Научная статья на тему 'Основания ответственности родителей (иных ззаконных представителей) несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их содержанию и воспитанию'

Основания ответственности родителей (иных ззаконных представителей) несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их содержанию и воспитанию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10510
826
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / РОДИТЕЛИ / ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ / НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ / MINORS / PARENTS / LEGAL REPRESENTATIVES / ADMINISTRATIVE AND LEGAL LIABILITY / FAILURE TO PERFORM THE DUTIES OF EDUCATION / NEGLIGENT PERFORMANCE OF DUTIES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хаметдинова Г. Ф.

С целью законного привлечения к ответственности по части 1 статьи 5.35 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дается подробная характеристика элементов и признаков состава административного правонарушения. Детально рассмотрены элементы и признаки состава административного правонарушения: противоправное деяние, совершаемое в форме бездействия; субъект правонарушения, которым признано лицо, обладающее родительскими правами и несущее ответственность за содержание и воспитание своих детей (является обязательной для обоих родителей), объект правонарушения и его объективная сторона. Разъясняются основания ответственности родителей (иных законных представителей) за допуск (нахождение) несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, в ночное время в общественных местах. Подчеркнуто, что правонарушением выступает как единое (единичное) проявление правонарушения, так и длящееся противоправное поведение. обосновывается, что возбуждению административного производства должна предшествовать тщательная проверка фактов, свидетельствующих о неисполнении либо ненадлежащем исполнении родителем (иным законным представителем) обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (необходимую информацию об этом инспектор подразделения по делам несовершеннолетних может получить в органах опеки и попечительства, в детских поликлиниках, детских садах, школах). Важной для административного производства информацией об образе жизни и взаимоотношениях в семье могут располагать родственники, соседи правонарушителя, сотрудники жилищно-коммунальных служб и другие лица. В случае повторности административного правонарушения предлагается ужесточить санкцию части 1 статьи 5.35 кодекса аналогично части 2 этой же статьи, а именно увеличить размер административного штрафа и в качестве альтернативного наказания предусмотреть административный арест сроком до пяти суток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хаметдинова Г. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUNDS OF MINORS'' PARENTS (OTHER LEGAL REPRESENTATIVES) LIABILITY FOR THE FAILURE TO PERFORM THE DUTIES OF THEIR MAINTENANCE AND EDUCATION

The elements and components of an administrative offence for the purpose of legal prosecution according to Section 1 of Article 5.35 of the Administrative Offences Code of the Russian Federation are studied. They are considered in detail, notably crimes of omission, the subject of an offence that is a person who has parental rights and bears responsibility for the maintenance and education of his (her) children (common and obligatory for both parents). The grounds of parents' (or other legal representatives') responsibility for admission (finding) of minors under 16 in public places at night are given. It is emphasized that not only a single act of the offence, but also the continuing unlawful conduct is regarded as an offence. Administrative proceeding must be preceded by a thorough inspection of the facts testifying parents' (or another legal representative's) failure to perform the duties or negligent performance of duties of minor's education. Juvenile division inspector can acquire the necessary information from the bodies of guardianship, children clinics, kindergartens and schools. Relatives, neighbors of the offender, workers of housing and communal services can provide important information on the way of life and relations in the offender's family. It is proposed that in case of the repeated commission of an offence it is necessary to aggravate the sanction settled in Section 1 of Article 5.35 of the Administrative Offences Code similarly to Section 2 of the same article, namely to raise the administrative penalty and provide administrative arrest for 5 days as an alternative punishment.

Текст научной работы на тему «Основания ответственности родителей (иных ззаконных представителей) несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их содержанию и воспитанию»

Раздел 7. Совершенствование правоохранительной практики

хаметдинова г.Ф.,

кандидат юридических наук, Gulnara.khametdinova@mail.ru кафедра административной деятельности органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, Амурская, 75

KHAMETDINovA G.F., candidate of Legal Sciences, gulnara.khametdinova@mail.ru chair of administrative activity of law enforcement agencies; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen,

625049, Russian Federation

ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (ИНЫХ законных ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их содержанию

И ВОСПИТАНИЮ

Реферат. с целью законного привлечения к ответственности по части 1 статьи 5.35 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дается подробная характеристика элементов и признаков состава административного правонарушения. Детально рассмотрены элементы и признаки состава административного правонарушения: противоправное деяние, совершаемое в форме бездействия; субъект правонарушения, которым признано лицо, обладающее родительскими правами и несущее ответственность за содержание и воспитание своих детей (является обязательной для обоих родителей), объект правонарушения и его объективная сторона. Разъясняются основания ответственности родителей (иных законных представителей) за допуск (нахождение) несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, в ночное время в общественных местах. Подчеркнуто, что правонарушением выступает как единое (единичное) проявление правонарушения, так и длящееся противоправное поведение. обосновывается, что возбуждению административного производства должна предшествовать тщательная проверка фактов, свидетельствующих о неисполнении либо ненадлежащем исполнении родителем (иным законным представителем) обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (необходимую информацию об этом инспектор подразделения по делам несовершеннолетних может получить в органах опеки и попечительства, в детских поликлиниках, детских садах, школах). Важной для административного производства информацией об образе жизни и взаимоотношениях в семье могут располагать родственники, соседи правонарушителя, сотрудники жилищно-коммунальных служб и другие лица. В случае повторности административного правонарушения предлагается ужесточить санкцию части 1 статьи 5.35 кодекса аналогично части 2 этой же статьи, а именно увеличить размер административного штрафа и в качестве альтернативного наказания предусмотреть административный арест сроком до пяти суток.

Ключевые слова: несовершеннолетние, родители, законные представители, административно-правовая ответственность, неисполнение обязанности по воспитанию, ненадлежащее исполнение обязанности по воспитанию.

GROUNDS OF MINORS' PARENTS (OTHER LEGAL REPRESENTATIVES) LIABILITY FOR THE FAILURE TO PERFORM THE DUTIES OF THEIR MAINTENANCE AND EDUCATION

Abstract. The elements and components of an administrative offence for the purpose of legal prosecution according to Section 1 of Article 5.35 of the Administrative offences code of the Russian Federation are studied. They are considered in detail, notably crimes of omission, the subject of an offence that is a person who has parental rights and bears responsibility for the maintenance and education of his (her) children (common and obligatory for both parents). The grounds of parents' (or other legal representatives') responsibility for admission (finding) of minors under 16 in public

places at night are given. It is emphasized that not only a single act of the offence, but also the continuing unlawful conduct is regarded as an offence. Administrative proceeding must be preceded by a thorough inspection of the facts testifying parents' (or another legal representative's) failure to perform the duties or negligent performance of duties of minor's education. Juvenile division inspector can acquire the necessary information from the bodies of guardianship, children clinics, kindergartens and schools. Relatives, neighbors of the offender, workers of housing and communal services can provide important information on the way of life and relations in the offender's family. It is proposed that in case of the repeated commission of an offence it is necessary to aggravate the sanction settled in Section 1 of Article 5.35 of the Administrative Offences Code similarly to Section 2 of the same article, namely to raise the administrative penalty and provide administrative arrest for 5 days as an alternative punishment.

Keywords: minors, parents, legal representatives, administrative and legal liability, failure to perform the duties of education, negligent performance of duties of education.

Довольно часто сотрудники органов внутренних дел при работе с родителями сталкиваются с непониманием последними того, почему они (родители) должны нести ответственность, если ребенок не поддается положительному воздействию, игнорирует их требования. Многие родители считают, что они добросовестно исполняют родительские обязанности по отношению к своим детям, и не видят основания привлечения их к ответственности по ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Однако следует обратить внимание на то, что обязанности ребенка в семье определяются только нормами нравственности (принудить его к их исполнению с помощью закона невозможно) и зависят лишь от его воспитания. За процесс воспитания в ответе родители.

В Конвенции о правах ребенка, одобренной генеральной Ассамблеей ооН 20 ноября 1989 г., закреплено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого должны являться предметом заботы родителей.

Данное положение нашло свое отражение в основном Законе Российской Федерации. В пункте 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Данная правовая норма конкретизируется и обеспечивается законодательством Российской Федерации (Семейный кодекс РФ, гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ» и др.).

Семейный кодекс РФ (далее - СК РФ) основные обязанности по защите прав и интересов несовершеннолетних де-

тей возложил на родителей. Родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке (гл. 10 СК РФ). Статьей 56 СК РФ несовершеннолетнему гарантирована защита его прав и законных интересов.

однако нередко права и интересы ребенка нарушаются самими родителями (одним из них). Лица, осуществляющие родительские права в ущерб правам и законным интересам детей, несут ответственность в установленном законодательством порядке. Так, например, предусмотрена ответственность родителей по ст.ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ; по ст.ст. 150, 151, 156, 157 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ). Следовательно, ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей предусмотрена как административным (ст. 5.35 КоАП РФ), так и уголовным (ст. 156 УК РФ) законодательством. При этом уголовная ответственность наступает в том случае, если противоправное деяние «соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним».

Приведем пример. Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям, выразившееся в бездействии гр-ки М., привело к наиболее тяжким последствиям, повлекшим привлечение последней к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности) и ст. 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением). Как установлено следствием, гр-ка М. проживала с мужем и четырьмя несовершеннолетними детьми. 8 июля 2013 г. между супругами произошла ссора,

и женщина, взяв с собой двух сыновей в возрасте двух и четырех лет, ушла из дома. В тот день гр-ка М. домой не вернулась, оставшись с детьми ночевать у знакомых. Утром следующего дня она привела своих детей в заброшенный дом, где распивала спиртные напитки. При этом дети были голодными. Когда двухлетний ребенок начал плакать и просить воды, нерадивая мать налила малышу 50 миллилитров жидкости с содержанием спирта 40,2 % и заставила его выпить. В результате ребенок сначала уснул, затем находился без сознания. К 19 часам гр-ка М. вернулась домой, по настоянию мужа была вызвана скорая помощь. Врачам не удалось спасти ребенка.

13 июля 2013 г. мальчик скончался от острого отравления изопропанолом и этанолом [1].

Данное преступление, на наш взгляд, стало возможным отчасти из-за отсутствия надлежащей профилактической работы со стороны органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Правовым основанием для возложения ответственности на родителей (законных представителей) по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ является наличие признаков и элементов состава правонарушения, заключающегося в неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Уяснение этих признаков и правильное применение нормы способствуют соблюдению принципов законности и презумпции невиновности.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционных прав несовершеннолетнего, которые нашли закрепление в главе 11 СК РФ «Права несовершеннолетних детей». В частности, ст. 54 СК РФ несовершеннолетнему гарантировано право знать своих родителей, жить и воспитываться в семье, право на заботу и воспитание своими родителями, право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства. К основным правам ребенка законодатель также относит его право на здоровье, ме-

дицинское обслуживание, на получение образования, на общение с родителями и другими родственниками.

При совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, ущемляются законные права и интересы ребенка и, как следствие, интересы государства в воспитании здорового и полноценного молодого поколения общества. Несовершеннолетний, претерпевший нарушение законных прав и интересов, признается потерпевшим. В соответствии со ст. 54 СК РФ и ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет». В тексте КоАП РФ используется понятие «несовершеннолетний» (ст.ст. 5.35, 5.36). Как видим, в российском законодательстве для определения данной категории лиц используется два равнозначных термина

- «ребенок» и «несовершеннолетний».

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение заключается в действии или бездействии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, т.е. в том, что они не выполняют или ненадлежащим образом выполняют свои обязанности по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для получения ими образования, успешного обучения и т.д.

Так, в литературе к признакам неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанностей относят: несоблюдение режима дня, обусловленного психофизиологическими потребностями ребенка определенного возраста, невыполнение гигиенических норм (влекущих заболевания кожного покрова и т.п.), невыполнение рекомендаций и предписаний врача по лечению ребенка и т.д. [2, с. 38].

Недостатком законодательной нормы, закрепленной в ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, на наш взгляд, является отсутствие признаков, характерных для данного право-

нарушения. Законодатель в диспозиции ч. 1 указанной нормы лишь перечисляет обязанности родителей, неисполнение которых влечет административно-правовые санкции. При этом каких-либо судебных комментариев относительно данной нормы не имеется. В доктринальном толковании также наблюдается отсутствие единообразия и полноты исследуемого вопроса. В то же время именно уяснение признаков деяния вызывает трудности у правоприменителя.

Для уяснения содержания объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, необходимо, во-первых, дать толкование понятия бездействия, во-вторых, указать особенности структуры диспозиции данной нормы, в-третьих, определиться с моментом окончания правонарушения, установить, является ли оно единичным или носит длящийся характер.

Обратимся к правовому толкованию бездействия. Противоправное бездействие представляет собой акт поведения, состоящий в несовершении лицом того действия, которое оно должно было и могло совершить. Бездействие - это общественно опасное, осознанное, волевое пассивное поведение (несовершение тех или иных действий) при наличии возможности и обязанности действовать определенным образом. При этом деяние - как действие, так и бездействие - это юридическая, а не физическая категория [3, с. 15]. Обязанность действовать должна исходить из указания в законе. Соответственно, неисполнение обязанностей, вытекающих из прямого указания на них в СК РФ, следует признать противоправным и влекущим за собой ответственность деянием, т.е. бездействием. При квалификации деяния следует помнить, что правовая обязанность включает интеллектуальный и волевой момент

- лицо имело обязанность действовать в интересах несовершеннолетнего и имело возможность совершить эти действия. В противном случае правовая ответственность исключается. Например, несовершеннолетний, воспользовавшись отсутствием родителей дома, пригласил одноклассников в гости, которые задержались до одного часа ночи, шумели, включали громко музыку. Соседи по данному факту вызвали полицию. Было установлено, что

родители пятнадцатилетнего подростка находились в служебной командировке и не имели возможности проконтролировать поведение сына. Тем не менее практика исходит из того, что, уезжая, родители должны были обеспечить присмотр за несовершеннолетним ребенком, поэтому их привлекли к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Формальный характер нормы позволяет считать противоправное деяние оконченным с момента неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению несовершеннолетнего. Законодатель справедливо посчитал, что ответственность в случае нарушения прав ребенка должна наступать независимо от наличия вредных последствий.

Отсутствие квалифицирующих признаков в данной норме влечет одинаковую ответственность родителей по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ вне зависимости от характера и степени совершенного несовершеннолетним деяния. Изучение правоприменительной практики показало, что это может быть: нарушение несовершеннолетним правил дорожного движения (переход проезжей части в неустановленном месте), нахождение несовершеннолетнего в общественном месте в ночное время без сопровождения родителей (законных представителей), уклонение от обучения, мелкое хулиганство, распитие алкогольных напитков в общественных местах, совершение общественно опасного деяния или преступления и т.д. Основываясь на содержании ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, правоприменитель устанавливает ответственность для родителей несовершеннолетних во всех перечисленных случаях в рамках санкции данной нормы

- предупреждение или назначение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Под административным правонарушением (неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей), предусмотренным ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, принято понимать как единое (единичное) проявление правонарушения, так и длящееся противоправное поведение субъекта.

Простое деяние представляет собой единое действие или кратковременное бездействие. Так, основанием для привлечения родителей к ответственности по ч. 1

ст. 5.35 КоАП РФ служит, например, единичное нахождение несовершеннолетнего ребенка в ночное время в общественном месте без сопровождения родителей или законных представителей.

Длящимися признаются такие правонарушения, которые, начавшись с какого-либо противоправного действия или бездействия, осуществляются затем непрерывно путем неисполнения обязанности. Начальным моментом данного деяния может быть как активное действие, так и бездействие, а затем виновный либо не исполняет конкретную возложенную на него обязанность, либо исполняет ее не полностью, ненадлежащим образом, и его поведение оценивается как бездействие по отношению к этой обязанности [4, с. 258].

Е.А. Новосельцева применительно к ст. 156 УК РФ указала: «Характерной особенностью данных посягательств является то, что они относятся к категории продолжаемых и длящихся деяний. Иными словами, обязательным признаком объективной стороны выступает систематичность совершения противоправных деяний» [2, с. 38].

Следует отметить, что анализируемая норма (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ) носит бланкетный характер, соответственно, требует обращения к иным нормативным правовым актам, устанавливающим обязанность субъекта действовать в интересах ребенка. К их числу следует отнести Конвенцию о правах ребенка, Конституцию РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс РФ, гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации, например, Кодекс Тюменской области об административной ответственности, Закон Тюменской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области», Закон Тюменской области «О защите прав ребенка» и др.

Данное обстоятельство вытекает из содержания ст. 1.1 КоАП РФ, ст.ст. 3, 9 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Так, в ст. 9 указанного закона закреплено: «Должностные лица, родители несовершеннолетних или иные их законные представители и иные лица

несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».

Значительное разнообразие источников регулирования административно-правовых отношений вызывает порой определенные трудности, например, при соотношении законодательных норм федерального и регионального уровня.

Так, Кодексом Тюменской области об административной ответственности (далее

- КТО) предусматривалась ответственность родителей (законных представителей) за допуск (или нахождение) несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, в ночное время в общественные места без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних.

Законом Тюменской области от 4 апреля 2013 г. N 16 «О внесении изменений в Кодекс Тюменской области об административной ответственности» в целях приведения регионального законодательства в соответствие с требованиями статей 1.1, 1.3, 1.3.1 КоАП РФ, подп. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» признаны утратившими силу абз. 2 ч. 1 и абз. 2 ч. 2 ст. 2.5 КТО, предусматривающие ответственность родителей (законных представителей) за допуск (или нахождение) несовершеннолетних, не достигших 16 лет, на объекты (на территории, в помещения), которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивные рестораны, винные бары, пивные бары, рюмочные, в другие места; допуск (или нахождение) таких несовершеннолетних в ночное время в общественные и иные места.

Таким образом, внесено изменение в ст. 2.5 КТО, устанавливающую ответственность за допуск (или нахождение) несовершеннолетних в места, нахождение в которых может причинить вред здоровью,

физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию*. До принятия указанного закона к ответственности по ст. 2.5 КТО наряду с должностными и юридическими лицами привлекались родители несовершеннолетних. В настоящее время законодатель исключил родителей из списка субъектов данного правонарушения.

В практической деятельности данное изменение было принято с некоторой осторожностью, что произошло, на наш взгляд, из-за отсутствия своевременной разъяснительной работы со стороны руководителей заинтересованных подразделений и служб органов внутренних дел. Выразилось это, например, в том, что сотрудники ППСП перестали доставлять в отделы полиции несовершеннолетних, которые в ночное время находились в общественном месте без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних.

Согласно поступившему из Прокуратуры Тюменской области в подразделения по делам несовершеннолетних г. Тюмени информационному письму о внесении изменений в ст. 2.5 КТО, ответственность за данный административно-правовой деликт на территории Тюменской области должна наступать по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних). В письме разъясняется, что статьей 5.35 КоАП РФ охватываются все случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями (законными представителями) родительских обязанностей, в том числе допуск (нахождение) несовершеннолетних в места, нахождение в которых может причинить вред здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Так как указанная обязанность установлена федеральным законодательством, то и установление административной ответственности за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение этой обязанности должно осуществляться федеральным законом.

* Кодекс Тюменской области об административной ответственности от 27 дек. 2007 г. N 55 // Вестник Тюменской областной Думы. 2007. N 10.

Следуя данному разъяснению, уполномоченные лица возбуждают административное производство в отношении родителей, допустивших нахождение в ночное время в общественных местах несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, а не по ст. 2.5 КТО, как прежде.

Причем за разъяснением понятия «ночное время», отсутствующим в ст. 5.35 КоАП РФ, следует обращаться к ч. 2 ст. 2.5 КТО либо ч. 2 ст. 17.1 закона Тюменской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области»**, где ночным временем признается промежуток времени «с 22 до 6 часов местного времени в период с 1 ноября по 31 марта и с 23 до 6 часов местного времени - в период с 1 апреля по 31 октября».

Раскрыть содержание объективных признаков анализируемого правонарушения позволяет также ч. 1 ст. 17.1 Закона «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области». Согласно ей, запрещен допуск (или нахождение) несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, в ночное время в общественные места, в том числе на улицы, в спортивные сооружения, в парки, в скверы, в транспортные средства общего пользования, на остановки общественного транспорта, в подвалы, на чердаки, на лестничные площадки, в лифты, на вокзалы, на объекты (на территории, в помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавлива-

** О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области: закон Тюменской области от 6 окт. 2000 г. N 205 // Вестник Тюменской областной Думы. 2000. N 9.

емых на его основе), и в иные общественные места, определяемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Данная правовая норма закрепляет перечень общественных мест, имеющих квалифицирующее значение при правовой оценке противоправного деяния. При профилактической работе с родителями и несовершеннолетними следует разъяснять, что нахождение подростка в ночное время даже «в собственном подъезде» не исключает риска причинения вреда здоровью несовершеннолетнего, его физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Обеспечение указанных запретов названный закон (ч. 3 ст. 17.1) возлагает прежде всего на родителей или лиц, их заменяющих.

Сотрудники полиции при обнаружении в ночное время подростков в подъездах, чердаках, подвалах домов, где они проживают, зачастую доставляют несовершеннолетних в территориальный орган полиции, минуя место жительства подростка и не известив о данном факте родителей (иных законных представителей несовершеннолетнего). Подобные действия сотрудников полиции вызывают недоверие граждан и содержат признаки превышения должностных полномочий.

Согласно п. 8 ст. 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», о каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей. Порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих), лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения несовершеннолетнего и его доставления определяется законодательством субъектов Российской Федерации, в частности, законом Тюменской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области». Установленный порядок уведомления подлежит соблюдению всеми субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Несмотря на то, что ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ носит общий характер и, как следует

из вышеуказанных разъяснений, охватывает все случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанностей родителей, необходимо помнить о том, что данное правонарушение носит длящийся характер и, соответственно, не всегда дает основание для привлечения лица к административной ответственности за единичное допущение нахождения несовершеннолетнего в ночное время без присмотра в общественных местах. Однако на практике идут именно по этому пути, возбуждая административное производство по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ и привлекая к ответственности родителей (законных представителей) во всех выявленных случаях, указывая в протоколе об административном правонарушении, например: «гр-ка (ФИО) допустила нахождение своего несовершеннолетнего сына в общественном месте без сопровождения родителей в ночное время».

Если других признаков, свидетельствующих о недобросовестном исполнении родительских обязанностей, не установлено, то единичное обнаружение подростка в рассматриваемых условиях не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Между тем ч. 2 ст. 2.5 КТО позволяла применить меры административно-правового воздействия и в случае единичного проявления признаков правонарушения. Со слов сотрудников Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, оказывать влияние на несовершеннолетних и их родителей удается благодаря «остаточной силе» действовавшей в недавнем прошлом редакции статьи 2.5 КТО, предусматривавшей ответственность за нарушение временных ограничений нахождения в общественных местах, установленных для лиц, не достигших 16-летнего возраста.

При правовой оценке подобных ситуаций следует помнить, что законодательная конструкция ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ предполагает длящийся характер противоправного деяния. Соответственно, единичное, случайное упущение добросовестного родителя не дает основания для возбуждения административного производства по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Каждый случай требует внимательного и всестороннего изучения.

Возбуждению административного производства по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ должна предшествовать тщательная проверка фактов, свидетельствующих о неисполнении либо ненадлежащем исполнении родителем (законным представителем) обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Инспектор подразделения по делам несовершеннолетних интересующую информацию может получить в органах опеки и попечительства, в детских поликлиниках, детских садах, школах и т.д. Определенной информацией об образе жизни и взаимоотношениях в семье могут обладать иные лица, например родственники, соседи, сотрудники жилищно-коммунальных служб и т.д.

Как показывают результаты изучения материалов об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, проверка фактов неисполнения либо ненадлежащего исполнения родительских обязанностей проводится поверхностно, а то и не проводится совсем. Так, например, зачастую материалы проверок не содержат актов обследования материально-бытовых условий воспитания несовершеннолетнего, не запрашивается характеризующий материал на членов семьи и т.д.

Как верно отмечено О.Н. Беловой, рассматривающей проблемы возбуждения уголовных дел по ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», к материалам проверки не всегда приобщаются объяснения участковых педиатров, врачей скорой помощи, травмпунктов, оказывающих первую медицинскую помощь, педагогов в школе, воспитателей детского сада, участковых уполномоченных, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних [5, с. 370]. Сведения, собранные из перечисленных автором источников информации, позволяют охарактеризовать родителей ребенка, оценить взаимоотношения в семье, поведение в быту и т.д., что способствует полному и объективному рассмотрению материалов дела в суде.

Изложенные О.Н. Беловой замечания справедливы и применительно к производству об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Субъектами данного правонарушения являются лица, обладающие родительскими правами:

- родители ребенка, т.е. лица, официально записанные в свидетельстве о рождении в качестве отца или матери ребенка (порядок установления происхождения ребенка определяется главой 10 СК РФ);

- законные представители несовершеннолетнего. К законным представителям ребенка относятся установленные в законодательном порядке усыновители, опекуны и попечители. Опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство устанавливается над детьми в возрасте от

14 до 18 лет органами опеки и попечительства.

Обладающие родительскими правами лица несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность является общей и обязательной для обоих родителей. Следовательно, речь идет не только о нравственном долге каждого родителя, но и о его конституционной обязанности по воспитанию своих несовершеннолетних детей. Наделение родителей правами в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые, желательные с точки зрения государства действия и поступки, направленные на благо ребенка. Права родителей порождают соответствующие обязанности.

Не могут быть субъектами данного правонарушения родственники ребенка: бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя, иные лица, не признанные в законодательном порядке законными представителями несовершеннолетнего.

Как уже отмечалось, к ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ могут привлекаться родители или, в случае их отсутствия, законные представители несовершеннолетнего. Причем равную ответственность несут оба родителя. Данное обстоятельство позволяет в случае административно-правового деликта привлекать к ответственности обоих родителей одновременно. Например, решением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Восточного административного округа г. Тюмени в отношении каждого из родителей несовершеннолетнего по результатам рассмотрения дела назначено административное наказание в

виде штрафа. Основанием для такого решения явилось следующее обстоятельство. В период с января по февраль 2013 г. несовершеннолетним в составе группы лиц был совершен ряд хищений товарно-материальных ценностей, преимущественно из продуктовых магазинов и ларьков. При изучении семейно-бытовых условий воспитания несовершеннолетнего было установлено, что ребенок после развода родителей проживал совместно с дедом, который не препятствовал тому, что внук регулярно собирал в квартире компанию друзей. Подростки в квартире развлекались, распивали спиртные напитки. В школе несовершеннолетний характеризуется отрицательно, допускает пропуски занятий без уважительной причины, не соблюдает общие педагогические требования. По словам классного руководителя, родители отстранились от воспитания ребенка, «каждый устраивает свою личную жизнь». Попытки учителей обратить внимание на успеваемость сына, усилить контроль за его поведением не нашли должного отклика со стороны родителей*. По нашему мнению, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав обоснованно привлекла родителей к административной ответственности, назначив им соответствующее наказание.

Как показало изучение материалов, характеризующих данную семью, родители неоднократно привлекались к ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, однако безответственное отношение к исполнению родительских обязанностей по воспитанию сына привело к более серьезным последствиям - несовершеннолетним было совершено несколько тяжких преступлений против чужой собственности. Согласно постановлению о привлечении в качестве обвиняемого несовершеннолетнего П.**, общественно опасные деяния были совершены подростком в ночное время суток, что стало возможным из-за отсутствия должного контроля со стороны родителей.

Данная ситуация наглядно демонстрирует, что мерами санкции ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ не была достигнута цель административного наказания. Родители, бу-

* Архив ПДН ОП-1 УМВД России по г. Тюмени за 2012 г.

** Уголовное дело N 2013060671/2 // Архив

СО ОП-1 УМВД России по г. Тюмени за 2013 г.

дучи подвергнуты административному наказанию, не предприняли мер, способствующих добросовестному исполнению обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего сына.

С субъективной стороны правонарушение выражается в умышленном неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию детей. Так, например, гр-ка В., в июне 2012 г. выйдя замуж за гражданина Казахстана Р., уехала со своей несовершеннолетней дочерью, 2004 г.р., к родителям супруга в г. Астану. К началу учебного года семья не вернулась к месту постоянного проживания, и дочь, учащаяся 2 класса, не приступила к обучению. После неоднократных бесед администрации школы с матерью девочки по телефону, 10 октября 2012 г. семья вернулась в Тюмень и несовершеннолетняя приступила к занятиям. Со слов матери стало известно, что по месту пребывания несовершеннолетняя школу не посещала***.

В действиях гр-ки В. усматривается нарушение ст. 52 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», согласно которой родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Аналогичная норма закреплена в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в законную силу с 1 сентября 2013 г., в ст. 44 которого закреплено, что родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. За неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, а именно административную ответственность по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. В данном случае в действиях гр-ки В. усматривается умышленная вина в совершении административного правонарушения, так как ею осознавалась противоправность своего бездействия.

*** Архив ПДН ОП-1 УМВД России по г. Тюмени за 2012 г

Предлагаем в случае повторности административного правонарушения усилить санкцию ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, как это предусмотрено относительно ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ. В ч. 3 ст. 5.35 КоАП РФ сказано, что повторное в течение года совершение правонарушения влечет усиление наказания, а именно увеличение размера административного штрафа, и в качестве альтернативного наказания предусматри-

вается административный арест сроком до пяти суток. Данное предложение потребует дополнить ч. 3 ст. 5.35, следующими словами: «Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, —...» и позволит в случае повторного в течение года нарушения ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ применить более строгое наказание в рамках санкции данной нормы.

Список литературы

1. По вине нерадивой матери скончался двухлетний ребенок [Электронный ресурс]. URL: http:// www. vesti.ru (дата обращения: 10 нояб. 2013 г.).

2. Новосельцева Е.А. О правовых основах предупреждения сексуальной эксплуатации несовершеннолетних и профилактики ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по воспитанию детей // Участковый. 2012. N 4. С. 35-42.

3. Никонов В.А. Учение о преступлении: учеб.-метод. пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского юрид. ин-та МВД России, 1998. 52 с.

4. Административное право: учебник / под общ. ред. А.И. Каплунова. М.: ДГСК МВД России, 2011. 536 с.

5. Белова О.Н. К проблеме возбуждения уголовных дел, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних // Проблемы управления органами расследования преступлений в связи с изменением уголовно-процессуального законодательства: материалы межвуз. науч.-практ. конф.: в 2 ч. М.: Академия управления МВД России, 2007. Ч. 1. С. 366-371.

References

1. Po vineneradivoy materiskonchalsya dvukhletniy rebenok [The fault of a negligent mother died two year old child]. Available at: http:// www.vesti.ru (Accessed 10 November 2013).

2.Novosel'tsevaE.A.Opravovykh osnovakhpreduprezhdeniyaseksual'noyekspluatatsii nesovershennoletnikh i profilaktiki nenadlezhashchego ispolneniya roditelyami obyazannostey po vospitaniyu detey [On the legal framework for the prevention of sexual exploitation of minors and prevention of improper performance of duties of parents to raise their children]. Uchastkovyy - The divisional, 2012, no. 4, pр. 35-42.

3. Nikonov V.A. Uchenie o prestuplenii [Doctrine of the crime]. Tyumen, Publisher Tyumen Legal Institute Russian Ministry of Interior, 1998. 52 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Administrativnoepravo [Administrative law]. Mosraw, DGSK MVD Rossii Publ., 2011. 536 p.

5. Belova O.N. K probleme vozbuzhdeniya ugolovnykh del, svyazannykh s neispolneniem ili nenadlezhashchim ispolneniem obyazannostey po vospitaniyu nesovershennoletnikh [The problem of criminal cases related to non-performance or improper performance of duties on education of minors]. Problemy upravleniya organami rassledovaniya prestupleniy v svyazi s izmeneniem ugolovno-protsessual'nogo zakonodatel'stva. Materialy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Problem management authorities investigating crimes in connection with a change in the criminal procedural law: materials Interuniversity scientific conference in 2 parts]. Moscow, Academy of the Interior Ministry of Russia, 2007. Part. 1. Pp. 366-371.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.