Научная статья на тему 'Основные аспекты феномена относительного бессмертия человека: сущность и формы проявления'

Основные аспекты феномена относительного бессмертия человека: сущность и формы проявления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
704
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ БЕССМЕРТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ / НЕФИЗИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ / ФЕНОМЕН / ИНОБЫТИЕ / СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Красильников В. А.

В статье проведен анализ основных теоретических положений феномена относительного бессмертия человека. Проанализированы имеющиеся подходы к изучению вопроса о существовании или несуществовании человека после физической смерти. Выведены обоснование и определение феномена, его культурологическое значение, определена роль сознания в восприятии предмета изучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты феномена относительного бессмертия человека: сущность и формы проявления»

УДК 129

В.А.Красильников

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА ОТНОСИТЕЛЬНОГО БЕССМЕРТИЯ ЧЕЛОВЕКА: СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

В статье проведен анализ основных теоретических положений феномена относительного бессмертия человека. Проанализированы имеющиеся подходы к изучению вопроса о существовании или несуществовании человека после физической смерти. Выведены обоснование и определение феномена, его культурологическое значение, определена роль сознания в восприятии предмета изучения.

Ключевые слова: относительное бессмертие, физическая смерть, нефизическое существование, феномен, инобытие, сознание.

Vladimir A. Krasilnikov highlights of the relative immortality phenomenon, its essence and manifestation

FORMS

Theoretical fundamentals of man's relative immortality phenomenon are analyzed. The existing approaches to the study of the problem of man's existence or non-existence after his physical death are investigated. The rationale and definition of the phenomenon, including its culturalogical signification, is concluded. The role of consciousness in the perception of the research object is defined.

Keywords: relative immortality, physical death, non-physical existence, phenomenon, otherness, consciousness.

С самого начала формирования философских представлений о человеке и его месте в окружающем мире, возник вопрос о конечности/бесконечности его физического и нефизического существования. Мыслители и ученые выдвигали разные, порой противоположные точки зрения. Основным моментом, вокруг которого выстраивались разногласия в позициях исследователей, являлся вопрос о существовании человека в какой-либо нематериальной субстанции после его физической кончины.

Известно, что все философы, каким-либо образом интересовавшиеся данной проблемой, исходили из двух противоположных основополагающих постулатов: первый - после смерти жизнь человека во всех ее проявлениях прекращается, никакой жизни или форм жизненных проявлений за этим пределом не существует и второй - после прекращения земной жизни нефизическая составляющая человека переходит в иное, не материальное измерение. Двойственность ситауции изначально возникла на базе материалистического и идеалистического основополагающих принципов философии. За исключением деталей все точки зрения по вопросу в целом сводились к тому или иному принципу. Подобное положение в рассмотрении предмета продолжает сохраняться до настоящего времени. Несмотря на менявшиеся в истории науки парадигмальные установки, интерес к данной проблематике не иссякает до настоящего времени, чем обуславливается ее актуальность и необходимость дальнейшего изучения.

В период античности философами впервые была предпринята попытка выразить на рациональной основе отношение человека к событию смерти, ее объективную неизбежность и объяснить, существует ли что-либо за ее пределами. Попытка нашла воплощение в двух основных концепциях: теории Сократа и Платона и теории атомистов-стоиков. Первая теория утверждала нетленность души человека и ее существование после смерти, в отличие от тела. Наиболее ярким представителем второго направления являлся Эпикур, утверждавший, что после смерти душа человека, как и тело, распадается на атомы и человек прекращает свое существование в какой-либо форме.

В известных положениях европейской средневековой науки, проникнутой догмами христианства, отношение к тому, что происходит после земной жизни было более однозначным. Вера в загробную жизнь как справедливое воздаяние за земные дела представлялась человеку в виде знания о смерти, которая воспринималась как переход к вечной жизни. В отличие от античных, средневековые философы Европы мало расходились в сути вопроса. Появившаяся позднее философия Нового времени и Просвещения выносит тематику посмертного существования за пределы теологии. Она начинает истолковываться в рамках гносеологии и социальнополитических концепций. В этот период вновь открывается двойственность толкования и основных позиций. Если у Р.Декарта, Д.Локка и Т.Гоббса имеют место рассуждения о бессмертии

души, то в атеистических системах Ж.Ламетри и Д.Дидро излагаются противоположные взгляды [см.2].

В 19 в. идеи посмертного существования получили углубленное развитие в философии, в частности, в трудах И.Канта, где бессмертная душа выступает в качестве практического разума. У Г. Гегеля разум также выступает как средство осмысления понятий, связанных со смертью. Следует отметить, что во всех позициях и точках зрения в определении ответа на изучаемый вопрос, особенно в период классической науки, ключевую роль играет сознание или разум. Отличие заключается в том, что у идеалистов данные понятия растворены в бессмертной душе, а у их оппонентов - являются средством постижения существования человека в этом мире.

В неклассической философии, в отличие от предшествующих этапов, происходит качественный сдвиг в понимании и осмыслении посмертного существования. Впервые они не связываются в чистом виде с религией, идеалистическими или механистически-рационалистическими концепциями, но в то же время стараются подчеркнуть определенное относительное бессмертие не только отдельного человека, но и человечества в целом. Начинают предприниматься попытки научно обосновать идеи, отождествляющие относительное бессмертие. Характерным является выражение данного понятия в сущности родового бессмертия («религия Человека» О.Конта, Л.Фейербаха, марксизм), вечного разумного прогресса, идее «вечного возвращения» (АШопенгауэр, Н.Гартман, Ф.Ницше) [см.5].

В 20 в. исследователи пошли еще дальше, акцентируя внимание в основном не на вопросе существования или не существования посмертного бытия, а на восприятии/отношении человека к феномену смерти, в котором формируется его собственное понимание о наличии или отсутствии особых (иных) форм бытия. Подобные идеи получили развитие в трудах М.Хайдеггера, А.Камю, Ж.П.Сартра, Г.Маркузе, ФАриеса, Ж.Бодрийара, М.Шелера и др. Например, последний ставит во главу угла не само событие смерти, а переживание его на протяжении всей человеческой жизни через сознание [6].

Таким образом, рассматривая историю вопроса на различных этапах развития философии можно предположить, что истолкование тезисов о посмертном существовании или несуществовании человека строится на основе имеющихся форм отношения к самому событию смерти. Если оно, к примеру, представляет собой атеистические мировоззренческие установки, то соответствующим будет и ответ на вопрос, есть ли жизнь после смерти.

Говоря о рациональном подходе к изучению феномена относительного бессмертия, необходимо иметь в виду, что речь идет не о каком-либо сверхъестественном или потустороннем, паранормальном явлении, существование которого эмпирически не доказано, а о вполне реальных, осязаемых воплощениях. Факт прекращения физического существования человека после смерти очевиден и сомнению не подлежит. Все споры выстраиваются вокруг наличия или отсутствия дальнейшего нематериального бытия или инобытия. Однако очевидным является и тот факт, что человек после смерти продолжает существовать в этом мире в нематериальных формах, а именно - в предметах, образах, делах, потомках, оставленных после себя и главное - в памяти других людей, которая хоть и имеет физиологическое описание, но в тоже время обладает нематериальными свойствами.

Исходя из этого можно предположить, что смерть человека носит относительный характер, т.к. все, что с ним связано, не исчезает в абсолютном порядке, раз и навсегда после его физической кончины. Сущность смерти человека в том, что человеческая жизнь выходит за физиологические пределы, выходит своей человечески-культурной стороной жизни в свое инобытие, в относительное бессмертие [3].

Таким образом, относительное бессмертие - объективно существующее явление, выражающееся в различных формах продолжения нефизического существования человека после его физической смерти.

Основной формой относительного бессмертия человека является выращенное потомство. Другие формы при наличии этой во многом находят в ней воплощение. Ушедший человек часто остается в памяти и воспринимается другими людьми именно через его потомство.

Следующей переходящей и воспринимаемой формой являются продукты деятельности человека, растворенные и оставшиеся жить в других людях, застывшие в вещах, которыми пользуются живущие, в оставшихся действующих делах. Эти продукты длятся, продолжают иметь значение нефизического существования умершего человека. Вопрос восприятия и отношения к этому других людей имеет иную трактовку, но продукты деятельности человека

продолжают существовать объективно, не зависимо от внешних отношений, так как через них продолжает жить человек, только в иной форме.

Так устроена жизнь, что продукты деятельности человека, как материальные, так и не материальные (духовные), всегда переживают его физическое существование. Не зависимо от известности, анонимности и иных качеств, они объективно влияют на жизнь других людей. Имея это, человек входит в состав вечного бытия [3]. Из понимания своей физической конечности вытекает глубинное стремление людей к созиданию, оставлению после себя следа, который будет существовать и в анонимной форме, наличие или отсутствие которой в данном случае значения не имеет.

Третьей и, на наш взгляд, главной формой относительного бессмертия является человеческая память, которая продолжает влиять и воздействовать на живущих людей. В отличие от предметов, материальных дел и объектов, она, помимо физиологических, имеет нематериальные свойства и передается от одного человека к другому, может проходить, удерживаясь в душах людей через многие поколения. Она определяет другие формы, воздействует на них и управляет ими, выступает в роли носителя тех качеств и свойств относительного бессмертия, которые являются необходимыми для идентификации конкретного человека в вечности бытия. Память уносит человека в относительную вечность, она связана с символикой, ритуалами, которые есть значительная часть культуры, выражающие относительное бессмертие данного человека [см.1]. При ее отсутствии или утрате теряется ассоциативная связь с предметами и образами, формирующими относительное бессмертие. В дальнейшем как бы теряется индивидуальное значение умершего, он растворяется в общечеловеческом относительном бессмертии, которое носит как личностный, так и надличностный, всеобъемлющий характер.

Феномен относительного бессмертия по нашему мнению основан прежде всего на принципах рационального мышления. Он не содержит в себе каких-либо сверхъестественных, паранаучных установок, а предлагает четко выстроенную структурную связь между живущими людьми, которые являются носителями этого феномена, и ушедшими. При этом, утверждение феномена, основанное на материалистических принципах, как правило, не входит в непримиримое противоречие с идеалистическими концепциями. Его положения осязаемы и очевидны, поэтому не требуют сверхглубокого идеалистического подхода. В нашем случае материалистическая методология, проникнув фактически в запредельные сферы сознания, смогла на рационально поставленный вопрос о сущности бессмертия, дать такой же рациональный ответ [4]. Наличие феномена также позволяет выстроить и четко сформулировать, по крайней мере один из вариантов ответа на вопросы, является ли физическая смерть пределом существования человека, есть ли бессмертие и каким образом оно проявляется.

Сущность относительного бессмертия выражается в первую очередь в отношении самого человека к тому, что осталось в его памяти, что он переживает имея в себе или вокруг себя, предметы и образы, напоминающие об ушедших людях. Она как бы зависит от человека и человек находится в определенной зависимости от условий феномена. И, если физическая смерть напрямую ассоциируется со смертью тела и сознания, то составляющие относительного бессмертия переносятся уже на сознание живущих людей, которые закрепляют (или не закрепляют) их свойства внутри себя.

В целом, рассматриваемый феномен является уникальным явлением культурной среды, объективно существующим в ее реалиях и зависимым от нее. Его существование без наличия этой среды невозможно, поскольку она есть порождающий фактор, необходимое условие и та реальность, без которой проявления феномена не существуют.

Представленный подход в изучении феномена относительного бессмертия, на наш взгляд является вполне приемлемым для восприятия и анализа людей с различными мировоззренческими установками. Поэтому усматривается, что он может быть использован для дальнейшего изучения и исследований специалистами в области культурологии, теории и истории культуры, философской антропологии, других смежных разделов философии, танатологии.

Обозначенные теоретические обоснования феномена относительного бессмертия подтверждаются практическими доводами и эмпирическими наблюдениями. Его проявления и свойства касаются непосредственно каждого человека, при условии соответствующего восприятия и отношения к нему как объективно существующему в реальной действительности. В этой связи трудно переоценить культурологическое значение феномена как важного элемента

культурной среды и неотъемлимой морально-этической компоненты сознания человека.

Литература

1. Демичев А.В. Дискурсы смерти, Инапресс. - СПб., 1997. - 144 с.

2. Идея смерти в российском менталитете / Под ред. Лисеева И.К., Хен Ю.В.; Ин-т философии РАН -СПб; Изд-во РХГИ, 1999. - 303 с.

3. Меньчиков Г.П. Основы антропологии: традиции и новации. Казань: РИЦ «Школа», 2006. - 240 с.

4. Полосухин Б.М. Феномен вечного бытия. - М.: Наука, 1993. - 121 с.

5. Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворнова, Ю. Овчинниковой. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 171 с.

6. М^с]1е1ег Schriften аи dem ШсЫаЬ^ 10 В, 1957, S 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.