IffilSlS № 1,2004 шшштш ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ИГРОВОЙ КОРРЕКЦИИ
Л.М. Костина, доцент кафедры детской психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева
Возрастающий интерес исследователей последних лет к интегративному направлению коррекции связан с необходимостью повышения интенсивности, эффективности и краткосрочности психотерапевтического воздействия. В свете выделенного аспекта в статье представлена авторская концепция интегративной игровой терапии — метода коррекции, основанного на синтезе директивного и недирективного подходов при структурировании процесса воздействия. Рассматриваются основные компоненты, организация процесса, его структурирование и завершение интегративной игротерапии.
The recent interest of researchers to integrate correction is connected with the necessity of increase of intensity, efficiency and brevity of psychotherapy influence. The author’s concept of integrated play therapy is presented as a method of correction based on synthesis of directive and not directive approaches at structurization of process of influence. The method includes the basic components, organization of the process, its structurization and finalization.
В настоящее время заметно возрос интерес к интеграции различных психотерапевтических концепций как в теоретической, так и в прикладной области. Если раньше подчеркивались большая значимость и эффективность дифференцированного подхода в психотерапии1 и наблюдались лишь отдельные попытки решить проблему интеграции, то в последние десятилетия данное направление получило свое признание. В пользу разработки новых концепций интегративной психотерапии говорит и тот факт, что она признана одним из эффективных психотерапевтических методов. Так, В. Лау-тербах, приводя результаты анализа более чем трех тысяч исследований, относительно их научной обоснованности отмечает, что наиболее часто встречающиеся работы, выполненные на приемлемом научном уровне, связаны с эклектическими и комплексными направлениями2.
Возрастающий в последние годы интерес исследователей к интегративному направлению психотерапии связан с необходимостью повышения интенсивности, эффективности и краткосрочности психотерапевтического воздействия. Причем нельзя не отметить некоторую общую тенденцию к «незаконченности» фундаментального обоснования общих положений психотерапии. Так как традиционно она рассматривалась как отрасль медицины, многие клинические психотерапевты и сегодня считают, что это —
только врачебная (медицинская) область. Однако данная точка зрения не согласуется с более широким пониманием процесса. И. Вачков предлагает рассматривать психотерапию относительно двух моделей. В рамках медицинской модели психотерапия понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека. Под психотерапией в рамках психологической модели подразумевается оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни3. Причем последнее, расширенное, понимание закреплено в Декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге в 1990 г.
Анализ исследований4 приводит к пониманию под интеграцией концептуального синтеза существующих психотерапевтических теоретических систем. Вместе с тем набирающая в последнее время силу некая эклектическая направленность психотерапии требует учета так называемого практикалицизма. Уточняя понимание интегративности в психотерапевтической практике, отметим тенденцию к синтезу не столько теоретических (интегративный подход) или практических (эклектический подход), сколько теоретико-прикладных аспектов психоте-
© Л.М. Костина, 2004
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
рапии. Не разграничение указанных понятий вообще, а относительность их конкретного использования в отдельно взятой теории, концепции, методе, делает целесообразным введение синтеза указанных точек зрения в виде третьего — интегративно-эклектического подхода, соответствующего теоретико-прикладному аспекту психотерапии.
В свете выделенного аспекта далее в работе рассматривается авторская концепция интегративной игровой терапии как метода коррекционного воздействия. Ее составляющими являются основные компоненты (неспецифические, специфические), организация процесса (описание участников, игровой комнаты и оборудования, поведенческих ограничений как механизмов регулирования процессов взаимодействия), структурирование процесса (по времени, объектам взаимодействия, этапам протекания) и завершение интегративной игротерапии.
К неспецифическим компонентам интегративной игровой коррекции относятся ориентированность на проблему, ориентированность на ребенка (клиента), структурирование процесса.
1. Ориентированность на проблему сближает интегративную игровую коррекцию в общем смысле с проблемноориентированными подходами в психокоррекционной практике и с игротерапи-ей директивного типа. Присутствие проблемы ограничивает способности ребенка к внешнесредовой адаптации и снижает возможности его адекватного приспособления к реальным условиям жизни. Следовательно, в данном случае можно говорить о наличии многовременного фактора зарождения и прогрессирования проблемы, включающего как прошлые условия, способствовавшие возникновению проблемы, так и наличные факторы, поддерживающие и сохраняющие ее. Учет указанного поливременно-го характера проблематики в психокоррекционном процессе позволяет осуществить целенаправленный анализ элементов, способствующих возникновению проблемы или мешающих ее решению. С этой целью необходимо провести анализ наличных проявлений проблемы,
рассмотреть предшествующие ее возникновению условия и выявить значение или вторичные выгоды от присутствия проблемы.
2. Ориентированность на ребенка (пациента) сближает концепцию интегративной игровой терапии с общей лично-стно ориентированной и с отдельно взятым методом игровой терапии, центрированной на ребенке, или недирективного типа.
В интегративной игровой коррекции под ориентированностью на ребенка понимается особый вид взаимоотношений между ребенком и психологом, который позволяет трактовать их как активное сотрудничество. Вместе с тем ориентированность на клиента предполагает создание предпосылок для активного участия ребенка в игровой коррекции, выступая как ее инициатором, так и активным участником. Данный компонент определяет формы профессиональноличностной активности психолога, к которым можно отнести уровень эмпатии, интуиции, способность к пониманию и сопереживанию.
3. Структурированность процесса подразумевает связь интегративной игровой коррекции с общеструктурирующи-ми методами, в частности со структурированной игровой терапией в области планомерности и структурности процесса психотерапии.
Ограниченность психокоррекционного воздействия во времени требует четкого определения количества блоков и занятий в каждом из них. С использованием четкой структурированности процесса игровой коррекции нам удавалось комбинировать свободную игру ребенка и игру воссоздающего характера.
К специфическим компонентам интегративной игровой коррекции относятся ориентированность на комплекс «проблема — ребенок», ориентированность на комплекс «причина — следствие», эклектицизм используемых методов и приемов.
1. Комплекс «проблема — ребенок» предусматривает ориентацию на синтез основных положений процесса директивной и недирективной игровой терапии. Любая проблема является своего
№ 1, 2004
рода ступором на пути нормативного развития личности, достаточно сложно определить приоритетность ориентации на проблему или самого клиента. Ориентация на ребенка предполагает в ситуации «здесь и сейчас» спонтанное самовыражение, подкрепляемое профессиональным, хотя и пассивным, реагированием психолога. Направленность в психокоррекционном процессе на проблему ставит психолога перед необходимостью более активного участия в игровой коррекции, что, в свою очередь, порождает непассивность клиента, т.е. активность ребенка зависит от меры активности психолога.
2. Ориентированность на комплекс «причина — следствие» предполагает синтез симптоматической и каузальной коррекции. При этом под симптоматическим принято понимать воздействие, направленное на конкретные проявления нарушения у ребенка с целью снятия его острых симптомов. В то же время каузальная коррекция имеет направленность на причину, источник нарушения у ребенка (А.А. Осипова, Д.Б. Эльконин).
В интегративной игровой коррекции присутствует общая симптоматико-кау-зальная ориентация. Каузальность в данном случае определяется не столько необходимостью выявления и анализа причин нарушений у ребенка, сколько предоставлением ему возможности отыгрывания переживаний и эмоций по поводу причинности наличного состояния. В процессе интегративной коррекции подобное возможно в ходе взаимодействия психолога с ребенком в рамках элементной игротерапии директивного направления с включением конкретных жизненных моментов, известных психологу от людей ближайшего окружения ребенка, в игровые ситуации.
3. Под эклектицизмом игротерапевтических методов и приемов понимается подход, предполагающий их множественное использование. Специфический признак эклектичности интегративной игротерапии заключается в использовании методов и приемов различных подходов, но прежде всего структурированного, директивного и недирективного направления.
В данном случае в своей работе психолог не руководствуется теоретическими основами того или иного направления игровой коррекции, а решает конкретную индивидуально-практическую задачу, применяя различные игротерапевтические методы поочередно, параллельно или одновременно. Однако это означает не беспорядочное использование всего многообразия приемов, но дифференциацию различных комбинаций для решения более частных задач. Отправной точкой для выбора методов и общей стратегии игровой коррекции становится определение проблемы и ее соответствия частному запросу заказчика (самого ребенка, родителей или воспитателей).
Организация процесса интегративной игровой коррекции предусматривает более детальное рассмотрение главных действующих лиц взаимодействия. В нашем случае это психолог и клиент (ребенок или дети — в зависимости от формы организации). Безусловная значимость психологического контакта между психологом и клиентом подчеркивается многими основными психокоррекционными направлениями. В ходе установления и поддержания психологического контакта немаловажное значение имеет мера готовности психолога к практике игровой коррекции. В интегративной игровой коррекции можно определить внешнюю и внутреннюю готовность психолога к процессу ее реализации.
В рамках внешней готовности психолога рассматриваются такие компоненты, как достаточный уровень интеллектуального развития, необходимый запас теоретических знаний, умение применять знания на практике, высокая поисковая активность. Перечисленные компоненты внешней готовности психолога являются необходимыми и взаимосвязанными, однако при всей широте охвата различных аспектов его профессиональной деятельности они не могут считаться достаточными для эффективной реализации игровой коррекции.
Внутренняя готовность психолога к процессу интегративной игровой коррекции включает следующие составляющие:
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1) наличие высокого уровня эмпатии, открытости, терпимости, уверенности в собственных силах, умения вербализиро-вать собственные чувства и эмоциональные состояния и т.д.;
2) социальная готовность, предполагающая владение психологом техниками эффективного общения, установления контакта, высокий уровень социализации, стрессоустойчивость, достаточный непосредственный или опосредованный жизненный опыт и т.д.;
3) позиционная мобильность, связанная с четким разделением ролевых функций «психолог — клиент», «психолог (человек на работе) — психолог (человек вне работы)», включающая умение легко переходить с директивной на недирективную позицию, стиль общения, предполагающая наличие способности регрессировать до уровня клиента и возвращаться на собственный уровень развития и т.д.
Таким образом, все указанные составляющие профессионально-личностной готовности психолога к процессу игровой коррекции интегративного типа образуют некую систему, которая регламентирует действия психолога и определяет схему межличностных контактов в игровой комнате. Перечисленные компоненты внешней и внутренней готовности представлены не столько для определения профпригодности, сколько с целью формирования идеальной модели, достижение которой должно стать эталонным показателем для любого начинающего психолога.
Вторым действующим лицом процесса интегративной игровой коррекции является клиент (ребенок). Не заостряя внимание на уникальности детского возраста, не раз описанного исследователями, отметим лишь способность ребенка к самотерапии, результативность и направленность которой повышаются при умелом, профессиональном руководстве со стороны психолога.
Для повышения эффективности работы психолога в рамках игровой коррекции интегративного типа необходимо специально оборудованное помещение — игровая комната. Важной частью игровой коррекции являются игрушки и
игровой материал. Их можно сгруппировать в следующие виды: игрушки, моделирующие отношения дома; игрушки, моделирующие отношения вне дома; игрушки для выражения и ослабления эмоций и психических состояний; игрушки и материал для творческой экспрессии; полифункциональный игровой материал. Вместе с тем Г.Л. Лэндрет отмечает, что хотя полностью оборудованная игровая комната желательна, она не является самым существенным обстоятельством, которое делало бы возможным самовыражение ребенка5. В рамках игровой коррекции интегративного типа необходимым является комбинация различных факторов, включающих в себя наряду с организованным игровым пространством контакт между психологом и ребенком и поведенческие ограничения.
Под поведенческими ограничениями понимаются те правила и нормы поведения, выполнение которых обязательно для ребенка / детей, находящихся в игровой комнате. Сам процесс интегративной игровой коррекции предусматривает использование четких ограничений как фактор интеграции свободного и нормативного поведения. Интегративность ограничительного процесса может рассматриваться в качестве формы нахождения компромисса между желаниями и необходимостью волевого поведения у самого ребенка и включает два вида ограничений. Первый устанавливается в ходе свободной игры ребенка, второй связан с правилами отдельно взятой игры, так как в интегративной игровой коррекции помимо свободной игры используются директивные игры. Основная цель ограничений заключается в передаче ответственности за собственное поведение самому ребенку.
Особенностью интегративной игровой коррекции является структурирование процесса, которое имеет несколько форм. Они разделяются по времени, по объектам взаимодействия, по этапам протекания коррекционного процесса.
1. Структурирование по времени предполагает ограниченность коррекционного воздействия во времени, которая связана с четким определением количества блоков и занятий в каждом из них.
№ 1, 2004
2. Структурирование по объектам взаимодействия связано с равноправным и комбинированным использованием свободной игры ребенка и игры воссоздающего характера в ходе интегративной игровой коррекции.
3. Структурирование по этапам протекания процесса предусматривает его цикличность. 1-й цикл включает занятия, на которых присутствует синтез игровой коррекции разных типов при большем использовании методов директивного подхода. Каждое занятие данного цикла состоит из трех фаз: свободная игра ребенка без вмешательства психолога; конкретные игры или отыгрывание игровых ситуаций, предлагаемых психологом; свободная игра ребенка (при его желании). Во 2-й цикл входят занятия, на которых также присутствует синтез игровой коррекции разных типов, но при большем использовании методов недирективного подхода. На занятиях данного цикла основная роль принадлежит ребенку, однако при активном участии взрослого. Здесь психолог «подключается» к игре, предлагая либо новый сюжет, либо развертывание (разыгрывание) уже завязавшегося сюжета. В связи с тем что структура занятий 2-го цикла в отличие от 1-го не имеет столь выраженной этапности, активная роль психолога здесь определяется его непосредственной реакцией на свободную игру ребенка и целесообразным вмешательством в нее.
Основными показателями, характеризующими приближение завершения игровой коррекции, являются число занятий, оставшееся от общего количества, и сте-
пень достижения поставленной цели в рамках интегративной игровой коррекции. Причем именно оценка степени достижения цели часто вызывает у психолога затруднения. Для выявления эффективности метода можно опираться на результаты диагностических процедур; показатели внешних поведенческих изменений у ребенка, фиксируемых психологом; данные наблюдения за ребенком родителями и / или воспитателями; на результаты анализа психологом процесса интегративной игровой коррекции. При условии верного определения проблемы, оценки ее сложности и подбора или составления психологом адекватной программы коррекции ее завершение совпадает по времени с достижением поставленной цели.
При профессиональном и адекватном использовании представленной концепции интегративной игротерапии она может быть одним из эффективных методов коррекционной работы с детьми.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См., например: Бамдас Б. С. Клинические основы дифференциальной психотерапии // Вопр. психотерапии: (Автореф. докл. на Всесоюз. совещ. по психотерапии, 27—30 июня 1966 г.) / Под ред.
B.М. Банщикова, М.С. Лебидинского. М., 1966.
C. 5—8.
2 См.: Лаутербах В. Эффективность психотерапии: критерии и результаты оценки // Психотерапия: от теории к практике: (Материалы I съезда Рос. психотерапевт. ассоц.) / Под ред. Б.Д. Карва-сарского. СПб., 1995. С. 28—41.
3 См.: Вачков И. Идея изменения // Шк. психолог. 2001. № 7. С. 3—5.
4 См., например: Александров А.А. Современная психотерапия: Курс лекций. СПб., 1997.
5 См.: Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
Поступила 12.02.04.