Научная статья на тему 'Основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон'

Основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3118
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон»

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ, НЕ ЗАВИСЯЩИМ ОТ ВОЛИ СТОРОН

САРМАНОВА Г.Э.,

преподаватель, Кыргызская государственная юридическая академия при Правительстве Кыргызской Республики

Практически каждый человек в современном мире ищет работу и устраивается на неё, заключает трудовой договор с работодателем на выполнение определённой оплачиваемой работы. При заключении такого договора между работником и работодателем возникают трудовые отношения, в которые также входит комплекс определённых взаимных прав и обязанностей. Обычно они прописываются в трудовом договоре. Но такие трудовые отношения могут прекратиться в силу обстоятельств, не зависящих от воли сторон. К таким обстоятельствам относятся: призыв работника на военную службу, неизбрание на должность, осуждение работника к реальному наказанию, смерть работника либо работодателя, дисквалификация, прекращение допуска к государственной тайне, наступление чрезвычайных обстоятельств и другие обстоятельства, препятствующие трудовым правоотношениям работника и работодателя. В трудовом законодательстве имеются и другие основания прекращения трудового договора, но в данной статье подробно рассматриваются основаниях, которые были перечислены выше.

В ст.88 ТК КР объединены все основания прекращения трудового по объективным обстоятельствам.

1. Прекращение трудового договора в связи с призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую её альтернативную гражданскую службу, а также в связи с переводом супруга (супруги) на службу в другую местность.

Призыв или поступление как на военную, так и на альтернативную гражданскую службу является безусловным основанием для прекращения трудового договора. Данное основание относится ко всем случаям призыва работника на действительную срочную службу, зачисление его в кадры Вооружённых Сил КР, поступление на военную службу по контракту, поступление в военные училища или другие военные учебные заведения. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента КР. Юридическим актом, лежащим в основе прекращения трудового договора по п.1 ст.88 ТК КР является решение военного комиссариата о призыве на военную или альтернативную гражданскую службу, а также в связи с переводом супруга (супруги) на службу в другую местность.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от восемнадцати до двадцати пяти лет, состоящие на воинском учете в районных (городских) военных комиссариатах, в том числе подлежащие призыву на военную и аль-

тернативную службы; а также достигшие двадцатипятилетнего возраста, не прошедшие военную или альтернативную службу на законных основаниях, подлежащие призыву на военные сборы.

В то же время от призыва на военную службу освобождаются следующие граждане:

- военнослужащие, проходящие военную службу;

- сотрудники органов внутренних дел;

- сотрудники органов национальной безопасности;

- сотрудники органа по контролю наркотиков;

- сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, кроме военнослужащих Департамента по охране исправительных учреждений и конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу;

- женщины, не имеющие военно-учетной специальности;

- граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Законом.

Одновременно законодателем предусмотрено право на освобождение от призыва на военную службу некоторым категориям граждан:

- признанные негодными к военной службе в мирное время, годными к нестроевой службе в военное время;

- признанные негодными к военной службе с исключением с воинского учета;

- отбывшие наказание в местах лишения свободы за уголовное преступление, являющееся тяжким или особо тяжким, а также имеющие две и более судимости;

- до получения гражданства Кыргызской Республики, прошедшие военную службу в вооруженных силах других государств;

- достигшие двадцатипятилетнего возраста, если они на законных основаниях не были призваны на службу.

Порядок освобождения граждан от призыва на военную или альтернативную службу определяется Правительством Кыргызской Республики.

От призыва на военную службу по мобилизации и в военное время освобождаются граждане, признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе с исключением с учета.

Гражданам, достигшим восемнадцатилетнего возраста и старше, в силу своих физических ограничений не прошедшим в установленном порядке призывные комиссии, при предъявлении заключения медико-социальной экспертной комиссии об

установлении инвалидности I, II или III группы, военный билет выдается без оплаты установленного денежного взноса с исключением с воинского учета.

Отсрочка от призыва на военную службу по семейным обстоятельствам предоставляется гражданам, имеющим:

- нетрудоспособных родителей или лиц, у которых они находились на воспитании и содержании не менее двух лет в связи со смертью своих родителей или лишением их родительских прав, или осуждением судом к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительных учреждениях, и являющимся единственным ребенком в семье или имеющим родных братьев и сестер, являющихся инвалидами I или II группы. Нетрудоспособными родителями являются отец и мать, достигшие пенсионного возраста или являющиеся инвалидами I или II группы;

- жену, двух или более детей либо жену-инвалида I или II группы;

- одинокую трудоспособную мать с двумя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет (либо старше восемнадцати лет, но являющимися инвалидами I или II группы), которая не имеет других трудоспособных детей, обязанных, согласно действующему законодательству, содержать мать, независимо от того, проживают они вместе с матерью или отдельно;

- одного или более родных братьев и сестер в возрасте до восемнадцати лет либо старше восемнадцати лет, но являющихся инвалидами I или II группы, при отсутствии у них других лиц, которые могут взять их на содержание;

- родного брата, проходящего срочную военную службу.

Отсрочка от призыва на военную службы по семейному положению предоставляется гражданам до исполнения двадцатипятилетнего возраста либо до истечения времени изменения семейного положения, послужившего основанием для предоставления отсрочки.

Отсрочка от призыва на военную службу для продолжения образования предоставляется:

- студентам и аспирантам дневных (очных) форм обучения высших профессиональных учебных заведений, имеющих лицензию или государственную аккредитацию (аттестацию), при условии, что они обучаются в учебном заведении с первого курса и не получают второе высшее образование;

- учащимся средних профессиональных и средних общеобразовательных учебных заведений до их окончания, но не старше двадцати одного года.

Лица, отчисленные из высших и средних профессиональных учебных заведений за плохую успеваемость, недисциплинированность или в связи с осуждением, теряют право на повторную отсрочку от призыва для продолжения образования.

Лицам, ранее отчисленным из высших учебных заведений по различным основаниям и вновь восстановленным в высшем учебном заведении или поступившим в другое учебное заведение, отсрочка от призыва на военную или альтернативную службу для продолжения образования не предоставляется.

Отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья предоставляется гражданам, при-

знанным в установленном порядке временно негодными к военной службе, на срок до шести месяцев.

Граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу, могут быть призваны на военную и альтернативную службу по их желанию на основании заявления.

Граждане, утратившие основание для освобождения от призыва на военную службу, подлежат призыву на военную или альтернативную службу в порядке, установленном Законом "О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах.

2. Прекращение трудового договора в связи с восстановлением на работе работника, который ранее выполнял эту работу, по решению органа государственной инспекции труда или суда (п.2 ст.88 ТК КР).

Этот пункт предусматривает возможность увольнения в случае восстановления на работе работника, ранее выполнявшего данную работу по решению органа государственной инспекции труда или суда.

В этом случае, уволенный ранее работник должен быть восстановлен на работе, причём именно на свою прежнюю должность (на своё рабочее место). В связи с этим работника, которого уже приняли на работу на место незаконно уволенного и восстанавливаемого судом, работодатель вправе уволить по п.2 ст.88 ТК КР. Увольнение производится только в том случае, если работника невозможно перевести с его согласия на другую работу (должность).

3. Нарушение установленных правил приема на работу;

В случае если нарушены правила приема на работу, указанные в п.3 ст. 88 ТК КР, работник может быть уволен с работы при условии, что нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы.

К нарушениям правил приема на работу можно отнести случаи, когда работник принят на работу (должность) без соответствующего образования, без специальных познаний (врач без медицинского образования, юрист без диплома и т. д.); принятие работника на материально-ответственную должность, у которого не снята судимость за корыстные преступления; принятие на вредную работу подростка моложе 18 лет и другие случаи, которые могут определяться Уставами и Положениями организации.

Причем следует разделять основания расторжения трудового договора, содержащиеся в п. 10 ст. 83 ТК КР и в ст. 84 ТК КР. В первом случае расторжение договора происходит за виновные действия, допущенные работником при трудоустройстве,— предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений, а во втором случае — за виновные действия работодателя, который нарушил правила приема на работу.

Нарушение правил приема на работу должно иметь место только со стороны работодателя, т. е. не истребовал у работника необходимых документов, не изучил личность или зная, что у работника нет специального образования или не погашена судимость принял его на должность.

4. Осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу (п.4 ст.88 ТК КР).

По этому основанию может быть уволен работник, если он осуждён к наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы: лишение свободы, ссылка, высылка, запрещение занимать определённые должности и другое. Если к работнику были применены иные меры уголовного наказания (например, условное осуждение), не исключающие возможность продолжения данной работы, его увольнение по п.4 ст.88 ТК КР будет считаться незаконным.

Приказ об увольнении в этом случае издаётся после вступления в законную силу приговора суда. Однако днём увольнения по п.4 ст.88 ТК КР считается последний день работы. В случае если работник был заключён под стражу или отстранён от работы, датой увольнения считается его последний рабочий день, соответственно, перед арестом или отстранением от работы. Эта дата и должна быть указана в приказе об увольнении.

5. Прекращение трудового договора в связи с неизбранием на должность (п.5 ст.88 ТК КР).

Действующее законодательство предусматривает, что заключению трудового договора с некоторыми категориями работников предшествует избрание их на должность. При этом с ними, как правило, заключается трудовой договор, срок которого определяется периодом избрания.

6. Прекращение трудового договора в связи с неизбранием на должность возможно в двух случаях:

- до истечения срока трудового договора;

- после истечения срока трудового договора, когда трудовые отношения с работником фактически продолжались, но в результате проведённых выборов он не был избран на новый срок.

Прекращение трудового договора в связи со смертью работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя умершим или безвестно отсутствующим (п.6 ст.88 ТК КР).

В случае смерти работника трудовые отношения прекращают своё действие, о чём должен быть издан приказ. Основанием к изданию приказа будет являться свидетельство о смерти или определение суда.

Порядок признания гражданина умершим, равно как и безвестно отсутствующим регулируется нормами гражданского и гражданско-процессуального законодательства.

Так, гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 3 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, -в течение 6 месяцев.

При этом днём смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Аналогична процедура признания гражданина безвестно отсутствующим, предусмотренная ст.77

ГК КР, за исключением срока его отсутствия по месту жительства и сведений о месте его пребывания, который определяется одним годом.

7. Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Кыргызской Республики. (п.7 ст.88 ТК КР).

Прекращению по данному основанию подлежат только те договоры, по которым невозможно их исполнение в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств и только в пределах границ зон чрезвычайных обстоятельств, которые определяются в соответствии с нормами закона КР от 24 февраля 2000 года N 45 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Установление данных границ производится назначенными в предусмотренном законодательством порядке руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При решении вопросов о прекращении трудового договора по п.7 ст.88 ТК КР учитываются также нормы конституционного закона КР от 24 октября 1998 года N 135 «О чрезвычайном положении». Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю КР и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся, например, попытки насильственного изменения конституционного строя КР; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера; чрезвычайные экологические ситуации и прочие, которые повлекли или могут повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Если указанные в п.7 ст.88 ТК КР обстоятельства не препятствуют продолжению трудовых отношений, такое прекращение трудового договора будет признано судом незаконным.

Следует учитывать, что прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 88 ТК КР допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижео-плачиваемую работу), которую работник может выполнять с учётом состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями или непосредственно трудовым договором.

Литература:

1. Трудовой кодекс Кыргызской Республики от 4 августа 2004 года N 106;

2. Гражданский кодекс Кыргызской Республики от 30 июля 2015 года N 206;

3. Закон Кыргызской Республики от 24 октября 1998 года N 135 «О чрезвычайном положении»;

4. Закон Кыргызской Республики от 9 февраля 2009 года № 43 «О всеобщей воинской обязанности

граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах»;

5. Закон Кыргызской Республики КР от 24 февраля 2000 года N 45 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

6. Метелев С.Е. Человеческий капитал как фактор экономического роста // Закон и право. - 2008. -№ 5. С. 6-9.

ПРОБЛЕМЫ КОМПЕНСАЦИИ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

РУЗАКОВА O.A.,

дюн, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. г. Москва РУЗАКОВ А.Б.,

старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. г. Москва, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

С 1 марта 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Собрание законодательства РФ, 31.12.2012 г. № 53 (ч.1), ст.7627], положивший начало кардинальным изменениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в рамках Концепции развития гражданского законодательства, принятой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» [Собрание законодательства РФ, 21.07.2008 г., № 29 (ч.1) , ст. 3482]

Одной из многочисленных новелл названного закона стали нормы статьи 16.1 ГК РФ о компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, согласно которой в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

В соответствии с п. 3 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. Как отмечалось в п. 1.4 Концепции совершенствования

общих положений Гражданского кодекса Российской [Вестник ВАС РФ 2009 г. № 4], «универсальный способ защиты гражданских прав закрепляет ст. 15 ГК РФ, посвященной возмещению убытков. При этом возмещение убытков по смыслу данной статьи обоснованно рассматривается как форма гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия. То же можно сказать о ст. 16 ГК РФ, предусматривающей возмещение убытков лишь за неправомерные действия государственных органов. Однако в современном гражданском обороте существуют случаи, когда закон устанавливает возможность компенсации имущественных потерь, причиненных не правонарушениями, а правомерными действиями (например, изъятие имущества для государственных нужд, правомерный односторонний отказ от договора и т.п.). Для таких случаев механизм возмещения убытков, установленный ст. 15 ГК РФ, не должен применяться. В то же время общих норм, устанавливающих механизм определения размера возмещения в случаях, когда имущественные потери причинены правомерными действиями, ГК РФ не содержит». Для ликвидации названного пробела и была введена в ГК РФ комментируемая статья.

Правовая природа компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, определяется наукой не однозначно.

Так, Е.А. Суханов рассматривает отношения из причинения вреда правомерными действиями как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.