Научная статья на тему 'Основание Михайло-Архангельского монастыря -основание Архангельска'

Основание Михайло-Архангельского монастыря -основание Архангельска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
949
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАСТЫРЬ / АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ ИОАНН / БЛАГОСЛОВЕННАЯ ГРАМОТА / ИГУМЕНЫ МОНАСТЫРЯ СВ. АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА / АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГРАД / ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лукин Юрий Федорович

Статья раскрывает проблему исторического определения даты благословенной грамоты архиепископа Новгородского Иоанна к игумену монастыря Св. Архистратига Михаила Луке. Основание Михайло-Архангельского монастыря в 1388 году и есть дата основания Архангельска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основание Михайло-Архангельского монастыря -основание Архангельска»

УДК 94(470.11)

ЛУКИН Юрий Федорович, доктор исторических наук, профессор Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Автор более 200 научных публикаций

ОСНОВАНИЕ МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКОГО МОНАСТЫРЯ -

ОСНОВАНИЕ АРХАНГЕЛЬСКА

Статья раскрывает проблему исторического определения даты благословенной грамоты архиепископа Новгородского Иоанна к игумену монастыря Св. Архистратига Михаила - Луке. Основание Михайло-Архангельско-го монастыря в 1388 году и есть дата основания Архангельска.

Монастырь, архиепископ Новгородский Иоанн, благословенная грамота, игумены монастыря Св. Архистратига Михаила, Архангельский град, летоисчисление

«Во мраке глубокой древности сокрыто от нас возникновение первой обители далекого севера -монастыря Св. Архистратига Михаила», - отмечал в своем историческом очерке священник Аркадий Кириллов1.

Какие документально подтвержденные свидетельства имеются в распоряжении историков, когда речь заходит о возникновении Михайло-Архангельского монастыря в устье Северной Двины? Обычно при определении времени основания монастыря ссылаются на благословленную грамоту Иоанна, архиепископа Новгородского, в которой он благословлял вседневную службу у Св. Михаила и утвердил игуменом новой обители Луку. Миссия новой обители заключалась в том, чтобы стать главным монастырем Двинской земли «от Емцы до моря». Текст благословленной грамоты Иоанна был опубликован в 1812 году Антониева монасты-

ря архимандритом Амвросием в его труде по истории Российской иерархии ив 1813 году К. Молчановым в описании Архангельской гу-бернии2. Архимандрит Амвросий и К. Молчанов публиковали грамоту по подлиннику, тогда еще хранившемуся в архиве Михайло-Архан-гельского монастыря, но который впоследствии был утрачен.

Приведу полный текст благословенной грамоты архиепископа Иоанна, поскольку издания, в которых она была опубликована, давно уже стали библиографической редкостью. Данная грамота имеет важное значение для обоснования даты возникновения Михайло-Архан-гельского монастыря, а следовательно, и для определения начальной даты возникновения Архангельска. Грамота небольшая по объему, но очень емкая по своему содержанию. Вот ее текст.

Благословенная грамота Новгородскаго архиепископа Иоанна игумену Архангельскаго монастыря Лукъ

«Благослови ар^епископъ новгородский Иоаннъ владыка у св. Михаила вседневную службу и благослови игуменомъ Луку къ св. Михаилу, и буди милость Божя и святыя Софт и святаго Михаила на посадникахъ двинскихъ, и на двин-скихъ боярахъ, и на боярахъ новгородскихъ и заволочскихъ, на владычнъ намъст-никъ, на купецкомъ старостъ и на всъхъ купцахъ новгороцкихъ и заволочскихъ, и на игуменахъ и на попъхъ, и на всемъ причте церковномъ, и на соцкомъ и на всъхъ крестьянахъ, отъ Емцы и до моря, что есть потребовали милости Божiей св. Михаилу вседневную службу. И вы, дети мои, почтитеся о милостынъ къ св. Михаилу и къ игумену, и ко всему стаду. А ты, игуменъ, съ соборомъ и стадомъ св. Михаила, Бога моли за всехъ крестьянъ, и буди милость Божя, св. Софт и св. Михаила на всехъ крестьянахъ и владычне благословете 1оанново»3.

В чем же тогда заключается проблема с определением даты основания Михайло-Архан-гельского монастыря? Кажется, что не сложно определить возраст монастыря, если существует такая благословенная грамота. Весь вопрос заключается в определении датировки указанной грамоты: когда, в каком году она была написана? На основании этой грамоты одни историки относили основание монастыря к XII веку (Карамзин, Крестинин и др.), другие - ко второй половине

XIV века (митрополит Макарий, архимандрит Амвросий). В.В. Крестинин подвергал сомнению авторство благословленной грамоты архиепископа Новгородского Иоанна только на том основании, что с таким именем в истории было три новгородских архиерея, и какому из них приписать издание данной грамоты «знать не можно»? В самой грамоте не был указан год, месяц и число, что и привело к трудностям в датировке данного документа.

В.В. Крестинин о дате основания Михайло-Архангельского монастыря

Исторических тогдашняго времени свидетельств, осталося не известно потомкам. Единое токмо сие обстоятельство известно из предреченныя Новгородскаго Архиерея Иоанна, о благословении Заволоцких Христиан, грамоты, что во время святительства сего Христианским народом, от Емцы реки и до моря. Новгородский летописец показывает нам трех древния Ве-ликоновгородския Епархии Архиереев под именем Иоанна: первый Иоанн, посвященный на Архиерейство 6618/1113 года, скончался в лето 6638/1130, вторый Иоанн, поставленный по Епископа 6673/1165 года, преставился в лето 6694/1186; третий Иоанн, возведенный на Архиерейство 6896/1388 года, оставил Епископство по принятии схимы в лето 6922/1414. Но которому из них издание вышереченныя грамоты надлежит приписать, сие, по самому тоя грамоты составу, знать не можно. Ибо оная, по обыкновению тогдашних грубых времен, утверждена одною токмо Архиерейскою свинцовою печатью, без подписания в сей грамоте года, месяца и числа, и без всякого показания других примет, способствующих узнать время, в которое сия грамота написана и дана была Заволоцкому монастырю.

Источник: Исторические начатки о Двинском народе древних, средних, новых и новейших времен, сочиненные Василием Крестининым Архангелогородским Гражданином. Часть первая. СПб, 1784.

В.В. Крестинин, анализируя известные ему документы, относил основание Михайло-Архангель-ского монастыря не к третьему Иоанну, а к первому либо ко второму, жившим в двенадцатом веке. Он отмечает «превосходную древность нашего Архангельскаго монастыря, между Российскими монастырями», основанного в XII веке.

Чтобы установить авторство и датировку благословленной грамоты архиепископа Новгородского Иоанна игумену Архангельского монастыря Луке, необходим тщательный сравнительный анализ разных письменных источников, имеющихся в распоряжении исследователей.

Для современного читателя требуется дать очень краткое пояснение о том, кто такой «архиепископ», какова была процедура или, точнее, обряд его посвящения в эту важную церковную должность. Архиепископ в греческом языке означает «старший среди епископов», «главный епископ»; архиерей - начальник епархии, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархий, затем - глава епархии как церковно-административного округа. В России первый из епископов, получивший звание архиепископа, был Новгородский, в 1165 году4. До половины двенадцатого века архиепископа рукополагал русский митрополит с собором епископов в Киеве. Но со второй половины двенадцатого века новгородцы начали выбирать из местного духовенства своего владыку, собираясь «всем городом» на вече и посылая затем избранного архиепископа Новгородского к митрополиту для рукоположения.

Какие функции выполнял архиепископ в управлении Новгородом? Значение владыки Новгородского было двух видов: 1) одно каноническое, определяемое церковным правилами, уставами; 2) другое значение - политическое, принадлежавшее исключительно только владыке Новгородскому и определенное новгородскими обычаями. По канонической власти владыке было подчинено все духовенство не только в Новгороде, его пригородах, но и в отдаленных новгородских волостях, в Заволочье. В 1446 году архиепископ Новгородский Евфимий ездил даже в Заволочье и благословил Новгородскую вотчину. В ведении владыки был надзор за общественной

нравственностью всех мирских людей во всех новгородских владениях. Суду владыки подлежали все дела по семейным отношениям, споры по имуществу, по наследству. Владыка вместе с софийским клиром заведовал всеми торговыми мерами и весами. При Новгородской архиерейской кафедре, то есть при церкви Святой Софии, был особый штат, состоящий из духовных и мирских лиц, известных в летописях под именем со-фиян. В этот штат входили протопопы, священники, диаконы и другие служители церкви, бояре и слуги из светских людей. Новгородский владыка все дела по управлению и суду церковному, а также управление селами и городами в своих владениях поручал именно софиянам.

Выполняя политические функции, владыка Новгородский был первым властным лицом в Новгороде, имел своих бояр и свои полки ратных людей со своими знаменами и воеводами. У него было право посылать или не посылать свои полки вместе с новгородской ратью, он давал воеводам персональные наказы, как действовать во время походов. Владыка Новгородский был богатейшим землевладельцем в Новгороде, ему принадлежали огромные волости в Заволочье. Он принимал деятельное участие во всех переговорах Новгорода с князьями, во всех внешних отношениях с Швецией, Данией, Ливонским орденом, Литвою. Все договорные грамоты Новгорода писались по благословению владыки и утверждались его печатью. Владыка выступал посредником во время политических конфликтов в самом Новгороде. Он нередко принимал на себя значительные издержки на общественные дела, вел строительство, давал денежные пособия.

Чтобы определить датировку исследуемой грамоты, следует установить годы владычества архиепископа Новгородского Иоанна. Дело в том, что в списке новгородских епископов ХИ-Х1У веков значатся три человека по имени Иоанн. Однако первый Иоанн из них в 1110-1130 гг. не был архиепископом, так как архиепископство было введено в 1165 году. Второй Иоанн в 1165-1186 гг. - первый архиепископ Новгородский, поставленный из священников, до пострижения в великую схиму, будучи епископом, носил имя Илия. Поэтому следует относить Архангельскую благословленную

грамоту ко времени Иоанна - третьего архиепископа Новгородского, служба которого продолжалось в 1388-1414 гг.5.

Известный исследователь двинских грамот

XV века А.А. Шахматов считал, что архиепископ Новгородский Иоанн занимал софийскую кафедру в 1388-1414 годах. «Из этой грамоты видно, что игумен Лука был современником архиепископа Иоанна (1388-1414 гг.)», - писал А.А. Шахматов в предисловии перед текстом публикуемой им копии благословленной грамоты в первом приложении6.

В тексте своего исследования о двинских грамотах А. Шахматов вполне уверенно отмечал: ««Архангельский Михайловский монастырь основан вXIVстолетии. Благословенная грамота монастырю, печатаемая ниже в первом приложении, относится к 1388-1414 гг. Под 1419 годом Михайлов монастырь упоминается в Новгородской первой летописи. Благословленная грамота архиепископа Новгородского Иоанна называет первым игуменом Михайловским Луку»1.

Вместе с тем в тексте А.А. Шахматова встречается еще одна дата: «архиепископ Иоанн от 1389 до 1414 года»8. Профессор В.Н. Булатов в учебном пособии для вузов «Русский Север» (2006 г.) заметил: «Крупнейший специалист по истории Севера А.А. Шахматов в своей работе “Исследование о двинских грамотах XV века”

отнес появление монастыря к 1388-1444 гг.»9. Здесь, скорее всего, опечатка, вместо 1414 года ошибочно указан 1444 год.

В.Ф. Андреев в своей статье «О дате основания Михайловского Архангельского монастыря» (1988 г.) уточняет даты новгородского архиепископства Иоанна, давшего благословение новой двинской обители, и годы игуменства Луки - основателя Михайло-Архангельского монастыря. Опираясь на свидетельство Новгородской первой летописи, В. Ф. Андреев установил, что благословенная грамота об основании Михай-ло-Архангельского монастыря была составлена не ранее 8 февраля 1389 года, потому что Иоанн был хиротонисан в Москве 17 января 1389 года, а вернулся в Новгород 8 февраля. Отказался от кафедры или «соиде со владычества» Иоанн не позднее 20 января 1415 года.

Таким образом, благословенная грамота составлена не ранее 8-го февраля 1389 года и не позднее 20-го января 1415 года10.

Разночтения о начальных годах владычества Иоанна в Великом Новгороде происходят, по моему мнению, из-за длительности сроков прохождения вновь избранного архиепископа обряда хиротонии. Как сказали бы мы, используя современную терминологию, в церковной организации затянулся процесс утверждения на одну из важнейших церковных должностей.

В Полном православном богословском энциклопедическом словаре различаются обряды «хиротесия», что означает руковозложение, и «хиротония», или рукопротяжение.

«Хиротесия бывает при посвящении в низшие церковные должности... и при ней не сообщается тех благодатных даров, которые даются в таинстве священства — или при хиротонии во диакона, пресвитера, епископа. Современное словоупотребление несколько перепутало понятия: посвящение в священника называется «рукоположением», а о «хиротонии» говорят лишь в применении к посвящению в епископа».

Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 11. Репринтное издание. М., 1992. С. 2280.

Иоанн был избран, по сообщению «Новгородской первой летописи старшего и младшего изводов» (Л., 1950), седьмого мая 1388 года из игуменов Хутынских (Спасо-Хутынского монастыря), а хиротонисан в Москве в архиепископа Новгородского и Псковского 17 января 1389 года. То есть, с момента его избрания архиепископом Новгородским до утверждения в этой должности посредством совершения специального церковного обряда прошло более восьми месяцев.

Что касается конечной даты владычества Иоанна Новгородского, то даже если взять дату его ухода с этой церковной должности 20 января 1415 года, то эти несколько январских дней не являются принципиально важными для исследования даты основания Михайло-Архангельского монастыря. Поэтому автор относится к тем исследователям, которые придерживаются позиции

А.А. Шахматова в дискуссии о годах владычества архиепископа Новгородского Иоанна, а именно - 1388-1414 гг.

Как проходила процедура избрания Иоанна? Весной 1388 года архиепископ Новгородский Алексий, правивший новгородской церковью тридцать лет без одного года и пяти месяцев, добровольно оставил престол владыки и удалился в Деревяницкий монастырь. Новгородцы просили его, чтобы он указал преемника. В ответ он предложил избрать трех мужей достойных, положить три жребия на святой трапезе, написав имена, «и кого вам Бог даст, того я благословлю». По такому совету владыки Новгородское вече избрало трех достойных мужей - игумена Хутынского Иоанна, игумена Благовещенского Парфения и игумена Рождественского Афанасия. Их имена положили на престол в храме Святой Софии; священники отслужили обедню, а новгородцы стояли вечем у Софийского храма. По окончании обедни протопоп Измаил начал вынимать жребии, первый вынулся жребий Афанасия, потом - Парфения. Иоаннов жребий остался на престоле - и это было признано указанием, что Бог и святая София избрали Иоанна. Вслед за этим всем Новгородом ввели Иоанна на сени во дворе владыки, где его благословил прежний архиепископ Новгородский Алексий.

Ситуация в Новгороде была тогда не очень спокойной. Осенью 1388 года в Новгороде произошел сильный мятеж, который длился две недели. Три конца Софийской стороны восстали против посадника (первая выборная власть после владыки) Осипа Захарьинича, вооружились как на рать и пошли грабить его дом, а потом начали грабить противников, рубить суда. Только после всех этих событий владыка Иоанн ездил зимой с большим новгородским посольством в Москву к митрополиту на посвящение.

Таким образом, будучи избранным на Новгородском вече по жребию из трех возможных кандидатур, получив благословение прежнего архиепископа, Иоанн уже весною 1388 года был вполне легитимен и мог исполнять в полном объеме обязанности архиепископа, но официально признанный статус архиепископа («хиротонисан митрополитом») он получил позднее в силу разных обстоятельств.

Прекрасную возможность уточнить датировку благословленной грамоты Иоанна дает упоминание в ней архангельского игумена Луки. Новгородский владыка Иоанн в своей грамоте благословлял «игуменом Луку к Святому Михаилу». С таким именем в данном монастыре был в XIV-XV веках только один человек. Уточнив дату игуменства Луки, мы тем самым определяем возраст Михайло-Архангельского монастыря и дату основания Архангельского града. Вот почему так важно определить, когда Лука был игуменом, кто были его преемники и когда они управляли монастырем.

Как известно, внутреннее управление монастырей было выборным. Избирались игумен, келарь и ключник. Из них только игумен утверждался владыкой Новгородским. Допускалось участие мирских людей в избрании монастырских настоятелей. «Игумен» означает «ведущий, правящий, руководящий», начальник всякого монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха. Игумены были последовательными защитниками интересов православной церкви11.

В.Ф. Андреев считает, что преемники игумена Луки - игумены Иван (Иоанн) и Адриан -действовали в первой четверти пятнадцатого века, а игумен Иван (Иоанн), возможно, и на рубеже ХГУ-ХУ веков. Из его анализа вполне логично, что Лука был настоятелем монастыря до следующих монастырских начальников Ивана (Иоанна) и Адриана, в конце четырнадцатого века, не ранее 1389 года. Этим временем и датируется, по мнению В.Ф. Андреева, благословленная грамота архиепископа Иоанна. Завершая свою статью, он не называет точной даты основания монастыря, относя ее к концу четырнадцатого века: «Указанное обстоятельство позволяет, как нам кажется, время основания монастыря, конец четырнадцатого века, считать датой основания Архангельска»12.

«Указанное обстоятельство» - это, по-су-ществу, миссия Михайло-Архангельского монастыря, который был создан в качестве главного монастыря Двинской земли и должен быть главным культовым центром всей Двинской земли.

Выскажу и свою авторскую гипотезу. После избрания на вече (верховная власть в Новгороде) архиепископом в мае 1388 года Иоанн не мог оставаться не у дел и сразу же начал исполнять свои обязанности новгородского владыки. Вероятнее всего, архиепископ Новгородский Иоанн утвердил подготовленную заранее благословенную грамоту в какой-то из восьми месяцев в мае 1388 - январе 1389 годов. Но так как он не был официально утвержден архиепископом, то есть не прошел церемонии символического сообщения благослов-ления, благодати, не был хиротонисан митрополитом в Москве, то на благословленной грамоте по этой причине могла быть не поставлена дата, зато имеется архиерейская свинцовая печать? Могла ли такая печать находиться в других руках, не у новгородского архимандрита Иоанна? Могла, что очень маловероятно. Нам не известны какие-то меры по изменению содержания архангельской грамоты игумену Луке в последующие годы, не известны многие другие исторические обстоятельства. В начале 1389 года благословенная архангельская грамота была доставлена на Двину и Лука стал первым легитимным игуменом Михайло-Архангельской обители.

Напомню, что архиепископ Новгородский Иоанн владычествовал в 1388-1414 годах. Это означает, что в 1400-1414 годах он не мог писать грамоту игумену Луке. Почему?.. Начальниками Михайло-Архангельского монастыря в 14001414 годах были уже другие игумены - не Лука, а Иван (Иоанн) и Адриан. Тем более что, по некоторым источникам, упомянутый архангельский игумен Иоанн, принявший бразды правления монастырем сразу после игумена Луки, управлял монастырем на рубеже XIV-XV веков и погиб во время нападения норвежцев в 1419 году.

Лука был игуменом Михайло-Архангельского монастыря в конце XIV века с 1388 года, предположительно, до 1400 года. До своего утверждения начальником монастыря, до благословления его на эту должность архиепископом Новгородским Иоанном Лука был священником - иеромонахом. Игумена Луку можно считать не только первым легитимным правителем Михайло-Архангель-ского монастыря, но и законным основателем Архангельска. Это, выражаясь современным языком, игумен-градоначальник, совмещающий должности игумена православной обители и «первого мэра» того давнего маленького поселения людей в устье Северной Двины - Архангельского града.

Акты Архангельского монастыря позволяют установить, что Лука был старше других игуменов, а именно следовавших за ним Ивана (Иоанна), Адриана и Акакия. Это следует из отношений, установленных именем упомянутого в нескольких купчих Михайло-Архангельско-го монастыря старосты Стефана. Стефан был старостой при трех игуменах: при Луке, Иване и Адриане. Вероятно, он при Адриане и умер, после чего его сменил староста Федор. Но при Луке, кроме Стефана, находим старосту Василия. Отсюда следует, что Стефан стал старостой при Луке, сменив Василия; пробыл затем старостой при игумене Иване, умер при Ивановом преемнике. Таким образом, Лука старше Ивана, Иван старше Адриана. Лука был современником архиепископа Новгородского Иоанна. Таков был ход рассуждений А.А. Шахматова. Проблеме установления игуменства первых преемников Луки посвящены работы В.Г. Мироновой,

В.Л. Янина, оспоривших шахматовскую схему последовательной смены архангельских игуменов и старост.

Не вдаваясь в детали дискуссии по этому вопросу, приведу имена первых архангельских игуменов XIV и XV веков, используя исследования А.А. Шахматова, список П. Строева 1877 года, исторический очерк священника Ар-

кадия Кириллова (1898 г.), статью В.Ф. Андреева

о дате основания Михайловского Архангельского монастыря (1988 г.), опись Государственного архива Архангельской области, составленную Н.А. Шумиловым (1989 г.), и другие источники, исследованные мною в Государственном архиве Архангельской области (грамоты, вкладные, купчие и т.п.)13.

Таблица

Игумены Михайло-Архангельского монастыря в ХГУ-ХУ веках

№ Даты игуменства (управления монастырем) Имена архангельских игуменов Х1У-ХУ вв. Примечания

1 1388-1400 гг. Лука Первый легитимный игумен монастыря, основатель Архангельска.

2 Первая четверть XV в. - 1400-1419 гг. Иоанн Возможно, погиб в 1419 г. в ходе нападения норвежцев, когда монастырь был сожжен.

3 Конец первой и во второй четверти XV в. Адриан Приводится по статье В.Ф. Андреева «О дате основания Михайловского Архангельского монастыря» (1988 г.).

4 XV в. Акакий А.А. Шахматов, 1903 г.

5 XV в. Афанасий А.А. Шахматов, 1903 г.

6 1534-1547 гг. Феодосий По его челобитью монастырю дарована царем Иваном Грозным жалованная грамота (ГААО. Ф. 57. Оп. 2 - список грамоты от 6.03.1543).

7 26 янв. 1549 г. Алексей Указывается в списке П. Строева 1877 г.

8 12 апр.1556 г. Герман Указывается в списке П. Строева 1877 г.

9 1558-1563 гг. Сергий Игумен Сергий упоминается в купчей от 14 мая 1560 г. (ГААО. Ф. 57. Оп. 2. Д. 26).

10 1567-1584 гг. Иосаф Вкладные «в Архангельский монастырь игумену Иосафу с братией» датируются: 21 марта 1567 г., 1568 г., 29 декабря 1578 г. (ГААО. Ф. 57. Оп. 2).

11 1585-1589 гг. Евфимий Грамота царя Федора Иоанновича 1586 года (ГААО. Ф. 57. Оп. 2. Д. 49). Список с подрядной от 26 августа 1585 г. (ГААО. Ф. 57. Оп. 2. Д. 45).

12 1589-1596 гг. Лаврентий По его челобитным последовало пять грамот царя Федора Иоанновича (список 8 июня 1592 г. - ГААО. Ф. 57. Оп. 2. Д. 56).

Традиционно Лука считался первым игуменом Михайло-Архангельского монастыря, но Н.А. Шумилов поставил под сомнение его первенство. В рукописи четырнадцатого века (Описание русских и славянских пергаментных руко-

писей. Л., 1953; Евангельские чтения с XIV в.) упоминается игумен Никита: «поклон от Фрола господину игумену Миките. Господине игумен, доправили, Господине Бога дела книги на Двину к Святому Михаилу»14. Кто был этот архангель-

ский игумен? Начальником одного из существующих монастырей - Успенского или Лявлен-ского? Вопрос остается открытым. Кроме того, возникает еще один вопрос: «А мог ли вообще называться игуменом начальник монастыря без получения благословения архиепископа Новгородского»? Поэтому автор статьи пока не включает Никиту в число действующих легитимных игуменов Михайло-Архангельского монастыря.

В списках иерархов и настоятелей монастырей П. Строева против имени первого игумена Луки стоит дата «1400» и карандашом - «1398». Вероятнее всего, это годы ухода Луки с должности игумена. После Луки игумены и строители монастыря, по списку П. Строева (Списки иерархов и настоятелей монастырей. СПб, 1877. С. 822), исчисляются в следующем порядке: Акакий, Стефан, Адриан, Иоанн, Афанасий - в XV веке; Феодосий - в 1534-1547 гг. и т.д. (см. таблицу). Здесь вызывает сомнения упомянутый П. Строевым «игумен Стефан». Так, А.А. Шахматов под таким именем указывает старосту Степана (Стефана), который поэтому не включен автором статьи в составленный список игуменов Михайло-Архангельского монастыря в XIV-XV веках.

Таким образом, в результате тщательного анализа появляется возможность более или менее точно определить хронологические рамки Архангельской благословленной грамоты архиепископа Иоанна Новгородского Луке - игумену монастыря Святого Архистратига Михаила, датами не ранее 1388 года (Иоанн избран архиепископом Новгородским в этом году) и не позднее 1400 года, так как игумена Луку сменили в XV веке другие начальники монастыря. Только в эти двенадцать лет (1388-1400 гг.) могла появиться данная грамота, поскольку деятельность архиепископа Новгородского Иоанна и архангельского игумена Луки пересекалась только в эти указанные годы. Что касается более точной датировки архангельской благословленной грамоты игумену Луке, то, вероятнее всего, это был 1388 год, который и является датой основания Архангельского монастырско-городского поселения.

Документальные исторические подтверждения более ранней даты основания поселения, чем конец четырнадцатого века, пока не извест-

ны, не введены в научный оборот. Автор уверен, что они обязательно появятся.

Когда автор начинал писать в 1967-1968 годах курсовую работу о дате основания Архангельска, научным руководителем которого был Георгий Георгиевич Фруменков, завязалась дискуссия только о том, когда был основан город Архангельск -в 1584 или в 1583 году. Прошли годы, много было сломано «научных копий» в бесплодных поисках ответа на вопрос: 1584 или 1583? Система доказательств, подход к анализу документов, их введение в научный оборот нашли отражение в работах А.А. Куратова, Г.Г. Фруменкова, других авторов. Но разве это имеет с позиций сегодняшнего дня какое-то важное значение? Годом раньше, годом позже, но в те годы (1583-1584 гг.) была построена всего лишь деревянная военная крепость, которую официально и назвали «городом» и не более того. А сам город Архангельск, как монастырско-городское поселение, оказался старше этой военной крепости как минимум почти на двести лет. Кто-то следующий за нами, отодвинет дату основания Архангельского града еще лет на двести-пятьсот, а то и более лет тому назад, чем 1388 год? Это совершенно нормальный бесконечный процесс познания.

Полностью согласен с В.Н. Булатовым, что вопрос о дате возникновения Архангельска можно считать принципиальным. «Надеюсь, что установить истину поможет выявление дополнительных исторических источников и проведение тщательных археологических раскопок», - писал Владимир Николаевич в своем учебном пособии «Русский Север» в 2006 году15.

В отечественной истории город всегда «подвергался большим изменениям, в разные времена принимал чрезвычайно разнообразные формы»16.

В.О. Ключевский, как известно, методологически выделял четыре типа русских городов: 1) укрепленный город-двор, одинокий укрепленный двор, однодворок; 2) город-село, состоящий из нескольких дворов, которые сняли свои отдельные ограды и, став близко друг к другу, опоясались все одной общей оградой; 3) город-застава - военная крепость, пограничное поселение; 4) город - посад торговый.

Обратите внимание на то, что В.О. Ключевский называл городом даже один загороженный, укрепленный двор. Поэтому совершенно оправданно методологически искать в начальной истории Архангельска хотя бы один двор, самый первый, который появился на месте будущего монастырского поселения, трансформировавшегося затем в военную крепость-заставу, город-порт, городской посад. Ответ на вопрос: «Когда появился первый монах и поставил свое жилище (келью) в устье Северной Двины на Пур-Наволоке?», - дает нам историческую дату основания Архангельского города-монастыря.

Михайло-Архангельский монастырь был основан в конце четырнадцатого века (1388 г.) в стратегически важном для обеспечения безопасности и развития торговли месте Двинской земли - в устье Северной Двины, дающей выход стране к морской дороге через северные моря. Монахи построили в устье Северной Двины деревянные церковь, кельи, житные и рухлядные амбары, ограду. Михайло-Архангельский монастырь имел около себя приход, как и обычная приходская церковь. Монахи наряду с духовно-религиозной активно вели и хозяйственную деятельность.

В Государственном архиве Архангельской области сохранилось небольшое количество ценнейших актовых материалов по истории социально-экономического развития Михайло-Архангельского монастыря в XV-XVI столетиях. Окружающий его крестьянский поморский мир составлял ту социально-экономическую внешнюю среду, в которой существовал Ми-хайло-Архангельский монастырь со времени основания. Он стал своеобразным центром притяжения для существующих поселений в Двинской земле, выполняя самые разнообразные функции, присущие разве только что крупному городскому поселению. Здесь заключались и оформлялись юридические сделки, хранились публичные акты или иные документы, касающиеся владения рыбными тонями, земельными участками, орудиями промысла. Уцелели десятки купчих, закладных, данных, меновых, договорных и иных крестьянских частных актов, которые позволяют по-новому взглянуть на

историю Архангельска в XIV-XV веках. Среди 571 дела постоянного хранения, входящих в архивную опись фонда 57 Михайло-Архан-гельского монастыря, имеются списки с продажных записей, купчие, менные, отводные, закладные, отступные, мировые записи, расписки, оброчные, квитанции и другие акты, характеризующие социально-экономическую жизнь непосредственно двинских крестьян XIV века. В них упоминаются имена наших предков, названия поселений, существовавших в то время.

Продавались, закладывались рыболовные участки - тони в Малой и Большой Нячере на Двине, Кегострове, на Андреяновом берегу и в других местах. Упоминались поселения Кехта, Кегострово, Ненокса, деревни Букаркинская, Верхняя Рыболова, Емельяновская, Ермолинская, Логинская, Ластоха, Лая, Часовенская, Фо-фановская и другие17.

Исследованные частные акты северных крестьян показывают активную жизнь той социальной среды, которая окружала Архангельский град, или Михайло-Архангельский монастырь, во всем ее многообразии в тот период, когда еще не была официально построена новая военная крепость - «город» в устье Северной Двины. Сам монастырь был не только реальным центром социальной жизни нижнего Подвинья, но и ее активным участником, владельцем земельных и водных участков, покупателем и продавцом, кредитором и менялой. Он выполнял разнообразные торгово-экономические функции. Все это важно для понимания роли монастырской обители, монастырского городского поселения и его трансформации в торгово-ремесленный посад.

Так, с конца XIV века начинается летоисчисление Михайло-Архангельского монастыря, дата рождения которого будет датой рождения Архангельска в устье Северной Двины, имеющего, таким образом, солидный возраст более 620 лет18. Великий Новгород учредил в устье Северной Двины на мысе Пур-Наволок в XIV столетии (1388 г.) духовно-православную обитель - монастырь Михаила Архангела, а Москва в конце XIV века (1583-1584 гг.) на том же самом месте построила государеву военную крепость, или

«город». Монастырь Михаила Архангела стал жизни в устье Северной Двины задолго до строи-

местом религиозно-нравственного служения, тельства здесь военной крепости и морской при-

духовно-культурной, социально-экономической стани в конце XIV века.

Примечания

1 Монастырь Св. Архистратига Михаила в городе Архангельске (исторический очерк) / составил священник А. Кириллов. Архангельск, 1898. С. 4. В перечне использованных исторических источников составителем очерка упоминаются: А.А. Титов. Двинская летопись. М., 1889; Рукописный сборник царских грамот и выписок из писцовых книг о владениях монастыря; Любопытный месяцеслов на лето от Рождества Христова 1795. М.; Амвросий арх. История Российской иерархии. Т. 3; Описи монастыря за 1683, 1726 и 1780 гг. (две последние рукописные); М. Сибирцев. Исторические сведения из церковно-религиозного быта г. Архангельска в XVII и первой половине XVIII в. Архангельск, 1894.

2 Текст грамоты был опубликован: История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии ректором и богословия учителем, Антониева монастыря архимандритом Амвросием. Т. III. М., 1812; Молчанов К. Описание Архангельской губернии. СПб, 1813; Шахматов А.А. Исследование о двинских грамотах XV в. Ч. II. СПб, 1903; Андреев В.Ф. О дате основания Михайловского Архангельского монастыря // Культура Русского Севера / отв. ред. К.В. Чистов. Л., 1988; Шумилов Н.А. ГААО. Ф. 57. Опись 1. Архимандрит Амвросий и К. Молчанов публиковали грамоту по подлиннику, хранившемуся в архиве Михайло-Архангельского монастыря. Впоследствии подлинник был утрачен. В 1813 году, как видно из «Описания Архангельской губернии» К. Молчанова, он еще находился в Архангельском монастыре. По изданию Молчанова (1813 г.) текст благословенной грамоты архиепископа Новгородского Иоанна опубликован в «Актах новгородских, относящихся к Двине» за номером один в исследовании о двинских грамотах XV века А.А. Шахматова. Ч. I и II. СПб. 1903. С. 145-146.

3 Цит. по: «Монастырь Св. Архистратига Михаила в городе Архангельске (исторический очерк) / составил священник А. Кириллов. Архангельск, 1898. С. 5.

4 Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. Репринтное издание. М., 1992.

С. 247-248.

5 А. Кириллов обоснованно относит эту грамоту ко времени Иоанна, архиепископа Новгородского, но даты его служения приводит другие: с 1386 по 1414 годы. Почему он указывает 1386 год - сие не совсем ясно. Видимо, это опечатка.

6 Шахматов А.А. Исследование о Двинских грамотах XV века. Ч. II. СПб. 1903. С. 145.

7 Шахматов А.А. Там же. С. 40.

8 Шахматов А.А. Там же. С. 3.

9 Булатов В.Н. Русский Север: учебное пособие для вузов. М., 2006. С.465.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Андреев В. Ф. О дате основания Михайловского Архангельского монастыря // Культура Русского Севера: сборник / отв. ред. член-корр. АН СССР К.В. Чистов. Л., 1988. С. 67-69.

11 Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. Репринтное издание. М., 1992. С. 927.

12 Андреев В.Ф. Цит. соч. С. 69.

13 ГААО. Ф. 57. Оп. 2; Монастырь Св. Архистратига Михаила в городе Архангельске (исторический очерк) / сост. священник А. Кириллов. Архангельск, 1898; Андреев В.Ф. О дате основания Михайловского Архангельского монастыря // Культура Русского Севера: сборник / отв. ред. член-корр. АН СССР К.В. Чистов. Л., 1988. С. 68; Шумилов Н.А. (1989) // ГААО. Ф. 57. Опись 2 дел постоянного хранения за XV в. - 1771 год; и др.

14 Цит. по: Шумилов Н.А. // ГААО. Ф. 57. Опись 2 дел постоянного хранения за XV в. - 1771 год.

15 Булатов В.Н. Русский Север: учебное пособие для вузов. М., 2006. С. 486.

16 Ключевский В.О. Сочинения в восьми томах. Т. VI. Специальные курсы. М., 1959. С. 239.

17 ГААО. Ф. 57. Оп. 2.

18 Более подробно о начале Архангельского города см.: Лукин Ю.Ф. Новая Архангельская летопись. Архангельск, 2008.

Lukin Yury

FOUNDATION OF ARCHANGEL MIKHAIL MONASTERY - FOUNDATION

OF ARKHANGELSK

The article considers historical determination of the date of the Blessed charter of Ioann, Archbishop of Novgorod, to Luke, Father Superior of the Archistratigus Michael Monastery. The foundation of Archangel Mikhail Monastery in 1388 is the date of Arkhangelsk foundation.

Рецензент - Соколова Ф.Х., доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой регионоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.