Сведения об авторе
Алфимова Ольга Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры уголовного права, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Alfimova Olga Alexandrovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the chief of Department of Criminal Law, candidate of law, the associate professor. E-mail: [email protected]
УДК 343.82
А. А. Герасимов
ОСНОВАНИЯ ВВЕДЕНИЯ РЕЖИМА ОСОБЫХ УСЛОВИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с определением оснований введения режима особых условий в исправительных учреждениях. Обеспечение правопорядка в исправительных учреждениях в современных условиях является важным направлением деятельности учреждений УИС. В УИК РФ, предусматривающем режим особых условий, понятие последнего не приводится. Также в различных отраслях права и законодательства не содержится единого подхода к определению содержания понятий «условия деятельности» и «чрезвычайные обстоятельства». Это обусловливает возникновение спорных юридических и правоприменительных проблемных вопросов и в деятельности исправительных учреждений. Согласно положениям УИК РФ основания введения режима особых условий можно подразделить на две группы — внешние и внутренние. Сравнительный анализ действующего законодательства и практики деятельности исправительных учреждений приводит к выводу о необходимости дополнения указанных в ст. 85 УИК РФ оснований введения режима особых условий и включения в их перечень новых.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство; уголовно-исполнительная система; исправительные учреждения; режим особых условий; основания введения; чрезвычайные обстоятельства.
A. A. Gerasimov
THE BASES OF INTRODUCTION OF THE MODE OF SPECIAL CONDITIONS IN CORRECTIONAL FACILITIES
Article is devoted to consideration of the questions connected with definition of the bases of introduction of the mode of special conditions in correctional facilities. Providing law and order in correctional facilities in modern conditions is important activity of institutions of a penal correction system. In the Penal Code of the Russian Federation providing the mode of special conditions a concept of the last it is not provided. Also various branches of the right and the legislation do not contain uniform approach to determination of content of concepts of "an activity condition " and "force majeure ". It causes emergence
© Герасимов А. А., 2018 © Gerasimov A. A., 2018
of controversial legal and law-enforcement problematic issues and in activity of correctional facilities. According to provisions of the Penal Code of the Russian Federation, the basis of introduction of the mode of special conditions it is possible to subdivide into two groups: external and internal. The comparative analysis of the current legislation and practice of activity of correctional facilities leads to a conclusion about need of addition of the bases of introduction of the mode of special conditions specified in article 85 of the Penal Code of the Russian Federation and inclusion in their list of new.
Keywords: criminal and executive legislation; penal correction system; correctional facilities; mode of special conditions; introduction bases; force majeure.
Деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы в последнее время происходит в достаточно сложных условиях. По справедливому замечанию А. В. Шеслера и М. В. Киселева, на общем фоне сокращения численности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, происходит ухудшение криминогенной характеристики осужденных, которое нередко выражается не только в образовании многочисленных группировок отрицательной направленности, совершении многочисленных правонарушений и преступлений ими, но и также в открытом противодействии администрации исправительных учреждений в форме массовых беспорядков, групповых неповиновений, захватов заложников [28, с. 82]. Так, за последние шесть лет существенно увеличился уровень преступности в местах лишения свободы: в 2011 г. он составлял 1,23 на тысячу человек, а в 2017 г. — 1,75. Стабильно высоким остается число преступлений, связанных с захватом заложников (в 2015 г. — 2 преступления, в 2016 г. — 4), дезорганизацией деятельности исправительных учреждений (в 2016 г. — 8 преступлений, в 2017 г. — 6) [26].
По данным средств массовой информации, только в 2017 г. в исправительных учреждениях осужденными было совершено 13 групповых неповиновений (в основном связанных с объявлением голодовки либо причинением легкого вреда здоровью (членовредительством)) [16].
В связи с этим при исполнении наказания в виде лишения свободы особую актуальность приобретают вопросы
обеспечения правопорядка в учреждениях УИС, в том числе при возникновении чрезвычайных происшествий и обстоятельств. Нормальное и стабильное функционирование деятельности исправительных учреждений зависит от нескольких факторов. В их числе — факторы, которые могут обусловить возникновение в учреждениях чрезвычайных происшествий и обстоятельств — внешние (стихийное бедствие), а также внутренние (массовые беспорядки, групповые неповиновения). Кроме того, причины возникновения подобных ситуаций могут быть спровоцированы осложнением оперативной обстановки в самих учреждениях. Особую опасность нередко представляют и специально подготовленные акции, имеющие своей целью дестабилизацию деятельности учреждений.
Так, в марте 2017 г. в ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан 15 осужденных, характеризующихся отрицательной направленностью, при проведении режимных мероприятий оказали активное сопротивление сотрудникам ИУ, выразившееся в нападении на них, причинении сотрудникам телесных повреждений, погроме имущества учреждения [24].
В целях предотвращения чрезвычайных обстоятельств и происшествий, а также обеспечения правопорядка в учреждениях УИК РФ предусматривается возможность введения режима особых условий как специального режима деятельности учреждения.
Деятельность учреждения как управленческая категория рассматривается учеными по-разному. Нередко
особые условия деятельности связываются с обстоятельствами, нарушающими нормальное функционирование учреждения, или с обстоятельствами, влекущими установление специального правового режима [23, с. 5].
Отметим, что в УИК РФ, предусматривающем режим особых условий, не раскрывается содержание оснований для его введения. Это обусловливает возникновение спорных юридических и правоприменительных проблемных вопросов и в деятельности исправительных учреждений. В ведомственных нормативных актах, имеющих ограничительный гриф, все основания для введения режима особых условий объединены в единый термин «чрезвычайные обстоятельства».
В различных отраслях науки и законодательстве понятие «чрезвычайные обстоятельства» имеет разное определение. В источниках нередко встречается следующая терминология: чрезвычайная обстановка [6, с. 5], чрезвычайные ситуации [22, с. 8], сложные условия деятельности [18, с. 6], особые условия деятельности [19, с. 5], чрезвычайные и экстремальные условия [20, с. 23; 5, с. 4].
Фактическое содержание вышеприведенных терминов также разнится. Так, особые условия отождествляются со специфическими условиями функционирования государственных органов управления [6, с. 5] либо с обстановкой, характеризующейся повышенной степенью опасности [21, с. 6]. В свою очередь чрезвычайные обстоятельства определяются как факторы, вызванные природными явлениями или явлениями общественного характера [11, с. 631].
Согласно положениям ст. 85 УИК РФ среди оснований введения режима особых условий можно выделить два их вида — внешние (стихийные бедствия, введение в районе расположения исправительного учреждения особого, чрезвычайного или военного положения) и внутренние (групповые неповиновения осужденных и массовые беспорядки).
Рассмотрим данные основания более подробно. В толковом словаре русского языка стихийное бедствие определяется как природное явление, имеющее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению нормальной жизнедеятельности, гибели граждан, уничтожению материальных ценностей [13, с. 64].
В зависимости от причины возникновения стихийные бедствия могут быть результатом деятельности человека или же происходить вследствие природных катаклизмов. Независимо от причин возникновения стихийные бедствия могут повлечь за собой не только материальные потери, но и создать угрозу здоровью и жизни осужденных и работников исправительного учреждения.
Следующее основание для введения режима особых условий в соответствии со ст. 85 УИК РФ — введение в районе расположения ИУ особого или чрезвычайного либо военного положения. Согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении» последнее определяется как особый правовой режим деятельности, допускающий установленные на основании закона временное ограничение прав и свобод граждан, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Особенностью чрезвычайного положения является цель его введения — поддержание общественного порядка и сведение к минимуму кризисной ситуации и ее последствий. При этом вводимые при чрезвычайном положении меры должны соответствовать степени опасности сложившейся ситуации и не превышать необходимых пределов [15, с. 11].
Отметим, что круг оснований для введения чрезвычайного положения гораздо шире по сравнению с основаниями, перечисленными в ст. 85 УИК РФ при введении режима особых условий. Среди них: попытки захвата власти и насильственного изменения конституционного строя, блокирование или
захват особо важных объектов или вооруженный мятеж, межконфессиональные и межнациональные, а также региональные конфликты и деятельность незаконных вооруженных формирований, сопровождающиеся насильственными действиями, создающими угрозу безопасности и жизни граждан; массовые беспорядки, террористические акты; чрезвычайные ситуации техногенного и природного, катастрофы, стихийные и иные бедствия, которые могут повлечь за собой гибель людей, нанесение ущерба природной среде, нарушение условий жизнедеятельности граждан, а также значительные имущественные потери.
В случае введения чрезвычайного положения, силы и средства УИС привлекаются для обеспечения правопорядка и ликвидации негативных последствий на соответствующей территории совместно с другими правоохранительными органами [29, с. 15].
Военное положение согласно Федеральному конституционному закону «О военном положении» определяется как особый режим деятельности, предусматривающий ограничение прав и свобод граждан в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации. Однако до настоящего времени в законодательстве отсутствует правовой механизм регулирования деятельности исправительных учреждений в период военного положения. В связи с этим, следует согласиться с точкой зрения И. П. Щербаня о необходимости разработки нормативной правовой базы, определяющей задачи и функции учреждений и органов УИС в рамках обеспечения режима военного положения, при объявлении в государстве состояния войны и организации обороны [29, с. 19].
Введение особого режима деятельности, связанного с возникновением чрезвычайных ситуаций экологического, техногенного, природного и криминогенного характера, обусловливается необходимостью защиты граждан от их
последствий. Такой режим может устанавливаться в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, отравлений людей, причинения вреда имуществу. В то же время возможность введения такого режима применительно к исправительному учреждению или комплексу исправительных учреждений (объединение исправительных учреждений) законодательством не урегулирована, поскольку речь идет о территориальном принципе введения.
Внутренние основания введения режима особых условий в исправительных учреждениях связываются с массовыми беспорядками и групповыми неповиновениями осужденных.
Режим особых условий в исправительных учреждениях тесно связан с таким понятием, как «пенитенциарная опасность». Она выступает в качестве совокупности «вредоносных угроз в отношении личности, общества, государства, возникающих в процессе организации и функционирования уголовно-исполнительной системы» [2, с. 16]. Среди причин повышения уровня пенитенциарной опасности в исправительных учреждениях следует выделить: негативное отношение осужденных к режиму, отрицательное восприятие осужденными администрации учреждений и, как следствие, совершение действий, дискредитирующих сотрудников исправительного учреждения или дестабилизирующих его работу, некачественное медицинское и материально-бытовое обеспечение осужденных, несвоевременное выявление причин возникновения негативных процессов в среде осужденных и неэффективное упреждающее воздействие на них, допущение сотрудниками совершения незаконных действий в отношении осужденных, а также объективные проблемы в организации служебной деятельности структурных подразделений исправительных учреждений [3, с. 22-24].
Закономерным следствием вышеперечисленных недостатков является
совершение осужденными противоправных действий, выражающихся в том числе в массовых беспорядках и групповых неповиновениях. Следует отметить, что вопрос об отграничении массовых беспорядков и групповых неповиновений осужденных до настоящего времени остается дискуссионным. В уголовном законодательстве под массовыми беспорядками, совершаемыми осужденными в исправительных учреждениях, понимаются деяния, предусмотренные ст. 212 УК РФ, посягающие на общественную безопасность в исправительных учреждениях, заключающиеся в организации или активном участии осужденных в совершении насилия, погромов, поджогов, уничтожении чужого имущества, применении оружия, предметов, используемых в качестве оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также в оказании вооруженного сопротивления сотруднику исправительного учреждения [8, с. 29]. В то же время нельзя согласиться с вышеприведенной точкой зрения, так как ст. 212 УК РФ не определяет понятие массовых беспорядков, а лишь обозначает действия, составляющие объективную сторону данного состава преступления. В науке массовые беспорядки осужденных определяются как «активное поведение осужденных, которое выражается в грубых нарушениях общественной безопасности, совершающееся большой группой осужденных, сопровождающееся насилием над другими осужденными, персоналом исправительного учреждения и лицами, находящимися на их территории, уничтожением имущества, убийствами, применением оружия, взрывчатых веществ либо взрывных устройств» [9, с. 82].
Тем самым указывается на основные признаки массовых беспорядков -активные действия, совершаемые большим числом осужденных. По мнению А. Г. Упорова, среди признаков массовых беспорядков следует выделять «массовое нарушение режима отбывания наказания» [25, с. 33]. Не в полной
мере соглашаясь с данной точкой зрения, отметим, что массовое нарушение режима отбывания наказания возможно и в случае групповых неповиновений осужденных, при массовом отказе от приема пищи (или объявлении голодовки), как произошло, например, в июле 2017 г. в ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области, где 15 осужденных отказались от приема пищи и демонстративно нанесли себе порезы [16].
Групповые неповиновения, по мнению отдельных авторов, как правило, характеризуются пассивными действиями и заключаются в отказе выполнять правомерные требования администрации учреждения УИС, возложенные на них обязанности, нарушают нормальную деятельность исправительного учреждения и могут обусловливать дальнейшее ухудшение криминогенной ситуации в учреждении [17, с. 59]. Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что одним из основных критериев отграничения массовых беспорядков от групповых неповиновений является «локальность, т. е. сравнительно небольшое число участвующих лиц» [4, с. 74], поскольку групповые неповиновения могут совершаться и значительным количеством осужденных. Об этом свидетельствуют события, произошедшие в июне 2013 г. в ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области, где в групповых неповиновениях принимало участие более 150 осужденных [14].
Следует также отметить, что отказ от приема пищи или выхода на работу либо причинение вреда здоровью (членовредительство) по своему характеру не пассивные, а активные действия. Поэтому необходимо признать логичным предложенное О. С. Ефремовой определение групповых неповиновений осужденных как «активных действий осужденных, создающих потенциальную угрозу перерастания их в массовые беспорядки, выражающихся в публичном отказе от исполнения обращенных к ним законных требований представителей администрации исправительного учреждения и
представителей органов власти, которые в силу своего должностного положения имели право предъявлять такого рода требования, а осужденные были обязаны и могли их выполнять, но умышленно не выполнили» [9, с. 82].
Безусловно, приведенные точки зрения имеют право на существование и в определенном смысле верно отражают законодательное определение объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 212 УК РФ. Однако, на наш взгляд, при отграничении массовых беспорядков осужденных от групповых неповиновений следует согласиться с Е. Е. Масленниковым, который отмечает, что групповые неповиновения не сопровождаются насилием в отношении администрации учреждения и его работников [17, с. 59].
Немаловажным аспектом исследования оснований введения режима особых условий является вопрос об их достаточности. Отметим, что среди оснований введения режима особых условий, предусмотренных ст. 85 УИК РФ, не содержатся такие чрезвычайные обстоятельства, как захват заложников, совершение группового побега, вооруженное нападение на учреждение с целью захвата оружия и т. п. Совершение подобных преступлений, несомненно, нарушает стабильный правопорядок в учреждении, дезорганизует его деятельность и
провоцирует совершение осужденными иных преступлений. В связи с этим следует согласиться с точкой зрения В. А. Абышева о необходимости выделения дополнительных оснований введения режима особых условий: захват заложников, групповой побег и угроза вооруженного нападения [1, с. 14-15]. В тоже время небезосновательным является мнение А. Г. Упорова, что дополнение перечня оснований введения режима особых условий является нецелесообразным, поскольку может не учитывать иные действия, также угрожающие нормальному функционированию исправительного учреждения и требующие установления специального режима деятельности. По мнению А. Г. Упорова, внутренние основания введения режима особых условий массовые беспорядки и групповые неповиновения следует заменить термином «чрезвычайные обстоятельства» [25, с. 35]. На наш взгляд, такое изменение внесло бы определенную ясность в рассматриваемый перечень, тем более, что такое изложение последнего соотносилось бы и с другими законодательными и ведомственными нормативными актами.
Таки образом, основания введения режима особых условий в исправительных учреждениях несомненно, требуют более детальной регламентации.
Литература
1. Абышев, В. В. Правоохранительная система деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в условиях чрезвычайной ситуации криминального характера : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — M., 2010. — 162 с.
2. Александров, А. С., Баров, Ю. А. Обеспечение режима и безопасности в исправительном учреждении при взаимодействии с субъектами общественного контроля: постановка проблемы // Вестник Кузбасского института. — 2017. — № 1 (30). — С. 15-20.
3. Барабанов, Н. П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях : монография. — Рязань, 1999. — 187 с.
4. Гнедова, Н. П. Понятие и особенности групповых неповиновений осужденных в исправительных учреждениях // Групповые неповиновения и массовые беспорядки в учреждениях УИС : сборник материалов круглого стола (30 ноября 2017 г., г. Москва) / под общ. ред. ведущего научного сотрудника ФКУ НИИ
ФСИН России, д-ра эконом. наук, проф. С. В. Гарника; ФКУ НИИ ФСИН России. — М.: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018. — С. 72-75.
5. Григорьев, В. Н. Расследование преступлений в чрезвычайных условиях : авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1983. — 33 с.
6. Громов, М. А. Управление горрайорганами внутренних дел в условиях стихийных бедствий. — М., 1985. — 25 с.
7. Громов, М. А. Правовые основы обеспечения деятельности органов внутренних дел в особых условиях : лекция. — М.: Академия управления МВД России, 1988.
— 161 с.
8. Дворцов, В. Б., Прохорова, М. В. Характеристика механизмов организации массовых беспорядков в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25-26 октября 2017 года / отв. ред. канд. пед. наук, доц. А. Г. Чириков. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2017. — С. 29-32.
9. Ефремова, О. С. О понятийном аппарате, регламентирующем введение режима особых условий в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы // Групповые неповиновения и массовые беспорядки в учреждениях УИС : сборник материалов круглого стола (30 ноября 2017 г., г. Москва) / под общ. ред. ведущего научного сотрудника ФКУ НИИ ФСИН России, д-ра экон. наук, проф. С. В. Гарника; ФКУ НИИ ФСИН России. — М.: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018. — С. 77-84.
10. Ильичев, В. И., Левчук, В. Ф., Павлинов, А. В. Организация охраны общественного порядка при проведении специальных и других неотложных работ. — М., 1989. — 25 с.
11. Криминология : учебник для юридических вузов / под общ. ред. А. И. Долговой
— М., 1997. — 912 с.
12. Коммерсант.т: электронная газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3619819 (дата обращения: 21.06.2018).
13. Кузнецов, С. А. Большой толковый словарь русского языка. — СПб.: НОРИТ, 2008. — 1536 с.
14. Лента.ги : официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lenta.ru/news/2013/06/24/colony/ (дата обращения: 21.06.2018).
15. Лозбинев, В. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении». — М.: Спарк, 2003. — 247 с.
16. Медиазона: электронный журнал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zona.media/article/2018/06/08/riot-report-10 (дата обращения: 21.06.2018).
17. Масленников, Е. Е. Общая характеристика и классификация групповых неповиновений осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и особенности их предупреждения // Вестник Кузбасского института. — 2015. — № 4. — С. 57-61.
18. Майдыков, А. Ф., Ложкин, И. Е. Управление ОВД при массовых беспорядках, массовых выступлениях граждан, захвате воздушных судов. — М., 1992. — 218 с.
19. Майдыков, А. Ф., Жижко, А. А. Правовое регулирование управленческой деятельностью ОВД в особых условиях. — М., 1989. — 30 с.
20. Майдыков, А. Ф., Мелкина, А. В. Некоторые проблемы применения сил и средств в экстремальных условиях // Совершенствование системы экстренного реагирования органов внутренних дел на чрезвычайные ситуации. — М., 1990.
— № 2. — С. 23-28.
21. Майдыков, А. Ф. Предмет, задачи и система курса «Управление органами внутренних дел в экстремальных условиях». — М.: Академия МВД СССР, 1989. — 120 с.
22. Мотнец, М. И., Белоусов, В. А. Управление МВД, УВД, УВДТ, УЛИУ при переводе их на военное положение. — М., 1990. — 30 с.
23. Потоцкий, Н. К. Антикризисное управление в деятельности оперативных аппаратов исправительных учреждений // Право: теория и практика. — М.: Тезарус, 2003. — № 10. — С. 85-88.
24. РИА-Новости: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/incidents/20170724/1499081892.html (дата обращения: 21.06.2018).
25. Упоров, А. Г. Сущность режима особых условий и основания его введения в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы научно-практической конференции. — Новокузнецк, 2015. — С. 27-37.
26. Федеральная службы исполнения наказаний: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/ (дата обращения: 17.06.2018).
27. Хохрин, С. А. Массовые беспорядки: проблема определения понятия // Вестник Владимирского юридического института. — 2009. — № 4. — С. 160-161.
28. Шеслер, А. В., Киселев, М. В. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества: проблемы уголовно-правовой регламентации и квалификации // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (К 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) : сборник тезисов выступлений и докладов участников: в 8 т. — Рязань. — 2017. — Т. 1. — С. 81-87.
29. Щербань, И. П. Организация взаимодействия в уголовно-исполнительной системе при возникновении чрезвычайных обстоятельств : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — M., 2003. — 29 с.
References
1. Abyshev, V. V. Pravoohranitel'naya sistema deyatel'nosti uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy v usloviyah chrezvychajnoj situacii kriminal'nogo haraktera [The law-enforcement system of activity of institutions of a penal correction system in the conditions of emergency situation of criminal character] : autoref. dis. ... cand. of law. Moscow, 2010. — 162 p.
2. Aleksandrov, A. S., Barov, Yu. A. Obespechenie rezhima i bezopasnosti v ispravi-tel'nom uchrezhdenii pri vzaimodejstvii s sub'ektami obshchestvennogo kontrolya: postanovka problemy [Providing the mode and safety in correctional facility at interaction with subjects of public control: statement of a problem] // Vestnik Kuzbasskogo institute [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2017, no. 1 (30), p. 15-20.
3. Barabanov, N. P. Preduprezhdenie i presechenie chrezvychajnyh situacij kriminal'nogo haraktera v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah [Prevention and suppression of emergency situations of criminal character in correctional facilities] : monograph. Ryazan, 1999. 187 p.
4. Gnedova, N. P. Ponyatie i osobennosti gruppovyh nepovinovenij osuzhdennyh v is-pravitel'nyh uchrezhdeniyah [Concept and features of group nepovinoveniye of convicts in correctional facilities] // Gruppovye nepovinoveniya i massovye besporyadki v uchrezhdeniyah UIS [Group disobedience and mass riots in penal correction systems institutions] : the collection of materials of a round table (on November 30, 2017, Moscow) / under the gen. ed. of the lead. researcher of Scientific Research Institute of
the FPS of Russia, doctor of economics, professor S. V. Garnik. Moscow, 2018. P. 7784.
5. Grigor'ev, V. N. Rassledovanie prestuplenij v chrezvychajnyh usloviyah [Investigation of crimes in extraordinary conditions] : autoref. dis. ... doct. of law. Moscow, 1983.33 p.
6. Gromov, M. A. Upravlenie gorrajorganami vnutrennih del v usloviyah stihijnyh bed-stvij [Management of a gorrayorganama of internal affairs in the conditions of elemental disasters]. Moscow, 1985. 25 p.
7. Gromov, M.A. Pravovye osnovy obespecheniya deyatel'nosti organov vnutrennih del v osobyh usloviyah [Legal bases of ensuring activity of law-enforcement bodies in special conditions] : lecture. M.: Akademy of Management of MIA of Russia, 1988. 161 p.
8. Dvorcov, V. B., Prohorova, M. V. Harakteristika mekhanizmov organizacii massovyh besporyadkov v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah [The characteristic of mechanisms of he organization of mass riots in correctional facilities] // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema segodnya: vzaimodejstvie nauki i praktiki [Penal correction system today: interaction of science and practice] : materials of the All-Russian scientific and practical conference, on October 25-26, 2017 / ed.-in. chief cand. of pedag. sciences, ass. prof. A. G. Chirikov. Novokuznetsk, Kuzbass Institute of the FPS of Russia, 2017. P. 29-32.
9. Efremova, O. S. O ponyatijnom apparate, reglamentiruyushchem vvedenie rezhima osobyh uslovij v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [About the conceptual framework regulating introduction of the mode of special conditions in correctional facilities of a penal correction system] // Gruppovye nepovinoveniya i massovye besporyadki v uchrezhdeniyah UIS [Group disobedience and mass riots in penal correction systems institutions] : the collection of materials of a round table (on November 30, 2017, Moscow) / under the gen. ed. of the lead. researcher of Scientific Research Institute of the FPS of Russia, doctor of economics, professor S. V. Garnik. Moscow, 2018. 3. 77-84.
10. Il'ichyov, V. I., Levchuk, V. F., Pavlinov, A.V. Organizaciya ohrany obshchestven-nogo poryadka pri provedenii special'nyh i drugih neotlozhnyh rabot [The organization of protection of public order when carrying out special and other urgent works]. Moscow, 1989. 25 p.
11. Kriminologiya: [Criminology] : the textbook for law colleges / gen. ed. A. I. Dolgova. Moscow, 1997. 912 p.
12. Kommersant.ru: ehlektronnaya gazeta [Kommersant.ru: the electronic newspaper]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3619819 (date of adress: 21.06.2018).
13. Kuznecov, S. A. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Big explanatory dictionary of Russian]. SPb: NORIT, 2008. 1536 p.
14. Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2013/06/24/colony/ (date of adress: 21.06.2018).
15. Lozbinev, V. V. Kommentarij k Federal'nomu konstitucionnomu zakonu "O chrezvy-chajnom polozhenii" [The comment to the Federal Constitutional Law "About State of Emergency"]. Moscow, Spark, 2003. 247 p.
16. Mediazona: ehlektronnyj zhurnal [Mediazona: the electronic journal]. URL: https://zona.media/article/2018/06/08/riot-report-10 (date of adress: 21.06.2018).
17. Maslennikov, E. E. Obshchaya harakteristika i klassifikaciya gruppovyh nepovinove-nij osuzhdennyh i lic, soderzhashchihsya pod strazhej, i osobennosti ih preduprezhdeniya [General characteristic and classification of group nepovinoveniye of the convicts and persons who are held in custody and features of their prevention] // Vestnik Kuzbasskogo institute [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2015, no. 4, p. 57-61.
18. Majdykov, A. F., Lozhkin, I. E. Upravlenie OVD pri massovyh besporyadkah, masso-vyh vystupleniyah grazhdan, zahvate vozdushnyh sudov [Management of Department of Internal Affairs at mass riots, mass actions of citizens, hijacking of aircrafts]. Moscow, 1992. 218 p.
19. Majdykov, A. F., Zhizhko, A. A. Pravovoe regulirovanie upravlencheskoj deyatel'nost'yu OVD v osobyh usloviyah [Legal regulation by administrative activity of Department of Internal Affairs in special conditions]. Moscow, 1989. 30 p.
20. Majdykov A.F., Melkina A.V. Nekotorye problemy primeneniya sil i sredstv v ehkstremal'nyh usloviyah [Some problems of use of forces and means in extreme conditions] // Sovershenstvovanie sistemy ehkstrennogo reagirovaniya organov vnutren-nih del na chrezvychajnye situacii [Improvement of system of the emergency response of law-enforcement bodies to emergency situations], 1990, no. 2, p. 23-28.
21. Majdykov, A. F. Predmet, zadachi i sistema kursa "Upravlenie organami vnutrennih del v ehkstremal'nyh usloviyah" [Subject, tasks and system of the course "Management of Law-enforcement Bodies in Extreme Conditions"]. Moscow, the Akademy of MIA of USSR, 1989. 120 p.
22. Motnec, M. I., Belousov, V. A. Upravlenie MVD, UVD, UVDT, ULIU pri perevode ih na voennoe polozhenie [The Department of MIA, the Department of Internal Affairs, UVDT, ULIU at their transfer to a warlike situation]. Moscow, 1990. 30 p.
23. Potockij, N. K. Antikrizisnoe upravlenie v deyatel'nosti operativnyh apparatov is-pravitel'nyh uchrezhdenij [Crisis management in activity of operational offices of correctional facilities] // Pravo: teoriya i praktika, 2003, no. 10, p. 85-88.
24. RIA-Novosti [RIA-News]. URL: https://ria.ru/incidents/20170724/1499081892.html (date of adress: 21.06.2018).
25. Uporov, A. G. Sushchnost' rezhima osobyh uslovij i osnovaniya ego vvedeniya v is-pravitel'nyh uchrezhdeniyah [Essence of the mode of special conditions and the basis of its introduction in correctional facilities] // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema segodnya: vzaimodejstvie nauki i praktik [Penal correction system today: interaction of science and practice]. Novokuznetsk, 2015. P. 27-37.
26. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanij [Federal Penal Service of Russia]: the official site. Moscow, 2018. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/ (date of the address: 17.06.2018).
27. Hohrin, S. A. Massovye besporyadki: problema opredeleniya ponyatiya [Mass riots: problem of definition of a concept] // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo institute [Bulletin of the Vladimir Law Institute], 2009, no. 4, p. 160-161.
28. Shesler, A. V., Kiselev, M. V. Dezorganizaciya deyatel'nosti uchrezhdenij, obespechivayushchih izolyaciyu ot obshchestva: problemy ugolovno-pravovoj re-glamentacii i kvalifikacii [Disorganization of activity of the institutions providing isolation from society: problems of a criminal and legal regulation and qualification] // III Mezhdunarodnyj penitenciarnyj forum "Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie" (K 20-letiyu vstupleniya v silu ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii) [The III International Peal Forum "Crime, Punishment, Correction" (To the 20 anniversary of entry into force of the Penal Code of the Russian Federation)] : collection of theses of performances and reports of participants] In 8 vol. Ryazan', 2017. Vol. 1. P. 81-87.
29. Scherban', I. P. Organizaciya vzaimodejstviya v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme pri vozniknovenii chrezvychajnyh obstoyatel'stv [The organization of interaction in a penal correction system at emergence of force majeure] : autoref. dis. ... cand. of law. Moscow, 2003. 29 p.
Сведения об авторе
Герасимов Алексей Алексеевич: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), преподаватель кафедры организации исполнения наказаний. E-mail: [email protected]
Information about the author
Gerasimov Aleksej Alekseevich: Tomsk IPKR of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), the lecturer departments of the organization of execution of punishments. E-mail: [email protected]
УДК 10.83.00
К. И. Голубцова
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЛИЦ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
В статье рассмотрены особенности применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) в зарубежных странах. При внедрении СЭМПЛ ФСИН России использовала передовой опыт своих зарубежных коллег. В частности, были заимствованы отдельные технические решения при производстве электронных браслетов, стационарных контролирующих устройств и мобильных контролирующих устройств. Автором проанализированы проблемные вопросы и сделан вывод, что использование передового зарубежного опыта применения СЭМПЛ послужило совершенствованию технических, организационных и правовых аспектов электронного мониторинга в России. В рассматриваемых зарубежных странах использование браслета осуществляется на платной основе, в отличие от применения этих технических средств в Российской Федерации. Оборудование СЭМПЛ, применяемое для исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, продолжает модифицироваться и совершенствоваться. Полномасштабное функционирование СЭМПЛ в России, осуществляемое с учетом зарубежных инноваций, существенно снизит нагрузку на правоохранительную и судебную системы, позволит уменьшить количество лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях.
Ключевые слова: домашний арест; система электронного мониторинга; мера пресечения; подозреваемый; обвиняемый; осужденный; уголовно-исполнительная система зарубежных стран.
K. I. Golubtsova
FEATURES OF EXECUTION OF THE MEASURE OF RESTRAINT IN THE LOOK HOUSE ARREST IN FOREIGN COUNTRIES
This article is devoted to consideration of a question of features of use of system of electronic monitoring of under control persons in foreign countries. At introduction the of system of electronic monitoring of the under control persons ("SAMPLE") of the FPS of Russia made use of the best practices of the foreign colleagues. In particular, separate
© Голубцова К. И., 2018 © Golubtsova K. I., 2018