2. Бланк И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия. -К.: Эльга, Ника-Центро, 2004.
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА © Павленко И.В.*
Национальный исследовательский университет Белгородский государственный университет, г. Белгород
В финансовом менеджменте под внутренними и внешними источниками финансирования понимают соответственно собственные и привлеченные (заемные) средства. Известны различные классификации источников средств. Одна из возможных и наиболее общих группировок представлена на рис. 1.
| Источники средств предприятия |
| Источники средств краткосрочного назначения | Авансированный капитал (долгосрочный)
Заемный капитал | | Собственный капитал
Рис. 1. Структура источников средств предприятия
Основным элементом приведенной схемы является собственный капитал. Источниками собственных средств являются (рис. 2):
Рис. 2. Структура собственного капитала
* Магистрант кафедры «Финансы и кредит».
- уставной капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);
- резервы, накопленные предприятием;
- прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).
К основным источникам привлеченных средств относятся:
- ссуды банков;
- заемные средства;
- средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;
- кредиторская задолженность [3, с. 355-356].
Структура собственного капитала характеризует удельный вес каждой статьи в его общем объеме. На структуру собственного капитала влияют как внутренние, так и внешние факторы. Внутренние факторы (состояние менеджмента, маркетинга, финансовая устойчивость) находятся под контролем руководства корпорации. Внешние факторы целесообразно учитывать при формировании целевой структуры собственного капитала. К ним, в частности, относят состояние финансового рынка, налоговую и денежно-кредитную политику государства. Структуру собственного капитала изучают за ряд отчетных периодов (кварталов, лет) и по результатам изучения составляют прогноз на будущее [2, с. 172-173].
Формирование собственного капитала представляет собой часть общей финансовой стратегии корпорации, которая заключается в обеспечении ее производственно-коммерческой деятельности денежными ресурсами. Главные цели формирования собственного капитала:
1. создание за счет собственного капитала необходимого объема внеоборотных активов (собственного основного капитала);
2. образование за счет собственного капитала определенной доли оборотных активов (собственного оборотного капитала).
Управление собственным капиталом связано не только с рациональным использованием накопленной его части, но и с образованием собственных источников финансовых ресурсов, обеспечивающих будущее развитие корпорации. В процессе управления собственным капиталом источники его формирования подразделяют на внутренние и внешние. В состав внутренних источников включают:
- нераспределенный доход;
- средства, присоединяемые к собственному капиталу в результате переоценки (дооценки) основных средств;
- прочие внутренние источники (резервные фонды).
Амортизационные отчисления также являются внутренним источником формирования собственных денежных ресурсов, но величину собственного капитала они не увеличивают, а только служат способом его реинвестирования.
В состав внешних источников средств включают:
- мобилизацию дополнительного паевого капитала (путем взносов средств учредителей в уставный или складочный капитал);
- привлечение дополнительного акционерного капитала (посредством повторной эмиссии и реализации АК);
- безвозмездную финансовую помощь от юридических лиц и государства (например, государственным унитарным предприятиям, финансово-промышленным группам и т.д.);
- конверсию заемных средств в собственные (например, обмен корпоративных облигаций на привилегированные акции);
- средства целевого финансирования, поступившие на инвестиционные цели;
- прочие внешние источники (эмиссионный доход, образуемый при продаже акций выше их номинальной стоимости).
Политика формирования собственных финансовых ресурсов (СФР) направлена на обеспечение самофинансирования корпорации. Данная политика включает в себя следующие основные этапы:
1. Анализ образования и использования СФР в базисном периоде.
2. Определение общей потребности в СФР на предстоящий (прогнозный) период (квартал, год).
3. Оценку стоимости привлечения собственного капитала из различных источников.
4. Обеспечение максимального объема привлечения СФР за счет внутренних и внешних источников.
5. Оптимизацию соотношения внутренних и внешних источников образования СФР.
Успешное формирование СФР обеспечивает:
1. максимизацию массы прибыли с учетом допустимого уровня финансового риска;
2. рациональную структуру использования чистой прибыли на выплату дивидендов и развитие производства;
3. разработку в компании эффективной амортизационной политики;
4. формирование рациональной эмиссионной политики: (дополнительной эмиссии корпоративных ценных бумаг) или привлечение дополнительного паевого капитала [1, с. 196-197].
Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине - в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами [3, с. 356].
Список литературы:
1. Деева А.И. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие. -М.: МИКХиС, 2007. - 342 с.
2. Кадерова Н.Н. Корпоративные финансы: учебное пособие. - Алматы: Экономика, 2008. - 376 с.
3. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.
К ВОПРОСУ О ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПОСТАВЩИКОВ ОСНОВНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ © Плещенко В.И.*
ФГУП «Гознак», г. Москва
В условиях рыночной неопределенности и специфичности ресурсов возрастает стремление промышленных предприятий заменить рыночное регулирование и ценообразование административным. Однако отдавая данному сценарию приоритет, исключая работу на открытом рынке, предприятие рискует уменьшить гибкость и увеличить внутрифирменные издержки. Показаны варианты реализация стратегии вертикальной интеграции поставщиков на примере металлургической отрасли России.
Решение вопроса о вертикальной интеграции поставщика необходимого производственного ресурса или осуществлении его закупки на открытом рынке - это современное решение давно известной дилеммы «делать или покупать», принимаемое с целью снижения рыночной неопределенности и логистических рисков, а также роста капитализации компании. Выбор между производством собственными силами и получением необходимых ресурсов со стороны является стратегическим решением для предприятия, принимаемым с учетом цели предпринимательской деятельности [1, с. 14].
Данная проблематика изучается институциональной экономической теорией, начиная с 30-х годов ХХ века, когда выдающийся американский экономист Рональд Коуз в своей работе «Природа фирмы» определил пределы роста фирмы и сформулировал концепцию убывающей предельной полезности менеджмента по мере увеличения размеров предприятия. В данном труде, в частности, отмечено, что «фирма будет расширяться до тех пор, пока издержки организации дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с издержками осуществления той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на ее организацию через другую фирму» [2, с. 46].
Применительно к удовлетворению потребности промышленного предприятия в определенном ресурсе, необходимом для производства, решение
* Кандидат экономических наук.