноориентированное потребительское поведение, когда для определенного слоя потребителей цена уже выступает как фактор ценности и сама по себе обладает престижем. В таком случае люди готовы платить за то, чтобы цена являлась инструментом их демонстративного потребления и статусной принадлежности. В современных условиях фирменные этикетки на одежде переместились с подкладки на внешнюю сторону, где их могут видеть окружающие. Из года в год только набирает обороты реклама торговых марок, символизирующих высокие цены. Однако люди, совершающие покупки в дорогих магазинах, никогда себе не признаются в том, что переплачивают только за марку.

Еще одной характеристикой состояния современного потребительского рынка выступает изменение представления о стоимости вещи. Потребители экономически развитых стран все чаще отдают свои предпочтения имиджу продуктов. Таким образом, исчезает вера в единый эталонный вариант потребительского поведения. Сейчас для разных групп потребителей существуют свои эталонные группы товаров, в силу чего одна и та же вещь может быть встречена на рынке совершенно по-разному. Происходит расширение границ предмета анализа от простого акта покупки в сторону всего потребления в целом - это и покупка товара, и его использование, поддержание, ремонт, утилизация и пр. Такой подход признан более плодотворным, ведь решение о покупке человек принимает не в магазине, а заранее.

С учетом основных черт современного потребительского рынка России и формированием новых экономических отношений, возникла необходимость разработки принципиально новых механизмов его регулирования, способных эффективно функционировать и способствовать согласованно-

52

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013

му взаимодействию всех участников рынка, что, в свою очередь, требует формирования адекватной системы координации рынка потребителей.

Координация потребительского рынка - это совместное упорядочение деятельности и инструмент защиты всех его участников, а также согласование их интересов, это приведение в соответствие действий, происходящих на потребительском рынке, в целях максимизации удовлетворения потребностей каждого его участника и обеспечения эффективного развития торговли, сферы услуг, бытового обслуживания и общества в целом. На современном этапе координационную деятельность в сфере потребительского рынка должны осуществлять не только государственные органы, но и предпринимательские структуры, союзы, ассоциации, торгово-промышленные палаты, общественные организации.

В современных рыночных условиях мировой глобализации экономики и роста возможностей производственной интеграции предприятия-производители предлагают схожие по ряду показателей товары и услуги потенциальным покупателям. В сложившейся ситуации ценовая конкуренция ча-

сто становится малоэффективным инструментом, постепенно теряет силу и эмоциональный эффект от рекламной деятельности. В условиях наличия широко ассортимента похожих товаров, чьи потребительские свойства заранее не поддаются проверке (т.е. в условиях классической информационной ас-симетрии рынков по Д. Акерлофу), только соответствие самым высоким стандартам качества и ориентированность на перспективу могут стать существенным фактором потребительского выбора.

Библиографический список

1. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебник. Серия «Ното faber». - Экономистъ, 2006. -525 с.

2. Основы маркетинга: пер. с англ. - 2-е европ. изд. / Р.Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. - М.; СПб.; К.: Вильям, 2002. - 944 с.

3. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1996. - 433 с.

4. Федько Н.Г., Федько В.П. Поведение потребителей. - М.: Феникс, 2001. - 352 с.

УДК 658

Максимова Наталья Владимировна

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Нижний Новгород nvmaksimova@hse.ru

Марширова Лариса Евгеньевна

кандидат экономических наук Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Нижний Новгород marshiro va@gmail. com

АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассматриваются основные аспекты информационно-методического обеспечения проведения анализа деятельности автономных учреждений: определены цели и задачи анализа, информационная база, пользователи результатов анализа. На примере баланса автономного учреждения предложен алгоритм укрупнения статей для расчета показателей оценки структуры и динамики активов и пассивов.

Ключевые слова: автономные учреждения, отчетность, анализ деятельности, структура и динамика активов и пассивов.

Происходящее реформирование бюджетной сферы стало насущной необходимостью вследствие сложившихся в последнее время в России условий. С одной стороны, учреждения хотели большей свободы в распоряжении заработанными предпринимательской деятельностью средствами, с другой стороны, государство стремилось расходовать средства бюджета более экономно и эффективно. В результате были созданы учреждения, механизм деятельности которых основывался на партнерских отношениях с государством по выполнению государственного заказа, под который из бюджета выделяется финансовое обеспечение и на финансовой самостоятельности в отношении прочей деятельности. Изменение

правовой основы деятельности государственных и муниципальных учреждений связано с принятием в 2006 году Федерального закона «Об автономных учреждениях» [1] (далее - Закон).

Однако получить статус «автономное» бюджетные учреждения не спешили. В действующем законодательстве не все положения, касающиеся их деятельности, были однозначными. С принятием в 2010 году Федерального закона №9 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [2] ускоренный процесс перехода учреждений в автономные стал неизбежным.

© Максимова Н.В., Марширова Л.Е., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.