Научная статья на тему 'Основания для диалога научных культур в современном образовании'

Основания для диалога научных культур в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУР / ДИАЛОГ НАУЧНЫХ КУЛЬТУР / COMPONENTS OF NATURAL-SCIENTIFIC AND HUMANITARIAN CULTURES / DIALOGUE OF SCIENTIFIC CULTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плугина Наталья Александровна

В статье рассматривается проблема реализации диалога научных культур, выделены философско-образовательные основания для дополнительности, в частности, диалога гуманитарной и естественнонаучной культур в системе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES FOR DIALOGUE OF SCIENTIFIC CULTURES IN MODERN EDUCATION

The article considers the realization problem of dialogue of scientific cultures; singles out philosophical and educational bases for a complementarity, in particular, for a dialogue of humanitarian and natural-scientific cultures in professional training system.

Текст научной работы на тему «Основания для диалога научных культур в современном образовании»

УДК 371.1 ББК 45.701

Плугина Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра естествознания и философии образования Магнитогорский государственный университет г. Магнитогорск Plugina Natalya Alexandrovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Natural Sciences and Education Philosophy Magnitogorsk State University Magnitogorsk

Основания для диалога научных культур в современном образовании Bases for Dialogue of Scientific Cultures in Modern Education

В статье рассматривается проблема реализации диалога научных культур, выделены философско-образовательные основания для дополнительности, в частности, диалога гуманитарной и естественнонаучной культур в системе профессионального образования.

The article considers the realization problem of dialogue of scientific cultures; singles out philosophical and educational bases for a complementarity, in particular, for a dialogue of humanitarian and natural-scientific cultures in professional training system.

Ключевые слова: компоненты естественнонаучной и гуманитарной культур, диалог научных культур.

Key words: components of natural-scientific and humanitarian cultures, dialogue of scientific cultures.

Одной из основных тенденций развития современных государственных образовательных систем наряду с глобализаций (и, в частности, интеграцией), гуманизацией, фундаментализацией технологизацией, стандартизацией и компьютеризаций является диалог культур.

Реализация по меньшей мере четырех из этих тенденций невозможна без интеграции (и, в частности, без диалога) естественнонаучной и гуманитарной культур. Отметим также, что и остальные тенденции развития образования в той или иной мере предполагают диалог научных культур.

Для объяснения философско-образовательных основ дополнительности, и, в частности, диалога культур необходимо:

1) выявить соответствующие историко-логические предпосылки;

2) определить основные компоненты и признаки естественнонаучной и

гуманитарном культур;

3) выработать единый метод (или подход) для изучения естественнонаучной и гуманитарной культур;

4) выявить методологические и гносеологические основания для диалога научных культур;

5) представить наглядную модель диалога научных культур.

В самом широком смысле, под культурой принято понимать все то, что создано человеком (его деятельностью, трудом), человечеством в ходе его истории, в отличии от природных процессов и явлений, т.е. главная отличительная черта системы человеческой культуры состоит в том, что она созидается человеческим трудом. (4, с. 9)

Понятие культура очень широкое, по сути, оно охватывает множество самых разнообразных вещей и процессов, связанных с деятельностью человека. Все это многообразие принято делить на две большие группы - материальную культуру и духовную культуру.

Основные компоненты естественнонаучной и гуманитарной культур определены в кандидатской диссертации Е.Ю. Ивановой (1, с. 11). Представим информацию в табличной форме.

Таблица 1

Компоненты научных культур

Гуманитарная культура Естественнонаучная культура

Понимание Объяснение

Индивидуализация, дифференциация Генерализация, интеграция

Антропоцентризм Природоцентризм

Общение Бытие

Социальная значимость Идеологическая нейтральность

Смыслы (истина) Ценности

Субъект-субъектное взаимодействие (человек - человек) Субъект-объектное взаимодействие (человек -природа)

Качественные методы исследования Количественные методы исследования

Изменчивость, подвижность Устойчивость явлений

Саморазвитие Развитие

Сравнительный анализ естественнонаучной и гуманитарной культур, проведенный в исследовании Е.Ю. Ивановой, позволяет автору сделать следующие выводы, раскрывающие сущность интеграции:

«1) одинаковость фундаментальных идей, составляющих базис двух культур; 2) дуальность, лежащая в основе классификации культур;

3) гуманизация естественнонаучного и гуманитарного образования;

4) одинаковость подходов, реализующих концептуальные идеи, законы, принципы, условия гуманизации» (1, с. 7).

Мы полагаем, что основой для дополнительности и, в частности, для диалога культур, в процессе их интеграции может случить единый методологический подход. Для выявления основных положений этого подхода необходимо проанализировать основные циклы учебных дисциплин.

Известно, что все естественнонаучные дисциплины базируются на математике. Основное отличие естественных наук, от гуманитарных, с точки зрения математики заключается в более высокой степени их математизации. Наибольшей степенью математизации и, следовательно, более полным применением математических методов, обладает физика. Далее, по убывающей, - химия, биология, экология, психология. Некоторая степень математизации присуща и гуманитарным наукам, которые используют методы математической статистики для подтверждения полученных результатов педагогических экспериментов или социологического опроса, например.

Поиск этих оснований и реального диалога требуют:

а) единой космобиопсихосоциокультурной природы человека и связанный с ней современный (кибернетический и физикалистский) синтез наук (6);

б) традиционной многопредметности современного образования,

требующей сочетания в мышлении учащихся гуманитарных и естественнонаучных типов мышления (физико-математического,

биохимического, технико-технологического, гуманитарно-экологического, например).

Соотношение между типами и стилями мышления наглядно представим в табличной форме (см. таблица 2).

Таблица 2

Соотношение стилей и типов мышления

Стили ^мышления Типы мышления формально- логический эмпирический теоретический разумный

физико- математический + + +

биохимический

технико- технологический +

гуманитарно- экологический

Отметим, что основной задачей математики является решение задач, которое и в ходе, и в последствии надо проанализировать.

С точки зрения идейно-понятийного подхода, основанного на единой четырехэтапной структуре познания (основание, ядро, следствия, общее критическое истолкование), используя результаты исследования З.М. Гранатовой (2, с. 13), процесс решения задачи может выглядеть следующим образом (см. таблицу 3):

Таблица 3

Структура понятия о задаче в концепции информационно-проектного обучения современному естествознанию

Этапы решен ия задачи Содержание этапа С >сновная цель

Классическое естествознан ие Информационнопроектное обучение в современном естествознании

1 2 3 4

Основа ние 1. Анализ текста задачи (с выявлением его элементов и с использованием аналогий). 2. Определение вида задачи. Классификация видов задач. 3. Первичное родовое определение задачи. Определение оснований и компонентов модели, осознание их взаимосвязи. Выделение проблемы и формулировка данных задачи (определение объекта задачи, его характеристик)

Ядро 4. Осознание «противоречия» или «проблемного звена» содержания задачи с преобразованием «в знание о незнании». 5. Осознание своего отношения к задаче (как элемент рефлексии). составление математическ ой модели ожидаемого результата. Проектирование решения задачи, разработка математической (или инфологической) модели, составление алгоритма решения, исходя из

6. Знание общей структуры действий или этапов рения задач (с выделением их главных элементов). математической модели.

Следст вия 7. Знание полной структуры процесса решения задач. 8. Родо-видовое (второе) определение задачи. 9. Самостоятельное решение задач (на основе знаний соответствующих методов). реализация разработанной модели известными способами. Решение задачи с помощью информационных систем (составление визуального представления -презентации, схемы, графа, таблицы и т.п.)

Общее критич еское истолк ование 10. Осознание роли решения задач в деятельности и научном мышлении. 11. Осознание уровня своего субъективного умения решать задачи (как элемент рефлексии). оценка достоверности полученных результатов, их обоснованнос ть описание процесса решения задачи на основании визуализированного решения, в частности ответить на вопросы: - для чего?, и зачем?, на основе которых возможно построение выступления

Реализация концепции информационно-проектного обучения студентов с использованием современных информационных технологий отражена нами в последнем столбце таблицы 2.

На современном этапе развития науки в целом и естествознания, в частности меняется быстрота решения задачи и, в связи с этим несколько корректируются общие цели решения задач, мы их представили в четвертом столбце таблицы 3.

Таблица 3

Эволюция научных представлений

Наука Классические представления Современные представления Основной итог

Физика с астрономией Механическая картина мира Квантовокосмологическая картина мира Квантово- космологическая модель «Суперобъединения»

Химия Учение о составе вещества Эволюционная химия Изучение биокатализаторов. Синтез Химии, физики и биологии.

Биология Натуралистическая биология Эволюционная биология, системносинергетический подход Интеграция биологии, физики и химии.

Психология Относилась к гуманитарным наукам Вошла в естествознание в связи с изучением Познание образа мира и места

человека как части природы. человека в нем

Экология Существовала на бытовом уровне, как самостоятельная наука не выделялась. Появилась как интегративная наука, основанная на диалоге культур Императивы ответственности, законы экологии.

Отметим, что применение единого подхода для решения задач позволит решать задачи из любой области науки (как гуманитарной, так и естественной, и технической), следовательно, он может служить еще одним основанием для интеграции наук и, в частности, для диалога научных культур.

Еще одним основанием для диалога научных культур, на наш взгляд может случить эволюция научных знаний во времени. Открытия, сделанные в науке за последнее время привели к развитию естественных и гуманитарных наук в целом. Можно проследить изменение основных представлений в естественных науках с течением времени. Подробно это изложено в пособии Г.Г. Гранатова (3), здесь в свернутом виде мы представим информацию в виде таблицы.

Гораздо сложнее просматриваются изменения в гуманитарных науках, в силу их слабой математизации и структурирования.

Спецификой гуманитарных наук является их социальная значимость, изменчивость и подвижность (здесь в большей мере знание является субъективным). Именно в связи с этим привести подобную таблицу для гуманитарных наук практически невозможно.

На каждом из этапов познания роль наук разная. Спецификой каждой из областей знания является доминанта какого-либо этапа. Как и для теории логика основных этапов познания неизменна как для гуманитарных, так и для естественно-математических наук:

1. Основание (или основные предпосылки) может представлять собой исходные экспериментальные факты, принципы, аксиомы, исходные начала, законы, положения, исходный «идеализированный объект».

2. Любая теория и наука кроме основания имеет ядро: в него входят ключевая центральная идея, модель, математическое основное уравнение, законы сохранения, фундаментальные константы или инварианты.

3. Следствия теории и науки - в него входят основные выводы, формулы, полученные выводным путем из основания и ядра, явления, приборы, - т.е. материально-идеальные результаты.

4. Любая теория и наука имеет общее критическое истолкование (выяснение границ приложимости ее теорий, ее роли в картине мира) (3, с. 22).

Современная наука - сложная и многообразная система отдельных научных дисциплин. В настоящее время насчитывается несколько тысяч наук, которые можно объединить в две большие группы: фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные науки имеют целью познание объективных основополагающих законов мира, которые существуют объективно, независимо от желаний и возможностей - человека, именно они и определяют основное содержание научной картины мира. К фундаментальным наукам относятся: математические науки, естественные науки (механика, астрономия, астрофизика, физика, химическая физика, физическая химия, химия, геохимия, геология, география, биохимия, биология, антропология и др.), социальные науки (история, археология, этнография, экономика, статистика, демография, науки о государстве, праве, история искусств и др.), гуманитарные науки (психология и ее отрасли, педагогика и ее отрасли, логика, лингвистика, филология и др.), философские науки и др.

Прикладные науки нацелены на разработку способов применения полученных фундаментальными науками знаний объективных законом мира, для удовлетворения потребностей и интересов людей. К прикладным наукам относятся: кибернетика, технические науки (прикладная механика, технология машин и механизмов, сопротивление материалов, техническая физика, химикотехнологические науки, металлургия, горное дело, электротехнические науки, ядерная энергетика, космонавтика и др.), сельскохозяйственные науки, медицинские науки и т.д. (4, с. 14-15).

Ориентиром для обоснования специфики дополнительности гуманитарных и естественных наук могут стать общие закономерности существования и развития природы: Системность, самоорганизация,

эволюционизм, триединство (3, с.14).

Перефразируя В.М. Найдыша, отметим, что научная культура -многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которой, в том числе естественные и гуманитарные науки и соответствующие культуры, в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой (4, с. 5).

Аспекты проблемы взаимодействия научных культур можно сформулировать следующим образом: 1) проблема единства науки;

2) закономерности взаимодействия науки и искусства (5).

В системе духовной культуры наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга там, где речь идет о формировании целостной гармонической личности, о полноте человеческого мироощущения. (4, с. 17)

Естественнонаучные методы познания в большей мере используются в гуманитарных и общественных науках. Без их применения немыслимы достижения современной науки происхождения человека и общества. Яркое взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания проявляется в относительно новой области теории самоорганизации - синергетике.

Однако, все науки и гуманитарные и естественные призваны обеспечить формирование понятий у обучающихся. Основой для диалога научных культур могут стать интегративные понятия.

Мы исходим из того, что интегративные понятия - это понятия, интегрирующие в себе информацию из разных наук и, соответственно, -развиваемые при изучении студентами разных учебных дисциплин. Проще говоря, эти понятия являются предметами исследования и изучения в разных науках и в разных учебных дисциплинах.

Наиболее эффективное развитие интегративных понятий достигается в развивающем образовании, содержание которого (особенно в “знании о научном знании”) должно иметь четкую идейно-понятийную структуру, которая систематизируется ключевыми стержневыми идеями и, в частности, -моделями, “идеализированными объектами”, обобщенными представлениями (образами) методологического плана.

Необходимым условием успешного изучения и усвоения любого учебного курса является, на наш взгляд, «системность знаний». Как ясно из

вышеизложенного, мы полагаем, что это свойство сформированных в науке или мышлении знаний, состоящее в том, что эти знания имеют идейно-понятийную (дискретно-непрерывную) структуру, т.е. «генерализируются» с помощью четкой системы научных идей и являются системой взаимосвязанных между собой диалектических понятий о всех известных предметах познания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование интегративных понятий у студентов невозможно без интеграции знаний из многих наук, как гуманитарных, так и естественных. Примером интегративного понятия, охватывающего как гуманитарные, так и естественные науки может выступать понятие вещество. Для формирования этого понятия нами разработано программированное упражнение, вопросы которого не только отражают содержание самого понятия (по обобщенному плану изучения), но и способствуют развитию рефлексивных умений студентов. По целому ряду других интегративных понятий так же разработаны программированные задания и упражнения (3, с. 480-496).

Подводя общий итог, отметим, что диалог научных культур возможен на базе: 1) выделенных компонентов каждой из культур, их взаимодополнении;

2) общем понятийном подходе, применяемом при решении задач (как из гуманитарных, так и из естественнонаучных областей знания); 3) формирования интегративных понятий, имеющих место, как в гуманитарных, так и в естественных науках; 4) общей тенденции науки к интеграции.

Библиографический список

1. Иванова Е.Ю. Обучение основам физики студентов средних профессиональных учебных заведений гуманитарной направленности в условиях интеграции естественнонаучной и гуманитарной культур. Автореф. Дисс. ... канд.пед.наук. 13.00.02 -теория и методика обучения физике. / Е.Ю. Иванова Челябинск. - 2007. - 22с.

2. Гранатова З.М. Сущность понятийно-деятельностной технологии развития у учащихся обобщенного умения решать задачи (методические рекомендации). / З.М. Гранатова - Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 25с.

3. Гранатов Г.Г. Концепции современного естествознания (система основных понятий): Учебное пособие (издание второе). / Г.Г. Гранатов - М.: Флинта: МПСИ, 2008. -576 с.

4.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник./ В.М. Найдыш -Изд.3-е, перераб. и доп. - М.:Альфа-М; Инфра -М, 2007. - 704 с.

5.Сноу Ч. Две культуры. / Ч. Сноу. - М., 1973.

6. Новик И.В. Вопросы стиля мышления в естествознании. / И.В. Новик - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1975. - 144 с.

Bibliography

1. Granatova, Z.M. The Essence of the Pupils’ Conceptual-and-Activity Development Technologies of Generalized Ability to Solve Tasks (Methodical Recommendations) / Z.M.Granatova - Magnitogorsk: MaSU, 2002. - 25 p.

2. Granatov, G.G. Modern Natural Sciences Concepts (The System of Basic Concepts): Manual (2nd Edition) / G.G.Granatov. - M: Flinta: MPSI, 2008. - 576 p.

3. Ivanova, E.Yu. Physics Fundamentals Teaching to the Students of Secondary Professional Humanitarian Educational Institutions Under the Conditions of Integration of Natural-Scientific and Humanitarian Cultures: Synopsis of Diss. ... Candidate of Pedagogics. 13.00.02 - Theory and Methods of Teaching Physics / E.Yu. Ivanova. - 2007. - 22 p.

4. Naydysh, V.M. Modern Natural Sciences Concepts: Textbook / V.M. Naydysh - 3rd Edit, Rev. and Enl. - M.: Alfa-M; Infra - M, 2007. - 704 p.

5. Novik, I.V. Questions of Thinking Style in Natural Sciences / I.V. Novik. - M: Publishing House of Political Literature, 1975. - 144 p.

6. Snow, Ch. Two Cultures / Ch.Snow. - M., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.