Научная статья на тему 'Основные черты и проблемы малого предпринимательства Алтайского края'

Основные черты и проблемы малого предпринимательства Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ануфриева Ирина Юрьевна, Гражданкина Ольга Анатольевна

Отражены значение и актуальные проблемы малого предпринимательства в Алтайском крае. Авторами проведена оценка уровня и динамики развития малого бизнеса на Алтае за период социально-экономических преобразований в сравнении с другими субъектами Западно-Сибирского региона. По результатам проведенного исследования определены основные проблемы как непосредственной предпринимательской деятельности, так и организации и стимулирования труда наемных работников. Выявлены приоритеты государственной поддержки малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic features and problems of small business in the Altai Region

The article touches upon the importance and vital problems of small business in the Altai Region. The authors have carried out the comparative estimation of the level and dynamics of small business development in the Altai Region for the period of social and economic changes. Our region has been compared to other regions of Western Siberia. According to the results of the research, the authors have defined the basic problems of direct entrepreneurship, as well as the vital issues of organizing and stimulating the labor of employees. The priority spheres of governmental support of small business are also defined in the article.

Текст научной работы на тему «Основные черты и проблемы малого предпринимательства Алтайского края»

И.Ю. Ануфриева, O.A. Гражданкина Основные черты и проблемы малого предпринимательства Алтайского края

Субъекты малого предпринимательства играют весомую роль в процессе адаптации экономики края к условиям рыночной среды через создание дополнительных рабочих мест, повышение жизненного уровня населения, насыщение рынка товарами, а также пополнение бюджетов всех уровней.

С середины 1990-х гг. на Алтае наблюдается неуклонный рост количества малых предприятий. На 1 января 2003 г. в Алтайском крае было зарегистрировано 12 792 малых предприятия. Если проводить сравнение с другими территориями Западно-Сибирского региона, то по количеству малых предприятий край уступает Новосибирской области, где действует 20,4 тысячи малых предприятий, Тюменской (16,8 тысяч) и Омской областей, насчитывающей почти 13 тысяч таких предприятий. Однако Алтайский край опережает по количеству малых предприятий Кемеровскую, Томскую области и Республику Алтай. В настоящее время краю принадлежит 19-е место по количеству малых предприятий среди других субъектов Федерации.

Развитие рыночной экономики сопровождается заметным изменением структуры занятого населения. Если раньше в его структуре преобладали рабочие и служащие, то сейчас резко возросла доля лиц, занятых предпринимательством. Малый бизнес в основном сосредоточен в крупных городах края. Более половины малых предприятий края зарегистрировано в Барнауле, где на тысячу жителей приходится около 16 юридических лиц, относящихся к категории малого бизнеса, в Бийске - около 21, в Змеиногорске - 18 и т.д. В сельской местности сосредоточена треть всех субъектов малого предпринимательства, имеющих статус юридического лица. В Барнауле работает около половины всех занятых на малых предприятиях края, на город приходится более половины выпускаемой ими продукции, а объем розничного товарооборота и платных услуг населению составляет более двух третьих от краевых показателей.

За последние годы в крае наблюдается рост поступления налогов и других платежей в сфере малого предпринимательства, который со-

ставляет около одной пятой от общей суммы поступлений в бюджеты всех уровней. В традиционно промышленных городах - Барнауле и Рубцовске - малые предприятия обеспечивают казну на 30 и 40% соответственно. Данный показатель превышает средний по стране, который составляет 11%. Алтайский край, таким образом, приближается к регионам, где позиции малого бизнеса традиционно сильны [1].

Среднесписочная численность работников малых предприятий Алтайского края в общей численности по Российской Федерации на протяжении последних четырех лет составляет 1,5%. Значительно весомее выглядят уровень и динамика анализируемого показателя в регионе: с 13,5% в 1995 г. до 16,8% в 1998 г. от среднесписочной численности работников малых предприятий Западно-Сибирского региона (табл.).

Вместе с тем имеет место значительный рост численности лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. За последние 10 лет количество таких граждан увеличилось почти в 13 раз. Основной причиной достаточно динамичных изменений организационно-правовой формы предпринимательской деятельности является стремление к облегчению налогового бремени и «сохранению своего дела». Необходимо отметить, что суммарная численность занятых на малых предприятиях, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также фермерских хозяйств остается практически стабильной с середины 90-х гг.

Неблагоприятные тенденции, наблюдающиеся в развитии малого бизнеса, отражают его реакцию на негативные процессы, происходящие во всей экономике: финансовый кризис августа 1998 г., спад производства, периоды неплатежей, налоговый прессинг, криминализация многих сфер жизни и т.д.

Становление сферы малого предпринимательства и его бурный рост в начальные годы реформ во многом были обусловлены различающимися «правилами игры» для крупных и средних государственных предприятий, а так-

Динамика численности работников малых предприятий края за 1992-2002 гг.

Год Среднесписочная численность работников малых предприятий Средняя численность внешних совместителей

всего, человек темпы роста, в % к 1992 г. в расчете на одно предприятие, человек всего, человек в % к среднесписочной численности работников

1992 64590 100,0 17,9 11248 17,41

1993 50104 77,57 10,1 12901 25,75

1994 130900 202,66 9,7 9951 7,60

1995 129976 201,23 12,3 15067 11,59

1996 114572 177,38 11,3 13041 11,38

1997 103769 160,66 О О 11808 11,38

1998 83130 128,70 7,6 7712 9,28

1999 89057 137,88 8,4 5578 6,26

2000 85464 132,32 7,1 6594 7,72

2001 84522 130,86 6328 7,49

2002* 87255 135,09 6,8 5366 6,15

* - статистические данные за январь-декабрь 2002 г.

же для малых. Для последних они были более либеральными. Вокруг крупных государственных предприятий было образовано множество предприятий различных форм собственности: кооперативов, малых государственных и арендных предприятий, где из-за либерального ценообразования, менее жесткого контроля со стороны государства и перекачки средств и ресурсов государственных предприятий была возможность получать более высокие доходы. Сравнительно быстрое развитие малого бизнеса объясняется и его большими адаптационными возможностями по сравнению с крупными предприятиями (например, к таким внешним условиям хозяйствования, как изменение покупательского спроса, ресурсного обеспечения и др.).

На развитие малого предпринимательства оказывают влияние также и субъективные факторы: недобросовестность большого числа хозяйственников, зачастую желающих решить собственные проблемы за чужой счет, включая использование чужих средств и ресурсов. Устанавливаются неравномерные отношения производственных гигантов с их более мелкими партнерами: используя дефицит заказов и монопольное установление цен на ресурсы, первые принуждают последних браться за работу на невыгодных условиях.

В 2000 и 2003 гг. авторами были проведены исследования характерных особенностей и основных проблем малого предпринимательства Алтайского края. При этом соблюдались методические требования, обеспечившие репрезентативность выборки.

Оценивая позицию малого предпринимательства в сложившейся системе хозяйство-

вания, удалось выяснить, что около 82% опрошенных предпринимателей реализуют свою продукцию на рынках Алтайского края. Прослеживается ориентации малого бизнеса преимущественно на местный и региональный рынки.

Более половины респондентов оценивают экономическую ситуацию в крае как неблагоприятную для ведения бизнеса. Наиболее часто такая оценка встречается в ответах руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий, именно они сталкиваются с наибольшими затруднениями при ведении бизнеса (89,47 и 86,67% соответственно). Руководители строительных, торговых и предприятий общественного питания оценивают экономическую ситуацию как неблагоприятную гораздо реже: только каждый второй опрошенный. Хорошими эти условия не посчитал ни один из опрошенных, оценку «удовлетворительные» дали 39% респондентов и «плохие» - 61%.

Исследование позволило проанализировать причины, побуждающие предпринимателей оценивать экономическую ситуацию таким образом. В 2000 г. в наибольшей степени предпринимателей беспокоили: высокий уровень налогообложения и сложность расчетов; несовершенство законодательной базы; административные барьеры и коррупция. В 2003 г. ситуация кардинально изменилась. На первом месте отмечена низкая покупательная способность населения края, которая сдерживает развитие не только малого предпринимательства, но и всей экономики Алтая. Органы местного самоуправления, по мнению предпри-

нимателей, практически устранились от регулирования процесса недобросовестной конкуренции, что не позволяет малому предпринимательству выстоять в конкурентной борьбе на местном и/или региональном рынках. По-прежнему, хотя и в меньшей степени, предпринимателей беспокоят административные барьеры и коррупция чиновников. Обострилась проблема информационного обеспечения.

Как показали результаты последнего исследования, тенденции развития малого бизнеса Алтайского края мало отличаются от общероссийских. В то же время для него присущи специфические черты:

- испытывается острая потребность в получении достоверной и своевременной информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений;

- в настоящее время наиболее актуальным направлением развития малого предпринимательства в крае является развитием фермерских хозяйств, а также переработки сельскохозяйственной продукции;

- наблюдается движение капитала из города в деревню, строятся десятки новых мельниц, элеваторов, маслосырзаводов;

- наиболее надежным и стабильным источником пополнения оборотных средств являются личные сбережения, а не коммерческие кредиты;

- алтайские предприниматели более критично, чем предниниматели России, оценивают экономическую ситуацию в крае и в регионе, считая ее неблагоприятной;

- субъекты малого предпринимательства действуют в крайне неблагоприятных условиях внешней среды, а именно при негативном к ним отношении как контролирующих органов, так и населения края;

- руководители малых предприятий считают недостаточной работу государственных органов по поддержке и развитию малого бизнеса на территории края, считая ее малоэффективной;

- приобретает актуальность решение предпринимателями проблем сугубо делового характера: получение прибыли, управление и поддержание роста бизнеса, регулирование притока денег, новые технологии, организация труда и производства.

Анализ полученных данных показал, что в условиях сложной ситуации с занятостью населения края в традиционных отраслях приложения труда, возникшей в ходе структурной перестройки экономики, малое предпринимательство, принимая в свои ряды выс-

вобождающихся работников, выполняет функцию сглаживания острых социальных конфликтов. Поэтому благодаря предпринимательству остается достаточно низким уровень безработицы в крае. Характерной чертой занятости в малом предпринимательстве является значительная численность совместителей и работающих по договору подряда.

Доля работников малых предприятий в общей численности занятых края (без совместителей и работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера) постоянно возрастает. Каждый шестой представитель экономически активного населения трудится в сфере малого предпринимательства края.

Факторы внешней среды и проблемы малого предпринимательства порождают проблемы во взаимоотношениях с наемными работниками.

Работодатели в сфере малого предпринимательства все чаще отдают предпочтения договорам гражданско-правового характера по сравнению с привлечением работников на условиях совместительства, что объясняется в значительной степени более выгодными условиями налогообложения такого рода отношений при грамотном составлении документа.

Поиск путей снижения налогового бремени заставляет предпринимателей идти на занижение реальных доходов наемных работников, упрощение содержания трудовых контрактов, что при неэффективной государственной защите прав приводит к обострению взаимоотношений с работодателями, низкому материальному и пенсионному обеспечению. По мнению специалистов, предприниматели не всегда отражают в отчетности проводимые ими финансовые операции (теневой оборот от сделок составляет свыше 40% ВВП, а выплаты работникам - до 40% их материального вознаграждения) [2, 3].

Большой интерес вызвали результаты исследования отношения самих наемных работников в сфере малого предпринимательства к организации труда и системе его материального стимулирования. Большинство работников недовольны уровнем своих доходов и ограничением возможности внешнего совместительства. Основная причина недовольства кроется, на их взгляд, в желании работодателей сэкономить на содержании своих работников и упрощении стимулирующих систем, что не позволяет при распределении материального вознаграждения в должной мере учесть профессионализм и личный вклад каждого работника. Отсутствие доступа к информации о материальном стимулировании в совокупности с широким распрост-

ранением штрафных систем занижает стимулирующее воздействие оплаты труда и не служит защите интересов наемных работников на практике. Совершенствование организации труда и системы материального стимулирования работники связывают не только с финансовыми возможностями, но и с единоличным решением работодателя. В связи с этим респонденты увязывают улучшение своего материального положения и условий труда с действенным государственным регулированием социальнотрудовых процессов в частном секторе экономики в общем и в сфере малого предпринимательства в частности.

Малое предпринимательство уверенно занимает ведущие позиции в формировании региональных потребительских рынков. Подтверждением этому является показатель розничного товарооборота Алтая, 7% которого в 1990 г. принадлежали малому предпринимательству. Через десять лет эта величина возросла более чем в 10 раз. Практически вся сфера услуг, оптовая и розничная торговля - это малый бизнес. Однако до сих пор идея развития малого предпринимательства как внутреннего ресурса для повышения социально-экономического развития региона осознана и реализуется не в полной мере.

Литература

1. Лазарев А.С., Щемелева Ю.С. Проблемы нало- 2. Еловиков Л.А. Социальная политика: Учебное

гообложения субъектов малого предпринимательства пособие. Омск, 2002.

// Финансы. 1999. № 9. 3. Ракоти В.Д. Заработная плата и предпринима-

тельский доход. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.