Научная статья на тему 'Основной код культуры коммуникативного взаимодействия'

Основной код культуры коммуникативного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
159
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОД КУЛЬТУРЫ / CODE OF CULTURE / КОММУНИКАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / СПОСОБЫ / METHODS / ПРИЁМЫ / TECHNIQUES / ЗАДАТКИ / СПОСОБНОСТИ / ABILITIES / ДОСТИЖЕНИЯ / ACHIEVEMENTS / УСПЕШНОСТЬ / SUCCESS / COMMUNICATIVE INTERACTION / RIDDLES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Садовская Валентина Степановна

В статье рассматриваются основные показатели позитивного мышления. Называются персоналии, которые установили зависимость между позитивным мышлением и коммуникационным взаимодействием людей, определили уровни этого взаимодействия. Стремление человека к позитиву является его биологической составляющей это код культуры, который заложен в человеке самой природой. Однако негативные эмоции часто блокируют наши позитивные устремления, тормозят самореализацию в человеке его способностей и задатков. Только самые смелые и решительные пробиваются сквозь дебри страхов и неуверенности в себе. Многие века человечество бьётся над разгадкой этого феномена, а именно ищет способы и приёмы преодоления себя на пути к радости жизни. Весь опыт человечества свидетельствует, что это возможно. Люди, казалось бы, заурядные, добиваются невероятных успехов, поражая окружающих своими достижениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN CODE OF COMMUNICATIVE INTERACTION CULTURE

The article explores the main indicators of positive thinking. It names the people who established the dependence between positive thinking and communicative interaction between people and defined the level of this interaction. The aspiration of people towards positivity is part of their biological composition it is a code of culture that is instilled in a person by nature. Nevertheless, negative emotions often block our positive aspirations and halt the self-realization of the person’s abilities and inclinations. Only the bravest and the most determined people break through the thicket of fear and self-doubt. For many centuries, the humanity has fought to decipher this phenomenon by searching for ways to overcome oneself on the way to happiness in life. The whole experience of humanity indicates that this is possible. Seemingly mediocre people achieve incredible success, surprising those around them with their achievements.

Текст научной работы на тему «Основной код культуры коммуникативного взаимодействия»

^ Социально-культурная деятельность

Основ ной код куль туры

коммуникатив но го взаимодействия

УДК 159.923

В. С. Садовская

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются основные показатели позитивного мышления. Называются персоналии, которые установили зависимость между позитивным мышлением и коммуникационным взаимодействием людей, определили уровни этого взаимодействия. Стремление человека к позитиву является его биологической составляющей — это код культуры, который заложен в человеке самой природой. Однако негативные эмоции часто блокируют наши позитивные устремления, тормозят самореализацию в человеке его способностей и задатков. Только самые смелые и решительные пробиваются сквозь дебри страхов и неуверенности в себе. Многие века человечество бьётся над разгадкой этого феномена, а именно ищет способы и приёмы преодоления себя на пути к радости жизни. Весь опыт человечества свидетельствует, что это возможно. Люди, казалось бы, заурядные, добиваются невероятных успехов, поражая окружающих своими достижениями.

Ключевые слова: код культуры, коммуникационное взаимодействие, личность, психология, способы, приёмы, задатки, способности, достижения, успешность.

V. S. Sadovskaya

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

MAIN CODE OF COMMUNICATIVE INTERACTION CULTURE

The article explores the main indicators of positive thinking. It names the people who established the dependence between positive thinking and communicative interaction between people and defined the level of this interaction. The aspiration of people towards positivity is part of their biological composition — it is a code of culture that is instilled in a person by nature. Nevertheless, negative emotions often block our positive aspirations and halt the self-realization of the person's abilities and inclinations. Only the bravest and the most determined people break through the thicket of fear and self-doubt. For many centuries, the humanity has fought to decipher this phenomenon by searching for ways to overcome oneself on the way to happiness in life. The whole experience of humanity indicates that this is possible. Seemingly mediocre people achieve incredible success, surprising those around them with their achievements.

Keywords: code of culture, communicative interaction, personality, psychology, methods, techniques, riddles, abilities, achievements, success.

САДОВСКАЯ ВАЛЕНТИНА СТЕПАНОВНА — доктор педагогических наук, профессор, директор Института дополнительного образования Московского государственного университета культуры и искусств

SADOVSKAYA VALENTINA STEPANOVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director of Institute of additional education, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: idpo@mail.ru © Садовская В. С., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

ф

Когда-то Рене Декарт высказал мысль о том, что мало иметь прекрасные умственные способности. Главное понять, как лучше их использовать. Здесь особое значение имеет позитивное мышление, которое играет ведущую роль в деятельности и общении личности, выступая своеобразным кодом её культуры.

В позитивном мышлении осуществляется уяснение смысла, творческая переработка усвоенного, прочитанного, познанного; в позитивном мышлении происходит превращение всего этого в личные знания, в индивидуальный опыт, в собственную позицию. Степень участия позитивного мышления и его уровень предопределяют во многом результативность деятельности и общения человека, его культурный уровень. Как известно, мышление в самом общем плане осуществляется ступенчато: от простого созерцания к абстрактному мышлению. Затем следует практика. Но мыслительный процесс погружен ещё в эмоционально-чувственную органику человека. Вот почему «холодное», «равнодушное» познание выхолащивает результат, превращает его в казённый, в блеклый продукт. Надо полюбить предмет своего познания, увлечься им, насытить живым интересом, своим внутренним порывом. Только тогда мысль, ум (рациональное познание) соединится с эмоцией, с чувством и сможет породить блестящий результат.

Именно так рождались музыка Моцарта, таблица Менделеева, теория относительности Эйнштейна, Мона Лиза Леонардо да Винчи и прекрасная Лопухина Боровиковского.

Позитивное мышление предполагает как образное, так и логическое функционирование. Без этих основных компонентов позитивного мышления и действительной свободы, самостоятельности — нет развития культуры личностного действия, невозможна генерация идей и поступков. Данная модель позитивного мышления соответствует современным представлениям

о функциональной асимметрии мозга человека, согласно которым правое его полушарие отвечает за образное мышление, а левое — за логическое. Гармония деятель но сти в мыш ле нии обо их по лу шарий и приводит к творчеству, к позитиву. Задача поэтому состоит в том, чтобы вывести себя из состояния мыслительной, зрительной, слуховой рутины — так, чтобы овладеть позитивным мышлением без догматов, без штампов, без указок (идеологических, партийных, политических, корпоративных и т.п.). В этом состоит стратегия развития личности. Тактика же заключается в необходимости постоянного целенаправленного насыщения своего духовного мира знания ми, ассоциация ми, парал лелями информации, противоречиями объективных потоков. При этом важно помнить, что структу ра духовности лич ности тоже имеет свою качественную характеристику. Она может быть прагматически ориентированной, но она может быть и структурно богатой: и эстетизированной, и этизи-рован ной, и ин тел лектуализирован ной, и политизированной. Но главное, чтобы она была гуманизированной, наполненной — «благоговением перед жизнью» (А.Швейцер) [4], определялась позитивом в своём функционале.

Способы и приёмы развития позитивного мышления достаточно широко изложены в литературе, особенно последнего десятилетия. Так, например, В. И. Сперанский описывает разнообразные методы саморегуляции [2]. Особо отметим основные из них.

Метод «ошреагирования» применяется, например, в тех случаях, когда взволнованный человек буквально «не находит себе места», стремится «излить душу» в разговоре далее с посторонним человеком. Если на кал эмо ций с ка ж дой сторо ны ве лик, на до по старать ся взять свои чув ст ва под контроль. Если сложно сразу избавиться от гнева, обиды или раздражения, то очень важно хотя бы на время забыть о них, что-

ф

^ Социально-культурная деятельность

ф

бы продуктивно работать над разрешением конфликта.

Человек может предотвратить проявление эмоции, но она остаётся в теле в ожидании подходящей возможности выйти наружу. Чтобы не таить в себе груз невыра-жен ных эмо ций, мож но най ти под ходя щее время и место для их разрядки вне ситуации, которая вызвала их. Например, оказавшись в кругу своих друзей, в спортивных играх, во вре мя про беж ки, уст роив истерику наедине, ломая карандаши, разрывая на клочки старые журналы, колотя матрац кулаками и т.п. В японских городах сооружены с этой целью балаганчики «отведи душу». Заплатив мелочь, посетитель вхо дит в тём ное по ме щение, от горожен ное от улицы занавеской. Ему дают несколько простых тарелок. Он бьёт их по одной о зем лю и уда ляет ся.

Психотерапевты считают, что большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Подобные упраж нения дают возмож ность высвободить часть мышечного напряжения. Разряд ка подав лен ных чувств долж на при водить к ощу ще нию облег чения.

Метод расслабления (релаксации) применяется для снятия напряжённых, стрессовых состояний и реализуется посредством:

• изометрических упражнений, основанных на чередовании напряжения и расслабления отдельных групп мышц в равномерном ритме;

• аутогенной тренировки, основанной на определённой зависимости между состоянием мышечной и сосудистой систем, с одной стороны, и психической — с другой; вызывая, например, чувства тяжести и тепла в теле, можно достичь состояния психи-че ского по коя;

• медитации (от лат. ше^а^о — размышление) — интенсивного, проникающего вглубь размышления, мысленного погружения в предмет, идею и т.д.;

• имаготерапии — мысленного воспро-

изве дения по ложи тель ных обра зов с це лью вытеснения неблагоприятных переживаний (обра зов людей для под ра жа ния, при ят ных момен тов из прошлой жиз ни, сво его бла го-получного будущего и т.д.);

• зоотерапии — размещения, например, в учебных комнатах аквариумов с декоративными рыбками, созерцание которых помогает избавиться от стрессов, снижает арте-ри аль ное дав ление;

• юмора, который превращает потенциально отрицательную энергию в противоположность, в источник положительных эмо ций.

Метод подкрепления:

• положительное воздействие на самочувствие оказывает чашка чая, в зависимости от способа заварки он может стимулировать организм (побольше чая и почти не дать настояться) или же успокаивать (поменьше чая и дать хорошенько настояться), чай хорошо утоляет жажду, мягко тонизирует. Если лее красиво обставить церемонию чаепития, то эффект будет ещё сильнее;

• ес ли есть такая воз мож ность, неплохо бы выйти из помещения на свежий воздух, немного пройтись, набраться кислорода, что позволит снова обрести бодрость тела и духа.

Мешод внешних изменений — много-чис лен ные фор мы воз дейст вия че ловека на внешние условия жизни, которые посред-ст вом обрат ных связей ока зы ва ют сти му-лирующий или тормозящий эффект на него. Сюда относятся все виды ритуального поведения людей, регулирующее воздействие на со стоя ние че ло ве ка та ких внеш них раздражителей, как музыка и цвет.

Метод «сравнительной терапии» основан на изменении сравнительного фона, на котором человек осознает и переживает свои неудачи. «...Для того чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, — писал А. Чехов в шуточном рассказе "Жизнь прекрасна!", — даже в минуты скорби и печали нужно: а) уметь довольствоваться на-

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

стоящим и б) радоваться сознанию того, что могло быть и хуже».

Метод предвосхищения означает предварительное «проигрывание» в уме воз-мож ной не удачи и её по следст вий. Превентивное осмысление возможной неудачи позволяет избежать возникновения стрессового состоя ния.

Метод эмоционального сдерживания молено сформулировать так: делать вид, что все хорошо, и действительно станет лучше. «Ничто так не передаёт ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие, оно может стать щитом для учи те ля, ко торым он ог ра ж да ет се бя от отрицательного эмоционального воз-дейст вия со стороны подростка, и инструментом воздействия на него» [цит. по: 5, с. 121—122].

Наи большую раз ру ши тель ную си лу для личности несёт в себе конфликтная ситуация.

Используя методы саморегуляции, человек получает возможность спокойно и рационально её проанализировать. Обнару-же ние скры тых при чин конфлик та и мно-гочис лен ных под спуд ных ин те ре сов может потребовать от него некоторого времени, но затраты эти необходимы, так как именно разнообразие источников и причин пре-дос тав ляет множест во возмож ностей разрешения конфликта с обоюдной выгодой.

Анализ собственного поведения в конфликте составляет основу метода, который разработал Эрик Берн (США) в 1955 году, назвав его трансактным анализом (ТА).

Трансактный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, самостоятельно принимать решения и откры то выражать свои чувст ва.

Принципы трансактного анализа подробно описаны в книгах Эрика Берна «Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (психология чело-

веческой судьбы)» и «Трансактный анализ в группе» [1].

Структурный анализ поведения, мыслей и чувств позволяет определить три составляющие личности, которые обозначаются как «состояния Я», или маски. Маски — это совокупность знаков (речь, жесты и т.д.), обес печи вающих бесконфликт ное взаи мо-действие с другим человеком или в группе людей. Эти маски люди меняют почти автоматически, в зависимости от обстоятельств, они со су ще ст ву ют в рам ках од ной и той же личности, дополняя друг друга. Условное обозначение этих масок: «родитель», «дитя», «взрослый». Функционирование личности на уровне «взрослый» (В) характеризуется рациональным подходом к жизненным ситуациям, умением анализировать, проявлять понимание и терпение. Состояние личности на уровне «дитя» характеризуется повышенным эмоциональным всплеском, реак ция ми ти па: оби да, ревность, за висть или, наоборот, восторг, радость и т.д. Состояние личности «родитель» (р) характеризуется уверенностью в правоте своих моральных требований, способностью к авторитетному тону.

Наиболее продуктивно отношения складываются между людьми, когда они общаются на уровне (§)<=>(§)

Наиболее проблемными будут отношения на уровнях

П U

В ситуациях общения

Ф

есть шанс вывести партнёра по общению на уро вень «взрос лого» и та ким обра зом

ф

^ Социально-культурная деятельность

Ф

снять про блем ность в об ще нии.

При этом следует учитывать, что высокий уровень умственного развития не означает, что человек преуспеет в жизни. Психологи единодушны в том, что при достижении успеха умственное развитие играет роль только на 20%. Как минимум 80% па дает на дру гие фак торы, включая и то, что называется эмоциональным развитием [4].

Ос нов ные со став ляю щие эмо цио нально-го раз ви тия, а так же воз мож ные пу ти их совершенствования, по мнению Д.Гоулма-на [3], такие:

Самосознание. Способность распознавать свои чувства в тот момент, когда их испытываешь. Люди, отдающие себе отчёт в сво их эмо ци ях, луч ше управ ля ют сво ей жизнью.

Развитие самосознания предполагает настройку на то, что врач-невропатолог Ан-тонио Дамазио в книге «Ошибки Декарта» называет «соматологическими метками», или инстинктом: страх, боязнь, боль и т.д.

С помощью созидательных усилий мы можем научиться «расшифровывать инстинктивную реакцию» своего организма.

Эмоциональное самосозидание — составляющий элемент эмоционального развития: способности избавляться от плохого настроения.

Контроль над настроением. Эмоции не поддаются контролю, но вот как долго эмоции будут нас держать, зависит от нас. Мы опросили более 400 человек, выясняя, каким образом они борются с плохим настроением. Информация очень полезная. Из всех чувств, которые люди стремятся побороть, наиболее трудно контролировать гнев. Чем больше вы думаете о причине гнева, тем больше он вас держит.

Существует миф, что если гнев выплеснуть наружу, то человек чувствует облег-че ние.

Вспышки гнева активизируют систему возбуждения в мозгу, оставляя человека более сердитым.

Значительно эффективнее метод «переориентирования», который означает созна-тель ное ис поль зова ние си туа ции в наи более положительном свете: надо попытаться по нять че ловека, ко торый оби дел вас, и простить его или объяснить явление, случай, ко торый произо шёл.

Дру гой эф фек тив ный спо соб ус по ко ить гнев — уйти куда-нибудь, чтобы остыть, особенно если вы ощущаете путаницу в мыслях. Помогает и физическая нагрузка: физ культу ра, иг ры, про гул ки и т.д.

Психологи рекомендуют не тратить время на сер ди тые раз мыш ле ния, а по стараться отвлечься от них.

Переориентация и отвлечение внимания помогают снимать не только гнев, но и депрессию, состояние тревоги. Добавьте к этому способы дыхания, медитации, и получится целый арсенал против плохого настроения.

Самомошивация. Положительная мотива ция — ис поль зова ние та ких сил, как энтузиазм, усердие и уверенность. Опросы вы даю щих ся людей — спорт сме нов, му зы-кан тов — по ка зы ва ют, что всех их объ е ди-няет способность самомотивации для выполнения безжалостной программы тренировки.

Самомотивация предполагает наличие чёт ких це лей и оп ти миз ма в от но ше нии своих воз мож ностей.

Ва ша склон ность к по ложи тель но му или отрицательному взгляду на мир может быть врож дён ной. Однако бла годаря усилиям и тренировке пессимист может научиться чаще надеяться на лучшее.

Психологи установили, что если вам удаётся перехватить свои негативные и поражен-че ские мыс ли в мо мент их за ро ж де ния, то вы можете сознательно истолковать ситуацию в менее катастрофических терминах.

Управление своими порывами. Суть эмоционального саморегулирования заключается в способности сдерживать свои порывы в интересах достижения цели.

Способ ность со про тив лять ся сво им по-

Ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

рывам можно развить с помощью тренировки. Когда сталкиваешься с сиюминутным искушением, нужно напоминать себе о долгосрочных целях.

Навыки общения. Способность понимать, что чувствуют другие, важна на работе, в любви и дружбе, в семье. Мы передаём свои и воспринимаем чужие сигналы на трудноуловимом и практически неразличимом уровне.

Чем искуснее мы распознаем чувства людей, тем лучше мы контролируем собственные. Таким образом, можно сделать два

вывода. Во-первых, позитивное мышление — управ ляе мая сис те ма. Во-вторых, управление позитивным мышлением молено осуществить с помощью особой системы методов и приё мов. Это по зво ляет нам ор га ни зо-вать эффективное коммуникативное взаимодействие людей во всех основных сферах жизнедеятельности. Чем эффективней коммуникативное взаимодействие людей, тем эффективней в деятельности и общении ка-ж дая отдельная лич ность, тем вы ше по тен-циал личности в коммуникативном взаимодействии.

Примечания

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Санкт-Петербург, 2002.

2. Данакин Н. С., Дятченко Л. Я., Сперанский В. С. Конфликты и технологии их предупреждения. Белгород : Белгородский Центр социальных технологий, 2006. С. 240—287.

3. Дэниэл Гоулман, доктор философии, читал лекции в Гарвардском университете; в настоящее время пишет в «Нью-Йорк Таймс» по вопросам поведения и развития личности; см. его статьи в «Ридерз Дайджест», май 2007 г., с. 100—104 «Учитесь управлять эмоциями».

4. Парилис С. Э, Либин А. В. Психология вашего сознания. Москва : Мысль, 2000. 220 с.

5. Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры. Москва : Владос, 2011.

References

1. Bern E. Games that people play. Psychology of human relationships. People who play games. Psychology of human destiny. St. Petersburg, 2002 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Danakin N. S., Diatchenko L. Ya., Speranskiy V. S. Konflikty i tekhnologii ikh preduprezhdeniia [Conflict and technologies for their prevention]. Belgorod, Belgorodskiy Tsentr sotsial'nykh tekhnologiy Publ. [Belgorod Center for social technologies Publ.], 2006, pp. 240—287.

3. Deniel Goulman, Ph.D, lectured at Harvard University; currently writes in «New York Times» on issues of behaviour and personal development; see his article in the «Reader's Digest», may, 2007, pp. 100—104 «Learn to control your emotions».

4. Parilis S. E., Libin A. V. Psikhologiia vashego soznaniia [Psychology of your consciousness]. Moscow, Mysl' Publ. [Thought Publ.], 2000. 220 p.

5. Sadovskaya V. S., Remizov V. A. Osnovy kommunikativnoi kuVtury [Basis of the communicative culture]. Moscow, Vlados Publ., 2011.

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.